Откуда возникло деление числа в данном отношении. Конспект урока "деление числа в данном отношении". Окно контрольного значения для отслеживания результатов
Глава 3 ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
§ 15. ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА В ДАННОМ ОТНОШЕНИИ. МАСШТАБ
1. Пропорциональное деление
На практике часто возникают задачи с требованием поделить некоторую величину в заданном отношении: распределение доходов, приготовления различных смесей или блюд и тому подобное. Чтобы решить такие задачи, надо выполнить пропорциональное деление данной величины.
На рисунке 16 вы видите отрезок A В, точка С делит в отношении 2: 3. Можем составить пропорцию:
Из этой пропорции следует, что
Пусть значение отношений данной пропорции равен k , тогда Отсюда то есть АС = 2 k и ВС = 3 k . Итак, мы осуществили пропорциональное деление отрезка АВ в отношении 2: 3 и выразили длины его частей АС и ВС через число k (рис. 17).
Рис. 16
Рис. 17
Запомните!
Число, которое равно значению отношений пропорции, называется коэффициентом пропорциональности.
Коэффициент пропорциональности обозначают буквой k . Иногда приходится пропорционально делить величину более чем на две части. И здесь снова на помощь приходит коэффициент пропорциональности.
Задача 1. Разделите число 60 в отношении 3:4:5 .
Решения. Пусть к - коэффициент пропорциональности. Тогда первая часть данного числа равна 3к, вторая - Ah , а третья - 5к. Поскольку число, которое надо разделить, равен 60, то можем составить уравнение: 3 k + Ah + 5 k = 60. Отсюда: к = 5. Итак, первая часть числа равна 3 ∙ 5 = 15, вторая - 4 ∙ 5 = 20, а третья - 5 ∙ 5= 25.
2. Масштаб
Для изображения на бумаге предметов из окружающего мира нужно менять их реальные размеры: большие предметы доводит вся уменьшать, а маленькие, наоборот, увеличивать. Но для того, чтобы чертеж или план давали правил вне представления о предметах, необходимо изменять их размеры пропорционально. Для этого используют масштаб изображения.
Чаще всего масштаб применяют для создания географических карт.
Запомните!
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом карты.
Обозначают: «М: 1: 1 000 000». Этот зал с означает, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности.
Задача 2 . Расстояние между Черкассами и Харьковом на карте равна 4,1 см. Найдите расстояние между этими городами на местности, если масштаб карты 1:10 000 000.
Решения.
На карте: 4,1 см -1см
На местности: х -10000000 см
Тогда отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности: 4,1: х. Значение данного отношения равен значению масштаба карты, следовательно, 4,1: х=1:10 000 000.
Отсюда
Следовательно, расстояние от Черкасс до Харькова - 410 км.
Как записать масштаб изображения, если на нем нужно увеличить реальные размеры предмета например, в 1000 раз. В таком случае масштаб записывают наоборот: 1000: 1. Такой масштаб понадобится, когда нужно изобразить, например, детали часов
Узнайте больше
1. Слово «коэффициент» происходит от латинского Coefficiens , что состоит из двух слов: Со - «вместе »и efficiens - «производящий». Обозначает множитель, который обычно выражается числом. Термин ввел Ф. Вієт.
2. Слово «масштаб» происходит от немецкого Mabstab - «линейка», что состоит из двух слов: Ма b - «мера и Stab - «веха».
ВСПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ
1. Какие задачи относят к задачам на пропорциональное деление? Приведите примеры.
2. Что такое коэффициент пропорциональности?
3. Как решают задачи на пропорциональное деление?
4. Что называется масштабом карты?
5. Как решают задачи с применением масштаба?
РЕШИТЕ ЗАДАЧИ
629". Назовите части отрезка AB (рис. 18-19).
Рис. 18
Ma л . 19
630". Правильно. что коэффициент пропорциональности равен:
1) пропорции; 2) отношению; 3) значению отношения;
4) значению отношений пропорции?
631". Правильного масштаб карты - это:
1) число; 2) величина; 3) выражение?
632". Что показывает масштаб карты:
1)1:100 000; 2)1:5 000000; 3)1:500; 4)1:2000?
633". Что показывает масштаб изображения:
1)4:1; 2)10:1; 3)50:1; 4)400:1?
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
634°. Какой коэффициент пропорциональности закрашенной и незакрашенной частей: 1) шестиугольника (рис. 20); 2) треугольника (рис. 21)?
635°. Какой коэффициент пропорциональности: 1) закрашенной и незакрашенной частей квадрата (рис. 22); 2) двух частей отрезка MN (рис. 23)?
636°. Для нахождения частей, на которые разделен число 21 в отношении 3: 4, Сережа составил уравнения;
1)3 x + 4х = 7; 2)3 + 4 = 21х; 3) 3х + 4х = 21.
Правильно ли он это сделал?
637°. Поделите число 24 в отношении:
1)1:3; 2)3:5; 3) 1: 2: 5; 4) 2: 2: 4.
638°. Разделите число 30 в отношении:
1)1:2; 2)3: 4: 8.
639°. Два числа относятся, как 5: 3. Найдите эти числа, если;
1) их сумма равна 40; 2) их разность равна 16.
640°. Два числа относятся, как 4: 1. Найдите эти числа, если:
1) их сумма равна 25; 2) их разность равна 21.
641°. Отрезок АВ длиной 18 см точкой С разделен в отношении 2: 7. Найдите длину каждой части.
642°. Отрезок АС длиной 24 см точкой с разделен в отношении: 5. Найдите длину каждой части.
643°. Два отреза одинаковой ткани стоят 320 грн. Длина первого отрезка составляет 5 м, а второго - 3 м. Сколько стоит каждый отрез ткани?
644°. Две школы закупили билеты в театр и заплатили за них 12 200 грн. Сколько заплатила каждая школа, если театр посетили 286 учащихся первой школы и 324 ученики - второй?
645°. Латунь представляет собой сплав меди и олова. Сколько граммов меди и сколько граммов олова содержит 270 г латуни, если для сплава нужно взять 1 часть олова и 2 части меди?
646°. Для сплава берут одну часть свинца и три части олова. Сколько граммов свинца и олова содержится в 600 г сплава?
647°. Каким является масштаб карты, если длина отрезка АВ:
1) на карте в 20 000 раз меньше, чем на местности;
2) на местности в 400 раз больше, чем на карте?
648°. Каким является масштаб карты, если длина отрезка CD .
1) на карте в 50 000 раз меньше, чем на местности;
2) на местности в 1000 раз больше, чем на карте?
649°. Какой будет длина отрезка АВ на местности, если отрезок АВ = 1 см изображен на карте с масштабом 1: 100 000?
650 Какой будет длина отрезка CD на местности, если отрезок CD = 1 см изображен на карте с масштабом 1:10 000?
651°. Масштаб карты 1: 500 000. Определите расстояние на местности, если на карте оно изображено отрезком:
1)1см; 2) Зсм; 3) 4,5 см; 4) 6 см 2 мм.
652°. Масштаб карты 1: 4 000 000. Определите расстояние на местности, если на карте оно изображено отрезком:
1) 2 см; 2) 5 см 5 мм.
653°. Расстояние между Киевом и Винницей составляет 260 км. Чему равно расстояние между этими городами на карте, масштаб которой:
1)1: 10000000; 2)1: 4 000000?
654°. Расстояние между Донецком и Житомиром составляет 880 км. Чему равно расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1: 10 000 000?
655. Отрезок ВС точкой А разделен в отношении 3: 8, причем одна из частей на 5 см больше другой. Найдите длину каждой части.
656. Отрезок АВ точкой С разделен в отношении 4: 7, причем одна из частей на 9 см меньше другой. Найдите длину каждой части.
657. Отрезок CD длиной 48 см точками А и В разделили в отношении 5:3:4. Найдите длину каждой части.
658. Отрезок АВ длиной 36 см точками С и D разделен в отношении 4:3:2. Найдите длину каждой части.
659. Некоторое расстояние пассажирский поезд преодолевает за 10 ч 30 мин, а товарный - за 12 часов. Какое расстояние проедут до встречи поезда, если они отправятся одновременно из двух городов, расстояние между которыми 465 км?
660. Первый спортсмен пробегает 100 м за 12 с, а второй - за 13 сек. Сколько метров пробежит каждый спортсмен до встречи, если они начнут бег одновременно навстречу друг другу, разойдясь на 200 м?
Рис. 24
661. Первая машинистка может напечатать 90 страниц за час, а вторая - за 7 час. Как распределить машинисткам между собой 90 страниц, чтобы они напечатали их в кратчайший срок?
662. Первая бригада может изготовить 70 деталей за 4 ч, а вторая - за 3 часа. Как распределить бригадам между собой 70 деталей, чтобы они выполнили задачу в кратчайший срок?
663. Для приготовления строительного раствора на 2 части цемента берут 2 части песка и 0,8 частей воды. Сколько килограммов строительного раствора получат, если возьмут 100 кг цемента?
664. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сока, Из части воды и 1 часть меда. Сколько напитка получат, если возьмут 400 г вишневого сока?
665. Огород имеет форму прямоугольника, длина которого составляет 360 м, а ширина - 240 м. Какие размеры будет иметь изображение этого огорода на плане, выполненном в масштабе 1: 500?
666. План комнаты имеет форму прямоугольника со сторонами 20 мм и 30 мм. Какие размеры имеет комната, если план выполнен в масштабе 1:300?
671 *. Три числа относятся, как Найдите эти числа, если известно, что первое число меньше половины второго числа на 32.
672*. Определите масштаб плана, если лес площадью 4 га на плане занимает 1 см2.
ПРИМЕНИТЕ НА ПРАКТИКЕ
673. Для пошива платья Татьянка сделала выкройку по чертежу в журнале. Длина изделия на выкройке платья равняется 75 см. Вычислите масштаб чертежа в журнале, если на нем длина платья равна 15 см.
674. Длина детали - 30 мм. Какой использовали масштаб, если на чертеже длина детали равна 60 мм?
675. Начертите в масштабе 1: 50 план:
1) класс; 2) одной из комнат своей квартиры.
ЗАДАЧИ НА ПОВТОРЕНИЕ
676. Вычислите устно, какое число нужно вписать в последнюю клеточку цепочки.
677. Найдите:
678. Велосипедист и пешеход отправились одновременно из села на станцию. Велосипедист ехал со скоростью 18 км/ч и через полчаса обогнал пешехода на 7 км. С какой скоростью шел пешеход?
667. По карте (рис. 24) определите расстояние между: 1) Николаевом и Ровным; 2) Киевом и Ужгородом; 3) Черниговом и Одессой; 4) Луганском и Черновцами.
668. По карте (рис. 24) определите расстояние между: 1) Черкассами и Львовом; 2) Харьковом и Ивано-Франковском.
669*. Сумма четырех чисел равна 4,2. Первые три числа относятся, как 1,2: 4: 0,8, а четвертое число составляет 0,6 от второго. Найдите первое число.
670*. Число 144 разделен на три части х, у, z так, что х: у = 3: 2, у: z = 4: 5. Найдите части данного числа.
Технологическая карта урока математики 6 класс
Тема: Деление числа в данном отношении.
Цели:
Личностные:
Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении. Научиться применять правило при решении заданий.
Метапредметные:
Предметные:
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся :
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
- в метапредметном направлении : формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
- в предметном направлении: изучение деления числа в данном отношении.
Техническое обеспечение : учебник «Математика, 6 класс» Никольский С.М., Шевкин А.В., компьютер, мультимедиапроектор, презентация в программе Power Point,оценочный лист, тетрадь, карточки - задания.
Формы работы: работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Методы обучения на уроке: словесные (слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля (оценки).
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
||
Организационный | Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Добрый день, добрый час! Девизом нашего урока будут слова канадского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед» Как вы понимаете эти слова? | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. Выдвигают предположения. | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. | 1 слайд 2 слайд | |
Актуализация знаний | Предлагает ответить на поставленные вопросы: Что ж, ребята выполним устный счет и повторим табличное умножение и деление. А теперь, ребята давайте с вами повторим понятие, с которым знакомились на предыдущих двух уроках. А это было понятие? Верно, масштаб. А что называют масштабом? Выполним задания связанные с масштабом: 1. Масштаб на карте 1: 200 000. Расстояние между двумя селами на карте 10 см. Каково расстояние между этими селами на местности? На карте - 10 см На местности - ? км Масштаб - 1: 200 000 2. Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1: 1 000 000? На карте - ? см На местности - 40 км Масштаб - 1: 1 000 000 | Отвечают на вопросы учителя с комментированием. По цепочке дают ответы на табличное умножение и деление. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Масштаб - это отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине. Комментирую решение, проводят расчеты: 1.Решение. 10 см 200 000 = 2 000 000 см = 20 км - расстояние на местности. Ответ: 20 км. 2.Решение. 40 км: 1 000 000 = 4 000 000 см: 1 000 000 = 4 см - расстояние на карте. Ответ: 4 см. | Л : развитие мотивов учебной деятельности. Р : целеполагание. К : слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | 3-4 слайд 5 слайд 6-7 слайд | 3 мин. 2 мин. 3 мин. |
Целепологание и мотивация | Подготовить учащихся к изучению новой темы. Чтобы обозначить тему нашего урока посмотрите на это сочетание букв. Прочитайте его но без букв У и К: УДКЕЛКЕУУНИКУЕУУКЧУИСКУЛУУАВДУУАННУКОКМОКТНУОКШЕУУНУИИ. какие цели поставим на этот урок? Я согласна с вами. Цель урока: Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. Но нам необходимо сначала вспомнить, что же такое отношение? | Выдвигают предположение о теме урока. Читают сочетание букв, выделяя тему урока. Высказывают гипотезу о цели урока: Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. Частное двух не равных нулю чисел a и b называют отношением чисел a и b . | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности | 8 слайд 9 слайд | |
Изучение нового материала | Ребята, для того, чтобы познакомиться с новым правилом, решим вот такую задачу. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2: 3. 1 друг - ? конфет 2: 3 60 конфет 2 друг - ? конфет Умеем ли мы с вами решать такие задачи? А другим способом мы можем решить эту же задачу? Да ребята, мы с вами пока можем решать только одним способом, а теперь рассмотрим еще один. II способ. 1) 2) Ответ: 24 конфеты, 36 конфет. Выведем правило деление числа в данном отношении. Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2: 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения. Запишем определение в общие тетради. | Да умеем. Выдвигают гипотезы по способам решения. Нет не можем. 1) 2 + 3 = 5 (частей) - составляют все конфеты; 2) 60: 5 = 12 (конфет) - приходится на 1 часть; 3) 2 12 = 24 (конфеты) - приходится на 2 части, это для 1 друга; 4) 3 12 = 36 (конфет) - приходится на 3 части, это для 2 друга. Разделим число с (с 0) в отношении a: b. Получим два числа: 1 число: 2 число: | Л : независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р : Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. П :Поиск и выделение необходимой информации. К :Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение | 10 слайд 12 слайд 13 слайд | |
Первичное закрепление во внешней речи | Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях: Задача 1. Два брата сложили свои деньги для покупки акций. Старший внес 500 р., а младший - 300 р. Через некоторое время они продали акции за 1000 р. Как они должны разделить эти деньги между собой? Решим устно. После сбора урожая яблок одна их часть была высушена, а другая использована для приготовления сока. Сколько яблок пошло на сушку, а сколько на сок? | Читают в учебнике определение, делают выводы об правиле деления числа в данном отношении. Решение. Естественно разделить 100 р. в том отношении в котором они вложили деньги, т.е. в отношении 500: 300 = 5: 3. Поэтому надо дать: 1) старшему брату 2) младшему брату | Л :смыслообразование. Р : тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; | 14 слайд 15 слайд | |
Физминутка | Организуетвыполнение комплекса упражнений Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. | Раз - подняться, потянуться Два - нагнуться, разогнуться Три - в ладоши, три хлопка Головою три кивка На четыре - руки шире Пять - руками помахать Шесть - на место тихо сесть | Снятие физического напряжения, смена вида деятельности. | 16 слайд | |
Самостоятельная работа (в парах) Включение в систему знаний и повторения | Итак, посчитали. Теперь нам с вами необходимо выполнить исследование. Работать будем в парах. Заполните таблицу. Справились? Теперь по одному примеру от пары озвучьте ответы. Хорошо, молодцы, ребята! Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с заданием: 1 карточка Разделите число 56 на две части в отношении 3: 4. 2 карточка Разделите число 420 на три части в отношении 2: 3: 7. 3 карточка Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава? 4 карточка Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5: 6: 8. Найдите стороны треугольника. И осталось поработать всем вместе в группе: Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 20 кг яблок, причем отец собрал в 3 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? Задача для 2 группы. Отец с сыном собрали 25 кг яблок, причем отец собрал в 4 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? Один представитель от группы объясняет совместное решение. Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу? | Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают. Выполняют в тетрадях дифференцированные задания: 1 карточка Ответ: 24; 32. 2 карточка Ответ: 70; 105; 245. 3 карточка Ответ: 320 кг. 4 карточка Ответ: 30 см; 36 см; 48 см. Решим задачу. | Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) Контроль (Р); Коррекция (Р); Оценка (Р); Анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П); Извлечение необходимой информации (П); Подведение под понятие (П); Установление причинно-следственных связей (П); Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); Выполнение действий по алгоритму (П); Построение логической цепи рассуждений (П); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Контроль, коррекция, оценка (Р); Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); Использование критериев для обоснования своего суждения (К). | 17 слайд 18 слайд 19 слайд | |
Рефлексия | Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. Предложил ученикам закончить предложение. Заключительная интересная пауза: Давайте порассуждаем: “Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле”(Л.Н. Толстой). Как вы понимаете эти слова? Говорят: «Он - настоящий друг!»Какая эта дробь? Благодарит учащихся за урок! До встречи на следующем уроке! | 1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. | 20 слайд 21 слайд | |
Информация о домашнем задании | П. 1.3 № 40, 37 (а,б) Составить задачу с использованием деления числа в данном отношении. Собирает оценочные листы. | Записывают домашнее задание | 22 слайд |
Приложения
| Оценочный лист ученика 6 класса ФИ_________________________________
| Заполните таблицу. |
УРОК № 8. Глава 1. Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Тема . Деление числа в данном отношении. С/р № 1.
Цель. Проверить знания учащихся по теме «Масштаб». Научится делить число в данном отношении; формирование навыков решения задач по теме.
Ход урока.
Самостоятельная работа по теме «Масштаб». (20 min )
Вариант 1.
1. Масштаб на карте 1: 200 000. Расстояние между двумя селами на карте 10 см. Каково расстояние между этими селами на местности?
На карте – 10 см
На местности – ? км
Масштаб – 1: 200 000
10 см 200 000 = 2 000 000 см = 20 км – расстояние на местности.
Ответ : 20 км.
2. Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1: 1 000 000?
На карте – ? см
На местности – 40 км
Масштаб – 1: 1 000 000
40 км: 1 000 000 = 4 000 000 см: 1 000 000 = 4 см – расстояние на карте. Ответ : 4 см.
3. Расстояние между городами А и В равно 150 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 3 см. Определите масштаб карты.
На карте – 3 см
На местности – 150 км
Масштаб – 1: ?
– масштаб. Ответ
:
.
Вариант 2.
1. Масштаб на карте 1: 1 000 000. Расстояние между двумя селами на карте 8 см. Каково расстояние между этими селами на местности?
На карте – 8 см
На местности – ? км
Масштаб – 1: 1 000 000
8 см 1 000 000 = 8 000 000 см = 80 км – расстояние на местности.
Ответ : 80 км.
2. Расстояние между двумя городами 100 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1: 2 000 000?
На карте – ? см
На местности – 100 км
Масштаб – 1: 2 000 000
100 км: 2 000 000 = 10 000 000 см: 2 000 000 = 5 см – расстояние на карте. Ответ : 5 см.
3. Расстояние между городами А и В равно 140 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 7 см. Определите масштаб карты.
На карте – 7 см
На местности – 140 км
Масштаб – 1: ?
– масштаб. Ответ
:
.
Устное решение упражнений.
Мультимедийная доска: 1 ученику. Тестовые задания. (Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Тренажер. Отношение величин (5 заданий)).
Отношение величин (5 заданий) (Каждое задание по 1 баллу)
1. Чем является отношение величин одного наименования? (Ответ: число).
2. Найдите отношение величин
. (Ответ: 20).
3. Упростите отношение величин
. (Ответ: 200).
4. Упростите отношение величин
. (Ответ: 40).
5. Упростите отношение величин
. (Ответ: ).
Объяснение нового материала.
Деление числа в данном отношении.
(Слайд 2) Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2: 3.
1 друг – ? конфет
2: 3 60 конфет
2 друг – ? конфет
I способ .
1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты;
2) 60: 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть;
3) 2 12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;
4) 3 12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.
(Слайд 3) Решим эту же задачу по другому.
II способ .
1)
(конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;
2)
(конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.
Ответ : 24 конфеты, 36 конфет.
Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2: 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения.
(Слайд 4) Разделим число с (с 0) в отношении a : b .
Получим два числа:
1 число:
;
2 число:
.
(Слайд 5) Задача 1. Два брата сложили свои деньги для покупки акций. Старший внес 500 р., а младший – 300 р. Через некоторое время они продали акции за 1000 р. Как они должны разделить эти деньги между собой?
Решение.
Естественно разделить 100 р. в том отношении в котором они вложили деньги, т.е. в отношении 500: 300 = 5: 3.
Поэтому надо дать:
1) старшему брату
;
2) младшему брату
. Ответ
: 625 р., 375 р.
(Слайд 6) Решить устно. После сбора урожая яблок одна их часть была высушена, а другая использована для приготовления сока. Сколько яблок пошло на сушку, а сколько на сок?
Решение упражнений.
Уч.с.13 № 37 (а,в). Разделите число:
Урок № 9 (15.09.16)
Предмет: математика, 6-Б кл .
Тема урока: Деление чисел в данном отношении. Решение упражнений (2 -й урок в теме)
Тип урока:Урок применения знаний
Цели урока для учителя:
1. Создать условия для отработки навыка деления числа в данном отношении (предметная)
2. Развивать умения анализа и сравнения методов решения схожих типов задач (интеллектуальные умения)
3. Формировать умения определения целей деятельности и составления плана действий (организационные умения)
4. Учить доносить свою позицию до других и принимать чужие позиции (коммуникативные умения)
5.
Проверить уровень усвоения темы
Предметные умения:
Выполнять все действия с натуральными и дробными числами. Создавать математические модели решаемых задач: схема, выражение. Решать текстовые задачи с условием отношения величин.
Организационные умения:
Определять и формулировать цели деятельности
Составлять план по решению проблемы
Действовать согласно намеченному плану
Соотносить результат своей деятельности с поставленной целью
Организовывать самостоятельную деятельность по выбору и решению задач
Интеллектуальные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Выдвигать гипотезы решения проблемы
Коммуникативные умения:
Отрабатывать приемы монологической и диалогической речи
Оценочные умения:
Сравнивать самостоятельно полученные результаты с предъявленным образцом
Обязательный минимум содержания:
Понятия, правила, закономерности:
алгоритм деления величины в заданном отношении
Предметные умения:
Делить величину в заданном отношении нескольких чисел, решать текстовые задачи с заданным отношением величин,
Ход урока:
Время:2 минуты
Организационный момент. Приветствие, определение отсутствующих.
Актуализация знаний.
9 минут
Ученики (ожидаемые действия)
УУД
Здравствуйте, ребята! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число – сегодня 15 сентября 2016 г. Сядьте поудобнее и давайте вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке и какие задания научились делать?
Возникли ли у вас вопросы при решении домашнего задания? (Если «да» , то вызываю к доске, желающего показать решение, если «нет» - идем дальше)
Давайте посмотрим как вы научились делать те задачи, о которых вы сейчас говорили.
А мы с вами постараемся ответить на следующие вопросы:
Что называется отношением?
Прочитайте отношения: 15:6; 3:5; 5/7; ½: ¾ ; 0,5: 0,3
Какие из записанных отношений на ваш взгляд можно упростить? Упростите
А теперь рассмотрим решения на доске
Если в ходе решения возникли ошибки при использовании алгоритма – еще раз его проговариваем, обращаем внимание на наличие на доске опоры с алгоритмом
Возможные ответы:
Научились решать задачи и примеры на деление чисел в данном отношении.
1 человек записывает на доску решение домашней задачи
1 ученик работает самостоятельно у доски
Все учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания устно, если необходимо вычисления делают в тетрадях
Учащиеся читают задачу и рассказывают ее решение, класс вносит замечания, оценивает работу
Возможные ответы:
Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения материала.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Изучение нового материала
10 минут
Действия учителя (содержание диалога)
Ученики (ожидаемые действия)
Средства обучения
Создание проблемной ситуации
А теперь, пожалуйста разделите число 120 в следующих отношениях: а) 1:5; б) 1/3:2/3; в) 3:2:5
Выполняют задание а), дают пояснения к выполнению. (100,20) (40,80) (36,24,60).
Выполняют задание б) с помощью учителя, ставят акцент на необходимости предварительно упростить отношение.
Испытывают затруднение при выполнении в) все или многие учащиеся
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Формулирование
проблемы
(темы и целей урока)
Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте определить свои затруднения одним предложением
Формулируют затруднения в форме вопросов
Определяют тему, редактируют ее при помощи учителя, записывают в тетрадь
Определяют цели:
Составить алгоритм, как разделить число в отношении содержащем более двух членов
Научиться использовать правило для решения задач
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Познавательные:
подведение под правило;
Формулирование
нового знания
Мы с вами разделили число в заданном отношении.
Делают вывод:
чтобы разделить число в данном отношении нужно разделить это число на сумму членов отношения и результат умножить на каждый член отношения.
Регулятивные:
выделять то, что усвоено и что нужно усвоить.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли, аргументация.
Закрепление нового материала
20 минут
Действия учителя (содержание диалога)
Ученики (ожидаемые действия)
Применение нового знания
Решим несколько задач на деление числа в заданном отношении.
Разделите:
Число 42 в отношении 5:2
Число 28 в отношении 2:5:1
Число 27 в отношении 0,2:0,3:0,4
(работаем над проверкой второго ответа через сложение полученных величин)
Решаем задачи с контролем у доски:
№ 40, 43*.
Работают в парах, самопроверка по образцу.
Находят ошибку в предъявленных ответах, доказывают свою правоту двумя способами
По желанию у доски, класс работает самостоятельно, контролирует решение
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий;
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Познавательные: выдвигать гипотезы решения проблемы
Итог урока
4 минуты
Действия учителя (содержание диалога)
Ученики (ожидаемые действия)
Рефлексия
Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
П 1.3, № 44 (а,б,г).
записывают в дневник, просматривают в учебнике
6 класс
УРОК № 6. Глава 1 . Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Тема .
Цель . Продолжить формировать навыки деления числа в данном отношении.
Ход урока.
Организационный момент.
Анализ самостоятельной работы.
Проверка домашнего задания.
Устное решение упражнений.
Мультимедийная доска: 1 ученик. Тестовые задания. (Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Интерактивные модели. Отношение чисел и натуральные числа (10 заданий))
9 – 10 правильных ответов – «5»;
6 – 8 правильных ответов – «4»;
3 – 5 правильных ответов – «3».
Решение упражнений. (Задание на карточке)
134. Разделите число 56 на две части в отношении 3: 4.
1)
;
2)
. Ответ
: 24; 32.
135. Разделите число 420 на три части в отношении 2: 3: 7.
1)
;
2) ;
3) . Ответ : 70; 105; 245.
136. Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава?
Медь – ? кг, 5 частей
520 кг
Цинк – ? кг, 8 частей
Решение.
(кг) – цинка надо взять. Ответ : 320 кг.
137. Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5: 6: 8. Найдите стороны треугольника.
а – ? см
b – ? см 5: 6: 8 Р = 114 см
c – ? см
Решение.
1)
(см) – а;
2)
(см) – b
;
3)
(см) – с. Ответ
: 30 см; 36 см; 48 см.
Объяснение нового материала.
Деление числа в данном отношении.
Задача 3 . Первая машинистка может перепечатать 90 страниц за 10 ч, а вторая за 15 ч. Как распределить между ними 90 страниц, чтобы они перепечатали их в кратчайшие сроки?
Пр.тр., стр./ч
t , ч
V , стр.
1 машинистка
кратчайш.
?
2 машинистка
?
Решение.
1)
,
;
2)
,
;
3)
- отношение
к
;
4)
(стр.) – надо дать 1 машинистке;
5)
(стр.) – надо дать 2 машинистке.
Ответ : 54 стр.; 36 стр.
Решение упражнений.
Уч.с.13 № 39 (а,в). Первая машинистка перепечатает 10 страниц в час, а вторая – 8 страниц в час. Как разделить между ними 90 страниц, чтобы они закончили работу одновременно?
Пр.тр., стр./ч
t , ч
V , стр.
1 машинистка
одноврем.
? Ответ : 50 стр.; 40 стр.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. § 1.3 (выучить теорию). № 36(а), 40, 12(г,д), 15(в) (Обязательно прокомментировать. Время перевести в часы).
К задаче 40. О поташе. Электронное приложение. Каталог. Это интересно. Поташ.
Электронное приложение. Каталог. Контроль. Тест к пункту 1.1.