В чем различие понятий человек. Чем отличается личность от индивида? Отличие личности от индивида
Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей стране, к людям. Шовинизм отличается сравнением "своей" нации с остальными и увернностью в том, что "своя" нация лучше других, а другие, соответственно, хуже "своей". Крайняя степень шовинизма - нацизм. Для национализма характерным является сосредоточение на нации, нация первична, человек и личность вторичны.
Патриотизм
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — любовь к своей стране, преданность ей, гордость родной культурой.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей страны, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа. Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Шовинизм
Шовинизм (фр. chauvinisme) — проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной «титульной» , «коренной» , «главной» нации интересам всех других наций и меньшинств, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Под шовинизмом понимается политика подавления этнических, национальных и религиозных меньшинств от имени «превосходства» , «главенства» , «старшего брата» и т. п.
Суть шовинизма заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг».
Национализм
Национализм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.
Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобия).
В проблеме объединения русских нельзя обойтись без применения понятий нация, национализм, национальное государство и патриотизм . Все они многозначны и расплывчаты, и каждый раз надо учитывать, о какой стороне этих понятий идет речь. Сделаем первый шаг в разграничении двух понятий - национализм и патриотизм.
Эти понятия в чем-то перекрываются, и потому иногда употребляются как равноценные, взаимозаменяемые. Это часто ведет к ошибке, поэтому делаем упор на различии.
Как уже говорилось, национализм - необходимый срез сознания любого народа. Без него народа просто не может быть, а имеются только племена. Тем более без национализма народы не могут собраться в нацию - для такой сборки требуется наличие общего набора главных представлений, разделяемых всеми, кто желает принадлежить к нации. Набор этих главных представлений и становится национализмом как государственной идеологией. Без нее не может создано и узаконено национальное государство как тип политической организации территории и жизни населения.
Именно усилиями этого национального государства население и превращается в нацию как общность граждан . Можно сказать, что национальное государство выработало качественно новую матрицу сборки народа, введя новое измерение для самоосознания людей - гражданственность . Говорят, что «национализм создает нации, а не нации - национализм».
Это - довольно новое явление в истории - такие государства стали складываться в момент Французской революции, и большую роль в этом сыграли идеи Просвещения. Как идеология национализм сложился в XVIII веке, но с тех пор показал свою исключительно высокую эффективность в политике. Этничность, сопряженная в национализме с гражданством, сильно сплачивает людей и позволяет мобилизовать большие общности. Надо, впрочем, делать различие между национализмом и принадлежностью к нации : национализм относится к осознанным «активным» чувствам, а принадлежность к нации - ощущение, что ты «дома». Так что многие, «принадлежащие к нации», себя к националистам не отнесут, хотя они и лояльны к идеологии своего государства.
Патриотизм - также есть необходимая часть любой государственной идеологии. В чем же отличие от национализма? Как говорят, патриотизм утверждает вертикальную
солидарность - приверженность личности к стране и государству. В этой приверженности нет акцента на ценности «низшего уровня», скрепляющие этническую общность, даже столь широкую, как нация. Напротив, национализм активизирует чувство горизонтального товарищества
, ощущения национального братства.
Патриот любит Россию, но при этом ему могут быть противны населяющие ее русские. Например, во время революции большой части дворянства и либеральной интеллигенции России было ненавистно русское простонародье, они просто зубами скрежетали от ненависти к подавляющему большинству народа (об этих чувствах эмиграции много писал Иван Солоневич). Эти патриоты России не были русскими националистами - они в тот момент были русофобами . В моменты кризисов политический порядок и тип государства могут быстро меняться, поэтому возникают патриотические движения, имеющие разные идеальные образы России .
И белые, и красные в Гражданской войне были патриотами - но «разных Россий». Но общего ощущения национального братства у них быть не могло. Поэтому обе воюющие стороны представляли себе противников как «иной народ». Идеологи белых считали большинство русских народом-богоотступником, а крестьяне считали помещиков и буржуазию «внутренним немцем». В таких трагедиях меньшинство, воюющее против большинства сограждан, более или менее отчетливо ощущает себя отщепенцами. Например, Керенский с горечью написал о себе: «Ушел один, отринутый народом».
Сегодня в России - подобный раскол. Идеологи команды Горбачева - Ельцина много лет пытаются убедить мир, что народ России оказался «негодным материалом» для их реформ. Их идеал - Россия, но населенная другим, хорошим народом. Они - патриоты созданной в их либеральном воображении «России», и этот ее образ можно вполне точно описать. Но они - непримиримые противники русских националистов, которые любят реальных русских людей, со всеми их недостатками, испытывают к ним чувство национального братства и «горизонтального товарищества». Между собой русские националисты могут ожесточенно спорить о лозунге «Россия для русских», но они будут вместе воевать против тех, кто пытается устроить «Россию без русских».
Россия - национальное или интернациональное государство?
Этот вопрос, который часто поднимается в СМИ и на политических собраниях, поставлен неверно. Как говорят, демагогически, чтобы затуманить суть дела. Берут два однокоренных слова - национальный и интернациональный - и рассуждают так, будто это понятия одного уровня. На деле это понятия разного уровня, соединять их союзом или нельзя.
В понятиях важно не сходство или различие слов, а тот смысл, который в них вкладывается. Смысл понятий - предмет соглашения, он вырабатывается в спорах и принимается авторитетным сообществом, почти голосованием. Конечно, всегда есть диссиденты, которые кричат: «А я понимаю этот термин совсем по-другому!» Это их личное дело. Можно им сочувствовать, интересоваться их оригинальным мнением, но при этом обязательно надо знать господствующую на данный момент трактовку.
Согласно этой трактовке, Россия и в конце XIX века в виде Российской империи, и до конца XX века в виде СССР, и теперь в виде Российской Федерации есть полиэтническое национальное государство . Если демагоги так уж настаивают, скажем, что Россия - интернациональное национальное государство . Суть этого утверждения в том, что и в конце XIX века, и в советский период в России складывалась большая гражданская нация . Складывалась она вокруг русского народа как ядра этой нации, но была полиэтнической - включала много народов и народностей (этносов). Их у нас называли «национальностями», что и создавало некоторую путаницу (отсюда и слово интернациональный или, точнее, многонациональный).
Формирование в России большой гражданской нации было прервано глубокими кризисами - в начале и в конце XX века. Но в обоих случаях оно не прекращалось, а продолжалось в новых условиях. Менялись символы государственности, идеология, даже территория, но процесс снова набирал силу. Даже сегодня, когда историческая Россия претерпела самую глубокую трансформацию и ее нация прошла через этап очень опасного распада, основа ее не сломана - она «выздоравливает». В международных отношениях, где как раз и важно определение типа государственности, уже с Ивана Грозного считалось, что Россия - национальное государство.
В XX веке на Западе всех советских людей называли русскими . Этническая принадлежность там никого не интересовала (если, конечно, человека не вербовало ЦРУ). Когда кто-то пытался объяснить западным коллегам на каком-нибудь конгрессе, что такой-то докладчик из советской делегации не русский, а грузин, это их удивляло: «Причем здесь грузин, узбек? Они же из России, а их этничность - совсем другой вопрос, тут это не важно».
Является ли Россия в этом отношении чем-то необычным? Ни в коей мере. Вот США, здесь создана довольно сплоченная нация - вокруг сравнительно небольшого количественно ядра из белых протестантов англосаксонского происхождения. Но этнический состав этой нации очень пестрый и рыхлый. Согласно переписи 1990 года, только 5% граждан США считали себя в тот момент «просто американцами», остальные относили себя к 215 этническим группам. Случись там такой кризис, как в России, ядро не удержало бы нацию от распада. О Бразилии или Индии говорить нечего - здесь и коренное население представлено сотнями народностей.
Более того, за последние десятилетия и казавшиеся национально однородными страны Европы превращаются в полиэтнические - из-за интенсивных потоков миграции. Франция, Германия, Голландия стали типичными «многонациональными» национальными государствами.
Так что не надо нам мудрить и противопоставлять два неотъемлемых качества России. Она - национальное государство. Имперский характер российского государства этого не отменял и в досоветский период, поскольку части России не были колониями какой-то «метрополии» (США тоже являются империей и не стесняются это заявлять - но при этом представляют собой типичное национальное государство).
Но Россия в то же время - полиэтническое (многонациональное) государство. Отрицать это, подсчитывая процент русских, ошибочно. А во многих отношениях просто глупо. Если у вас большая семья и она занимает в коммунальной квартире три комнаты, а еще десять семей занимают комнатушки, то квартира не перестает быть коммунальной. В ней надо уметь жить. Сейчас в России одна из самых критических проблем - восстановление приемлемого типа межнационального общежития. Тут всем надо не наломать дров, которых и так уже много наломано в 90-е годы.
Чем вызвана неприязнь к национализму?
Национализм как чувство принадлежности к своей нации и как идеология ее строительства совершенно необходим для на рода (нации). Во многих случаях он бывает самым эффективным средством для защиты народом своих прав. Известно, правда, что использование национализма как политического оружия - искусство сложное, он легко выходит из-под контроля и тогда ставит под удар свой же народ. Но умение владеть оружием необходимо всегда, это не основание, чтобы бросать оружие.
Почему же с момента становления наций и зарождения на ционализма в Западной Европе русская культура испытывала неприязнь к этой идеологии? Достоевский противопоставлял ему «всечеловечность», с ним соглашались философы, особенно православные.
Сергий Булгаков писал в начале XX в.: «Национальное чувство нужно всегда держать в узде и никогда не отдаваться ему безраздельно. Идея избрания слишком легко вырождается в сознание особой привилегированности, между тем как она должна родить обостренное чувство ответственности и усугублять требовательность к себе… Однако, идя далее и в этом направлении, мы наталкиваемся на своеобразную трудность. Дело в том, что национальность не только необходимо смирять в себе, но в то же время ее надо и защищать, ибо в этом мире все развивается в противоборстве. И насколько предосудителен национализм, настолько же обязателен патриотизм».
Но национализм настолько необходим для существования нации, что утверждение о его предосудительности и попытка заменить патриотизмом не имеют смысла. Можно осуждать лишь какие-то выверты национализма, как и любой другой формы сознания. В чем тут дело?
Есть две причины. Наша интеллигенция восприняла у немецкой философии романтическое представление о нациях, согласно которому они даны нам «свыше». Вл. Соловьев видел в нации воплощение воли Провидения, предначертавшего каждой части человечества свою миссию. Если так, то национализм есть вмешательство в дела Провидения и искажает смысл предначертания. Да и нечего беспокоиться о связности народа - не в силах грешных людей разрушить то, что скреплено высшей волей. Это же представление советская интеллигенция восприняла от Маркса, который почерпнул его у той же немецкой философии.
Вторая причина в том, что практика национализма на Западе вызвала у русских отвращение. Понятно, что создать нацию, то есть сделать память, мифы, культуру общими для всего населения, можно лишь ослабляя различия частей этого населения - ослабляя их этничность. Это не может быть «бесконфликтным» - «иных» надо преобразовывать в «своих». Национальное государство в Европе победило потому, что создало инструменты уничтожения или подавления других этносов (прежде всего, современную армию, печать и промышленный капитализм).
Англичане, собирая нацию, жестоко подавляли шотландцев. После разгрома восстания 1746 г. войска несколько месяцев без суда убивали любого шотландца-горца, которого им удавалось поймать. Всерьез обсуждалось предложение перебить всех женщин детородного возраста. Во Франции «сплавляли» не только много малых народов, но и два больших блока - северо- и южнофранцузского (провансальцев). Последние сопротивлялись триста лет, пока «железный кулак Конвента» не сделал их французами. А Наполеон заменил все этнические названия департаментов на географические - по названиям рек.
Россия же собирала и строила территорию и общее культурное ядро нации при сохранении этничности разных народов. Этот путь был очень сложен, но обладал огромными преимуществами. Когда Бисмарк собирал немецкую нацию «железом и кровью», Тютчев написал:
«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…
В советском интернационализме, который продолжал ту же линию, ради упрощения само понятие национализма было выхолощено и приравнено к национальному эгоизму. Это было тяжелой деформацией обществоведения. Она лишила нас инструментов для понимания этнических процессов и отгородила от важного опыта других стран. Эту деформацию используют и сегодня идеологи из команды Горбачева - Ельцина для подавления русского гражданского национализма.
Предупреждения об опасности национализма надо иметь в виду, но возводить в закон нельзя. Принцип «Возлюбите врагов своих», на который упирал Вл. Соловьев, теряет смысл, если враг тебя уничтожает.
Запад как пробный камень для русских
Люди осознают себя как народ именно в сравнении с другими народами («иными»), которые оказывают наибольшее влияние на их судьбу. Начиная с XVI в. главными иными для русских стали народы Запада, в целом - Западная цивилизация. С Запада приходили теперь захватчики, представлявшие главные угрозы для существования России. К Западу же русские относились с напряженным вниманием, перенимая у них многие идеи, технологии и общественные институты. По поводу отношения к Западу в среде самих русских шел непрерывный диалог и возникали длительные конфликты, так что даже возникли два философских течения - западники и славянофилы.
Самосознание русских никогда не включало ненависть к Западу в качестве своего стержня. От такого комплекса русских уберегла история - во всех больших войнах с Западом русские отстояли свою независимость, а в двух Отечественных войнах одержали великие победы. Это укрепило и русское ядро, и ту полиэтническую нацию, которая складывалась вокруг этого ядра в XIX и XX веках.
За исключением части интеллигенции, в сознании русских не было комплекса неполноценности по сравнению с Западом. Не слишком задумываясь об этом, русские считали себя самобытной цивилизацией. Их представления о Западе сложились за два века и отвечали мировоззренческой матрице русских. Да, многое есть у Запада, чем можно восхищаться, но есть и духовная пропасть, возникшая с отходом его от православного представления о человеке. И русские философы видели в этом именно трагедию Европы. Русский националист К.Н. Леонтьев, скорее западник, чем славянофил, высказал глубокую мысль: «И как мне хочется… воскликнуть не от лица всей России, но гораздо скромнее, прямо от моего лица и от лица немногих мне сочувствующих: «О, как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой все великое, изящное и святое и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного твоим заразительным дыханием!»
Таким образом, Запад и его наиболее «чистое» воплощение, США, были для русских важной системой координат, в которой они понимали сами себя. В 70-е годы эта система координат вступила в кризис, который возник в сознании наших западников. Сахаров, их духовный лидер, в холодной войне встал на сторону Запада против СССР категорически и открыто. В 1976 г. он заявил: «Западный мир несет на себе огромную ответственность в противостоянии тоталитарному миру социалистических стран». Он завалил президентов США требованиями о введении санкций против СССР и даже о бойкоте Олимпийских игр в Москве в 1980 г. В 90-е годы демократы этим хвастались, теперь помалкивают, но надо же вспомнить начало большого раскола.
Каждому русскому пришлось делать свой моральный выбор в отношении Запада, например, в момент бомбардировок Сербии и Ирака. Здесь прошел водораздел, часть русских стала жить по принципу «Запад всегда прав». И дело тут не в политике, они душой потянулись к Западу.
Когда от нас потребовали принять Запад как идеал гуманизма, демократии и прав человека, это сразу нанесло большинству русских культурную травму. Рушились ориентиры нравственности и совести, критерии различения добра и зла. То, что люди считали у Запада для нас неприемлемым - без всяких фобий и комплексов - теперь от них требовали считать образцом для подражания. Вся конструкция национального самосознания рушилась - или это самосознание должно было «уйти в катакомбы», что повергает большинство нормальных людей в тяжелый стресс.
Кризис национального сознания был вызван тем, что тот Новый мировой порядок, который США стали строить после 1990 г., был одобрен государством России. Этот порядок был противен совести нашего народа, и возник конфликт между этой совестью и государством, что подрывало роль государства как хранителя народа. Требуя принять Запад за образец для русских, идеологи Горбачева и Ельцина вели демонтаж народа, ибо переделать его мировоззрение они не могли, но подорвать его связность им было по силам.
Для нашего будущего важен тот факт, что не произошло слома тех главных устоев русской культуры, для которых пробным камнем был Запад. В декабре 2006 г. Центр Ю. Левады провел большой опрос на тему «Россия и Запад». На вопрос «Является ли Россия частью западной цивилизации?» положительно ответили 15%. Большинство, 70% опрошенных выбрали ответ «Россия принадлежит особой («евразийской» или «православно-славянской») цивилизации, и поэтому западный путь развития ей не подходит». Затруднились ответить 15%.
Теперь эти 70% русских должны «вернуть» в народ тех, кто слишком поддался соблазну Запада или пока что затрудняется найти свое место.
«Не зная истории своего отечества, трудно быть патриотом»
Л.Н.Гумилёв
Политический словарь даёт формулировку: «НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу».
«Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание…» - пишет русский философ И.А.Ильин, тем самым, одухотворяя схоластическое определение «национализма» изложенное в словаре. Тот же словарь характеризует понятие: НАЦИЯ (от лат. natio - племя, народ) как социально-экономическую, культурно-политическую и духовную общность людей индустриальной эпохи. И тут же оговаривается, что «существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием». Сегодня в странах Западной Европы и Северной Америки, где государственное строительство происходило на основе одного доминантного народа, с его уникальным языком, этнокультурой и историей деяний вождей, превалирует социально-политическое и экономическое понимание определения «нация».
N.B. Есть ещё слово «ПАТРИОТИЗМ» - дословно с латыни означающая любовь к родине (patria). Оно абсолютно не идентично по смыслу «нациоанализму», как не идентичны, скажем, любовь к природе родных мест и уважительное отношение к своей стране, со всей полнотой составляющих это понятие факторов. ПАТРИОТ – любит свою Родину и уважает страну, которую строили его предки, тем самым уважает и светлую память о них.
В России превалирует понимание нации, как культурно-политической и духовной общности людей. Другими словами для русского человека язык, история и этнокультура являются основными факторами самоопределения личности как конкретного НАЦИОНАЛА, где основополагающим является его историческое сознание. Именно историческое сознание замыкает и определяет национальную идентификацию современного человека. Сама этнокультура, опирается на ту или иную религиозную идеологию – нравственную систему, фиксированную конкретным языком данного племени и ритуалами, а также табу. Этнокультуры, помогавшие сплочённым ими людям выжить, существовали испокон веков в любом племени в любом народе. Но только записанная на конкретном языке история данного народа, с его социальными нравственными установками-ориентирами, формировала национальную культуру и просвещённые национальные элиты.
В эпоху развития капитализма, социальными элитами на почве конкретных национальных культур формировались национальные государства, отстаивающие уже не сословные – духовные приоритеты той или иной части данного социума, а общегражданские экономические интересы жителей этих стран. В широкий политический обиход понятие «нация» входит на волне Великой французской революции в конце 18 века. В остальной Европе приблизительно к середине 19 века понятие «нация» становится обще употребляемым при политической мотивации действий властей различных стран. «Национальные интересы» отождествляются в это время, прежде всего, с экономическими интересами новых политических элит – капиталистов. Декларируется, что «национальные интересы» могут реализоваться только по средствам демократических процессов развития в различных государствах через гражданское представительство - парламентаризм. Естественно, на фоне полной или частичной дисквалификации от политики традиционных представителей местных родовых сословий, лишая их возможности внутреннего и внешнего распределения натуральных и произведённых богатств.
Однако, при более пристальном рассмотрении данных процессов связанных с «национализацией государств», возникает весьма любопытное наблюдение, которое показывает всё несоответствие декларируемого общественными науками и реализуемого в экономической практике. Дело в том, что экономические факторы бытия конкретного общества, связанные с экономным, рачительным хозяйствованием, обеспечивающим жизнедеятельность и развитие данного социума – опираются изначально на научно-технические знания людей. В основе них понимание и умение применить законы природы: физические, биологические, социальные, духовные. Эти законы безотносительны – абсолютны и никак непосредственно не связаны с национальным – культурным аспектом бытия любого социума.
(Оговорюсь, сегодня экономикой почему-то называют чисто идеологическую - спекулятивную деятельность на рынке «ценных бумаг», когда одни фантики под названием деньги (кредитное обязательство), соответственно оговорив условия, меняют на другие фантики под названием акции (тоже кредитное обязательство) и получают от этого «прибыль»?!)
Да, не все национальные культуры даже сегодня способны во всей полноте воспринимать сущность новостей научно-технического прогресса, а не только внешнюю, формальную его составляющую. Но это не значит, что эти культуры «отставшие» или «недоразвитые». Иные культуры могут лучше, скажем, воспринимают эстетизм новых вещей. На их основе возможно прекрасное дизайнерское совершенствование новых разработок.
Нет плохих или хороших национальных культур, ибо нет той объективной системы измерения, которая позволяет проводить оценку сущности культур самих в себе. В отличие от оценки цивилизованности данного социума, когда критерием для этого служит количество умно и гуманно используемых его члена энергетических мощностей.
Понятие НАЦИОНАЛ, человек идентифицирующий себя с той или иной национальной культурой, имманентно включает в себя понятие культурный человек, знающий историю своего народа и эмоционально предрасположенный к восприятию его религии и этнокультуры. Культурный, образованный человек, уважающий свою национальность, никогда не будет с пренебрежением относиться к человеку другой национальности, понимая всю самобытную неповторимость иной национальной культуры, сохранившейся и не растерзанной до сих пор иными этносами.
НАЦИОНАЛИЗМ – это пренебрежительное, как минимум, отношение к другим национальным культурам в основе которого ксенофобия – психологический синдром неприятия чужого, нового, неизвестного, с одновременным самовосхищением от принадлежности к конкретному национальному социуму.
Отрадно, что не все люди страдают этим интравертным психозом, замыкающим личность человека в себе и исключительно на апробирующем его социуме. Многие наоборот открыты - экстравертны, любознательны и весьма склонны подчиняться натуральному рефлексу на новизну (неофилии), стремясь познать, изучить и понять новое.
НАЦИЗМ это крайнее воплощение национализма, когда синдром ксенофобии приобретает агрессивную составляющую, выраженную часто в насильственных действиях идеологических и физических в отношении иных наций и националов. Причём, как правило, нацисты не знают историю и этнокультуру собственного народа, в силу своей малой образованности. Их вполне удовлетворяет восприятие окружающего через свои, нацистские табуированные ритуалы.
ШОВИНИЗМ – это психический синдром, идеологически «обоснованное» англосакскими теоретиками в 19 в. псевдонаучное учение о расовом превосходстве одних людей над другими. Шовинисты не способны понять и принять чужих людей ни по национальному, ни по расовому признаку. Шовинизм являет собой абсолютное воплощение антигуманизма на почве синдрома ксенофобии.
Русские люди в сущности НЕОФИЛЫ – огромные просторы их государства, населённого представителями различных национальностей, свидетельством тому.