В лизосомах клетки как и в митохондриях. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды — Гипермаркет знаний. Клетки крови, способные вырабатывать антитела

Источник задания: Решение 4440. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.

Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

Решение.

Определим лексическое значение (смысл) выделенных слов.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ (отделить загородкой, забором, обособить) шифоньером.

ПРОДУКТОВЫЙ (связанный с продажей, хранением, переработкой, перевозкой продуктов; продовольственный) склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (относящийся к производству или предназначенный для производства) необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ (право пользования чем-либо, а также документ, подтверждающий это право) в музей на цикл лекций о русской живописи.

Найдём слово, которое употреблено неверно.

Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ (разбирающийся в практических делах, успешный в практической стороне жизни, выгодный, удобный) пользу.

Вспомним слово-пароним к этому слову.

Практический - 1) относящийся к практике, 2) занимающийся каким-либо делом непосредственно, лично, 3) являющийся применением знаний и умений на практике.

Примеры употребления: практическая деятельность, практическое применение, практическое значение; практическое руководство, практический центр; практические занятия, практические знания и умения, практические приёмы.

Проверка. Вспомните слова-паронимы ко всем выделенным словам в задании. При подстановке этих паронимов предложения утратили смысл? Если да, то ответ верный.

Часть комнаты было решено ОГОРОДИТЬ (обнести изгородью, оградой) шифоньером.

ПРОДУКТИВНЫЙ (приносящий результаты, создающий ценности; производительный, плодотворный; такой, который даёт продукцию (о сельскохозяйственных животных); (лингвистический термин) активный в настоящее время) склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ (производящий, создающий, продуктивный) необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Школьники приобрели АБОНЕНТЫ (подписчик, владелец абонемента, пользователь услугами) в музей на цикл лекций о русской живописи.

Во всех предложениях смысл потерялся.

В ответ записываем подобранное слово заглавными буквами.

Ответ: ПРАКТИЧЕСКУЮ

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером, выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

д! [ В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    нАжился 2) позвОним 3) опошлИть 4) вручИт

Д2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

    ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

    Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

    В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДОСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.

ДЗ | Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    красивше 3) две седьмых

    много вишен 4) посади дерево

| | Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Расположившись на земляной насыпи,

    зрителям был виден весь стадион.

    игры на стадионе проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.

    у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

    можно было наблюдать за ходом соревнований.

I Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

    Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

    Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

Заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.

    В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.

    Гравёр Пожалостин - один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.

    Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Осенние ночные заморозки - это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (З)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6)... оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Что такое конвекция?

    Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?

    Когда наступают осенние заморозки?

    Осень - пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

дф I Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

    Именно 3) Кроме того,

    Наоборот, 4) Также

Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в третьем (3) предложении текста?

    день теряет 3) корни могут промёрзнуть

    тепло теряет 4) они не укрыты снегом

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

    сложноподчинённое

    сложносочинённое

    сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

    сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ (предложение 3).

    Деепричастие

    глагол в форме прошедшего времени

    краткое прилагательное

    краткое причастие

Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.

1) планета 2) почва 3) суша 4) страна

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    бл..годенствие, приноровиться, полагаться

    интеллектуальный, заказать, распор..диться

    озабоченный, раск..лоть, р..сточек

    заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

    проследовать, пр..клонный, пр..винтить

    бе..крайний, ни..падающий, и..черпать

    подотожить, об..скать, меж..нститутский

    не..хватный, пр..молчать, р..зместить

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

    беспоко..шься, заброшенный

    накорм..шь, потревож..нный

    поджар..шь, независ..мый

    сыпл..шь, подмеч..нный

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перекраивая В. удостаивавший

Б. эмал..вый Г. дешёв..нький

1) А, Б 2) Б, Г 3) В 4) А, В, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

    Егор слыл (не)утомимым тружеником.

    Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

    Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

    Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

    Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

    Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя () и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

    Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

    Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

    Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И.А. Гончаров отправился в путешествие не с развлекательной, а с конкретной

практической целью: ему хотелось вглядеться, вдуматься в чужую жизнь и провести

параллель между чужим и своим.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

    1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте" которых в предложении должны стоять запятые?

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса

    то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

    1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,

    При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

    Кошка - очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

    Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

    Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

    Рус. яз., ЕГЭ-2012

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

    Действительно, читать - это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и - «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, - говорил Пушкин. - (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(Ю)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора...

    Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых - середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...

    Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает

о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

    Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы.

    Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф.

    Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла.

    А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос - лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её “Чернобыльская молитва”, - это творческий и нравственный подвиг. (ЗЗ)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей - быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

(По Г.Бакланову*)

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) - русский советский писатель, публицист.

Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

    Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.

    Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.

    Чтение книг - это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

    В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

    В предложениях 23-33 содержится описание.

    Предложения 1-3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4.

    В предложениях 15-16 представлено повествование.

    В предложениях 19-22 представлено рассуждение.

Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм.

    10 2) 16 3) 21 4) 4

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

вд I Укажите способ образования слова СОЧУВСТВИЕ (предложение 21).

22 I Из предложений 10-12 выпишите притяжательные местоимения.

20 I Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

I 24 I Среди предложений 10-16 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

I цд I Среди предложений 9-18 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

| 26 | Среди предложений 21-33 найдите сложное предложение, в состав которого входят однородные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 10-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-АЗО, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

средство выразительности, как (предложение 22). Желая быть

убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как

(«В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и

(предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (предложение 22),

образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

Список терминов:

    ряды однородных членов 6) диалектизм

    литота 7) развёрнутая метафора

    лексический повтор 8) риторический вопрос

    эпитеты 9) восклицательные предложения

    цитирование

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов М 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

ЕГЭОсновная образовательная программа

Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина. Русский язык .10-11 классы.М: 2010. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ 2012 . Русский язык . Ступени подготовки...

  • Инструкция по организации и проведению пробного егэ по русскому языку (23 марта 2012 года)

    Инструкция

    Организации и проведению пробного ЕГЭ по русскому языку (23 марта 2012 года) Каждая сельская... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ -2012 . Русский язык ВАРИАНТ - Все СОШ должны... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскому языку должны прибыть в 12. ...

  • Митохондрии – это постоянные мембранные орга-неллы округлой или палочковидной (нередко ветвящейся) формы. Толщин – 0,5 мкм, длина – 5–7 мкм. Количество митохондрий в большинстве животных клеток – 150-1500; в женских яйцеклетках – до нескольких сотен тысяч, в сперматозоидах – одна спиральная митохондрия, закрученная вокруг осевой части жгутика.

    Основные функции митохондрий:

    1) играют роль энергетических станций клеткок;

    2) хранят наследственный материал в виде митохон-дриальной ДНК.

    Побочные функции – участие в синтезе стероидных гормонов, некоторых аминокислот (например, глюта-миновой).

    Строение митохондрий

    Митохондрия имеет две мембраны: наружную (гладкую) и внутреннюю (образующую выросты – листовидные (кристы) и трубчатые (тубулы)).

    У митохондрий внутренним содержимым является матрике – коллоидное вещество, в котором с помощью электронного микроскопа были обнаружены зерна диаметром 20–30 нм (они накапливают ионы кальция и магния, запасы питательных веществ, например, гликогена).

    В матриксе размещается аппарат биосинтеза белка органеллы: 2–6 копий кольцевой ДНК, лишенной гистоновых белков, рибосомы, набор т-РНК, ферменты редупликации, транскрипции, трансляции наследственной информации.

    Митохондрии размножаются путем перешнуровки, митохондриям свойственна относительная автономность внутри клетки.

    Лизосомы – это пузырьки диаметром 200–400 мкм. (обычно). Имеют одномембранную оболочку, которая снаружи иногда бывает покрыта волокнистым белковым слоем. Основная функция – внутриклеточное переваривание различных химических соединений и клеточных структур.

    Выделяют первичные (неактивные) и вторичные лизосомы (в них протекает процесс переваривания). Вторичные лизосомы образуются из первичных. Они подразделяются на гетеролизосомы и аутолизо-сомы.

    В гетеролизосомах (или фаголизосомах) протекает процесс переваривания материала, который поступает в клетку извне путем активного транспорта (пино-цитоза и фагоцитоза).

    В аутолизосомах (или цитолизосомах) подвергаются разрушению собственные клеточные структуры, которые завершили свою жизнь.

    Вторичные лизосомы, которые уже перестали переваривать материал, называются остаточными тельцами. В них нет гидролаз, содержится непереваренный материал.

    При нарушении целостности мембраны лизосом или при заболевании клетки гидролазы поступают внутрь клетки из лизосом и осуществляют ее самопереваривание (автолиз). Этот же процесс лежит в основе процесса естественной гибели всех клеток (апо-птоза).

    Микротельца

    Микротельца составляют сборную группу органелл. Они представляют собой пузырьки диаметром 100–150 нм, отграниченные одной мембраной. Содержат мелкозернистый матрикс и нередко белковые включения.

    9. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи

    Эндоплазматическая сеть

    Эндоплазматический ретикулум (ЭПС) – система сообщающихся или отдельных трубчатых каналов и уплощенных цистерн, расположенных по всей цитоплазме клетки. Они отграничены мембранами (мембранными органеллами). Иногда цистерны имеют расширения в виде пузырьков. Каналы ЭПС могут соединяться с поверхностной или ядерной мембранами, контактировать с комплексом Гольджи.

    В данной системе можно выделить гладкую и шероховатую (гранулярную) ЭПС.

    Шероховатая ЭПС

    На каналах шероховатой ЭПС в виде полисом расположены рибосомы. Здесь протекает синтез белков, преимущественно продуцируемых клеткой на экспорт (удаление из клетки), например, секретов железистых клеток. Здесь же происходят образование липидов и белков цитоплазматической мембраны и их сборка. Плотно упакованные цистерны и каналы гранулярной ЭПС образуют слоистую структуру, где наиболее активно протекает синтез белка. Это место называется эргастоплазмой.

    Гладкая ЭПС

    На мембранах гладкой ЭПС рибосом нет. Здесь протекает в основном синтез жиров и подобных им веществ (например, стероидных гормонов), а также углеводов. По каналам гладкой ЭПС также происходит перемещение готового материала к месту его упаковки в гранулы (в зону комплекса Гольджи). В печеночных клетках гладкая ЭПС принимает участие в разрушении и обезвреживании ряда токсичных и лекарственных веществ (например, барбитуратов). В поперечно-полосатой мускулатуре канальцы и цистерны гладкой ЭПС депонируют ионы кальция. Комплекс Гольджи

    Пластинчатый комплекс Гольджи – это упаковочный центр клетки. Представляет собой совокупность дик-тиосом (от нескольких десятков до сотен и тысяч на одну клетку). Диктиосома – стопка из 3-12 уплощенных цистерн овальной формы, по краям которых расположены мелкие пузырьки (везикулы). Более крупные расширения цистерн дают вакуоли, содержащие резерв воды в клетке и отвечающие за поддержание тургора. Пластинчатый комплекс дает начало секреторным вакуолям, в которых содержатся вещества, предназначенные для вывода из клетки. При этом просекрет, поступающий в вакуоль из зоны синтеза, (ЭПС, митохондрии, рибосомы), подвергается здесь некоторым химическим превращениям.

    Комплекс Гольджи дает начало первичным лизосомам. В диктиосомах также синтезируются полисахариды, гли-копротеиды и гликолипиды, которые затем идут на построение цитоплазматических мембран.

    Катаболическая система клетки

    К катаболической системе клетки относятся: лизосомы, микротельца (пероксисомы, глиоксисомы) и митохондрии.

    5.1. Первичные лизосомы образуются в комплексе Гольджи. Они представляют собой мелкие (0,2-1 мкм) округлые тельца, покрытые элементарной мембраной, и содержащие до 30-ти различных гидролитических ферментов. При поступлении в цитоплазму эндосом происходит слияние их

    Рис. Строение лизосомы

    с первичными лизосомами, ферменты которых активируются, и образуют фагосомы (вторичные лизосомы), в них происходит расщепление сложных органических соединений до более простых (белков до аминокислот и т.д.).

    Рис. Строение митохондрии .

    5.2. Митохондрия имеет две мембраны - наружную и внутреннюю. Внутренняя мембрана образует впячивания в полость митохондрии, которые называются кристы. На кристах митохондрий расположены сферические тельца на ножках - АТФ-сомы. Между кристами располагается матрикс, который содержит автономную систему биосинтеза

    Рис. АТФ-сомы на кристах митохондрий

    белка (кольцевые молекулы ДНК и рибосомы). Основные функции митохондрий: синтез АТФ, специфических белков и стероидных гормонов.

    5.3. Энергетический обмен, или диссимиляция, включает три этапа:

    I – подготовительный;

    II - бескислородный (анаэробный, гликолиз);

    III – кислородный (аэробный).

    Первичным источником энергии на Земле является Солнце. Его световая энергия аккумулируется зелеными растениями в процессе фотосинтеза в химических связях сложных органических соединений. Гетеротрофные организмы способны усваивать только этот вид энергии.

    Подготовительный этап протекает в пищеварительной системе организмов и в лизосомах клеток и заключается в том, что сложные органические соединения расщепляются до более простых: белки до аминокислот, полисахариды до моносахаридов, жиры до глицерина и жирных кислот. Высвобождающаяся энергия рассеивается в виде тепла.

    Анаэробный этап протекает в цитоплазме клеток. При гликолизе моносахариды, аминокислоты и жирные кислоты распадаются до пировиноградной или молочной кислот. При анаэробном расщеплении 1 молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ. В гликолизе участвует 10 ферментов цитоплазмы.

    Аэробный этап энергетического обмена протекает в митохондриях.Образовавшаяся в процессе гликолиза пировиноградная кислота, соединяется с коферментом А и в таком виде (Ацетил КоА) поступает в матрикс митохондрий. Митохондрии содержат 3 группы ферментов: цикла Кребса (матрикс), тканевого дыхания (кристы) и окислительного фосфорилирования (АТФ-сомы). Ацетил Ко А поступает в цикл Кребса, ферменты которого (дегидрогеназы) постепенно отщепляют от его молекулы атомы водорода, образуя в итоге диоксид углерода. Диоксид углерода выделяется из митохондрии. Атомы водорода расщепляются на протоны и электроны, которые поступают в систему ферментов тканевого дыхания, где в процессе перехода в электронтранспортной цепи (электронный каскад) накапливаются по разные стороны мембран (протоны - на наружной, а электроны - на внутренней поверхности). При достижении критического потенциала (около 200 мВ) протоны проходят через специальные каналы в АТФ-сомах, содержащие ферменты окислительного фосфорилирования. В этот момент электроны отдают свою энергию для присоединения остатков фосфорной кислоты к АМФ с образованием АДФ и к АДФ с образованием АТФ. Электроны, отдавшие энергию, соединяются с протонами, образуя атомы водорода. Водород, соединяясь с кислородом, образует воду. Таким образом, конечным акцептором электронов является кислород.