Что означает сонорные согласные. Что такое сонорный звук? Как научиться произносить звучные согласные

2016-05-02

Здравствуйте, мои дорогие читатели.

Английский алфавит для детей и даже для взрослых, которые только начинают учить язык - достаточно сложная вещь, ведь они еще совершенно ничего не знают, а произношение для новичка - та еще сложность. Но с ней придется справиться.

Поэтому сегодня нас ждет урок, посвящённый тому, как быстрее и эффективнее его запомнить. У меня для вас будет исчерпывающее количество материалов для визуального ознакомления (картинки, карточки, буквы с транскрипцией и произношением ), прослушивания (песенки, аудио ), просмотра (видео ), скачивания и печати (карточки, плакат (word, pdf) ), а также для закрепления нового с помощью интересных игр и заданий .

Давайте учиться

Сегодня я подготовила для вас картинки, которые вы не просто можете читать и слушать онлайн у меня на сайте, но и распечатать себе и учить в любую свободную минутку. А сначала посмотрим на весь алфавит (нажмите на картинку для увеличения), прослушаем все его буквы, а затем послушаем его классическую и давно полюбившуюся всем песенку:

Если вы послушаете еще и эти 2 песенки, то поймете, что существует американский вариант произношения алфавита, разница которого лишь в произношении последней буквы. Пусть это и мелочь, но знать об этом нужно!

Для многих в помощь, есть специальная аудиокнига для самых маленьких - «Алфавит для детей» от издательства Литрес.

А вот алфавит с заглавными и строчными буквами. Попробуйте проделать с ребенком следующее задание:

  1. посмотрите на картинку рядом с буквой и назовите слово на русском языке,
  2. найдите в русско-английском словаре соответствующее английское слово,
  3. проверьте, начинается ли оно на букву, указанную в алфавите,
  4. запишите английскую букву и слово в тетрадь или блокнот и нарисуйте рядом картинку.

Алфавит с английской и русской транскрипцией букв поможет правильно их произносить.

А эти буквы со словами вы можете изучать онлайн — смотря и слушая их произношение.



























А вот обещанный файлик word для скачивания и распечатки. Для каждой буквы есть свое английское слово . На странице A4 — по 2 буквы.

Как с ним работать:

  1. Распечатайте.
  2. Возьмите цветные карандаши или фломастеры и разукрасьте с ребенком буквы (можете сделать это аналогично картинке — добавить глазки или ротик).
  3. Попробуйте рядом с каждой буквой нарисовать то, что написано.
  4. В процессе обязательно рассказывайте ребенку про нарисованные предметы или животных или задавайте ему вопросы о них.
  5. Не торопясь поработайте с каждой буквой : сначала произнесите ее несколько раз разными интонациями, высотой голоса и т.д., затем произнесите написанное рядом слово. Потом можете взять 2 буквы (предварительно разрезанные на отдельные карточки) и показать их ребенку — попробовать дать ему возможность показать верную букву из 2-х названных вами.
  6. Если вашему ребеночку уже исполнилось 5 лет, можно освоить не только заглавные буквы, но и прописные. Нужно объяснить малышу, что у каждой буквы есть свой младший братик, который меньше по росту и иногда отличается от старшего (на картинке ниже вы можете их увидеть). На распечатанных карточках можете рядом со старшими братьями рисовать младших — это должно понравиться всем ребятам!

У меня для вас есть еще один файл word , где, в отличие от предыдущего, напечатаны красочные заглавные и строчные буквы, а также английская и русская транскрипция для правильного произношения. На листе A4 — по 2 буквы. Скачивайте и пользуйтесь на здоровье вместе со своим ребенком:

А это плакат pdf с английским алфавитом — для печати. Его можно распечатать на форматах A4 или A3. Красочные английские буквы дополнены транскрипцией (русской и английской), что поможет любому ребенку и взрослому быстро запомнить английские буквы и их правильное звучание.

Алфавит в красочных видео

Да, самый эффективный и быстрый способ для ребенка освоить новые английские буквы - это посмотреть еще и видео. Сейчас их найти совсем не сложно. Вот несколько веселеньких:

А вот и целая серия мультиков, каждый из которых посвящен отдельной английской букве. Видео русскоязычное.

Два последних видео представляют собой очень хороший материал для изучения не только английских букв, но и звуков, которые они дают в некоторых словах.

Стишки

Видео — это всегда увлекательно, а как насчет стишков для быстрого запоминания английских буковок? Не пробовали? Тогда вперед! Детям они очень нравятся. Нажимайте на значок в верхнем правом углу для увеличения ...

Игры и задания

Я могу предложить вам еще как минимум 10 занимательных игр и заданий, чтобы запомнить новые для ребенка буквы английского алфавита и их последовательность (об обучении в играх для детей также читайте и ). В эти игры можно играть как один-на-один с ребенком , так и организовать их для группы детей .

  • Учим с мячом

Вариации забав с мячом для детей могут быть самые разные. Например, вы можете бросать друг другу мяч и по очереди называть следующую букву. Или, например, бросать мячик об стенку и с каждым ударом называть ее.

  • Изобрази букву
  • Карточки-угадайки

Попробуйте такой вариант: вы показываете своему малышу картинку с яблоком - а он называет вам «a» - apple. Или вы показываете котенка, а он называет вам «c» - cat. Конечно, это игра скорее на запоминание и подходит для более сознательных деток. Но для повторения выученного она как никакая другая подходит идеально.

  • Алфавитный паровозик

Цель этой легкой игры-задания состоит в том, чтобы из кучки карточек с английскими буквами выложить паровозик, каждый вагончик которого должен стоять на своем месте. Только тогда он поедет!

  • Стоп-песня

Задача тут — внимательно слушать песенку-алфавит, и когда запись остановится (взрослый делает паузу на любом месте песенки), дети должны повторить последнюю услышанную букву и показать карточку с ней.

  • Соседи

Из кучки карточек с буквами, перевернутых наоборот, ребенок выбирает любую. Задача — вспомнить букву-соседку той, что находится у ребенка в руках. При этом, можно называть предыдущую букву или последующую. Любой ответ будет верным.

  • Догадайся быстрее

Цель игры — догадаться как можно быстрее, какую букву пишет взрослый (который медленно и не торопясь частями выводит на доске или листе бумаги крупную английскую букву).

  • Добавьте к песне танец

Одна из моих учениц была дико непоседлива. И чтобы выучить все нам пришлось придумать с ней самый настоящий танец, где под каждую букву мы делали новое движение, напоминавшее ее по форме. Удивительно и невероятно странно, скажу я вам, но нам удалось его освоить.

  • Соединялки по точкам

Это интересное и любимое всеми ребятами занятие поможет им быстрее запомнить не только буквы английского алфавита, но и их последовательность. Вот 4 таких картинки, которые вы можете скачать, распечатать и использовать.

  • Буква — картинка

Еще одно увлекательное занятие, которое потребует от детишек знания слов (скорее, это будет ассоциация буквы с картинкой), начинающихся на те или иные буквы алфавита. Здесь нужна предварительная подготовка и работа с картинками-словами. Вот такие 6 картинок для печати я нашла на сайте «Дошколёнок» (kindereducation.com). Соединяем буквы с нужными картинками, а потом разукрашиваем ради забавы.

Не пытайтесь делать все через силу. Я по своему опыту работы с детьми знаю, что если их не заинтересовать, а заставлять силой что-то запомнить - эффекта не будет совершенно никакого. Малыш только возненавидит язык, и дальше вам и ему будет еще сложнее (С чего начать обучение ребенка английскому ).

Кроме того, не пытайтесь зазубривать наизусть без помощи песни, видео или фото. Ребенок даже не начнет включать свои «запоминательные» процессы. Эти слова должны гореть красным в вашем сознании, когда дело касается обучения: ЕМУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО!

И последнее, он хоть как-то должен понимать, зачем это нужно. Да, сложно объяснить маленькому человечку лет 3-5, зачем ему вообще учить какие-то другие звуки, если все разговаривают на тех, что он уже знает. Поэтому придумайте какую-нибудь , или посмотрите с ним мультик, где отдельные слова говорят на иностранном языке. Это, возможно, пробудит в нем желание и самому их выучить.

  • Вы можете приобрести замечательный звуковой алфавит с любимыми героями, например Книжка-игрушка с английским алфавитом «Даша-путешественница»
  • Если ваш ребенок не достиг 5 лет, можно попробовать Увлекательные пазлы с английскими буквами
  • А еще всеми любимый сервис по онлайн обучению английского в игровой форме LinguaLeo выпустил новый курс «Английский для самых маленьких ». Обучение на этом курсе начинается именно с основ — алфавита. Рекомендую этот сервис и все его продукты, так как он уже завоевал мое доверие качеством подхода к обучению детей и взрослых. Мой короткий обзор курса можете посмотреть в видео ниже.

И напоследок...

Конечно, у всех детки разные, и не всем подойдут те или иные методы работы. Поэтому я сразу могу посоветовать искать правильный путь к вашему малышу. Он полюбит английский, если вы покажете его ему в правильном свете.

И помните, мои дорогие, что я регулярно делюсь советами, как помочь вам и вашим деткам эффективно выучить язык. Подписывайтесь на рассылку моего блога и следите за новостями. Скоро будет еще интереснее.

Выбираем репетитора в своем городе

Вконтакте

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

Существую такие согласные, в образовании которых практически не участвует шум. Они называются сонорными или сонантами. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах. В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу. Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя. Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л"]), и носовые ([м], [м"], [н], [н"])К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад"ьна], лампа [л`ампа].Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз"ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать слог и нести на себе ударение, в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.