Некрасов давно. Анализ стихотворения некрасова давно отвергнутый тобою. Тема и идея стихотворения

Давно отвергнутый тобою Некрасов анализ стихотворения

1. История создания . На протяжении всей жизни был влюблен в одну женщину - А. Панаеву. Их отношения были очень непростыми. Достаточно сказать, что поэт жил в одном доме с возлюбленной и ее мужем.

В начале романа Некрасов был вынужден пойти на отчаянный поступок: во время прогулки с Панаевой он, не умея плавать, бросился в реку. Женщина была поражена таким бурным проявлением чувств и стала более благосклонна к поэту. Этот эпизод и вся история любви в целом легли в основу стихотворения "Давно - отвергнутый тобою", написанном Некрасовым в 1855 г.

2. Жанр - любовная лирика.

3. Основная тема стихотворения - страдания от несчастной любви. В произведении реальный поступок молодого Некрасова видоизменен. Лирический герой, отвергнутый любимой женщиной, в отчаянии хочет покончить жизнь самоубийством. Однако потемневшие грозно волны вызывают в нем непреодолимый страх. Молодой человек остается в живых и в конце концов добивается взаимности.

Любимая женщина благословляет волны, которые сохранили жизнь лирического героя. Счастье поэта было не вечным. Прошло несколько лет, и он вновь испытал горечь и разочарование. Повторяется картина молодости на берегу реки. Но на этот раз есть одно существенное отличие: волны уже не пугают несчастного влюбленного, а словно бы "манят в глубину свою".

4. Композиция стихотворения кольцевая. Начало и конец посвящены описанию двух одиноких прогулок страдающего влюбленного, которые разделяют "много роковых годов".

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Глубина и сила страдания влюбленного поэта подчеркивается характерными эпитетами: "отвергнутый", "роковою". В основе всего стихотворения лежит антитеза, выраженная в словах "давно" и "теперь". Водная стихия оживает благодаря использованию олицетворений: волны "приветливо яснели", "грозно потемнели", "грозят сурово", "манят". Большое значение имеет метафора "убитая душа", предвещающая физическую смерть.

7. Основная мысль произведения заключается в том, что без любви невозможно жить. В первом случае сама природа предотвратила самоубийство лирического героя, так как еще была надежда на взаимность. Волны оказались правы и стали свидетелями счастливых прогулок влюбленных. В финале никакой надежды уже нет. Волны сами манят несчастного, потому что от мучений его избавит только смерть.

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное,
Белела в мертвенном покое
Оледенелая река.

Я вспомнил, грустно-молчалив,
Как в тех странах, где солнце греет,
Теперь на солнце пламенеет
Роскошный Генуи залив...

О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?

О, если б мимолетный дух,
Во мгле вечерней тихо вея,
Меня унес скорей, скорее
Туда, туда, на теплый Юг...

1)преобладание настроения
2)Жанр,тема
3)Проблема
4)Композиция стиха
5)Лирический сюжет
6)место стиха в творчестве
7)Средства выразительности.

Помогите кто чем может,пожалуйста!!срочно!прошу!

Охарактеризовать литературное течение

1. Футуризм
2. Жизненный и творческий путь Маяковского (1893-1930)
3. Анализ стиха Блока (любой стих)
Анализ
1. Названия стиха,год написания.
2. Сборник в котором оно входит стих
3. Тема стиха
4. Идея стиха 5-ое средство художественного выразительности речи
6. Оброс лирического героя
7. Свое восприятие к стиху.

помогите найти художественные средства выразительности в стихотворении:

ПЕРВОЕ ЯНВАРЯ

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы свкозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не"званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Найдите пожалуйста средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения) в этом стихотворении:

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощеньи умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты;
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей?..
Свершилось! Вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой...
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне...

План анализа 1. История создания стихотворения.
2. Ритм, метр, рисунок текста.
3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы,
ключевые слова, время, пространство, композиционные
приёмы).
4. Художественные образы.
5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс,
лексика, морфологический уровень, синтаксический
уровень).
6.Тропы, фигуры.
7. Тема, идея.
8. Вывод.

« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов

Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступилВдруг волны грозно
потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней – любви и счастья
полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.

Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля.

Теперь – один, забыт
тобою,
Чрез много роковых
годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит
снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят
сурово,
А манят в глубину свою…

Из истории создания стихотворения

Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте
разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не
быть, но гражданином быть обязан» и т.д.
Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь –
поэт гражданский, пафос которого всегда призывал
идти
«… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за
любовь…» Любовь в данном случае и во многих его
произведениях звучит в гражданском, социальном
смысле.
Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.

Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…»

Адресат стихотворения « Давно отвергнутый тобою…»
Нетрудно догадаться, что
стихотворение посвящено
Авдотье Яковлевне Панаевой,
гражданской жене поэта, с
которой его связывало 15 лет
жизни. Некрасов любил эту
женщину ревнивой,
изнурительно-трудной
любовью…Совместная жизнь
их была адом, на какое-то
время они расставались,
потом возвращались друг к
другу…

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

/
/
ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
БОЮ
Метрический
рисунок определяется
четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную
мелодичность стихотворению.

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ

Давно
– отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
В
каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА
- последнее сильное место в строке
(ударный слог).

Микротемы

Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
В нём можно выделить три микротемы:
Давно…
Поздней…
Теперь…
Лирический герой доведён потерей любимой до
отчаяния. Он перебирает в памяти историю
взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт,
грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги,
отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль.

Композиционное построение

В
стихотворении использован приём антитезы:
ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой
роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх
остановил его. Так бывает, когда ещё не всё
потеряно и остаётся надежда. Подтверждение
этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это
счастье взаимной любви, признаний, а главное
- это ЕЁ «благословение», благодарность
волнам, вовремя остановившим ЕГО.

10. АНТИТЕЗА

Этому
«ДАВНО» противопоставлено
«ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и
безнадежность на возврат « любви и
счастья» с НЕЙ толкают лирического
героя в глубину волн, которые уже не
«грозят сурово», а « манят».

11. Тема и идея стихотворения

Это
стихотворение о ЛЮБВИ.
Идея – невозможность жить без
любимой, вплоть до крайней степени
самоотвержения.

12. Тропы и фигуры

Природа
в стихотворении как бы
принимает участие в судьбе лирического
героя: волны « приветливо яснели», но
когда герой ступил на край обрыва,
«грозно потемнели».Теперь они не
грозят, а «манят» - здесь поэт использует
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает
художественного эффекта: читатель
глубоко воспринимает драму лирического
героя.
Метафора « убитая душа» помогает

13. ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ

В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
« на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда»,
« и на обрыве я стою».
Этот приём помогает глубже передать внутреннее
состояние лирического героя,
акцентировать внимание читателя.
Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
«роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово
грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
Используется общеупотребительная книжная лексика.

14. Синтаксический и морфологический уровни

В стихотворении использованы сложные предложения
и простые, осложнённые причастными оборотами.
В тексте присутствуют такие части речи, как личные
местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные
образы;
существительные, обозначающие место(берег, край
обрыва, волны); наречия, определяющие временные
рамки(давно, поздней, тогда, теперь); глаголы
движения(шёл, кинулся, брожу, стою);
прилагательные, причастия и наречия описательного
характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово,
отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

15. ЭЛЕГИЯ

Это
стихотворение написано в жанре
ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию
лирического героя.
ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев
флейты) лирическое произведение с
печальным настроением, жалобное,
скорбное.

16. « Панаевский цикл» Н.А.Некрасова

Мы познакомились с одним из
стихотворений Некрасова,
посвящённых Авдотье
Яковлевне Панаевой.
Стихи характеризует жгучая
исповедальность, в них
запечатлены многие эпизоды
из жизни Панаевой и
Некрасова. Дороги поэта и его
будущей МУЗЫ пересеклись в
один из дней 1845 года. Этот
день Некрасов называл самым
счастливым в своей жизни.

План анализа

  • 1. История создания стихотворения.
  • 2. Ритм, метр, рисунок текста.
  • 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы, ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы).
  • 4. Художественные образы.
  • 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень).
  • 6.Тропы, фигуры.
  • 7. Тема, идея.
  • 8. Вывод.

« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • Они приветливо яснели.
  • На край обрыва я ступил-
  • Вдруг волны грозно потемнели,
  • И страх меня остановил!
  • Поздней – любви и счастья полны,
  • Ходили часто мы сюда,
  • И ты благословляла волны,
  • Меня отвергшие тогда.

  • Теперь – один, забыт тобою,
  • Чрез много роковых годов,
  • Брожу с убитою душою
  • Опять у этих берегов.
  • И та же мысль приходит снова –
  • И на обрыве я стою,
  • Но волны не грозят сурово,
  • А манят в глубину свою…

Из истории создания стихотворения

  • Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д.
  • Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
  • «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
  • Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.

Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…»

  • Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

  • / / /
  • ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
  • Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).

Микротемы

  • Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
  • В нём можно выделить три микротемы:
  • Давно…
  • Поздней…
  • Теперь…
  • Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
  • Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
  • Аллитерация звука [ Р ] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [ о ] , [ у ] , [ ю ] -передаёт боль.

Композиционное построение

  • В стихотворении использован приём антитезы:
  • ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает, когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
  • - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.

АНТИТЕЗА

  • Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».

Тема и идея стихотворения

  • Это стихотворение о ЛЮБВИ.
  • Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

Тропы и фигуры

  • Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
  • Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.

ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ

  • В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
  • « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою».
  • Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
  • акцентировать внимание читателя.
  • Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
  • «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
  • Используется общеупотребительная книжная лексика.

Синтаксический и морфологический уровни

  • В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами.
  • В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы;
  • существительные, обозначающие место(берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки(давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

  • Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя.
  • ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.

« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова

  • Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.
  • Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.

Любовная лирика никогда не занимала почетное место в творчестве Н. Некрасова, но была прекрасным способом открыть свою душу хотя бы на бумаге. Личная жизнь Николая Алексеевича складывалась тяжело из-за особенностей его характера. Он был склонен к апатии, иногда срывался и проводил ночи напролет за карточными играми. Тем не менее, на одном из званых вечеров поэт познакомился с Авдотьей Панаевой, женой известного франта Питербурга. Женщина была хороша собой и сразу же пленила сердце молодого Некрасова. Николай долго добивался ее любви. Искренность своих чувств он доказал, когда бросился в речку во время одной из прогулок. Вскоре сердце Авдотьи растаяло, и Николай переехал к Панаевым. Они так и жили втроем на протяжении 15 лет, что вызвало немало возмущений. После смерти Ивана Панаева Авдотья бросила Николая, оставив глубокий след в его душе. Эта необычная история любви навсегда осталась в строках стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…».

Тема произведения – страдания, вызванные несчастливой любовью. Н. Некрасов показывает, какие страдания может приносить человеку светлое чувство, утверждает, что оно может легко убить душу и толкнуть человека к самоубийству.

Ключевой образ стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…» - лирический герой, прототипом которого является сам автор. В первых строках читатель встречает лирического героя, который в одиночестве идет по берегам реки, вспоминая печальные моменты своих любовных отношений. Становится понятно, что он хочет покончить с собой, но его останавливает страх перед внезапно потемневшими волнами. Кажется, сами небесные силы пришли на помощь. Волны не зря стали преградой на страшном пути – вскоре возлюбленная ответила взаимностью.

В произведении нет портрета любимой, единственная деталь – ее благословение в адрес волн, спасших лирического героя. Эта деталь показывает, что девушка любила его. Но счастье продлилось недолго и очередная неудача в любви снова приводит лирического героя к обрыву. На этот раз волны не отпугивают, а манят, что отчетливо указывает на внутреннее состояние героя. Совершил ли он задуманное, остается только догадываться.

Для передачи своих чувств автор соединяет психологические штрихи и пейзаж, которые дополняют друг друга. Реализуются они при помощи метафор: «полон думой роковою», «страх меня остановил», «любви и счастья полны», «убитая душа». Других художественных средств автор не использует, ведь его цель – не украшение, а передача чувств.

Стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…» не делится на куплеты, что соответствует содержанию. Все строки объединяются в целостный монолог, созданный из воспоминаний и сиюминутных переживаний. Н. Некрасов использует перекрестную рифму, стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ритм стихотворения гармонизирует с общим настроением текста.

В стихе «Давно – отвергнутый тобою…» авто сумел рассказать половину своей жизни, но понять произведение полно можно только учитывая биографическую основу.