Перечитывал с увлечением. Учение с увлечением (Соловейчик С.Л). Радость приходит к тому, кто выполняет свой долг с радостью

Еще одна известная типология личности была разработана британским клиническим психофизиологом Г. Айзенком. Он разработал шкалу нейротизма (эмоциональной устойчивости) и связал нейротизм с экстраверсией – интроверсией, с одной стороны, типами темперамента – с другой (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Модель Г. Айзенка

Экстраверт – человек социально открытый, склонный к увеличению социальных контактов, инициативный, приспособляемый к ситуации, импульсивный, требующий стимуляции от внешней среды.

Интроверт – человек закрытый, малообщительный, самодостаточный, социально пассивный, погруженный внутрь самого себя. Он склонен к выполнению работы, требующей сосредоточенности, внимательности, индивидуализма.

Эмоциональная стабильность характеризует человека, не склонного к беспокойству, способного расположить к себе, стремящегося к лидерству, неспособного к сочувствию, равнодушно воспринимающего чужие проблемы.

Эмоциональная нестабильность свойственна человеку тревожному, чувствительному, обязательному, постоянно переживающему за судьбу своих близких, склонному к сочувствию.

Г. Айзенк замеряет результаты по данным шкалам и связывает их с типами темперамента.

1. Холерик (нестабильный экстраверт) – активный, обидчивый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, импульсивный, оптимистичный, непостоянный, поддающийся настроениям. Холерик – человек порывистый, быстрый, способный работать изо всех сил. Он может быть хорошим инициатором перемен, руководителем проекта. Но в силу вспыльчивости и взрывного характера холерик испытывает сложности в общении с окружающими. Он часто обижает и сам обижается (правда, быстро успокаивается). Холерик стремится к лидерству, но при этом зачастую сковывает инициативу коллег, навязывая им свое видение и свою волю. Холерику плохо дается монотонная, кропотливая работа.

2. Сангвиник (стабильный экстраверт) – общительный, открытый, доступный, жизнерадостный, оптимистичный, инициативный, располагающий к себе. Сангвиник – это человек с сильной нервной системой, он быстро сходится с людьми, гибко реагирует на внешние обстоятельства. Часто он загорается какой-то идеей, а потом теряет к ней интерес, постоянно разбрасывается. Он хороший организатор, инициативный, дружелюбный, люди к нему тянутся (прощая ему невыполнение обещаний); это – душа компании. Сангвиник предпочитает работу, требующую перехода от одного ритма к другому. Он любит динамичность, не может долго сидеть на месте. Сангвиник хуже себя проявляет в рутинной, однообразной деятельности.

3. Флегматик (стабильный интроверт) – спокойный, надежный, ровный, пассивный, миролюбивый, рассудительный, доброжелательный, осмотрительный. Флегматик – это уравновешенный человек с сильной нервной системой. Он медлительный, кажется, что он экономит свои силы, долго настраивается на выполнение какой-то работы, но потом быстро все делает. Флегматика бесполезно торопить и подгонять, он все равно будет работать в своем ритме (медленном, неторопливом). Внешне флегматик невозмутим, склонен к постоянству настроения и привязанностей. Он не любит проявлять инициативу, скорее, мечтает о том, чтобы его не трогали, оставили в покое. С людьми флегматик сходится достаточно тяжело, но к некоторым сильно привязывается и преданно дружит. Он хорошо работает, выполняя индивидуализированную, монотонную, не требующую быстроты действий деятельность. Не любит динамичную, аритмичную, срочную работу.

4. Меланхолик (нестабильный интроверт) – тихий, сдержанный, тревожный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся, отзывчивый. Меланхолик – это человек со слабой нервной системой, остро реагирующий даже на маленькие неприятности. Меланхолику свойственна повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность в собственных силах. Он легко утомляется, не выносит стресса и конфликтных ситуаций. Он довольно обидчив, но обиду свою скрывает, накапливая весь негатив внутри себя (в какой-то момент все это выходит наружу, пугая окружающих). В спокойной ситуации меланхолик – это очень добросовестный, ответственный работник, хороший труженик. Он обладает даром эмпатии, умеет встать на место другого и понять его чувства. Это "жилетка" компании, в которую всегда можно поплакать и получить успокоение и сочувствие. Вообще меланхолика характеризирует глубина и устойчивость чувств при слабом их внешнем проявлении (все держит в себе). Меланхолик предпочитает работу, не связанную с активным общением и исключающую сильное стрессовое воздействие. Не любит опасную работу, требующую принятия ответственных решений.

В 50-е гг. XX в. была разработана интересная и востребованная сегодня типология Майерс Бриггс (MBTI). Импульсом для создания типологии послужила проблема трудоустройства американских солдат, демобилизовавшихся из армии. Типология основана на выявлении:

Двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия – интроверсия) Е – I;

Двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорика – интуиция) S – N;

Двух различных способов принятия решений (шкала логика – этика) Т – F;

Двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала рациональность – иррациональность) J – Р.

Изначально можно выделить четыре основных типа по второй и третьей шкале: (1) исследователи (интуиция + логика), (2) гуманитарии (интуиция + + этика), (3) социалы (сенсорика + этика), (4) практики (сенсорика + логика).

Далее можно выделить 16 типов личности: ISTJ (Инспектор), ISFJ (Хранитель), INFJ (Гуманист), 1NTJ (Аналитик), ISTP (Мастер), ISFP (Посредник), INFP (Лирик), INTP (Критик), ESTP (Маршал), ESFP (Политик), ENFP (Советчик), ENTP (Искатель), ESTJ (Администратор), ESFJ (Жизнелюб), ENFJ (Наставник), ENTJ (Предприниматель) (табл. 2.2).

Типология личности MBTI

Тип личности

Характеристика типа личности

ISTJ – Инспектор (М. Горький)

Человек системы. Уважает субординацию. Контролирует работу. Сторонник строгого порядка. Вникает в суть дела. Хорошо собирает информацию. Не любит компромиссов

1SFJ – Хранитель (Т. Драйзер)

Ориентирован на отношения. Умеет влиять на окружающих. Делит людей на "своих" и "чужих", управляет дистанцией. Требователен к себе и другим. Пунктуален. Обладает интуицией на людей

INFJ – Гуманист (Ф. Достоевский)

Тихий, дружелюбный человек. Очень наблюдателен, чувствует отношения между людьми. Хороший посредник. Обладает выраженной интуицией на людей. Гуманизм проявляет в делах. Умеет со всеми выстроить хорошие отношения

4

INTJ – Аналитик (Р. Декарт)

Человек с развитой логикой, сильной способностью к анализ}". Умеет логично и убедительно излагать свои мысли. Рационален. Аналитический склад ума. Ориентирован на задачу, не на человеческие отношения

ISTP – Мастер (Ж. Габен)

Спокойный, замкнутый человек. Внешне нетороплив и холоден. Не демонстративен. Любит природу, уединение. Практик. Заботлив по отношению к родным и близким. Хозяйственный, умеет и любит что-то мастерить, чинить, строить

ISFP – Посредник (А. Дюма)

Дружелюбный, оптимистично настроенный человек. Считается с привычками и удобствами окружающих. Со всеми уживается. Неконфликтен. Окружает себя приятными мелочами. Заботлив

INFP – Лирик (С. Есенин)

Мечтательный романтик. Человек размышления, а не действия. Ориентирован в будущее. Обладает интуицией времени. Эмоционален. Свободно распоряжается своим и чужим временем

INTP – Критик (О. Бальзак)

Интеллектуал. Человек с сильным воображением. Наблюдателен. Обладает философским складом ума. Осторожен в принятии решений. Ранимый. Развитая интуиция

ESTP – Маршал (Г. Жуков)

Волевой, целеустремленный человек. Главное для него – результат. Решительный, способен оказывать силовое давление. Победа любой ценой. Чем больше препятствий, тем собранней становится. Трудоголик

ESFP – Политик (Цезарь)

Человек, склонный к манипулированию другими. Гордится своим влиянием на других. Хорошо чувствует расстановку сил. Воздействуя на болевые точки, управляет поведением окружающих

ENFP – Советчик (Дон Жуан)

Обладает хорошей интуицией на людей. Понимает мотивацию другого. Видит в человеке много достоинств и любит делать комплименты. Умеет вдохновлять, поощрять. Ценит талант другого

ENTP – Искатель (Дон Кихот)

Хорошо видит перспективы новых идей и проектов. Ориентирован в будущее. Занимается тем, что интересно, а не тем, что выгодно. Генерирует интересные идеи. Имеет разнообразные интересы. Склонен к научной деятельности

ESTJ – Администратор (Штирлиц)

Напористый, работоспособный человек. Решительный, инициативный, смело отстаивает свои идеи. Рационализатор. Обладает практическим складом ума. Борется за качество. Контролирует работу коллег и подчиненных

ESFJ – Жизнелюб (В. Гюго)

Жизнерадостный, открытый человек. Умеет эмоционально воздействовать на других. Может поднять настроение себе и другим. Оптимист, веру в успех вселяет в окружающих

ENFJ – Наставник (Гамлет)

Серьезный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Очень эмоционален, чувствует эмоции других людей. Хороший актер или оратор. Беспокойный, обостряет ситуацию

ENTJ – Предприниматель (Дж. Лондон)

Труженик, работа кипит в руках. Хорошо видит возможности новых дел. Предпринимательская жилка. Умеет обращаться с финансами. Легко меняет сферу деятельности. Мобилен

Зная принадлежность сотрудника к тому или иному типу, гораздо легче воздействовать на его поведение. Действительно, все люди разные и по-разному реагируют на одни и те же управленческие воздействия. Учет психологии личности помогает принимать решения более гибко и с более высокой эффективностью.

» Типология личности по Айзенку

Теория личностных черт Ганса Айзенка (1916-1997).
Структура и типы личности. Интроверсия, экстраверсия и нейротизм

Ганс Айзенк (Hans Eysenck) - британский психолог немецкого происхождения. Он разработал и экспериментально исследовал описательную теорию личностных черт, теорию обусловленности этих черт, продемонстрировал важность генетических факторов в развитии личности.

Ганс Айзенк, 1970-е годы

Также Айзенк:

  • создал широкий спектр исследований по генетическим основам эмоциональности;
  • разработал модель IQ (коэффициент интеллекта), который зависит от скорости, ошибок и продолжительности умственных действий индивида;
  • предложил и проверил двухфакторную модель структуры социальных способностей;
  • способствовал развитию клинической психологии в Британии;
  • сыграл значительную роль в возникновении и становлении бихевиоральной терапии;
  • основал и издавал «Журная бихевиоральных исследований и терапии».

Определяя структуру человеческой личности, Айзенк прежде всего использует понятия экстраверсии и интроверсии. В подборе этих личностных черт он идет уже проторенным путем (Лазурский, Юнг, Кречмер и др.)

Экстраверты проявляют себя в таких чертах, как аффективность (стремление выразить эмоции внешним образом), бодрость, веселость, удовлетворение, юмор, социабельность, сострадание, неразвитость самосознания, высокая двигательная активность, низкая настойчивость, порог сдерживания, медленное улавливание.

Качества интроверта определяются как диаметрально противоположные. Однако в исследованиях настойчивости не было найдено корреляций относительно экстраверсии или интроверсии.

Айзенк также высказал мнение, что экстраверты обнаруживают типичную жесткость в противовес мягкости интровертов. Имеющие жесткие установки относительно других, они склонны применять принуждение, осуществлять телесные наказания, стерилизацию, умерщвлять в случаях неизлечимой болезни и тому подобное.

Интроверты же выступают за отмену двойного стандарта морали, смертной казни, провозглашают пацифизм и т.д.

Склонность к жесткости или мягкости, по мнению Айзенка, не зависит от возраста или воспитания. Правда, он предполагает определенные корреляции с полом, отмечая, что женщины мягче, чем мужчины. В сфере политики, общественной жизни выступают соответственно такие противоположности, как авторитарность и демократия. Впрочем сопоставления радикализма и консерватизма не подпадает под исходную противоположность экстраверсии и интроверсии.

Кратко о теории личности Айзенка

Ганс Айзенк (1916-1997) - британско-немецкий психолог, который исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями в реакции мозга на эмоциональные раздражители. Выделил 3 основных личностных измерения:

Интроверсия - экстраверсия:

Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде.

Эмоциональная стабильность - нейротизм:

Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Невротический человек (неустойчивый тип) склонен быстро менять эмоции, тогда как эмоционально устойчивый и стабильный человек имеет тенденцию поддерживать постоянное настроение.

Психотизм:

Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других.
- Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим.

Используя первые два измерения, Айзенк описал 4 основных типа личности:

Холерик;
- меланходик;
- флегматик;
- сангвиник.

Пытаясь найти естественную основу для типологии личности, Айзенк указывает на наследственные черты. Так, баланс возбуждения и торможения имеет генетические корни и определяет характер активности коры мозговых полушарий. Экстраверт быстро создает торможение, однако освобождается от него медленно. Интровертам свойственна противоположная особенность.

Поскольку мозговая кора контролирует сознание, экстраверты тормозят сознательные суждения и по сравнению с интровертами действуют менее осознанно относительно своих соображений. Айзенк также отмечал, что экстраверты более спонтанны в своем поведении, а интроверты - более сдержанны. Схематично это изображается так:

Интроверты: кортикальное возбуждение -> поведенческое торможение

Экстраверты: кортикальное торможение -> поведенческая спонтанность

Уже в начале изложения Айзенком типологии личности становится понятным его серьезный методологический просчет: им на одну плоскость ставятся феномены биологические, физиологические, логические, психологические, социальные, идеологические и т. д.

Главная психологическая проблема заключается в том, что индивид не может быть жестко определен как интроверт или экстраверт. Это является лишь моментами активности человека.

Айзенк использует достижения бихевиорального направления, включая Павловское учение и новейшие на то время открытия в физиологии, связанные со свойствами ретикулярной формации. Поэтому он сразу определяет, что центром, который управляет процессами торможения и возбуждения коры, является именно ретикулярная формация.

Эксперимент, в котором исследовались отношения «возбуждение - торможение» по шкале «экстраверсия - интроверсия», охватывал 90 испытуемых. Было отобрано по 10% наиболее интровертированных и экстравертированных. Они должны были выполнить действие, требующее определенной выдержки: стучать металлической палочкой по металлической плитке. Спустя минуту после начала эксперимента число испытуемых, добровольно оставшиеся, было таким: из интровертов - 1, из экстравертов - 18.

Торможение, которое оказалось в такого рода опытах, Айзенк назвал реактивным торможением позаимствовав этот термин из теории обучения К. Галла. Такой вид торможения не имеет обусловленной природы и не связывается со специфическим стимулом. Если индивид был стимулирован длительное время, кортикальное (реактивное) возбуждения росло. Поэтому экстраверты воспринимали очертания стимула менее остро, чем интроверты. Это приводит к определенным выводам, в частности к установлению факта, что экстраверты переживают «стимульный голод» более остро, чем интроверты. Экстраверты находятся в постоянном ожидании еды, питья, копуляции, больше курят и рискуют. Психопаты, одинокие матери и заключенные получаются, как правило, из экстравертов.

Достаточно абстрактно характеризует Айзенк противопоставление «нейротизм - эмоциональная стабильность». Он отождествляет толкуемый ним феномен эмоциональной стабильности с тем, который был описан Уэббом в 1915 году.

Уэбб предложил следующие факторы: настойчивость, постоянство, доброта, правдивость, осознанность. Айзенк существенно дополнил этот список, подчеркнув необходимость принять во внимание доверчивость, волю, самоконтроль, стабильность, недостаток эмоциональности.

Но здесь он не усмотрел того, что свобода может быть различной: самоконтроль есть у каждого человека, однако различного характера. Доверчивость - черта нравственная по своему содержанию - поднимается над таким фактором анализа, как эмоциональная стабильность, и включает в себя все методологические недостатки по отношению телесного, душевного и духовного, о которых уже было упомянуто. И уж совсем непонятно, каким образом недостаток эмоциональности определяет эмоциональную стабильность.

Устанавливая два факторных полюса - эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность, подбирая характерологически-личностные черты этого противопоставления, Айзенк снова попадает в плен своей методологии. Эмоциональную стабильность он связывает со сдержанностью, объективностью, сотрудничеством, мужеством, нехваткой интроспекции, а эмоциональную нестабильность - с нервозностью, сверхкритичностью, повышенной чувствительностью, женственностью, склонностью к интроспекции.

Дополнительный ряд определений невротика Айзенк связывает со страхом, истерией, низкой энергетикой, плохими достижениями в работе, семейным расстройством, невротичностью раннего детства, неудовлетворенностью раннего возраста, неконгениальним окружением, реактивной депрессией, склонностью к самоубийству, чувством вины.

В этом Айзенк видит врожденный характер нейротизма, а его биологические корни ищет в автономной нервной системе. Невротические симптомы - это не адаптивно обусловленные автономные ответы. А клинические неврозы есть не что иное, как проявление этих ответов. Айзенк утверждает, что повторное обусловливание имеет относительно невроза лечебное действие.

В работах 1964-1965 годов Айзенк, подытоживая свои исследования, предлагает четыре типа личности (которые на самом деле являются типами темперамента), связывая их с противопоставлениями «экстраверт - интроверт», «нейротизм - эмоциональная стабильность». Его схема выглядит следующим образом:

Холерик - экстраверт, невротик.

Меланхолик - интроверт, невротик.

Флегматик - интроверт, эмоциональная нестабильность.

Сангвиник - экстраверт, эмоциональная стабильность.

Поведенческую, характерологическую типологию Айзенк выражает так:

Аналогично он предлагает схему-отношение нейротизма и эмоциональной стабильности:

интроверт
ригидный
|
контролируемый
боязливый надежный
печальный уравновешенный
уязвимый спокойный
беспокойный предприимчивый
агрессивный беззаботный
раздраженный бодрый
экстраверт

При этом Айзенк отмечает, что надежность более свойственна эмоциональной стабильности, чем интроверсии, агрессия более характерна для нейротизма, чем для экстраверсии. Однако ни одного человека нельзя рассматривать как принадлежащего исключительно к одному измерению. И тут подошел бы образ веревки и подпорок для вывешивания белья, который был предложен Шелдоном .

Рассматривая психотизм, Айзенк подтверждает существование континуума между «нормой» и экстремальным психотизмом, что было отрицанием противопоставления «циклотимия - шизотимия». Он выделяет также определенные характеристики психотизма, среди которых - социальная отдаленность, пребывание в плену иллюзий, заторможенность, подозрительность, двигательное беспокойство, галлюционирование, извращения, мыслительная и мнемоническая сверхактивность, раздражительность, мания, истерия, эндогенная депрессия, самоубийство, чувство вины. Нейротизм, экстраверсия и психотизм были обнаружены им среди студенческой молодежи, а также работающего населения.

Две популярные книги Айзенка о тестах исследования умственных способностей вышли в 1962 и 1964 годах. Он устанавливает отрицательную корреляцию между интеллектом и нейротизмом. Также он отмечает изменения в корреляции между интеллектом и экстраверсией, возникающих с возрастом. Впрочем выяснения корреляции в качестве главной цели исследования можно сравнить с тем случаем, когда художник показывает краски и требует от людей увидеть в них образ будущего шедевра.

Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 200 3

Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)

Опросник, публикуемый здесь как образец психологического теста , составлен английскими психологами Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю". Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.

Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.

"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.

Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Наконец, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне вы отвечали на него.

Отвечая на вопросы, лучше для удобства ставить возле них "да" в случае положительного ответа и "нет" в случае отрицательного.

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Чтобы судить по результатам теста о своем характере, необходимо сверить ваши результаты с ключом, приводимым здесь. Ставьте против своего ответа крестик, если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка.

1)1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,46, 49, 53, 56 - да;
5, 15, 20, 29, 32, 34,41, 51-нет.

Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии-интроверсии. Если здесь вы заработали свыше 12 крестиков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если менее - интроверт.

2)2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47, 50, 52, 55, 57-да.

Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные ответы здесь не учитываются. Если здесь вы набрали менее 12 крестиков, то вы эмоционально устойчивы.

3)6, 24, 36-да;
12, 18, 30, 42, 48, 54-нет.

Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если здесь вы набрали свыше 4 крестиков, это означает, что вы были не совсем честны перед самим собой, отвечая на вопросы теста.

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

Отрицание

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды. Интроекция

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться. Проекция

4. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой. Всемогущий контроль

5. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду. Интроекция

6. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола. Диссоциация

7. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать. Интроекция

8. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи. Всемогущий контроль

9. Некто убежден, что ему изменят жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей. Интроекция

10. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы «на засыпку». Проективная идентификация

Задача № 17

1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности.

2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию.

3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения.

4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б) экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация.

5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется… а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией.

6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется… а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение.

7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией.

8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни.

9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности.

10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории… а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности.

Задача № 18

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ.

2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности… а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная.

3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это… а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик.

4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел … а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс.

5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго».

6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом.

7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда.

8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни.

Семинарское занятие №5. Тема Мотивационная сфера личности.

1) Схема «Система ценностных ориентаций личности»