Ходасевич до отставки гавриил романович державин любил. Проблема власти и законности — аргументы и сочинение. Детей не было

Гавриил Романович Державин (1743-1816) - еще один вы­дающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия за­вершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии дейст­вительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни».

Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду «Фелица», воспевающую Екатерину II. Хотя она написана с ус­тановкой на торжественную оду, но уже здесь явно заметно разру­шение этого жанра. Впоследствии сам автор определит этот жанр - «смешанная ода». Классицизм запрещал соединять в одном произве­дении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но у Державина в оде, восхваляющей императрицу, создается сатириче­ский портрет порочного «мурзы» (вельможи), а «богоподобная» Фели­ца показана обытовленно («Почасту ходишь ты пешком…»), рисуется простыми словами, без всякой пышности. Это не снижает ее образ, а делает более реальным, человечным, как будто списанным с натуры.

Поэзия Державина многогранна. В ней есть сатирические или «гневные», как он сам их называл, оды, наибольшую известность из которых получило стихотворение «Властителям и судиям» (перело­жение 81 псалма Псалтыри). Необходимость подчинения всех еди­ному закону высшей правды и справедливости и неизбежность ка­ры для тех «лукавых» властителей, которые ему не подчиняются - вот главная мысль державинской оды. Обличительная сила ее бы­ла такова, что современники восприняли это стихотворение как ре­волюционную прокламацию.

Но есть в поэзии Державина и стихи, обращенные к частной жизни человека. Здесь с наибольшей силой проявляется еще одно новое качество державинского творчества - автобиографичность, создание образа поэта, конкретного, наглядного, хотя еще не лири­чески углубленного, как в поэзии Жуковского. Это новое для рус­ской поэзии явление хорошо видно в его анакреонтических одах - небольших, изящных стихотворениях, в которых, часто в шутливой форме, поэт рассказывает о себе, своих друзьях и возлюбленных («Венец бессмертия», «Русские девушки»).

Большое место в поэзии Державина занимают философские оды, среди которых наибольшую известность получила ода «Бог», еще при жизни поэта переведенная на многие европейские и восточные язы­ки. Здесь отчетливо звучит главная тема творчества Державина: са­мосознание личности перед лицом мироздания. Для него человек по своей природе противоречив: он не только «умом повелевает гро­мам», но и «телом истлевает в прахе». «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» - таков диапазон человеческой личности. Если Ломоносов в своих духовных одах хочет проникнуть за грань непознанного, то Державин - принять Бога и Человека в их естественной данности, «в сердечной простоте беседовать о Боге». Если у Ломоносова чело­век - творец и исследователь, титан-первооткрыватель, то в дер­жавинской оде - человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца.С этим связано и особое осознание своего предназначения в державинской поэзии. Именно он впервые в русской литературе так широко развил тему творчества, поэзии, ее роли и смысла в жизни человека. Среди стихов на эту тему - «Ключ», «Лебедь», «Видение Мурзы» и самое знаменитое - «Памятник» (1795). Это стихотворение представляет собой вольный перевод оды древне­римского поэта Горация «К Мельпомене», посвященной подведению итогов своего поэтического творчества и его оценке. Оно заложило традицию осмысления темы поэта и поэзии в русской литературе («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина). Опи­раясь на перевод «Памятника», сделанный Ломоносовым, Держа­вин выдвигает свои критерии оценки поэтического творчества, по- своему утверждает право на бессмертие. Сила поэзии для него ока­зывается могущественнее законов природы («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и выше славы «земных бо­гов» - царей. Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», подчеркивая национальный характер своего творчества:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род
Вселенна будет чтить.

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. А главное - это его поэтическая искренность и гражданская смелость, благодаря кото­рым он смог
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

    Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко...

    В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане "старины глубокой", и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин - младший современник Ломоносова, а с другой - тот,...

    Гаврила Романович Державин - один из крупных поэтов XVIII в., последний представитель русского классицизма в литературе. Его творчество абсолютно противоречиво. Выявляя потенциалы классицизма, Державин наряду с этим разбивал его, проторяя путь романтической...

  1. Новое!

    В отличие от своих предшественников, Державин твердо убежден в том, что автор и его личная жизнь могут быть предметом поэзии, и смело вводит эту тему в свое творчество. В стихотворении «Прогулка в Царском селе» перед читателем предстает молодой Державин,...

Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии. Он - потомок татарского мурзы Багрима, выселившегося в XV веке из Большой Орды. Отец его был офицером, выйдя в отставку, приобрел небольшой участок под Казанью. «Имел за собою по разделу с пятерыми братьями крестьян только 10 душ, а мать - 50. При всем сем недостатке были благонравные и добродетельные люди».
В 1757 году Державин поступил в Казанскую гимназию. Учился хорошо, но закончить гимназию ему не удалось в феврале 1762 года его вызвали в Петербург и определили в гвардейский Преображенский полк. Службу начал простым солдатом и прослужил десять лет. Известно, что первые стихи Державина были обращены к некоей солдатской дочери Наташе. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшем на престол императрицу Екатерину II. Горячий от природы, вел жизнь, которую трудно назвать благопристойной - участвовал в шумных пирушках, не бежал от карт. Однако в 1767 году, при создании Комиссии по составлению «Нового уложения», Державин, как человек грамотный, был привлечен к ведению письменных дел.

В 1773 году Державин впервые выступил в печати (с переводом и оригинальным стихотворением) в сборнике «Старина и новизна». Осенью того же года Державина прикомандировали к секретной Следственной комиссии; в течение года он находился в войсках, действовавших против Пугачева. В записях Пушкина сохранилась такая: «(Слышал от сенатора Баранова). Державин, приближаясь к одному селу близ Малыковки с двумя казаками, узнал, что множество народу собралось и намерены идти к Пугачеву. Он приехал прямо к сборной избе и требовал от писаря Злобина (впоследствии богача) изъяснения, зачем собрался народ и по чьему приказанию. Начальники выступили и объявили, что идут соединиться с государем Петром Федоровичем - и начали было наступать на Державина. Он велел двух повесить, а народу велел принести плетей и всю деревню пересек. Сборище разбежалось. Державин уверил их, что за ним идут три полка. Дмитриев уверял, - добавил Пушкин в приписке, - что Державин повесил их из поэтического любопытства». В 1776 вышел сборник стихов Державина - «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года».

В феврале 1777 года поэт перевелся в статскую службу с чином коллежского советника. В 1778 Державин женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую дома всегда называл только Пленирой.

До Державина русская поэзия все еще оставалась достаточно условной. Он смело и необыкновенно расширил ее темы - от торжественной оды до самой простой песни. Впервые в российской поэзии появился образ автора, личность самого поэта. В основе искусства лежит высокая истина, считал Державин, разъяснить которую может только поэт. Искусство должно подражать природе, только тогда можно приблизиться к истинному постижению мира, к истинному изучению людей, к исправлению их нравов.

В 1783 в журнале «Собеседник любителей российского слова» была напечатана «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге». Сочинение Державина чрезвычайно понравилось императрице. Счастливый и благодарный поэт писал княгине Дашковой, обратившей внимание императрицы на оду:

«Сиятельнейшая княгиня, милостивая государыня. Вчерась после полудня, часу в девятом, в доме князя Александра Алексеевича получил я в пакете, подписанном на мое имя из Оренбурга, золотую табакерку, осыпанную бриллиантами, и 500 червонных, всего, думаю, тысячи на три рублей. Приказчик мой тамошней деревни моей никогда не был столько щедр. Я догадываюсь, что, конечно, из того края премудрая Фелица, по соседству, своему мурзе послала сей драгоценный дар, но мне попался ошибкою. Как бы то ни было, я принял с радостным замешательством и восторга моего скрыть не мог; я рассказал всем случившимся мои чувствования как в рассуждении царевны, так и вас, милостивая государыня, предстательством которой, как я думаю, получаю я столь великое и неожиданное награждение за мои слабые дарования...»

Известно, что на приеме Екатерина II, выслушав оду «На взятие Измаила», ласково заметила Державину «Я не знала по сие время, что труба ваша столь же громка, как и лира приятна» . В мае 1784 года Державин был назначен правителем Олонецкой губернии, а в декабре 1785 года его перевели на ту же должность в Тамбовскую губернию. Там часто наживающий врагов поэт попал в 1788 году под суд - за превышение власти. После долгого разбирательства его все же оправдали. «Дело мое кончено, - писал Державин В.В. Капнисту. - Гудович дурак, а я умен. Ее императорское величество всемилостивейшая государыня с особливым вниманием изволила рассмотреть доклад 6-го департамента о моих проступках, о которых Гудович доносил, и приказала мне через статс-секретаря объявить свое благоволение точно сими словами «Когда и Сенат уже его оправдал, то могу ли я в чем обвинить автора «Фелицы» - вследствие чего дело повелела считать решенным, а меня представить. Почему я в Сарском Селе и был представлен; оказано мне отличное благоволение; когда пожаловала руку, то окружающим сказала «Это мой собственный автор, которого притесняли» . А потом, как сказывали, чего я однако же не утверждаю, во внутренних покоях продолжать изволила, что она желала бы иметь людей более с таковыми расположениями, и оставлен был я в тот день обедать в присутствии Ее величества. Политики предзнаменуют для меня нечто хорошее; но я все слушаю равнодушно, а поверю только тому, что действительно сбудется. Посмотрим, чем вознаграждена будет пострадавшая невинность...». Пострадавшая невинность вознаграждена была в 1791 местом кабинет-секретаря Екатерины II, где поэт сильно докучал императрице своим усердием и Державину подыскали не хлопотную должность сенатора.



О дин из лучших биографов Державина, поэт Ходасевич писал : XVIII век особенно его петровское начало и екатерининское завершение, был в России веком созидательным и победным. Державин был одним из сподвижников Екатерины не только в насаждении просвещения, но и в области устроения государственного. Во дни Екатерины эти две области были связаны теснее, чем когда бы то ни было, культурная деятельность, в том числе поэтическая, являлась прямым участием в созидании государства. Необходимо было не только вылепить внешние формы России, но и вдохнуть в них живой дух культуры. Державин-поэт был таким же строителем России, как и Державин-администратор. Поэтому можно сказать, что его стихи суть вовсе не документ эпохи, не отражение ее, а некая реальная часть ее содержания; не время Державина отразилось в его стихах, а сами они, в числе иных факторов, создали это время. В те дни победные пушки согласно перекликались с победными стихами. Державин был мирным бойцом, Суворов - военным. Делали они одно общее дело, иногда, впрочем, меняясь оружием. Вряд ли многим известно, что не только Державин Суворову, но и Суворов Державину посвящал стихи. Зато и Державин одно время воевал с Пугачевым. И, пожалуй, разница между победами одного и творческими достижениями другого - меньше, чем кажется с первого взгляда».

И сам Державин смотрел на поэзию, на свой талант, прежде всего, как на некое орудие, данное ему свыше для политических битв. Он даже составил особый «ключ» к работам - подробный комментарий, указывающий, какие именно события привели к созданию того или иного произведения. В июле 1794 умерла жена Державина.

«Не могши быть спокойным о домашних недостатках и по службе неприятностях, чтоб от скуки не уклониться в какой разврат, женился он генваря 31-го дня 1795 года на другой жене, девице Дарье Алексеевне Дьяковой (которую в доме с нежностью называл Милена), - в третьем лице писал о себе Державин. - Он избрал ее, так же как и первую, не по богатству и не по каким-либо светским расчетам, но по уважению ее разума и добродетелей, которые узнал гораздо прежде, чем на ней женился».
В 1797 году Державин приобрел имение Званка, где ежегодно проводил по несколько месяцев. В следующем году вышел в свет первый том его сочинений, в который вошли такие обессмертившие его имя стихи, как «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Водопад», «Снегирь».

При императоре Павле I поэта назначили государственным казначеем, но с Павлом он не поладил, так как по сформировавшейся у него привычке при своих докладах часто грубил и ругался. «Поди назад в Сенат, - однажды накричал на него император, - и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!» Пораженный гневом Павла I, Державин лишь вымолвил «Ждите, будет от этого царя толк». Александр I, сменивший Павла, тоже не оставил Державина без внимания - назначил его министром юстиции. Но через год освободил «слишком ревностно служит».

Выйдя в отставку, Державин практически полностью посвятил себя драматургии - сочинил несколько либретто опер, трагедии «Ирод и Мариамна», «Евпраксия», «Темный». С 1807 года активно участвовал в собраниях литературного кружка, позднее составившего известное общество «Беседа любителей русского слова». Работал над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде», в которой обобщил свой собственный литературный опыт.



« Почти всякий раз, как я бывал у Державина , - вспоминал писатель Аксаков, - я упрашивал его выслушать что-нибудь из его прежних стихов, на что он не всегда охотно соглашался. Я прибегал к разным хитростям предлагал какое-нибудь сомнение, притворялся не понимающим некоторых намеков, лгал на себя или на других, будто бы считающих такие-то стихотворения самыми лучшими, или, напротив, самыми слабыми, иногда читал его стихи наизусть в подтверждение собственных мыслей, нравственных убеждений или сочувствия к красотам природы. Гаврила Романыч легко поддавался такому невинному обману и вступал иногда в горячий спор, но редко удавалось мне возбудить в нем такое сильное чувство чтением прежних его стихов, какое обнаружил он в первое наше свиданье, слушая оду к Перфильеву. По большей части по окончании чтения он с улыбкой говаривал «Ну да, это недурно, есть огонь, да ведь это пустяки; все это так, около себя, и важного значения для потомства не имеет; все это скоро забудут; но мои трагедии, но мои антологические пиесы будут оценены и будут жить». Безгранично предаваясь пылу молодого восторга при чтении его прежних пустяков, я уже не мог воспламеняться до самозабвения, читая его новейшие сочинения, как это случилось со мной при чтении «Ирода и Мариамны». Державин это чувствовал, хотя я старался по возможности обмануть его поддельным жаром и громом пышной декламации он досадовал и огорчался. «У вас все оды в голове, - говорил он, - вы способны только чувствовать лирические порывы, а драматическую поэзию вы не всегда и не всю понимаете». Иногда, впрочем, он бывал доволен мною... Державин любил также так называемую тогда эротическую поэзию и щеголял в ней мягкостью языка и исключением слов с буквою р. Он написал в этом роде много стихотворений, вероятно втрое более, чем их напечатано; все они, лишенные прежнего огня, замененного иногда нескромностью картин, производили неприятное впечатление. Но Державин любил слушать их и любил, чтоб слушали другие, особенно дамы. В первый раз я очень смутился, когда он приказал мне прочесть, в присутствии молодых девиц, любимую свою пиесу «Аристиппова баня», которая была впоследствии напечатана, но с исключениями. Я остановился и сказал «Не угодно ли ему назначить что-нибудь другое» - «Ничего, - возразил, смеясь, Гаврила Романыч, - у девушек уши золотом завешены ».

«Благородный и прямой характер Державина, - писал далее Аксаков, - был так открыт, так определенен, так известен, что в нем никто не ошибался; все, кто писали о нем, - писали очень верно. Можно себе представить, что в молодости его горячность и вспыльчивость были еще сильнее и что живость вовлекала его часто в опрометчивые речи и неосторожные поступки. Сколько я мог заметить, он не научился еще, несмотря на семидесятитрехлетнюю опытность, владеть своими чувствами и скрывать от других сердечное волнение. Нетерпеливость, как мне кажется, была главным свойством его нрава; и я думаю, что она много наделала ему неприятных хлопот в житейском быту и даже мешала вырабатывать гладкость и правильность языка в стихах. Как скоро его оставляло вдохновение - он приходил в нетерпение и управлялся уже с языком без всякого уважения гнул на колено синтаксис, словоударение и самое словоупотребление. Он показывал мне, как исправил негладкие, шероховатые выражения в прежних своих сочинениях, приготовляемых им для будущего издания. Положительно могу сказать, что исправляемое было несравненно хуже неисправленного, а неправильности заменялись еще большими неправильностями. Я приписываю такую неудачу в поправках единственно нетерпеливому нраву Державина».



Известна и запись Пушкина, посвященная встрече с Державиным.

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году. Как узнали мы, что Державин будет к нам (в Царскосельский лицей), все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара где, братец, здесь нужник Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и в халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...»

В эти годы Пушкин уже считал Державина поэтом прошлого. В 1925 он писал Дельвигу: «По твоем отъезде перечел я Державина всего, и вот мое окончательное мнение этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка - (вот почему он и ниже Ломоносова), - он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии - ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо. Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы. Читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника. Ей-богу, его гений думал по-татарски - а русской грамоты не знал за недосугом. - И дальше - Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем (не говоря уж о его мастерстве). У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь. Жаль, что наш поэт, как Суворов, слишком часто кричал петухом». Конечно, это слова гения, сказанные больше для самого себя.
Умер Гавриил Романович Державин в 1816 году в селе Званка Новгородской губернии. Похоронен поэт в Петербурге.

http://www.tonnel.ru/gzl/327275776_tonnel.gif



Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшёл? — безвестен:

А сам собой я быть не мог.

Люди бывают разные:некоторые думают только о себе, другие же переживают за своих родных, близких, друзей, знакомых, а порой и за чужих людей.Обычно это очень благородные и добрые люди, которые всегда готовы прийти на помощь.

В.Ф.Ходасевич в своем тексте ставит перед читателями проблему неравнодушного отношения к другим людям.

В предложенном для анализа тексте автор рассказывает нам о добрых поступках Гавриила Романовича Державина. В.Ф.Ходасевич считает его благородным человеком, ведь он был очень добр к простым людям, помогал им чем мог:"Он все щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, все легче давал взаймы без отдачи".Он заботился о крестьянах и об их здоровье."Он завел на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчетом."Эти поступки говорят о том, что Г.Р.Державин думал не только о себе, но и о простом народе.

По мнению В.Ф.Ходасевича, человек, который не равнодушен к судьбе других людей и всегда готов безвозмездно прийти на помощь, достоин уважения и похвалы.

Моя точка зрения находит свое подтверждение в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник".

В повести рассказывается от Иване Флягине, которому было жаль молодого крестьянина.Главный герой решил поступить благородно:Он освободил юношу от военной службы и пошел в армию вместо него.

Еще одним примером может стать произведение А.П.Чехова "Попрыгунья".В рассказе врач Дымов спас жизнь мальчику, который был болен дифтеритом.Главный герой высосал у ребенка дифтеритные палочки и через некоторое время скончался сам.Помогая мальчику, Дымов не думал о себе, он лишь хотел помочь.Я считаю, что это героический поступок.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что люди, которые думают о других, помогают им, заботятся о них достойны похвалы, почета и уважения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Гавриил Романович Державин родился 275 лет назад, 14 июля. Русский поэт, драматург и государственный деятель.

Гавриил Романович Державин был рожден летом 1743 года в селе. Его родители были небогатыми дворянами. Отец поэта был майором, но умер, когда Гавриил был ребенком. Мальчик учился в гимназии с 1757 года. Он был усидчивым и усердным ребенком. Гавриил не окончил обучение, так как был вызван в Петербург. Там молодой человек стал гвардейцем, а потом – офицером. Он был участником дворцового переворота, благодаря которому сменилась власть.

Поэт женился в 1778 году, но в 1794 году его жена умерла. Спустя полгода поэт женился второй раз. У Гавриила не было детей от его жен. Но он присматривал за детьми своего друга, после его смерти. Один из этих детей, М. Лазарев, когда вырос, стал мореплавателем и адмиралом. Также в доме Гавриила нашли приют племянницы его жены: три девочки.

Он обрел популярность после того, как опубликовал оду, посвященную Екатерине II. В этом произведении Гавриил восхвалял императрицу, её правление, идеи. Поэт стал членом академии в 1783 году. Он был одним из составителей толкового словаря русского языка.

Поэт ездил по Родине, по приказу Екатерины исполняя различные обязанности.

Поэт был губернатором области, которую создала императрица. Он стремился к тому, чтобы чиновники были добросовестны. Ведь только так можно было достичь порядка в Империи.

Потом он был перемещен в другую область (Тамбовскую), сохранив свой пост. Большая часть населения там была необразованна. Дела губернии были запущены, даже её границы точно не были определены. Гавриил создал различные классы для подростков. У ребят появилась возможность изучать математику, грамматику, музыку. Поэт также открыл училище и театр. В общем, государственный деятель начал основательное развитие Тамбовского региона. Гавриила наградили орденом, так как улучшения, случившиеся в регионе, были видны налицо.

Дворяне и помещики губернии были недовольны деятельностью Гавриила, они занимались коррупцией, мошенничеством, а государственный деятель им сильно мешал. На поэта доносили, жаловались, писали рапорты.

В конце концов, он ушел в отставку в 1803 году. Но его деятельность принесла области свои плоды. Потом поэт занимал должности секретаря, министра, сенатора. Он продолжал сочинять оды. Поэт не поладил с Павлом I, так как стиль его докладов был очень необычным. Поэт часто выражался, ругался и грубил. Александр I же совсем отстранил его от государственных должностей.

Гавриил переехал в свое имение и плодотворно занимался литературой. Вклад Гавриила в поэзию был большим. Благодаря писателю увеличилось количество тем, которые затрагивала литература. Гавриил сочинял свои стихотворения на абсолютно разные темы. Он описывал природные явления, восхвалял правителей, писал про простых людей, животных, птиц. Поэт был поклонником классицизма. Во время отставки Гавриил состоял в литературном кружке и принимал в нем активное участие. Многие поэты брали пример с Державина, его творчество повлияло на дальнейшее развитие литературы.

Талантливый поэт и государственный деятель скончался в 1816 году. Его похоронили в соборе рядом с Великим Новгородом. Там же похоронили и жену Гавриила. Но в 1959 году Гавриила с женой перезахоронили, так как их могилы сильно пострадали во время Второй мировой войны. В 1993 году могила поэта была снова перенесена в монастырь.

В честь Гавриила был назван университет, площадь, улица. Множество памятников поэту стоит в разных городах.

Биография

3 июля 1743 года в деревне Кармачи, что в Казанской губернии, в небогатой семье дворян родился известный российский драматург, писатель и государственный деятель – Гавриил Романович Державин. Еще в раннем возрасте ему предстояло пережить смерть отца. Мать самостоятельно растила двух сыновей и пыталась дать им образование, но проживая не в крупном городе найти достойных учителей было крайне сложно.

С открытием в 1758 году в Казани гимназии он при первой возможности пошел туда учиться. За этот период он успел себя проявить, нарисовав карту Казанской губернии (1760 год), за что его удостоили месту в инженерном корпусе по окончанию гимназии. Но случиться этому не было суждено, так как в 1762 году пришел запрос о его вызове на службу в Преображенский полк. Его неспокойных характер и низкий чин заставили солдата ждать своего офицерского звания долгих 10 лет. В последующие три года (1773-1775 гг.) он брал участие в подавлении восстания Пугачева. В эти годы он параллельно занимался переводами од прусского короля Фридриха II. Именно в данный период он начал формировать свою собственную манеру написания, отличную от манеры, которой он научился у своих кумиров: Ломоносова и Сумарокова.

За все время, что он был на службе, его литературная слава не распространялась дальше, чем его ближайшее окружение, так что о славе можно было позабыть. Но будучи грамотным солдатом, он сначала был переведен в дворянскую гвардию, а вскоре получил повышение до капрала и был подан в отставку. Получив в 1777 году 300 душ в Белоруссии, он стал коллежским советником, а еще спустя полгода – экзекутором в сенате. Понемногу развивая свой писательский талант, он был более известен в дворянских кругах как человек, который любил правду и не мирился с чиновническими злоупотреблениями, из-за чего он нажил себе несметное количество врагов.

Через два года он стал служить при императрице кабинет-секретарем (1791-1793 гг.). Но любящий говорит в лицо только правду, он был лишен данной должности и отправился в 1793 году в сенат. А с 1794 года он стал президентом Коммерц-коллегии. Проявляя себя как мудрый человек, он в 1802-1803 гг. занимал должность министра юстиции, и после чего подал в отставку, в возрасте 60 лет.

Закончив с государственной службой, он полностью проникся литературной деятельностью. После написания од он решил заняться драматургией, и впоследствии ним было написано ряд произведений: «Добрыня», «Пожарский, или освобождение Москвы», «Рудокопы». После своей отставки его жизнь был насыщена поездками в разных губерниях, где он был гостем во многих гимназиях и лицеях. Однажды он слушал произведения юного Пушкина, поступавшего в Царскосельский лицей.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема власти и законности»

Текст из ЕГЭ

(1) До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень; за то, что она лежала всего в ста семидесяти верстах от Петербурга, у большой московской дороги: было легко, нехлопотно убегать сюда из столицы. (2) Но после отставки она стала ему дорога в особенности: вынужденное бездействие само собой превращалось здесь в добровольное, отставка — в отдых. (3) Душевная боль от этого утихала.

(4) Хозяйство на Званке было обширное. (5) Первоначально имение было не велико, но за десять лет хозяйничанья Дарья Алексеевна исподволь скупила прилегающие земли, так что её владения протянулись по Волхову на девять вёрст и даже перешагнули на другой берег. (6) На Званке возделывались поля, растились леса. (7) Помимо водяной лесопилки, имелась диковина — паровая мельница.

(8) Вместе с разными огородами, пчельниками, скотнями, птичниками всё это требовало забот и трудов. (9) Но Званка принадлежала Дарье Алексеевне. (10) Когда по утрам, после чаепития, в сопровождении старосты, являлся к ней толстый управляющий, Державин присутствовал в сих совещаниях лишь для виду. (11) Он почти ни во что не вмешивался и, радуясь, что находится здесь не у дел хозяйственных, легче сносил пребывание не у дел государственных. (12) Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России.

(11) Он звал себя отставным служивым - яд обиды старался растворить в шутке.

(12) Горький осадок всё же отстаивался на дне души. (15) Научившись читать по-французски (говорить он не выучился), Державин часто теперь повторял стих Вольтера: «Возвышенно и прекрасно любить неблагодарных».

(16) Эти слова ему полюбились — втайне он применял их к себе, разумея под неблагодарными прежде всего трёх царей, которым служил на своём веку.

(17) Быть может, он кое в чём упрекал и само отечество.

(18) Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов. (19) В его кабинете стоял массивный красный диван, против которого на стене висела историческая карта: «Река времён, или эмблематическое изображение всемирной истории». (20) Часто, сидя перед ней, Державин неодобрительно качал головой: мир прекрасен, но история отвратительна. (21) Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества.

(20) Другое дело - люди обыкновенные, маленькие. (23) Средней руки помещик, купец, мелкий чиновник, солдат, крестьянин — равно представлялись Державину жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории. (24) Для этих людей всё более обретал он в себе участия, снисхождения, благости. (25) Ворча на сильных, всё более любил слабых. (26) Благотворил без улыбки, пожалуй — без ласки, даже без добрых (и лишних) слов - зато деятельно.

(27) Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, а Державину лишь выдавать на карманные расходы, ибо он всё щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, всё легче давал взаймы — без отдачи. (28) Она же стала управлять и личными его землями, потому что он утешал оплошных приказчиков, когда полагалось с них взыскивать. (29) Он завёл на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчётом. (30) Бедным мужикам покупал он коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы.

(31) Жизнь со всеми её утехами он всегда любил и того не стыдился. (32) Хотел «устроить её ко благу» - личному и общественному, ради чего и работал не покладая рук.

(По В.Ф. Ходасевичу)

Вступление

Власть часто несправедлива по отношению к простым людям, она совершает действия из расчета движения истории, не принимая во внимание нужды и потребности народа. Другими словами, правительства, государства смотрят далеко в будущее, не глядя под ноги. Поэтому они с легкостью могут растоптать тех, кто выходит за рамки их воли, кто не приносит пользы их тщеславию, кто тихо принимает свою участь, не выдвигая никаких требований.

Проблема

Проблема власти рассматривается В.Ф. Ходасевичем на примере судьбы великого государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Его нелегкая судьба связана со служением трем государям, так и не оценившим его старания, не принявшим его мудрые рассуждения и советы.

Комментарий

Державин всегда любил деревеньку Званку, куда ему приходилось выбираться на отдых. Но настало время, когда Званка стала местом его ссылки, его отлучения от дел государственных. Природа и люди в деревне помогали превратить его вынужденную ссылку в ссылку добровольную, его отставку — в отдых. Тут утихала его внутренняя боль.

На Званке, расширившейся за несколько десятилетий, кроме возделывания полей и роста лесов имелись различные производства: лесопилка и паровая мельница. Живя там, Державин медленно привыкал к жизни простого, не причастного к государственным делам человека.

Перечитывая стихотворения французского поэта Вольтера, Державин думал о «любви неблагодарных», вспоминая царей, которым служил всю свою жизнь. Иногда его негодование направлялось на власть-имущих всех времен и народов. По его мнению, судьба человечества всегда находилась в руках отвратительных, безнравственных людей.

Простые же люди стали объектом его повышенной заботы. Он готов был отдать все свои сбережения, чтобы хоть как-то наладить жизнь местных крестьян: построил для них больницу, одалживал безвозмездно деньги, строил избы, покупал беднякам живность.

Державин любил жизнь, он мечтал направить ее в благое русло, как в личном, так и в общественном смысле. Именно для этого он работал без устали.

Авторская позиция

Автор восхищается стойкостью и целеустремленностью Державина, его жизненной позицией, умением правильно расставлять жизненные приоритеты, жаждой справедливости и всеобщего благополучия. Отстранение Державина от дел правительства была высшей степенью несправедливости, как считает Ходасевич.

Своя позиция

Я думаю, что Державин — редкий пример «справедливой» власти, его государственная служба поистине была полезной для людей, заставляющей высшие силы взглянуть на нужды крестьян. Скорей всего, именно поэтому его и отстранили от государственных дел.

Власть не может тратить время на спасение рядовых людей, поэтому часто мы сталкиваемся с ее несправедливостью и равнодушием.

Аргумент 1

В «Медном всаднике» А.С. Пушкин размышляет о том, может ли власть быть преобразующей и милосердной. Рассматривает эту проблему он на примере исследования правления Петра Первого, раскрывает пример столкновения личности с неизбежным и всепоглощающим ходом истории.

Герои поэмы показаны неоднозначными и противоречивыми персонажами. Петр — величайший правитель, одновременно тиран. Евгений — простой чиновник, в то же самое время человек, угрожающий «строителю чудотворному». Такие противопоставления утверждают основную мысль произведения — конфликт между государственными интересами и интересами отдельной личности.

Аргумент 2

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема власти рассматривается на примерах размышлений Иешуа и Понтия Пилата. Иешуа уверен, что любая власть насильственна, что идеальным для человечества станет полное отсутствие власти. Понтий Пилат убежден, что именно власть держит мир в равновесии. Однако, власть так и не принесла ему желаемого счастья.

Заключение

Закон и власть не являются синонимами справедливости и честности, и это пугает. Каждому из нас хочется быть уверенными в завтрашнем дне, в том, что в случае несчастья закон поможет нам, власть примет правильное решение. Однако, это не всегда так. А людей, которые реально думают о других, зачастую удаляют от государственных дел.