Рациональные дроби и их свойства как решать. Рациональная дробь. Формулы для решения задач

Пунктуация. Функции знаков препинания .

Методическая разработка

урока русского языка в 8-ом классе.

Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.

Цели урока:

    Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации

    Выявить основные функции знаков препинания

    Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания

    Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку учителя:

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Работа в группах:

«Орфографическая» группа : сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.

    О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.

    О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.

    Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем

    Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением

    Правописание наречий: изредка

«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар , разобрать по составу слова дешевый и парчовый , найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка )

«Синтаксическая» группа : произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.

«Лексическая» группа : дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый , найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе ), указать их признаки.

    Введение в тему урока.

Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Чей-то дом

Хвостом виляет

Из ружья стреляет

Чуть не слопал

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

    Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)

    Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)

    Какой раздел языка изучает знаки препинания?

    Запишите тему урока в тетради.

    Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)

В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».

    Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.

попасть в точку,

поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,

сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)

    Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.

    1. Беседа по вопросам:

    Что изучает пунктуация?

    Какие знаки препинания вы знаете?

    Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?

    Какие группы знаков препинания можно выделить?

    Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.

    Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)

    1. Работа с учебником – чтение текста упр.145.

Вопросы и задания к тексту:

    Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?

    Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?

    Как можно озаглавить этот текст?

    Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста

    Развитие пунктуационных умений.

    1. Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.

      Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»

      Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).

    Подведение итогов урока.

    Для чего же нужны нам знаки препинания?

    Назовите группы знаков препинания.

    Назовите ключевые слова темы.

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Знаки препинания в простом предложении

Учителя русского языка и литературы: Дмитриевой Валентины Леонидовны - МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Цели:

1. Обучающая - изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.

2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис - это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

1. Задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)

Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?

Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.

2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. (Работа с доской)

Определения

Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.

Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории

из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы - все дышало свежестью.

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

3. Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)

Нужна ли нам эта тема? (Нужна)

Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)

В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.

Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно…

Совершенно недопустимо.

Л.В.Щерба.

Ученики записывают его в тетрадь.

- Вы согласны с этим высказыванием?

-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)

-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)

Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.

-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).

4. Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)

Знание это сила.

Чтение вот лучшее учение.

Наша задача хорошо учиться.

Уметь слушать великое дело

Чужим умом жить добра не нажить.

Пятью пять двадцать пять.

А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Какой темой объединены эти предложения?

5. Домашняя работа:

Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.

Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.

6 . Самостоятельная работа с учебником.

А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.

Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

7. Работи с карточками (дидактический материал)

Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы - связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. - Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.

2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.

3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.

4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.

8. Выводы по уроку :1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?

3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

9. Рефлексия: Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

10. Выполнение упр.74 - по учебнику (если останется время)

Тема Урока: « ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ »

Урок поготовил учитель начальных класс

МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск

Зубкова Татьяна Ивановна

Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся понятия «интонация» и ознакомления со знаками препинания в конце предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: определять существен­ные признаки предложения (законченность мысли и интонация конца); находить границы предложения, составлять их схемы; определять количество слов в предложении.

Личностные: участвуют в процессе обучения, имеют позна­вательные интересы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-симво-лические средства, в том числе схемы для решения задач; логи­ ческие - сравнивают предложения с разной интонацией, опреде­ляют соответствие интонационных средств смыслу предложений; коммуникативные: умеют договариваться и приходить к об­щему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуа­ции столкновения интересов.

Сценарий урока

I . Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

П. Повторение изученного материала.

Работа со схемой предложения.

    Я буду произносить различные предложения, состоящие из разного количества слов (от одного до четырех), а вы потре­нируетесь в определении количества слов, в назывании первого, второго, третьего, последнего слова в предложении. (Висит кор­ мушка. Синичка клюет зерно. Ваня повесил кормушку на дерево.)

    Несколько схем предложений изобразим на доске.

    Чем различаются схемы? (Количеством слов.)

    Что общего в схемах? (Большая буква в начале предложе­ ния и точка в конце предложения.)

III . Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками, которые встречаются во всех книгах, - это знаки препинания. С точкой и конце предложения вы уже знакомы.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

Познавательные УУД: общеучебные - выявляют особенности использования знаков препинания в предложениях. Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно.

1. Путешествие по «маршрутному листу» (с. 6-7).

Найдите флажок «Предложение. Знаки препинания».

2. Знакомство со знаками препинания.

    Рассмотрите на с. 13 стилизованный поезд и установите, на что он похож. (На схему предложения.)

    Верно, на схему предложения. Только в конце этого пред­ложения нет знака, а на «запасных путях» таких знаков - три.

    В конце предложения может стоять любой из этих трех знаков: точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
    Их используют на письме для того, чтобы обозначить интона­цию, с которой это предложение должно произноситься, а также чтобы обозначить паузу при чтении.

    Если в конце предложения стоит точка, то предложение нужно произносить спокойным голосом.

    Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение нужно произносить радостно, взволнованно, тор­жественно.

    Если в конце предложения стоцт вопросительный знак, то предложение нужно произносить с вопросительной интона­цией.

3. Тренировка в определении знака препинания.

Я буду произносить различные предложения с разной ин­тонацией, а вы определите, какой знак должен обозначать эту интонацию на письме. (Дети слушают учителя и называют зна­ ки препинания.)

    Где ты живешь?

    Наступила осень.

    Как тебя зовут?

    С днем рождения!

    Составление предложения по рисункам к схемам («Маль­ чик забил гол», «Это вертолет») и тренировка в произношении составленных предложений с разной интонацией. (Мальчик за­ бил гол. Мальчик забил гол? Мальчик забил гол! Вертолет ле­ тит. Вертолет летит? Вертолет летит!)

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью учебника.

    Чтение стихотворения А. Дитриха.

    Беседа по содержанию стихотворения.

    Рассмотрите текст стихотворения, найдите знакомые знаки препинания. (Восклицательные знаки.)

- Есть и другие знаки препинания - запятые и тире.
Коммуникативные УУД: выразительно читают стихотворение.

Прочитайте стихотворение выразительно. Помните, что зна­ки препинания показывают, где нужно при чтении сделать не­ большую остановку - паузу. (Учащиеся читают выразительно стихотворение.)

VI . Работа в тетради (с. 6).

1. Обведение знаков препинания.

Обратите внимание на разнообразие знаков. Это могут быть цифры, буквы, стрелки, знаки препинания. Вам нужно об­вести знаки препинания.

2. Работа со схемами предложений.

Девочка готовит обед. Салют! Ура! Который час?

1. Работа с рисунком.

    Рассматриваем рисунок. Находим нарисованные на нем предметы.

    Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (На­ звания.)

    Кто дал всем предметам названия? (Человек.)

    Проверьте, у всех ли предметов есть название. (Мел, тряп­ ка, доска, указка, воздух, пылинка, солнце, облако, дома.)

2. Работа со стихотворением «Все в мире имеет названия».
Чтение стихотворения учителем.

    Что раньше появилось: предмет или слово? (Сначала появ­ ляется какой-либо новый предмет, а потом человек придумыва­ ет ему название.)

    Когда ваши бабушки были маленькими, они не знали таких слов, как робот, компьютер, видеомагнитофон. Эти слова вошли в нашу речь не так давно.

3. Разведение понятий «предмет» и «слово».

Познавательные УУД: логические - различают предмет и слово.

    Я приглашаю выйти к доске двух учеников. Одному уче­нику вручаю предмет - карандаш, а для другого ученика пишу название этого предмета на доске.

    Что первый ученик может сделать с предметом? (Заточить, взять, положить, убрать, сломать, уронить, отдать и т. д.)

    Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»? (Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести, стереть.)

4. Введение понятия «звуковая схема слова».

Познавательные УУД: логические - соотносят название изо­браженного предмета со схемой слова, обозначающего предмс i моделируют звуковой состав слова (количество звуков).

    Названия предметов мы пока не умеем записывать, поэтому будем использовать схемы.

    Названия каких предметов записаны под картинками? (Лук, слон, крот.)

    Как вы это определили?

    В слове лук три звука - три кружочка.

    В слове слон четыре звука - четыре треугольника и т. д.

    Сколько звуков в словах крот, сыр, волк, груша! (Читают схемы.)

    Что является главным при записи слова с помощью схемы? (Точное количество звуков и знаков.)

    А обозначаться они могут любыми значками: точками, сне­жинками, палочками, цветочками, домиками. В букваре звуковые схемы слов будут составляться с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько квадратов в схеме.

5. Определение количества звуков в слове.

Определите количество звуков в слове сом. (3 звука.)

Произнесите слово продолжительно, выделяя голосом звук: «Ссс-ооо-ммм».

Определите количество звуков в словах шар и ток.

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью букваря.

Работа в паре.

Регулятивные УУД: намечают действия при работе в паре.

    Назови три предмета, которые находятся справа от тебя, а твой сосед по парте пусть назовет три предмета слева.

    Определите количество звуков в одном из названных слов.

VI . Работа в тетради (с. 7).

1. Выполнение задания 1.

    Обратить внимание, что слова бывают длинными и корот­кими (матрешка-мяч).

    Величина слова не зависит от величины предмета.

2. Выполнение задания 2.

Какие еще бывают трубы и краны? (Трубы – музыкальные инструменты; трубы - водосточные, водопроводные, газовые; печные трубы на крышах домов и у самоваров; трубы подзор­ ные, трубы заводские. Краны строительные, водопроводные и автокраны.)

3. Выполнение задания 3.

    Третье задание сделайте на выбор.

    Начертите схему любого слова (мак, морж, банан) или на­чертите схемы всех слов.

    Чтобы облегчить вам черчение квадратов, на верхней ли­нии полосы сделаны засечки. Черчение схемы слова всегда нужно начинать с первой засечки.

VII. Итог урока.

Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятель­ности.

    Что нового для себя вы сегодня узнали?

    В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)

    Упражнение «Укрась торт»:

    Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.

    Я хорошо работал, но умею еще лучше - зеленый.

    Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член , общую подчинительную часть, общее вводное слово .

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых - это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от ?

2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».