Авария в лен метров 1974. Размывы между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества. Изменения движения общественного транспорта

Группа радиолюбителей будет активна с острова Биоко (Фернандо По), IOTA AF - 010, Экваториальная Гвинея, позывным 3C3W, до 27 марта 2018.
Команда в составе - YL2GM, YL1ZF ex YL3AIV, YL2KL.
Последние DX споты 3C3W
Они будут работать на КВ диапазонах.3C3W Поиск связей в логе Найти
QSL через YL2GN, ClubLog OQRS, LOTW.
Адрес для QSL директ:
Ziedonis Knope, P.O.Box 55, Balvi, LV-4501, Latvia.
Страна по списку диплома DXCC - Экваториальная Гвинея 3C.

3C3W. Остров Биоко Фернандо По, Экваториальная Гвинея. QSL.

Новости 3C3W 5 марта 2018.

Рейс на остров Аннобон завтра не состоится. Следующий возможный рейс на Аннобон в субботу 10 марта 2018. Команда будет находиться на острове Биоко и продолжит работу позывным 3C3W, как минимум до пятницы.

По сообщению от команды 3C3W они будут активны с острова Биоко до 6 марта 2018 и вылетят на остров Аннобон и начнут работу .

Остров Биоко - земля непредсказуемых погод

Остров Биоко расположен в водах залива Биафара, являющегося частью Гвинейского залива Атлантического океана. Права на владение островом принадлежат Экваториальной Гвинее - государству в континентальной части Африки. В данном случае имеет место интересное исключение, поскольку столица этого государства, город Малабо, находится именно на о. Биоко, площадь которого 2017 км², что составляет всего 7% от общей площади страны, а в вот 260-тысячное население острова - это больше, нежели треть всех её жителей. От побережья континента островную часть государства отделяют примерно 160 км. Приэкваториальное положение Биоко обуславливает еще одну местную природную особенность - восход и заход солнца приходится почти на одно и то же время, причем круглый год. Нередко путешественники не в силах предвидеть погодные метаморфозы, поэтому застигаются дождями врасплох.


Сипопо, остров Биоко - Фернандо По, Экваториальная Гвинея. Автор фото - Ричард Робертс.

Новые порядки - новые названия

Открытие острова европейцами приходится на 1471 г. Именно тогда португальский путешественник Фернандо По дал новой территории имя Формоза. Прошли годы, и в память об открывателе было принято решение изменить название этого участка суши на более звучное - Фернандо-По. Но когда на островах Африки началась капания по замене европейских топонимов местными, наименование по политическим мотивам снова трансформировалось и превратилось в Масиас-Нгема-Бийого. Это произошло в 1973 г. чтобы увековечить фамилию первого президента страны. По истечении шести лет, когда упомянутый лидер был бесславно свергнут, снова задумались об изменении названия. С 1979 г. островная территория обрела имя, под которым она и известна нынешнему поколению туристов - Биоко.

Факты о столице

В Экваториальной Гвинее всего два города, население которых превышает 100 тыс. человек. Один из них - столичный Малабо (187 тыс.), однако по числу жителей он уступает городу Бата (250 тыс.), находящемуся в материковой части страны. Несмотря на оторванность от большой земли Малабо удерживает статус национального коммерческого центра. Экономика города тесно связана с его приморским положением. Порт Малабо признан одним из наиболее глубоководных в регионе, а его док рассчитан на обслуживание нескольких суден одновременно. В 1970 г. население центра составляло всего 37 тыс., однако благодаря открытию нефтяных месторождений в 80-х годах прошлого столетия число желающих обосноваться в нем резко выросло, в результате за последние десятилетия количество постоянных жителей города увеличилось в 5 раз.


Мока, остров Биоко - Фернандо По, Экваториальная Гвинея. Автор фото - Рачаэл Ди Скиулло.

Сросшиеся вулканические головы

Происхождение острова вулканическое. При длине 70 км и средней ширине 30 км по форме он напоминает угловатый валенок и если посмотреть на крупномасштабную физическую карту, то в южной части этого «валенка» хорошо просматриваются три кратера потухших вулканов, которые слились в единый вулканический массив с хорошо выраженными воронками. Вся геологическая конструкция является частью древней Камерунской вулканической линии, простирающейся от Гвинейского залива до берегов Камеруна, а далее уходит вглубь Африки. Исследователи утверждают, что возраст острова 18-19 млн. лет.

Самая высокая точка Биоко и всей Экваториальной Гвинеи - гора Пико Базиле (ранее Санта-Изабель) высотой 3008 м. Она является частью горного массива, расположенного на несколько десятков километров севернее от сросшихся вулканов, однако все кто взберутся на её вершину смогут без бинокля увидеть самый крупный из упомянутого трио базальтовый вулкан. А если с высоты Пико Базиле обратить взор на северо-восток, то вдалеке виднеется действующий вулкан Камерун, а это уже территория совсем другого государства под таким же названием.


Река Пако, остров Биоко - Фернандо По, Экваториальная Гвинея. Автор фото - Кевин.

Нескрываемое богатство экваториальной Африки

Экваториальный климат не дает на Биоко засохнуть никому и ничему, так как с неба за год выливается до 2500 мм осадков. В горах сохранились массивы вечнозеленых экваториальных лесов. Это то место, где можно встретить 12 видов приматов. Два вида обезьян являются исключительным достоянием, так как кроме Биоко больше нигде не встречаются. На территории острова трудно увидеть хищников, поскольку их почти нет, что благоприятно сказывается на численности других видов животных.

Как оказалось, на богатых микроэлементами островных почвах хорошо растут не только деревья, но и виноградные лозы, создающие фермерам немало проблем. Следить за их распространением крайне важно, так как виноград быстро подавляет целые плантации какао.

Пляжные и культурные ресурсы

Условия для пляжного отдыха на Биоко нельзя назвать идеальными, причиной чего является характер береговой линии. По большей части берега скалистые, а уютных бухт и гаваней очень мало. Некоторые участки берега без преувеличения можно назвать неприступными. Туристы приезжают в основном на пляжи северной части острова; их там несколько, а еще они очень просторные. Местами здесь самые что ни на есть подходящие условия для занятий виндсерфингом. Немногочисленные дайверы несколько ограничены в возможностях, так как им приходится довольствоваться гротами и пещерами прибрежной части острова.

В столице Малабо можно побывать на руинах построенных португальцами фортификационных сооружений. Также здесь есть много других памятников колониального прошлого, открыто несколько музеев, океанариум и шикарная президентская оранжерея.

В Санкт-Петербургском метрополитене нет места, столь окутанного тайнами и мифами как перегон Лесная—Пл.Мужества, именуемого "размывом". Свою историю он отсчитывает с момента строительства, когда в 1969 году ради сокращения сроков, чтобы успеть к началу XXV съезда КПСС, решили провести трассировку тоннелей прямо через русло подземной реки, конечно первоначально были варианты обхода, но все они были отвергнуты. В 1974 году случилась первая значительная авария на участке, 8 апреля при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Забой начал заполняться водой с песком. В результате строящиеся тоннели были затоплены.
На поверхности, над участком аварии, образовались провалы, потрескались стены домов. После остановки продвижения плывуна, путём забутовки тоннелей, в них закачали водопроводную воду, чтобы предотвратить движения грунта и последующие разрушения на поверхности. О этих событиях в 1986 был снять фильм Прорыв.
Повторная проходка осуществлялась способом глубокой заморозки грунта, для надёжности стенки тоннеля сделали трёхслойными сталь-бетон-чугун. А для удешевления и ускорения строительства тоннели разместили один над другим. 31 декабря 1975 участок сдали в эксплуатацию.

В процессе эксплуатации в тоннели постоянно поступала вода, которая удалялась посредством штатного оборудования. Пока в 1994 году приток воды сильно не усилился и тоннели не начали проседать. В 1995 году скорость поездов ограничили, ввели профилактику тоннелей: своеобразное технологическое окно по выходным и вечерам после 22, когда движение на участке останавливалось. Однако все усилия прошли даром, поступление воды и просадку тоннелей остановить не удалось. Было принято решение о закрытии и затоплении аварийных тоннелей, что и произошло в ночь с 5-го на 6-е декабря 1995 года, с обоих концов возвели многометровые бетонные пробки. Северный участок остался отрезанным от основной части ветки и там организовали челночное движение поездов. За Лесной восстановили съезд через который оборачивались составы. Свой небольшой фотоотчёт я начну именно с него.
Съезд после ввода участка в эксплуатацию разобрали.

Участок переборки старых и новых тоннелей. Справа вентсбойка с тоннелем по второму пути.

Буквально в паре метров находится проход в старые перегонные тоннели. Нижний старый перегонный тоннель. Бутылка - своеобразный смеситель, сооружённый, по-видимому, работниками метро.

Пути тут демонтированы, вместо них узкоколейка для единственной вагонетки. Привет nwd_megavolt
Переход в верхний тоннель осуществляется через сбойку.

Забутовка с краном, открыв который можно почувствовать дыхание размыва...

В обратную сторону уходит тоннель без рельс.

Зелёное свечение исходит от ДРЛ лампы без колбы, используемой в качестве ионизирующей.

Подходить к ней не рекомендуется, но таким личностям как ignat_chernyaev более чем комфортно в её свете.

Демонтированная забутовка в сторону Лесной.

Но вернёмся пожалуй в новые тоннели. На фото г ермодверь, отделяющая участок построенный метростроем и итальянским щитом Виктория.

В другую сторону.

Перед началом "Итальянского" тоннеля располагается безумно сюрная монтажная камера.

"Итальянский" тоннель. Отличается большим диаметром и полимерным сочленением. Рельсовое полотно уложено на гравийную подушку, для уменьшения воздействия вибрации от поездов на тоннель.

По моему мнению, это одно из самых красивых мест в питерском метрополитене.

За состоянием тоннелей наблюдает особое измерительное оборудование, сканирующее тоннель с помощью лазерного луча каждую минуту.
Итальянский участок заканчивается перемонтажной камерой, где щит развернули на 180 градусов и отправили копать второй путь в сторону лесной.

С другой стороны стены разделяющей камеру. За поворотом Пл. Мужества.

Пара схем для более понятного представление вышеописанного.
Спасибо _en_


2. Автор неизвестен.

Напоследок, хочу сказать, что многие сравнивают размыв с киевской "консервой"(фото ниже) или с тоннелями за станцией Ломоносовская, что в корне не верно. Данный перегон является единственным в СНГ выведенным из эксплуатации из-за прорыва грунтовых вод. Кстати, если верить популярной интернет энциклопедии, то гарантий срок новых тоннелей составляет 20 лет, что примерно равно времени сколько продержались старые.

Перегона глубокого заложения.Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первый на 14 метров ниже второго) протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер.Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь имеет большую мощность.Сроки также поджимала необходимость открытия первой в стране односводчатой станции глубокого заложения - «Площади Мужества».

При первоначальном прохождении участка плывуна (до аварии) использовалось стандартное криогенное оборудование - охлажденный водосоляной раствор закачивался перед щитом. Грунт замораживался и щит проходил участок.

После аварии для быстрого прохода через плывун была применена технология замораживания грунта дорогостоящим криогенным оборудованием.

С целью уменьшения количества скважин, которые следовало пробурить, количества труб, необходимых для замораживания грунта, и объема заморозки, инженеры «Ленметростроя» предложили вариант расположения тоннелей один над другим.Несмотря на то, что это значительно сократило число требующихся скважин и труб, часть экспертов считает, что это усугубило ситуацию .

При ликвидации последствий размыва было выделено от 6 до 8 тыс. тонн (по разным данным) жидкого азота .В районе плывуна работали 15 замораживающих станций, было пробурено 2000 специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров.

Прорыв

Плывун снова размывает тоннели

За всё время эксплуатации участка через дренаж в тоннели поступало большое количество жидкости - около 60 кубометров в сутки.

С начала февраля 1995 года резко увеличилось поступление воды. С февраля обслуживающий персонал потребовал уменьшить скорость поездов, с вечера пятницы до начала движения в понедельник тоннели вообще закрывались для проведения работ.

Полгода усилий требуемых результатов не дали, и 2 декабря 1995 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилась информация:

«В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца внутри тоннелей, кое-где появились трещины. Пошла вода с песком. Эта смесь словно наждаком разрушала металл. Когда поезда оказались „по колено“ в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил „душ“, руководители метрополитена ударили в колокола… Монтажники ввинтили в тело верхнего тоннеля более двух тысяч двухметровых анкеров, которые стали своего рода арматурой. Затем за стальной лист, простроченный анкерами, нагнетали бетонную смесь. К осени в верхнем тоннеле, по которому следуют поезда от „Площади Мужества“ к „Лесной“, отремонтировали 60 метров наиболее опасного участка. Почувствовав противодействие, стихия обрушилась на нижний тоннель. Ремонтники явно не успевали строить защитные укрепления… 4 декабря в перегон ворвалось около 18 кубометров водно-песчаной смеси» .

Затопление тоннелей

Тоннели спасти не удалось: в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон «Лесная» - «Площадь Мужества».Последним использованием тоннеля был перегон из депо «Северное» в «Автово» нескольких поездов.Поезда тащил мотовоз - напряжение с контактного рельса в целях безопасности было снято.Несколько составов ушли в депо «Невское», но уже по железной дороге.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила:

Снова тоннели были заполнены водопроводной водой под давлением для предотвращения осадок земной поверхности в районе площади Мужества и разрушения близлежащих строений.

На время прекращения движения было изменено движение городского транспорта: по распоряжению А. А. Собчака был организован бесплатный маршрут автобуса (№ 80); трамвайный маршрут № 32 был значительно укорочен и ему был присвоен № 38.За станцией «Лесная» к 14 февраля 1996 г. был восстановлен оборотный съезд, использовавшийся ранее до 1975 г, когда станция была конечной.Станция «Площадь Мужества» была тупиковой, на ней использовался только один путь, соединительный тоннель между первым и вторым путями располагался севернее станции, то есть в сторону станции «Политехническая» , причём надо заметить, что задел под оборотный съёзд был, так как планировалось, что именно эта станция должна была быть конечной. Поэтому съезд был сооружён намного быстрее, чем съезд на Лесной. Оборот по съезду открылся 26 декабря.

Несмотря на введение бесплатного автобусного маршрута, он не смог в полной мере заменить затопленный перегон, из-за чего сильно возросла нагрузка на некоторые виды наземного транспорта, а также на станции метрополитена Московско-Петроградской линии «Проспект Просвещения» , «Озерки» и «Пионерская» . Последняя в период размыва даже работала в особом режиме в утренние и вечерние часы «пик»: утром - только на вход, вечером - на выход.

На северном участке Кировско-Выборгской линии использовались только два состава, они доезжали от станции «Девяткино» до станции «Площадь Мужества» и там отправлялись с того же пути, на какой прибывали, и ехали обратно. Поезда ходили по расписанию со средним интервалом 10-15 минут днём и 15-20 минут в вечернее время после часа «пик»; расписание висело на каждой станции метро отрезанного участка.

Новое строительство

Специалисты «Ленметрогипротранса» подготовили ряд проектов по восстановлению аварийного участка, главным образом включавшие в себя строительство обходных тоннелей.Из предложенных вариантов ликвидации аварии был выбран проект строительства новых тоннелей с участием итальянской фирмы Impregilo NCC (гарантия дана на 20 лет, что немного, поскольку почти столько же продержался первый тоннель).Проходческий щит «Виктория» стал сооружать новую трассу примерно в 200 метрах в сторону от старой трассировки и на 20 метров выше неё.

При ликвидации «размыва» были трудности с финансированием.«Размыв» оказался инструментом политической борьбы, обещания по ликвидации проблемы давали все - от депутатов всех уровней до губернатора Петербурга (В. А. Яковлев).Новый губернатор (В. И. Матвиенко) назвала срок: конец июня 2004 года , и ликвидация последствий размыва была осуществлена. Однако следует заметить, что ко времени её вступления в должность губернатора большая часть работ по ликвидации размыва и восстановлению движения поездов метро была выполнена.

Ликвидация «размыва» отняла значительные ресурсы федерального и городского бюджета и фактически затормозила развитие Петербургского метрополитена на несколько лет. (По некоторым данным общая стоимость работ составила более $145 млн, половину из которых внес федеральный бюджет, вторую половину город.)

Новый тоннель называют «гусеницей»: он имеет резиновые сочленения и способен колебаться вместе с почвой.

Участок «размыва» находится под постоянным мониторингом, предпосылок для беспокойства по поводу того, что где-то в метро возможна ситуация подобная той, что сложилась на Кировско-Выборгском направлении в 1995 году, по словам служащих метро, нет.

Хронология строительства

  • 21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория».
  • февраль началась проходка.
  • март (?) 2002 года щит «Виктория» осел в тоннеле на полметра, а итало-шведский подрядчик - консорциум в составе компаний Impregilo и NCC - попал под огромные штрафные санкции, ввод тоннеля к 300-летию города был поставлен под большие сомнения.
  • 11 апреля 2002 года работы по проходке тоннеля остановлены.
  • июнь посещение работ правительственной комиссией Госстроя
  • 26 июня правительство Италии на заседании рассматривало вопрос о неудовлетворительном ведении работ фирмой «Импреджило» в Санкт-Петербурге и был назначен правительственный куратор - фирма «Rocksoil» (Италия).
  • июль 2002 года Тоннельная ассоциация России завершила экспертизу измененной части проектной документации и выдала положительное заключение (изменения потребовались после апрельского инцидента). Консорциум вносит изменения в конструкцию щита и проводит его доработку.
  • август проходческий комплекс проходит тестовые испытания после остановки в апреле и модернизации.
  • 4 сентября испытания вновь остановлены.
  • 20 сентября испытания наконец-то закончены.
  • 6 декабря проходческий комплекс на высокой проходческой скорости натолкнулся на «твердые подземные образования» (по одним данным - на бетонный коллектор, по другим - на валуны ледникового периода). В результате было сломано большое количество проходческих буров. В результате пришлось вызывать французских водолазов, которым пришлось работать под давлением более 5 атмосфер. Работы пришлось остановить на несколько месяцев.
  • январь (?) окончание ремонта и возобновление проходки.
  • 5 мая завершен проход тоннеля в одном направлении. Ремонт «Виктории» и подготовка к рытью второго тоннеля.
  • 27 августа начало рабочей проходки обратного тоннеля от станции «Площадь Мужества» к «Лесной».
  • 27 ноября 2003 года были завершены проходческие работы.
  • 26 мая 2004 года по новому участку прошёл первый пробный поезд.
  • 5 июня закрылись станции «Выборгская» и «Лесная».
  • 12 июня были закрыты станции севернее «размыва».
Для обеспечения пассажирских перевозок был удлинен маршрут бесплатного автобуса № 80 до «Площади Ленина» и Финляндского вокзала. Также был задействован автобус № 100 до железнодорожной станции Ручьи . Стройку планировалось завершить к 300-летию Санкт-Петербурга, однако восстановление сквозного движения по 1-й линии заняло большее время.
  • Метростроевцы, работающие на ликвидации размыва, были вынуждены проходить аварийный участок замороженный до сверхнизких температур. В забое температура опускалась до минус 50 градусов. Метростроевцы работали в валенках и нескольких парах штанов.
  • Когда над домами на площади Мужества нависла реальная угроза разрушения, чувства жителей зачастую слишком подогревала пресса. Так, всю Россию поставили «на уши» в связи с затоплением Политехнической улицы водой вследствие прорыва трубопровода, который задел проезжавший грузовик. Когда вода из трубы стала заливать поверхностный участок размыва, люди подумали о подземной катастрофе.
  • После обрушения части зданий после размыва, на улице можно было видеть человека, предлагавшего солидные деньги смельчаку, который сходит в его разрушенный кабинет и вынесет некий чемоданчик [источник не указан 149 дней ]
  • Проходческий щит «Виктория» создавался специально для данного проекта: подобных тоннелей строить больше не будут. Поэтому его хотели установить где-нибудь в качестве памятника (спорное утверждение, по другим данным «Виктория» уже был ранее в эксплуатации. Его просто модернизировали для данной работы).
  • Проходческий щит «Виктория» был на 0,5 м в диаметре шире стандартных проходческих щитов, в связи с этим были опасения специалистов за надежность получившегося тоннеля.
  • Проект «замораживания» плывуна был разработан ГИПХ (Ленинград, Государственный институт прикладной химии). По итогам успешного прохождения аварийного участка его сотрудникам должны были присваиваться награды. Однако руководство ГИПХ в грубой форме отказалось от дальнейшего сотрудничества с метростроем. Составленные наградные листы были аннулированы. [источник не указан 149 дней ]
  • До сих пор в парке Лесотехнической академии можно наблюдать остатки труб, по которым закачивался жидкий азот.
  • На время проведения операции, в связи с тем, что пары азота тяжелее воздуха, были эвакуированы местные жители. При помощи специальных установок избыток газа выбрасывался на высоту 100 м.
  • В Санкт-Петербурге в память о «Размыве» больше никогда не будут использоваться автобусные маршруты № 80 и № 100. Бесплатный автобус № 80 курсировал между станциями метро «Площадь Мужества» и «Площадь Ленина - 2» с декабря 1995 года по февраль 1996 года и «Площадь Мужества» и «Лесная» с февраля 1996 года и совершил последний символический рейс 29 июня 2004 года . Автобус № 100 (также бесплатный) курсировал в декабре 1995 года между станциями метро «Гражданский проспект» и «Площадь Ленина - 2» и с 12 по 20 июня 2004 года между железнодорожной станцией Ручьи и станцией метро «Площадь Ленина - 2» .

Подземные воды в Петербургском метро

  • - для строительства станции «Площадь Восстания» для борьбы с грунтовыми водами на месте русла бывшего

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 7 августа 2018; проверки требуют.

Станции «Лесная» и «Площадь Мужества», новые и старые трассы тоннелей и границы участка размыва (× ) на карте

За всё время эксплуатации участка, через дренаж в тоннели поступало большое количество воды - около 60 кубометров в сутки, осадка тоннелей держалась на отметке 5-25 мм в год.

После возобновления непрерывного движения по Кировско-Выборгской линии метро этот автобусный маршрут был упразднён. Упразднение маршрута было торжественно отмечено 29 июня 2004 г. последним символическим рейсом автобуса № 80 и пресс-конференцией, которую дал председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Дацюк.

Автобус № 100 (также бесплатный) курсировал в декабре 1995 года между станциями метро «Гражданский проспект » и «Площадь Ленина» и с 12 по 20 июня 2004 года между железнодорожной станцией Ручьи и станцией метро «Площадь Ленина» .

Специалисты «Ленметрогипротранса» подготовили ряд проектов по восстановлению аварийного участка, главным образом включавшие в себя строительство обходных тоннелей. Из предложенных вариантов ликвидации аварии был выбран проект строительства новых тоннелей с участием итальянской фирмы Impregilo NCC (гарантия дана на 20 лет, что не много, поскольку почти столько же продержался первый тоннель). Проходческий щит «Виктория» стал сооружать новую трассу примерно в 200 метрах к западу от старой трассировки и на 20 метров выше.

При ликвидации «размыва» были трудности с финансированием. «Размыв» оказался инструментом политической борьбы, обещания по ликвидации проблемы давали все - от депутатов всех уровней до губернатора Петербурга (В. А. Яковлев).

Стройку планировалось завершить к 300-летию Санкт-Петербурга, однако восстановление сквозного движения по 1-й линии заняло больше времени.