Пьеса 12 блок краткое содержание

ГОРОД
КАЛИНОВ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА")


Александр
Николаевич Островский - крупнейший
драматург прошлого столетия. Его
знаменитые пьесы и по сей день входят в
репертуар многих театров России. "Он
начал необыкновенно," -писал о нем И. С.
Тургенев. После того, как Островский
прочитал свою первую пьесу "Картина
семейного счастья", его сразу же
окрестили, "светилом в отечественной
литературе". И сразу перед ним открылись
двери всех литературных кружков, а их в то
время было около сорока. Драматург вступил
в литературу как народный писатель, как
действенный сатирический обличитель и как
один из корифеев русской школы драматургии.


Купечество
отражалось в литературе еще в 18 в., но
никогда не показывалось с такой силой
обличения с какой показал это Островский.
Драматург убедительными, законченными
образами своих пьес убеждает нас в том, что
вся жизнь, весь быт торгового класса той
поры держится на грубом обмане, на
плутовстве. Работая над своими
произведениями, писатель, наверное, и не
подозревал, как будут актуальны его пьесы в
наше время, когда в стране царит такой
беспорядок и жажда накопления любым путем.
"Не обмануть - не продать," - эта
пословица проходит красной канвой через
все произведения Островского. Не этот ли
девиз правит и в нашей жизни?


Почти
#се пьесы Островского построены на
страданиях и переживаниях героев. И не все
пьесы заканчиваются хорошо. На особом месте
стоит пьеса "Гроза" - пьеса с
трагическим концом главной героини
Катерины. Действие драмы происходит в тихом
провинциальном городе Калинове. Калинов -
это типичный русский захолустный город
того времени, с устойчивыми нравами и
привычками, с размеренным образом жизни
всего населения, купцов, мещан и
простолюдинов. Островский, как правило, в
своих произведениях описывал жизнь
московского купечества. Москва в те годы не
была столицей, вся светская жизнь проходила
в Петербурге. А Москва, с ее Замоскворечьем
считалась тоже провинциальным городом. Но
писатель действие своей пьесы "Гроза"
перенес в более тихий городок Калинов. Этим
он хотел показать, что жизнь купечества
везде одинакова: и в больших, и в малых
городах России. И повсюду она однообразна и
скучна, особенно для женщин, живущих,
подчиняясь домостроевским порядкам.


Четкого
описания города Калинова в пьесе мы не
найдем. Но, вчитываясь, можно живо себе
представить очертания городка и его.внутреннюю
жизнь. Город стоит на высоком берегу
Русской реки Волги. Городок небольшой,
поэтому с высокой точки берега, где находится
общественный сад, видны поля близлежащих
селений. Дома в городе деревянные, возле
каждого дома есть цветник. Так было почти
везде по России. Вот в таком доме раньше
жила и Катерина. Она вспоминает: "Встану я,
бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик,
умоюсь, принесу с собою водицы и все, все
цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.
Потом пойдем с маменькой в церковь..."


Церковь
- это главное место в любом селении в России.
Люди были очень набожны, и церкви
отводилась самая красивая часть города. Она
строилась на возвышении и должна была быть
видна отовсюду в городе. Калинов не был
исключением, и церков в нем была местом
встреч всех жителей, источником всех
разговоров и сплетен.


Прогуливаясь
у церкви, Кулигин рассказывает Борису о
порядках здешней жизни: "Жестокие нравы в
нашем городе, - говорит он - В мещанстве,
сударь, кроме грубости да бедности
начальной, вы ничего не увидите". Деньги
делают все - вот девиз той жизни. И тем не
менее, любовь писателя к таким городам, как
Калинов, чувствуется в неброских, но теплых
описаниях местных пейзажей. "Тишина,
воздух отличный, из-за
Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое...".
Так и хочется очутиться в том месте, пройти
по бульвару вместе с жителями. Ведь бульвар
- это тоже одно из основных мест маленьких,-
да и больших городов. На бульвар вечером
выходит на прогулку все сословие.


Раньше,
когда не было музеев, кинотеатров,
телевидения, бульвар был главным местом
развлечений. Туда мамаши вывозили своих
дочерей, как на смотрины, семейные пары
доказывали крепкость своего союза, а
молодые люди выискивали себе будущих жен .


Но
тем не менее, жизнь обывателей скучна и
однообразна. Людям с живой и чувствительной
натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в
тягость. Она засасывает, как трясина, и
выбраться из нее, изменить что-то нет
никакой возможности. На этой высокой ноте
трагизма и заканчивается жизнь главной
героини пьесы Катерины. "В могиле лучше,"
- говорит она. Выбраться из однообразия и
скуки она смогла только таким способом.
Завершая свой "протест, доведенный до
отчаяния", Катерина заставляет обратить
внимание на такое же отчаяние других
жителей города Калинова.


Такое
отчаянье выражается по-разному. Оно, по
обозначению Добролюбова, укладывается в
различные типы общественных столкновений:
младших со старшими, безответных со
своевольными, бедных с богатыми. Ведь
Островский выводя на сцену жителей
Калинова, рисует панораму нравов не одного
города, а всего общества, где человек
зависит только от богатства, дающего силу,
будь он глупец или умница, дворянин или
разночинец.


Мир
- "темное царство", Катерина - "луч
света" в нем. Этим подчеркивается
всемирность значения происходящего в
Калинове, типичность нравов его жителей,
приводящих к гибели человека.

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит приблизительно шестидесяти пьес, самые известные из которых – "Свои люди – сочтемся", "Гроза", "Бесприданница" и другие.

"Гроза", как охарактеризовал ее Добролюбов – "самое решительное произведение" автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…" Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реорганизации, как бы венчала цикл пьес автора о "темном царстве".

Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городишко на берегу Волги, "…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…", полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует око никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами "…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами". Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, обитатели Калинова узнают от странниц, которые, "сами, по немощи своей, вдали не ходили, а слыхать много слыхали". Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями "тёмного царства".

В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям "Домостроя", которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом более того самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся финансов, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их верх, и они с ужасом видят, как рушатся "заветы патриархальной нравственности". Это "закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут", тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.

Например, Варвара - дочка Марфы Кабановой. Главное её правило: "делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было". Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к "тёмному царству", выучила его законы. Думаю, властность и стремление обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван один в городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…", - говорит Кудряш.

В конце концов, Варвара и Иван покидают "тёмное царство", но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а личность её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, "на безлюдье". По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.

Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это "тихое болото", ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.

Таким образом, мы видим, что все обитатели Калинова принадлежат к "темному царству", которое устанавливает тут свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на погибель.

Действие совершается в Санкт-Петербурге, в разгар революции, зимой 1917-1918 гг. Питер тем не менее представляет собой и реальный город, и центр мироздания, точку мировых катастроф.

Поэма Блока "12": краткое содержание

Первая глава произведения изображает морозные, снежные улочки города, истязаемого бунтами и переворотами. Народ продвигается по тропинкам, глядя на слоганы. На нерегулируемых собраниях, скорее всего, поэт рассуждает о проданной стране. Среди пешеходов есть следующие герои поэмы Блока "12": безрадостный священник, богач, помещица, испуганные старушки. Слышны отрывочные вопли с пограничных митингов. Смеркается, ветер усиливается.

Следующая глава: в ночи шагает группа из 12 людей. Морозу сопутствует чувство абсолютной независимости; человек намерен сделать все возможное, дабы отстоять новый мир. По пути солдаты говорят о своем товарище — Ваньке, сблизившемся с зажиточной девицей Катькой, бранят его.

В третьей главе исполняется удалая песенка, несомненно, людьми из двенадцати. Конечные слова — обещание большого пожара, в котором исчезнут все толстосумы. Разрешение на пожар просится тем не менее у Господа.

Четвертая глава изображает вышеупомянутого солдата: они с Катькой едут по Санкт-Петербургу. Симпатичный боец заключает в объятия девушку, что-то болтает ей, и она, оживленная, радостно хохочет.

В последующей главе Ванька обращается к Катьке. Он вспоминает былые времена куртизанки, которая перебежала от офицеров к рядовым. Легкомысленное поведение девушки сказалось на ее прекрасном теле — рубцами и ранами от ударов ножами бывших любовников. В достаточно жестких оборотах боец вспоминает развратной девице об убийстве некоего офицера, с которым Катька, очевидно, имела связь. И в этот момент Ванька просит: «Попляши!», «Поблуди!», «Согреши!»

В шестой главе кучер, который подвозит солдата и Катьку, встречается с группой из двенадцати человек. Люди с оружием набрасываются на сани, палят по тем, кто в них сидит, угрожая бойцу растерзанием за то, что прикарманил чужое. Под этим они подразумевают девушку. Кучер тем не менее увозит солдата из-под обстрела; Катька с продырявленной головой покоится на снегу.

Отряд из двенадцати людей шагает вперед так же энергично, как перед схваткой с лихачом. Только душегуб — Петруха — печалится по девушке, которая когда-то являлась его возлюбленной. Приятели порицают его, говоря, что для этого сейчас вовсе не подходящее время. И он в самом деле, забыв о грусти, расположен продолжать ход. Расположение духа в отряде по-настоящему воинственное.

Бессвязные размышления Петрухи, который очень грустил об убитой Катьке, раскрываются в восьмой главе; он умоляет упокоить ее душу. Собственное уныние он намеревается развеять новым кровопролитием.

В девятой главе звучит романс в честь краха прежнего мира. Вместо полицейского на дороге зябнет богач, за ним — отлично подходящая под данную сутулую фигуру паршивая собака.

Отряд продолжает свое движение сквозь метельную ночь. Петруха вспоминает Бога, поражаясь силе вьюги. Товарищи сетуют на его неосознанность и вновь говорят, что он уже запачкан кровью Катьки, а это означает, что от Господа поддержки не стоит ждать.

Таким образом, отряд с красным знаменем решительно шагает вперед, настроенный в любую минуту отразить удар неприятеля. Его ход становится бессрочным.

В заключительной главе за двенадцатью идет паршивая псина, то есть старый мир. Солдаты угрожают ему штыками, стараясь отгонять. Впереди, во мгле, они лицезрят кого-то; силясь понять, кто это, они берутся за стрельбу. Вот о чем мы узнаем из краткого содержания поэмы "12" Блока. Тип, однако, не пропадает, он настойчиво ступает впереди.

История создания

Поэма «12» Блока является апогеем его поэзии. В целом в русской литературе также считается сильным трудом. Рождена работа была через год после Февральской революции. Поэма писалась крайне стремительно. Питер того периода был опустошен.

Город словно затих, зловещее молчание тяготило обитателей. Что удивительно, во время смуты произошел неимоверный взлет в поэзии. Воздух был пропитан духом свободы, а чувство реальности своих только недавно неосуществимых революционных задумок было родником искусства.

Факты

Автор скоро закончил поэму, а на редактирование у него ушло не больше месяца. Для стихотворения подобной величины это большая редкость. Поэтому многие находят историю создания поэмы "12" Блока очень интересной.

Писатель давал высокую оценку своей поэме. В своем дневнике во время написания стихотворения он отметил, что ощущает себя великим. Тогда он будто ненароком сопоставил свои гулы в голове с гулами несравненного Гоголя. Очевидно, незримая сила придала поэту творческий подъем.

Образы

Образы старого мира, которые использует поэт, вполне логичны: священник, буржуй, спрятавший в воротнике свой нос, старуха не одержат верх над революцией.

Отнюдь не каждому переворотные идеи казались нужными и ясными. А связь со священником в толпе говорит о том, что былые принципы, старорусские обычаи разрушаются. Нет прошлой религиозности и почтения к храму. Беззаконие и грех господствуют повсюду. Таково краткое содержание поэмы Блока "12".

Символы

Неистовствуют империалистические ураганы, старый мир противится, не выпускает людей. И в такой атмосфере возникают 12 бойцов Красной Армии, которые шагают в новый мир. На самом деле "двенадцать" - центральное слово произведения, и массу символов можно объединить именно с ним. 12 часов - наступает полночь, 12 месяцев - заканчивается год. Зарождается мысль о “рубежной” цифре. Таким образом, завершение прежнего дня, как и наступление нового, - это вечно прохождение некоторой границы, шаг в неведомое будущее. Это главная тема поэмы "12" Блока.

Особенности

Для писателя подобной чертой являлось крушение старого мира. Иная цифровая связь - это двенадцать апостолов.

Вместе с тем в окончании поэмы их ходом внезапно руководит, хотя и незримо для них, Иисус Христос с багряным флагом. Они не знают сочувствия, им не чуждо хищение и душегубство. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что даже краткое содержание поэмы "12" Блока вполне объясняет основную мысль произведения.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!».

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!».

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом [...] Исус Христос».