Янтарный путь на немецкой карте. Индо-римский торговый путь. Добыча и месторождения

«America"s Cup» или Кубком Америки называется самая престижная регата во всем мире. Основано данное соревнование ранее на 2 десятилетия футбольного Кубка Англии и на целых 45 лет ранее первых Олимпийских игр современности. Название положено в честь шхуны «Америка», что умудрилась победить в солидной английской регате 1851 года.

Сам трофейный кубок был отлит в 1848 г. и представляет собой бездонный кувшин, на котором стоит гравюра имен всех яхт-победителей. Существует легенда, что дна в кувшине нет по требованию королевы Англии Виктории, которая не хотела, чтобы он был осквернен питьем. Материалом стал особый британский сплав из сурьмы, меди и олова, сверху покрытый серебром. В 1958 г. и 2003 г. в кубке были добавлены основания, чтобы вместить новых победителей. В 1997 г. кубок был изуродован кувалдой некого вандала и восстановлен бесплатно английскими мастерами.

Небольшой экскурс в историю

В далеком 1851 году английской королевой была организована регата, главным призом которой был легендарный кубок, сделанный из «британского металла». Участниками были представители британского парусного флота и несколько гостей из зарубежья. Местом проведения был выбран остров Уайт. Именно для этого нью-йоркский спроектировал и выстроил самую быстроходную гафельную шхуну в истории того времени и по патриотическим традициям дал ей название «Америка». Местом ее испытаний стала как раз королевская регата.

Организаторы регаты задумали некую хитрость – маршрутное было задумано достаточно сложным, маневрируя между множеством скал и отмелей. Британские яхтсмены знали свой «домашний» путь, а американцам все должно было быть в новинку, и шансы на победу должны были устремиться к нулю. Однако американским консулом был найден первоклассный английский лоцман, опасный маневр которого вокруг вывел «Америку» в безоговорочные лидеры, вырвавшись вперед на столько, что «второе место» замелькало на горизонте лишь через 20 минут.

Таким образом, в серьезнейшем соревновании из 15 наилучших парусников победителем стала «Америка». Кубок был увезен домой и передан в архив одного из ведущих яхт-клубов Нью-Йорка (хотя было желание переплавить его на медали на память). Итогом регаты стало получение Соединенными Штатами переходящего кубка, а остальным миром – одного из самых зрелищных спортивных состязаний. Регата стала сенсацией!

Победа американцев была воспринята англичанами как оскорбление, поэтому непроизвольно была закреплена битва за кубок – регата под названием «Кубок «Америки». Следует отметить, что до 1981 г. янки 16 раз вызывались англичанами на поединок под парусами, но выиграть им так и не удалось! Американцы держали у себя трофей 132 (!) года.

За всю историю проведения регаты только 3 страны обладали кубком: 1983 г. – , 2003 г. – Швейцария, все остальные года – США.

Правила морских заездов и отбор участников

Раньше, чтобы вступить в борьбу за заветный кубок, достаточно было вызвать на поединок команду, победившую в прошлый заезд. Вызов бросался сразу и делалось примерное назначение следующей регаты (обычно через 3-4 года). Учитывая тот факт, что количество команд-участников росло из года в год, сейчас недостаточно одного вызова – проводится отборочная регата Луи Виттона. Непосредственно на самом кубке Америки в соревнования вступают только две отобранные команды по сериям заездов.

Организаторами мероприятия задаются основные технические стандарты и класс яхт, все, что касается веса, технологичности, скоростных характеристик – все ложится на возможности и способности команд-участников. Обкатка яхт проводится как раз на отборочных заездах. То есть после брошенного вызова начинаются переговоры, в которых обговаривается класс плавательного транспорта, до мелочей описывается, что можно, а что нельзя, разрабатывается регламент и вперед по домам, чтобы, качественно подготовившись, во всеоружии выступить на .

Но как показывает , в конструкциях лодок всегда можно найти лазейки, а это и разжигает предвкушение ожидающих результатов, так как лодки строятся с привлечением наилучших инженеров и ученых, чтобы усовершенствовать свое «детище» на максимум. Кстати, на кубках 2010 и 2013 гг. были задействованы суда нового класса, которые непосвященным людям казались чем-то невозможно космическим.

Также каждая команда-участник делает взнос в размере 3-х млн. долларов США. И это без затрат на сборку яхт, где тоже есть свои ограничения: команде разрешена постройка только одного катамарана для отборочного кубка Луи Виттона, а затем непосредственно для регаты кубка. Это не распространяется на защитников – они могут построить два катамарана. Место и маршрут регаты выбирается также защитниками, комиссия из 3-х человек назначается ими же. И никакие со стороны не имеют значения – каждая команда полагается только на свою интуицию и прошлогодние опыты парусных заездов.

Кубок Америки – 2017

Следующий – юбилейный 35-й - Кубок Америки запланирован компанией Oracle Team USA уже на июнь 2017 года на Бермудских островах. Островитянам пришлось заплатить почти 77 млн. долларов США за право принятия у себя регаты. На участие были поданы заявки следующих стран: Великобритания, Швеция, и . Однако кто же бросил вызов янки – еще не известно.

Всего будет проведено 5 отборочных заездов (один из них уже проведен в Омане, еще четыре в: Нью-Йорке, Чикаго, Портсмуте и Тулоне).

Борьба ожидается серьезная и поистине магическая, так как специально для Кубка Америки – 2017 разрабатываются яхты новейшего поколения. Они станут апофеозом мирового судостроения. Катамараны с подводными крыльями и сложными парусами усиленной жесткости, разгоняющиеся до 50 узлов (около 90 км/ч) и способные двигаться быстрее скорости ветра в 2 раза (раньше этот факт жарко отрицался скептиками).

Учитывая, что сейчас кубок принадлежит американцам, а в Омане в отборочном туре завоевали победу англичане, как бы мировое соревнование яхтсменов не превратилось в захватывающую дуэль двух морских сверхдержав, которые вот уже 150 лет борются за легендарный Кубок «Америки».

В любом повествовании имеются поворотные моменты. Вот и мы в описании истории Кубка Америки приблизились к периоду, охватывающему часть жизни сегодняшних читателей. Вскоре мы увидим, как рухнет, казалось бы, непоколебимая цитадель защитников Кубка Америки - Нью-Йоркский яхт-клуб, где в течение 132 лет хранилась главная святыня парусного спорта.

America"s Cup порожден борьбой амбиций ведущих яхт-клубов мира, каковых на сегодня насчитывается три десятка, и Нью-Йоркский яхт-клуб по праву входит в их число. Чтобы осознать все величие статуса ведущий яхт-клуб США надо знать, что на сегодня в Штатах насчитывается 1286 яхт-клубов. Только в Нью-Йорке действует 201 яхт-клуб. Ежегодно составляется первая десятка яхт-клубов США, любое место в которой почетно. Впрочем, никто в мире и не оспаривает право Нью-Йоркского яхт-клуба считаться лидером - без него невозможно представить историю Кубка Америки.

В США членство в Нью-Йоркском яхт-клубе уже само по себе придает высочайший социальный статус, который за деньги не купишь. При этом 144 года члены NYC обходились без собственной яхтенной стоянки. Впрочем, это не мешало Нью-Йоркскому яхт-клубу иметь почетными членами Президента США, секретаря по национальной безопасности, главнокомандующего флотом и еще полтора десятка лиц, олицетворяющих государственную власть. Во многих странах яхт-клубы подобного ранга находятся под патронажем венценосных особ и потому называются королевскими. Но в оплоте демократии у аристократов не должно быть преимуществ, посему полдюжины европейских носителей голубой крови скромно являются почетными членами клуба (супруг Королевы Англии, короли Норвегии, Испании, Швеции, Греции и принц Дании). В конце ХIХ века в эту породистую компанию за заслуги перед чужим отечеством был принят сэр Томас Липтон. Пожалуй, он был единственным, кто боролся не за сам Кубок Америки, а за почетное членство в престижных яхт-клубах. В 1970-е годы каждый следующий матч на Кубок Америки вызывал все большую тревогу американцев по поводу защиты главной яхтенной святыни США. Уже невозможно было полагаться на превосходство американских технологий, да и подстраховки от собственных судей ждать не приходилось. Надо отдать должное членам Нью-Йоркского яхт-клуба, которые поступились, казалось бы, незыблемыми принципами и предприняли экстраординарные меры по защите Кубка в 1977 году.

Создание яхты 12-метрового класса, способной противостоять натиску претендующих на Кубок австралийцев, давалось американцам мучительно. Поскольку в то время считалось, что обводы корпуса уже достигли совершенства, то основные усилия были сконцентрированы на парусном вооружении. На арену событий в главных ролях вышли заклятые друзья - две ведущие в США компании по пошиву парусов. Одна из них принадлежала знаменитому Теду Худу, другая - Лоуэллу Норсу. Каждый из них взялся создать достойную яхту для защиты Кубка. Это была редкая возможность наблюдать поединок парусных мастеров. К тому же оба они сами управляли собственными яхтами в отборочной регате. Худ построил для себя Independence, а Норс - Enterprise. Роли дополнительных оппонентов в отборочной регате предназначались двум яхтам, ранее удачно защитившим Кубок Америки: Intrepid (1970) и Courageous (1974).

Любители большого яхтинга уже было приготовились наблюдать за бескомпромиссной борьбой парусных мастеров, но чинный ход событий нарушил отрицательный персонаж - неисправимый хулиган и дебошир, дважды безуспешно пытавшийся прорваться в члены Нью-Йоркского яхт-клуба, но остановленный блюстителями приличий. Судите сами, разве можно в США считать добропорядочным молодого человека, высказывающего подобные мысли: Список богатейших людей Америки журнала Forbes разрушает нашу страну! Эти новые супербогатеи копят пачки денег и боятся скатиться вниз в этом списке. Это их суперкубок... Все средства находятся в руках ограниченного количества людей, не желающих делиться. Это опасно для них и для страны. Может наступить новая Французская революция, и будет новая мадам Дефарж, которая свяжет их и отправит в повозке на городскую площадь. В конце концов, они расстанутся с головами.

И пусть бы это был какой-нибудь босяк, но ведь этот парень из приличной семьи и наследник солидного состояния - мало его отец в детстве дубасил! В колледже, откуда нашего героя выгнали за аморальное поведение, его прозвали Ужасный Тед. Правда, в наше время так его уже никто не называет - он больше известен как Роберт Эдвард (Тед) Тернер. Крупнейший землевладелец в США (800 000 гектаров!), один из богатейших людей Америки, создатель круглосуточного новостного телеканала CNN, меценат, миротворец и все такое прочее. Однако для нашей истории все это не так уж важно. Важно, что он оставил о себе неизгладимую память в истории Кубка Америки.

Главной страстью Тернера всегда был парусный спорт. Показательно, что о его третьем браке с блистательной Джейн Фонда не писал только ленивый, а вот для яхтинга гораздо интереснее его первый брак. Невесту Теда Тернера звали Джуди Гайл Ние. Страсть к парусному спорту соединила их сердца, и эта же страсть спустя два года развела их навсегда. Двадцатидвухлетний Тед познакомился с Джуди на парусных регатах, где они выступали на яхтах-одиночках. Джуди к тому моменту уже три года носила титул чемпионки США среди девушек, которые в парусном спорте участвуют в регатах наравне с юношами. Свадьба не положила конец их соперничеству под парусом: каждый хотел быть на финише первым - родственные отношения не брались в расчет. Теду на протяжении двух лет прощались поздние возвращения домой навеселе и в помаде. В этом браке родилось двое детей, но распался союз по весьма экзотической причине. На дистанции одной из гонок супругам не хватило места в море, чтобы их яхты разошлись, и Тед обязан был уступить дорогу Джуди, яхта которой шла правым галсом. Вместо этого он, не желая пропустить супругу вперед, сознательно пошел на таран. И вот этого жена мужу простить уже не смогла.

Можно считать чудом, что в 1973 году такого человека, как Ужасный Тед, приняли в члены Нью-Йоркского яхт-клуба (с третьей попытки). Правда, к тому моменту он уже был чемпионом США в классах яхт R5.5 и Летучий Голландец. Разумеется, Тернер сразу же включился в подготовку к защите Кубка, хотя ему доверили лишь управление одной из безнадежных яхт в предварительных регатах. Впрочем, Тернер сумел устроить из отборочных соревнований собственные показательные выступления. Управляя слегка переделанным Courageous, он разгромил команды, на которые в Нью-Йоркском яхт-клубе делали основные ставки, лишив тем самым руководство клуба выбора. Кому, как не ему, доверить защищать Кубок?

Состав претендентов на Кубок Америки 1977 года определился не сразу. Австралийский синдикат Королевского яхт-клуба города Перт, которым руководил Алан Бонд, заявил, что на этот раз отказывается от борьбы. Возможно, Бонд предчувствовал те драматические события, которые ему предстояло вскоре пережить. Ни его состояние - одно из крупнейших в Австралии, ни звание национального героя пятого континента, которое он вскоре завоюет, не предотвратят его путь на тюремные нары за неуплату налогов. Но свято место пусто не бывает, и тряхнуть стариной от имени Королевского яхт-клуба Сиднея решили ветераны парусного спорта Австралии. Гордон Игнат, успешно выступивший в классе Темпест на Олимпийских играх 1972 года, подхватил эстафету и купил у Алана Бонда его яхту Gretel II, проигравшую американцам в 1974 году. Средний возраст набранного им экипажа перевалил за сорок. Тем не менее команда ветеранов, получившая прозвище отцы флота, была уверена в своих силах и появилась в Нью-Йорке в майках с надписью: Девушки Америки, попробуйте удержать своих мамочек!.

Право австралийцев бороться за Кубок уже привычно оспаривал неуемный француз барон Бич. К слову, он был не только спонсором французского синдиката, но и одним из лучших гонщиков своего времени в классе Дракон. Тем не менее все его попытки в большом яхтинге бездарно проваливались. Не скупясь, барон построил новую яхту France II, но она оказалась намного хуже предыдущей France I. На ходовых испытаниях это чудо французского дизайна от Андре Мориса безбожно тащило воду кормой. Барон Бич в отчаянии сорвал свою знаменитую белую панаму и швырнул ее в чудовищный бурун за кормой - панама, затянутая водоворотом, преследовала яхту еще метров двести. Французам ничего не оставалось, как призвать в строй старушку France I.

В 1977 году на Кубке Америки впервые обозначились шведы. Известный своими достижениями в регатах класса Звездный Пелле Петерсон был по профессии яхтенным дизайнером. Он справедливо считал, что удачное выступление в Кубке Америки намного важнее побед на Олимпийских играх. Призвав на помощь команду таких же, как он сам энтузиастов и бессребреников, Петерсон заручился моральной поддержкой - от шведской королевской семьи, технической - от концерна Volvo и материальной - со стороны группы могущественных компаний Швеции. Такой подход позволил созданному им синдикату за два года не только создать проект яхты и провести многочисленные бассейновые испытания моделей, но и построить лодку в требуемый срок. 26 сентября 1976 года королева Сильвия провела церемонию спуска шведской яхты на воду и нарекла ее именем Sverige - так шведы называют свою страну на родном языке. В качестве секретного оружия было применено такое новшество, как предварительно изогнутая мачта - до этого на Кубке Америки применялись только мачты прямого профиля, которые по мере надобности гнули при помощи такелажа. Для Sverige были изготовлены две 27-метровые мачты, каждая из четырех сварных секций, общим весом всего 298 кг.

Тем временем Алан Бонд передумал и решил продолжить штурм Нью-Йоркского яхт-клуба, для чего построил яхту Australia. В отборочной регате его новая яхта легко справилась со старушкой France I. Второй синдикат из Австралии - команда отцов флота, выступивших на старой яхте Алана Бонда, проиграл шведам. Следует отметить, что это был неравный поединок. Sverige была построена по последнему слову техники - вся из алюминия, в то время как Gretel II была одной из последних деревянных яхт 12-метрового класса. Несмотря на то, что на ней установили новую палубу из легкого сплава (с самоотливным кокпитом, как этого требовали новые правила класса), она не могла выступать достойным соперником.

Впрочем, все внимание болельщиков и прессы было сфокусировано на Бесстрашном капитане - такое прозвище получил Тернер. Вообще-то Бесстрашный это название яхты, на которой он выступал (так переводится Courageous). Не подумайте, что наделенный правом защищать Кубок Америки, Ужасный Тед изменил своим привычкам. Однако теперь его вызывающее поведение только радовало падких до скандалов репортеров, и он немедленно сделался их любимцем. Пока команды претендентов ломали копья в жарких сражениях, капитан Тернер не вылезал из своего любимого бара Черная Жемчужина. А если и покидал его на время, то фактически на четвереньках. Он слишком много говорил, без меры пил и редко появлялся на публике без очередной очаровательной поклонницы. Что еще надо болельщикам? - только побед. Но и с победами у него все было в порядке. С точки зрения руководства Нью-Йоркского яхт-клуба, его поведение было возмутительным, но что-то менять было уже поздно.

Кубок Америки 1977 года вошел в историю как звездный момент в парусной карьере Теда Тернера. Удача сопутствовала ему во всем. Бесстрашный Тед буквально бросался на абордаж, невзирая на лица соперников. Он твердо придерживался манер неисправимого хулигана: если его спрашивали о политике, он проезжался по всем подряд - не исключая Папу Римского, немцев, евреев, иммигрантов и финансовых воротил. Выходя на яхте на дистанцию, он вел себя так же. Уж если он не уступил дорогу своей жене, то об остальных соперниках и говорить не приходится: в отборочных стартах он трижды допустил столкновение с соперниками из собственного яхт-клуба.

Синдикат Алана Бонда сумел выйти в финал отборочных матчей и победить шведов. Однако Тед Тернер не оставил австралийцам никаких шансов - из назначенных семи гонок четыре старта подряд он выиграл вчистую. Победный финиш в четвертой гонке означал победу с сухим счетом, и уже через два часа была проведена итоговая пресс-конференция. За это время Бесстрашный Тед успел так накачаться жуткой смесью из шампанского, пива и какого-то адского шведского ликера, что еле стоял на ногах и смог произнести только одну фразу: Благодарю свой экипаж!, после чего свалился со стула. Но это уже ничего не меняло - персональный триумф принес ему отпущение всех грехов. На следующий день он проснулся национальным героем США, и единственное, что омрачало это утро, - кошмарное похмелье. А вот у остальных членов клуба был другой повод для головной боли. Число претендентов на заветный Кубок все возрастало, а временной разрыв на финише все уменьшался. Конечно, никто не мог заранее знать, что 25-й Кубок Америки 1983 года преподнесет Нью-Йоркскому яхт-клубу печальный сюрприз, но тень мрачных предчувствий уже явно вырисовывалась.

Не обошлось без забавных казусов - Соединенные Штаты захлестнула волна феминизма, вошедшая в историю страны как сжигание лифчиков. Женщины заявляли о своих правах и порой доводили требования до абсурда. Газеты Западного побережья США наводнили статьи о необходимости собрать команду из одних только женщин для защиты Кубка Америки, но эти заявления вызвали у знатоков лишь недоумение. Билл Фикер - рулевой яхты Intrepid, успешно защитивший Кубок в 1970 году, ответил на вопрос корреспондентов: Вполне могу представить себя какую-то спортсменку в роли шкипера, навигатора или тактика, но только не в качестве баковых или шкотовых - тут не всякий мужчина справится. Командор Нью-Йоркского яхт-клуба Боб Маккулаг только руками развел: Что-то не припомню никого из дам, кроме миссис Гарольд Вандербильд, кто бы участвовал в гонках. Да, она всегда была с мужем на борту и вела отсчет времени перед стартом, но на этом ее участие ограничивалось, и в составе команды она даже не числилась. Этим дело и кончилось. Герой последнего матча Тед Тернер приобрел обе яхты-победительницы последних Кубков (Intrepid и Courageous) в качестве сувениров на память о своей блестящей победе и увлекся созданием новостной программы CNN. Правда, он все еще победно участвовал в других международных регатах и выступал в отборочных соревнованиях в 1980 году, опять же на Courageous, но больше по инерции - без того куража, что был в 1977. Его пессимистичная оценка хода событий оказалась пророчеством: Я считаю, что шансы претендентов отобрать Кубок Америки велики как никогда. Отрыв моей яхты от яхты австралийцев на финише не превышал двух минут, тогда как еще три года назад претенденты отставали в среднем на четыре минуты. Такие темпы нам не сдержать.

Но пока Нью-Йоркский яхт-клуб все еще мог почивать на лаврах: на небосклоне Кубка Америки восходило новое светило - яхтсмен, с чьим именем связана целая эпоха, полная драматических событий - будущий Мистер Кубок Америки, он же Большой Плохой Дэн - 37-летний Деннис Коннер. Формально он считался менеджером собственной компании в Сан-Диего по торговле мягкой мебелью, но в реальной жизни проводил на воде 340 дней в году (в отличие от Теда Тернера, который хоть и был признан четыре года подряд лучшим яхтсменом США, тем не менее, несомненно, принадлежал к любителям парусного спорта). Коннер же был настоящим профессионалом высшего класса. Дважды чемпион мира в столь конкурентном классе, как Звездный, и бронзовый призер Олимпийских игр в классе Темпест - он был призван Нью-Йоркским яхт-клубом для спасения престижа. Для него была построена новая яхта, получившая святое для американцев имя - Freedom.

Деннис Коннер к этому моменту уже имел опыт участия в Кубке Америки - в 1974 году он был тактиком и рулевым на старте американской команды. Полный амбиций и абсолютно уверенный в своих силах, Деннис Коннер отмел любые сомнения, когда в отборочной регате, проведенной между пятью лучшими командами Нью-Йоркского яхт-клуба, убедительно выиграл 36 стартов из 40. Пока все шло прекрасно, а вспоминать мрачные предсказания Ужасного Теда никому не хотелось.

Продолжение следует…

История Солента и острова Уайт, как места где родился современный парусный спорт, началась в тот момент, когда Великобритания, стала превращаться в крупнейшую морскую державу. В находящихся на юге, в водах Ла-Манша бухтах, были построены крупнейшие морские базы Британии – Саутгемптон и Портсмут. Со временем, Саутгемптон стал больше торговым портом, а Портсмут – главной базой Британского военного флота на юге.

Выбор места был обусловлен тем, что вход в бухты возможен лишь через узкий пролив Солент, между материковой Британией и островом Уайт. Ежедневные приливы, высотой около четырех метров, сложная навигация и большое количество отмелей, создавали огромные трудности для врагов империи. Британский флот оставался под надежной защитой природы. В конце 1805 года, в Портсмут, на флагманском корабле «Виктория», в бочке с ромом, было доставлено тело Адмирала Нельсона. С тех пор английские моряки называют ром – адмиральской кровью. А флагманский корабль можно увидеть и сейчас, на территории базы ВМФ. Как дань уважения, стоящий в сухом доке HMS Victory , до сих пор числится в списках действующих военных кораблей Британии.

Примерно через десять лет, на острове Уайт, в маленьком городке Каус, расположенном как раз напротив Портсмута, сорок два Лондонских джентльмена, основали Королевский Яхтенный Эскадрон (Royal Yacht Squadron ) – самый знаменитый яхт - клуб в мире.

В 1837 году, на Британский престол, взошла «бабушка Европы», королева Виктория, безумно влюбленная в своего мужа принца Альберта (помните «Альберт холл» в Лондоне), и в Англии началась Викторианская эпоха. Именно ей, Виктории, яхтсмены всего мира, обязаны созданием события, давшего старт всем современным парусным гонкам. Регаты, с которого начался современный парусный спорт. Международного соревнования, которое намного старше Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу.

Виктория задумала провести парусные соревнования между офицерами королевского флота. Серебряный кувшин, купленный за сто фунтов стерлингов, стал главным призом королевской регаты. Для того что бы утвердить превосходство британских морских офицеров, над своими соперниками, королевскую регату, сделали открытой для любых участников. 22 августа 1851 года, под звуки пушек (подаренных принцем Альбертом) Королевского яхтенного эскадрона, был дан старт «стофунтового» королевского кубка. С тех пор, залпы этих орудий, дают старты бесчисленного множества регат, стартующих у острова Уайт, сделав остров яхтенной столицей мира.

В первой регате принимало участие шестнадцать экипажей. Пятнадцать из них – были из королевских ВМФ, а один экипаж, на яхте «Америка», представлял яхт-клуб Нью Иорка. И надо же было такому случится, что в этой гонке, экипаж любительской «Америки», победил весь цвет британских морских офицеров. Когда Королева Виктория, спросила у собеседника – «Не подскажите кто идет вторым?», то стоявший рядом ответил - «Рядом никого нет, ваше величество». Кубок назвали в честь яхты, выигравшей его впервые, а сам кубок, уплыл через океан, в Нью Йорк. По дороге домой, американцы решили расплавить кубок и отлить из него памятных монет, но Виктория узнав об этом попросила дать возможность отыграться. И так кубок пришел к своему сегодняшнему формату - матчрейсу, когда есть яхта - Владелец кубка и яхта - Претендент.

В Британии запустили специальную компанию по сбору средств на постройку яхты, которая привезет кубок обратно домой. И вот в этот момент, все и вспомнили про забаву голландских рыбаков, когда одна яхта пытается поймать другую. Когда одна яхта – победитель, пытается защитить свой приз от яхты-претендента. Так и возник первый из китов современного парусного спорта - матч рейс «Кубок Америки». С тех пор прошло уже более ста пятидесяти лет. И ни разу, британцам не удалось выиграть кубок. Они пытались это сделать восемнадцать раз. За сто пятидесятилетнюю историю кубка, лишь трижды Новозеландцы, да дважды Швейцарцы, смогли на время забрать заветный серебряный кувшин себе. Возможно само название возвращает Кубок Америки в Америку.

По правилам соревнований, защита кубка победителем (Defender ) от претендента (Challenger ), проводится на территории победителя. До конца тридцатых годов история кубка, история противостояния яхт Клуба Нью-Йорка и Королевского яхтенного эскадрона. Во главе команд: От лица Нью-Иорка – Джон Перпонт Морган, от лица Британии – Сэр Томас Липтон.

После войны дефендер тот-же, а претендент меняется на Новую Зеландию. И лишь в 1987, через сто тридцать лет, после первого розыгрыша к Новозеландскому клубу из Перта, приходит столь долгожданная победа. Эйфория от победы настолько высока, что даже снимается художественный фильм «Ветер» (The Wind ), рассказывающий о пути к эпохальной победе. И в кубке наступает новейшая история.

Американцы, уже в следующем розыгрыше возвращают кубок себе, потом дважды новозеландцам и дважды швейцарцам удается на время отобрать кубок. Но он упорно возвращается обратно. К себе домой в Америку.

На сегодняшний день, в кубке ситуация все та-же: Победитель Team USA , последний претендент Team New Zeeland . Гонки на кубок Америки, это не только гонки экипажей. Это в первую очередь современные, абсолютно космические технологии. В последнем розыгрыше, организаторы впервые изменили формат судов для розыгрыша. Вместо однокорпусных яхт, соревнования стали проводится на катамаранах. Вы только представьте себе двадцатиметровое судно, летящее над водой на подводных крыльях, на скорости 60 километров в час, движимое только силой ветра. Победив в первых восьми гонках, новозеландцам, оставалось выиграть всего одну, чтобы увезти кубок к себе. Установленная, в процессе гонок, на подводные крылья катамарана дефендера, система стабилизации закрылков от Боинга 777, сделала свое дело и кубок остался в США. Старт нового кубка в 2017 году. Уже есть новый «старый» претендент – команда Новой Зеландии.

P /S СССР и Россия, никогда не принимали участие в розыгрыше кубка. А жаль…