Формулирование тезиса. Как писать тезисы на конференцию. Памятка к написанию сочинения – рассуждения

Самая распространенная ошибка при написании сочинения - это попытка "начать с начала".

На занятиях я часто вижу, как мои новые ученики, получив тему, ставят стержень ручки в верхний правый угол страницы и замирают. Через 10-20 минут они пишут одно предложение и вновь впадают в глубокие раздумья. Некоторые пишут сочинение быстро, но в результате им приходится все переделывать, потому что заключение не совсем совпадает с выводом.

Заранее составленный и прописанный план не позволит вам сбиться с пути или, как минимум, сэкономит драгоценное время.

Структура плана:

  1. Тезис
  2. Аргумент
  3. Вывод

Тезис в сочинении - это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения.

Важно! Тезис - четко сформулированная и красиво оформленная мысль, которая умещается в ОДНО предложение. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Пример:

  1. Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. (аргументы "Гранатовый браслет", "Леди Макбет Мценского уезда").
  2. Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями. (аргументы "Любовь к жизни", "Обломов").

Аргумент в сочинении обосновывает тезис, доказывает, что ваша мысль верна. Кстати, все аргументы условно можно поделить на две категории. Аргументом может служить весь сюжет произведения полностью. Например, "Любовь к жизни" Джека Лондона, как пример железной воли. Испульзуя данное произведение в качестве аргумента, достаточно планомерно передать содержание всего рассказа.

Если же обратиться к более крупным произведениям, то в качестве аргумента выступит конкретный эпизод (или несколько). Например, рассуждая о чести и бесчестии, мы можем привести в качестве аргумента диалог Пугачева и Гринева (Капитанская дочка), где Петр, рискуя быть казненным, отказывается присягать на верность "великому государю". То есть все остальные моменты можно опустить. В данном случае, чтобы оформить аргумент правильно, необходимо кратко (3-4 предложения) изложить сюжет произведения, а после уже в красках описать сцену (характер или поступок персонажа, какую-то ситуацию и т.д.), которая собственно и является аргументом.

Вывод - подведение итогов, логическое завершение. Здесь необходимо быть особенно внимательным, т.к. можно уйти от темы. Чтобы правильно написать заключение, нужно подтвердить, что ваша позиция оказалась верной, либо продолжить свою мысль (тезис), особенно хорошо будет, если вывод будет звучать как напутствие (рекомендация) читающему ваше сочинение.

Пример:

  1. Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. Вывод: любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Таким образом, если тезис, аргумент и вывод соединить с помощью вводных слов, план сочинения превращается в краткий, но цельный и наполненный смыслом текст. Если у вас получилось, можете не сомневаться, зачет по первым двум критериям (К1 и К2) вам обеспечен.

План сочинения:

  1. Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека.
  2. Например, Катерина (Леди Макбет), влюбившись в своего работника Сергея, не замечала корыстных намерений этого человека и была готова ради него на все. Она убила собственного мужа и его племянника, попала на каторгу по вине своего избранника, но продолжала любить его. Сергей не отвечал взаимность. Не выдержав издевательств Сергея, Катерина покончила жизнь самоубийством.
  3. Таким образом, любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Теперь остается расписать каждый пункт более подробно и ваше идеальное сочинение готово.

И напоследок. Самый простой способ сформулировать красивый тезис - пойти от обратного, то есть выбрать аргумент и сделать из него вывод, который и послужит тезисом.

Спорные вопросы решаются путем обозначения утверждения, которое нужно доказать или опровергнуть. Грамотно сформулированный позволяет уяснить, что именно требуется доказать и подобрать обоснованные аргументы.

Инструкция

Перед тем как высказывать тезис , определите для себя цель вашего доказательства. Зачем вам потребовалось убедить людей истине того или иного высказывания? Вы должны представлять аудиторию, перед которой вы будете выступать. Чем больше вы о ней знаете, тем легче будет сформулировать тезис и приводить аргументы. Узнайте, чем интересуется ваша аудитория, каковы ее потребности. На основе этой информации составьте ключевые слова.

Тезис должен быть ясным и четким. Чтобы вас правильно поняли, взвешивайте каждое слово. Старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные дела. Конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания (неблагоприятная обстановка, местные жители). Не выбирайте в качестве тезис а вполне очевидные факты или аксиомы. К примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море, и т.д. В качестве тезис а используйте утвердительное или отрицательное предложение.

После того как тезис сформулирован, озвучен и уяснен аудиторией, вы должны привести аргументы в пользу или против него. Сохраняйте тезис дословно в той форме, в которой он был заявлен. Не отступайте от темы, иначе может произойти потеря тезис а. Казалось бы, забыть о собственном утверждении невозможно, однако, в процессе рассуждения в сознании возникает ассоциативный ряд. Одна мысль цепляется за другую, и часто человек забывает о том, с чего начал.

Избегайте подмены тезис а. Иначе вы не только не убедите аудиторию, но и заблудитесь в собственных аргументах. Внесение изменений в первоначальное утверждение допускается только тогда, когда они были прояснены и уточнены в ходе конструктивной беседы с оппонентом. Каждое изменение должно быть зафиксировано и оговорено обеими сторонами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо очень хорошо разбираться в теме, на которую вы собираетесь писать. В такой работе на первый план выходят умение выделять главные тезисы и составлять на их основе целостную картину своего рассказа. …

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является…

Составлять план текста можно по-разному. Тезисный план дает максимально полное понятие о материалах текста, при этом он очень короткий и сжатый, составлять его нетрудно. Вам понадобитсяТекст, блокнот, ручка.Инструкция 1Разбейте текст на абзацы. В…

Эссе – это жанр сочинения, в котором автор размышляет о когда-то услышанном, прочитанном или пережитом. В содержании оценивается в первую очередь личность автора – его чувства, мировоззрение и мысли. Написание эссе является обязательным требованием…

Термин «тезис» произошел от греческого слова, буквально означающего «положение», «постановление закона». Тезисом называется философское, научное или богословское утверждение, положение, а также часть музыкального…

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание,…

Опровержение – это логическая операция установления необоснованности, недоказанности или ложности выдвинутого ранее тезиса. Чтобы написать опровержение правильно, необходимо ознакомиться с элементарными законами формальной логики. Инструкция …

Тезис - это утверждение, которое, согласно теории философии, следует аргументировать. А именно - предоставить собеседнику (оппоненту) один или несколько аргументов (утверждений), которые будут подтверждать либо опровергать тезис. Инструкция …

Без аргументов любое ваше высказывание может не произвести впечатления на аудиторию и не запомниться ей. Грамотно аргументированное положение позволяет добиться лучшего результата в любой сфере общественной жизни. Подбору аргументов следует уделить…

Сочинение на лингвистическую тему довольно частое задание в 7-9 классах средней школы. Его основное назначение научить школьников создавать тексты-рассуждения, усовершенствовать их грамотность письма и закрепить умение пользоваться орфограммами. Для…

Многие школьники и студенты испытывают большие трудности с написанием сочинений по английскому языку. Как изложить свои мысли логичным и грамотным образом? Как раскрыть тему? В действительности, в подобной задаче нет ничего сложного. …

Рассуждение – это такой тип текста, в котором раскрываются причинно-следственные связи, объясняются явления и доказываются теории. Однако недостаточно будет сумбурно выразить поток мыслей или настаивать на своей точке зрения. Чтобы получилось…

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов

Просмотр содержимого документа
«КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?»

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

    связь тезиса и темы,

    особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Тема

Тезисы

«Гармония природы и несовершенство человека».

(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Варианты тезиса

Примеры

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Вопросно-ответный ход

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.

Аналогия (сравнение с миром природы)

На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Примечание.

Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

Сочинение в виде рассуждения должно убедить читателя в определенном вопросе, дать ему возможность разобраться в каких-то сложных моментах.

Особенности

Основа рассуждения - это правильно сформулированный тезис. Пример школьного итогового сочинения, удостоенного высокой оценки, предполагает определённую структуру. В образовательных заведениях сочинения в виде рассуждения являются достаточно частым видом домашнего задания. Преподаватели русского языка и литературы стараются готовить своих воспитанников к предстоящим итоговым испытаниям, рассматривают примеры тезиса в сочинении. Попробуем выяснить этапы построения сочинения-рассуждения.

Структура

Помимо демонстрации своего умения думать, рассуждать, важно убедить и пояснить приводимые аргументы. Структура сочинения должна быть четко соблюдена. Сначала выдвигается определенный тезис, пример подтверждает позицию автора. Затем следует четкий и понятный вывод, который завершает рассмотрение указанного тезиса. Необходимо составить план своего сочинения. Важно выделять в нем логические части. Для того чтобы не возникало повторений, существуют различные способы приведения определенных аргументов.

Пример написания

Как написать сочинение-рассуждение на любую тематику? Предлагаем поэтапный алгоритм действий.

Первым шагом будет четкая формулировка той мысли, которая будет подвергаться аргументации. Можно выбрать из литературного произведения любой тезис. Пример, предлагаемый в сборниках для старшеклассников, поможет сделать правильный выбор. Для того чтобы выявить результативность сделанного шага, нужно прочитать формулировку тезиса разным людям. В том случае, если у них не возникнет вопросов относительно вашей точки зрения, можно переходить к следующему этапу работы.

В полном сочинении-рассуждении подразумевается три части. Первая часть предполагает тезис (пример мысли, суждения, положения, которое будет доказываться в ходе самого сочинения). Вторая часть предполагает аргументы, которые должны быть наглядными, убедительными. В конце предполагается четкий и логичный вывод, который повторяет тезис в сочинении-рассуждении. Примеры подтверждаются рекомендациями, обобщениями. В качестве необязательной, но рекомендуемой части любого полноценного сочинения-рассуждения считается небольшое вступление, в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть.

Образец сочинения-рассуждения

Допустим, что тема сочинения связана с первой любовью, в таком случае подбираем соответствующий тезис и аргументы. Примеры рассуждений на такую тематику приведем ниже.

Тезис: «Первая любовь является важным этапом в жизни каждого человека, она оказывает серьезное воздействие на последующие взаимоотношения полов, а также на саму личность». Он может сопровождаться таким вариантом вступления.

«Подростки первую любовь превращают в смысл своей жизни. У многих взрослых упоминание о первой любви вызывает улыбку. Психологи убеждены в том, что именно в первом чувстве к противоположному полу скрывается источник будущего полноценного счастья, взаимоотношений между женщинами и мужчинами».

Далее можно привести аргументы, которые подтвердят предложенную позицию. Эта часть составляет 2/3 всего содержания сочинения. Желательно рассмотреть не менее трех аргументов, если речь идет об экзаменационном сочинении. Идеальным вариантом будет указание в своем рассуждении известных исторических фактов, статистических данных, а также фрагментов из литературных произведений.

Для рассматриваемой нами темы можно подобрать массу примеров из произведений русских классиков, изучаемых в школьном курсе литературы. Так, Татьяна Ларина, пытаясь понять Евгения Онегина, читает те книги, которыми увлекался ее возлюбленный, где он делал какие-то пометки. Девушка не только осознает, какой интересный молодой человек оказался перед нею, но и сама повышает свой интеллектуальный и духовный уровень. Можно в качестве аргумента изложить и свой личный опыт, но он должен быть убедительным для читателя. В выводе можно отметить, что первая любовь в любом возрасте способна превратить безжалостного циника и реалиста в неисправимого романтика.

  • В речи по делу Мироновича Н. П. Карабичевский развивает мысль о вероятной причастности Семеновой к преступлению, опираясь на данные медицинской экспертизы: «В своем… блестящем и вместе с тем научном заключении профессор Белинский… доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исключает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяжелого преступления, особливо если подобной натурой руководит другая, более сильная воля…» К мнению профессора Белинского… присоединился другой эксперт, психиатр-практик Чечот, остановившись на… строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяжкого преступления. Такой человек, при известных условиях, способен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения совести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель». Психопат – тип, лишь недавно установленный в медицинской науке. Этот субъект безусловно ненормальный и притом, как доказано, неизлечимый… Таким психопатическим субъектом эксперты-психиатры считают Семенову».
  • В работе «О развитии революционных идей в России» А. И. Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью… Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».
  • Выступая на так называемом «школьном процессе», адвокат В. Л. Россельс, в частности, сказал: «Директор школы – человек, личные нравственные качества которого нам не внушаю сомнений, но его педагогические приемы, методы воспитания вызывают тревогу… Школьники Болотов и Карев одобряют избиение Зорина. Узнает об этом директор и не находит лучшего способа бороться с открыто выраженным мнением подростков, как исключение их из школы. Но это не все. Для того, чтобы вновь быть принятыми в школу, от обоих исключенных требуется очень немногое. Они должны подать письменное заявление, что “осознали” неправильность своих высказываний и “раскаиваются”. И что же?! Чуть ли не на следующий день они подают заявления, что “осознали”, “раскаялись” и они возвращаются в школу. Такова награда за лицемерие! Школьники получили предметный урок того, что действительные убеждения следует скрывать, а открыто высказывать то, в чем ты, может быть, и не убежден, но что угодно начальству, и “жизнь твоя будет сладка и приятна”».
  • Герой романа У. Митчела «Живи с молнией» Э. Горин следующим образом обсоновал свое предположение, что именно его собеседник, Арни С. Хэйр, предложил кандидатуру Горина для работы в крупном государственном учреждении: «Арни подумал, потом растянул губы в лягушечью улыбку. – Ладно, Эрик, я вам скажу. Но сначала ответьте на один вопрос. Почему вы пришли ко мне? – Очень просто. Вчера вечером, как вам, вероятно, известно, мы с Хольцером пили коктейль. Я не понимал, в чем дело, пока он не упомянул о моем фрезерном станке. Откуда он мог о нем узнать? Это пустяки, конечно, но все-таки довольно странно. Только два человека могли ему об этом рассказать – вы и Тернбал. Сегодня утром я выяснил, что Тернбала он не знает. – Вы правы, все это, конечно, сущие пустяки. – Да, но к этому надо прибавить, что вы нисколько не удивились, когда я вам позвонил. Правда, вчера днем вы меня видели на улице, но все-таки следовало бы меня немножко расспросить. Вы этого не сделали, потому что вам чертовски хорошо известно, зачем я тут».
  • «Мне снова, уже не впервые, пришло в голову, что причина и следствие в организации Тивериджа почему-то никогда не сопровождают друг друга немедленно. Джо был убит через двое суток после того, как показал коричневую бумагу в Ливерпуле. Предупреждение мне по телефону последовало через два дня после того, как я начал распространяться о проволоке, погубившей Билла. Для истории с фургоном потребовалось не менее суток. Бристольская проволока была натянута для меня через два дня после моей экскурсии в контору "Такси Маркони". Можно было подумать, что утренние телефонные звонки Тивериджа к Филдеру – единственное средство связи между ними и что Филдер не имеет других путей для передачи срочной информации своему "председателю" или получения инструкций от него» (Фрэнсис Д. Фаворит).
  • «Вот ваше письмо, – начала она (Авдотья Романовна), положив его на стол… Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. Вы слишком ясно намекаете, вы не смеете теперь отговариваться. Знайте же, что я еще до вас слышала об этой глупой сказке и не верю ей ни в одном слове. Это гнусное и смешное подозрение. Я знаю историю и как и отчего она выдумалась. У вас не может быть никаких доказательств. Вы обещали доказать: говорите же! Но заранее знайте, что я вам не верю! Не верю!.. – Что же касается до вашего брата, то что я вам скажу? Вы сейчас его видели сами. Каков? – Не на этом же одном вы основываете? – Нет, не на этом, а на его собственных словах. Вот сюда два вечера сряду он приходил к Софье Семеновне. Я вам показывал, где они сидели. Он сообщил ей полную свою исповедь. Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу, у которой и сам закладывал вещи; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету, нечаянно вошедшую во время убийства сестры. Убил он их обеих топором, который принес с собою. Он их убил, чтоб ограбить, и ограбил; взял деньги и кой-какие вещи... Он сам это всё передавал слово в слово Софье Семеновне, которая одна и знает секрет, но в убийстве не участвовала ни словом, ни делом, а, напротив, ужаснулась так же, как и вы теперь. Будьте покойны, она его не выдаст» (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание).
  • «Всем известна история другого философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи. И он успешно доказал ее тем, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха. К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научалось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей самой непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаях из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру падало в огонь, или погибало от удушья. В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста).