Какая позиция тебе ближе объясни почему. Человечность - энциклопедия интеллигентизации отношений. Постановка проблемы урока

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка».

В языке все служит одной цели - помочь человеку высказаться, выразить все то, что он хочет передать другому. Этой цели служит и лексика, и грамматика, то есть правила об изменении и связях слов.

Лингвист Л. А. Введенская полагает, что грамматика, как и лексика, обладает «богатством, гибкостью и выразительностью», и с ней едва ли можно поспорить. В зависимости от желания и потребности, писатель может использовать для выражения одного и того же грамматического смысла разные варианты конструкций. Например, в отрывке из романа В. Каверина в предложении 21 писатель мог бы использовать двусоставное предложение или односоставное определенно-личное, но он предпочел безличное предложение. Видимо, он хотел подчеркнуть, что в необходимости спуститься к Тверской не было ничьего умысла, это просто такое стечение обстоятельств: день неудачный.

В речи Ромашки преобладают неполные предложения (30, 41) или такие, которые не связаны видимым образом с предыдущим (31, 42). Это подчеркивает «таинственность» высказываний лукавого одноклассника Сани, его страстное желание добиться расспросов или какой-то эмоциональной реакции от приятеля.

Таким образом, грамматика дает нам очень много для понимания авторского замысла, помогает представить себе то, о чем он рассказывает.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Но она была теперь не она, и я - не я». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

В тексте по Каверину В.А. рассказывается о том, как юноша Саня ждет на свидание свою подругу - Катю. Но ожидания его напрасны, так как она не пришла.

За время ожидания он размышляет о том, как изменилось его отношение к Кате со вчерашнего дня: «Вчера, например, я мог бы сказать: Катька — дура! А сегодня — нет! Вчера я выругал бы ее за опоздание, а сегодня — нет!». В своих воспоминаниях о Кате он видит ее всё той же Катькой, которая однажды получила от него по шее (13). « Она ли это? «Она!» - подумал я весело», но в то же время его чувства к ней стали другими. Он стал иначе смотреть на нее, Катя стала для него другим человеком, более дорогим и близким. Если раньше она была для него обычной девчонкой, Катькой, которую он мог обозвать и ударить по шее, то теперь он видит в ней уже не «своего парня», а девушку. «Но она была теперь не она, и я — не я» Это утверждение мальчика говорит о том, что Катя стала другой в его глазах, что у него возникли теплые и добрые чувства к ней, появилось влюбленность. Мальчик сам признается себе в этом: «Ну ладно — влюбился так влюбился. Давай-ка, брат, спать» - говорил он сам себе. О чём бы ни думал Саня, мыслями своими он неизменно возвращался к Кате (57).

Любовь преобразила для него все.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь - это…» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Любовь - это чувство полного принятия человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, желание делать его счастливым, проводить с ним время. Когда человек влюблен, он не может не думать об объекте своей любви, прокручивает в голове различные моменты, связанные с ним, дорожит приятными воспоминаниями. Влюбленный человек часто совершает романтические поступки, порой совсем неразумные, идя на поводу у своих чувств. Так, в отрывке из романа В. Каверина «Два капитана» Саня сбегает с шестого урока, не дождавшись того, когда будут раздавать сочинения, потому что у него было назначено свидание. Хотя сам он называет свой поступок глупым (5). Но влюбленные люди часто готовы на всё ради любимого человека.

Если брать примеры из жизни, то можно вспомнить знаменитых Бонни и Клайда. Об этой парочке можно услышать много стихов и песен. Парень и девушка любили друг друга и вместе совершали безумные поступки. Они вместе шли на ограбления, понимая то, что это может плохо закончиться для них, но тем не менее они доверяли друг другу, были связаны общими тайнами и общими интересами. Бонни принимала Клайда таким, каков он есть, ведь она знала о его преступном прошлом. Разумеется, этот пример влюбленной пары далеко не положительный, но он реальный. Влюбленные даже погибли вместе от пуль полицейских. Жили они недолго, но счастливо. И умерли в один день.

Раздел грамматики является одним из направлений языкознания, или науки, изучающей способы образования, соединения и изменения слов, и методы строения предложений. Если у человека отсутствуют знания, связанные с владением грамматическими нормами языка, то он не сможет овладеть языком в совершенстве, обучиться грамотной речи и письму. В языке все аспекты преследуют одну цель: оказание помощи человеку в высказывании, выражении всего того, что он желает донести своему собеседнику. Данная цель преследуется и лексикой, и грамматикой.

По мнению лингвиста Л. Введенской, грамматика, аналогично лексике, наделена «гибкостью и выразительностью». Данное утверждение сложно оспорить. Желание и потребности писателя имеют непосредственное влияние на возможность использования им для выражения конкретного грамматического смысла в форме разных конструкционных вариантов.

Отрывок из романа Каверина содержит применимое писателем безличное предложение, хотя автор мог воспользоваться двусоставным, либо определенно-личным односоставным предложением. Вероятнее всего, он стремился акцентировать внимание читателей на том, что отсутствовал всякий посторонний умысел в спуске к Тверской – имело место быть просто стечение обстоятельств в неудачный день.

Речь Ромашки отличается переизбытком неполных предложений (30, 41), а также таких, у которых отсутствует связь с предыдущими видимым образом (31, 42). Подобный приём акцентирует внимание на «таинственности» высказываний одноклассника Сани, его страстном желании добиться какой-то эмоциональной реакции или хотя бы расспросов от приятеля.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Раскрыть смысл высказывания Введенской: Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова

Особенности структуры речи, ее свойства, которые могут будить мысли и чувства людей, поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к содержанию речи, дают основание называть ее выразительной. Выразительность речи зависит от ситуации общения. Выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая и словообразовательная. Выразительно в речи то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне. Основные условия, от которых зависит выразительность речи человека, – самостоятельность мышления, интерес автора к предмету речи, хорошее знание языка, его экспрессивных возможностей. Стилистическая окрашенность языковых средств позволяет говорящему делать дополнительные акценты на важных, по его мнению, объектах высказывания.

Содержание понятия «выразительные средства» не всегда совпадает с содержанием понятия «изобразительно-выразительные средства», к которым часто относят тропы и фигуры речи. Выразительность могут усиливать единицы языка всех уровней. Даже отдельный звук может оказаться в речи выразительным, например, звукозапись, ассонансы и аллитерации, скандирование речи и т.д. Большим изобразительным потенциалом обладают эпитеты и метафоры. Например, в словосочетании деревянная полка прилагательное не является эпитетом; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Можно вколачивать гвоздь в стену . Можно вколачивать мысли в голову – возникает метафора, грубоватая, но выразительная.

1.5. Богатство и разнообразие речи

Богатство любого языка определяется, прежде всего, большим объемом словаря. Лексический потенциал русского языка отражен в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тыс. слов, в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова около 90 тыс. слов.

Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7 – 9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11 – 13 тыс. слов. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Случаи, когда учитываются два значения употребляемого слова одновременно, в высшей степени экспрессивны. Как объяснить, о чем пишут авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смысле» . Оказывается, рухнул один из небоскребов. Автор расширил смысловой объем слова, придал ему новое значение в соответствие с его словообразовательной структурой.

Таким образом, каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен интересоваться семантикой, противопоставлять не только разные слова, но и разные значения одного слова.

Красочнее, разнообразнее делают нашу речь синонимы, например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: тьма (книг), пр о пасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб) .

Есть в русском языке слова, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессивностью. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида глагола. Так, в видовой паре прочитать – прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Следует помнить, что стандартное выражение, избитая фраза не может волновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания 7 .

Выводы

    Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить гра­мотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – свое­образная характеристика профессиональной пригодности для таможенников, юристов, экономистов и людей других профессий. Высоким уровнем речевой культуры важно владеть всем, кто по роду своей де­ятельности связан с людьми, организует и направляет их рабо­ту.

    Одной из главных категорий теории культуры речи считается коммуникативная целесообразность, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. Среди таких качеств мы выделяем точность, логичность, чистоту и выразительность. Точность речи связана с точностью словоупотребления, с правильным использованием синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов. Чистота речи означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов и др.). Логичность речи – это выражение связей между частями мысли в смысловых связях компонентов речи.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессивность создаётся употреблением фразеологизмов, крылатых слов, пословиц и поговорок.

Все это призвано обеспечить эффективность коммуникации и высокий уровень владения литературными нормами и правилами общения.

Ключевые слова: речь, язык, текст, коммуникация,содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, уместность, богатство речи.

Вопросы для самоконтроля

    Что такое культура речи?

    Назовите и охарактеризуйте три аспекта теории культуры речи.

    Какие качества речи определяют ее как «культурную»?

    От чего зависит содержательность речи?

    Какие ошибки нарушают точность речи?

    Чем обусловлена понятность речи?

    Что такое чистота и выразительность речи?

    Какие языковые средства обеспечивают выразительность?

    Какую функцию выполняет выразительность речи?

    Расскажите о таком качестве речи как «богатство» и «разнообразие».