От каких двух основ образуются формы глагола. Две основы в глаголе. Понятие класса глагола. Классы глаголов. Видовые пары глаголов

Итоговый тест по истории России

Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А 2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А 3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А 4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А 5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита; 4) Иван III.
А 6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.
А 7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А 8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат 4) Святейший Синод
А 9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович 4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество; 2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество; 4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет; 2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет; 4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое 2) погост 3) отходничество 4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича 2) Семена Дежнева 3) Степана Разина 4) Витуса Беринга

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины; 2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном; 4) дать сражение при Бородине.
В 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва
В 2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств
В 4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.
В 5. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Вариант 2
А 1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати
А 2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян 2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству 4) землевладение воевод
А 3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А 4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв 3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин
А 5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов 2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах» 4) происходит присоединение к России средней Азии
А 6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов 2) Александр Меньшиков 3) Козьма Минин 4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А 8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича 2) Алексея Михайловича 3) Петра I 4) Екатерины II

А 9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III 2) 1547-Иван IV 3) 1721-Петр I 4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти - царю, сила мнения - народу!»
2) «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской; 2) Юрий Долгорукий; 3) Даниил Александрович; 4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената; 2) создание навигацкой школы;

3) отмена местничества; 4) реформа алфавита.
А 19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества 2) кормления 3) земщины 4) рекрутчины

А 20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.; 2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; 4) Первой мировой войны.
В 1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената; 2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга; 4) Полтавская битва.
В 2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В 3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу

В 4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.


Как уже отмечалось, глагол обладает весьма обширным набором грамматических форм, вследствие чего у него оказывается чрезвычайно развитой система внутриглагольного формообразования. При этом определенные формы глагола образуются от одной из трех формообразующих основ: основы настоящего времени, основы инфинитива и основы прошедшего времени.

1. Основа настоящего (настоящего/будущего) времени. Она определяется путем отделения флексии в форме третьего лица множественного числа глаголов настоящего/будущего времени:

(про)читаj/ут – (про)читаj-

(с)пил’/ат – (с)пил’-

(вы)корм’/ат – (вы)корм’-

От основы настоящего времени образуются:

1) Все личные формы настоящего/будущего времени: (про)читаj/у (про)читаj/эш(ь)… и т. д.

2) Формы повелительного наклонения: (про)читаj/#(те) .

3) Причастия настоящего времени: читаj/ущ/иj – читаj/эм/ыj .

4) Деепричастия несовершенного вида: читаj/а .

При образовании некоторых форм возможны исторические чередования в формообразующей основе:

корм/и/т’ – корм’/ат – кормл’/у м//мл’

печ’ – пек/ут – печ’/ош к//ч’ и т. п.

2. Основа инфинитива. Определяется путем отделения суффикса инфинитива:

(про)чита/т’ – (про)чита-

(с)пили/т’ – (с)пили-

(вы)корми/т’ – (вы)корми-

От основы инфинитива образуются:

1) Формы прошедшего времени: (про)чита/л/а .

2) Причастия прошедшего времени: (про)чита/вш/иj – (про)чита/нн/ыj .

3) Деепричастия совершенного вида: прочита/в (прочт’/а ).

В основах инфинитива на согласный также возможны исторически чередования при образовании некоторых форм: грес/т’и – греб/л/а – греб/ущ’/иj с//б .

3. Основа прошедшего времени. Определяется путем отделения формообразующего суффикса -л- в формах прошедшего времени не мужского рода:

(про)чита/ла – (про)чита-

(с)пили/ли – (с)пили-

(вы)корми/ла – (вы)корми-

Обычно эта основа совпадает с основой инфинитива. В этом случае от них образуются одни и те же глагольные формы. Однако у ряда глаголов она от неё отличается:

основа инфинитива глагола мерзнуть – мерзну/т’ – мерзну- ,

основа прошедшего времени глагола мерзнуть – мерз/ла – мерз- .

Ср. также: пе/чь – пе- и пек/ла – пек- и т. п.

В этом случае формы прошедшего времени, причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени: мёрз- - мерз/ла – мёрз/шиj (не «мёрзнувший »).

Таким образом, на практике целесообразно всегда пользоваться только двумя основами – основой настоящего времени и основой прошедшего времени.

В общем виде схему внутриглагольного формообразования можно представить следующим образом (см. схему 3).

Внутриглагольное формообразование

Классы глагола

Классы глагола определяются по соотношению формообразующих основ инфинитива и настоящего/будущего времени. Глаголы, имеющие одинаковое соотношение этих основ, относятся к одному и тому же классу. Различают продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

1. Продуктивные классы – это классы, служащие моделью для образования новых глаголов, то есть все новые глаголы (исключая некоторые индивидуально-авторские окказионализмы, которые могут быть самыми необычными) в современном русском языке образуются только по типу одного из продуктивных классов. Существует пять продуктивных классов:

Глаголыпервого продуктивного класса имеют следующее соотношение указанных основ: чита /т’ – читаj /ут .

Второго продуктивного класса: боле /т’ – болеj /ут .

Третьего продуктивного класса: торгова /т’ – торгуj /ут , ноч’эва /т’ – ночуj /ут .

Четвертого продуктивного класса: толкну /т’ – толкн /ут . При этом суффикс -ну- должен сохраняться и в основе прошедшего времени – толкну /ла . Если в основе прошедшего времени этот суффикс отсутствует (мёрзну /т’ – мёрзн /ут – мёрз /ла ), то глагол относится ко второму непродуктивному классу (см. ниже).

Пятого продуктивного класса: води /т’ – вод’ /ат , реши /т’ – реш /ат . При спряжении глаголов этого класса в основах возможны исторические чередования согласных: вож /у – вод’ /иш(ь) ж//д, любл’ /л"у – люб’ /иш(ь) б//бл и т. п.

Глаголы 1 – 4 классов относятся к I спряжению, 5-го класса – ко II спряжению.

2. Непродуктивные классы – это классы, которые новыми глаголами не пополняются. К ним относится сравнительно небольшое количество (около 400) издавна существующих и часто употребляемых глаголов. Однако по соотношению формообразующих основ инфинитива и настоящего/будущего времени выделяется значительно большее количество непродуктивных классов, чем продуктивных – до 17. Например: вяза/ т’ – вяж/ ут (не вязаj /ут ) – первый непродуктивный класс, мёрзну /т’ – мёрзн /ут (с основой прошедшего времени – мёрз /ла ) – второй непродуктивный класс, стере /ч’ – стерег /ут – третий непродуктивный класс и т. д.

В русском литературном языке между глаголами продуктивных и непродуктивных классов шла (и продолжает идти) конкурентная борьба, в результате которой в нем (языке) закрепляется глагол какого-то одного (чаще продуктивного) класса. Ср., например: И в детской резвости колеблет твой треножник… (А. С. Пушкин) – первый непродуктивный класси Душевной крепости моей не колебают (Д. И. Фонвизин) – первый продуктивный класс. В этом случае в литературном языке закрепился глагол непродуктивного класса: колеба /т’ – колебл’ /ут (не колебаj /ут ). Однако в просторечии и детской речи под влиянием соответствующих глаголов первого продуктивного класса вполне возможны и употребления колебаj/у – колебаj/эш(ь) и т. д.

Формы лица бывают синтетическими (простыми) и аналитическими (сложными).

В настоящем/будущем времени формы лица синтетические:

Я (про)читаj/у Мы (про)читаj/эм

Ты (про)читаj/эш(ь) Вы (про)читаj/эт’э

Он (она, оно)прочитаj/эт Они (про)читаj/ут

В будущем времени глаголов несовершенного вида формы аналитические:

В прошедшем времени глаголы по лицам не изменяются.

Не все глаголы имеют стандартные (безвариантные, полные и т. п.) парадигмы спряжения. В этом отношении разграничивают.

1. Изобилующие глаголы . Существование продуктивных и непродуктивны классов определяет наличие в современном русском языке параллельных парадигм спряжения одного и того же глагола. Например, глагол мучить/мучать может спрягаться по первому продуктивному классу и одному из непродуктивных классов:

Я муч’/у Мы муч’/им Я муча j/у Мы муча j/эм

Ты муч’/иш(ь) Вы муч’/итэ Ты муча j/эш(ь) Вы муча j/эт’э

Он (она, оно) муч’/ит Они муч’/ат Он (она, оно) муча j/эт Они муча j/ут

Глаголы с параллельными парадигмами спряжения получили название изобилующих.

Благодаря этим глаголам в современном русском языке имеются вариантные личные формы типа: муч/у – мучаj/у, мер’/иш(ь) – меряj/эш(ь), рыщ’/эт – рыскаj/эт и т. п., которые, как правило, чем-то отличаются друг от друга – значением, степенью устарелости, сферой употребления, стилистической окраской. Так, в приведенном выше примере спряжения глагола мучить литературной является 1-я парадигма, 2-я – разговорно-просторечной.

Семантические различия находим у следующих форм: брызгает (‘спрыскивает’) и брызжет (‘разлетается каплями’), двигает (‘перемещает’) и движет (‘руководствуется’), капает (‘падает каплями’) и каплет (‘протекает, просачивается’) и др. Ср., например: И капают горькие слезы... (М. Ю. Лермонтов) – Яд каплет сквозь его кору... (А. С. Пушкин).

По сфере употребления (при тождестве лексического значения) разграничиваются формы: указывает – указует, кличет – кликает, мяукает – мяучет и др. Первые формы относятся к литературной сфере, вторые – к разговорно-просторечной. И т. д.

2. Недостаточные глаголы. В результате исторического развития в современном русском литературном языке появился ряд глаголов, имеющих не все личные формы. Такие глаголы принято называть недостаточными.

Выделяют две группы недостаточных глаголов.

1) Глаголы, которые не имеют формы первого лица единственного числа: бдеть, зиждиться, очутиться, убедить, победить, чудить и другие. В этом случае при необходимости передать соответствующее значение прибегают к описательным оборотам типа: сумею победить, должен убедить и т. п. (Ср. у В. Высоцкого в специальных художественно-выразительных целях: А принцессу мне и даром не надо – Чуду-Юду я и так победю ).

2) Глаголы, у которых первое и второе лицо единственного и множественного числа не употребляется в силу особенностей лексического значения, хотя формально они могут быть образованы: ржаветь, жеребиться, течь, гаснуть и другие. Употребление 1-го и 2-го лица этих глаголов возможно лишь в особых случаях (ятеку – в определенные периоды у женщин), в переносном значении (она простотает от любви к нему ), при олицетворении (в фольклоре и т. п.).

3. Безличные глаголы . Особую группу образуют безличные глаголы, то есть глаголы, не обладающие грамматическими категориями лица и числа и употребляющиеся для обозначения действия, осуществляющегося без участия активного производителя действия. В настоящем времени эти глаголы совпадают с формой 3-го лица единственного числа (смеркается, рассветает, знобит, не спится и т.п.), в прошедшем времени – с формой среднего рода (морозило, вечерело, не здоровилось, не хотелось ).

Безличные глаголы всегда употребляются в качестве главного члена безличных односоставных предложений для обозначения состояний человека и животных (ему неспится , ср. с личным употреблением он не спит ), а также различных природных явлений (холодает ).

В значении безличных могут употребляться также некоторые личные глаголы. Ср.: ветер дует и от окна дует и т. п.

Определение и содержание категории вида

Категория глагольного вида охватывает определенные грамматические средства выражения различных представлений характера протекания действия во времени (независимо от момента речи). Она свойственна всем формам глагола.

Значения, обозначающие характер протекания действия во времени, называются видовыми значениями. Эти значения позволяют разделить все глаголы русского языка на две группы:

1) Группа глаголов совершенного вида.

2) Группа глаголов несовершенного вида.

Исследователи расходятся в содержательном определении глаголов совершенного и несовершенного видов (законченность действия (совершенный вид) – действие как процесс (несовершенный вид), ограниченность действия внутренним пределом (совершенный вид) – неограниченность действия внутренним пределом (несовершенный вид), указание на целостность действия (совершенный вид) – отсутствие указания на целостность действия (несовершенный вид) и др.). Большинство же современных вузовских учебников при определении общих видовых значений совершенного и несовершенного видов ориентируется на их понимание академиком В. В. Виноградовым, который, давая определение совершенного вида, писал: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» . Основное значение несовершенного вида – «обозначение действия в его течении, не стесненном мыслью о пределе процесса в целом» . В связи с этим глаголы совершенного вида обычно определяют как глаголы, обозначающие целостное действие, ограниченное в своем развитии внутренним пределом , при достижении которого оно прекращается. Глаголы несовершенного вида при этом характеризуются негативно, то есть как глаголы, не имеющие признаков совершенного вида.

С формальной точки зрения глаголы совершенного и несовершенного видов различаются по местоименным вопросам, на которые они отвечают: Что сделать (сделал, сделает и т. д.)? – глаголы совершенного вида (прочитать, купил, нарисует ) и Что делать (делал, будет делать и т. д.)? – глаголы несовершенного вида (читать, покупал, будет рисовать ). В практических целях для разграничений глаголов совершенного и несовершенного видов носителям русского языка почти всегда можно пользоваться этими формальными вопросами.

Помимо общего глаголы совершенного и несовершенного видов имеют ряд частных видовых значений: значение результата действия (сшил костюм ), одноактного действия (толкнул ), процесса (долго думал ), повторяющегося действия (каждый день вставал в 7 часов ) и др.

Глаголы совершенного вида часто называют перфективными (от лат. perfectus – совершенный) глаголами, а процесс образования глаголов совершенного вида – перфективацией . Глаголы несовершенного вида называют имперфективными (от лат. imperfectum – незавершенное), а процесс образования глаголов несовершенного вида – имперфективацией .

Видовые пары глаголов

Глаголы, различающиеся только грамматическим значением вида и сохраняющие тождество лексического значения, образуют видовые пары : перечитать – перечитывать, делать – сделать .

Вопрос о том, что считать видовыми парами глаголов, не имеет однозначного решения, так как часто трудно бывает определить, изменяется ли при образовании той или иной видовой пары только собственно грамматическое значение вида, или же в то же время происходит изменение и в лексическом значении глагола. Особая сложность в этом вопросе возникает при образовании видовых пар префиксальным способом типа: читать – про/читать, писать – на/писать и т. п.

Наиболее общий механизм видообразования в русском языке следующий.

Подавляющее большинство бесприставочных глаголов русского языка являются имперфективными, то есть глаголами несовершенного вида (делать, писать, читать и т. д.), от которых в результате перфективации с помощью приставок образуются глаголы совершенного вида: делать с/делать, при/делать, за/делать…, писать – на/писать, под/писать, вы/писать…, читать – про/читать, за/читать, от/читать… . При этом лексическое значение глагола может практически не меняться (делать – с/делать ), может меняться, но не очень значительно (писать – на/писать ), но может и совсем измениться (читать – от/читать ). В первом случае (делать – с/делать ) мы имеем дело с собственно грамматическим явлением образования видовой пары. Приставка с- является здесь чистовидовой (формообразующей) приставкой, а сам процесс образования видовой пары совершенного вида от несовершенного – формообразующим (формообразовательным) процессом. Во втором случае (писать – на/писать ) грамматическое образование видовой пары занимает ведущее положение, но оно осложняется некоторым (пусть весьма незначительным) изменением лексического значения в производном глаголе по сравнению с производящим. Формообразующее (основное) значение приставки на- несколько осложняется словообразующим значением. Поэтому в данном случае необходимо говорить о синкретическом характере приставки, выполняющей формообразующую и словообразующую функции, хотя и со значительным преобладанием первой. То же самое можно сказать и о самом процессе перфективации – это, прежде всего, формообразование с добавлением незначительных моментов словообразования. Практически обратное положение дел находим в третьем случае (читать – от/читать ). Приставка от- здесь, прежде всего, меняет лексическое значение глагола, но в то же время, как и любая приставка, служит и для образования совершенного вида от несовершенного. Таким образом, она также носит синкретический характер, но с преобладанием словообразовательной функции над формообразовательной, то есть перед нами процесс словообразования, с сопутствующим ему формообразованием.

Большинство приставочных глаголов совершенного вида, образованных в результате перфективации, способно образовывать с помощью суффиксов (чаще всего -ыва-, -ива-, -ва- ) соответствующие глаголы несовершенного вида: ч’ит/а/т’ от/ч’ит/а/т’ – от/ч’ит/ыва /т’ , ры/т’ – за/ры/т’ – за/ры/ва /т’ . Этот процесс получил название вторичной имперфективации , осуществляемой с помощью суффиксов несовершенного вида. Вторичная имперфективация – это формообразовательный процесс, в результате которого образуются собственно видовые пары глаголов (отчитать – отчитывать, зарыть – зарывать и т. п.).

Однако не все перфективные глаголы, образованные в результате префиксации, способны к вторичной имперфективации: делать – с/делать – ?, писать – на/писать – ? и др.

Наиболее распространенной точкой зрения на рассмотренные процессы является следующая. Видовыми парами необходимо считать лишь такие пары, образованные путем префиксации, которые не способны к вторичной имперфективации (делать – сделать и т. п.), а также все пары, образованные с помощью вторичной имперфективации (отчитать – отчитывать и т. п.).

Видовые пары составляют и соотносительные по значению глаголы с суффиксом -и- (у глаголов совершенного вида) и суффиксом -а- (у глаголов несовершенного вида): заяв’/и/т’ – заявл’/а/т’ (с чередованием в//вл ), реш/и/т’ – реш/а/т’ . Бессуффиксные глаголы совершенного вида и глаголы совершенного вида с суффиксом -а- также образуют видовые пары: спас/т’и – спас/а/т’, вз’/а/т" – вз’/им/а/т’ (с чередованием в корне а//им ).

Немногочисленные видовые пары приставочных глаголов образованы путем передвижения ударения: засы пать – засыпа ть, разре зать – разреза ть и др.

Видовыми парами являются и супплетивные пары глаголов тип: взять – брать, положить – класть, поймать – ловить и некоторые другие.

Глаголы совершенного вида с суффиксом -ну- (стук/ну/т’, ду/ну/т’ и т. д.) и соответствующие глаголы несовершенного вида без суффикса -ну- (стуч’/а/т’, ду/т’ ), хотя и являются глаголами разного вида, видовых пар не образуют, так как относятся к различным способам глагольного действия (см. ниже).


Похожая информация.



В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут

Из всех указанных обстоятельств проистекает важное следствие, состоящее в том, что, зная основу, находящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уверенным, что знаешь основу того же глагола перед окончанием типа и наоборот, знание основы перед окончанием типа -t не означает знания основы перед окончанием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа -t - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обусловлены тем, что обычным представителем а-окончания являются окончания настоящего времени, а обычными представителями tокончания - окончания прошедшего времени и инфинитива.
Различие в основах настоящего времени и инфинитива потребовало введения в русскую (и шире - славянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определенный тип соответствия между двумя основами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчивается основа инфинитива и основа настоящего времени. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.
Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоящего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может представлять собой и усеченную основу настоящего времени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вывод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогнозирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.
Строго говоря, существуют и такие глагольные лексемы, у которых выделяются более чем две разные основы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем времени могут иметь основу, отличную от основы инфинитива: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встречающимися являются различия между основой настоящего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, берегу - бережёт.

Еще по теме § 79. ДВЕ ОСНОВЫ В ГЛАГОЛЕ. ПОНЯТИЕ КЛАССА ГЛАГОЛА:

  1. Глагол как часть речи Классы глаголов. Спряжение глаголов
  2. Тематические классы сленговых глаголов, образованных как производные значения глаголов литературного языка
  3. Тематические классы глаголов литературного языка, имеющих производные сленговые значения, и сленговых глаголов