Кто был первым правителем королевства остготов. Остготы и остготское королевство. Завоевание Италии готами

Готов, отделившаяся от западной (вестготов ). Во второй половине IV века Германарих, первый король остготов из династии Амалов, был главным основателем их могущества, которое обнимало тогда почти все земли от Балтийского до Черного моря. После его смерти остготы были покорены гуннами , и короли их сопровождали грозного Аттилу в его походах в Германию, Галлию и Италию.

Падение Гуннского государства возвратило готам независимость. Расселившись на Балканах, они стали тревожить пределы Византийской империи и принудили императора Льва платить им дань и уступить обширные земли по нижнему Дунаю. Теодорих Великий , знаменитейший король остготов, был воспитан в Константинополе, осыпан отличиями императором Зеноном и, видимо, по его внушению, переселился со всем своим народом в Италию, которую отнял у вождя племени ругов Одоакра . Владычество остготов простиралось теперь по всему Апеннинскому полуострову, Сицилии, по прежним римским провинциям Далмации, Паннонии, Норику и Реции. Теодорих считался могущественнейшим государем в Европе. Остготы, отняв, подобно другим германцам, у покоренных народов третью часть земли, жили среди их на правах аллодиальных владельцев , сохраняя свои древние постановления и нравы, но не посягая и на обычаи подвластного населения. Они составляли военную силу королевства, тогда как административные места занимались природными римлянами.

Королевство остготов. Карта

Это и приверженность остготов к арианскому учению , которое в Италии и Риме считалось ересью, постепенно подкапывали основу их владычества. После кончины Теодориха (526 г.) престол достался 10-летнему его племяннику, Аталариху. Споры его матери и опекунши Амаласунты с вельможами и её просьба о покровительстве у восточных императоров обнаружили слабость остготского государства. Аталарих умер в 536 году. Амаласунта отдала свою руку и царство двоюродному брату, Теодагату, но была им изменнически умерщвлена. Император Юстиниан I , под предлогом отмстить за это злодеяние, отправил в Италию знаменитого полководца Велизария . Сицилия и часть Южной и Средней Италии были им покорены. Остготы низвели с престола малодушного Теодагата и заменили его Витигесом , который с переменным счастьем сражался с греками и, желая иметь союзников, уступил франкам земли, лежащие у подошвы Альп. Но, не получив от них обещанной помощи, он был осажден Велизарием в Равенне, принужден сдаться в отправлен в Константинополь (540).

После отъезда Велизария на Восток преемники Витигеса, Ильдебальд и Эрарих, с горстью остготов храбро защищались в Верхней Италии; потом возведён был на остготский престол Тотила (541 – 552), достойный соперник возвратившегося в Италию Велизария и другого византийского полководца, Нарсеса . Наконец Тотила был разбит и смертельно ранен в сражении при Тагине (552). Его преемник Тейя, проявив чудеса храбрости, пал в битве при Кумах, у подошвы Везувия. Оставшиеся остготы частью сдались, частью согласились переселиться за Альпы; но те из них, которые не участвовали в сражении, воспротивились этому условию и призвали на помощь франков. После разгрома последних Нарсесом при Казилине, сдались последние города, занимаемые остготами в Италии, и народ этот исчез из истории.

Другая часть восточногерманской ветви племен – остготы – после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии .

Территория Остготского королевства (493 – 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря . Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.

В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи :

    Римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву, своей администрации.

    Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти – и все они оставались в руках римлян.

    Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению, которое одновременно было общегосударственным.

Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией .

    За ним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия.

    Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов.

    Особым проявлением королевской власти, которая стала усиленно формировать новые социально-правовые связи в государстве, было право покровительства (tuitio). Покровительство могло быть оказано в праве, в подсудности, в обложении налогами или штрафами – отдельным лицам, которые тем самым приобретали особый статус обязанных королю или его вольных слуг.

    Строгого порядка наследия власти не было; во время войны короли избирались войском, но чаще на это влияли советы знати или советы старейшин, которые, впрочем, уже не были постоянными институтами.

Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний .

Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет . Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение – комитат. Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.

Дворцовое управление (формирующуюся центральную администрацию) составляли :

    королевский магистр канцелярии (по позднеримскому образцу), компетенция которого ограничивалась только делами дворца,

    личный секретарь монарха – квестор,

    комиты священных щедрот и патримония (управляющие общегосударственными финансами и королевскими имениями соответственно).

В главном государственное управление осуществлялось через территориальных правителей и особых посланцев.

На местах, в особых округах, вся полнота власти принадлежала готским комитам, или графам, назначаемым королем .

    Они имели военную, судебную, административную и финансовые полномочия в отношении как готского, так и римского населения, они контролировали деятельность прочих чиновников на своей территории.

    В их задачи входили также «сохранение спокойствия» на своих землях, полицейская деятельность.

В пограничных областях роль правителей исполняли герцоги (duces), которым, помимо административной, военной и судебной власти, принадлежали и некоторые законодательные права на своей территории .

Условное единство в работу такой полугосударственной администрации должны были вносить королевские посланцы – сайоны , которым поручались самые разные дела, в основном по контролю за другими управителями и чиновниками (без присвоения их функций), устранению правонарушений или особо важным происшествиям . Их полномочия также в равной мере касались и римского, и готского населения. Герцоги и графы также командовали готским войском, которое в Италии было уже постоянным и находилось на государственном обеспечении.

Традиции римской управленческой системы не только повлияли на полномочия многих ветвей власти королевства . Внешне полностью римским осталось городское управление, полностью были сохранены римская налоговая система и организация скупки продовольствия . Преемственность в государственной организации была настолько велика, что в королевстве сохранялись, по сути, две государственности – одна для римлян, другая – готская, каждая с собственной армией, судами (гражданскими, в уголовных делах был единый суд графов), практически с собственной верховной властью. Это разграничение опиралось и на социальные запреты (так, не разрешались готско-римские браки).

Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.

Остготы (Ostrogothi) или грейтунги (Greutungi) составляли восточную ветвь готского народа, распавшегося с конца IV в. до н. э. на вестготов и остготов. Границей между ними в IV в. был Днепр; остготы жили в песчаных степях между Днепром и Доном. Основателем остготского могущества был Германрих, происходивший из царского рода Амадов, когда-то владевшего всеми готами. Будучи конунгом одного племени, он соединил под своей властью соседние финские и славянские племена. По Иорнанду, владения Германриха (Эрманариха) простирались от Тиссы до Волги и устьев Дона, от Черного моря до Балтийского или даже до Белого. Соседи уважали его за храбрость; в народных преданиях он занимает видное место. Ему было более ста лет, когда появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Он храбро повел войска против гуннов, но был разбит два раза. Не желая пережить своего стыда, Германрих закололся (373 г.).

Его преемник Винитар отчаянно сражался с гуннами, но был разбит и пал на поле битвы. Алатей и Сафрах отступили, с уцелевшими остготами и маленьким сыном Винитара, к Днестру, под прикрытие лагеря вестготов; остальные покорились гуннам, которые оставили их жить на прежних местах. Многие остготские военачальники и даже потомки амалов встречаются потом среди полководцев Аттилы, который совершал свои походы вместе с остготами. При Феодосии часть остготов была поселена в Лидии и Фрипи. После смерти Аттилы его государство рушилось, и остготы поселялись в Паннонии, восстав против гуннов под предводительством трех храбрых братьев из рода амалов, Валамера, Теодемера и Видемера. В 454 г. произошла решительная битва в Паннонии, при реке Нетаде; сын Аттилы, Эллах, пал и гунны были разбиты.

Остготы часто нападали на Иллирию, требуя уплаты дани. Они заключили союз с Гензерихом для нападения на восточную римскую империю. В 454 г. любимая наложница Теодемера, Эрелива (Евсевия или Елиена), родила сына Теодориха, впоследствии прозванного Великим. В детстве он был отправлен заложником в Константинополь, где получил воспитание и образование. Возвратившись к отцу лет 18, он наследовал ему около 476 г., а в 481 г. сделался единым королём всех остготов. С согласия императора Зенона, Теодорих отправился в поход против Италии, где царствовал тогда Одоакр. Зимой 488 г. готы собрались с Паннонских равнин в Нову, столицу королевства Теодориха, и двинулись, в числе до 250 тыс., на Италию. Благодаря крепкой Равенне, Одоакр несколько лет защищался, но в 493 г. с ним был заключен мирный договор, по которому Теодорих и он вместе должны были править Италией. Через несколько времени Теодорих убил Одоакра и остался единственным повелителем Италии, а также Норика, Реции, Тироля. Мечтой Теодориха было слить остготов и римлян в один народ, объединить римский элемент с германским, насадить римскую культуру среди германцев и подчинить варваров. Но Теодорих не был императором: он был наместником империи (dominas rerum) и готским королём. Его отношения к Византии были фальшивы. Ему необходимо было жить в мире с ней, но в то же время он хотел быть независимым правителем. Внешняя политика Теодориха имела мирный характер; он был старшим между всеми королями варваров. Он смотрел на себя и остготов, как на посредников между античным миром и варварским.

Семейство Теодориха получило римское образование. Будучи арианином, он отличался веротерпимостью, но религиозный антагонизм готов-ариан и католиков-римлян был главным препятствием успеху его стремлений. При дворе Теодориха жили Симмах, Боэций, Кассиодор; появился у остготов и национальный историк Иорнанд. Религиозные распри служили поводом к столкновениям с Византией; это ожесточило Теодориха, и под конец жизни он стал преследовать римских сенаторов и католиков. В 526 г. Теодорих умер, и с этого времени начинается быстрый упадок О. королевства, которое при Теодорихе достигло высшей степени процветания.

Сначала правила дочь Теодориха Амаласунта (526-534), как опекунша своего малолетнего сына Аталариха. Умная и образованная, она не пользовалась, любовью готов, потому что покровительствовала римлянам. Она возвратила детям Боэция и Симмаха конфискованные имения их отцов, руководилась в своей деятельности советами Кассиодора, а своего сына Аталариха заставляла заниматься науками. Когда умер ее сын, Амаласунта пыталась сохранить королевсую власть путем замужества, предложив своему двоюродному брату Теодогаду сделаться ее мужем, но управление предоставит исключительно ей. При помощи реакционной арианоготской партии Теодагад свергнул Амаласунту (353), которую скоро убили. Юстиниан ещё при жизни Амаласунты был в сношениях с остготами, думая вернуть Италию; теперь он взял на себя роль мстителя за Амаласунту. Сардиния и Корсика были снова присоединены к Византии. В 536 г. Велизарий, полководец Юстимана, взял Неаполь, покорил Кампанию, и за ней всю Южн. Италию. Теодагад не умел отстоять своего королевства; поэтому остготы провозгласили королём храброго воина, незнатного человека, Витигеса, а Теодогад был убит (536 г.). Витигес женился на дочери Амаласунты и стал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, Витигес энергически стал осаждать Рим (537 - 538). Искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.), и возвратился в начале 540 г. в Константинополь, вместе с пленным Витигесом, который обратился в православие, получил богатые имения в Малой Азии, сан сенатора и титул патриция. Однако, остготы не прекратили борьбы. Они избрали королём Ильдебальда (540-541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. Королем был выбран Эрарих (541 г.), который, через 5 месяцев, был убит за отношения с Юстинианом. После его смерти остготы выбрали королём Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разброданные отряды остготов, перешел Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южн. Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велиаария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов, а в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы завладели Сицилией и Корсикой, грабили Корциру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротон, Центумпеллы, ещё не взятые остготами, стали обороняться энергичнее. Близ Анконы произошла битва; готский флот был разбит. Новый главнокомандующий визант. войск в Италии, Нарзес, двинулся к Равенне. При Тагинах (в Этрурии), в июле 552 г., произошла решительная битва с остготами; Тотила был смертельно ранен и умер, остготы были разбиты. Собравшись в Павии, они выбрали королём Тею (Тейяс), отважного полководца Тотилы: это был последний король остготов. С небольшими остатками остготов Тея отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу рч. Сарна, впадающей в Неаполитанский зал., он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов вступить в отчаянный бой. Три дня мужественно сражались они; Тея был убит, часть остготов отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Теи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы думали, при помощи франков и аллеманов, вернуть Италию, но были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина (554 г.). Оставался ещё отряд остготов 7000 чел., который засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием. Через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу О. королевство пало после геройской двадцатилетней борьбы; Италия, вскоре после того, перешла в руки других варваров - лангобардов.

П. Конский.

Короли остготского королевства

Амалы

489-526

(совместно)
526-534

Вестготы - это часть готского племенного союза, который распался к третьему веку. Они были известны в Европе со второго по восьмой век. Племена вестготов смогли создать собственное сильное государство, соперничать за военное могущество с франками и византийцами. Конец их истории как отдельного королевства связан с приходом арабов. Оставшихся вестготов, которые не подчинились мусульманскому миру, можно считать прародителями аристократии будущей Испании.

Кто такие готы?

Со второго века в Европе появились древнегерманские племена, которые назывались готами. Предположительно они имели скандинавское происхождение. Разговаривали они на готском языке. На его основе епископ Вульфил разработал письменность.

Племенной союз состоял из трех основных ветвей:

  • остготы - это группа, которую считают далекими предками итальянцев;
  • крымские готы - группа, которая откочевала в Северное Причерноморье;
  • вестготы - группа, которая считается далекими предками испанцев с португальцами.

Происхождение названия

Чтобы лучше понять, кто такие вестготы, следует подробней узнать о названии племени. Точное происхождение названия так и не было установлено. Но существует несколько версий. По одной из них слово «вест» происходит от готского языка «мудрый», тогда как «ост» - «блестящий». По другой версии слово «вест» означает «знатный», а «ост» - «восточный».

В ранние времена вестготов называли тервингами, то есть «людьми лесов», а остготов именовали гревтунгами, что означало «жители степей».

Так готов называли до пятого века. Позже их стали называть «западными» и «восточными» готами. Случилось это из-за того, что Иордан несколько переосмыслил книгу Кассиодора. На тот момент вестготы контролировали западные земли Европы, а остготы - восточные территории.

Союз с Римом

Вестготы начали свою самостоятельную историю в третьем веке, когда перешли Дунай и вторглись в земли Римской империи. К этому времени они отсоединились от остготов. Это позволило им принимать самостоятельные решения относительно места своего расселения и прочих нюансов. Окончательно вестготы смогли расселиться на Балканском полуострове, после того как его покинули римляне в 270 году.

Спустя пятьдесят лет вестготы заключили союз с Константином Великим. Император предоставил им статус федератов, то есть союзников. Такое поведение Рима было обычным делом по отношению к племенам варваров. По договору вестготы обязались охранять границы Римской империи и поставлять своих людей для военной службы. За это племена получали ежегодную плату.

В 376 году германские племена сильно страдали от гуннов. Они обратились к правителю Валенту, чтобы он разрешил им поселиться во Фракии, с южной стороны Дуная. Император дал на это свое добро. Но это привело к другим неприятностям.

Из-за серьезных противостояний с римлянами, которые стали наживаться на вестготах, последние начали открытое восстание. Оно переросло в войну, продолжавшуюся с 377 по 382 гг. Вестготы нанесли римлянам тяжелейшее поражение в битве под Адрианополем. Был убит император со своими военачальниками. Так началось падение Римской империи, которая больше не контролировала северные границы.

Перемирие состоялось в 382 году. Вестготы получили земли, ежегодную плату за поставку воинов для имперской армии. Постепенно стало формироваться королевство вестготов.

Правление Алариха Первого

К концу четвертого века был избран первый король вестготов. Он получил власть над всем племенем. В это же время по договору с империей вестготы поддержали Феодосия Великого, который боролся с Евгением. Они понесли серьезные потери в боях. Это стало причиной мятежа, который возглавил король Аларих I.

Сначала вестготы со своим королем решили захватить Константинополь. Но город был прекрасно защищен. Мятежники сменили планы и направились в Грецию. Они опустошили Аттику, разграбили Коринф, Аргос, Спарту. Многих жителей этих полисов вестготы угнали в рабство. Чтобы избежать разграбления, Афинам пришлось откупиться от варваров.

В 397 году римская армия окружила войско Алариха, но ему удалось вырваться. Далее вестготы вторглись в Эпир. Военные действия смог приостановить император Аркадий. Он откупился от племени и наградил Алариха званием магистра армии Иллирика.

Завоевание Рима

В начале пятого века Аларих решил пойти в Италию. Его смог остановить Стилихон со своей армией. После заключения договора Аларих вернулся в Иллирик.

Через несколько лет Стилихон скончался. Это означало прекращение действия договора, и началось вторжение вестготов в Рим. В городе, который осадили варвары, не хватало провианта. Вскоре Вечный город сдался. Он должен был выплатить контрибуции ценностями и рабами. Аларих получил тысячи фунтов золота, серебра, шкур, шелковых платьев, а также множество рабов, которые были приняты в армию вестготов.

Помимо ценностей, Аларих запросил у императора Гонория земли для своего племени. После получения отказа он вновь захватил Рим. Случилось это в 410 году. Примечательно, что германское племя не причиняло городу существенных повреждений. Из этого напрашивается вывод, что вестготы - это не представители обычных варваров. Они совершали грабеж и хотели получить земли для создания собственного королевства, но не стремились уничтожить все на своем пути.

Завоевание Аквитании

После разграбления Рима Аларих решил покорить побережье Африки. Помешало этому уничтожение флота из-за сильной бури. Вскоре скончался и король вестготов. Его планы так и не были выполнены.

Следующие короли не правили долго. Исследователи связывают это с тем, что они выступали за союз с Римом. Многие знатные семьи были против договора с империей. Однако союз все же был заключен, он принес свои плоды. В 418 году император Гонорий пожаловал племени земли в Аквитании, которые они могли использовать для поселения. С этого времени начало формироваться королевство вестготов.

Центром королевства стал город Тулуз. А королем был избран внебрачный сын Алариха Теодорих. Он правил вестготами в Аквитании тридцать два года. Правитель раздвинул границы своего королевства. Его смерть была связана с легендарным сражением против Аттилы. Готы и римляне одержали победу над гуннами, но слишком большой ценой.

Далее короли вестготов сменяли один другого. Началась междоусобица, которая завершилась после прихода к власти Эвриха. Период его царствования считается расцветом вестготского королевства. Его территория распространялась на Южную и Среднюю Галию, было самым большим из всех варварских держав, которые сформировались на развалинах былой империи.

Вестготы - это племя, которое смогло не только создать собственное государство, но и составить свои законы. Они постоянно корректировались и пополнялись новыми законами. В 654 году они легли в основу Вестготской правды.

Утрата былого могущества

В конце пятого века у готов появились новые враги - франки. Вестготы это осознали в 486 году, когда Хлодвиг Первый одержал победу над последним влиятельным римским полководцем по имени Сиагрий.

Правителем вестготов к этому времени стал Аларих Второй. Он поддерживал хорошие отношения с остготами, поэтому участвовал в походе против франков в 490 году. Но в начале шестого века франки и вестготы подписали мир.

Он продержался пять лет, пока Хлодвиг не нарушил его в 507 году. Битва при Вуйе привела к тому, что король западных готов погиб, а его народ потерял значительную часть своих земель в Аквитании.

Положение ухудшилось после прихода к власти Гезалеха. Король не желал сражаться и бургунды с франками продолжили захват вестготского королевства. Ситуацию исправил остготский правитель. Теодорих Великий смог остановить наступление франков. Он стал править обоими народами.

Следующие правители продолжили борьбу с франками. Но больших успехов не добились. К тому же, более могущественным врагом выступила Византия. За этот период столица вестготов переместилась сначала в Нарбонну, а позднее в Барселону.

Могущество вестготскому королевству ненадолго смог вернуть король Леовигильд. Он перенес столицу в Толедо, начал чеканить собственные монеты, занялся законами.

Толедское королевство

Леовигильд был соправителем своего брата Лиувы. Позднее он стал единоличным правителем. Леовигильд стал королем в момент политической анархии. Магнаты не желали считаться с центральной властью. Каждый из них превращал свои земли в небольшое государство.

Леовигильд решительно взялся за защиту королевского престола. Он стал вести борьбу с внутренними и внешними противниками. Он не сдерживал себя в этой борьбе. Многие знатные вестготы поплатились своей жизнью за свои богатства. Король пополнял государственную казну за счет ограбления граждан и обирания врагов. Не обходилось без мятежей со стороны магнатов и крестьян. Все они были подавлены, а мятежники казнены.

В своей власти король опирался на низшие слои населения. Это ограничило могущество магнатов, которые были опасными врагами королевской власти.

Внешняя политика:

  • В 570 году началась война с Византией. Вестготы смогли потеснить византийцев. Последние не получили помощи от Константинополя и стали договариваться о мире.
  • В 579 году король женил старшего сына на франкской принцессе. Брак не только не привел к заключению мира между народами, но вызвал раздоры в королевском доме. Это привело к мятежу против короля, которое удалось подавить лишь в 584 году. Леовигильду пришлось казнить старшего сына.
  • В 585 году король подчинил себе свевов, их королевство прекратило существовать.

Леовигильд желал построить государство, которое бы походило на Византию. Он стремился создать империю не только по территориальному признаку, но и по внешнему облику. Для этого был установлен пышный дворцовый церемониал, король начал носить корону, богатые одеяния.

Умер правитель своей смертью в 586 году. Перед этим он уничтожил знатные семьи, представители которых могли бы претендовать на престол. Королем стал сын Леовигильда Реккаред. Во внешней политике он продолжил деятельность отца.

Постепенно Франкское государство стало оттеснять вестготов на суше. Из-за отсутствия серьезного флота Толедское королевство не могло отстаивать свои интересы на море.

Некоторые правители вестготского королевства:

  • Гундемар - воевал с византийцами и басками.
  • Сисебут - подчинил себе рукконов и астурийцев, начал создание флота, проводил преследования иудеев.
  • Свинтила - окончательно изгнал византийцев из Толедского королевства.
  • Сисенанд - в годы правления состоялся четвертый постановивший, что вестготских королей отныне будут выбирать на собраниях знати и духовенства.
  • Хиндасвинт - боролся с непокорной знатью, считается последним сильным королем вестготов.
  • Вамба - усилил светскую власть, но ненадолго, поскольку был свергнут.
  • Эрвиг - примирился с духовенством, ограничил права иудеев, отражал нападения франков.
  • Эгик - жестоко преследовал евреев, которых лишили всех прав, продавали в рабство, а детей с семи лет забирали от родных и отдавали на перевоспитание в христианские семьи.

Правитель Вамба был свергнут довольно хитрым способом. Ему дали выпить напиток, который лишил его сознания. Придворные решили, что правитель мертв, и переодели его в монашеские одежды. Так положено было сделать по обычаю. В результате король перешел в духовное звание, лишившись власти. После того как Вамба очнулся, ему пришлось подписать отречение и уйти в монастырь.

Окончательное падение государства

В конце седьмого века Эгик сделал своим соправителем сына. Позже Витиц стал править самостоятельно. Преемником Витица стал Родерих. В это время вестготы столкнулись с сильным противником - арабами.

Предводителем арабов был Тарик. В начале восьмого века он с войском переправился через Гибралтар и смог разбить готов в бое при Гвадалете. Король вестготов погиб в этом бою.

Довольно быстро арабы сумели завоевать полуостров, на котором создали Кордовский эмират.

Успех арабского завоевания связывают со многими факторами:

  • слабость королевской власти вестготского королевства;
  • постоянная борьба готской знати за трон;
  • завоеватели умело манипулировали противниками, они предлагали вестготам приемлемые условия капитуляции.

Многие знатные семьи готов приняли новую власть. За ними сохранялись их земли, возможность управлять своими делами. Также им разрешили сохранить веру.

Вестготы еще существовали на северо-восточных землях. Они смогли противостоять арабам и не пустили их на свою территорию. Королем там стал Агила Второй. Сохранившиеся земли стали плацдармом для Реконкисты. Также из королевства впоследствии появилась средневековая Испания.

Верования

Изначально готы были язычниками. В первой половине четвертого века они стали приверженцами арианского направления христианской веры. В этом им помог священник по имени Вульфил. Сначала он сам принял христианство в Константинополе, а после этого составил алфавит для готского языка. Также он перевел Библию на готский язык, назвав ее «Серебряным Кодексом».

Вестготы были арианами до конца шестого века, пока в 589 году король не провозгласил основной религией христианство западного направления. Другими словами, вестготы стали католиками. К концу существования королевства, духовенство пользовалось значительными привилегиями и имело много прав. Они могли влиять на избрание очередного короля.

Достижения

Чтобы понять, кто такие вестготы, следует больше узнать об их культурном наследии. Известно, что в архитектуре они использовали подковообразные арки, делали кладку из тесаного камня, украшали здания растительным либо животным орнаментом. Архитектура готов, так же как и скульптура испытала существенное влияние искусства Византии.

Известные церкви германского племени:

  • Сан-Хуан-де-Баньос - была основана при короле Реккесвинтоне в Паленсии.
  • Санта-Комба - создана в восьмом веке в Оренсе.
  • Сан-Педро - создана в Сарагосе.

Благодаря находке сокровищ в Гварразаре исследователи смогли многое узнать о прикладном искусстве вестготов. Они были захоронены вблизи Толедо. Предполагается, что сокровища были дарами от королей для церкви.

Все элементы были сделаны из золота. Они были украшены драгоценными камнями, среди которых были агаты, сапфиры, горный хрусталь, жемчуг.

Находка в Гварразаре не была единственной. В ходе других археологических раскопок были обнаружены изделия из металла, стекла, янтаря. Это были бусы, пряжки, броши, фибулы.

По находкам исследователи сделали выводы, что в ранний период существования вестготов они делали украшения из бронзы. Их украшали цветными вставками из стекла, эмали, полудрагоценных камней красных оттенков. Изделия позднего периода создавались под влиянием Византии. На них делали орнамент внутри пластины, мотивы были растительными, животными или религиозной тематики.

Наиболее известной находкой считается корона Реккесвинта. Она выполнена в виде широкого золотого обруча, на котором размещены двадцать две подвески из золотых букв и драгоценных камней. Из букв можно прочесть фразу, которая переводится как «Дар короля Реккесвинта». Драгоценная корона подвешена за четыре золотые цепи, которые на вершине скреплены замком, напоминающим цветок. Из центра замка спускается цепь, на конце которой расположен массивный крест. Он изготовлен из золота и украшен сапфирами и жемчугом.

Падение Западной Римской империи датируется 476 г., когда вождь племени скиров Одоакр, возглавивший восстание наемников, сверг с престола последнего римского императора малолетнего Ромула Августула. Дата эта условна, так как к концу V в. Западная империя фактически распалась на ряд варварских германских королевств. Правление Одоакра продолжалось до завоевания в 493 г. Италии остготами, пришедшими из придунайских областей. Известно, что остготские племена во второй половине 80-х годов V в. служили Восточной Римской империи в качестве федератов и участвовали в войнах с ее врагами; правда, при этом они нередко обращали свое оружие и против самой империи.. В 487 г. они даже задумали поход иа Константинополь. Желая предотвратить этот поход, император Зинон началс Теодорихом переговоры о завоевании для империи Италии,находившейся в то время под властью одного из вождей варварских племен Одоакра.Предложение императора вполне совпадало с желаниями остготской военной знати, и между Зиноном и Теодорихом, видимо, было заключено соглашение, по которому Теодорих обязывался завоевать Италию, а император в награду за победу над Одоакром обещал предоставить ему управление завоеванной страной.

Предводитель остготов Теодорих, убив Одоакра, стал королем нового - Остготского государства. Еще раньше, в 488 г., он получил от восточноримского императора Зенона титул полководца империи и патриция, т.е. верховного гражданского правителя Западной империи. Император Зенон и возложил на Теодориха миссию "отвоевать" Италию. Однако, выполнив ее, остготский вождь фактически стал независимым от Византии правителем.

Государство остготов первоначально охватывало всю Италию и более северные области - вплоть до Дуная. Остготы (их численность, по мнению большинства исследователей, составляла менее 2% всего населения страны - около 100 тыс. человек) поселились преимущественно в северо-восточных областях Италии, заняв часть Тусции (современная Тоскана) и расположившись вдоль Апеннин и к востоку от них. В Южной Италии были лишь готские гарнизоны. На правление Теодориха, прозванного Великим (493-526), приходится расцвет Остготского государства, которое развивалось в постоянных столкновениях и контактах со всеми существовавшими тогда средиземноморскими государствами - Вестготским королевством в Испании и Южной Галлии, а после завоевания последней франками в 507 г. - и с Франкским, в которое в 534 г. вошло и Бургундское королевство (возникло в 457 г.); с Вандальским королевством в Северной Африке, в области древнего Карфагена (возникло в 429 г. и просуществовало до 536-545 гг., когда было завоевано Византией). Теодорих женился на сестре франкского короля Хлодвига; свою сестру и двух дочерей выдал замуж за королей вандалов, вестготов и бургундов. Дальнейшие судьбы Остготской Италии особенно тесно были связаны с Византией - самым сильным и влиятельным государством тогдашней Европы.



Теодорих был осторожным и умным политиком и дипломатом. В первый период своего царствования он покровительствовал римской сенаторской знати и католической церкви, хотя сам, как и большинство готов, исповедовал христианство в еретической форме арианства. Теодорих хотел, чтобы его считали почитателем и наследником античной культуры, привлекал к своему двору римских писателей и философов (Боэция, Кассиодора, Симмаха). Пытаясь подражать Византийской империи, остготский король вел, особенно в своей столице Равенне, большое строительство в стиле античной архитектуры.

Завоевав Италию, остготы, как и их предшественники, воины Одоакра, первоначально поселялись там на правах госпитов (временных поселенцев), пользуясь третьей частью урожая с занятых ими территорий, но очень скоро (или даже одновременно) они стали производить разделы земель с местным римским населением, становясь собственниками трети как крупных латифундий, так и мелких парцелл.

Во многом в землевладении сохранялись позднеримские порядки: поместья и виллы обрабатывались трудом посаженных на землю рабов, либертинов (вольноотпущенников) и колонов, приписанных к своим участкам, низшая категория которых - оригинарии - стояла наиболее близко к рабам.

Оставался в силе слой крупных земельных собственников, в составе которого оказывались теперь не только римляне, но и готская служилая знать. В еще большей мере свободные готы пополняли ряды средних и мелких земельных собственников (посессоров), в том числе горожан. Длительное сохранение частной собственности на землю позднеримского типа затрудняло процесс синтеза. Это было одной из характерных черт раннесредневекового общества в Остготском королевстве и Южной Европе в целом.



Таким образом, поход остготов в Италию отнюдь не был лишь военным набегом воинственных варваров, а переселением целой группы германских и других племен, двинувшихся в путь со своими женами, детьми. Существенные изменения в общественном строе остготов и обусловили их завоевательные походы, увенчавшиеся покорением Италии.

Программной политической установкой Теодориха стало осуществление союза остготов и римлян в рамках единого государства. В королевстве остготов полностью сохранилось не только крупное римско-италийское землевладение, но и римское право, римская система государственных и общественных отношений, управленческий аппарат, центральный и местный.

Ближайшим помощником Теодориха, его «римской тенью», был знатный и ученый римлянин Кассиодор, который от имени короля писал: «Мы лучше хотим сохранить старое, чем воздвигать новое, ибо мы не можем создать что-либо столь же прекрасное, как то, что можем сохранить. Создание нового не доставит нам большую славу, чем сохранение старого».

Италийское крупное землевладение не понесло значительного ущерба в результате поселения готов в Италии. Потери римских посессоров ограничились в Италии одной третью их земель, конфискованных еще при Одоакре. В остготской Италии сохранилось также римское муниципальное землевладение - пережиток античной формы земельной собственности. Города, несмотря на постепенный упадок и сокращение товарно-денежных отношений, играли значительную роль в экономической и социальной жизни страны. В них сохранился многочисленный слой неимущего населения - плебеи. Остготское правительство при Теодорихе продолжало прежнюю римскую практику раздачи земель плебсу.

Сам Теодорих подчеркивал свое уважение к римским обычаям и культуре. Было издано единое законодательство для римлян и готов - «Эдикт» Теодориха, основанный на римском праве, в то время как в других «варварских» государствах существовали свои, отличные от римского, законодательства - «варварские правды». «Эдикт» сохранил бесправие различных категорий рабов и колонов, запрещал им жаловаться на господ, вводил для них более суровые наказания за одинаковые преступления со свободными (обычно смерть). Крупная земельная собственность охранялась в «Эдикте» не только от покушений со стороны колона (попытки увеличить границы своего участка карались смертью), но и со стороны «варваров» - поселенцев.

И все же остготское завоевание внесло некоторые изменения в жизнь страны и в распределение земельной собственности. В Северной и Средней Италии готам предоставлялась треть земель и рабов римских собственников, львиную долю которых получила готская знать. Частично земельные наделы были отобраны у «варваров» Одоакра, но так как готов было больше, то они получали дополнительные участки земли и превращались сначала в совладельцев римлян, а затем в собственников своей части. Там, где раздел не был произведен, землевладельцы вносили свои доходы в казну.

Готы сохранили некоторую обособленность в стране, управлялись своими чиновниками - графами. Только готы несли военную службу. Оставаясь арианами, в религиозном отношении они отличались от римлян.

Наряду с римским правом в Остготской Италии действовало и обычное право остготов. Дела между остготами графы разбирали по готскому праву, между остготами и римлянами, а также между римлянами - в соответствии с эдиктами остготских королей и римским правом при участии римского юриста. В центральном управлении главную роль стал играть королевский совет из представителей как готской, так и римской знати. Сохранились римские налоги, в том числе поземельный, но их платили не только римляне, но и готы. Католическая церковь признавала авторитет готского короля даже в церковных делах, хотя Теодорих и исповедовал арианство.

Таким образом, в Остготском королевстве господствующее римское общественное и государственное устройство сочеталось с элементами остготских общественных и государственных структур.

Основным налогом с сельского населения Италии по-прежнему оставался поземельный налог. Но в принципах обложения этим налогом произошли

важные изменения, вызванные новыми отношениями, порожденными завоеваниеми и сложной политической ситуацией, сложившейся в завоеванной стране.

Влияние общественных отношений варваров-завоевателей сказалось прежде всего в том, что остготы, так же как вестготы и франки, ранее не знавшие налогов у себя на родине, и после переселения в Италию, не подлежали обложению позе­

мельным налогом за полученные ими по разделу участки земли (sortes). В связи с этим фактически был введен новый принцип обложения: римские посессоры должны были платить налоги в казну, а готы (получившие треть их земель) - нести военную службу и охранять государство от нападений внешних врагов. Об освобождении остготов от поземельного налога свидетельствует ряд источников. Так, в приводимой у Кассиодора остготский король Теодорих говорит, что римляне платят ему налоги, в то время как готы исполняют его приказы и защищают римлян

от набегов врагов. Освобождение от налогов касалось в Остготском государстве только тех земельных участков, которые готы получили по разделу при условии несения за них военной службы. С тех же земель, которые новые завоеватели приобрели в Италии уже после раздела, покупая или захватывая их у римских посессоров, они обязаны были вносить налоги в казну. Тем самым у остготов, так же как у вестготов и франков был проведен в жизнь принцип освобождения

от налогового обложения участков земли, дарованных за вы­полнение воинской повинности, принцип, получивший в дальнейшем столь широкое распространение в связи с развитием феодализма.

Таким образом, освобождение от уплаты налогов за воинские участки являлось привилегией лишь самих победителей - остготов; другие варварские племена, поселившиеся на территории Западной Римской империи еще до остготского завоевания и называемые в источниках antiqui barbari, платили налоги и несли различные государственные повинности так же, как и римские посессоры. При этом защита границ, ранее поручавшаяся этим варварам, была передана теперь исключительно готам.

Ориентация на поддержание римских традиций нашла отражение и непосредственно в сфере начинаний культурного характера. В первой четверти VI в. относительная экономическая и политическая стабилизация Италии способствовала подъему культуры, что дало повод иногда называть этот период "остготским", или "теодориканским", возрождением. Конечно, сущность культурных процессов, наблюдавшихся в остготской Италии, была совершенно иной по сравнению с "классическим" итальянским Возрождением. Однако нельзя не признать большой культурный вклад остготской Италии в духовное развитие средневекового общества Западной Европы. Не случайно в энциклопедии средневекового миросозерцания - "Божественной комедии" Данте - в числе праведников, украшающих рай, названы два выдающихся деятеля того периода Боэций и Бенедикт Нурсийский. Первый - как мудрец, воплотивший в себе высочайшие нравственные достоинства, второй - как носитель идеала христианства, его высочайших, по мысли великого флорентийца, истин.

Около 500 г. Теодорих посетил Рим и был поражен его величием и красотой. По его приказанию были затрачены большие средства на поддержание архитектурных ансамблей Вечного города - театра Помпея, амфитеатра Тита, форума Траяна, знаменитых римских акведуков и других сооружений. Специальный архитектор следил за состоянием городских стен Вечного города. Вызывая восхищение варваров, все так же вздымались бронзовые кони на Квиринале, возвышались статуи слонов на Священной дороге.

При Теодорихе столица Равенна украсилась новыми великолепными постройками, а красота королевских резиденций и садов, пышность придворного быта служили предметом восторга и славословий современников. В первой, четверти VI в. оживилась жизнь и в других городах Италии. Верона, Павия, Сполето, Неаполь застраивались новыми дворцами, там сооружались водопроводы, устанавливались статуи. Продолжалась застройка Венеции. Эти начинания в основном субсидировались королевской казной. Покровительственная политика Теодориха способствовала развитию архитектуры, изобразительного искусства, не порывавших с традициями поздней античности. Архитекторы и строители находились на государственной службе.

В остготской Италии была предпринята попытка возродить массовые цирковые и театральные зрелища. На площадях, как во времена Рима, устраивались общественные раздачи хлеба и мяса, сопровождавшиеся народными гуляньями. Все это должно было способствовать возрастанию авторитета остготского короля у римско-италийского населения, упрочить его положение как достойного преемника римских императоров в глазах византийских монархов и варварских государей. Вероятно, в значительной степени этими же причинами объяснялось стремление Теодориха и его дочери Амаласунты стяжать славу покровителей наук и искусств. При их дворе создавали свои произведения прославленные философы и писатели, происходили поэтические состязания, звучала изысканная музыка. В равеннском дворце были собраны занимательнейшие механизмы, вроде особых водяных часов или вращающегося глобуса.

В духовной жизни общества шла активная переработка и усвоение "мыслительного материала" античности. В этом процессе латинский элемент сохранял приоритет. Интеллектуальные занятия оставались по преимуществу достоянием римско-италийской знати, хотя ряды образованных людей изредка пополнялись и представителями {30} варварской среды. Византийский историк Прокопий Кесарийский сообщает, например, что "среди готов был некто по имени Теодат... человек уже преклонных лет, знавший латинский язык и изучивший платоновскую философию" 11.

Весьма образованными для того времени были дочь Теодориха Амаласунта, его сестра Амалафрида (ставшая женой вандальского короля), его родственница Амалаберга (вышедшая замуж за короля тюрингов). Весьма возможно, что римская традиция женского образования в высших слоях общества распространилась и на варварскую среду.

Вместе с тем было бы неверным идеализировать положение в сфере образования в остготской Италии. Прежде всего следует отметить, что воспитание римлян и готов строилось на различных принципах. Образование, базировавшееся на изучении семи свободных искусств, являлось уделом по преимуществу детей римских аристократов, обучение письму и чтению римско-италийской молодежи. Теодорих, поощрявший римскую систему образования и даже пожелавший дать такое образование женщинам из рода Амалов, категорически возражал против него, коль скоро речь заходила о воспитании мальчиков-готов. Король считал, что страх перед плеткой учителя приведет к тому, что "они никогда не будут способны без страха смотреть на меч или копье"12. Уже после смерти Теодориха знатные готы сочли чуть ли не главной причиной неспособности к государственному управлению его внука Аталариха то, что Амаласунта пыталась дать ему римское воспитание. Идеалом готов был не образованный государственный муж, а физически и морально закаленный воин, способный наилучшим образом исполнить свой долг по отношению к королю и своему племени.

Однако в остготской Италии еще оставался живым дух языческой древности, который столь явственно ощущается у писателей конца V - начала VI в., улавливается в самом характере городской жизни, несмотря на возраставшее влияние христианства. В осуществление идеи готско-римского союза короли привлекали наиболее выдающихся и просвещенных представителей римско-италийской знати. Имена Симмаха, знатока римской истории и образованнейшего человека своего времени; Кассиодора, тонкого дипломата, блестящего писателя и создателя знаменитого культурного центра раннего средневековья Вивария **; Эннодия, педагога, ритора, автора занимательных стихов светского характера, могли бы украсить не только царствование полуграмотного варварского короля, но и времена прославленных римских императоров. Деятелей культуры того периода отличала многогранность занятий: многие из них занимали ведущие административные посты в государстве, были активными политиками. Наиболее почетное место в культуре того периода принадлежит Боэцию, влияние которого на все дальнейшее развитие духовной жизни западноевропейского средневековья непреходяще.

Крупнейшими деятелями «Остготского Возрождения» были Боэций и Кассиодор. «Последний римлянин» Боэций (ок. 480 - 524 гг.) сетовал на то, что римская свобода погибла, а в поэтических образах своего трактата «Об утешении философией» стремился выразить всю нестабильность своего времени и земного бытия. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования Боэций определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке», сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования.

Боэций занимал почетное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шарртского собора во Франции (XII - ХV вв.) фигура Боэция олицетворяла арифметику.

Вторым крупнейшим просветителем раннего средневековья был Флавий Кассиодор (ок. 490 - ок. 585 гг.), занимавший так же, как и Боэций, высшие должности при дворе остготских королей. В своем многогранном творчестве Кассиодор пытался соединить христианскую теологию и риторическую культуру. Он предложил набор трудов историков, которые позволяли правильно рассматривать христианство в контексте мировой истории.

Яркие краски, причудливый узор, употребление драгоценных камней, металла и слоновой кости превращали средневековую книгу в произведение искусства и часто - в драгоценность. В Западной Европе IV - VI вв. получили всеобщее распространение разнообразные справочники, энциклопедии.

Одним из ведущих литературных жанров раннего средневековья была агиография на латинском языке, представлявшая собой «житие святых» - рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за веру людей, признанных церковью святыми.

Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан) становятся в раннем средневековье центром развития искусства, продолжавшего традиции античной классики. Особенно блистала столица остготского государства - г. Равенна, которая украсилась новыми великолепными соборами и дворцами, амфитеатрами и монументальными гробницами. Особо примечательной постройкой Равенны был мавзолей Теодориха. Другой образец строительного искусства «Остготского Возрождения» - крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V в.

В раннесредневековой Европе храмы строились главным образом из дерева, а с ХI в. стали применяться каменные цилиндрические своды. В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святому - мученику Виталию. Главная достопримечательность храма Сан Витале - великолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего средневековья.

На севере Италии значительным культурным центром раннего средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи сохранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в.

Теодорих Великий умер в 526 году и после его смерти тесная связь между двумя ветвями готского племени прервалась вновь. Исидор Севильский писал, что Теодорих ещё при своей жизни сделал Амалариха полновластным королём. Однако гораздо вероятнее, что полностью самостоятельно Амаларих стал править только уже после смерти своего деда. Амаларих и Атанарих (от имени последнего выступала Амаласунта) договорились о возвращении вестготской казны из Равенны и о прекращении уплаты испанскими подданными вестготского короля подати в Равенну, а взамен этого остготскими были официально признанны земли Юго-восточной Галлии от Роны до Альп (Прованс). В своё время в Испании оказалось довольно большое количество остготов, видимо, в качестве воинов и чиновников, многие из которых женились на вестготках. После смерти Теодориха часть остготов, находившихся в Испании, вернулась в Италию, но часть пожелала остаться.

Став самостоятельным королём, Амаларих пытался продолжить политику деда как внутри страны, так и в отношениях с франками. Как и Теодорих, молодой Амаларих пытался установить хорошие отношения с местным населением. С его разрешения в 527 году в Толедо был созван собор ортодоксально-никейской церкви, и его участники благодарили за это «господина и славного короля Амалариха» . Другим проявлением этой политики явилось назначение в 529 году некого Стефана префектом Испании. Во время существования Римской империи префект претория официально являлся высшим чиновником, и недаром Зосим говорит, что эта должность считалось второй после скипетра. Он осуществлял общее руководство чуть ли не всеми сторонами гражданской жизни, в том числе судопроизводством и сбором налогов. Его назначение свидетельствует о стремлении Амалариха иметь около себя фигуру, которая представляла бы интересы местного населения. С другой стороны, назначение префекта Испании отметало всякие возможные претензии назначаемого остготским королём префекта Галлии на какую-либо власть в Испании. Характерно, что это назначение произошло не сразу после реального вступления Амалариха на трон, а только через три года. Возможно, к этому времени и сам Амаларих счёл себя достаточно укрепившимся на своём троне, и была выработана политика по отношению к испано-римской аристократии.

Женитьба на Хлодехильде

Смерть Теодориха не только освободила Амалариха от опекунства деда, но и лишила его защиты мощного остготского короля. Осознавая, что не следует больше ожидать помощи из Равенны, он стремился к налаживанию союзнических отношений со своими опаснейшими противниками, франками. Хотя после смерти Хлодвига I Франкское королевство было разделено между его четырмя сыновьями, которые не ладили друг с другом, оно всё же представляло грозную силу. К тому же франки не успокоились на захвате Аквитании и стремились к выходу к Средиземному морю. Да и вестготы не оставляли надежды вернуть себе потерянные галльские владения. Недаром Амаларих избрал своей резиденцией Нарбонну. Видимо, сначала Амаларих надеялся на мирное решение, и с этой целью он попросил у сыновей Хлодвига руку их сестры Хлодехильды (Клотильды) . Те, по-видимому, в тот момент тоже склонялись к мирному решению, в результате чего брак бал заключен.

Однако политика Амалариха оказалась неудачной. Появление Хлодехильды при королевском дворе вызвало враждебную реакцию в среде вестготской арианской знати. Арианство считалось «готской верой», и появление рядом с королём королевы, придерживавшейся ортодоксально-никейской веры, могло расматриватся как угроза готской власти над ортодоксальным населением Испании. Вероятно, под давлением своего окружения и сам Амаларих занял враждебную позицию по отношению к своей жене. Этим он предоставил её брату Хильдеберту повод к нападению. Григорий Турский пишет: «Часто, когда она шла в святую церковь, он приказывал бросать в неё навоз и различные нечистоты и, наконец, говорят, он так её жестоко избил, что она переслала брату платок, пропитанный её кровью» . О том, что Амаларих недостойно обращался со своей женой, не позволял ей совершать привычные обряды и что из-за этого вспыхнула война между готами и франками, пишет и Прокопий Кесарийский. Однако, как кажется, положение ортодоксально-никейской церкви при Амаларихе было довольно благоприятным. То, что Амаларих с неодобрением относился к вероисповеданию своей жены Хлодехильды, никак не отразилось на ортодоксах. Стремление Алариха II к образованию отдельной вестготской церкви также не нашло продолжения в политике его преемников.

Война с франками. Гибель Амалариха

Хильдеберт решил отомстить за сестру. Война началась в 531 году. Франки, вероятно, рассчитывали найти в Испании такую же подддержку местного ортодоксально-никейского населения, как и в Аквитании 24 года назад. Едва ли случайно, что именно в этом году был смещён со своего поста префект Стефан. Он мог стать (а может быть, и стал) центром объединения ортодоксальных и, следовательно, профранкских кругов испано-римской аристократии. Этим актом Амаларих явно укреплял свой тыл в условиях начавшейся войны. Больше ни о каких префектах Испании мы не слышим. Смещение Стефана официально было произведено на соборе, созванном в Хероне.

Хильдеберт предпринял поход в Септиманию (южная часть Галлии) и разбил вестготов в сражении под Нарбонной. Амаларих бежал в Барселону. Там он был и убит. Существуют различные сообщения о его гибели. По сообщению Сарагосской хроники, Амалариха убил франк по имени Бессон в. Возможно, это был дружинник франкской супруги Амалариха. Согласно же Исидору Севильскому, презираемый всеми, он был убит собственными воинами. Григорий Турский изображает дело так: убийство было совершено неизвестным франком непосредственно после битвы при Нарбонне. Амаларих пытался бежать, но в последний момент, вспомнив об оставленных драгоценностях, вернулся в город, а войско Хильдеберта отрезало ему путь в порт, и вестготский король был убит франкским копьём раньше, чем сумел добежать до церкви, в которой хотел укрыться.

Хильдеберт I забрал сестру и её богатое приданое, но по дороге на родину Хлодехильда неизвестно от чего умерла. В результате этого похода Хильдеберт получил некоторые вестготские земли в Южной Галлии. Обычно речь шла о Родезе, но, как кажется, тогда же франкскими стали и некоторые другие земли, так как Прокопий говорит о всеобщем исходе вестготов из потерянных областей. На них осталась лишь незначительная часть низшего слоя вестготского общества.

Амаларих не имел сыновей. Ничего неизвестно и о каких-либо его родственниках. С его гибелью исчез королевский род Балтов. Это привело к мятежам и убийствам королей в последующей истории вестготского народа, ибо с этого момента каждый знатный гот считал себя вправе занять престол.

Вторжение Велизария

После смерти Аталариха (в октябре 534 г.) Амаласунта пыталась вернуть себе королевскую власть путем замужества, предложив своему двоюродному брату Теодохаду стать её мужем, но управление королевством предоставить исключительно ей. Она заставила Теодахада поклясться, что он будет довольствоваться лишь именем короля; однако Теодахад, едва став в ноябре 534 г. соправителем своей жены, в конце того же года при помощи антиримской ариано-готской партии Амаласунту сверг и заточил на острове озера Больсена, где она весной 535 г. была умерщвлена.

Юстиниан, который ещё при жизни Амаласунты был в сношениях с остготами, думая присоединить Италию к своей империи, в 535 г. взял на себя роль мстителя за Амаласунту (которая, кстати, пользовалась симпатиями римского населения Италии) и объявил остготам войну, тянувшуюся почти 20 лет и закончившуюся падением Остготского королевства. Уже в начале этой войны (535-536) к империи были присоединены Далмация, Сицилия, Сардиния и Корсика. В 536 г. Велизарий, полководец Юстиниана, взял Неаполь, покорил Кампанию, а за нею - и всю Южную Италию.

Видя, что Теодохад не в силах отстоять свое королевство, часть войска остготов в ноябре 536 г. новым королём провозгласила Витигеса - незнатного, но храброго воина; Теодахад вскоре был убит подосланным от Витигеса воином.

Витигес женился на дочери Амаласунты и начал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, он стал осаждать Рим (537 - 538). Однако военное искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.) и в начале 540 г. вернулся в Константинополь, приведя с собой пленного Витигеса. Последний обратился в православие и получил богатые имения в Малой Азии, а также сан сенатора и титул патриция.

Контрнаступление

Однако, остготы не прекратили борьбы. Они избрали королём Ильдебада (540 - 541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. В 541 г. королём был выбран Эрарих, который через 5 месяцев был убит за сношения с Юстинианом. После его смерти остготы выбрали королём Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разбросанные отряды остготов, перешёл Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южную Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велизария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов и в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы завладели Сицилией и Корсикой, разграбили Керкиру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротоне и Центумпеллы, ещё не взятые остготами, стали усиленно готовиться к обороне, но близ Анконы был разбит готский флот. Новый главнокомандующий восточно-римских войск в Италии Нарзес двинулся к Равенне. Решительная битва произошла в июле 552 г. при Тагинах (в Этрурии); остготы были разбиты, а сам Тотила умер от смертельной раны.

Собравшись в Павии, войска остготов выбрали королём Тейю, отважного полководца Тотилы. Это был последний король остготов. С небольшими остатками остготов Тейя отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу ручья Сарна, впадающего в Неаполитанский залив, он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов вступить в отчаянный бой, который продолжался три дня; Тейя был убит, часть остготов отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Тейи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы ещё надеялись вернуть себе Италию при помощи франков и аллеманов, но в 554 г. были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина. Уцелевший отряд остготов в количестве 7000 воинов засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием; через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу. После двадцатилетней борьбы королевство остготов пало.