Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон. Смотреть что такое "Леонард Луис Левинсон" в других словарях

Великий китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-Цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге «Мо-цзы».

Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось. Однако все источники сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция, то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н. э., то есть примерно 60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил долгую жизнь, около 80 лет.

Место рождения Мо-цзы также точно не известно. Но большинство авторов считает местом его рождения царство Лу. Мо-цзы происходил из семьи ремесленников, был хорошо образован. Ученики называли его «учителем учителей Мо» (Цзы Мо-цзы), или просто Мо-цзы - «Учитель Мо». Имя философа Ди.

Он был знаком со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни и придворные оды, составившие впоследствии «Книгу песен» («Шицзин»), а также содержание исторических анналов «Шаншу».

В книге «Хуай Нань-цзы» говорится, что Мо-цзы был «недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими».

Мо-цзы, вышедший из низов, хорошо знал их жизнь. Даже когда мыслитель добился широкой известности и был окружен почетом и уважением сотен учеников, он оставался скромным и требовательным к себе, до конца своих дней учился. Мо-цзы всегда был готов пойти туда, где людям требовалась помощь, его отличала постоянная готовность к самопожертвованию.

Как глава школы моистов он в середине V века до н. э. приобрел огромную известность и авторитет. Это позволяло ему в беседах с правителями и знатью держаться независимо, с большим достоинством. Он призывал своих последователей постоянно учиться, воспитывал их в духе преданности принципам самоотверженного служения справедливости.

Исторические свидетельства рисуют Мо-цзы не только как великого мыслителя, но и как оратора и выдающегося дипломата.

Мыслитель умел обращать формулировку противника против него самого, в чем прослеживается сходство с манерой ведения спора Сократом.

Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе «Гун Шу». Мо-цзы часто использует оба метода.

Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения.

Рассуждения и высказывания Мо-цзы отличаются всесторонностью и глубиной, интересными сравнениями, неожиданными аналогиями и параллелями.

Язык Мо-цзы отличается от языка Конфуция своей простотой. Мо Ди следил главным образом за строгостью развития мысли и ясностью ее, а не гнался за внешней многозначительностью. Все рассуждения Мо-цзы основываются на вере в правоту тех принципов, которые он отстаивает.

Чтобы более успешно бороться за претворение в жизнь своих принципов, моисты создали организацию со строгой иерархией и железной дисциплиной. Целью их «ордена» была борьба за соблюдение чистоты «учения Мо» и распространение его в Поднебесной. Главным средством достижения своей цели моисты, как и последователи других идейных течений, считали убеждение «сильных мира сего».

Незыблемым для моистов был закон братства и взаимопомощи, вытекающий из принципов «всеобщей любви» и «взаимной выгоды». Взгляды Мо-цзы изложены в «Трактате учителя Мо» («Мо-цзы»), созданном его учениками. До нас дошли 53 главы из 71. Мо-цзы провозглашал «всеобщую любовь», «отрицание нападений», «почитание единства», «почитание мудрости», «экономию в расходах», «экономию при захоронениях», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба», «желания неба» и «духовидение».

Мо-цзы считал, что в основе происходящих в Поднебесной больших бедствий лежит «взаимное разъединение», то есть разделение на родственников и чужих, близких и далеких, их различные интересы. Это неизбежно порождает «взаимную ненависть».

Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно «изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды». Под так называемой «всеобщей взаимной любовью» имеется в виду требование «смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя», сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае «взгляд на других как на самого себя» должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к «взаимной выгоде». Если все люди в Поднебесной будут взаимно любить друг друга, сильный не будет обижать слабого, многочисленные богатые притеснять бедных, знатные кичиться перед незнатными, хитрые обманывать глупых, в общем, если «в Поднебесной царит всеобщая взаимная любовь, в ней порядок, а если царит взаимная ненависть, в ней происходят беспорядки». Таково содержание выдвинутого Мо-цзы понятия «объединение для замены разъединения».

Мо-цзы утверждал: «Попытаться словами других философских школ опровергнуть мои рассуждения, это все равно, что яйцом пытаться разбить камень. Если даже перебьют до конца все яйца в Поднебесной, то камень останется таким же, он не разрушится».

С критикой даосизма, в частности субъективного идеализма Чжуан- цзы и конфуцианства, выступали сторонники идеалистического направления - моисты (последователи мыслителя Мо-цзы ), учение которых в IV-III вв. до н.э. было широко распространено. Школа моистов по своей структуре соответствовала военизированной организации, члены которой неукоснительно соблюдали ее уставные правила.

Философия моистов имела религиозно-идеалистическую направленность с некоторыми элементами материалистического мышления. Моисты исходили из неукоснительного соблюдения религиозных предписаний и культа предков.

Мо-цзы (479-400 до н.э.) одно время изучал Конфуция и был его последователем, но затем разочаровался в конфуцианстве и создал свою школу. Влияние Мо-цзы на современников было столь велико, что он пользовался такой же славой, как и Конфуций. О том и другом говорили: «Знаменитые ученые Кун и Мо».

Взгляды Мо-цзы изложены в книге «Мо-цзы », которая представляет собой результат коллективного творчества моистов на протяжении более чем двух столетий. Учение самого Мо- цзы изложено в 10 начальных главах, названия которых отражают его основные идеи: «Почитание достойных», «Почитание единения», «Объединяющая любовь», «Отрицание нападений» и др. В своем окончательном варианте книга «Мо- цзы» предстала лишь в III-II вв. до н.э. Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения. Он много путешествовал из одного враждующего государства в другое, чтобы убедить правителей в гибельности завоевательных войн.

Портрет Мо-цзы на современной китайской марке

Учение Мо-цзы находилось под сильным влиянием религиозного мировоззрения. В основе его философии лежало религиозное представление о «небе» (тянь ) как верховном божестве. Согласно Мо-цзы, «воля неба» высшее и определяющее начало всего мироздания.

Тем не менее в отличие от конфуцианства, проповедующего предопределенность судьбы человека, Мо-цзы утверждал, что судьба каждого человека зависит от него самого. Судьба человека будет складываться в зависимости от того, как он сам лично будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви, выражающей «небесную волю». В соответствии со стремлениями и поступками человека «небесный владыка» ему уготавливает либо счастливую судьбу, либо посылает страдания и несчастья.

Одно из основных положений философии Мо-цзы - это принцип всеобщей любви , лежащий в основе этического обоснования идеи равенства людей, их свободного волеизъявления в политической жизни страны.

Если между людьми Поднебесной нет взаимной любви, то сильный непременно подчиняет слабого, богатый непременно оскорбляет бедного, знатный непременно кичится перед простолюдином, хитрый непременно обманывает простодушного 1 .

Поэтому в целях благополучия общества всеобщая любовь, человечность, справедливость, взаимная польза должны быть обязательными для всех людей в стране, и все должны заботиться о взаимных выгодах.

В целях обоснования принципа всеобщей любви и придания ему характера всеобщего закона мироздания и высшего критерия справедливости Мо-цзы придает ему статус «небесной воли», которой должны подчиняться все люди. По его мнению, справедливость - высшая драгоценность Поднебесной. Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Непременное желание неба - чтобы люди любили друг друга и приносили друг другу пользу. Если в стране царит всеобщая любовь, в ней порядок, а если царит взаимная ненависть, в ней происходит беспорядки. Причина всех беспорядков - бедность. Поэтому человек должен противостоять бедности и развивать в стране то, что приносит выгоду.

Принцип всеобщей любви определяет все остальные положения учения моистов. Тем не менее в отличие от ранних моистов более поздние последователи учения Мо-цзы избавили положение о «всеобщей любви» от религиозных наслоений. Они логически обосновали принцип всеобщей любви как социальную необходимость , осуществление которой гарантирует существование высших нравственных норм в обществе.

Этика Мо-цзы, как и все его учение, имеет социальную направленность и связана с вопросами социальной организации общества и государственного устройства. Основные этико-политические идеи были сформулированы им в следующих принципах : (1) всеобщая любовь и взаимная выгода, (2) почитание единства, объединение для замены разъединения, (3) почитание мудрости, (4) возвышение способных и смещение бесталанных, (5) экономия в расходах, (6) бережливость при захоронениях, (7) отрицание нападений, (8) отрицание музыки и увеселений, (9) желания неба, (10) отрицание воли неба, (11) духовидение.

Идеалом для Мо-цзы является строгая социальная организация, связанная с деспотической властью главы государства. Он первый из китайских мыслителей выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общественного договора людей , согласно

которому власть доверялась «самому мудрому из людей» независимо от его социального происхождения. Тем не менее, по его мнению, кроме этого нужны и определенные условия для осуществления такой власти, ибо, во-первых, если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет уважать их; во-вторых, если мудрым выдается небольшое жалованье, то народ не верит, что эта должность важна; в-третьих, если мудрым не давать в подчинение людей, то народ не будет бояться их. Мо-цзы проповедовал мир как в государстве, так и между государствами, выступая против захватнических войн.

Теория познания Мо-цзы содержит некоторые элементы материализма. Он считал, что все окружающее человека является предметом его познания, а само знание представляет результат этого непосредственного изучения действительности. Если для Конфуция знание - это орудие укрепления господства наследственной аристократии над народом, то для Мо-цзы знание - средство улучшения жизни людей. Если первый исходил из существования «врожденного знания», то второй считал, что знания приобретаются путем исследования, на основе чувственного опыта.

Для Мо-цзы чувственный опыт человека является не только основой познания, но и критерием истинности знания. Он исходил из практической значимости знания и разумного его применения в сфере бытия человека.

Мо-цзы поставил вопрос о соотношении осмысленного опыта человека и неосмысленного опыта, требующего рассудочной (умственной) деятельности. По сути это была попытка установления отношения между чувственным восприятием и рациональным знанием человека, связи между эмпирическим и рациональным познанием. Поэтому знания для Мо-цзы - это результат совместных усилий наших органов чувств («у-лу») и мышления («син»).

Концепции поздних моистов. Большое внимание гносеологическим проблемам уделяли и поздние моисты. Они учили, что возможность познания мира осуществляется тремя путями: органами чувств, разумом и личным опытом человека. Само познание они рассматривали как процесс выявления и понимания причины вещей и явлений (гу), раскрытия сходства и различия, общего и отдельного между ними и разделения их по родам (лэй). Определение причины (гу) и рода (лэй) вещей и явлений - это процесс познания эмпирических данных (ча) и обобщения их посредством рассуждения (вянь ).

Категория «причина» и категория «род» у моистов употребляются в широком смысле. Они отражают закономерности объективной действительности и служат средством познания вещей и явлений этой же действительности. Определение сходства и различия вещей и явлений, противоречивости и непротиворечивости, отражающих их имен (слов), - есть знание рода.

Монеты внесли много нового в разработку проблемы соотношения имен (понятий) и действительности. Имя (понятие), по их мнению, имеет ценность, когда его содержание соответствует действительности, так как имя является словесным выражением действительности. Они утверждали, что действительность находит свое отражение в именах (понятиях), и признавали наличие трех видов имен: общее, родовое и частное.

Особую роль монеты отводили родовым понятиям. Они не без основания считали, что с их помощью можно познать сущность вещей и явлений, выявить причины их развития. Результатом их научных изысканий явилась разработка целой системы основополагающих философских категорий: «бытие» и «небытие», «пространство» и «время», «общее» и «частное», «тождество» и «различие», «необходимость» и «действительность», «целое», «причина», «отношение», «связь», «вещь», «знание», «разум», «метод» и др.

Разработка философского категориального аппарата не только обогатила и подняла на новый научный уровень философское знание, но и способствовала становлению научной терминологии естественно-научного знания.

Поздние монеты внесли большой вклад в развитие логики, решив проблему соотношения имени (понятия) и действительности, разработав теорию о семи логических приемах : вероятность (хо), предположение (цзя ), вывод из общего (сяо ), сопоставление вещей (би ), сопоставление понятий (моу), познание на основании примера (юань), познание неизвестного через известное (туй).

Поздние моисты создали относительно цельную материалистическую теорию познания и выдвинули целый ряд идей, способствующих развитию логического знания. Заслуга Мо-цзы и его более поздних последователей состоит в том, что они впервые в истории развития китайской философской мысли начали изучать сам процесс познания, предприняли попытку обобщить чувственный опыт людей и поднять эти обобщения до уровня теории, поставили вопрос об источнике знания, о путях и методах познания действительности, самого человека и его мышления.

Используя логические категории, они первые провели различение эмпирического и рационального знаний. Эмпирические знания они считали основой более высшей ступени знания - разума («мудрости»), а разум рассматривали как особую ступень познания. Ими была построена классификация видов знаний по их источнику

и способу получения, а именно: «непосредственные знания» (эмпирические знания), «услышанные знания » (опосредствованные знаний) и «понятийное знание» (разумное знание). Все три вида знаний взаимосвязаны и составляют целостный процесс познания. Критериями истинности знания у поздних моистов являлись мудрость и практическая значимость.

Особое внимание монеты уделяли вопросам методологии и разработке методов исследования. По их мнению, «метод - это то, следуя чему можно получить результат» 1 . Поздние моисты выдвинули семь методов рассуждения : (1) сравнение, (2) ссылка на пример, (3) сопоставление (аналогия), (4) подражание образцу, (5) предположение (гипотеза), (6) вероятность, (7) распространение. Каждый метод имеет свои правила использования и определенную область применения.

Моисты выдвинули много идей о природе и сущности знания, о закономерностях процесса познания. Их представления о познании, законах и формах мышления были не только плодотворным обобщением успехов научной мысли Китая второй половины 1-го тыс. до н.э. в вопросах исследования природы и сущности познания, форм и приемов мыслительного процесса, но и вершиной достижений китайской философской мысли в области гносеологии и логики вплоть до XX в.

В еликий китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-Цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге "Мо-цзы".

Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось. Однако все источники сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция, то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н. э., то есть примерно 60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил долгую жизнь, около 80 лет.
Место рождения Мо-цзы также точно не известно. Но большинство авторов считает местом его рождения царство Лу. Мо-цзы происходил из семьи ремесленников, был хорошо образован. Ученики называли его "учителем учителей Мо" (Цзы Мо-цзы), или просто Мо-цзы - "Учитель Мо". Имя философа Ди.

Он был знаком со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни и придворные оды, составившие впоследствии "Книгу песен" ("Шицзин"), а также содержание исторических анналов "Шаншу".
В книге "Хуай Нань-цзы" говорится, что Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими".

Мо-цзы, вышедший из низов, хорошо знал их жизнь. Даже когда мыслитель добился широкой известности и был окружен почетом и уважением сотен учеников, он оставался скромным и требовательным к себе, до конца своих дней учился. Мо-цзы всегда был готов пойти туда, где людям требовалась помощь, его отличала постоянная готовность к самопожертвованию.
Как глава школы моистов он в середине V века до н. э. приобрел огромную известность и авторитет. Это позволяло ему в беседах с правителями и знатью держаться независимо, с большим достоинством. Он призывал своих последователей постоянно учиться, воспитывал их в духе преданности принципам самоотверженного служения справедливости.
Исторические свидетельства рисуют Мо-цзы не только как великого мыслителя, но и как оратора и выдающегося дипломата.
Мыслитель умел обращать формулировку противника против него самого, в чем прослеживается сходство с манерой ведения спора Сократом.

Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода.
Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения.
Рассуждения и высказывания Мо-цзы отличаются всесторонностью и глубиной, интересными сравнениями, неожиданными аналогиями и параллелями.

Язык Мо-цзы отличается от языка Конфуция своей простотой. Мо Ди следил главным образом за строгостью развития мысли и ясностью ее, а не гнался за внешней многозначительностью. Все рассуждения Мо-цзы основываются на вере в правоту тех принципов, которые он отстаивает.

Леонард Луис Левинсон Леонард Луис Левинсон

(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Леонард Луис Левинсон" в других словарях:

    Леонард Луис Американский афорист. Афоризмы, цитаты Американцы народ, который ищет пилюлю от всех болезней и избирает ее в конгресс. Прогресс это движение по кругу, но все более быстрое. Воспитание это учебный процесс, в начале которого… … Сводная энциклопедия афоризмов

    То, что сегодня наука, завтра техника. Эдвард Теллер Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница. Станислав Ежи Лец Стиральные машины ломаются только во время стирки. «Закон Йегера» Если достаточно долго портить машину, она сломается.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ДРЕВНИЙ МИР Древний Египет Неизвестные авторы Ассирия Ахикар Древняя Греция Фалес Милетский Солон Питтак Биант Клеобул Хилон Анахарсис Агафон Анаксагор Клазоменский Антисфен Апеллес … Сводная энциклопедия афоризмов

    Моисей: изобретатель десяти наиболее часто нарушаемых законов. Леонард Луис Левинсон Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов. Шарль де Голль Если бы Бог был либералом, вместо … Сводная энциклопедия афоризмов

    Книга есть способ существования сериалов вне телевидения. Леонард Луис Левинсон Книги делятся на две половины: те, которых никто не читает, и те, которых никто не должен читать. Генри Луис Менкен В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем … Сводная энциклопедия афоризмов

    Влечение к выпивке, в отличие от влечения к женщине, со временем переходит в хроническое состояние. Хораций Сафрин Алкоголь это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Джордж Бернард Шоу Не хлебом единым жив человек. Нужно… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Стерилизованное молоко человеческой доброты. Оливер Херфорд Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить. Василий Ключевский Чего я не люблю у бедных, так это нахальства. Им ничего… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Есть два типа мужчин: одни молодые, симпатичные, с будущим; другие подумывают о женитьбе. «Пшекруй» Мужчине нужна жена, потому что не все на свете можно свалить на правительство. Леонард Луис Левинсон Для женитьбы нужны двое одинокая девушка и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Вступая в брак, мужчина и женщина становятся одним человеком вопрос только, которым. Генри Луис Менкен Сочетаются два человека, а результат два раза по полчеловека. Уэйн Дайер Брак можно считать идеальным, если жена сокровище, а муж сокровищница … Сводная энциклопедия афоризмов

    Это великая фикция, благодаря которой каждый пытается жить за чужой счет. Фредерик Бастиа Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. Вольтер… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Язык флирта и соблазнения , Луиза Хей. В 1966 году Леонард Луис Левинсон записал историческую фразу: «Флирт – это когда девушка толком не знает, чего она хочет, но всеми силами добивается этого» – и труднобыло бы более верно…

Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л. Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.

Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.

Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.

В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.

Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.

В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому

ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.

Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и

преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд.

ПОЛИТИКА.

«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор)

С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат, политические отношения, политическая идеология и все это направлено на организацию жизнедеятельности.

При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим институтом, который осуществляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и


другие документы по которым живет страна. Например, подошел пенсионный возраст человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить в брак - действует Семейный кодекс.

На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой. Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ, ООН, ОПЕК, МККК, ВТО и другие

и множество международных документов, которые регламентируют жизнь людей в мире.

Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.

В заключении я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человеку и обществу.