Выделительные знаки препинания при обособленном определении. Справочник по русскому языку. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

В русском языке предложение состоит из главных и второстепенных членов. Подлежащее и сказуемое являются основой любого высказывания, однако без обстоятельств, дополнений и определений оно не столь широко раскрывает мысль, которую хочет донести автор. Чтобы предложение было более объемным и полностью доносило смысл, в нем сочетают грамматическую основу и второстепенные члены предложения, которые имеют способность обособляться. Что это значит? Обособление - выделение второстепенных членов из контекста по смыслу и интонации, при котором слова обретают синтаксическую самостоятельность. В этой статье будут рассмотрены обособленные определения.

Определение

Итак, для начала необходимо вспомнить, что же представляет собой простое определение, а после приступать к изучению обособленного. Итак, определениями называют второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы «Какой?» и «Чей?». Они указывают на признак предмета, о котором идет речь в высказывании, выделяются знаками препинания и зависят от грамматической основы. А вот обособленные определения обретают некую синтаксическую самостоятельность. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи - интонацией. Такие определения, так же как и простые, бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Каждый из видов имеет свои особенности обособления.

Согласованные определения

Обособленное согласованное определение, так же как и простое, всегда зависит от существительного, которое для него является определяющим словом. Образуют такие определения имена прилагательные и причастия. Они могут быть одиночные или иметь зависимые слова и стоять в предложении непосредственно после существительного или отделяться от него другими членами предложения. Как правило, у таких определений полупредикативное значение, особо отчетливо его видно в том случае, когда в конструкции предложения есть обстоятельственные слова, которые являются распространяющими для данного определения. Обосабливаются и одиночные определения, если стоят после существительного или местоимения и четко указывают на их признаки. Например: ребенок, смущенный, стоял около матери; бледный, усталый, он улегся на кровати. В обязательном порядке обосабливаются определения, выраженные краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Например: тут зверь показался, космат и высок; горит наш мир, духовен и прозрачен, и станет он поистине хорош.

Несогласованные определения

Как и простые несогласованные определения, обусловленные в предложении, выражаются именами существительными в косвенных падежных формах. В высказывании практически всегда являются добавочным сообщением и по смыслу связываются с личными местоимениями и собственными именами. Определение в данном случае всегда обосабливается, если оно имеет полупредикативное значение и является временным. Это условие обязательно, ведь собственные имена достаточно конкретизированы и не нуждаются в постоянных признаках, а местоимение не сочетается с признаками лексически. Например: Сережка, с потертой ложкой в руках, занял свое место у костра; сегодня он, в новом кителе, был особенно хорош . В случае с нарицательным существительным для обособления определения требуется характеризующее значение. Например: посреди деревни стоял старый заброшенный дом, с массивной высокой трубой на крыше.

Какие определения не обосабливаются

В некоторых случаях, даже при наличии соответствующих факторов, определения не обособляются:

  1. В том случае, когда определения употребляются вместе со словами, не имеющими неполноценное лексическое значение (У отца был вид сердитый и грозный.) В данном примере есть определяющее слово «вид», однако определение не обосабливается.
  2. Не поддаются обособлению распространенные определения при связи с двумя главными членами предложения. (После покоса сено лежало сложенное в закрома.)
  3. В случае если определение выражено сложной сравнительной формой или имеет превосходную степень прилагательного. (Появились песни более популярные.)
  4. Если так называемый определительный оборот стоит после неопределенного, определительного, указательного или притяжательного местоимения и образует с ним единое целое.
  5. Если определение стоит после отрицательного местоимения, такого как никто, ничей, некому . (Никто допущенный к экзаменам не смог ответить на дополнительный вопрос.)

Знаки препинания

При написании предложений с обособленными определениями должны быть выделены запятыми в таких случаях:

  1. Если обособленные определения являются причастием или прилагательным и стоят после определяющего слова. (Духи, подаренные ей (какие?), имели божественный аромат, напоминающий о весенней свежести.) Данное предложение имеет два определения, выраженных причастными оборотами. Для первого оборота определяющее слово - духи, а для второго - аромат.
  2. Если после определяющего слова употребляются два и более определения, то они обособляются. (А это солнце, ласковое, нежное, светило прямо мне в окно.) Данное правило распространяется и в случаях употребления несогласованных определений. (Отец, в шляпе, в черном пальто, тихо шел по аллее парка.)
  3. Если в предложении определение указывает на добавочное обстоятельство (уступительное, условное или причинное). (Утомленная жарким днем (причина), она упала на кровать без сил.)
  4. Если в высказывании определение зависит от личного местоимения. (Мечтавший об отдыхе на море, он продолжал работать.)
  5. Обособленное определение всегда выделяется запятыми, если оно оторвано от определяющего слова другими членами предложения или стоит впереди него. (А в небе, привыкший к дождю, бессмысленно кружил ворон.)

Как найти обособленные определения в предложении

Для того чтобы найти предложение с обособленным определением, следует обратить внимание на знаки препинания. После выделить грамматическую основу. Задавая от подлежащего и сказуемого вопросы, установить связь слов и найти в предложении определения. Если эти второстепенные члены будут выделены запятыми, то это нужная конструкция высказывания. Достаточно часто обособленные определения выражаются причастными оборотами, которые, как правило, стоят после определяющего слова. Также такие определения могут выражаться именами прилагательными и причастиями с зависимыми словами и одиночными. Достаточно часто в предложении встречаются обособленные однородные определения. Определить их не сложно, в предложении они выражаются однородными причастиями и прилагательными.

Упражнения для закрепления

Чтобы тема лучше усвоилась, нужно закрепить полученные знания на практике. Для этого следует выполнить упражнения, в которых необходимо найти предложения с обособленными определениями, расставить в них знаки препинания и объяснить каждую поставленную запятую. Также можно записывать предложения под диктовку. При выполнении данного упражнения выработается способность определять обособленные определения на слух и правильно их записывать. Умение правильно расставлять запятые пригодится и во время учебы, и во время вступительных экзаменов в высшее учебное заведение.

А 21. В 5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА).

Обособленные члены предложения.

Обособленными называют такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. Обособленные члены предложения делятся на следующие группы:

1. Обособленные определения:

а) выраженное одиночными или однородными прилагательными, иногда прилагательными с зависимыми словами. А он, мятежный , просит бури…

б) выраженное причастным оборотом. Ребяческий крик, повто­ряемый эхом , с утра до ночи гремит по лесам.

в) выраженное приложением. Волга, великая русская река , не мо­жет не поражать красотой и величие.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Выделяются запятыми

1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению .

Дружившие с детства, они никогда не расставались.

Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные опреде­ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о далеком времени.

3. Два или несколько однородных согласован­ных нераспространенных определения, стоя­щих после определяемого существительного.

Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (сто­ящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоят. зна­ч. (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжелой дорогой, ребя­та не могли продолжать путеше­ствие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяе­мого слова - существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу.

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.

В отрочестве я зачитывался книга­ми Дюма-отца.

ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

2. Обособленные обстоятельства:

а) выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом (Выспавшись , я пришел в хорошее расположение духа);

б) выраженные существительным с предлогами несмотря на, бла­годаря, вопреки, в силу и др. (В доме, несмотря на сильный мороз , было тепло).

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособляется

Не обособляется

1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке.

Я, запыхавшись, остановился.

2. С предлогом несмотря на: Он улыбался, несмотря на плохое настроение.

3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию , погода прояснилась.

1. Фразеологизмы, в состав ко­торых входят деепричастия:

Он слушал раскрыв рот.

Он работал спустя рукава.

2. Деепричастия с наречным значением: стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, иг­рая и др.

Он читал лежа. Он лежа читал.

Но: Он читал, лежа на диване.

3. Обособленные уточняющие члены предложения , которые упот­ребляются с целью конкретизации или пояснении других членов пред­ложения.

Член предложения

Пример

Обстоятельство

Слева, v берега, мы остановились для отдыха.

Определение

На ней было платье красного, почти алого, цвета.

Дополнение

Возвращение всего семейства, даже лохматого пса, подействовало на него оживляюще.

Главные члены предложения

Старушка, сторожиха, была очень напугана рассказом.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обособляются

Примеры

1. Уточняющие обстоятельства места и времени

С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

2. Уточняющие члены предложе­ния, присоединяемые при по­мощи союзов то есть, или (= то есть)

Над водой летали и кричали альбатросы , то есть морские чайки.

3. Уточняющие члены со слова­ми особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др.

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному пору­чику.

4. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, включая, за исключением и др.

5) В роли уточняющих членов могут быть и другие обстоятельства, а также приложения.

Он встретил меня хорошо, по-братски . Ученик 5 класса , Федоров Вася, отсутствует в школе по уважительной причине.

1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) согласованные распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова.

Например: Грянул грязный городской ливень, перемешанный с пылью (Б. Паст.); Антон Павлович Чехов, пересекавший еще на лошадях в конце прошлого века Сибирь в поездке на Сахалин , проскучал до самого Енисея (Расп.); Мастер, дремавший на травке , встал навстречу и кивнул (Зал.); В жесткой траве, похожей на шерсть козы , цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки (Цвет.); Пыль, розовая от блеска молний , неслась по земле (Пауст.); Рыхлые тучи, напитанные темной водой , низко неслись над морем (Пауст.).

2. Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения, обычно не обособляются , так как образуют одно целое с предшествующим местоимением.

Например: Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду (Лермонтов).

Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно.

Например: И кто-то, вспотевший и задыхающийся , бегает из магазина в магазин.. . (В. Панова)

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота, тесно примыкая к нему.

Например: Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены; В этом забытом людьми уголке я отдыхал все лето; Ваши написанные от руки строки с трудом можно было прочитать.

Но если определительное местоимение субстантивируется или если причастный оборот имеет характер уточнения либо пояснения, то определение обособляется.

Например: Всё, связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Паустовский); Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня , человеком... (Горький).

Нередко предложения с согласованными определениями допускают варианты пунктуации.

Сравните: Вон тот средний играет лучше других (тот – определение при субстантивированном слове средний ). – Вон тот, средний , играет лучше других (субстантивированное слово тот – подлежащее, при нем обособленное определение средний ).

Не отделяется запятой распространенное определение от предшествующего отрицательного местоимения.

Например: Никто допущенный к олимпиаде последнюю задачу не решил; С этими блюдами не сравнится ничто подаваемое под тем же названием в хваленых харчевнях (хотя такие конструкции встречаются очень редко).

4. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение.

Например: ...Любимые лица, мертвые и живые , приходят на память... (Тургенев); ...Длинные облака, красные и лиловые , сторожили его [солнца] покой... (Чехов).

При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от авторской интонационно-смысловой нагрузки, а также их местоположения (определения, стоящие между подлежащим и сказуемым, обособляются).

Сравните:

1) ...Особенно понравились мне глаза, большие и грустные (Тургенев); А запорожцы, и пешие и конные , выступали на три дороги к трем воротам (Гоголь); Мать, грустная и тревожная , сидела на толстом узле и молчала... (Гладков);

2) Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (Лермонтов); По дорожке чистой, гладкой я прошел, не наследил (Есенин); Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой (Маршак).

5. Обособляется согласованное одиночное (нераспространенное) определение:

1) если несет на себе значительную смысловую нагрузку и по значению может быть приравнено к придаточному предложению.

Например: На крик его явился смотритель, заспанный (Тургенев);

2) если имеет добавочное обстоятельственное значение.

Например: Молодому человеку, влюбленному , невозможно не проболтаться, а я Рудину исповедовался во всем (Тургенев) (Сравните: «если он влюблен »); Фата Любочки опять цепляется, и две барышни , взволнованные, подбегают к ней (Чехов);

3) если определение оторвано в тексте от определяемого существительного.

Например: Глаза смыкались и, полузакрытые , тоже улыбались (Тургенев);

4) если определение имеет уточняющее значение.

Например: И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной (Чехов).

6. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное).

Например: Сопровождаемый офицером , комендант вошел в дом (Пушкин); Оглушенный ударом грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (Куприн); Усталые до последней степени , альпинисты не могли продолжать свое восхождение; Предоставленные самим себе , дети окажутся в трудном положении; Широкая, свободная , аллея вдаль влечёт (Брюсов); Взъерошенный, немытый , Нежданов имел вид дикий и странный (Тургенев); Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь , Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа. (Л. Крутикова); Утомленные маминой чистоплотностью , ребята приучались хитрить (В. Панова); Сконфуженный , Миронов поклонился в спину ему (Горький).

7. Обособляется согласованное распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова).

Например: И снова, отсеченная от танков огнем , залегла на голом склоне пехота... (Шолохов); Распластанные на траве , сушились заслуженные рубахи и штаны... (В. Панова); За шумом они не сразу расслышали стук в окошко – настойчивый, солидный (Федин) (несколько обособленных определений, чаще в конце предложения, могут отделяться посредством тире).

8. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения.

Например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов); Он повернулся и ушел, а я, растерянный , остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи (Паустовский); От него, ревнивого , заперевшись в комнате, вы меня, ленивого, добрым словом вспомните (Симонов).

Не обособляются определения при личном местоимении:

а) если определение по смыслу и грамматически связано как с подлежащим, так и со сказуемым.

Например: Мы расходились довольные своим вечером (Лермонтов); Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный.. . (Гончаров); До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустовский); Она пришла домой расстроенная , но не павшая духом (Г Николаева);

б) если определение стоит в форме винительного падежа (такая конструкция, с оттенком устарелости, может быть заменена современной конструкцией с творительным падежом).

Например: Я нашел его готового пуститься в дорогу (Пушкин) (сравните «нашел готовым. ..»); И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме бедного соседа (Лермонтов); также: А пьяную ее полицейские по щекам бьют (Горький);

в) в восклицательных предложениях типа: Ах ты миленький ! О я бестолковый !

9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом), в художественной речи обычно обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение.

Например: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах , щеголяли по улицам и бульвару (Л. Толстой); Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком , стояла среди двора... (Чехов); Пятеро, без сюртуков, в одних жилетах , играли... (Гончаров).

В нейтральном стиле речи наблюдается устойчивая тенденция к отсутствию обособления таких определений.

Например: Подростки в вязаных шапочках и пуховиках - постоянные обитатели подземных переходов.

Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным.

Например: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака , генерал возвращался с обеда, один (Тургенев).

Обычно подобные несогласованные определения обособляются (на обособление несогласованных определений во всех нижеперечисленных случаях влияет их местоположение):

а) если относятся к собственному имени.

Например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали , сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье , с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А.Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой , Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов);

б) если относятся к личному местоимению.

Например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой , не чувствуете этого (Л. Толстой); ...Сегодня она, в новом голубом капоте , была особенно молода и внушительно красива (Горький);

в) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения.

Например: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове , сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее (Гончаров) (независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем); На румяном лице его, с прямым большим носом , строго сияли голубоватые глаза (Горький);

г) если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями.

Например: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тургенев); С костистыми лопатками, с шишкой под глазом, согнувшийся и явно трусивший воды , он представлял из себясмешную фигуру (Чехов) (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово).

Часто обособляются несогласованные определения при названиях лиц по степени родства, профессии, занимаемой должности и т.п., поскольку благодаря значительной конкретности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения.

Например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька , щурится, чему-то улыбается (Горький); Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руке , издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Толстой).

Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему.

Например: Бабы, с длинными граблями в руках , бредут в поле (Тургенев); Маляр, в нетрезвом виде , выпил вместо пива чайный стакан лаку (Горький).

Сравните также: ...Меркурию Авдеевичу почудилось, что растут звезды в небе и весь двор, с постройками , поднялся и пошел беззвучно к небу (Федин) (без обособления сочетание с постройками не играло бы роли определения).

10. Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение.

Например: Сила, сильнее его воли , сбросила его оттуда (Тургенев); Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок (А.К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше , называлась залой... (Чехов).

При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется.

Например: Зато в другое время не было человека деятельнее его (Тургенев).

11. Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно».

Например: ...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро ! (Чехов); Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть (Брюсов).

Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон.

Например: ...Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих близких (Кетлинская).

Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается.

Например: Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву , то фельдмаршал должен был выбрать последнее (Л. Толстой).

См. следующую страницу

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

За правильное выполненное задание сможешь получить 2 балла .

Теория к заданию 16 по русскому языку:

Алгоритм выполнения задания 16 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Выделите основы.
  2. Вставьте знаки препинания, если это потребуется.
  3. Выпишите номера предложений, в которых одна запятая.

Задачи для тренировки

    Расставьте знаки препинания. ОДНУ

    1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

    2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

    3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

    4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

    5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.


    Решение
  1. Расставьте знаки препинания ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Дети и внуки разошлись по огороду поливать огурцы и помидоры.

    2) Он любит и плавать и рисовать и играть на гитаре.

    3) Дети пели плясали и веселились.

    4) Тимур любит петь и танцевать играть в футбол и следить за игрой.

    5) Взрослые пели да плясали.


    Решение
  2. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Мы собирали клубнику и землянику и смородину.

    2) Мал ученик да удал.

    3) Они играли да веселись.

    4) Алексей любит слушать рок и классику и джаз.

    5) Художник любит и свои и подаренные ему картины.


    Решение
  3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ДВЕ

    1) Саша любит как осень так и зиму.

    2) Они будут бегать или прыгать.

    3) Артем знает что скоро наступит сессия и его отчислят.

    4) Сначала хозяйка была веселой и гостеприимной однако после прихода некоторых личностей стала скрытой и мнительной.


    Решение
  4. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ДВЕ запятые. Запишите номера этих предложений.

    1) Екатерина любит ягоды и фрукты.

    2) Она любит не только горький но и белый шоколад.

План урока

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объявление темы и целей урока
  4. Закрепление материала
  5. Домашнее задание

Задачи:

- образовательная :

1) закрепление знаний об обособлении определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями;

2) совершенствование умений правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными распространёнными и нераспространёнными определениями;

3) правописание Н и НН в причастиях и прилагательных; согласование причастий и причастных оборотов;

- развивающая : развивать пунктуационную зоркость, речь, память, логическое мышление, внимание, волю, эмоции;

- воспитательная : воспитывать интерес к предмету.

Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, таблица “Обособление определений и приложений”, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают предложения, выписанные из упр.298 в таблицу

Какие графы вам не удалось заполнить?

Запишите предложение Тишина на рассвете,такая редкая в Москве, только усиливала его волнение .

Назовите грамматические условия обособления согласованных распространённых определений

3. Объявление темы и целей урока

Презентация слайды № 1, 2

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки постановки знаков препинании я в предложениях с согласованными распространёнными определениями

4. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант

1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. 2. В воздухе кружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 3. На лес, озябший т нагой, вдруг упадут сырые снегопады. 4. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.

Индивидуальная работа с карточками

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их.

1.Ссердитый на вид он был добряк в душе.

2. Благословенна русская земля открытая для доброго зерна.

3. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться.

4. Осенённая реющей влагой распустила ты пряди волос.

Расставьте и графически объясните знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы.

Утомлё....ый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

2. Из угла комнаты на неё смотрели два глаза (не) подвижные огне... ые.

4. В кристалл холодный убра...ы сады внезапно занесё... ые метелью.

2) Исправление ошибок

Презентация слайды №3

Укажите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их и выпишите эти предложения, обозначьте пунктограмму.

1.Разгоревшийся на ветру костёр тушили очень недолго.

2. Рассеянный и неспособный, он постоянно подвергался наказаниям.

3. Где-то невидимая глазу журчит вода.

4. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

5. Ты молодой и сильный должен идти впереди.

Проверка

Презентация слайды №4

Класс выполняет устно. Затем несколько учеников выполняют эту работу на оценку

4) Конструирование предложений

Презентация слайды №4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Серебря....ые часы(лежащий рядос со стари...ым оружием) красивые и изыска....ые тускло поблёскивали.

Единстве...ая це...ая улмка против (непойма...ый преступник) была легкомысле...о упуще..а сотрудниками (следстве...ая группа).

Преступник оставил свои отпечатки не на дверце (бронирова...ый сейф), а на (приотворё...ая дверь) сте...ого шкафа.

5) Работа с текстом.

Запишите текст под диктовку.

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное.

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.

Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.

С помощью каких ещё художественных средств автор рисует удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.

5. Домашнее задание.

Упр.300 или 306 (по выбору)