Изменение кратких прилагательных. Краткие прилагательные. Прилагательные в краткой форме. Степени сравнения прилагательных

«Каждый звук речи - малый колдующий гном». (К. Бальмонт)

Урок -исследование в 7 классе «Фонетические средства выразительности. Звукопись».

Цель урока

рассмотреть особенности фонетической организации звучащей речи, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

Задачи урока:

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Ход урока

1. Целеполагание

Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учитель. Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь на нашем уроке. Сформулируйте, пожалуйста, его тему.

Учащиеся. Фонетические средства выразительности. Звукопись.

Учитель. Эпиграфом нашего урока станут слова замечательного русского поэта конца 19-нач. 20 века К.Бальмонта: «Каждый звук речи - малый колдующий гном». (Записываем в тетрадь). Как вы понимаете слова поэта?

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас на урок-исследование. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя.

2. Актуализация знаний

Учитель. Любое исследование предполагает определение понятия исследования. Вспомним, что же такое звукопись? (опережающее задание)

Учащиеся.

1) Аллитерация-повтор одинаковых или сходных согласных звуков. Это средство выразительности мне поможет проиллюстрировать стихотворение детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише!»

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

2) Ассонанс-повтор гласных звуков. Проиллюстрирую это языковое явление, обратившись к поэме А.С.Пушкина «Полтава»:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи.

3) Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Я искала примеры во многих словарях и справочных пособиях, и в каждом из них в качестве примера приводили строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так:

О как, о как нам к вам, бога, не гласить!

3. Сообщения учащихся

Учитель. Звукопись как средство выразительности привлекала внимание мастеров слова давно. В этом нас убеждает историческая справка, подготовленная ребятами:

1) Уже в 18 веке М.В.Ломоносов в "Риторике" доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: "В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства глубины и вышины; учащение письменных Е,И- к изображению нежности, ласкательства; через Я показать можно приятность, увеселение, нежность, через О,У,Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль".

2) Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт тоже пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако».

3) Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

4. Ассоциативная разминка № 1

Учитель. Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Исследование предполагает экспериментальную работу. Мы опытным путем докажем или опровергнем высказанную мысль о связи звука и смысла. Если такая связь существует, то у разных людей одинаковые звуки должны вызывать одни и те же ассоциации.

(Сначала показываю звуки, ребята дают характеристики, потом открываю ответы, т.е. те характеристики, которые даны звукам поэтами и писателями. Делаем вывод о связи звука и смысла)

Учитель. Дайте характеристику звукам (1-2 определения) по величине, силе, красоте.

[п"], [х"]- слабые, хилые, маленькие, плохие;

Учитель. Передайте настроение, характер, который создается при помощи следующих звуков:

[х"] [с"] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и], [л"] [м"]- нежные.

5. Исследовательская работа

Учитель. Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

6. Ассоциативная разминка № 2

Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи. (Читаю наизусть).

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

Учащиеся. Я слушаю стихотворение, и в моем воображении возникают образы сумрака, вечера, кажется, что слышишь шорохи, возникает чувство тревоги, смятение. Повтор слова сухие намекает на отжившее, мертвое, это рождает в душе неопределенность, страх. Звукопись помогает поэту изобразить, а читателю представить различные образы, картины, вызывает определенные чувства.

М.Цветаева

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена, значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

Учащиеся. В стихотворении использованы звонкие, жизнеутверждающие звуки. Так и слышится многоголосая перекличка звуков, которые отражают буйное торжество красок, ярких, контрастных звуков. Звукопись рождает конкретные слуховые впечатления.

К.Бальмонт

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнил откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то,

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь. Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

Учащиеся. В данном стихотворении преобладают гласные [а, о, у] - сильные, открытые, радостные. Именно их обилие создает радостное, торжественное, громкое звучание. За ними - образ лирического героя, уверенного в жизни, стремящегося к жизненным победам, открытиям, утверждающего могущество человека. Звукопись помогает нарисовать образ лирического героя.

7. Рассуждение на лингвистическую тему

Учитель. И еще раз мы убедились в том, что «каждый звук нашей речи- малый колдующий гном», способный передать мысли и чувства поэтов, нарисовать в нашем воображении самые разные картины, понять настроение и характер лирического героя.

Не только поэты и писатели, но и многие лингвисты указывали на эти способности звуков, изучали их, причем исследования последних десятилетий, которые ведутся с применением совершеннейших компьютерных технологий, только подтвердили те ассоциативные связи, о которых писалось сто и более лет назад. Лингвисты Л.Крысин, А.Журавлев и другие представили в своих работах много интересных наблюдений о связи звука и смысла. Познакомимся с некоторыми из них. Обращаемся к учебнику. Работаем в парах (упр. 400 исследуем поэтические тексты упр.33). Результатом нашего исследования должно стать рассуждение на лингвистическую тему. (См. приложение).

Учащиеся. Современный лингвист Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Убедиться в истинности этих слов нам помогут стихотворные строчки Максимилиана Волошина:

Костер мой догорал на берегу пустыни,

Шуршали шелесты струистого песка,

И горькая душа тоскующей полыни

В истомной мгле качалась и текла.

В первой строчке автор использует ассонанс: повтор [а] передает изображение пространства, великолепия, вышины, в ней же аллитерация на [р] передает потрескивание, которое можно услышать возле костра. Во второй строчке аллитерация на [щ] передает шум песка, волнующегося на ветру. Ассонанс в третьей и четвертой строчках [о, а, а, а], [о, а, э, а, а, а, а] передает напевность, мелодичность. Мастерство поэта состоит в том, что он смог найти слова с таким звуковым составом, что мы живо представили себе догорающий костер среди необъятной пустыни (вероятно, так названа степь), одинокую травинку полыни, может быть, и лирического героя, страдающего от горького одиночества.

Учащиеся. Многие исследователи русской фонетики указывали на то, что звуки речи наделены смысловой нагрузкой. В частности, Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Проиллюстрировать названную функцию звуков поможет стихотворные строчки К.Бальмонта:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

В первых двух строчках аллитерация на [ч, с, ш] передает шуршание и шепот прибрежных камышей. Камыши не только шепчут, они издают и другие звуки, поэтому автор использовал аллитерацию на [р]. Поэт создал такие стихотворные строки, которые никого не оставят равнодушным. Читаем их, и наше воображение рисует ночь на берегу лесного озера, крупным планом камыши и другие прибрежные травы. Прислушаемся, и мы услышим тихий плеск воды, нежное шуршание камышей, перешептывание осоки, потрескивание высохших травинок.

Учитель. Как видите, при помощи ассонанса и аллитерации мастера поэтического слова многое могут сказать своим читателям.

8. Сочинение-миниатюра

Учитель. Любое исследование по лингвистике предполагает наличие своего слова по вопросу исследования. В нашем случае это может быть написание сочинения-миниатюры с использованием звукописи. Прочитайте задание у упражнению 404 (Подумайте, о чем шепчутся листья в пасмурный осенний день). Напишите миниатюру, используя живопись. Работаем в парах.

Ключевые слова: сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают.

9. Рефлексия урока

Прав ли был Бальмонт, считавший, что каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном»?

Учащиеся. Безусловно, каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном». И сегодня на уроке мы увидели, как умелым сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, рисуют в нашем воображении великолепные картины родной природы.

Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова. Будьте здоровы и счастливы!

Использованная литература

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.

Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.

Доронина Т.В. и др. Анализ стихотворения. Учебное пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. -М.: «Московский лицей».

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9кл.: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1996.

Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2000.

Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2005.

Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика - Пресс, 1997.

Приложение к уроку «Фонетические средства выразительности. Звукопись»

Звуки и смысл

великолепие, великое пространство, глубину,

высокое, голубое,

близкое, низкое, стискивающее

грусть, нежность, напевность

громкое, яркое, красное, горячее, быстрое, дрожащее

бледное, голубое, холодное, плавное, легкое

нежность, снег, небо, ночь

душное, тяжкое, туман, о тьма

милое, мягкое, мать, море

[ш, ж, с, ч, ф, х]

шорох, шум, шептанье, шелест

Характеристика звуков по величине, силе, красоте

[в], [а], [р] - сильные, активные;

ю, [п"], [х"]- слабые, хилые, маленькие, плохие;

[а] - широкий, сильный, хороший;

[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;

[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.

Характеристика звуков по настроению, характеру

[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;

[с], [х"] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и] [м"] [л"] - нежные

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Ответ стройте по образцу:

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Современный лингвист Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Убедиться в истинности этих слов нам помогут стихотворные строчки Максимилиана Волошина (прочитайте выразительно).

В первой строчке автор использует (ассонанс, аллитерацию?): повтор передает (что?)_______________________________________________________________. Во второй строчке (ассонанс, аллитерация?) на живо рисует воображению (что?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________. (Ассонанс, аллитерация?) в третьей и четвертой строчках позволяет увидеть (что?)____________________________________________________________________. Мастерство поэта состоит в том, что он смог найти слова с таким звуковым составом, что мы живо представили себе (какую картину? проникнутую какими чувствами?)___________________________________________________________________ Каким увидели лирического героя?)_____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Как видим, права была исследовательница русской фонетики Г. Лидман-Орлова, считавшая, что «поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы».

Многие исследователи русской фонетики указывали на то, что звуки речи наделены смысловой нагрузкой. В частности, Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Проиллюстрировать названную функцию звуков поможет стихотворные строчки К.Бальмонта (прочитайте выразительно).

В первых двух строчках (ассонанс, аллитерация?) на передает (что?)_____________________________________________________________________. Камыши не только шепчут, они издают и другие звуки, поэтому автор использовал (ассонанс, аллитерацию?) на . Поэт создал такие стихотворные строки, которые никого не оставят равнодушным. Читаем их, и наше воображение рисует (что?) ________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Прислушаемся, и мы услышим (что?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Стихотворные строки проникнуты (каким настроением?)______________________________________________________________________________________________________________________________________________, и в этом, безусловно, велика роль звуковых повторов и умелого подбора звуков.

Как видим, права была исследовательница русской фонетики Г. Лидман-Орлова, считавшая, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи».

Созданный проектный продукт адресован, прежде всего, ученикам старших классов (15-17 лет) и студентам, которые любят играть в интеллектуальные командные игры.

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

Интонация.

Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.

Например: галка - галька,

бой - вой,

рот - крот,

нос - сон.

Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.

v Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.

Согласные различаются:

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.

Например: роза - роса и роз - рос [рос - рос].

Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

(["], ["] - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).

Долгие и двойные согласные. В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие ["] и ["] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рЛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пЛ"елкъ], [ыл], [л"ц"ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.

Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).

Звуковые законы в области согласных звуков:

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пЛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Л"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рЛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ьез"-н"и е во), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр"], [д"в"кр"], [т"в"кр"], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рЛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости . Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс"ит"] - [проз"бъ], [мълЛт"ит"] - [мълЛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зЛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими . Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рЛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рЛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рЛ"от] (счет, расчет); [рЛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Л"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кЛло ы] (колонна+н+ый); [Лд"е ки] (Одесса+ск+ий).

v Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Таблица гласных звуков современного русского литературного языка

Звуковой закон в области гласных звуков.

Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

24 25 26 27 28 29 ..

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика

Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

50.
Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.


51.
Фонетические единицы русского языка

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние - на звуки.
Слогораздел, типы слогов в русском языке. Ударение

52.
Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.


53.
Основной закон слогораздела в русском языке

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 7 - шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.
Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.
Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и.
Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].


54.
Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),
2) сложносокращенные (гôстелецентр),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),
4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Звуковой состав русского литературного языка

Русский язык необычайно богат, красив. Какое вдохновение высказываний М.В. Ломоносова о русском языке. Да, действительно, великий ученый прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка? Есть специальные средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка – фонетика, лексика, грамматика – обладает ими. Например, русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие уменьшительно-ласкательную окраску (сынишка, бабуля), третьи - отображают оценку (старичок, старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н.Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским.

Русская фонетическая система гибка и выразительна. Звучащая речь является основной формой существования языка. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. (Зачитать стр. 14 (Лушникова)).

Здесь появляются гласные [o] и [a] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкально ярким. В зависимости от качества повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: (по небу голубому проехал грохот дома (С. Маршак)). Вывод: [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

Пример: Я вольный ветер, я вечно вею

Волную волны, ласкаю ивы. (Бальмонт)

Повторение каких звуков создает образ ветра?- [л], [л], [в], [в].

Ассонансом называется повторение гласных.

Пора, пора рога трубят (Пушкин).

В основе ассонанса бывают только ударные гласные.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою (Некрасов), - появляется звук [у].

Другим приемом изобразительного средства является звукопись – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Например, (Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твардовский)) – повторение звучания кр напоминает постукивание капель.

Графика

Происходит от греческого слова «grapho» – пишу.

Графика – совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы. Важнейшее качество любого языка – кодифицированность . Кодификация – означает в лингвистике приведение в определенную систему языковых явлений и фактов. На основе кодификации формируется учеными-языковедами свод фонетических, лексических, орфографических, стилистических правил. Кодификация русского языка отражена в трудах великих представителей русской словесности: В.В. Виноградова, М.В. Ломоносова, С.И. Ожегова, А.С. Пушкина, А.А. Шахматова и др. Решающую роль в кодификации русского языка играет алфавит.



Алфавит – перечень букв, расположенных в определенном порядке. Современный русский алфавит включает 33 буквы, причем ь и ъ не обозначают звуков. В русском алфавите имеется 3 группы букв:

1. Буквы, необозначающие звуки – ъ, ь;

2. Буквы, обозначающие два звука - е, ё, ю, я;

3. Остальные относятся к третьей группе.

1) Буквы обозначающие один звук – называются монофтонг, например, дуб-[п], Обь – [п], а два звука (дифтонги) – буквы е, ё, ю, я обозначают дифтонги.

В начале слова яма – ма.

2) После ъ и ь знаков съехал, вью – вь .

3) После гласной баян ба н.

4) Кроме того одна и та же буква может обозначать разные звуки буква м [м] [м / ] – мыл, мил; буква б [б] [б / ] – буду, бить.

5) Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными звучат как парные глухие согласные, такое явление называют оглушением. Например, приказ [c], будка [т] (слабая позиция).

6) Глухие согласные перед звонкими звучат как парные им звонкие согласные – молотьба – моло[д / ]ба, просьба – про[з / ]ба (такое явление называется озвончением).

Сильными позициями для согласных звуков является положение перед гласными и перед м, н, р, л, и, в.

7) Один звук может обозначаться сочетанием букв счастье – [ш / ] астье, щель – [ш / ]ель, возчик – во[ш / ]ик.

Перечень источников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие для вузов. – М., 1988.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, - М., 1989.