Я. Дубравин "Песни наших отцов"

Старый окоп

Вырос лютик над окопом,
Тонконогий и смешной.
...Был я здесь когда-то вкопан
В землю-матушку войной.

Также солнце пригревало.
Ручейков катилась ртуть...
Но цветов тут было мало
И травы - совсем чуть-чуть.

Мы на дне сидели скопом
И не видели травы:
Потому как над окопом
Не поднимешь головы.

Да была ль она? Едва ли.
Только дым среди руин.
Землю в том году «пахали»
Сотни бомб и сотни мин.

Прислонясь к стене окопа,
Я не лез из-под земли
И совсем не помню, чтобы
Где-то лютики цвели.

Помню: все вокруг гремело,
В небо дыбилось, тряслось,
Выло, ухало, свистело,
Грохотало и рвалось.

А сегодня вырос лютик,
Встал и кланяется мне:
Мол, спасибо добрым людям,
Что расту я в тишине!..

Картошка

Над городом - бомбежка,
Сирен протяжный вой.

А там лежит картошка,
Вблизи передовой!
Хорошая картошка!
Лежит себе и ждет,
Когда же к ней Алешка
По снегу приползет?

И кажется Алешке,
Что словно бы вчера
Он песню о картошке
Горланил у костра,
В поход ходил с отрядом,
Устраивал привал...
И вовсе про блокаду
Никто тогда не знал.

Темнеет за окошком
Декабрьский рассвет.
В квартире нет ни крошки.
Алешка знает: нет.
Вчера еще доели.
Теперь до завтра ждать.
А там - ведь не успели
Картошку-то убрать!

Лежит себе картошка
У Пулковских высот.
Ползет в снегу Алешка,
С поземкою ползет.
Свистят над ним снаряды.
Не сбиться бы с пути!
Алешке очень надо
Картошку принести.

Придет с завода мама,
Засветит огонек,
Картошки, вкусной самой,
Увидит котелок!..
В цеху она снаряды
Точила день и ночь,
И надо, очень надо
Сражаться ей помочь.

Извилистой дорожкой
Алешкин след пролег.
Ползет, ползет Алешка
И тянет котелок.
Врагов чего бояться!..
Авось и не убьют.
Вот наши, коль нарваться,
Немедленно вернут!

У них приказ на это:
Мальчишек не пускать!
Негоже всяким шкетам
Под пулями шнырять.
Понятно, что негоже.
Понятно, что запрет.
Но есть-то надо тоже!
А дома крошки нет.

Земля еще как камень!
Промерзла - просто жуть!
Попробуй-ка руками
Такую ковырнуть!
Но он лежит, копает
Под грохот канонад.
И Гитлера ругает,
И всех его солдат.

Алешка ты, Алешка!
Мы помним этот год.
И мерзлую картошку,
И гордое: «Вперед!»
Ленфронт пошел на запад.
К победе прямиком!
Пусть не был ты солдатом,
Ты был - фронтовиком!

Сегодня мы с вами проведём "Весёлый урок". Вы прочитаете смешные стихи. Актёр и режиссёр Ролан Быков сказал, что смех делает человека лучше. Он умного делает ещё умнее, а слабого сильнее. Вы заметили,наверное,что сами злые люди смеяться не умеют? Вы помните разбойника Бармалея? Так он смеяться не может - совсем лишён чувства юмора.

Есть у нас и орден, которым сами дети награждают тех взрослых,которые дарят им радость. Это Международный Орден улыбки. Им удостоен Сергей Михалков.

В передаче "Радионяня" обсуждались кандидаты на медаль "За улыбку". На эту медаль слушатели выдвинули Аркадия Райкина, Юрия Никулина, Олега Попова.
Сегодня мы с вами почитаем стихи Вольта Суслова.

Суслов Вольт Николаевич (1926-1998) - поэт, детский писатель.Родился в Ленинграде 24 декабря 1926 года. Участник Великой Отечественной войны, участвовал в боях на Ленинградском фронте (1944-1945гг.).

В 1953 году окончил отделение журналистики Ленинградского университета. В 1954-1975 годах работал в редакции газеты "Ленинские искры", был редактором-составителем журнала "Искорка". Первое стихотворение опубликовал в 1956 году в газете "Ленинские искры".

Совместно с петербургскими композиторами (В. Баснером, Г. Портновым, Я. Дубравиным, Б. Кравченко и др.) написал более 300 песен.

Вольт Николаевич активно сотрудничал с журналом "Костёр".

Как я сочинял стихи..

Я по улице иду,
Сочиняю на ходу.

Всё беру в стихи, что вижу:
Кошку, клевер, куст ольхи.
Подходи, козёл поближе -
Попадёшь в мои стихи!

А, бежишь?..
Ну - ну, не очень!..
И рога зачем вперёд?
Вот дурной какой!
Ну... хочешь -
Подарю тебе блокнот?
Вот пристал козёл упрямый!
И рога наперевес!
Нарушает этот самый...
Этот... творческий процесс.

Убегаю!
Удираю!
Ничего не сочиняю.
Прямо в куст лечу крапивный!
Дальше - прямо в лопухи!
Вот козёл какой противный -
Взял испортил мне стихи...

Катюша бежит и поёт на бегу.
Соседку свою я узнать
не могу:
Вчера принесла в дневнике единицу,
А нынче поёт и щебечет,
как птица!
Вприпрыжку с портфелем
из школы бежит!
- Чему ты так рада,
Катюша, скажи?
- исправила я единицу свою!
Мне двойку поставили!
Вот и пою.

И случилось то, что бывает со многими читателями,- захотел Лев Гаврилов увидеть автора этого озорного стихотворения.Думаю, и вам захотелось узнать, кто же это написал такое стихотворение? Потому я и поместила для вас его портрет.

На Фонтанке, в редакции "Пионерская газета", он увидел незнакомого человека в очках. Рядом с ним сидела пионерка. Они серьёзно о чём - то разговаривали. На столе перед ними -пулемёт, автомат и несколько гранат. Когда девочка ушла, Гаврилов спросил у незнакомца: "Не скажете, где я могу увидеть поэта Суслова?" - "А по какому вопросу? -насторожился
литсотрудник, и рука его легла на гашетку пулемёта.
-Да так, пустяки, - поспешил ответить Гаврилов. Дело сугубо мирное. Хочу познакомиться с автором этих стихов. Он протянул ему газету. Литсотрудник ещё больше насторожился...
- Не понравилось?
- Напротив, - сказал Гаврилов и объяснил этому странному чудаку, что такие весёлые стихи не могут не понравиться. Литсотрудник после этих слов рассмеялся и признался: Вольт Суслов - это я. Ну и напугали же вы меня! Это моё первое и единственное стихотворение.
Теперь этот молодой литсотрудник - известный детский поэт, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

Родился он в Ленинграде, на Васильевском острове. Родители дали ему непривычное имя Вольт. Всё остальное было, как у всех в те годы: матроска, короткие штанишки. Сначала детсад, потом школа. После 7 класса - война! Блокада. Вольта увезли в Алма - Ату. Там не стреляли, было тепло.
Но юный ленинградец убежал из спокойного города и стал солдатом Ленинградского фронта. 3 января 1944г. он стал военным шофёром.

Интересно, а как же он стал поэтом и писателем? Не передалось ли это по наследству от родителей? Но мама Вольта была врачом, а папа был инженером, увлекался музыкой. Возможно, что это случилось тогда, когда газета опубликовала его первое стихотворение?
Более 20 лет Вольт Суслов проработал в пионерской печати. Ваши родители или бабушки расскажут вам, как они были пионерами.
В 1960 г. вышла первая книга "Ёж". И написал он её со Львом Гавриловым. Написал Суслов и о буквах "Трудные буквы". О каждой букве он написал насмешливое стихотворение. О букве "щ" поэт написал так:

Он не ест у нас ни щей,
Ни борщей,
Ни овощей -
Вот и тощий, как Кащей!

Написал он и для самых маленьких, кто начинает учиться читать:

Для тех, кто мед - лен - но
чи - та - ет.
Я так же мед - лен - но
пи-шу.

В доме у Вольта Суслова очень много книг. Есть и те, которые написал хозяин дома: "33 мушкетёра", "Я люблю весёлых", "Марш непромокаемых", "Песни героев любимых книг"... играет Суслов и на гитаре, поёт и пишет песни:

В это место, как назло,
Нас в походе принесло.
Не успела вспыхнуть спичка,
Как слетелись - будь здоров! -
3809 тысяч,
380 тысяч
Двести двадцать комаров.

Или превращается Вольт Николаевич в вождя краснокожих:

Когда ты дома, что за жизнь?
То есть садись,
то спать ложись,
То руки мой перед едой!
Мне повезло:
Пузатый Билл
Меня из дома утащил.
И вот в пещере у костра
Сидит со мной.

У Суслова собраны многие сведения по истории Петербурга, Петрограда, Ленинграда.

Попросите своих родителей взять для вас в библиотеке книги Вольта Суслова и вам непременно захочется выучить его весёлые стихи!

Крохалева, Т. Н. Владимир Алексеевич Суслов [Электронный ресурс] / Т. Н. Крохалева // Семья Сусловых. — Режим доступа http://suslovs.name/content/view/37/8/ (09.09.2009)

В.А. Суслов — челябинский поэт, подполковник в отставке. Родился в г. Златоусте. Здесь с первых лет основания города жили предки поэта по отцовской линии. В стихотворении "Родословная" он говорит:
Я родился в прокуренной бане,
В краю, где лысые горы
Небо прошибали лбами,
Где подряд
Тяжелые заводы,
Землю прогнув,
Стоят.

Семья Сусловых была рабочей, но образованной. Отец много читал, знал немало стихов и народных песен, а мать — сказок. Все это, а также прекрасная природа Златоуста будоражили поэтическое воображение мальчика. Накануне Великой Отечественной войны будущий поэт закончил златоустовскую начальную школу и поступил в ремесленное училище. В стране уже шла война; ему, как и другим мальчишкам тех лет, пришлось заменить у станка отца, ушедшего на фронт. Работал на Златоустовском машиностроитель-ном заводе им. В. И. Ленина, где изготовляли мины для ротного миномета. Позже он об этом напишет:
Нас к работе с детства приучили,
Нас война будила до зари.
Сукровицей знойною сочились
от головок минных волдыри…
…И добыв Победу над врагами,
выдержке мальчишеской верны,
мы гордились крепкими руками
перед теми, кто пришел с войны.

После войны продолжал работать и учился в вечерней школе. Затем поступил в сельскохозяйственную школу при Опытной станции (ныне поселок Тимирязевский), после ее окончания работал агрономом в Брединской МТС. В 1950 г. Владимира Суслова призвали в армию. Дома остались жена и дочка. Скучая по ним, стал писать стихи. В 1952 г. окончил Военное авиационное училище им. Марины Расковой в г. Энгельсе. Все эти годы продолжал писать стихи, совершенствовал свое мастерство.

В послужном списке В. А. Суслова работа авиамехаником, техником авиазвена, секретарем комитета ВЛКСМ авиаполка, корреспондентом бригадной газеты железнодорожных войск, участие в строительстве железных дорог Ивдель — Обь, Харанор — Приаргунск, БАМ. С 1973 г. в течение трех лет служил на Чукотке редактором газеты войск противовоздушной обороны "На боевом посту". В 1977 г. демобилизовался. Первые стихи, посланные в журнал "Урал", были отвергнуты, но пришло время, и заведующий отделом журнала сообщил: "…Ты порадовал меня. Борис Ручьев показал мне добрые твои стихи… Я их загнал уже в набор. Рад за тебя, что Ярослав Смеляков добрые слова о тебе сказал…". Поддерживали поэта и друзья по Литературному институту, который он заочно окончил в 1963 г. "Дорогой Володя! — писал известный поэт Тимофей Белозеров из Омска. — Стихи у тебя просто прекрасные… Радостно то, что ты не дергаешься, как другие, а идешь в русле истинной классической русской поэзии". А вот отзыв другого известного московского поэта и прозаика Андрея Алдана-Семенова: "В твоих стихах много поэтических находок, свежих, точных метафор, это не инфантильные стишки молодых, в кавычках, поэтов и поэтесс, которых развелось, как поганок после дождя". Оценили искренние стихи Владимира Суслова и читатели. В 1962 г. на поэтическом конкурсе "Наша Родина", проведенном газетой "Комсомольская правда", поэт получил первую в своей жизни литературную премию. В 1963 г. В. А. Суслова пригласили на 4-е Всесоюзное совещание молодых писателей, где рукопись его стихов была рекомендована Московскому издательству. В этом же году в "Литературной газете", делясь своими размышлениями о творчестве молодых, Борис Ручьев, назвав Суслова "талантливым человеком и очень способным поэтом", писал: "Когда я познакомился с Владимиром Сусловым, мне нравились его строчки: "Вязнет осень по колено в листьях…", но особенно мне тогда были по душе стихи о нашем рабочем крае: "…Где подряд тяжелые заводы, землю прогнув, стоят…". Творчество Владимира Суслова многотемно. Но чаще он пишет стихи о природе, призывает бережно к ней относиться, восхищаться ее красотой, как восхищается сам:
Я ступаю осторожно
по тропе в следы лосей.
Наберу грибов, возможно,
для себя и для друзей.

или:
Чтоб душа не огрубела,
билась птицею живой,
одуванчик белый-белый
мне качает головой.

или:
Потянет медом от лесной опушки,
поднимет лапы ель настороже…
И отзовется голосом кукушки
что — не пойму, но светлое в душе.
Все в стихах поэта предельно просто, конкретно, читатель ясно представляет увиденные поэтом и запечатленные в стихотворениях картины. Обилие метафор заставляет пробудить не только видение, но и чувство, очень трогательное, нежное, "светлое в душе". Самому Владимиру Алексеевичу немного грустно, "оттого, что "оторвался от матушки-земли", что живет "в высотном доме, взобрался под карниз". Сам он большой, могучий. Но отзывчивый и добрый. Он постоянно стремится на родину детства — в Златоуст:
Нахлынувшие чувства
в горле дыханье мнут.
Рвется мысль к Златоусту
в сутолоке минут.

или:
Жить да жить, как говорится,
и не дуть бы в ус.
Но все видится, все снится
горный Златоуст.

Для него самого природа живая, ему хочется, чтобы и на полотнах она оставалась живой. Обращаясь к художнику, просит:
…И утвердив на жизнь права,
ты так твори, не подражая,
чтоб слышно было, как трава
растет, пустыням угрожая…

Поэт не хочет, чтобы природа стала жертвой нашей бесхозяйственности. В стихотворении "Дождь" пишет:
…Дождь ловишь маленькой рукой,
а он ликует, проливной,
густой,
задиристый такой!
А я боюсь дождя.
Не потому, что я промокну,
продрогну,
насморк получу…
Боюсь попасть мишенью в фокус
радиоактивному лучу.

Владимир Суслов рисует страшные картины, к которым может привести наше равнодушие:
Тупая боль сведет живот,
Крошась, исчезнут зубы…
Стоит проклятием завод,
Вздымая к небу трубы…
Стоят некошены хлеба,
На фермах птиц не слышно.
И возле кузницы арба
Уперлась в стенку дышлом.

Он заставляет нас и устрашиться, и задуматься. Много стихотворений у Владимира Суслова на нравственные темы. Он переживает, когда "кто-то выбросил щенка", что "добро испепеляется дотла", что "душевного тепла на лестничных площадках не хватает", по ночам его донимают "муки совести". Поэтому не случайно в его поэзии появилась православная тема, а последний сборник стихов так и называется "Вербное воскресенье". Одноименное с названием сборника стихотворение очень светлое, доброе:
Выйду в поле, выйду на дорогу,
к ручейку под вербой наклонюсь
и, украдкой, помолившись Богу,
светлою водицей окроплюсь.
Чище и светлей душою стану,
на себя тихонько поворчу,
камень из-за пазухи достану,
выкину его и всех прощу.

В трудные для всех нас годы реформ в стихах Владимира Суслова зазвучала горечь. Ему обидно, что "всегда в противоречии с народом власть живет", что поэт вынужден стать бизнесменом: издавать книги на свои деньги, продавать их:
Стою и книги продаю,
Облюбовав с утра скамейку,
Как будто друга предаю
За соразмерную копейку…
— Купите книгу, господа! —
Но как знакомых вижу лица,
Готов сквозь землю провалиться
от набежавшего стыда.

И все-таки свет и доброта — главные черты творчества поэта. В стихотворении "Романтик" он смело заявляет:
… Отпускаю душу на свободу,
рву собачьей жизни поводок…

"Сила стихов Владимира Суслова, — как считает исследователь его творчества Ольга Горваль, — в конкретности деталей, их запоминаемости, в вещественной плотности слова. Тут нет места никакому наружному блеску и непроясненным мыслям… Автор создает стихи, сродни открытию". Имя Владимира Суслова знакомо и маленьким читателям. Для детей в разные годы вышли книги "Наш дом" (1963), "Апрель" (1964), "Майский жук" (1970), " В краю поющих сугробов" (1981), "Где встает утро" (1982), "Маленьким друзьям" (1993). Некоторые стихи В. А. Суслова были включены в школьные учебники. Своими произведениями поэт учит детей зорче всматриваться в окружающий мир. Книги В. Суслова выходили в издательствах Москвы, Иркутска, Екатеринбурга (Свердловска), Самары (Куйбышева), Челябинска. В. А. Суслов, член Союза писателей России с 1973 г., живет и работает в Челябинске.

Анна Маташина

Мне бы хотелось сегодня рассказать о музыкальном произведении «Песни наших отцов» Якова Исааковича Дубравина на слова Вольта Николаевича Суслова .

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

Яков Дубравин «Песни наших отцов»

Выполнила: Маташина Анна ,

Ученица 6 класса

Вокального отделения

Руководитель: Лизунова Елена

Владимировна

п. Плесецк

2014 г.

Введение ……………………………………………………………. …… 3

  1. Я.Дубравин ………………………………………………………… 4
  1. Краткая биография ………………………………………… 4
  2. Песенное творчество ………………………………………. 6
  3. В.Н.Суслов – друг и соратник …………………………… .. 7
  1. «Песни наших отцов» …………………………………………….. 8

Заключение ……………………………………………………………….. 10

Список использованной литературы …………………………………… 11

Введение

Событиям Великой Отечественной войны посвящено огромное количество произведений: как музыкальных, так и литературных.

Мне бы хотелось сегодня рассказать о музыкальном произведении «Песни наших отцов» Якова Исааковича Дубравина на слова Вольта Николаевича Суслова.

Песни Дубравина широко известны публике. Их исполняют не только взрослые, но и дети. Ведь детскому вокальному творчеству композитор уделял особое внимание. Несмотря на это анализ творчества композитора мало освещен в искусствоведческой литературе.

  1. Яков Дубравин

Яков Исаакович Дубравин (настоящая фамилия - Фрухтман) - з аслуженный деятель искусств России, композитор, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Родился 7 июля года , в Ленинград е .

  1. Краткая биография

Закончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической Капелле и Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова в 1962г.

Яков Дубравин - автор двух мюзиклов, оперетты, шести кантат для детского хора, пятнадцать вокальных циклов, около 300 песен, а также музыки для кинофильмов, спектаклей, радиопередач и цирковых программ; сочинения для эстрадно-симфонического оркестра, инструментальных ансамблей; более ста хоровых обработок и сочинений для хора.

Наиболее известные песни композитора:
"Города на память" ("Не каждому дано так щедро жить"),
"Свидание с Ленинградом" ("Мне город протянул ладони площадей"),
"Люблю" ("Не было б любви - не смог бы день родиться"),
"Торопись" ("Кружится жизни колесо"),
"Песни наших отцов",
"Медаль за оборону Ленинграда",
"Ты не прав",
"Снеженика" и др.

Среди исполнителей песен Якова Дубравина - Муслим Магомаев , Эдуард Хиль , Иосиф Кобзон , Сергей Захаров , Мария Пахоменко , Эдита Пьеха , Людмила Сенчина , Елена Камбурова , Ирина Понаровская , Игорь Тальков , Михаил Боярский , Максим Леонидов и многие другие.

Яков Исаакович, помимо композиторской и преподавательской деятельности, ведет активную общественную работу: является Секретарем-координатором Союза концертных деятелей , а также бывшим председателем правления Союза композиторов Санкт-Петербурга .

Яков Дубравин - лауреат многих премий, конкурсов и фестивалей: Лауреат премии Ленинского комсомола (1987 г.), награждён серебряной медалью им. А. В. Александрова (1988 г.) и др.

  1. Песенное творчество

Хоровая музыка и особенно детская хоровая музыка - один из любимых его жанров. Музыкальное воспитание будущего композитора начиналось с Хорового училища при Ленинградской академической капелле имени М.И. Глинки и затем продолжилось в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1962 году. Яков Дубравин и в дальнейшем оставался верен хоровому делу - уже как преподаватель хоровой кафедры в Ленинградском институте культуры, где он работает сих пор.
В фонотеке Ленинградского радио более 100 сочинений Дубравина, записанных детским хором. Это и песни из цикла «Страна Читалия», это и ставшие популярными «Синеглазая речка», «Снеженика», «Луг-лужок», «Песни наших отцов», и много-много других.
Музыка Дубравина пронизана стремительным ритмом современности, энергией, в то же время эта музыка мелодичная и лирическая. Лирическое дарование композитора проявилось в целом ряде сочинений и прежде всего в кантате “О земной красоте”, полюбившейся в детских хоровых коллективах. Интересно умеет работать Дубравин над песней. Их у композитора более трехсот - и в каждой он ищет свой подход к тексту, точную реализацию художественного образа, неожиданные ритмические повороты, интересные гармонии.
У Якова Исааковича Дубравина целый ряд сочинений, посвященных Великой Отечественной войне, и в частности Ленинграду.

Например, такие как:

« А я все помню этот день» (романс. Cл. А. Чепурова)
«Баллада о ледовой трассе» (сл. В. Суслова)
«Ленинград и Победа» (сл. В. Суслова)
«Ленинградская земля» (Сл. В. Суслова)
«Мальчиком ушел он на войну» (Сл. А. Чепурова)
«Медаль «За оборону Ленинграда» (Сл. В. Суслова)
«Солдатские жены» (сл. В. Суслова)
«Эльба» (сл. В. Суслова)

И многие другие

  1. В.Н. Суслов – друг и соратник

Как видим, многие из песен Якова Дубравина написаны на стихи поэта-песенника Вольта Николаевича Суслова.

Вольт Николаевич Суслов - поэт. Родился 24 декабря 1926 года в Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте. В 1953 году окончил отделение журналистики Ленинградского университета. В 1954-1975 гг. работал в редакции газеты «Ленинские искры», был редактором – составителем журнала «Искорка».

Первое Вольт Николаевич стихотворение опубликовал в 1956 году в газете «Ленинские искры». Совместно с композиторами В.Баснером, Г.Портновым, Я.Дубравиным, Б.Кравченко и другими написал более 300 песен. Умер в 1999 году.

  1. «Песни наших отцов»

Но вернемся к творчеству Якова Дубравина.

В 1983 году Ленинград готовился отметить 40-летие прорыва блокады. Поэт Вольт Суслов и композитор Яков Дубравин тоже хотели внести свой творческий вклад в общее дело и начали работу над циклом песен «Ленинград и Победа ».

Когда большая часть цикла была уже готова, авторы вспомнили о своей давней, едва ли не первой совместной песне «Следопытский костер», и пришло решение «овзрослить» ее, сделать песню для взрослых, посвященную старым военным песням. Был написан новый текст, а в музыке использован известный композиторский прием - коллаж. Темы популярных, любимых народом песен военных лет «Синий платочек» , «Случайный вальс» , «В лесу прифронтовом» органично вплетены в ткань мелодии, сочиненной композитором . Здесь это оказалось весьма уместным, и благодаря такому приему она сразу же обратила на себя внимание многих. Появилось у нее и новое название «Песни наших отцов».
Впервые песенный цикл «Ленинград и Победа», в том числе и «Песни наших отцов», исполнил ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа под управлением Н. И. Кунаева. Цикл прозвучал по радио
и телевидению .
Композитор Я. Дубравин и поэт В. Суслов были удостоены за него звания лауреатов премии Ленинградского комсомола. Все песни цикла полюбились слушателям, но особенно много заявок приходило с просьбой повторить «Песни наших отцов». Ансамбль с огромным успехом исполнил ее на Всеармейском конкурсе в Москве, посвященном 40-летию Победы, где завоевал первое место среди армейских и флотских ансамблей песни и пляски.
Песня ленинградских авторов разнеслась по всей стране, и продолжает свою жизнь до сих пор.

Произведение написано в жанре вальса. Нежная, спокойная мелодия как бы сама собой льется, унося нас в просторы полей русских полей, некогда бывших полями сражений. Небольшие по объему фразы напоминают речь человека, рассказывающего о событиях давно ушедшей войны. А прием коллажа, использование мелодий известнейших песен военных лет, позволяет перекинуть тот самый мостик, который в данном произведении связывает настоящее и прошлое.

Заключение

«Песни наших отцов» Я. Дубравина являются образцом военной лирики. Мелодия глубоко приникает в душу, заставляя переживать события минувших лет с новой силой. А отрывки популярных песен помогают достичь этого эффекта.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Русский архитектор, реставратор и археолог, исследователь русского зодчества.
Родился в семье иконописца, детство провёл в Палехе.
Окончил в 1878 году курс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с малой серебряной медалью.
Затем поступил в Императорскую Академию художеств, которую окончил со званием классного художника 1-й степени в 1882 году. Посещая академию, получил за свои архитектурные композиции большую серебряную и малую золотую медали.
В 1883-1887 годах, по поручению Академии художеств, занимался исследованием сохранившихся памятников древней русской архитектуры, рассеянных на Русском Севере. Посетил побережья Белого моря, Мурманский берег, Северную Двину, Онегу, Сухону и другие более населённые места Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний.
Чтобы выяснить связь русского северного деревянного зодчества с таким же зодчеством в Швеции, в Норвегии и на юге России, он объездил обширные пространства этих краев. Изучая также и памятники каменного зодчества, Суслов ежегодно предпринимал экспедиции в разные пункты Российской империи и совершил поездки в Германию, Францию и Италию. В 1886 году за сочинённый по заданной Академией программе проект бань в южном климате (в помпейском стиле) он был удостоен звания академика архитектуры. Член Русского географического общества с 1887 года.
Собранный Сусловым обширный материал для знакомства с древнерусскою архитектурою, состоящий в чертежах и рисунках, появлялся ежегодно на академических выставках, был докладываем самим собирателем в заседаниях разных ученых и технических обществ, на архитектурных и археологических съездах и начало XX века хранился в академии художеств. Кроме того, при поездках Суслова по России им собрано немало археологических предметов, поступивших в древнехристианский музей академии и вместе с ним переданных в Русский музей императора Александра III. Плодом исследований Суслова были также составленные им сочинения: «Очерки по истории древнерусского зодчества», «Путевые заметки о севере России и Норвегии», «Материалы по новгородско-псковской архитектуре», «Старая Ладога» (труд, написанный совместно с Н. Е. Бранденбургом), «Памятники древнерусского зодчества» (7 вып., изд. Акад. худ.) и некоторых других.
В 1889-1891 годах реставрировал по собственным проектам Преображенский собор (XII век) и часовню Иоанна Грозного в Переяславле-Залесском и собор Мирожского монастыря во Пскове, а в 1893-1900 годы был занят реставрацией новгородского Софийского собора, при чём обнаружил части древней росписи этого храма, мозаичные полы, первоначальный престол и множество архитектурных форм, замаскированных или искаженных переделками собора. Практическая архитектурная деятельность Суслова выразилась в сооружении каменной церкви близ Переяславля-Залесского, усыпальницы павших русских воинов в Сан-Стефано, кустарного павильона на Нижегородской выставке и нескольких частных дач.
На начало XX века находился на службе по Учреждениям императрицы Марии в качестве почётного члена Совета детских приютов и состоял непременным членом Совета Академии художеств, членом Художественно-строительного комитета при Исаакиевском соборе, членом Императорского Русского археологического общества, учредителем Общества возрождения художественной Руси, а также членом многих других учёных и художественно-технических обществ.
Суслов В. В. являлся одним из инициаторов организации системы государственной охраны памятников истории.