Сопоставительная характеристика остапа. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя). Чужие среди своих

Виды меха: Горностай, Енот, Калан, Каракуль, Колонок, Кролик, Крот, Куница, Лиса, Норка, Нутрия, Овчина, Ондатра, Песец, Росомаха

Горностай

Горностай имеет не слишком прочный мех, и в общественном транспорте его носить не рекомендуется. И тем не менее его всегда особо ценили за белизну и мягкость. К тому же горностай всегда слыл редкостью - именно поэтому его наделяли необыкновенными свойствами. В средние века существовало поверье, что горностай мгновенно погибнет, если запачкает шкурку. Удивительная мягкость горностаевого меха сделала зверька символом одного из пяти чувств - осязания. Впрочем, такие легенды могли сочинить лишь те, кто не наблюдал горностая в природе. Летом от всего горностаева великолепия не остается и следа: передняя часть туловища юркого животного буреет и в ветвях его можно различить лишь по черному кончику хвоста.

Белый мех горностая издревле украшал одеяния королей и высших государственных лиц. Только для церемонии коронации Георга 6 в 1937 году из Канады в Великобританию было отправлено 50 тысяч шкурок этого зверька. Сейчас настоящих королев и королей на свете не так уж много, но в торжественные минуты жизни своих государств облачаются они в великолепные короны и роскошные бархатные мантии, подбитые белоснежным горностаевым мехом.

Между тем, как это ни странно, мех королевских мантий относится к последней, наименее износостойкой группе мехов и стоит между скромными белкой и кроликом. При этом горностай стоит во главе иерархической лестницы в мире мехов. Также стоит отметить, что изделия из этого меха обычно шьют на тонкой подкладке и не утепляют ватином или синтепоном, поэтому, несмотря на красоту, в такой шубе вполне возможно замерзнуть в лютый мороз.

Енот

Енот - небольшой американский зверь семьи медведей, ракун, медведь полоскун, Ursus lotor. Мех енота издавна популярен в России, где его изначально называли «генеттовым мехом», потому что зверек полосатым хвостом напоминает генетту. Позднее это название превратилось в «генот» или енот.

Мех енота является одним из наиболее износоустойчивых и представляет немалую ценность, стоимость его выше стоимости меха лисицы. Общая окраска меха серая, серо-коричневая или черно-бурая. Отдельные экземпляры по красоте пушнины близки к черно-бурым лисам.

Мех енота объемный, тёплый и пушистый, с длинной, грубоватой на ощупь остью и мягкой подпушью, отличается легкостью, пластичностью - так что всегда на пике моды. Мех енота обычно тонируют, в натуральном цвете используют редко.

Возможно, мех енота нельзя назвать гламурным, но в одежде из такого меха не замерзнешь, да и стоит она разумных денег.

Калан

Калан - хищное млекопитающее, являющее собой «вершину» развития приспособлений к водному образу жизни в семействе куньих. Однако по степени «морских» адаптаций калан во многом уступает тюленям.

Мех калана по своим свойствам уникален. Он не особенно высокий, но исключительно густой, мягкий, шелковистый. Остевые и пуховые волосы приблизительно одинаковой длины - около 2–3 сантиметров по всему туловищу. Плотность меха столь велика, что он не намокает и не пропускает воду к коже. Поразительно то, что у зверя, в отличие от других теплокровных обитателей холодных вод, подкожная прослойка жира очень тонка, так что мех - единственное, что защищает его от охлаждения. Но теплоизолирующие свойства каланья шуба сохраняет, пока чиста: при ее загрязнении вода проникает под волосы, зверь быстро переохлаждается и погибает. Общий цвет мехового покрова чаще всего темно-бурый.

Мех калана - один из самых ценных, не имеет равных себе по красоте и прочности; особенно ценится старый “седой бобер”. Именно из каланьего меха был сделан тот бобровый воротник, который «морозной пылью серебрился» на плечах Евгения Онегина. Высокие качества меха и сыграли роковую роль в недавней истории этого морского зверя - истории истребления калана человеком.

Каракуль

Существует множество названий этого меха - астрахан, лямб, каракуль, каракульча, свакара. Всё зависит от происхождения и способа выделки.

Каракуль вошел в моду еще в конце XIX века. Тогда позволить себе носить каракулевую шубу могли лишь жены высокопоставленных государственных чиновников и политической элиты. Это было дорого и престижно.

Шились только строгие классические изделия черного и серого цвета. Его широко использовали для воротников и манжет пальто, для шляп и шапочек. Особую популярность каракуль обрел в военные 40-е, сказался дефицит ассортимента. Новую жизнь в этот мех вдохнули 80-е, из него стали шить классические, длинные шубы, пончо и жакеты. А в начале 90-х благодаря Ральфу Лоурену каракуль был обыгран в народном духе - он продемонстрировал шапки-кубанки и гусарские венгерки, украшенные шнурами. С тех пор с подиумов не сходит тончайшая каракульча, которая идет на самого разного рода изделия - палантины и топы, жакеты и юбки, платья, пальто, сумочки и шлепанцы.

В настоящее время, благодаря достижениям селекции и прогрессу в выделке, появились естественные необыкновенно нежные оттенки цветов - золотистый, янтарный, платиновый, от светлого серо-голубого до стального. Молодежные модели окрашиваются в модные яркие цвета. Не ослабевающим спросом пользуется и черный мех с неповторимым узором нераскрытых завитков. Отсутствие длинного ворса придает этому меху дополнительное преимущество - он не полнит.

Словом, этот мех ушел из традиционной возрастной категории женщин «бальзаковского возраста», и стал уверенно завоевывать популярность у модной молодежи - каракуль снова в моде.

Колонок

Колонок – ценный пушной зверь - относится к семейству куньих. По своему строению колонок очень похож на черного хоря, от которого отличается тем, что его мех имеет рыжевато-охристый окрас. Мех колонка – очень густой, мягкий, теплый, пышный – довольно ценный сам по себе, и используется как в натуральном виде, так и для имитации более дорогих мехов, к примеру, мех соболя. Длинные волосы хвоста идут на изготовление высококачественных кисточек для живописи, которые так и называют “колонковыми”.

Кролик

Ценность кроличьего меха вовсе не в его цене (сумма денег за шкурку или изделие из кролика), а в свойствах этого замечательного мехового сырья.

Сразу хочется опровергнуть существующее негативное представление о кроличьем мехе:
«…самый недолговечный. Больше двух сезонов не живет… Шубка лысеет, зато окружающие обильно покрываются ее волосами. У шубы из кролика - самая тонкая кожа. От резких движений может порваться. И в сильный мороз кролик не спасет. Минус десять - для него предел»

Во-первых, что касается минусовых температур, то десять градусов ниже нуля для кролика цифра не предельная. Кроличий мех (по своим свойствам сохранять тепло) стоит на одной ступени с овчиной, нутрией, ондатрой и норкой.

Во-вторых, кролик, действительно, один из недолговечных видов меха, но самыми-самыми в этой категории являются крот, суслик обыкновенный, бурундук, хомяк и заяц-русак. Срок носки кроличьего меха - 2 сезона (продолжительность сезона принята 4 месяца).

Стоит так же учесть, что носкость меховых изделий в значительной степени зависит и от выделки шкурок. Так, крашеные меха изнашиваются примерно на 10–15% интенсивнее, чем натуральные. Стрижка длинноволосых видов меха (кролика, овчины, лисицы и пр.) повышает их носкость. Стриженый мех дольше сохраняет привлекательный внешний вид и не свойлачивается (можно утверждать, что волосками от Вашей шубы из стриженого кролика окружающие уже не покроются). Износостойкость стриженого меха выше на 20- 40%, а, следовательно, срок службы изделия из стриженого кролика (по сравнению с не стриженым) увеличивается еще на один сезон. И кожа у шубы из кролика не самая тонкая! Быстрее порвется (при не аккуратной носке) изделие из суслика, водяной крысы, крота или бурундука.

Но искать среди других мехов менее износоустойчивый и тем самым «оправдывать существование» кролика - не имеет смысла. Соотношение срока носки изделия из кролика и его цены - вот главный плюс этого вида меха. Общеизвестно, что самый недорогой и доступный мех - кроличий. Кроме того, не случайно этот мех считается «детским»,- если ребенок из шубки вырастет, можно без особых материальных затрат купить что-то новое. Это свойство меха можно перенести и на взрослый ассортимент зимнего гардероба. Так, относив свою шубку пару сезонов, Вы можете, без особых материальных затрат приобрести себе новую, соответствующую моде модель.

В наше время мех кролика стригут и красят таким образом, что он становился похож на бархат, шелк, хлопок, но только не на мех. Сегодня это уже стало модной тенденцией, а ещё недавно это было сенсацией. В последнее время особенно популярен мех австралийского кролика, который по структуре и окрасу очень напоминает дорогостоящую шиншиллу.

Крот

Густой бархатистый мех крота высоко ценится благодаря прочности, поэтому кроты являются промысловыми животными.

Лучший мех - высокий, ровный, гладкий, блестящий, угольно-черный с серебристым налетом - бывает у кротов с конца октября-ноябре. По мере снашивания меха изменяются его окраска и качество. Полная или частичная смена волосяного покрова идет у кротов почти все теплое время года. Места, где идет смена волос, выступают на мездре в виде черных пятен. Кожа на темном (линном) участке раза в три толще, чем на соседнем, светлом, но темный участок рыхлее, и волосы держатся на нем непрочно, быстрее вытираются. Линные пятна снижают меховое качество шкурки.

Шкурки кротов небольшие, но прочные. Промысел крота ведется с 20-х годов прошлого века. В те годы по массовости крот занимал видное место в заготовках пушнины, а в некоторых областях Европейской части России устойчиво занимал первое место. Ценностью шкурок определяется главное значение крота.

Как правило, мех крота всегда окрашивают. По тепловым качествам мех крота относится к разряду «холодных».

Куница

Мех куницы – со своей собственной историей и давними традициями. Из него шили не только шубы, но и воротники, манжеты и шапки, отделывали полушубки.

Куницы обитают в Европе, России (ее европейской части, а также в Западной Сибири) и в какой-то степени в Китае. Они подразделяются на мягкую (baum marten) и горскую, или каменную куницу (stone marten). Первая получила название, потому что живет главным образом на деревьях. А вторая предпочитает развалины старых жилищ и каменистые основания фермерских построек. Очень мало шкурок мягкой куницы могут быть использованы в натуральном виде. Большинство красятся в те же цвета, что и русский соболь, либо максимально приближенно к этому. Подпушь по отношению к разреженной ости слишком густая, что в ряде случаев придает шкурке несколько войлочный вид, но все же это очень практичный мех, а цены на него гораздо ниже, чем он мог бы стоить по сравнению с другими мехами. Горскую куницу, наоборот, красят редко. Зимний окрас куницы буровато-дымчатый с легким палевым оттенком, что придает шкурке своеобразную индивидуальность. В летнюю и осеннюю пору ее мех значительно темнее, короче и не так пушист.

За этим зверьком, надо сказать, тянется целый шлейф примет и суеверий, он издавна считался предвестником дурных предзнаменований, но при этом на Руси мех куницы всегда был в цене. Еще в «Слове о полку Игореве» упоминались «куньи меха знати», которые не только носили – ими еще и расплачивались, недаром мех куницы приравнивался к деньгам и золоту.

Есть мнение, что мех горской куницы является альтернативой русскому соболю для людей, страдающих аллергией на специфический запах и пыль.

Лиса

Длинноворсовый мех - он для тех, кто, прежде всего, ценит комфорт и тепло, Более того, пышный мех способен усиливать энергетику и придавать его обладателям известную долю чувственности, поэтому мех лисы, в основном, используtтся в роскошных, вечерних моделях. В частности, в конце 19-го столетия петербуржские газеты писали: «Лисица восхищает множеством своих оттенков. Можно сказать, что и после смерти она способна принимать всякие виды для того, чтобы помогать кокетству женщин, тароватых на хитрости и уловки подобно этой хищнице».

Как и с историей других мехов на первый план лисицу вывело в пору своего расцвета голливудское кино. Президент небезызвестной кино кампании Paramount Pictures был меховщиком и сделал немало для того, чтобы роскошный пышный мех занял достойное место на киноэкране. В начале 30-х мех лисы шел только на отделку, и только в 1932-м Марлен Дитрих появилась на экране в шубе из лисы.

Лисьи полушубки 40-х плавно перекочевали в 50-е - их с удовольствием демонстрировали Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор.

В 1971-м Ив Сен - Лоран явил свету полушубки из лисы, выкрашенные в яркие нетрадиционные цвета, чем изрядно шокировал публику. В 90-е вспомнили о чернобурке и ее природной привлекательности.

В настоящее время меховая мода демократична как никогда, главное, чтобы было тепло и уютно. А длинноворсовые вещи из лисы - как раз для морозной погоды.

Норка

Благородная и пластичная норка является для России одним из наиболее традиционных и привычных видов меха. Ворс норки, все ее волоски одинаковой длинны, что придает любому готовому изделию исключительную элегантность. К тому же, это один из тех видов меха, который позволяет работать с ним как с тканью, выпускать изделия в стиле меховых пальто, шить юбки, жакеты, манто. А перечислить все виды аксессуаров из норки просто невозможно.

Один из самых традиционных и самых дорогих мехов, норка давно уже перешла в категорию привычных и будничных. Мировыми лидерами в производстве этого вида пушнины стали Северная Америка и Скандинавия. Но в отличие от канадской норки, у которой мех не такой длинный, менее пушистый, скандинавская наиболее подходит к нашему российскому климату. Она меньше боится влаги, а значит и более ноская. Как и на многое другое, моду на норку ввел Голливуд 30-х. Она существовала в своем классическом обличье вплоть до 60-х, когда дизайнеры стали экспериментировать с ней. В коллекции Pасо Rabanne появились норковые костюмы, юбки и жакеты, инкрустированные металлическими пластинами и кольцами. На обложках журналов мод красовались норковые пелерины и накидки ярких цветов. В 80-е из норки начали шить роскошные манто, соответствующие духу эпохи. Они стали необходимым атрибутом состоятельной женщины. Но вскоре это наскучило.

Новая эпоха в истории норки началась в середине 90-х, когда она предстала в виде коротко стриженной. С тех пор фантазия дизайнеров не знает предела, ее стали красить во всевозможные цвета и оттенки, достигая игры светотени, выщипывать, выбеливать, обрабатывать лазером, соединять с эластичными материалами и т. д. Эпоха классической норки уступила место новациям. Тем не менее, природная красота этого меха настолько хороша, что до сих пор находит немало почитателей.

Отметим, что самую качественную норку производят в Северной Америке и Скандинавии. Поэтому при покупке шкурок или изделия следует обращать внимание на страну-изготовителя.

Нутрия

Другие названия этого зверя - болотный бобр, бобровидная крыса, рагондин. Нутрия родом из Южной Америки, в Россию она была завезена в советское время (1929 год) из Аргентины.

По окраске нутрии объединены в 5 групп: коричневые, белые, бежевые, золотистые и черные. Всего же известно около 30 их окрасок. Мех нутрии ноский, теплый и красивый. Из него шьют воротники, головные уборы и манто. Остевой мех нутрии значительно длиннее подпуши и имеет блеск. Щипаный мех нутрии с удаленными остевыми волосами похож на норковый и его нередко используют для имитации норки. Нутрию, более дешевую в цене, зачастую также пытаются продать под видом бобрового меха, но у меха нутрии в отличие от бобрового нет пуха, который греет.

При выборе меха нутрии особенно важнознать, мех ли это дикого животного или выращенного в клетке. Именно поэтому ценится аргентинская нутрия, т. к. вся она дикая. Но при этом мех дикой нутрии всегда окрашивается, т. к. натуральный цвет не очень привлекательный.

Мех нутрии обладает большей износоустойчивостью, чем мех ондатры и куницы, а вес его меньше, чем мех у кролика, поэтому изделия из него получаются легкие, красивые и прочные.

Овчина

Овчина отличается от других мехов своей практичностью и универсальностью, хотя на первый взгляд может показаться, что одежда из овчины - это сугубо плебейская принадлежность, которая предназначена лишь народишку темному, малограмотному и бедному. И довольно часто вещи из овчины даже от самых известных авторов подвергались презрению и осмеянию на фоне роскошных меховых палантинов и шубок до пола. Между тем это в корне неверное представление.

По древности упоминания именно овчина является, пожалуй, непревзойденным материалом. Еще библейские герои заворачивали своих детей в овечьи шкуры, чтобы держать их теплыми и сухими, а жители Древнего Египта (которые, поверьте, знали толк в роскоши и отличались изысканным вкусом) разработали особую технологию обработки овчины. Которую с успехом заимствовали древние римляне, также отличавшиеся пристрастием к красивой жизни.
Вот только со временем человечество освоило множество других видов материалов - тканых и природных. Очень практичную, но все же грубоватую овчину постепенно заменили сафьян, шелк, бархат, атлас, редкие и дорогие редкие меха, которые свозились в самые развитые страны из экзотических мест. Шубы из овчины действительно стали уделом простолюдинов, и с тех пор не могут избавиться от этой незавидной репутации.
Между тем эта репутация не совсем оправдана. На самом деле те же русские полушубки и шубы из овчины с удовольствием носили до революции особы царской крови. Например, Великий князь Владимир Александрович в 1868 г. принял из рук алтайских купцов овчинный полушубок и с удовольствием его носил.

В 1870 году сибирские овчины получили высокую оценку комиссии по устройству Всероссийской выставки и Общества поощрения русской промышленности и торговли. Шкура обычной овцы проходила многоступенчатую обработку, в которую входили сушка, обезжиривание мездры, отволаживание, первая разминка, подсушка, вторая разминка, вторая подсушка, ческа, шлифовка, выколачивание. В итоге овчина становилась мягкой, пластичной, легкой; вещи из овчины были очень теплыми и в то же время не обладали так называемым «парниковым эффектом», то есть позволяли телу дышать. Овчина не промокает, даже если очень долго подвергается воздействию влаги.

Сегодня, когда при обработке шкур используются самые современные технические средства и технологии, все положительные свойства овчины удваиваются и утраиваются. А если добавить ко всему прочему еще и фантазию самых продвинутых дизайнеров одежды из лучших Домов моды, то становится понятно, почему такие вещи уже трудно отнести к «одежде для простолюдинов».

Ондатра

Мех ондатры красивый, густой, и приятный на ощупь. Его цвет может меняться от светло-охристого до почти черного, хотя чаще всего встречаются каштаново-коричневые оттенки.

Ондатра (мускусная крыса) - водоплавающее животное, а это значит, что его мех отличается хорошими водоотталкивающими свойствами. Учитывая, что нашим зимам свойственны обильные снегопады, это обстоятельство сразу ставит ондатру в разряд практичных мехов.

Мех из ондатры прослужит вам недолго - но очень слабый, так же как и подпушек, поэтому изнашивается быстрее.

Песец

Как известно, по окраске в природе есть два типа песца: белый и голубой.

На воле голубых песцов гораздо меньше, чем белых. Поэтому первые ценятся дороже. Звероводы наследственно закрепили нужный цвет и разводят только голубых зверей. Голубым называют мех цвета пасмурного неба разной степени густоты.

Мех песца еще называют платиновым за схожесть окраски с цветом драгоценного металла. Похожий цвет шкурки имеют и клеточные платиновые лисицы.

Мех светло-голубых беломордых песцов имеет густые остевые волосы с белым основанием и голубым (до сиреневого) окончанием. Окрашенные кончики остевых волос образуют на фоне светлого, почти белого пуха красивую голубоватую вуаль. Шкурка в целом кажется матово-дымчатой и напоминает платину. Такой мех пользуется большим спросом на международных аукционах.

Мех песца относят к числу длинноворсых - он пышный, теплый и комфортный, поэтому его часто используют

Росомаха

Росомаха относится к семейству куньих и является ближайшим родственником ласки, горностая, куницы, барсука, норки, выдры.

Мех росомахи - густой, теплый, длинный, грубоватый, темно-коричневого окраса - менее ценен, чем мех куницы и лисы, к примеру, однако, у него есть одно удивительное свойство, каким не обладает ни один другой вид меха: благодаря плотному подшерстку, он никогда не покрывается инеем, даже в самые большие холода. Именно поэтому мех росомахи чаще используют для оторочки меховых изделий, головных уборов и для пошива одежды людям, работающим в самых суровых условиях. Неудивительно, что у народов Севера мех росомахи ценится даже выше собольего.

В природе существует немало животных, которых можно с легкостью спутать друг с другом, глядя с внушительного расстояния. К разряду таковых относятся нутрия и ондатра. Эти представители мира фауны, ведущие полуводный образ жизни, принадлежат к одному отряду. Данным фактом и обусловлено их удивительное внешнее сходство. Встретив покрытого коричневой шерсткой грызуна вблизи дикого водоема, нужно еще суметь правильно идентифицировать его. В помощь любознательным натуралистам приведем развернутый ответ на вопрос, чем отличается нутрия от ондатры.

Определения

Нутрия – млекопитающее, представитель отряда грызунов семейства нутриевых. Нередко также именуется болотным бобром из-за внешнего сходства с этим животным. В длину тело нутрии может достигать 60 см, а в совокупности с хвостом доходить до 1 м. Вес зверька варьируется в пределах от 5 до 12 кг. Нутрия имеет своеобразное телосложение. Природа наградила ее массивным туловищем и короткими лапами. На крупной голове расположились миниатюрные глазки и уши. Тупая мордочка украшена длинными толстыми вибриссами (жесткими осязательными волосками).

Нутрия

Животное ведет полуводный образ жизни, что обуславливает некоторые анатомические особенности строения его органов. К примеру, носовые ходы нутрии способны плотно закрываться благодаря наличию запирательных мышц. Разделенная на две части верхняя губа может смыкаться позади резцов, препятствуя проникновению воды в ротовую полость при поедании растений. На задних конечностях животного имеются перепонки, а его хвост покрывает чешуйчатая кожа. При подводном передвижении он выполняет функцию руля. Мех зверька является влагонепроницаемым, состоящим из коричневого подшерстка и грубой длинной ости. Под водой животное может проводить без воздуха порядка 10 минут.

Ондатра – млекопитающее отряда грызунов, относящееся к подсемейству полевок. Именуется также мускусной крысой. Родиной этого полуводного животного является Северная Америка. Впоследствии зверек прошел акклиматизацию и прижился на территории Евразии, в том числе и в России. Ондатры имеют немало внешних сходств с обыкновенными серыми крысами, однако размеры их тела намного крупнее. Длина туловища зверька без хвоста может доходить до 36 см, вес – до 1,8 кг. Животное обладает короткой шеей и небольшой головой с миниатюрными ушными раковинами, едва выступающими из густого меха. Окрас шерсти на спине варьируется от темно-бурого с рыжими вкраплениями до черного. Гораздо более светлое брюшко может иметь серовато-голубой оттенок.


Ондатра

Ондатры селятся преимущественно по берегам водоемов: пресноводных болот, каналов, рек, озер. Свою активность зверек сохраняет на протяжении суток, однако ее пик приходится на вечерние и утренние часы. Передвигаясь по земле довольно неспешно, животное является превосходным пловцом. Ондатра отлично ныряет, она способна задерживать дыхание на 12-17 минут. Зрение и обоняние зверька изрядно притуплены, что заставляет его полагаться в основном на слух.

Сравнение

Стоит отметить, что эти родственные животные имеют массу сходств. Но некоторые отличия все же есть, и заключены они во внешнем виде зверьков. Так, в сравнении с ондатрой нутрия обладает гораздо более крупными размерами. Длина ее тела без хвоста порой доходит до 60 см, а вес может достигать 12 кг. Данные параметры характерны для самцов, тогда как самки значительно миниатюрнее. Нутрия имеет темно-коричневый мех, который постепенно осветляется к брюшку. Родиной зверька является Южная Америка. Грызуна нередко именуют болотным бобром из-за очевидного сходства с этим животным.

Главное отличие нутрии от ондатры состоит в размерах животных. Длина тела последней составляет порядка 50-60 см с учетом хвоста, а без него – почти вдвое меньше. Вес колеблется в промежутке от 0,7 до 1,5 кг и лишь в редких случаях доходит до 1,8. Половой диморфизм у животных не выражен. Окрас меха ондатры на спине варьируется от темно-бурого с рыжими искрами до черного. Зверек имеет светлое брюшко с шерстью серо-голубого оттенка. Родиной ондатры принято считать Северную Америку. В простонародье животное также именуется мускусной крысой, что обусловлено внешним сходством с этим грызуном.

Подведем итог, в чем разница между нутрией и ондатрой.

Остап и Андрий - центральные персонажи повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Остап - старший сын Тараса Бульбы, который является запорожским казаком. В повести указывается, что ему 22 года. Каждое упоминание о внешности героя отражает его личные качества. Н. В. Гоголь описывает Остапа так:

"Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва."

В повести нет много упоминаний о внешности Остапа, чаще Гоголь описывает внешность братьев вместе, а не по отдельности. Примером будут служить такие цитаты:

"...Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..."

"...У них были только длинные чубы..."

"...при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.."

Андрия же Гоголь описывал в тексте гораздо чаще Остапа, который больше раскрывался с помощью описания внутренних качеств.

Андрий второй сын Тараса Бульбы, он младше Остапа всего на год. Он совсем не похож на своих суровых родственников.

Гоголь описывает внешность Андрия так:

" ...славный вояка! Всех взрачней..."

"...это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом..."

"...смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус..."

Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину.

Остап и Андрий - центральные персонажи повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Остап - старший сын Тараса Бульбы, который является запорожским казаком. В повести указывается, что ему 22 года. Каждое упоминание о внешности героя отражает его личные качества. Н. В. Гоголь описывает Остапа так:

"Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва."

В повести нет много упоминаний о внешности Остапа, чаще Гоголь описывает внешность братьев вместе, а не по отдельности. Примером будут служить такие цитаты:

"...Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..."

"...У них были только длинные чубы..."

"...при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.."

Андрия же Гоголь описывал в тексте гораздо чаще Остапа, который больше раскрывался с помощью описания внутренних качеств.

Андрий второй сын Тараса Бульбы, он младше Остапа всего на год. Он совсем не похож на своих суровых родственников.

Гоголь описывает внешность Андрия так:

" ...славный вояка! Всех взрачней..."

"...это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом..."

"...смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус..."

"...весь прямой, как надречная осокорь..."

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Два брата, две судьбы, два характера. Такие схожие и такие различные жизни. В произведении "Тарас Бульба" у Остапа и Андрия одинаковое детство. Они братья. Мальчики играли в одни и те же игры. У них за домом был луг - полигон для детских забав. Так как отца часто не было дома, мальчиков воспитывала мать. Младший Андрий - был мамина радость, в отличии от Остапа, стремившегося во всем походить на своего отца, на Тараса.

Мальчики получали одно и то же образование. Наученный в боях, Тарас Бульба понимал, что сыновья должны учиться. Поэтому он отправил их в Бурсу. Там мальчики проявили себя по разному. Андрий учился легко, без напряжения. В случае, если Андрий провинился и за этим должно было последовать наказание, то он всячески изворачивался, выкручивался, лишь бы избежать этого. Остап же невзлюбил учебу. Он убегал.

Четыре раза закапывал свой букварь. При наказании он сам ложился на пол и терпел удары, не прося пощады. Остап никогда не выдавал своих товарищей, за это все его единодушно любили. После наказа отца, Остап стал усердно учиться и добился своего, став на ряду с лучшими. После выпуска из семинарии, не пробыв дома и нескольких дней, Остап и Андрий с отцом отправляются в Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь - это место где вырабатывается инициатива, чувство ответственности, отвага и другие качества, необходимые настоящему казаку. И на Сечи Остап и Андрий были совершенно разными. Казаки приняли их, как равных. Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность.

Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Какую-то упоительную негу видел он в сражении. Андрий наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. Тарас Бульба, как никогда гордился своими сыновьями. Про Остапа он говорил, что из него получится "Добре.

Добре полковник", а из Андрия: "Тоже добре, не Остап, но добре вояка". Тарас, узнавший о происках "неверных", решает пойти на них войной. Оказавший сопротивление город Дубно оказывается осажденным. Это поворотный момент в судьбе братьев. Во время осады оба брата скучали. Андрий думал о матери, Остап о войне. Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага.

Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи. Для Остапа товарищи, друзья, отец - самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев.

Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. Он - гордость отца, а Андрий - позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Его пленили. Оба брата погибли страшной смертью.

Андрия убил его отец, за измену и предательство. Остапа казнили. Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли - любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: "Слышу!

". Это "Слышу!" - безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя - сына. Не смотря на одинаковое воспитание, браться прожили абсолютно разные жизни, у них были разный приоритеты и разные ценности.

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).