В дурном обществе с 5 8 кратко. В дурном обществе. Короленко В дурном обществе

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: “Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни”. А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.
Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: “Все хорошо, что хорошо кончается”. Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: “Война и мир”. Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова “мир”. “Мир” - это и состояние “без войны”, и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.
Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: “для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?” Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война “есть противное человеческому разуму явление”. Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году “дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...”. И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь “ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить”. Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.
Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.
Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия “Война и мир”.
Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции “Войны и мира” лежит также прием антитезы. Роман “Война и мир” - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как “генерал, который приказал”, “офицер, который не доехал”. Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.
Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как “статичны в своей положительности ”.
Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить “за свое незнатное происхождение”, суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).
В романе “Война и мир” большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на “вы”, в душе они “назвали друг друга на “ты” и нежно поцеловались”.
Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским “диалектика души”, заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится “быть вполне хорошим”. Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут.разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.
Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.
Так как роман “Война и мир” является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.
Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.
Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему “Движущие силы истории”.
В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: “В чем смысл жизни?” И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: “Надо жить, надо любить, надо верить”.
Итак, в романе “Война и мир” Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось “изобрести” новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма- “диалектику души”. Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает “внутреннее строение жизни”.

Название произведения: В дурном обществе
Короленко Владимир
Год написания: 1885
Жанр: рассказ
Главные герои: Вася - сын судьи, Сонька - сестра Васи, Валек - сын Тыбурция, Маруся - сестра Валека, Тыбурций - глава «дурного общества», отец Васи - городской судья.

Пронизывающая и очень взрослая история, познакомиться с которой можно через краткое содержание рассказа «В дурном обществе» для читательского дневника.

Сюжет

Когда умерла мать, Васька остался без призора. Отец, пораженный горем, не уделяет время сыну и погружен в работу. Рядом с городом есть часовня и подземелье, в котором живут бездомные, так называемое «дурное общество». Васька залезает в часовню и знакомится там с Валеком и Марусей. Дети дружат. Однажды Валек говорит, что отец очень любит их. Васька отвечает, что не может сказать подобное о своем отце, который, напротив, его недолюбливает. Валек отмечает, что его отец справедливый и честный. Маруся болеет. Вася приносит ей куклу Сонечку. Девочка радуется. До судьи доходят слухи об общении сына с дурным обществом. Ваську запирают, но он убегает. Тыбурций приходит к судье с куклой и рассказывает о дружбе детей. Судья и сын сближаются. Маруся умирает. Дети часто приходят к ней на могилу.

Вывод (моё мнение)

Вася подружился с детьми Тыбурция несмотря на ярлыки, навешанные на жителей подземелья. Его не волнует отношение к ним окружения. Он очень человечный и добрый мальчик, не испорченный предрассудками и жестокостью. Благодаря своему великодушию он вызывает стыд в черством сердце отца и сближается с ним. Маруся становится памятью для всех и печальным примером и жертвой неравенства людей.

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение, антитеза;

развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;

воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.

ЭПИГРАФ:

Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце

Антуан де-Сент Экзюпери

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу:II. Сообщение темы.
  1. Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Тема урока - « Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей».

Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей, называли его «нравственным гением».

  1. Словарная работа

А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– (толковый словарь ) - СЛАЙД

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.

Урок наш будет не просто занятием, а уроком милосердия и добра .

4. Проверка д/з : 1) Роль пейзажной зарисовки. СЛАЙД

Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)

Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.

Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?

Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)

А человек печален, когда судьба его драматична.

2) Драма Тыбурция и его детей.

Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)

Какова была участь неугодных? Зачитайте.

Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)

Найдите описание его внешности, зачитайте .

Драматична ли судьба Тыбурция? СЛАЙД

О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)

Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)

Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)

3) Драма Васи и его отца.

Выборочное чтение – портрет судьи

Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?

Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)

Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)

А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)

Какие законы он нарушает? (Нравственные.)

Обратимся к тексту. Прочитайте , как судья становится преступником.

На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)

Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя)

В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)

III. Изучение нового материала. Эвристическая беседа

1.- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)

Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац). СЛАЙД

(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)

Какие средства худ. выразительности использует автор?

(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость) Слайд

Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?

(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко .

Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)

Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?

(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)

Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)

2. Работа с текстом.

Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30

Выделите в тексте повести слова, характеризующие подземелье.

Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…

- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?

Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. какой камень (серый, жесткий, холодный…)

Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.

3. Работа с текстом.

Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.

4. Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. Стр.32-33- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)

- Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце .

Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?

(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) - Работа на красных листочках

В результате работы учащихся

ВЫВОД Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. 6. Пересказ эпизодов «Осень», «Кукла». 8.-Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом ? СЛАЙД(Тыбурций рассказал судье о Васином участии в жизни Маруси и Валека, а также - с какой целью Вася взял куклу. Отец по-другому взглянул на сына и понял свою ошибку) - Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? --- СЛАЙД

(Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)

Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? -Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, 10. Итог урока

А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери : « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?

Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами…


Герой рассказа провел все свое детство в не большом городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – это имя героя, он был сыном судьи. Рос мальчик, как беспризорник. Причиной тому была ранняя смерть матери (она умерла, когда мальчику было всего шесть лет), а отец полностью погрузился в свое горе и не замечал ребенка, ему было не до него. Мальчишка скитался по городу целыми днями, он был увлечен городскими тайнами и загадками. Все оставило глубокий след в его сердце и памяти.

Одной из загадок был замок стоящий на одном из прудов окружающих город. Раннее данный замок принадлежал некой графской чете. Но сейчас данное сооружение на половину разрушено, и читатель видит его разрушенные от возраста стены, а внутри жили люди, скитавшиеся и не имеющие своего жилья. Прототипом данного замка являлся дворец знатного рода Любомирских, носивших титул князей проживающих в Ровно.

Эти две четы не могли жить в понимании и согласии т.к. у них были разные вероисповедания, а также конфликт с прислуживающим графьям - Янушем. И этот самый Януш имел право решать, кому ныне разрешается жить в замке, а кто прочь должен уйти. Старый слуга оставляет там проживать избранных «аристократов», а изгои поселились в подземелье. Вася очень часто бывал в этом сооружении. Януш приглашал его к себе, но мальчика больше тянуло к изгнанным, он их жалел.

Многие из тех изгоев были известными людьми. Среди них были: полубезумный пожилой «профессор»; штык-юнкер Заусайлов; алкоголик и чиновник в отставке Лавровский; генерал Туркевич, а вот руководит всеми этими людьми - Тыбурций Драб. Вся его биография покрыта неизвестностью.

В один из дней Вася с товарищами пришли к ветхой церквушке. У них разыгралось желание заглянуть во внутрь. Товарищи помогают Васе в данном действе, подсаживают его к окну. Но увидев, что в церквушке они не одни и еще кто-то есть, ребята бросают Васю одного и убегают. Как, оказалось, там были дети Тыбурция: Васек и Маруся. Вася дружится с ребятами и частенько, потом приходил к ним в гости и приносил яблоки. Но о новых знакомых он никому не рассказывал.

Позже Валек показал Васе место обитания членов «дурного общества». Дети всегда общались в отсутствие взрослых, но в один из дней Тыбурций застал ребят вместе и не стал препятствовать их общению.

С наступление осени Маруся начинает болеть. Для того чтоб поднять ей настроение Вася просит у сестры куклу подаренную матерью при жизни. Маруся счастлива и кажется, даже слегка пошла на поправку.

Януш доносит судье о Васином общении с «дурным обществом», после этого его не выпускают из дома и он сбегает.

Марусино состояние здоровья становится все хуже и хуже… Вася решает не забирать куклу и оставляет ее девочке, ведь это ее хоть как-то ободряет.

По возвращению домой Васю опять запирают в доме и требуют ответа о том, куда он ходит, но Вася молчит. Отец мальчика просто в ярости от поведения сына… И вот вдруг Тыбурций принес куклу мальчику обратно.

Тыбурций рассказал отцу Васи о дружбе ребят и сообщает новость, что Маруся скончалась. Васю отпускают с ней простится, да и отец Васи осознал, насколько он далек был от сына.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Короленко. Все произведения

  • Без языка
  • В дурном обществе
  • Чудная

В дурном обществе. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Куприн Куст сирени

    Молодой небогатый офицер Николай Евграфович Алмазов и его жена Вера – главные персонажи рассказа. Николай учится в Академии, а его жена помогает ему и поддерживает во всём.

  • Краткое содержание Оперы Верди Фальстаф

    Произведение берёт своё начало в четырнадцатом веке в Англии. Первая сцена произведения начинается в трактире под названием

  • Краткое содержание сказки Путаница Чуковского

    Почти все произведения Корнея Чуковского написаны для детей. Одним из таких произведений является сказка «Путаница».

  • Краткое содержание Лиханов Мой генерал

    События произведения «Мой генерал» разворачиваются вокруг четвероклассника Антона Рыбакова, который живет в Сибири с родителями, и его дедушки Антона Петровича, проживающего в Москве.