Мне больно мальчики главная мысль. "Твори добро!" К уроку внеклассного чтения по повести А.Лиханова "Мальчик, которому не больно". III. Выступление учеников

    УМК: «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой)

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 4

    Тема: Н.М.Рубцов «Ласточка»

    Цели:

Образовательная: учащиеся научатся анализировать стихотворение посредством работы над содержанием.

Развивающая : активизировать чувственное восприятие художественного слова посредством чтения. Развивать творческое воображение, интеллектуальные способности детей,

Воспитательная: способствовать воспитанию учащихся ответственности за свои поступки,

бережного отношения к природе.

    Оборудование: литературное чтение 4 класс часть 2 Л,А.Ефросинина, М.И. Оморокова, рабочая тетрадь №2, карточки с пословицами, со словами.

    Тип урока: комбинированный

    Методы: словесный (беседа, объяснение), частично-поисковый, проблемный.

Приемы: игровой, интерактивный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

Подготовка к изучению нового материала

Изучение нового материала

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Дома вы готовили выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Чтение мы будем оценивать.

Определим критерии, по которым будем оценивать чтение наизусть.

Я очень довольна вашим чтением. Вы хорошо выучили стихотворение, смогли передать настроение, чувства автора. Молодцы!

А чтобы узнать, о чем пойдет речь в сегодняшнем стихотворении, прослушайте голоса.

Как вы, думаете, кому они принадлежат?

Правильно, а о какой птице, мы сегодня прочитаем стихотворение, вы узнаете, отгадав загадку.

Слушайте внимательно.

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста

Кто из вас видел ласточку?

А где живет ласточка?

Какие приметы вы знаете про ласточку?

А сейчас работаем в парах: вам нужно собрать 3 пословицы, будьте внимательны.

а) первичное чтение произведения учителем.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Ласточка», слушайте внимательно, не отвлекайтесь

и ответьте на вопрос, почему у стихотворения такое название?

Сядьте ровно, красиво, покажите, что вы готовы слушать.

Почему это стихотворение так называется?

б) эмоционально- оценочная беседа.

Какое настроение создалось у вас после прочтения этого стихотворения? Почему?

Когда я читала стихотворение, какая картина возникала в вашем воображении?

в ) словарно- лексическая работа

Прежде чем вы приступите к чтению стихотворения, объясним значение непонятных слов. На доске вы видите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуйте объяснить значение этих слов.

Мезонин – надстройка над серединой дома.

г) вторичное чтение текста учащимися

Прочитайте про себя стихотворение Н.М.Рубцова «Ласточка» и выполните упражнение 1 в рабочей тетрадь №2 на стр. 55

Какие чувства писатель отразил в этом стихотворении?

А сейчас ответьте на мои вопросы.

Анализ содержания

1)О чем это стихотворение?

Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова.

2 ) Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль?

3) Как выражала ласточка своё горе?

4)Как вы оцениваете поступок поэта?

5)Сочувствовал ли он ласточке?

Подтвердите ответ словами стихотворения.

6)Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста.

Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.

Физкультминутка

Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парту тихо сесть

д) Работа над выразительным чтением.
– Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.
- Какие правила выразительного чтения мы знаем?


- Молодцы! Сейчас возьмите карандаши и очень аккуратно подчеркните слова, которые будете выделять голосом при чтении. Обозначьте паузы.

Сейчас, поиграем в игру «Я-диктор»

Представьте, что вы диктор радио и вам нужно прочитать стихотворение «Ласточка» так, чтобы заинтересовать слушателей.

А теперь, подумайте, какие вопросы по содержанию вы хотели бы задать друг другу?

Игра «Ты мне - я тебе»

(Учащийся, составивший вопрос, называет того ученика, который будет отвечать.)

Попробуйте составить характеристику главного героя стихотворения с помощью синквейна

Синквейн (франц. – «пять») - стихотворение из пяти строк

1 строка - тема стихотворения, выраженная одним словом существительным

2 строка- описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка - описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

5 строка- повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

Можно ли сказать, что стихотворение является поучительным?

Почему?

Правильно, а еще учит быть ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.

-Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваш эмоциональный настрой на уроке.

Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я ….

Ребята, что вам показалось трудным на уроке?

Выучить наизусть стихотворение «Ласточка» или выразительное чтение (по выбору), выполнить в тетради творческое задание №3 на стр.55

Спасибо за урок, все хорошо поработали. Молодцы.

Определяют критерии

П В Э

(прав.) (выраз.) (эмоц)

птицам

Слушают загадку.

ласточка

отвечают

под крышами.

Ласточки низко летают - к дождю.

Ласточки летают высоко - к ветру

(Ласточка весну починает , а соловей кончает.

-Благовещенье без ласточек - холодная весна

-Ранние ласточки - к счастливому году.)

Здесь идет речь о ласточке, её жизни, чувствах, переживаниях.

Грустное, печальное, тревожное.

трагедия из жизни ласточки

Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.

Сопереживание и укор

О ласточке

Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу.

Носилась, рыдая, пытаясь найти птенца.

Поступил гуманно, показал пример детям.

Да. Что ж ты,родная, Плохо смотрела за ним.

Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Читают

Оценивают, высказывают своё мнение.

Составляют вопросы

Ласточка

Чувствительная, маленькая

Летает, ищет, рыдает

Мне очень жалко ласточку или я сопереживаю горю птицы

Бедная ласточка,

страдалица, мать

«Ласточка»

М.Н.Рубцов

Да

Учит быть более чуткими, внимательными.

весёлые маски - нам понравилось на уроке, задумчивые маски - мы рассуждали

грустные- было скучно.

заканчивают предложения

Фронтальная форма работы

Работа в парах

Индив. форма

Фронтальная форма работы

Фронтальная форма работы

Перспективная цель урока: нравственно-эстетическое воспитание.

Непосредственная:

1. Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности лирики А.П. Кешокова.

Оформление урока: портрет А.П. Кешокова, показ на интеративной доске (слайды, рефераты, доклады о А.П.Кешокове, выставка книг.

“И как назначено судьбою,
Мы горской песни два крыла”.
А. Кешоков

План урока

I. Организационный момент.

А) Объявление темы и цели урока.

Б) Проверка домашнего задания.

II. Объяснение новой темы.

А) Вводная беседа.

Б) Показ слайда.

III. Выступление учеников

Чтение стихотворений.

1. Тестовые задания по интеративной доске.

2. Отгадывания кроссворда.

3. Работа учащихся.

IV. Чтение стихотворений из раннего творчества А.П. Кешокова.

“Путь всадника”

“Всадник”

Стихи “О Родине”

1. Выборочное чтение. Ранние строки поэта.

2. Чтение стихотворений “Будущее”,

“Правда”,

“Дорога правды”.

3. Выступление учащихся.

4. Чтение рефератов, докладов. (Показ слайдов)

5. Чтение стихотворения, посвященное К. Кулиеву “Кайсыну Кулиеву”.

V. Вводная беседа о дружбе А. Кешокове и К. Кулиеве.

1. Чтение стихотворения, К.Кулиева, посвященное А. Кешокову.

2. Мы стали сегодня нравственно беднее.

3. Чтение стихотворения Ахмата Созаева “Алиму Кешокову”.

4. Исполнение песни “ Моя Родина” на слова А. Кешокова.

VI. Закрепление темы.

Что мы узнали о А.П. Кешокове?

Какая была семья А.Кешокова?

Кто был близким другом А.Кешокова?

Какие стихотворения А. Кешокова вы знаете?

Сколько романов написал Кешоков?

Когда оборвалась жизнь замечательного писателя А. Кешокова?

Какие песни вы знаете на слова А. Кешокова?

VII. Подведение итога урока.

1. Выставление оценок.

2. Домашнее задание.

(Выучить одно стихотворение А. Кешокова)

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь.

Сегодня мы проведем урок, на тему” Гордое имя”, посвященный творчеству нашего земляка, выдающемуся писателю, Герою Социалистического труда, лауреату премии имени М. Горького Алиму Пшемаховичу Кешокову. Для нашего кабардинского народа Алим Кешоков является самой яркой звездой на высоком небосклоне мировой художественной культуры.

Он вошел в историю мировой художественной культуры. Он вошел в историю духовной культуры наших народов как выдающийся деятель. Я приведу слова писателя Владимира Солоухина “Для истинного поэта жизнь – это его поэзия”

В ответ на доверие народа - всегда мужественное, честное, выстраданное и гордое слова поэта.

Я жил под щедрым камнезвездным небом,
Я стал частицей этих твердых скал,
Порой из них не мог я выжать хлеба,
Но слово я из камня высекал.

Посмотрите, какие прекрасные слова он подобрал.

Давайте приведем несколько примеров из раннего творчества Алима Кешокова с его романтическим порывом и устремленностью к гармонии, к пластике легенды.

Андемиркан: О, если б мне чудесный конь достался,
Не стал бы я на нем сидеть в седле,
Вскочил бы на хребет его и мчался,
И Млечный Путь провел бы по земле.

Ася: Я прочитаю стихотворение А.Кешокова “Всадник”, которое имеет лукаво-ироничную концовку.

Куда тебя, прыть молодая,
Несет под полночной луной?
Смеется джигит:
- Никогда я
Не езжу дорогой дневной!
Безумец, коль веришь в удачу,
Посватай-ка дочку мою!
Добьешься согласья - в придачу
Любого коня отдаю.
Чужих скакунов не седлали.
Дареных не держим коней.
А дочка твоя - не она ли
Под черною буркой моей?

Учитель: Садись. Молодец. Это говорит о гордости нашего народа, который дареных коней не держал, чужих скакунов не седлал. И эти строчки А.Кешокова говорят, что наш народ был честным и гордым. Главным в творчестве А.Кешокова была и остается тема Родины в ее радостных и трагических испытаниях.

Инесса: Да, действительно, главным для нашего поэта была и остается тема Родины в ее радостных и трагических испытаниях:

Скала единой глыбою была,
Была она величьем знаменита,
А ныне даль осколками покрыта.
Судьба народа, как судьба гранита.

Учитель: Вслушайтесь, ребята, в ранние строки поэта.

Марина: “ Будущее”.

Для будущего должен я бороться,
Для будущего - труд, любовь моя,
Для будущего песнь моя поется,
Так, значит, будущее – это я!

Фатима: “Правда”.

Кинжал двуострый - правды сталь святая,
Попробуй голыми руками взять!
Но, чтоб сражаться, правду утверждая,
Двуострую возьми за рукоять.

Рита: “Горы”.

Вершины вскинули свои седины,
Причесываясь гребешком- рассветом.
О высоте своей молчат вершины-
И ниже не становятся при этом!

Алина: “Дорога правды”.

Дорог у ветра, как известно, много:
То принесет он дождь, то стужу, то тепло,
У правды есть всего одна дорога,-
Пусть тяжело на ней, зато всегда светло.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали четверостишья. Эти темы сейчас актуальны в наше время. Что хочет автор нам сказать своими стихами?

Учитель: Вы правы, ребята, у лжи нет ног, когда-нибудь она всплывет снаружи. Никогда не лгите никому. И именно этому нас призывает наш поэт; быть честными и правдивыми.

Да, ребята, много теплых слов можно сказать о нашем любимом поэте. Что же сказали его друзья, писатели, критики. У вас было домашнее задание:

Подготовить высказывание о А.П.Кешокове.

Пожалуйста, вам слово.

Пока высказывания о писателе зачитывается, давайте отгадаем кроссворд и выполним тесты.

На доске написан кроссворд, вы должны решить его. И второе задание – решить тестовое задание. (К доске выходят два ученика и выполняют задания), пока зачитываются высказывания.

Высказывания о А.Кешокове

  1. Писатель Владимир Солоухин (показ слайда) “Со своею посадкой в седле”.
  2. Давид Кугультинов - народный поэт Калмыкии (показ слайда) “Светлый родник поэзии”.
  3. Геннадий Коммодов “Он сражался пером”.
  4. Савва Дангулов - писатель.
  5. Раиса Ахматова - поэтесса Чечено-Ингушетии (показ слайда) “Благословляю тот день”.
  6. Салим и Фуад Эфендиевы (показ слайда) “Алим Кешоков и Кайсын Кулиев”.

Учитель: Да, ребята, как сказал сам поэт, Кулиев и Кешоков – они как два крыла горской песни. И мы должны гордиться тем, что именно эти два замечательных “Человека “с большой буквы, жили у нас, что они наши земляки. Оба они внесли большой вклад в нашу национальную культуру. Действительно, Алим Кешоков и Кайсын Кулиев не знали друг друга. Их познакомила и свела война. Наверное, они встретились бы друг с другом, но как сблизила их война, не получилась бы такой дружбы. И эта встреча стала радостью для них обоих. А встретились они случайно в конце 1942 года. А потом они долгое время были неразлучными друзьями.

Когда они ушли на фронт, когда их свела судьба, Алиму было 29 лет, вместе ели горький хлеб войны, проходили под одними пулями, падали под разрывами бомб и снарядов на Перекопе. Тогда они по-братски делились не только хлебом, но и своими мыслями и тревогами, заботами, воспоминаниями о нашей родной земле. Послушайте стихотворение Кулиева, которое посвящено Алиму Кешокову.

Руслан: Мы были там, мой друг, мой брат Алим!
Одной с тобой мы укрывались плащ- палаткой.
Когда гремел огонь, жесток, неумолим.
С солдатскою судьбой мы не играли в прятки.

Учитель: Да, ребята. Вслушайтесь в эти слова, вдумайтесь в эти слова. Этим четверостишьем можно увидеть, услышать, то, что они пережили, то, что они могли погибнуть, но они не побоялись смерти и встретились лицом к лицу с ней. Хотите, я вам расскажу историю плащ- палатки? Слушайте. Когда Кулиева ранили, Алим нес его до ближайшего медсанбата. Сам Кешоков писал: ” Его ранило под Севастополем. Кровь залила мне одежду так, что невозможно было разобрать, чья эта кровь - моя или друга. Я тащил его на себе в госпиталь. И когда его уносили на носилках, он сорвал с себя плащ – палатку и бросил мне: “ Носи на здоровье”. Об этом случае Алим Кешоков написал стихотворение, посвященное Кайсыну Кулиеву.

А теперь послушайте стихотворение “Кайсыну Кулиеву” внимательно.

Чтение стихотворения “Кайсыну Кулиеву” - Канкулова Марианна.

Мы пили воду из Чегема:
Ты наверху, а я - внизу.
И нам с тобой дарило небо
Одну зарю, одну грозу.

И подняла одна тревога
Нас одного с тобой числа,
Одна жестокая дорога
В одно сраженье увела.

К одной скале мы прижимались
Перед атакою в Крыму
И нам одни припоминались
Вершины горные в дыму.

Узнал я боль крамольной муки
Жил со склоненной головой,
Пока со мною был в разлуке
Ты, оклеветанной молвой.

Мы оба вспоены Чегемом,
И, очеканенный в веках,
Как боевой клинок в чехле, нам
Подарен месяц в облаках.

И не двулики, а двуглавы
И постоянны, как Эльбрус,
Мы для Кавказа ищем славы,
Неся годов сердечный груз.

И как назначено судьбою,
Мы - горской песни два крыла,
И одного ружья с тобою
Два неразлучные ствола.

Мы - всадники, что стремя в стремя
Летят, избрав нелегкий путь.
И волны поднимают время
И опускают нам на грудь.

Учитель: Дружба этих двух поэтов продолжалась и крепла от года в год. Они дружили семьями, поздравляли друг друга с праздниками и днями рождения. И так до конца своих дней они были вместе. Вместе делили все и радости и горечи, как бывало на войне. Они дружили более 40 лет. Но однажды все оборвалось в один миг.

Мы сегодня стали беднее. Ошеломляющая черная весть о смерти выдающегося писателя, великого сына Кабардино-Балкарии Алима Кешокова обескуражила всех нас. Мы сегодня стали нравственно беднее.

Уйдет корабль и возвратится снова,
Когда в просторах моря не заблудится.
Поэт, оставив истинное слово,
Хоть сам уйдет, но в мире не забудется.

Учитель: Эти строки его слова. Действительно, Алим Кешоков ушел от нас, но его мы никогда не забудем. Когда весть услышала Кабардино- Балкария, все горевали вместе с семьей А.Кешокова. А род Кешокова горевала вдвойне. Вдвойне, потому что 29 февраля 2001 года они хоронили не только Алима, но и ее родную сестру- Таужан, которая услышав о смерти своего брата, скончалась от сердечного приступа. 29 февраля род Кешоковых разделился на две группы: одни уехали в Краснодар, где жила Таужан со своей семьей, а другие остались в Нальчике – для похорон Алима. Алим был душой, добрым другом и щедрым советчиком не только для семьи и рода, но и для всего нашего народа.

Алим завещал своему брату Хатау, чтобы его похоронили в своем родном Шалушкинском кладбище, рядом со своими родителями. Его хотели похоронить в Москве, где он жил и работал, но согласно его завещанию, правительство России посодействовало, и его похоронили в с.Шалушке, рядом с родителями, как завещал брату, выполнили последнюю волю поэта. А завещание – это святое у нашего народа. Его надо выполнять. Да, Алим Кешоков – это целая эпоха в кабардинской литературе. Он занял в ней одно из почетных мест. Алим заработал это своим чудесным самобытным творчеством. Он внес большой, незабываемый вклад, как в поэзию, так и в прозу.

Ушел от нас великий писатель. Но он останется в наших сердцах навсегда. Творчество Алима Кешокова близко нам. Оно покоряет философской глубиной осмысления жизни, сердечной щедрости к людям. Поэт достойно прожил свою жизнь. А теперь послушайте стихотворение поэта Ахмата Созаева, посвящённое Алиму Кешокову.

Кантемир: Алиму Кешокову.

Любое твое слово – это слава
Народов, побратавшихся давно.
Бессмертие – твое святое право,
Величием даруется оно.

Марианна: Учителю почтением воздам.
Я вижу: свет кешоковского дара
Несет тепло все новым очагам.
Когда, о Тамада, творишь ты, держит
Земля с тобою вместе твой калым –
И травы, и деревья свою нежность
Передают трепещущим словам.
Кайсын, твой брат балкарский, и ныне с нами,
О вечности с тобой он говорит.
И над землей родимой, словно знамя,
Талант великих мастеров горит.

Закрепление темы урока.

Вот и закончился наш урок. Давайте закрепим, что же мы узнали нового на нашем уроке?

Ученик: Мы узнали на этом уроке много о писателе, о его семье, о друзьях, родственниках.

Ученица: А ещё мы познакомились с ранним творчеством поэта, читали его стихи, решали кроссворды по творчеству Алима Кешокова, работали по итеративной доске, решали тесты, защищали рефераты по творчеству Алима Кешокова.

Учитель: На этом наш урок заканчивается, Сегодня все поработали очень активно, я ставлю всем оценки. Отмечайте домашнее задание:

  1. Выучить одно стихотворение Алима Кешокова по выбору с комментированием.
  2. Сделать анализ стихотворения.

А теперь мы закончим урок песней на слова Алима Кешокова “О Родине”.

Адыгэ уафэ, адыгэ щIылъэ,
Уэгум сихьамэ, щIылъэр си плъапIэщ,
Адыгэ уафэ, адыгэ щIылъэ,
Уи лъахэм ситмэ, дунейм сытеткъэ.
Небо адыгов, земля адыгов,
В небо вздымаясь,тобой любуюсь.
Небо адыгов, земля адыгов.
Пока живу я, дышу тобою.