Последовательность выполнения работы. Распределение температуры на земле в июле и январе

07.09.2017

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Определение координат крайних точек территории России»

Ход работы:

План характеристики географического положения страны:

1. На каком материке находится страна, в какой его части?

2. Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

3. В каких поясах освещенности находится страна?

4. Каковы сухопутные и морские границы страны?

5. Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?

12.09.2017

Практическая работа № 2 (обучающая)

«Решение задач на определение поясного времени»

Цель: Научиться решать задачи по определению местного и поясного времени.

Ход работы:

Для определения местного времени необходимо:

1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;

5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

1. меридиан Самары - 51º в.д.;

2. меридиан Магадана - 151º в.д.;

3. расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º

4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут.

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

03.10.2017

Практическая работа № 3 (обучающая)

«Выявление взаимозависимостей тектонической структуры,

Формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»

12.10.2017

Практическая работа №4 (обучающая)

"Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

1) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

14.11.2017

Практическая работа №5

" Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1) Проведите анализ синоптической карты

2) Сравните состояние погоды в городах по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Практическая работа № 1.

Характеристика географического положения России.

Практическая работа 2.

Определение поясного времени по карте часовых поясов

Цели работы: в ходе выполнения практической работы , используя текст учебника - § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

I . Теоретическая часть (время выполнения 15 мин). Изучив текст § 4 и рис. 5 на с. 17:

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

2. Какое время называется местным?

3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

7. В каком часовом поясе находится Ставрополь?

8. Что называется поясным временем?

9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

II. Обсуждение вопросов (10 мин).

III . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч. Краткая запись условия: Москва - 10 ч.

Якутск - ? Последовательность выполнения задания:

1) определить, вкаких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - в 8-м;

2) определить разницу между часовыми поясами:

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Дополнительные задания

1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в1-й?

2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете вМурманск на такое же расстояние не надо?

3. Чем отличается поясное время от декретного?

4. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

5. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря , если оно было послано из Владивостока 1 января ?

Практическая работа 2.

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указанных в таблице форм рельефа.)

Формам рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

Алданское нагорье

Уральские горы

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Практическая работа 3.

Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.

Цели работы: 1.По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Практическая работа 4.

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение.

Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы: 1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?

3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Практическая работа 5.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды.

Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с 1860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы : 1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1. Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

2. Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

Практическая работа 6.

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

Цели работы: 1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2. Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих фак-

торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3. Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа 7.

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

Цели работы: 1.Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей. 2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

1. Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

2. Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).

3. Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы:

4. Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.

5. Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Практическая работа 8.

Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования.

Реки - «продукт климата».

Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, рис. 40 на с. 76, рис. 42, 43 на с. 79, табл. «Крупные реки России» на с. 87, составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отмечены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана принадлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенности водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны падение, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйственного использования. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.

Практическая работа 9.

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрастом территории - с другой.

Цели работы: 1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите условия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Практическая работа 10

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Цели работы: 1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

2.Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.

Практическая работа 11

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы: 1. Используя различные источники географичес­кой информации, выявить природные ресурсы и условия их освое­ния на примере Кавказа.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники геофафической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16-27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.

2. На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты долж­ны соответствовать знакам легенды атласа.

3. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

Практическая работа 12

Составление по каргам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)

Восхождение человечества к вершинам прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы - природных (или естественных) ресурсов.

Цели работы: 1. Составить по картам и статистическим материалам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, составьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.

2. Результаты оформите в виде таблицы.

Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности

1. Рассматривая карты многолетнего среднего распределения температуры воздуха на уровне моря для отдельных календарных месяцев и для всего года, мы обнаруживаем в этом распределении ряд закономерностей, указывающих на влияние географических факторов.

Таково прежде всего влияние широты. Температура в общем убывает от экватора к полюсам в соответствии с распределением радиационного баланса земной поверхности. Это убывание особенно значительно в каждом полушарии зимой, потому что вблизи экватора температура мало изменяется в годовом ходе, а в высоких широтах зимой она значительно ниже, чем летом.

Однако изотермы на картах не вполне совпадают с широтными кругами, как и изолинии радиационного баланса. Особенно сильно они отклоняются от зональности в северном полушарии. В этом ясно видно влияние расчленения земной поверхности на сушу и,море, что мы подробнее рассмотрим дальше. Кроме того, возмущения в распределении температуры связаны с наличием снежного или ледяного покрова, горных хребтов, с теплыми и холодными океаническими течениями. Наконец, на распределение температуры влияют и особенности общей циркуляции атмосферы. Ведь температура в каждом данном месте определяется не только условиями радиационного баланса в этом месте, но и переносом воздуха из других районов. Например, самые низкие температуры в Евразии обнаруживаются не в центре материка, а сильно сдвинуты в его восточную часть. В западной части Евразии температуры зимой выше, а летом ниже, чем в восточной, именно потому, что при преобладающем западном направлении воздушных течений с запада в Евразию далеко проникают массы морского воздуха с Атлантического океана.

2. Год. Отклонения от широтных кругов меньше всего на карте средних годовых температур для уровня моря (карта XI). Зимой материки холоднее океанов, а летом теплее, поэтому в средних годовых значениях противоположные отклонения изотерм от зонального распределения частично взаимно компенсируются. На средней годовой карте мы находим по обе стороны от экватора в тропиках широкую зону, где средние годовые температуры выше 25 °С. Внутри этой зоны очерчиваются замкнутыми изотермами острова тепла над Северной Африкой и, менее значительные по размерам, над Индией и Мексикой, где средняя годовая температура выше 28 °С. Над Южной Америкой, Южной Африкой и Австралией таких островов тепла нет; однако над этими материками изотермы прогибаются к югу, образуя <языки тепла>: высокие температуры распространяются здесь дальше в сторону высоких широт, чем над океанами. Мы видим, таким образом, что в тропиках в среднем годовом материки теплее океанов (речь идет о температуре воздуха над ними).

Во внетропических широтах изотермы менее отклоняются от широтных кругов, особенно в южном полушарии, где подстилающая поверхность в средних широтах представляет собой почти сплошной океан. Но в северном полушарии мы все-таки находим в средних и высоких широтах более или менее заметные отклонения изотерм к югу над материками Азии и Северной Америки. Это значит, что в среднем годовом материки в этих широтах несколько холоднее океанов.

Самые теплые в среднем годовом места Земли лежат на побережьях южной части Красного моря. В Массауе (Эритрея, 15,6° с. ш., 39,4° в. д.) средняя годовая температура на уровне моря 30 °С, а в Ходейде (Йемен, 14,6° с. ш., 42,8° в. д.) даже 32,5 °С. Самым холодным районом является Восточная Антарктида, где в центре плато средние годовые температуры -50 ... ... 55 С. 1

3. Январь (карта XII). На картах для января и июля (центральные месяцы зимы и лета) отклонения изотерм от зонального направления значительно больше. Правда, в тропиках северного полушария январские температуры на океанах и материках довольно близки между собой (под каждой данной параллелью). Изотермы проходят не особенно сильно отклоняясь от широтных кругов. Внутри тропиков температура мало изменяется и с широтой. Но вне тропиков в северном полушарии она быстро убывает к полюсу. Изотермы проходят здесь очень густо в сравнении с июльской картой. Помимо того, мы находим над холодными материками северного полушария во внетропических широтах резко выраженные прогибы изотерм в направлении к югу, а над более теплыми океанами - к северу: языки холода и тепла.

Карта XI. Распределение средней годовой температуры воздуха на уровне моря (°С).

Особенно значителен прогиб изотерм к северу над теплыми водами Северной Атлантики, над восточной частью океана, где проходит ветвь Гольфстрима - Атлантическое течение. Мы видим здесь яркий пример влияния океанических течений на распределение температуры. Нулевая изотерма в этом районе Северной Атлантики проникает за полярный круг (зимой!). Резкое сгущение изотерм у берегов Норвегии говорит еще об одном факторе - о влиянии прибрежных гор, за которыми скапливается в глубине полуострова холодный воздух. Это усиливает контраст между температурами над Гольфстримом и Скандинавским полуостровом. В районе Тихоокеанского побережья Северной Америки можно заметить сходное влияние Скалистых гор. Но сгущение изотерм на восточном побережье Азии связано преимущественно с характером атмосферной циркуляции: в январе теплые массы воздуха с Тихого океана почти не попадают на материк Азии, а холодные континентальные воздушные массы быстро прогреваются над океаном.

Над северо-востоком Азии и над Гренландией мы находим даже замкнутые изотермы, обрисовывающие острова холода. В первом районе, между Леной и Индигиркой, средние температуры января достигают -48°С, а на уровне местности -50 °С и ниже, абсолютные минимумы - даже -70 °С. Это район якутского полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в Верхоянске (67,5° с. ш., 133,4° в. д.) и Оймяконе (63,2° с. ш., 143,1° в. д.).

Северо-восток Азии зимой имеет очень низкие температуры во всей толще тропосферы. Но возникновению чрезвычайно низких минимумов температуры у земной поверхности способствуют в указанных районах орографические условия: эти низкие температуры наблюдаются на впадинах или долинах, окруженных горами, где создается застой воздуха в нижних слоях.

Вторым полюсом холода в северном полушарии является Гренландия. Средняя температура января на уровне местности здесь понижается до -55 °С, а наинизшие температуры в центре острова доходят, по-видимому, до таких же низких значений, как в Якутии (-70 °С), На карте изотерм для уровня моря этот гренландский полюс холода выражен не так хорошо, как якутский, вследствие большой высоты гренландского плато. Существенное отличие гренландского полюса холода от якутского состоит в том, что и летом температуры над льдами Гренландии очень низки: средняя температура июля на уровне местности до - 15°С. В Якутии же температуры летом сравнительно высоки: того же порядка, что под соответствующими широтами в Европе. Поэтому гренландский полюс холода является постоянным, а якутский - только зимним. Очень холоден и район Баффиновой Земли.

Карта XII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в январе (°С).

В области Северного полюса средняя температура зимой выше, чем в Якутии и Гренландии, так как циклоны сравнительно часто заносят сюда воздушные массы с Атлантического и Тихого океанов.

В южном полушарии в январе лето. Распределение температуры в тропиках южного полушария над океанами весьма равномерно. Но над материками в Южной Африке, Южной Америке и особенно в Австралии намечаются Хорошо выраженные острова тепла со средними температурами до 34 °С в Австралии. Максимальные температуры достигают в Австралии 55 °С. В Южной Африке температуры на уровне местности не так высоки вследствие значительных высот местности над уровнем моря: абсолютные максимумы температуры не превышают 45 °С.

Во внетропических широтах южного полушария температура падает более или менее быстро примерно до 50-й параллели. Затем идет широкая зона с однородными температурами, близкими к 0-5 °С, до самых берегов Антарктиды. В глубине ледяного материка температура падает до -35°С. Следует обратить внимание на языки холода над океанами у западных берегов Южной Америки и Южной Африки, связанные с холодными океаническими течениями.

4. Июль (карта XIII). В июле в тропиках и субтропиках северного, теперь летнего полушария хорошо выражены острова тепла с замкнутыми изотермами над Северной Африкой, Аравией, Центральной Азией и Мексикой. Нужно заметить, что как Мексика, так и Центральная Азия обладают большими высотами над уровнем моря, и температуры на уровне местности там не так высоки, как на уровне моря.

Средние июльские температуры в Сахаре достигают 40 °С (на уровне местности несколько ниже). Абсолютные максимумы температуры в Северной Африке доходят до 58 °С (Азизия в Ливийской пустыне, южнее города Триполи; 32,4° с. ш., 13,0° в. д.). Немногим ниже, 57°С, абсолютный максимум температуры в глубокой впадине среди гор в Калифорнии, в Долине

Карта XIII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в июле (°С).

Рис. 28. Зависимость средней температуры воздуха у земной поверхности от географической широты. 1 - январь, 2 - июль, 3 - год.

Смерти (36,5° с. ш., 117,5° з. д.). В СССР абсолютные максимумы температуры в Туркмении доходят до 50 °С.

Над океанами воздух холоднее, чем над материками, как в тропиках, так и во внетропических широтах.

Островов тепла и холода с замкнутыми изотермами во внетропических широтах северного полушария нет, но заметны прогибы изотерм к экватору над океанами и к полюсу над материками. Прогиб изотерм к югу мы видим и над Гренландией с ее постоянным ледяным покровом. Низкие температуры над Гренландией, конечно, лучше выражены на уровне местности, где средняя температура в центре острова ниже -15 °С.

Интересно сгущение изотерм у берегов Калифорнии, связанное с соседством перегретых пустынь и холодного Калифорнийского течения. Средняя температура июля на побережье Северной Калифорнии около 16°С, а в пустыне внутри страны до 32 °С и выше. Следует также отметить языки холода над Охотским и Беринговым морями и над Байкалом. Температура над последним в июле понижена примерно на 5°С по сравнению с районами, удаленными от озера на 100 км.

В южном полушарии в июле зима и замкнутых изотерм над материками нет. Влияние холодных течений у западных берегов Америки и Африки сказывается и в июле (языки холода). Но в общем изотермы особенно близки к широтным кругам. Во внетропических широтах температура довольно быстро понижается в направлении к Антарктиде. На окраинах материка она достигает -15...-35 °С, а в центре Восточной Антарктиды средние температуры близки к -70 °С. В отдельных случаях наблюдаются температуры ниже -80 °С, абсолютный минимум ниже -88 °С (ст. Восток, 72,1° ю. ш., 96,6° в. д., высота 3420 м). Это полюс холода не только южного полушария, но и всего земного шара.

На температуру воздуха также влияет рельеф местности. С высотой температура воздуха понижается (на 0,6ºC на каждые 100 м), поэтому горные и равнинные территории, расположенные вдоль одной широты, имеют неодинаковую среднюю температуру воздуха. В горах она существенно ниже (см. рис. 2) .

Рис. 2. Понижение температуры с высотой

Летом холоднее всего на Крайнем Севере. На некоторых островах Северного Ледовитого океана средние температуры самого теплого месяца составляют 0ºC.

Самая высокая температура воздуха в июле (+45ºC), при средней +24ºC (как на экваторе), зарегистрирована на Прикаспийской низменности, в районе знаменитых соленых озер Эльтон и Баскунчак. Эта территория расположена на юге нашей страны, и в летнее время для нее характерен высокий угол падения солнечных лучей. Низкая влажность воздуха и безоблачное небо увеличивают долю прямой радиации. Прохладные ветры с Атлантики территории не достигают, зато часто дуют знойные и сухие ветры из Центральной Азии, приносящие континентальные тропические воздушные массы. В это время наблюдаются наиболее высокие температуры воздуха (см. рис. 3).

Рис. 3. Факторы, формирующие климат Прикаспийской низменности

На распределение температур января решающее воздействие оказывает циркуляция атмосферы, т. е. движение воздушных масс. Теплый в зимнее время воздух Атлантики не позволяет европейской части страны охлаждаться. Изотермы января на большей части территории России имеют не субширотное, а субмеридиональное простирание: чем ближе к Атлантическому океану, тем теплее. В Ростове-на-Дону средние температуры января -4…-8ºC, в Москве -8… -12º C; в Омске и Екатеринбурге -16…-20º C;в Иркутске -24… -32º C; в Якутске ниже -40ºC (см. рис. 4).

Рис. 4. Средние температуры января на территории России ()

Наиболее низкие температуры характерны для северо-востока Сибири. От Атлантики эта территория удалена, от Тихого океана отделена горами. Кроме того, проникновению тихоокеанского воздуха препятствует господство здесь в зимнее время высокого атмосферного давления. «Полюсами холода» Северного полушария Земли считаются поселки Верхоянск и Оймякон (см. рис. 5).

Рис. 5. Верхоянск и Оймякон - полюса холода северного полушария

В конце XIX в. (1892 г.) в Верхоянске была зарегистрирована самая низкая температура воздуха: -69ºC. В Оймяконе в тот год наблюдения не велись. Однако в другие годы отмечали, что в самые холодные ночи температура воздуха в Оймяконе по сравнению с Верхоянском примерно на 2ºC ниже. Исходя из этого, посчитали, что абсолютный минимум температуры характерен для Оймякона и составляет 71ºC. С Северо-востоком Сибири конкурирует лишь ледяная Антарктида. На станции «Восток» зарегистрирован абсолютный минимум температуры воздуха на Земле - -89,2ºC (21 июля 1983 г.) (см. рис. 6).

Рис. 6. Станция «Восток»

Аномально низкие температуры воздуха в этом районе обусловлены совокупным воздействием всех климатообразующих факторов. Территория расположена в районе северного полярного круга и в зимнее время получает мало солнечного тепла. Ясное из-за высокого атмосферного давления небо способствует дополнительному выхолаживаю. Оба пункта расположены в межгорных котловинах, где застаивается холодный воздух. Пространственное и временное совпадение всех условий обусловило формирование «полюса холода» северного полушария (см. рис. 7).

Рис. 7. Факторы, формирующие климат северо-востока Сибири

На распределение осадков влияют главным образом циркуляционные процессы и рельеф. Большую часть влаг на территорию России приносят циклоны Атлантического океана. Благодаря западным ветрам и отсутствию горных барьеров они проникают далеко на восток. Влажное «дыхание» Атлантики ощущается вплоть до Енисея. С запада на восток количество осадков постепенно уменьшается. В Санкт-Петербурге и Московской области годовая сумма осадков более 650 мм; в Самаре - не более 500 мм; в Якутске - около 350 мм; а в Верхоянске - 128 мм (меньше, чем в Багдаде, окруженном пустынями).

Рис. 8. Годовое количество осадков ()

Самое большое количество осадков характерно для наветренных склонов гор. Это относится к западным склонам Урала, Алтая и особенно Большого Кавказа. С Тихого океана влаги приносится существенно меньше. Глубокому проникновению тихоокеанских воздушных масс препятствует западный перенос, господствующий в умеренных широтах, а кроме того характер рельефа.

Воздушные массы с Северного Ледовитого океана могут проникать далеко на юг. Но это холодный, а значит сухой воздух. Кроме того, при движении на юг северные воздушные массы прогреваются, и их относительная влажность становится еще ниже - в летнее время проникновение воздуха с Северного ледовитого океана на юг вызывает засухи.

Наряду с количеством осадков не менее важной климатической особенностью является их режим, т. е. распределение по сезонам года. На большей части территории нашей страны осадки распределяются неравномерно: большая часть их приходится на теплое время года, т. е. на лето. Более отчетливо летний максимум осадков выражен в азиатской части страны. Это обусловлено малым количеством осадков в зимнее время вследствие господства здесь области высокого атмосферного давления (см. рис. 9).

Рис. 9. Осадки теплого периода ()

Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в Приморье (Владивосток); количество летних осадков здесь примерно равно сумме осадков за остальные сезоны года.

Относительно равномерным распределением влаги по сезонам года характеризуются восточное побережье Камчатки и западные склоны Кавказских гор. В любой из сезонов здесь выпадает не менее 200 мм влаги. Это не только наиболее влажные, но и самые снежные территории страны.

Место с максимальным годовым количеством осадков - наветренные склоны хребта Ачишхо близ Сочи (западный склон Большого Кавказа), где годовая сумма осадков составляет 3240 мм. Влажный воздух приносится черноморскими циклонами. Встречая на своем пути горные склоны, воздух поднимается вверх и охлаждается, что способствует выпадению осадков. Эти процессы происходят круглый год вне зависимости от сезонов, что обуславливает относительно равномерное распределение атмосферной влаги в течение года.

Рис. 10. Хребет Ачишхо ()

Самые сухие места в России - межгорные котловины Алтая (Чуйская степь) и Саян (Убсунурская котловина). Годовая сумма осадков здесь едва превышает 100 мм. Влажный воздух не доходит до внутренних частей гор. Более того, опускаясь вдоль склонов в котловины, воздух нагревается и еще больше иссушается (см. рис. 11 и рис. 12).

Рис. 11. Чуйская степь ()

Рис. 12. Убсунурская котловина ()

Обратим внимание, что места как с минимальным, так и максимальным количеством осадков расположены в горах. При этом максимальное количество осадков выпадает на наветренных склонах горных систем, а минимальное - в межгорных котловинах.

300 мм осадков - это много или мало? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Такое количество осадков характерно, например, и для северной, и для южной части Западно-Сибирской равнины. При этом на севере территория явно переувлажнена, о чем свидетельствует сильная заболоченность; а на юге распространены сухие степи - проявление дефицита влаги. Таким образом, при одинаковом количестве осадков условия увлажнения оказываются принципиально различными.

Для того чтобы оценить, сухой климат в данном месте или влажный, необходимо учитывать не только годовое количество осадков, но и испаряемость.

Испаряемость - количество влаги, которое могло бы испариться при данных температурных условиях. Как и количество осадков, испаряемость измеряется в миллиметрах.

При этом от суммы осадков величина испаряемости не зависит. Она определяется количеством тепла, которое получает данная территория. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги может испариться.

Линии, соединяющие на карте точки с одинаковой испаряемостью, имеют широтное простирание. Испаряемость может быть больше, равной или меньше количества осадков (см. рис. 13).

Рис. 13. Испарение и испаряемость ()

Отношение годового количества осадков к испаряемости называется коэффициентом увлажнения :

К= О/И

К - коэффициент увлажнения

О - годовое количество осадков

И - испаряемость

Если К > 1 - увлажнение избыточное (тундра, тайга, леса).

Если К = 1 - увлажнение достаточное (лесостепь и степь).

Если К < 1 - увлажнение недостаточное (полупустыня).

Если К < < - увлажнение скудное (пустыня).

Коэффициент увлажнения - основная характеристика обеспеченности территории влагой. Он в значительной степени определяет особенности таких природных компонентов, как поверхностные воды, почвенно-растительный покров, животный мир.

Список литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе.
  2. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012.
  4. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. УМК (учебно-методический комплект) «СФЕРЫ». Учебник «Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Атлас.
  1. №3. Распределение тепла и влаги на территории России. ()
  2. Климатообразующие факторы и циркуляция атмосферы ()
  3. жемесячные климатические данные для городов России ()
  4. Температура в России растёт в 2,5 раза быстрее, чем в остальном мире ()
  5. Новые рекорды отрицательной температуры зафиксированы во многих регионах России ()
  6. Карты температур с выбором региона ()
  7. Карты осадков с выбором региона ()

Домашнее задание

  1. Какие закономерности тепла и влаги существуют на территории нашей страны?
  2. Как определяют коэффициент увлажнения и почему этот показатель так важен?
  3. Используя карты атласа, заполните таблицу:

Показатели/Пункт

Калининград

Екатеринбург

Средние температуры июля

Средние температуры января

Испаряемость

Коэффициент увлажнения