Способы образования наречий в русском. Основные способы образования наречий. Раздельное и слитное написание

Во фразеологическом словаре есть очень интересное выражение «ходить фертом», что означает: ходить «руки в боки», словно собираясь пуститься плясать. Человек в таком виде похож на букву «эф», которую в славянской азбуке называли «ферт». В славянской азбуке имелось даже несколько букв: «фита» и «ферт», которые обозначали звук «ф».

Порой, дело могло дойти до курьезов. К примеру, в справочнике «Весь Петроград» люди, фамилия которых была Федоров, были в разделе на «фиту» и на «ферт», потому что эту фамилию можно было писать через обе эти буквы, а это существенно затрудняло поиск.

Зачем же потребовались две буквы, чтобы обозначить один звук? К тому же, не только двух букв много, но и одна буква, обозначающая звук «ф», у нас «разгильдяйничает». Дело в том, что в русском языке слишком мало слов с «чистым» звуком «ф» (фи, уф, фыркнуть, тьфу).

В русском языке очень часто звук «ф» слышится в таких словах, как «кров», «рукав», «травка», но этот звук является не чем иным, как оглушенным «в», потому что перед гласной мы слышим звук «в»: «рукава», «крова».

Буквы «фита» и «ферт» попали в наш алфавит только потому, что в греческом алфавите тоже были обе буквы: «ферт», обозначающая звук «пх», и «фита» (иначе «тэта») обозначающая звук «тх». Слова «арифметика», «Федор» писались через «фиту», а «Филипп» - через «ферту».

У греков строго соблюдалось различие употребления этих букв. А в русском языке двойной звук «ф» вносил только путаницу, поэтому в 1918 году «фита» была исключена из нашего алфавита.

А нужна ли нам вообще буква «эф»? Да, ей нашлось применение. Она стала для нас, как «переводчица». Когда к нам попадает чужое слово со звуком «ф», тогда нужна буква «эф». Именно таким образом и появились в русском языке слова «лифт», «фокус», «факел», «фотография».

Какую букву называли бездельником лодырем разбойником в старом алфавите? Почему она считалась самой дорогой

  • ер.Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
  • а дорогой она, по-видимому, считалась потому, что на ненужные "еры" уходило до 8-10 % бумаги и чернил.

    Л. Успенский в книге "Слово о словах" пишет, что
    только в одном дореволюционном издании романа Л. Толстого "Война и мир" на
    2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы ер
    собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы
    70 с лишним страниц.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Особенности употребления ь и ъ в русском алфавите особенности употребления ь и ъ в русском алфавите 1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я: после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд; в словах иноязычного происхождения после…

  • Сколько в современном русском алфавите букв, названия… Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых не включают в себя сами эти буквы? Русское письмо является звуковым, то есть в нём при помощи букв изображаются звуки. Буквы -…

  • Особенность употребления букв ь и ъ в русском… 1.Особенность употребления букв ь и ъ в русском алфавите. 2.Использование ь для обозначения мягкости согласных. 3.Написание ь после шипящих. 4.Правописание -тся- и -ться- в глаголах. 5.Употребление разделительных ь и ъ..1 слитное написание приставок и раздельное написание предлогов 2 правописание не с глаголами. Ъ знак пишется…


2.Какое из утверждений является неверным? А)Наречия меры и степени отвечают на вопросы какой? чей? Б)Наречия образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? В)Наречия места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Г)Наречия времени отвечают на вопросы когда? как долго?


3.Какое из утверждений является неверным? А)Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Б)В предложении наречия являются дополнениями. В)Чаще всего наречия зависят от глаголов. Г)Наречие может входить в словосочетание с прилагательным или другим наречием.


4.Какое из утверждений является неверным? А)Наречия на –о(-е) могут иметь степень сравнения. Б)Простая сравнительная степень образуется с помощью слов более или менее. В)Сложная сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее(-ей),-е,-ше. Г)Превосходная степень наречий состоит из сравнительной степени наречия и слова всех.





11.Образуте словосочетания из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова. А)есть 1.насмерть Б)терпеть 2.вперемежку В)остаться 3.вперемешку Г)попасть 4.всухомятку Д)застать 5.невмочь Е)высадить деревья и кусты 6.внакладе Ж)сложить книги и тетради 7.врасплох З)испугаться 8.впросак


12.Образуйте словосочетания из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова.Обратите внимание на написание наречий с приставкой в- и суффиксом –ую(-ью) А)играть 1.вплотную Б)сыграть 2.врассыпную В)подойти 3.вслепую Г)броситься 4.вручную Д)сделать 5.втемную Е)бродить 6.вничью


13.Образуйте словосочетание из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова. Обратите внимание на написание наречий: в своем составе они имеют существительные, которые в современном русском языке не употребляются. Такие наречия пишутся слитно. А)убраться 1.вдоволь Б)стащить 2.восвояси В)наиграться 3.взаперти Г)ответить 4.втихомолку Д)сидеть 5.дотла Е)сжечь 6.невпопад




15.Какое из утверждений является неверным? А)в наречиях с приставками с-, -из, до- на конце обычно пишется о. Б)в наречиях с приставками в-, на-, за- на конце обычно пишется а. В)в наречиях на –о(-е) пишется столько н, сколько их в прилагательном, от которого образовано наречие. Г)на конце наречий после шипящих пишется ь (исключения: уж, замуж, невтерпеж)


16.Какое из утверждений является неверным? Дефис пишется: А)в наречиях с приставкой по- и суффиксами –ому, -ему, -и (по-моему, по-французски) Б)в наречиях с приставкой в-(во-) и суффиксом –ых(-их) (во-первых) В)в наречиях, образованных повторением сходных по структуре или однородных слов (крест-накрест) Г)в наречиях с приставкой по- и суффиксом –у (по-утру)


17.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 4.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. На днях, в-четвертых, натрое, влево, рысцой, вчистую, кверху, навеки, даром, вправду.


18.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Докрасна, замужем, шагом, навылет, наконец, вниз, вдвое, в-пятых, тотчас, врассыпную.


19.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Воистину, на корточках, рысью, сплеча, сейчас, надвое, в- третьих, подолгу, вслепую, вничью.


20.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным иди кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Добела, вмиг, сегодня, издавна, вовремя, вплотную, например, впятеро, вширь, верхом, наудачу. 14.А 15.А,Б 16.Г рысцой, даром; 2-на днях, кверху, навеки, вправду; 3-влево, вчистую; 4-в-четвертых, натрое шагом; 2-замужем, навылет, наконец, вниз; 3-тотчас; 4-докрасна, врассыпную; 5-вдвое, в-пятых рысью; 2-воистину, на корточках, сплеча; 3-сейчас; 4-подолгу, вслепую, вничью; 5-надвое, в-третьих верхом; 2-вмиг, вовремя, например, вширь; 3-сегодня; 4-добела, издавна, вплотную; 5-впятеро.

Слайд 1

Способы образования наречий

Слайд 3

Наречие –
самостоятельная часть речи.
Обозначают признак действия.
как?
где?
когда?
куда?
зачем?
Наречия не изменяются.

Слайд 4

Вспомним
Способы образования слов
приставочный
сложение
приставочно-суффиксальный
суффиксальный
сложение с суффиксацией

Слайд 7

легкий
грустный
хороший
наречие
Проще всего получилось с прилагательным.
Цып-цып-цып…
прилагательное
легко
грустно
хорошо
Моё, всё моё…
новый

Слайд 8

наречие
Потом пришла очередь существительного.
существительное
верх
вверх
вверху
наверху
сверх
сверху
+ в
+ в + у
+ на + у
+ с
+ с + у
приставки
суффиксы

Слайд 9

наречие
Потом наречие вернулось за прилагательным.
заново
наново
снова
вновь
по-новому
+ за + о
+ на + о
+ с + а
+ в
+ по + ому
прилагательное
новый

Слайд 10

Осталось прогуляться к глаголу.
вскачь
на скаку
в обнимку
вплавь

глагол
Пссс!
скакать
обнимать
плавать

Слайд 11

Наречие зашло и к числительному.
вдвоем
надвое
трижды

числительное
двое
трое

Слайд 12

Свиток истории
Откуда взялись наречия?

Слайд 13

замуж

за
мужем

Слайд 15

впросак
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
в
просак
станок для плетения канатов

Слайд 16

воочию
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
во
очи
глаза
своими глазами
Ю

Слайд 17

начеку
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
на
чеку
от «чекать», т.е. ждать, сторожить
на страже

Слайд 18

Свиток истории
Откуда взялись наречия?
Как образовались наречия?
громко
во-первых
мимоходом
издалека
туда
громкий
+ о
первый
+ ых
во+
ходить
+ ом
мимо+
далекий
из+
+ а
ни от чего!

Слайд 19

Выводы.
I.Наречия образуются от разных частей речи II. Наречия могут быть образованы разными способами: приставочным: давно недавно; суффиксальным: три трижды; приставочно-суффиксальным: старый по-старому; сложением слов: еле-еле; сложением слов с присоединением или: перво – наперво; в результате перехода из других частей речи: на встречу навстречу

Слайд 20

165. Определите способ образования наречий. Выпишите наречия в таблицу:
образованы с помощью приставок образованы с помощью суффиксов путём присоединения приставки и суффикса
Задумчиво (задумчивый), неуверенно (уверенно), зачарованно (зачарованный), по-детски (детский), по-взрослому (взрослый), жизнерадостно (жизнерадостный), безмолвно (безмолвный), невесело (весело), грустно (грустный), мечтательно (мечтательный), по-зимнему (зимний), когда-то (когда), печально (печальный), молчаливо (молчаливый), вдвоём (двое), по-твоему (твой), назавтра (завтра), во-первых (первый), влево (левый).

Слайд 21

166. От данных числительных образуйте наречия по образцу и запишите их в составе словосочетаний глаг. + нареч.
Двое – вдвоём; трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Двое – вдвое; трое, четверо, пятеро, шестеро. Двое – надвое; трое.
Х

Слайд 22

III. Часто существительное с предлогом становится наречием. Тогда предлог становится приставкой, а окончание – суффиксом: внизу, т.е. происходит слияние предлога с существительным. Иногда это слияние бывает неполным. По значению такое слово является наречием, а пишется как существительное: в обмен, на цыпочках, до завтра. Наречие нужно отличать от похожего на него существительного с предлогом. Имя существительное имеет или может иметь при себе пояснительное слово. Наречие пояснительного слова не имеет. Например, в (самом) низу – ждать внизу.
Выводы.

Слайд 23

Сделайте словообразовательный разбор выделенных наречий.
Мы живем недалеко, Нас найти совсем легко. Сперва направо вы пойдете, Потом налево повернете, И прямо тут же, за углом, Семиэтажный будет дом. Такой большой красивый дом, Но только мы живем не в нем. Игорь Иртеньев «Точный адрес».

Слайд 24

168. Выполните словообразовательный разбор наречий. Какие из них в настоящее время стали непроизводными?
Извне, издалека, издревле, изначала, искони, исподтишка, испокон, исполу, исстари.
2. Как вы понимаете значения наречий? 3. Найдите среди наречий синонимичные, определите, чем они отличаются друг от друга, придумайте с некоторыми из них предложения.

Слайд 25

169. Замените словосочетания одним словом – наречием, проведите их словообразовательный разбор.
Каждый день; перебивая друг друга; пересекая кому-нибудь путь; (стоять) вытянув руки по швам; без принуждения; с большим количеством грамматических ошибок; не часто, время от времени; из-под насупленных бровей.

Слайд 26

170. Образуйте от данных прилагательных наречия с помощью суффикса – о - , разберите их по составу.
Поз(?)ний, пр..восходный, бе..полезный, бе..покойный, скорый, хороший, ужас(?)ый, бе(с,сс)порный, опас(?)ный, пр..крас(?)ный, чес(?)ный, давний, горес(?)ный, радос(?)ный, п..чальный, грус(?)ный, в..сёлый, бе..мерный, бе..заветный, бе..защитный, пр..лес(?)ный, пр…имущественный.
2. Составьте 5 – 7 словосочетаний, укажите главное слово.

Слайд 27

Знаете ли вы, что…
Наречие сегодня образовалось от местоимения сего (сей – «этот») и имени существительного дня (Р.п. от слова день). Сегодня – значит «этого дня». Наречие завтра образовалось в результате сращения за утра, буквально «время, следующее за будущим утром». Затем звук [ у ] превратился в [в]. Получилось завтра. (По Л. Григорян).

    Тип урока : комбинированный

    Оборудование

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Приветствие;

    Психологический настрой;

    1. Лингвистическая разминка.
    1. Актуализация знаний.
    1. (дид.материал):

    Что обозначает наречие?

    Необходимо Отвечать только да или нет.

    1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

    2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

    Кто? что? какой? что делать? (нет)

    Где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

    (коллективная проверка)

    1. :

    Задания:

    (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места) .

    (коллективная проверка)

    1. Развитие речи .

    (Ответы учащихся)

    Разноуровневые задания:

______ (когда где как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок:

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Игра «Четвертый лишний»

(самопроверка по ключу)

  1. Физминутка

влево, вправо, вверх, вниз.

  1. Изучение нового материала.
  1. . Устный опрос класса:

(приставка, суффикс)

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

приставочно-суффиксальный );

  1. Изучение материала учебника (жужжащее чтение), по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО:

СПОСОБЫ образования:

  • приставочный
  • суффиксальный
  • приставочно-суффиксальный
  • сложение основ
  • сложение синонимов
  1. Заполнение таблицы примерами

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий ).

  1. Закрепление .
  1. упр. 237 стр. 111.

  • Рукой подать - близко
  • У черта на куличках - далеко
  • Как снег на голову - неожиданно
  • Жить душа в душу - дружно, мирно
  • Пальчики оближешь - вкусно

  1. . (устно)
  1. Рефлексия.
  1. Домашнее задание: пар.30, прочитать правило, упр. 230, 239
  1. Итоги урока, оценивание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе »

Тема: Образование наречий

Цели :

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий;

    развивать навыки морфемного разбора слов;

    развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся;

    воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

    Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовность класса к уроку;

Психологический настрой;

Сообщение темы и цели урока.

    Лингвистическая разминка.

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия.

    Актуализация знаний.

    Работа по теоретическим вопросам (дид.материал):

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов «да» или «нет»:

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие – это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы (да)

(коллективная проверка)

    Синтаксический разбор предложения :

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром – когда? – наречие времени; повсюду – где? – наречие места) .

Найти художественное определение, т.е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

    Развитие речи .

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «снег»? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

    Повторение правописания наречий.

Игра «Четвертый лишний»

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

    Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

    Изучение нового материала.

    Повторение сведений по словообразованию . Устный опрос класса:

Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный );

От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

    Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный

    суффиксальный

    приставочно-суффиксальный

    сложение основ

    сложение синонимов

    Заполнение таблицы примерами . Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом ).

    Закрепление .

    Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

    Работа с фразеологическими оборотами . Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать – близко

    У черта на куличках – далеко

    Как снег на голову – неожиданно

    Жить душа в душу – дружно, мирно

    Пальчики оближешь – вкусно

    Работать спустя рукава - небрежно

    Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

    Развитие речи. Работа над этимологией слов . (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

    Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

Как следует определять способ образования слова?

Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что удалось выполнить лучше всего?

    Итоги урока, оценивание.

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?


Повторим тему «Наречие»

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи ____

2.Наречие – это служебная часть речи._____

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам _____

4. Наречие не имеет окончания. _____

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? _____

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? _____


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень:

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

НАСМАРКУ

В доброе старое время, когда шариковых ручек ещё не было, а писали гусиными перьями и чернилами, труд переписчиков было весьма кропотлив и весьма ответственен. Чернила сохли довольно долго, тексты, которые они переписывали, чаще всего были каноническими (например, Библия, а там копия должна была точно соответствовать исходному тексту...), так что одно неверное движение - и чернила размазывались по листу (то есть смарывались).

Также слово «смарывать», то есть "стирать написанное" использовалось картежниками в 19-м веке. Смарывать означало стирать написанные мелом данные при азартных играх в карты или уничтожать долговые записи. Выражение «пойти насмарку» означает «испортиться, уничтожиться».

В праславянском языке было слово среднего рода «тло», которое означало «основание, земля, почва». Сейчас в русском языке этого слова нет, но оно сохранилось в родственных языках – украинском, сербском, болгарском. В русском же языке есть наречие дотла , которое образовалось слиянием предлога до с одной из падежных форм существительного тло . Означает это слово "до самого основания" и употребляется, кстати, оно только с одним глаголом – сгореть дотла.

Что такое стежь? Стеж- это слово в славянском языке означало «крюк, дверная петля», открыть дверной стеж – то есть распахнуть во всю ширь. Похожие слова сохранились также в хорватском, украинском и польском языках.

Слово сегодня образовалось от выражения «сей день, сего дня» - этот день, тот, который наступил. Раньше слова писались раздельно. В современном русском языке они воспринимаются как одно целое слово.

Слово «вчера» – славянское по происхождению, в русском языке используется с 11 века и означает «накануне сегодняшнего дня». Образовано оно от слова «вечер », которое означало «темнота », или «угасание ». От родительного падежа слова – «вечера» - развилось слово вчера, как бы «прошлого вечера», «накануне сегодняшнего дня» (в украинском языке есть слово вчора с тем же значением)

НАЧЕКУ
Возникло в результате слияния предлога на и исчезнувшего из языка существительного чек , означавшего "стража", "охранение". Буквально быть начеку значит "быть на страже".

НЕВМОГОТУ
Образовалось сращением сочетания не в моготу, где могота – исчезнувшее слово в значении «сила, мочь, возможность».

Очень интересное по происхождению слово. ЗАВТРА означает «на следующий день после сегодняшнего». Современная форма этого слова употребляется в русском, болгарском и украинском языках. Она развилась из старославянского слова заутра . Древняя форма заутра возникла из сочетания предлога за и сущ. утро в родительном падеже. Это сочетание выражало значение времени - «утром, рано», «то, что следует после утра» или «на следующий день» .

Со словом утро связано также сущ. завтрак (ранее – заутрок) - «утренняя еда».

Исконно русское слово, образованное сращением предлога НА с исчезнувшим из языка существительным РУЖА, где ружа означало "внешность, вид", в диалектах это слово еще известно.

ВДРЕБЕЗГИ.

В древнерусском языке существительное дребезг употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного существительного произошли также слова «дребезжать», «дробить». От слова «дребезг» во множественном числе с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги .

ИСПОДВОЛЬ
Образовано сложением предлога из-под с родительным падежом единственного числа существительного воля и в буквальном смысле значило "из-под воли, против воли".

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия

В

С

Ю

Д

У

Е

Д

З

Е

В

П

О

С

Т

О

Я

Н

Н

О

В

Р

М

И

Р

Н

О

Е

Л

Е

Ы

Я

З

С

П

Р

А

В

А

Ч

С

Д

И

О

В

Е

Л

А

Н

У

О

О

Н

И

З

Д

А

Л

И

Т

К

М

В

О

Ш

О

Р

О

Х

Ь