Что делать когда сильно болит душа. Болит душа. Причины душевной боли

На самом деле никто от "Южного потока", увы, не отказался - эта дорогостоящая авантюра будет реализовываться как и предполагалось, только теперь страной входа будет не Болгария, а Турция (в Стамбуле принято решение строить газопровод с новым названием в Турцию мощностью все те же 63 млрд кубометров в год , так что это те же ослиные уши, только в профиль). Еще в мае Путин говорил, что если Болгария будет упорствовать, "мы найдем страну - нечлена ЕС" для того, чтобы обеспечить наземный вход из Черного моря вместо Болгарии. Такая "страна-нечлен" в природе есть только одна, и вот в итоге с ней договорились.

Турция давно мечтала замкнуть все транзитные потоки российского газа на себя, и вот теперь она эту возможность получила. Турция - намного более тяжелый партнер, чем Украина с ее дешевыми транзитными тарифами. Например, Турция всегда настаивала выступать в роли перепродавца газа, транспортируемого по ее территории - мы сами у вас покупаем русский газ, а дальше перепродаем в Европу. Поскольку условия соглашения о новом газопроводе через Турцию не разглашаются, а руководство Турции предельно прагматично и, хорошо понимая, в какие трудные условия попал сейчас Путин с "Южным потоком", скорее всего настроено по максимуму выкрутить ему руки (о скидке на газ в 6% по действующим контрактам уже объявлено, Россия поставляет в Турцию около 30 млрд кубометров газа в год, это получается примерно 700 млн долларов в год потерь от скидки), то можно ожидать худшего в этом плане.

Из пиаровских соображений решили объявить не что "Южный поток" просто перенаправляется из Болгарии в Турцию, а что "мы типа отказываемся от "Южного потока" вообще". Это сделано для того, чтобы все пропутинские силы в Европе смогли взвыть с утроенной силой "Ааааа, мамочки, что же это такое делается, теперь же мы замерзнем без российского газа, Путин родненький спаси-помоги!!!" Соответствующая пиар-атака, уверен, уже подготовлена, хотя на самом деле ничего не меняется.

Что касается Болгарии, то, утверждая, что эта страна потеряла €400 млн годового дохода от транзита, Путин забывает упомянуть о том, что он вообще-то пытался заставить Болгарию вложить уже сегодня и свой €1 млрд в строительство болгарской секции "Южного потока", оплачивая таким образом гонорары всяких путинских Тимченок , на что правоцентристская партия ГЕРБ во главе с Бойко Борисовым справедливо возражала: слушайте, вы нас заставляете вкладывать свой миллиард евро в ваш газопровод, так дайте гарантии, что он будет востребован, заполнен, и мы получим те самые €400 млн от транзита, которые вы нам обещаете? Нет, таких гарантий "Газпром" давать был не готов. Так что путинские €400 млн для Болгарии существуют только на словах, а вот с Болгарии требовали весьма конкретного и ощутимого денежного вклада в "Южный поток". И еще пытались, лукаво подмигивая, впарить на эти цели болгарам кредит от одного из путинских банков, и еще и им дать заработать на этом. Типичное путинское кидалово. Это к вопросу о болгарском суверенитете, его наличии или отсутствии.

В ноябре вокруг "Южного потока", и так замороженного по инициативе Еврокомиссии, сгустились тучи: в Болгарии официально было сформировано новое правительство во главе с Бойко Борисовым, давно выступавшее оппонентом этого газопровода, а кроме того, публично взбрыкнул ключевой партнер "Газпрома" в этом проекте, новый глава итальянской компании Eni (владеет 20% в "Южном потоке") Клаудио Дескальци, заявивший, что категорически не согласен с объявленным "Газпромом" увеличением стоимости проекта с 16 до 23,5 млрд, и пригрозивший выходом Eni из проекта . 24 ноября Миллер встретился с Дескальци в Сочи и, видимо, пытался уговорить его согласиться на увеличение расходов, но, судя по всему, тщетно - так что проект решили продолжить реализовывать уже в новой оболочке, чтобы избавиться от старых несговорчивых партнеров.

Профит в этой ситуации собирает Турция, так как к ней совершенно бесплатно протянут новый большой газопровод мощностью 63 млрд кубометров в год, она еще и миллиардную скидку на газ получит (не говоря о вероятных скрытых дополнительных бонусах от России по достигнутому соглашению, о которых мы еще не знаем). Плюс Турция оказывается в перекрестье новых газопроводов, ведущих в Европу - сейчас активно ведутся работы по проекту TANAP, который доставит в Европу газ из Азербайджана, а также, возможно, из Туркмении, Курдистана и Ирана. Турция превращается в мощнейший южноевропейский газовый транзитный хаб, причем в значительной степени забесплатно - усилиями Путина и деньгами российских налогоплательщиков. Поверьте, Турция - намного более тяжелый, капризный и несговорчивый транзитный партнер, чем Украина, Украина в будущем покажется цветочками, когда мы увидим, что променяли транзитную зависимость от нее на зависимость от намного более сложного партнера.

Так что кто дураки в этой ситуации, вы можете сделать вывод сами. Путин опять всех переиграл (с)

Первый день декабря подарил любителям сенсаций грандиозный информационный повод – Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток». Экспертным мнением по теме поделился крупный московский инвестор Александр Крюков.

1 декабря Президент России В.В. Путин в своем выступлении по итогам визита в Турцию объявил об отказе России от строительства газопровода «Южный Поток». По традиции, в СМИ и блогах сразу же появилось множество новых версий «противостояния добра и зла». В медиа-среде загремели заголовки о «наказании Европы», «объявлении газовой войны», «поражении России», «проигрыше Болгарии», «победе Турции». В значительной части комментариев событие трактуется, как акт «мести» РФ, Евросоюза, США и Украины, причем, кто кому праведно «мстит», определяется только политическими пристрастиями комментатора. В целом, не оставляется сомнений, что вопрос на 100% политический и никаких других мотивов, кроме идеологического противостояния, в его решении не предполагается. В этой связи целесообразно обратиться к истории проекта, и рассмотреть отношение Евросоюза к его реализации с самого начала.

Немного фактов

Информация, представленная в этой части статьи, взята из официальных отчетов и пресс-релизов центральных органов управления Евросоюза: Европарламента и Еврокомиссии. Все они опубликованы на сайтах этих организаций и находятся в открытом доступе.

Предысторию отказа от проекта полезно начать с того, как оценивает Евросоюз свой энергетический баланс и долю РФ в поставках энергоресурсов. Европарламент на этот счет сообщает, что ЕС импортирует почти 90% своей нефти, 66% природного газа и 42% твердых видов топлива (уголь и др.). В 2013 г на импорт энергоресурсов были запланированы расходы порядка 400 млрд €. Также Европарламент фиксирует, что Европа сильно зависит от одного поставщика, а именно России, ответственного за треть импорта нефти, 39% газа и 26% твердых видов топлива. При этом шесть стран союза полностью на 100% зависят от России, как от единственного поставщика газа.

Этого абзаца достаточно для вывода, что все «очень серьезно» и европейцы будут предельно осторожны в отношении любых и особенно российских поставок. Более того, совершенно очевидно, что они будут стараться максимально себя обезопасить, выбирая поставщиков и способы транспортировки. Поскольку магистральные газопроводы – сложные и дорогостоящие сооружения, их не построишь в один день, то они будут всячески стремиться к тому, чтобы создаваемой структурой могли пользоваться разные поставщики. В частности, с этим связано пресловутое требование «третьего энергопакета», о том, что добывающая компания не может быть единоличным собственником трубопровода и 50% мощности должно быть зарезервировано для других поставщиков. Говоря простыми словами, – к трубе должны допускаться конкуренты!

Разное понимание диверсификации поставок

Различное положение в области энергобезопасности привело РФ и ЕС к разнице подходов к диверсификации поставок газа. Для Москвы – это главным образом создание разных маршрутов, а для европейцев диверсификация, в первую очередь – это разные поставщики, а маршруты – это техническая деталь. На реализацию такого европейского подхода как раз и направлен «третий энергопакет».

Для компании, строящей газопровод в Европу, оно означает, что инвестируя деньги в строительство, она должна позаботиться о своих конкурентах. Согласитесь, что подобное требование – явление неординарное, однако вполне объяснимое с точки зрения Евросоюза. Более того, с самого начала работ по проекту «Южный поток» центральное руководство ЕС демонстрировалось именно такое отношение.

Заявление Еврокомиссара по энергетике. 2011г.

Отношение Евросоюза к «Южному потоку» достаточно ясно выражено Гюнтером Этингером еще в 2011 году. Выступая в Брюсселе на событии, посвященном проекту, он поблагодарил за приглашение от имени Еврокомиссии, и сообщил, что Европейский союз заинтересован в диверсификации, минимизирующей риски срыва поставок. Затем, после сентенции, что ценовая конкуренция – это хорошо для всех, он напомнил, что такое ЕС для России – это источник 47% всего российского импорта и около 75% иностранных инвестиций. Расставив все по местам, он перешел к сути.

«… South Stream – для нас не главный приоритет, но мы признаем его значение для России, для диверсификации маршрутов. Мы будем административно поддерживать Южный поток, и не будем навязывать каких-либо чрезмерных или необоснованных нормативных требований. Мы будем действовать как честные партнеры». Далее Еврокомиссар детализировал позицию «честных партнеров», отметив, что если в поставках будут участвовать независимые газовые компании, действующие на территории России, то Южный поток вообще будет в русле европейских стремлений. При этом в любом случае на территории Европейского Союза он должен, как магистральный газопровод отвечать трем главным условиям:

  • Во-первых, в Южном потоке, должна быть забронирована мощность для других поставщиков на недискриминационных условиях (50%);
  • Во-вторых, тарифы, взимаемые за транспортировку, согласуются с национальными регуляторами;
  • В-третьих, должна быть предусмотрена техническая возможность реверса газа.
Готовности инвестировать средства в проект Еврокомиссар не выразил, но сразу же предупредил, что в случае двухсторонних соглашений России со странами ЕС те должны будут все равно применить правила «третьего энергопакета», и порекомендовал сразу все решать на общеевропейском уровне (т.е. с ним?!). Собственно, это замечание и составило суть позиции высшей бюрократии Евросоюза, в значительной степени повлиявшей на судьбу проекта.

Исходные позиции и финал

Исходя из общедоступной информации и здравого смысла, «диспозицию» по Южному потоку можно считать такой. Проект, безусловно, выгоден России и странам, через которые пройдет газопровод. Еврокомиссия и Европарламент не предусматривают финансирования его строительства, но, вкладывая свои деньги, Газпром должен обязательно позаботиться о конкурентах. Таково требование центральной европейской бюрократии, основанное на общем понимании энергобезопасности.

Москва в свою очередь рассчитывала решить проблемы путем двухсторонних соглашений с заинтересованными странами Евросоюза, поскольку проект им, безусловно, выгоден и повышает надежность поставок энергоресурсов. Добавим, что такая ситуация сложилась еще задолго до начала драматических событий на Украине.

Суть противостояния: бюрократы против инвесторов

В реальности борьба за проект представляла собой противостояние РФ и будущих стран-транзитеров с центральным руководством ЕС, рассматривающих безопасность Евросоюза со своих позиций. Позднее, это противостояние было политизировано отношением к украинским событиям. Однако, в конечном итоге, Болгарию и другие страны «убеждали» отказаться от газопровода необходимостью соблюдать законодательство Евросоюза (третий пакет), а не призывами Европарламента, который не наделен исполнительной властью.

При таких обстоятельствах отказ РФ от «Южного потока» – бизнес-решение, продиктованное реальной обстановкой. Подумайте, как должен поступить поставщик, который не может преодолеть требования «третьего пакета»? Отказаться от поставок газа вовсе?? Вручить свою судьбу ненадежному транзитеру Украине, за которую, кстати, тот же Евросоюз не желает поручиться? Очевидно, что нет. Бизнес предпочел другой выход, продавцы и покупатели всегда найдут наиболее удобное и выгодное решение.

Решение найдено

В общем-то, решение лежало на поверхности, поскольку проблемы, связанные с нормативами ЕС, существуют только на территории ЕС. Для выхода из тупика было достаточно договориться со страной, которая не входит в него и удачно расположена. Для «Южного потока» на эту роль прекрасно подходит Турция. В ее согласии можно было не сомневаться, поскольку вряд ли кто сам откажется от инвестицийи выгоднейшей позиции в получении и распределении энергоресурсов.

Турция согласилась участвовать в новом проекте поставок газа на юг Европы. Обратите внимание, газ все равно пойдет в Евросоюз, поэтому о какой «газовой войне» или «мести Европе» может идти речь? Разговоры о небывалых скидках также не заслуживают внимания. Цены на газ связаны с нефтяными, которые, как известно отнюдь не на максимуме, и для покупателей самое время заключать контракты на газ.

Заключение

Отказ от проекта «Южный поток» связан с объективными условиями. Россия и правительства стран ЕС, по территории которых должен был пройти газопровод, не сумели преодолеть ограничительные нормативы Евросоюза. Можно говорить о недооценки преюдиции правил Евросоюза над суверенитетом, но не более. «Третий энергопакет» был принят задолго до обострения отношений между РФ и Западом, поэтому рассуждать о каких-то провалах и поражениях, обусловленных последними политическими событиями, не имеет смысла. Маршрут «Южного потока» стоил попытки его согласовать, но дальнейшая работа в этом направлении была бы ошибкой. Ни войны, ни мести – бизнес, господа!

Экспертным мнением поделился с нами бизнесмен А.Г. Крюков.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

«Газпром» представил новый вариант реанимации проекта магистрального газопровода (МГП) «Южный поток». Об этом поведал энергичный советник главы «Газпром экспорта» Андрей Конопляник 28 апреля 2016 г. Морской участок «Южного потока» могут начать с Крымского полуострова, а не из Анапы, что позволит сократить протяженность подводного участка до Болгарии и, соответственно, сэкономить деньги. Но это только надводная часть айсберга , о которой будут много говорить, а есть еще и подводная, которую подразумевают, но о которой никто никогда официально не скажет…

О том, что проект «Южный поток» закрыт, 1 декабря 2014 года было озвучено Владимиром Путиным на пресс-конференции в Анкаре. Неконструктивная позиция Болгарии сыграла свою роль, и Москва решила отказаться от проекта, который вот-вот должны были начать реализовывать.

Прошло полтора года. Что же заставило руководство РФ вернуться к этому вопросу? И не изменило ли руководство страны своим принципам? Давайте разбираться.

Примечательно, что идея этого проекта впервые была озвучена еще в начале марта 2014 года, когда референдум в Крыму еще не состоялся.

Согласно ей, трубопровод идет не от станции «Русская» по морю, а проходит по территории России через Керченский пролив и Крым. А уже из района Евпатории начинается его морская часть по дну Черного моря в Болгарию. Если «Южный поток» пойдет через Крым, то самый дорогой морской участок может уменьшиться практически в два раза. За счет этого Россия как владелец трубы может сэкономить на строительстве.

Кстати, Россия в 2015 году предусмотрительно выкупила у европейцев все права на газопровод, что сейчас упрощает ее действия. Как в воду глядела, или знала что-то?

Экономическое обоснование этого проекта безупречно.

Во-первых, он дешевле. Дело в том, что прокладка подводной части трубы стоит в комплексе намного дороже, нежели сухопутная часть. Чистая экономия средств составляет около трех миллиардов евро.

Для сравнения. Это ровно столько же, сколько будет стоить транспортная система мостопроводов из Кубани в Крым.

Во-вторых, это позволит сэкономить средства на прокладку в Крым отдельной трубы. В случае сооружения «Южного потока» она становится ненужной.

Интересно, а что из себя представляет газовая труба, которая сегодня проектируется к прокладке. Насколько она соотносится с проектом «Южного потока»? Это дало бы ответы на многие вопросы .

В-третьих, прокладка труб «Южного потока» через Крым сразу же решает вопросы с освоением газовых месторождений региона. В этом случае проекты по добыче газовых богатств черноморского шельфа становится не только выгодными, но и довольно просто реализуемыми.

Спасибо в том числе и бывшей украинской инфраструктуре. Двум суперсовременным вышкам «бойко» в первую очередь. Да, они никогда не выйдут из акватории Черного моря, но им там работы еще на десятки лет.

Весь лишний газ Крыма и шельфа будет просто перенаправлен в новую трубу, что сократит операционные расходы по его доставке.

Одно дело прокачивать его из сибирских месторождений в южную Европу, а совсем другое - из Крыма.

Но самым важным для Москвы аспектом проекта станет политический . Именно статус Крыма стал главным камнем преткновения для европейских дипломатов, когда летом 2014 года Москва официально предложила подумать над крымским вариантом «Южного потока». Сегодня уже совсем другая ситуация, когда может статься, что у южноевропейских стран просто не будет другого выхода, кроме как согласиться…

Реализация этого проекта со странами ЕС сразу, по факту, узаконит Крым в статусе российского федерального округа. И тут даже не важно, что де-юре он не будет признан еще очень долго. Важно, что Крым под российской юрисдикцией станет важной составной частью энергетической безопасности европейских стран. Они будут кровно заинтересованы, чтобы нынешнее статус-кво не было нарушено, что и требуется Москве.

Итак, новое российское предложение на запросы европейцев озвучены. Каким будет ответ Европы, зависит не столько от ее моральных принципов, которых нет, сколько от той ситуации, которая будет развиваться вокруг Украины и Турции.

Российский газ прикинется чужим

«Турецкий поток», по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, начнут прокладывать в 2018 году. К концу 2019-го он должен быть готов к эксплуатации. Морской участок газопровода протяженностью в 910 км полностью профинансирует российская сторона, и соответственно он останется в собственности «Газпрома».

Стоимость только первой нитки трубопровода оценивается в 4,3 млрд евро. Но самая главная проблема проекта не в размерах финансирования, а в том, как обойти запреты Еврокомиссии на поставки газа одной монопольной компанией.

Напомним предысторию «Турецкого потока». О его прокладке было заявлено в декабре 2014 года.

Этот газопровод должен был заменить «Южный поток», который планировали протянуть с российского берега Черного моря к болгарскому.

Изначально договорились о четырех трубах пропускной способностью в 15,75 млрд кубометров в год, то есть более 62 млрд в целом. В принципе такой мощности вполне хватало, чтобы прекратить транспортировку российского газа по территории Украины.

В свое время (в советское) через соседнюю страну в Европу экспортировалось до 140 млрд кубов в год. Но все это уже в давнем прошлом. В этом году в ЕС направят по украинской газотранспортной системе немногим более 60 млрд. Причина падения объемов - ежегодный рост «незалежных» тарифов на перекачку газа, изношенность соответствующих мощностей в соседней стране, а также стремление Еврокомиссии ограничить импорт российского газа.

Договоренности о транзите газа с Украиной заканчиваются в декабре 2019 года. В Москве их продлевать явно не хотят, хотя официальных заявлений на этот счет пока не было. Но ясно, что смысла в их продлении нет - и дорого, и ненадежно, и, самое главное, слишком много геополитических рисков.

Но «Южный поток», как известно, приказал долго жить и не по вине российской стороны. На Софию надавил Брюссель. В ЕС уже с 2010 года действует так называемый третий энергопакет, согласно которому на еврорынке запрещено работать энергомонополистам наподобие «Газпрома».

Поэтому еще в декабре 2014 года Москва и Анкара договорились и переориентировали «Южный поток» на «Турецкий». Труба из России вынырнет совсем близко от болгарского берега, но на территории турецкой Фракии.

Впрочем, и тут потом не заладилось. После того же, как турки сбили российский Су-24, все, казалось бы, и на «Турецком потоке» поставили точку.

Как пояснил затем глава «Газпрома» Алексей Миллер, строительство «Турецкого потока» начнется в 2018 году и завершится в конце 2019-го. Пока договорились о двух нитках газопровода, каждая из которых рассчитана на все те же 15,75 млрд кубов в год, стоимостью в 4,3 млрд евро. Практически за все заплатит «Газпром». Именно наша газовая компания возведет 910 км подводной части трубопровода. Но туркам придется раскошелиться на 180 км сухопутной части трубы на своей территории. Кстати, трубы по российской суше «Газпром» уже давно проложил, готовясь еще к «Южному потоку». По разным данным, пришлось потратить до $5 млрд.

Но теперь главное не сроки и не капитальные вложения. Разрешит ли теперь Еврокомиссия обход Украины? Вряд ли. Брюссель уже успел высказать свою обеспокоенность «Турецким потоком».

Но редуты ЕС можно прорвать вполне законно. Турция согласно последним соглашениям становится одним из крупнейших газовых хабов в мире. Первые 15,75 млрд кубов ей нужны самой. Пока они поставляются через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию.

А с 2019 года - будут поставляться напрямую из России по дну Черного моря. Еще 15,75 млрд кубов предназначаются Греции и Италии. Туда они будут поставляться по европейскому трубопроводу Poseidon. Но это будет не российский газ (хотя, конечно, наш), а официально турецкий! И третий энергопакет ЕС может отдыхать.

Та же схема будет использована при строительстве «Северного потока-2», куда «Газпром» и перебрасывает трубы из бывшего «Южного потока». Владельцем российского газа будет не «Газпром», а ряд европейских компаний, так как сырье будет продаваться российской стороной не на суше, а в международных водах Балтики.

Осталось подождать ответа Еврокомиссии.