Удвоенные согласные в приставке и корне слова. «Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Удвоенные согласные в суффиксе

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж, а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

2. Двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним (о принципе написания слова рассориться см. § 31 (Приставки на з-), примечание 4).

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. Ср.: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство и т. п.

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например:

а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта – оперетка;

б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

Примечание. О двойных согласных на стыке корне и суффикса см. § 40 (Суффиксы имен прилагательных), п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. § 40 (Суффиксы имен прилагательных), п. 10 и § 52 (Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных) О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. § 52 (Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных), п. 5, примечание 2.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, агрессия, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, атолл, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотирование, беллетристика, босс, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентность, иррационализм, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, сеттер, сеттльмент, силлогизм, симметрия, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишутся два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

Справочник по правописанию и стилистике. - М.: Комплект.

Д. Э. Розенталь.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/pravopisanie_i_stilistika/12/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня в справочнике по правописанию и стилистике;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня в справочнике по правописанию и стилистике.

§ 1 Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

Вспомним, что слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы, называются словами с двойными (или удвоенными) согласными. Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы. Слова с удвоенными согласными в корне пришли к нам из иностранных языков. Например: тонна, класс, телеграмма, троллейбус, антенна. Такие слова называются заимствованными.

Но удвоенные согласные встречаются не только в корне. На этом уроке мы как раз и рассмотрим один из таких случаев.

Прочитайте слова в столбиках. Что в них общего и чем они отличаются?

В словах обоих столбиков есть удвоенные согласные. Но обратите внимание, что в корне удвоенные согласные стоят только в словах первого столбика. Чтобы определить место орфограммы во втором столбике, понаблюдаем над составом этих слов. Выделим корень в словах:

В каждом из них есть приставка. Мы видим, что приставка заканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную букву. Поэтому на стыке (т.е. на месте соединения) приставки и корня в таких словах пишутся удвоенные согласные. Какие же приставки оканчиваются на согласную? В-, с-, из-, ис-, об-, под-, от- , без-, бес-, рас-, раз-.

Что же произойдёт, если допустить ошибку в написании слов и потерять одну из согласных букв? Рассвет - в этом слове вы без труда найдёте корень свет, а вот приставки ра- не бывает, бессвязный - корень связ, приставки бе- не бывает.

Ошибка в написании чаще всего возникает в словах, образованных при помощи приставок по- и под, о- и от-. Рассмотрим пример:

В слове дело корень начинается с буквы д. От этого слова образуются слова: поделка,поделать при помощи приставки по- и подделка, подделать при помощи приставки под-. Данные слова являются однокоренными, но отличаются лексическим значением.

Орфограмма - удвоенная согласная на стыке приставки и корня может встретиться:

В словах, обозначающих предметы (рассказ, отток, подделка);

В словах-признаках (беззубый, бессменный);

В словах-действиях - таких слов больше всего (оттащить, ввести, расстроить, поддать, восстановить) и т.д.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня пишется, если корень начинается, а приставка заканчивается на одну и ту же согласную букву. Чтобы знать, в каких случаях есть удвоение согласной на стыке приставки и корня, необходимо понять, как образовано данное слово. Чтобы найти орфограмму, нужно найти в слове корень и приставку.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

_____________________________

мм пп лл рр (запись на доске)

Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные)

Попробуйте разделить эти буквы на две группы. (одинаковые элементы при написании: м, л и п, р )

Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)

Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне)

Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске)

с с

Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

(Слайд 1 презентации к уроку).

Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)

Сколько групп вы можете выделить? (2).

Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив , аккорд, массаж )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).

Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).

- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:

(Слайд 2).

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)

Проблемные вопрос.

В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)

Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня

ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.

Проверка.

1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… )

Как графически обозначили свои наблюдения?

2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку … )

Как графически обозначили свои наблюдения.

Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)

Сообщение нового

В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)

- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).

Что вы узнали нового?

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

Что мы с вами сделали? (Открытие)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Варианты ответа).

Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Работа в парах.

А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)

- Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)

Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).

Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.

Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1) стр. 108 № 000.

Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.

Прочитайте задание.

Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать , выделяю в нем корень –сып, приставку рас- . Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).

Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.

2) стр. 108 № 000.

Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.

Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

кроссворд

аттестат

одноклассник

Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

1 - понятность задания

2 – трудность выполнения

3 - правильность

Кто выполнил всю работу правильно?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было трудно? В чем была трудность?

Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? (В корне и на стыке приставки и корня)

Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?

3) Работа в группах (задание творческого характера).

Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).

Проверка:

Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).

Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6 )

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

Что было для вас самым интересным на уроке?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка.

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы)

По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта).