Краткое содержание муму тургенев 5. История создания тургеневского рассказа «Муму». История написания и публикации

/ / Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»

Взглянув на картину Исаака Левитана «Лесистый берег», сразу понимаешь, что художник очень любил красоту русской природы, он восторгался ей. Природа же в свою очередь дарила ему вдохновение и силы для работы. Художник трудился для будущих поколений, чтобы другие смогли насладиться прекрасным пейзажем русских просторов.

На первый взгляд, картина «Лесистый берег» кажется очень простой и незамысловатой. Но стоит вглядеться в детали, сразу понимаешь смысл и задумку мастера. Картина построена на контрасте – светлые тона сменяются темными, заметна игра света и тени, песчаный берег сменяется скалистым обрывом, вековые деревья – молодыми побегами.

На переднем плане изображена глубокая и тихая река, которая течет между двух берегов. Светло-голубые краски речной воды сменяются темными, где отражается сосновый лес. С одной стороны реки художник изобразил песчаный пляж. Скорее всего, в жаркий летний денек туда приходит много людей, чтобы окунуться в прохладную воду и позагорать на солнышке. На другой стороне реки - скалистый обрыв, окруженный березами и соснами. Деревья как бы защищают случайного прохожего от таящейся угрозы крутого склона. Тут можно встретить, как старые деревья, которые видели уже не один век, так и совсем молодые, еще маленькие сосенки и березки. В низине можно заметить только пеньки и коряги, которые остались от срубленных деревьев.

В своей картине «Лесистый берег» И.И. Левитан показал не только величие природы, а также связь между поколениями, подтверждая тем самым жизненный круговорот.

Сочинение по картине И.И.Левитана

«Лесистый берег».

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной, так как ему был отпущен краткий жизненный срок, к тому же за неполные сорок лет своей жизни изведал тяготы бедности, бездомного сиротства. Счастливой - ибо если, как говорил Л. Н. Толстой, основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней», то Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье «разговора» с природой, близости к ней.

Любовь Левитана к природе поистине глубока и всеобъемлюща. Он мог неделями пропадать в лесу, подолгу наслаждаться, созерцая особую жизнь, открывающуюся внимательному взгляду на поверхности речного омута, на лесной поляне или на берегу реки.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем почувствовать и понять любовь художника к природе через знакомство с его работой «Лесистый берег» (см. вклейку учебника). А итогом нашей работы станет сочинение по этой картине.

    Знакомство с картиной. Беседа.

Понравилась ли вам картина?

Какое настроение она вызывает? Почему?

Какое время года изобразил художник? Время суток?

Перечислите образы, созданные живописцем на картине (река, деревья, берег, небо).

Какие типы речи нужны, чтобы создать словесную картину?

Какого стиля речи должен быть текст?

    Сбор материалов к сочинению. Работа в группах.

1 группа : подберите выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) для описания реки и берега.

2 группа : -//- для описания деревьев.

3 группа : -//- для описания неба.

4 группа : Из выразительных средств, данных ниже, выберите те, которые соответствуют картине Левитана.

Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.

    Обобщение собранных материалов. Выступления групп.

Во время вступления каждой группы остальные учащиеся в черновиках записывают выразительные средства, которые называют выступающие, по желанию дополняют отвечающих.

5. Подведение итогов.

    Написание сочинения по картине.

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку. Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья. На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку – и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова – и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

Исаак Ильич Левитан - знаменитый русский художник. Его называют мастером русского пейзажа.

Одним из его работ является картина "Лесистый берег". Я думаю, что любимым временем суток художника были сумерки. Мастер удивительным образом отобразил спокойную и величественную природу, нерушимую тишину, какую мы можем увидеть только на закате.

Спокойная гладь реки отображает как в зеркале и ярко-желтые краски обрывистого берега и голубизну вечернего неба. Все дышит спокойствием и умиротворением. И только старые безжизненные пни напоминают нам о наступлении нового дня. Уже завтра с восходом солнца природа "задышит" и "заживет".

Я восхищена мастерством художника, написавшим эту удивительную картину, его умением выразить то разнообразие и глубину ощущений, которые близки любому русскому человеку.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки - и крутой, и пологие - песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы. Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку. Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья. На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку - и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова - и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

Что может быть прекрасней русской природы. Пышные вековые сосны, игривые белокурые березки, непроглядные поля, радостные и солнечные поляны, разноцветные полевые цветы. Все эти виды так и манили творческих людей описывать их. Талантливого художника Левитана Исаака Ильича благодаря его картинам с красотой природы называли мастером русского пейзажа. Большое впечатление производит на зрителей полотно автора «Лесистый берег».

Мы видим необычайный пейзаж на берегу реки Пекша. Густой лес высокорослых сосен протягивается вдоль реки. Берег немного завышен, отчего переход к реке становится очень обрывистым и даже опасным. Второй берег пологий и находится на одном уровне с рекой. Такой рельеф можно сравнить с жизнью. В первой половине мы очень активные и стремительные как рослые сосны. Но пройдя уже половину жизненного пути, случается резкий переход к плавной жизни. Человек как бы плывет по течению.

Вода очень тихая, даже не видно ряби, только сплошная гладь. В ней как в зеркале виднеется весь высокий берег. Песчаный обрыв, поросший молодыми кустами, темные сосны, и спокойное сумеречное небо.

У каждого зрителя возникают свои мысли при взгляде на эту картину. Есть в ней что-то завораживающее и мистическое. Хочется рассмотреть и изучить каждый уголок этого пейзажа, посидеть на обрывистом берегу и просто наслаждаться чистотой и свежестью воздуха.

Сочинение по картине «Лесистый берег» Левитан

Исаак Ильич Левитан - известнейший русский художник - реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России.

В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку просторами данной местности его, заинтересовала река Пекша, подойдя ближе, он увидел необычной красоты берег, который порос лесом. Так в 19 веке была создана картина «Лесистый берег».

Когда смотришь на данную картину, то ощущается двоякое чувство. Чувство легкости от природы, но в тот же момент чувство тревоги. Художник изобразил все до мельчайших деталей. Если долго всматриваться в картину, то кажется что лес живой и слышен тихой шорох листвы.

В верхней части картины изображено вечернее небо. Оно темно-синее, а над макушками деревьев виднеется красное размытое пятно. Это закат солнца. День подходит к концу.

Эти деревья растут на высоком берегу. На земле растет ярко-зеленая трава. И стоят старые сухие пни. Кто-то давно спилил ели.

Видим высокий обрыв. Это уже не чернозем, а скорее всего глинистый слой земли с песком. Возможно, ранее на этом месте был песочный карьер или люди добывали глину. Именно этот момент притягивает к себе большое внимание. Цвет, который использовал художник для передачи обрыва, существенно выделяется на общем фоне картины.

В конце картины, на обрыве растет молодняк деревьев. Они своими молодыми, но уже сильными корнями удерживают обрыв от оползней во время дождя. Так же не дают реки размыть этот берег.

Чуть ниже художник изобразил реку, которая простирается через всю картину. Вода – как зеркало, отражает в себе прекрасный лес. Художник изобразил ее в синем цвете, а отражение деревьев зеленым.

Исаак Ильич Левитан любил изображать природу, но в то же время просил людей не калечить ее. Как видно из картины в этом месте природа уже пострадала от человеческих рук. Поэтому художник старался запечатлеть на холсте всю красоту российской природы.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер рус­ского пейзажа - за свою недолгую жизнь успел со­здать множество прекрасных картин. И почти все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин «Март» и «Золотая осень». Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и охотно раскупаются. Его работы хранятся в круп­нейших музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской природы, превратившим простые мотивы в яр­кие образы России. По словам художника И. Грабаря «Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пей­заже… Смог… создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейза­жа, по справедливости названного «левитановским». Поэтическое настроение, возникающее при просмот­ре картин, заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть пейзажа, ме­ланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным никем ранее уголкам русской земли. Счастье общения, близости с природой стало счастьем всей его короткой, но насыщенной творческой жизни.

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он на­слаждался видами местной природы, выбирал понра­вившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось раз­нообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нис­ходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой ре­ки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимаю­щаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки - и крутой, и пологий - песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селе­нья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт рас­тительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки со­сен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гоня­щий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдат­ский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёз­ка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылез­шими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмы­вала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было пере­двигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто дере­вья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

Иван Сергеевич Тургенев

«Муму»

«В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней…

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых…».

Но вот Герасима привезли в Москву, дали в руки метлу и лопату, определили дворником. «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту». Наконец он привык к городскому житью.

Старая барыня прислугу держала многочисленную. Однажды ей вздумалось женить своего башмачника, горького пьяницу Капитона.

" — Может он остепенится", — сказала она своему главному дворецкому Гавриле.

" — Отчего же не женить-с! можно-с, — ответил Гаврило, и очень даже будет хорошо-с".

Тут же барыня распорядилась отдать замуж за пьяницу прачку Татьяну.

Татьяна, «женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни… Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости её держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела; одевали её плохо; жалованье она получала самое маленькое»… (А ведь ей, «как искусной и учёной прачке, поручалось одно только тонкое белье»).

«Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного; к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других — боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала».

А теперь о любви Герасима к Татьяне. «Полюбилась она ему: кротким ли выражением лица, робостью ли движений…». Как-то встретив её во дворе, он схватил её за локоть и, ласково мыча, протянул ей пряник — петушка с сусальным золотом на хвосте и крыльях. «С того дня он уж ей не давал покоя: куда, бывало, она ни пойдёт, он уже тут как тут, идёт ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит. Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать. Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника; насмешки, прибауточки, колкие словечки посыпались на Татьяну. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил; да и её при нем оставляли в покое. Рада не рада, а попала девка под его покровительство».

Увидав однажды что пьяница Капитон «как-то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвёл в каретный сарай, да ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной».

Теперь Герасим хотел просить у барыни позволения жениться на Татьяне, ждал только нового кафтана, обещанного ему дворецким: хотелось в приличном виде явиться перед барыней. Он её крепко побаивался при всем своём бесстрашии.

Вот так одна глупая, пустая старуха распоряжалась человеческими судьбами. Герасим, Татьяна, Капитон и прочие… Ни образования у них, ни развития, ни смысла в жизни! Социальная обстановка людей калечит.

Пьянице Капитону невеста очень нравилась, но все знали, что Герасим к ней неравнодушен.

" — Да помилуйте, Гаврило Андреич! Ведь он меня убьёт, ей-богу, убьёт, как муху какую-нибудь прихлопнет; ведь у него рука, ведь вы извольте посмотреть, что у него за рука; ведь у него просто Минина и Пожарского рука".

" — Ну, пошёл вон, — нетерпеливо перебил его Гаврило…

Капитон отвернулся и поплёлся вон.

— А положим, его бы не было, — крикнул ему вслед дворецкий, — ты-то сам согласен?

— Изъявляю, — возразил Капитон и удалился.

Красноречие не покидало его даже в крайних случаях".

Затем дворецкий вызвал Татьяну. Девушка милая, красивая, труженица. Добрая, кроткая душа. Но до какой же степени она забита и унижена!

" — Что прикажете, Гаврило Андреич? — проговорила она тихим голосом.

Дворецкий пристально посмотрел на неё.

— Ну, — промолвил он: — Танюша, хочешь замуж итти? Барыня тебе жениха сыскала.

— Слушаю, Гаврило Андреич. А кого она мне в женихи назначает? — прибавила она с нерешительностью.

— Капитона, башмачника.

— Слушаю-с.

— Он легкомысленный человек, — это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.

— Слушаю-с.

— Одна беда… ведь этот глухарь-то, Гераська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьёт тебя, пожалуй, медведь эдакой.

— Убьёт, Гаврило Андреич, беспременно убьёт.

— Убьет… Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьёт. Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама.

— А не знаю, Гаврило Андреич, имеет ли, нет ли.

— Экая! Ведь ты ему эдак ничего не обещала…

— Чего изволите-с?

Дворецкий помолчал и подумал:

— Безответная ты душа!"

Надо было выполнять мимолётный каприз старой барыни, но так чтобы не обеспокоить её каким-нибудь происшествием.

«Думали, думали и выдумали наконец. Неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог пьяниц… Решили научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной и прошла бы пошатываясь и покачиваясь мимо Герасима. Бедная девка долго не соглашалась, но её уговорили… Хитрость удалась как нельзя лучше». Герасим потерял к Татьяне всякий интерес, хотя пережил сильное потрясение: целые сутки не выходил из своей каморки и форейтор Антипка видел сквозь щель, как Герасим сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко и он отошёл от щели. Когда же на другой день Герасим вышел из каморки, в нем особенной перемены нельзя было заметить. Он только стал как будто поугрюмее, а на Татьяну и на Капитона не обращала ни малейшего внимания".

А через год, когда Капитон окончательно спился и вместе с женой был отправлен в дальнюю деревню, Герасим в момент их отъезда «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад». И она, прослезилась, и «садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом». Он хотел было её проводить, но потом вдруг остановился, «махнул рукой и отправился вдоль реки».

Вечерело. Вдруг он заметил, что в тине у самого берега барахтается белый с чёрными пятнами щенок и никак не может выбраться. Герасим подхватил «несчастную собачонку», «сунул её к себе за пазуху», а дома уложил на свою кровать, принёс из кухни чашечку молока. «Бедной собачонке было всего недели три., она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул её мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь. Герасим глядел, да как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул, наконец, сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Понемногу слабенький, тщедушный, некрасивый щенок превратился «в очень ладную собачку». «Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг». Он её назвал Муму.

Прошёл ещё год. И вдруг «в один прекрасный летний день» барыня увидела в окно Муму и велела её привести. Лакей бросился исполнять приказание, но лишь с помощью самого Герасима удалось её изловить.

" — Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне, — говорила госпожа: — подойди, глупенькая… не бойсь…

— Подойди, подойди, Муму к барыне, — твердили приживалки: — подойди. Но Муму тоскливо оглядывалась кругом и не трогалась с места".

Принесли блюдечко с молоком, но Муму его даже и не понюхала, «и все дрожала и озиралась по-прежнему».

— Ах какая же ты! — промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдёрнула руку…

— Отнеси её вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! Какая она злая!"

На другое утро она сказала:

" — И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать?..

— Чтоб её сегодня же здесь не было… слышишь?" — приказала она Гавриле.

Получив приказание от дворецкого, лакей Степан изловил Муму в тот момент, когда Герасим внёс в барский дом вязанку дров, а собачка, по обыкновению, осталась за дверью его дожидаться. Степан тут же сел на первого попавшегося извозчика, поскакал в Охотный ряд и кому-то продал собачку за полтинник. При этом он договорился, что её неделю продержат на привязи.

Как Герасим её искал! До самой ночи. Весь следующий день он не показывался, на другое утро вышел из своей каморки на работу, но его лицо словно окаменело.

«Настала ночь, лунная, ясная». Герасим лежал на сеновале и «вдруг почувствовал, как будто его дёргают за полу; он весь затрепетал, однако не поднял головы, даже зажмурился, но вот опять…». Перед ним была Муму с обрывком на шее, он «стиснул её в своих объятиях», а она мгновенно облизала ему все лицо.

Единственное существо, которое он любил и которое так любило его. Люди ему уже прежде объяснили знаками, как его Муму «окрысилась» на барыню, он понимал, что от собаки решили избавиться. Теперь он стал её прятать: весь день держал в каморке взаперти, ночью выводил.

Но когда какой-то пьяница улёгся на ночь за забором их двора, Муму ночью во время прогулки залилась громким лаем. Внезапный лай разбудил барыню.

" — Опять, опять эта собака!.. Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят…".

Весь дом был поднят на ноги. Герасим, увидав замелькавшие огни и тени в окнах, схватил свою Муму и заперся в каморке. Уже ломились в его дверь. Гаврило всем приказал караулить до утра, а сам «через старшую компаньонку Любовь Любимовну, с которой вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею, велел доложить барыне, что собаки завтра «в живых не будет, чтобы барыня сделала милость, не гневалась и успокоилась».

На следующее утро «целая толпа людей подвигалась через двор в направлении каморки Герасима». Крики, стук не помогали. В двери была дыра заткнутая армяком. Протолкнули туда палку…

Вдруг «дверь каморки быстро распахнулась — вся челядь тотчас кубарем скатилась по лестнице… Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной, крестьянской рубашке, он казался каким-то великаном перед ними. Гаврило сделал шаг вперёд.

— Смотри, брат, — промолвил он: — у меня не озорничай.

И он начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует

твоей собаки: подавай, мол, её сейчас…

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

— Да, да, — возразил тот, кивая головой: — да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берет на себя уничтожить Муму.

— Да ты обманешь, — замахал ему в ответ Гаврило.

Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь…

— Оставьте его, Гаврило Андреич, — промолвил Степан: — он сделает, коли обещал.

Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да».

Через час Герасим, ведя на верёвочке Муму, вышле из дома. Сначала в трактире он взял щи с мясом «накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья. Герасим долго глядел на неё; две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз… Он заслонил лицо своей рукой. Муму съела полтарелки и отошла, облизываясь. Герасим встал, заплатил за щи и пошёл вон»…

Он шёл, не торопясь, не спуская Муму с верёвочки. Проходя мимо строящегося флигеля, взял оттуда пару кирпичей. Потом от Крымского Брода дошёл до места, где стояли две лодочки и вскочил вместе с Муму в одну из них. Он «так сильно принялся грести, хотя и против теченья реки, что в одно мгновенье умчался саженей на сто… Он бросил весла, приник головой к Муму»…

Единственное существо, которое он любил и которое так любило его. Убить это существо своими руками! Но ему даже в голову не пришло нарушить приказанье барыни. Удалось хотя бы не отдать собачку на мученье в чужие руки.

Наконец он выпрямился, «окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки…».

«Вечером на шоссе безостановочно шагал какой-то великан с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим». Он спешил прочь из Москвы, к себе в деревню, на родину, хотя там его никто не ждал.

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо туманился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев,. но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, — ветер с родины — ласково ударял его в лицо…».

Через два дня он был уже в своей избёнке, помолился перед образами и отправился к старосте. Староста удивился, но предстоял сенокос и «Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки».

А в Москве барыня разгневалась и сначала приказала вернуть его немедленно, а потом заявила, что «такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен».

И он живёт одиноко в своей деревенской избушке. Душа у этого верзилы-богатыря нежная, ранимая. Поэтому он на женщин больше не глядит и ни одной собаки у себя не держит.

Власть одних людей над другими. Как она калечит и тех и других.

До поры до времени люди ещё такие (в подавляющем большинстве), что им требуется узда? И чем менее совершенны эти люди, тем, видимо, крепче должна быть узда. Над ними власть обычно такая, какую они заслуживают. Окажись все или подавляющее большинство такими как Герасим — честными, душевными, самоотверженными, работящими, возник бы какой-то совсем иной порядок, иная общественная система. Но пока что из всей дворни таким оказался лишь человек «не от мира сего», глухонемой, почти не воспринимающий всей информации, всех сигналов «сего мира».

И Татьяна, светлая в сущности душа, задавлена этой жизнью и вполне послушна. Её можно как угодно поворачивать и настраивать. Ею можно манипулировать, как и всей толпой.

Получилась грустная, подчас трогательная и вполне реальная (и страшная!) картина жизни.

Вольская Инна Сергеевна, 1999 г.

Главный персонаж рассказа, глухонемой Герасим, до приезда в город проживал в деревне. Он занимался обычной крестьянской деятельностью. Это занятие не только помогало ему заработать на жизнь, но и приносила удовольствие. Он самостоятельно, без помощи лошадей, пахал землю, и своим видом напоминал богатыря из народных сказок. Затем его привезли в город. Естественно, что это не могло обрадовать крестьянина. Прибегнув к картинам природы, автор отобразил, насколько сильные чувства одолевали героя произведения. То он подобен быку, которого везут в неизвестном направлении, то лежит долгое время, как загнанный зверь. Характерные черты Герасима, проявляются и в интерьере его жилища. У него была богатырская кровать, стоящая на четырёх брёвнах, маленький стол и стул. Всё это он сделал своими руками. Герасим улыбнулся, увидев, как стул не сломался, даже после удара о землю.

Он был крепостным крестьянином, собственностью барыни. Это является важным моментом в его характеристике. Он должен приносить своей госпоже только пользу, и не выражать свои желания. Он интересуется Татьяной, прачкой из многочисленной прислуги. Но хозяйку это совсем не интересует.

Герасиму приглянулась именно Татьяна, так как по велению сердца, он чувствует, что девушка больше всех нуждается в защите. В день переезда он находит маленького щенка, и у него возникает особая привязанность к животному. Спрятав от глаз хозяйки свою находку, он уснул в радостном настроении. Муму отвечает ему тем же. Собачка сильно привязалась к новому хозяину. Однако Герасиму пришлось исполнить волю взбалмошной госпожи. Поскольку он является крепостным, то обязан был выполнить приказ барыни без пререканий. Утопив Муму, он лишился самого дорогого, что у него было в жизни. ОН решается на поступок и уходит от барыни обратно в деревню, без её ведома. В этом проявляется воля смелой и решительной личности. В образе героя рассказа, автор отобразил мысль, что чувство собственного достоинства есть у каждого человека, и это не зависит от его происхождения. Образ Герасима, приникнут поэтическим сочувствием.

Его хозяйка, описывается, как вздорная, любящая повелевать женщина. У неё часто бывают смены настроения и капризы. Совершая свои поступки, женщина не думает о последствиях. Ради собственного развлечения, она решила поженить Татьяну и Капитона. Потом она понимает, что ничего хорошего из этого не вышло, и отправляет их в деревню, подальше от своего взора. Заинтересовавшись Муму, она быстро меняет своё мнение и горит желанием, быстро избавиться от собачки. Хозяйка считает, что ей одной дано управлять чужой судьбой. Уход Герасима, она расценивает, как неблагодарность и не приказывает разыскать беглого крепостного.

Увидев судьбу героев произведения, невольно представляешь себе жизнь крепостных в России, того периода. Писатель показал читателю, что право на крепостных крестьян, очень плохо влияет не только на них, но и на самих хозяев. То, что Герасим был глухонемым, можно понять так, что автор пытался донести читателю о невозможности выразить свои мысли, чтобы их услышали.

Какие лучшие качества русского народного характера воплотил И. С. Тургенев в Герасиме, герое рассказа «Муму»? (План) Эмоциональная оценка протеста Герасима в рассказе «Муму»