Мы врага отбросим а барто анализ. План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Стихи А.Л.Барто о войне. Сборник детских стихов о войне для разучивания в детском саду

Здравствуйте, друзья. Сегодня представляем лучшие детские стихи о войне для детского сада и учеников начальной школы. Они короткие и поэтому легко заучиваются детками.

Подойдут стихи для детей 5-6-7-8 лет, а может и младше, например, 3-4 лет, тут все зависит от развития малышей. Внизу статьи есть интересное видео, предлагаю вам посмотреть как 4-х летний малыш поет песню о Великой Отечественной Войне. Очень эмоционально и хорошо у него это получилось.

В представленном сборнике есть стихи и более длинные, но при этом совсем не сложные. Такие я предлагаю разбить на четверостишья и раздать детям для заучивания. Рассказывать их соответственно нужно будет по-очереди.

Сборник стихов обязательно пригодится к 9 мая, для проведения праздника, повсященного Дню Победы.

Стихи для детей о Великой Отечественной Войне

Мы врага отбросим
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)

В кинотеатре
Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне.
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.
А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…
Медали глажу я рукой
И дедушку целую.
(В. Туров)

*****
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

На радио
Письмо я старался
Писать без помарок:
«Пожалуйста, сделайте
Деду подарок…»
Был долго в пути
Музыкальный привет.
Но вот подошёл
И обнял меня дед –
Пришла к нему в праздник
9 Мая
Любимая песня его
Фронтовая.
(С. Пивоваров)

День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)


Я в солдатики играю
Я в солдатики играю.
У меня есть пистолет.
Есть и сабля, есть и танки.
Я большой и мне 5 лет!
Я в солдатики играю.
Это детская игра.
Но я это знаю твердо –
Создан Мир наш для Добра!
Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.
(Шапиро Т.)

У обелиска
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…

Красоту, что дарит нам природа…
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
(Алексей Сурков)

Победа
Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту -
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!

Верим в Победу
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер)

День Победы
Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Белозеров Т.)

Шинель
Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
(Е. Благинина)

Старый снимок
Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Стихи Михалкова С.В.
Самые лучшие стихи и сказки. Михалков С.В.
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
(С. Пивоваров)

*****
Дети из ладошек солнышко сложили,
Чтобы непременно люди все дружили,
Чтобы это солнце для людей сияло,
В каждое оконце в гости забегало.
Чтобы было много у детей игрушек,
Чтобы не стреляли взрослые из пушек,
Чтобы прекратились войны все на свете,
Чтобы улыбались, а не гибли дети.
Так, чего ж нам стоит переплавить пушки,
Прекратить все войны и купить игрушки?
Солнце из ладошек лучше всех на свете!
Посмотрите люди, это ж - наши дети!

Еще тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
(Владимов М.)

Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)

Разговор с внуком
Позвал я внука со двора
К открытому окну:
Во что идет у вас игра?
В подводную войну!
В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав ответ.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: Дед,
А как же в мир играть?
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
(С. Маршак)


Под мирным знаменем
Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы -
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!
Ни детям, ни взрослым война не нужна.
Пусть с нашей планеты исчезнет она.
Пусть мирные звезды над миром горят
И дружба не знает границ и преград!

Кто был на войне
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
- Дедушка Лёня - военный пилот -
В небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
- Очень тяжелые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнем.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.
(Смирнов А.)

Нужен мир
Мир и дружба всем нужны!
Мир важней всего на свете!
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят!
Нужен мир на всей планете!
Пусть пулеметы не строчат
И пушки грязные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не пролетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
(Найденова Н.)

Мир детям
В маленькой ручке - цветы у мальчишки.
Он этот букетик на мрамор положит.
Не может войну помнить этот малышка,
Однако забыть ее тоже не может.
Как позабыть, если мир подарили
Те, для кого он принес свой букет.
Цветы возложил мальчик к братской могиле,
Людям планету спасшим от бед.
За то, чтоб резвились, за то, чтоб играли,
Спокойные сны чтобы видеть могли,
За то, чтобы дети войны не видали,
Бороться обязаны люди Земли!
(Маршалова Т.)

Береза
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.

Мужчина
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
(В. Берестов)

Хотим под мирным небом жить!
По - разному зовутся дети, -
Нас очень много на планете…
Есть Вани, Гансы, Джоны, -
Детей повсюду миллионы!
По-разному зовутся дети,
Для нас - все лучшее на свете!
Нужны нам яркие игрушки -
И Буратино, и Петрушки.
Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки.
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники.
Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно ребят,
Пусть всем, везде хватает школ,
Чтоб каждый утром в школу шел!
Хотим мы вырасти врачами,
Строителями, скрипачами,
Учителями, и артистами,
И летчиками, и связистами!
Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
(Н. Найденова)

Вовкина бабушка
Была простая бабушка
У Вовки Черемных,
Ничем не выделялась
Она среди других.
Пекла для Вовки шанежки,
С капустой пирожки,
Штаны ему стирала
И штопала носки.
Но вот пришёл однажды
Какой-то генерал.
Он крепко-крепко бабушку
При всех расцеловал.
Весь вечер вспоминали
Они военный год.
У Вовки сердце жаркое
То стукнет, то замрёт.
Так вот какая бабушка!
А он-то и не знал.
Спасён от смерти бабушкой
Вот этот генерал.
И все в отряде знали
Настёну Черемных,
Разведчицей отважной
Слыла она у них.
Теперь для Вовки шанежки
Вкуснее во сто раз.
А всё, что скажет бабушка, -
Как воинский приказ.
(Л. Преображенская)

Имя
К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.
К окрестным старушкам
Заходят ребята –
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
- Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один –
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один –
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили –
У старой сосны,
В безымянной могиле.
На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они –
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет –
Посмертно,
Бессмертно.
Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!
(С. Погореловский)

65 лет со дня Великой Победы

Урок внеклассного чтения

в 3 классе

по теме «Стихи А. Л. Барто о войне»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ Степной СОШ Таловского района

Воронежской области

Устинова Белла Анатольевна

Тема: Стихи А. Л. Барто о войне.

Цели: I. Познакомить с творчеством А. Л. Барто, её стихотворениями о

Войне.

II. Воспитывать патриотизм, уважение к героям и участникам Великой Отечественной войны; гордость за героическое прошлое нашей Родины.

III. Развивать познавательный интерес, речь, творческое мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Введение в тему

III. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя.

Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. В 1925 году Барто уже начала печатать свои стихотворения. В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. С началом Великой Отечественной войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергерик, был направлен в Свердловск. Обратно в Москву Барто попала в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород". В этой поэме нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны. Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь стране, бережная защита народом и государством детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражены в стихах этого раздела 2. Чтение учащимися стихов А. Барто о войне.

В дни войны 1

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, - молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет. (1942)

Учитель: Как вы поняли выражение «Глаза, как два померкших огонька»?

Почему у семилетней девочки были такие глаза?

Мы врага отбросим 8

Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

Учитель: С кем сравнивает автор врагов? Как вы понимаете выражение «фашистов черная орда»?

Это стихотворение Агнии Львовны напечатано в газете «Комсомольская правда» 25 июня 1941 года, в самом начале войны. Страна переживала самые тяжелые дни. Какие слова выражают глубокую веру в победу над ненавистным врагом?

Воевали не только мужчины. Юные девушки добровольцами уходили на фронт. Многие были санитарками. Выносили, рискуя своей жизнью, с поля боя раненых бойцов. Родные с большим волнением ждали вестей с передовой.

Наташа 2

Почтальон проходит мимо

И стучит не в нашу дверь.

Почтальон проходит мимо,

Мы не ждем его теперь.

Наш учитель от танкиста

Получил письмо вчера.

Только нам не пишет с фронта

Наша старшая сестра.

Но сегодня на рассвете

Вдруг соседи будят нас

И читают нам в газете

Напечатанный указ.

Там написано, в указе,

Кто получит ордена,

Там сестра моя Наташа.

Может, это не она?

Говорят соседи маме:

Ну конечно, ваша дочь.

Тут не может быть ошибки,

И фамилия точь-в-точь.

Вслух сама читает мама:

- «В марте, первого числа,

Молодая санитарка

Двадцать раненых спасла».

Мама плачет отчего-то,

Младший брат кричит: - Ура!-

Молодец сестра Наташа,

Наша старшая сестра!

Вдруг я вижу почтальона.

Я кричу ему в окно:

Вы не в пятую квартиру?

Писем не было давно!

На звонок выходит мама,

Отворяет дверь сама.

Почтальон дает ей сразу

От Наташи три письма.

Учитель: Тяжелые испытания пришлось пережить тем, кто оставался в захваченных фашистами селах и городах. Жестокость гитлеровцев не знала предела. Они сжигали дома, не щадили и самих жителей. Вот какую жизненную историю рассказала нам А. Л. Барто.

Какие чувства испытывает герой стихотворения «Мне не забыть», вспоминая гибель своей матери?

Мне не забыть 3

Приехал издалека я,

Приехал я с войны...

Теперь учусь на токаря,

Нам токари нужны.

Теперь стою я

За станком

И вспоминаю мать,

Она звала меня

Сынком

И теплым,

Клетчатым платком

Любила укрывать.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Учитель:

Я слышал крик ее

Вдали...

Братишка был

Еще живой,

Он бился,

Звал отца,

Штыком

Фашистский часовой

Столкнул его

С крыльца.

Мне не забыть,

Как мать вели,

Мелькнул платок ее

Вдали…

Стихотворение «У памятника Зое» посвящено партизанке Зое Космодемьянской, которая была жестоко казнена фашистами. Перед казнью Зою пытали, босой выводили в лютый мороз на улицу, но девушка не выдала своих товарищей, даже своего имени не сказала. Она назвалась Таней. Не сразу узнала страна настоящее имя героини.

У памятника Зое 4

Заворковали в городе

Голуби, голуби...

На улице жара,

Сады, недавно голые,

Цветут - пришла пора!

В цветах Ново-Девичье,

Тут слышно пенье птичье

С утра и до темна -

Весной везде весна.

Вот холмик, обложенный дерном,

Пришла сюда женщина в черном.

Она посадила левкои,

Пылинки с надгробия стерла.

Идут сюда к сыну-солдату,

Идут на могилу отца,

И, горько оплакав утрату,

Сажают весной деревца.

Однажды девчонка-москвичка

Пришла сюда ранней весной -

Открытое, ясное личико,

Две светлых косы за спиной.

Ей горе знакомо?

Нет, что вы!

К ней в дом не входила беда,

И папа и мама здоровы,

Они не умрут никогда...

Холодный мрамор и венки -

Мир вечного покоя,

Но, будто смерти вопреки,

С надгробья смотрит Зоя.

Сюда живые к ней идут,

Чтоб вспомнить подвиг Зоин.

Седой подходит воин.

И вот стоит девчонка тут.

Со лба откинув завиток,

Она на камень гладкий

Кладет исписанный листок,

Он вырван из тетрадки,-

Кладет слова присяги

На клетчатой бумаге.

Слова наивны и просты:

«Я тоже буду смелою!

Я тоже, Зоечка, как ты,

Для Родины все сделаю!»

Здесь не один листок такой

Положен детскою рукой.

Листки, листки, еще листки

Белеют словно лепестки.

Листки, листки, еще листки

И в рамке и в конверте...

Вот так у гробовой доски

Живет само бессмертье.

Учитель: С нетерпением ждали люди сводки с фронтов. После того, как наша армия перешла в наступление, в честь освобождения городов в Москве проводился салют. Столица салютовала героям-освободителям.

Первый салют в Москве 5

Когда впервые над столицей

Салют раздался громовой,

Неслись испуганные птицы

Над освещенною Москвой.

Со всех сторон -

С Тверской, с Неглинной,

Над площадями, над Арбатом

Они метались стаей длинной

И в темноту неслись куда-то.

К Москве суровой, затемненной

Давно привыкли и они.

И вдруг огни над Малой Бронной,

И над бульварами огни.

Впервые небо разгоралось,

Река сияла серебром...

Наверно, птицам показалось:

Весна в Москве! Весенний гром!

Учитель: Радостные и горькие минуты переживал советский народ, узнав о долгожданной Победе. Стояла весна. Оживала природа. Возвращались с войны фронтовики. Но не было времени отдыхать: страна стояла в руинах. Предстояло восстанавливать разрушенное войной.

Нет, не в этом городе… 6

Нет, не в этом городе

Я, ребята, рос.

Не по этим улицам

Я знамёна нес.

По знакомой площади

В городе родном

Проходил недавно я

Со своим звеном.

Здесь в апреле месяце

Только сходит лед,

А у нас на праздниках

Все вокруг цветет.

Клены распускаются

В парке городском.

Можно днем по улице

Бегать босиком.

Облака весенние

Ходят над рекой.

Здесь у вас, товарищи,

Нет весны такой.

Только в нашем городе

Теперь не до весны -

Улицы разрушены,

Клены сожжены.

Молодые кустики

Зацветут в саду.

По знакомой улице

Я еще пройду!

По знакомым улицам

Родного городка

С песнями победными

Двинутся войска.

Я до самой пристани

Добегу бегом,

Обнимусь с танкистами,

Оглянусь кругом.

Вот она, знакомая,

Шумная река,

А над ней весенние

Ходят облака.

Учитель: Нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы обошла война. Великим счастьем было возвращение домой отцов, сыновей, братьев, мужей.

Послушайте стихотворение «Вернулся…». Почему мальчик не узнал отца?

Вернулся… 7

Мы папу не видели

Очень давно,

С тех пор

Как на улицах

Стало темно...

Маме работать

Вечернюю смену,

Мама ушла,

Поручила мне Лену.

Мы с Ленкой одни

Остаемся в квартире.

Вдруг входит военный

В зеленом мундире.

К кому вы пришли? -

Я спросил у майора.-

Мама с работы

Вернется не скоро.

Вдруг - я смотрю-

Он бросается к Ленке,

Поднял ее,

Посадил на коленки.

Он и меня тормошит

Без конца:

Что ж ты, сынок,

Не узнаешь отца?

Я майора обнимаю,

Ничего не понимаю:

Вы на папу не похожи!

Посмотрите - он моложе! -

Вынул я портрет из шкапа -

Посмотрите - вот мой папа!

Он смеется надо мной:

Ах ты, Петька, мой родной!

Потом он как начал

Подкидывать Ленку -

Я испугался:

Ударит об стенку.

Учитель:

В 1965 году радиостанция "Маяк" начала транслировать передачу "Ищу человека". Поиск пропавших людей при помощи средств массовой информации не был изобретением Агнии Барто - такая практика существовала во многих странах. В основе поиска лежали детские воспоминания. "Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, - писала Барто. - Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?" Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.

IV.Итог урока

Вы с самого раннего детства знакомы со стихотворениями Агнии Львовны Барто. Но сегодня мы для себя открыли новую страницу в ее творчестве. Я надеюсь, что стихи поэтессы о войне останутся в вашей памяти и в ваших сердцах.

Литература

Библиотека мировой литературы для детей

Барто А. Л. Стихи - детям (683 с.), Москва, «Детская литература», 1981,

т. 22, кн. 4

1 «В дни войны» - с.257

2 «Наташа» – с.262

3 «Мне не забыть» – с.269

4 «У памятника Зое» – с. 290

5 «Первый салют в Москве» – с. 276

6 «Нет, не в этом городе» – с. 260

7 «Вернулся…» - с. 289

8 «Мы врага отбросим» - «Комсомольская правда», 25 июня 1941 года,

№ 147 (4933), с. 1


Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.








Брестская крепость На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противника. За массовый героизм и мужество его защитников. Бресту была присвоена высшая степень отличия – звание Город - герой


Оборона Москвы Кратчайший путь к Москве пролегал вдоль Минского шоссе. В результате ожесточенных боев, длившихся почти две недели, гитлеровцам удалось только вытеснить войска РККА из Можайского укрепрайона, но все их попытки развить этот успех оказались тщетными. В этой ситуации главнокомандующий группой армий « Центр » генерал - фельдмаршал Ф. фон Бок решает нанести главный удар по Москве не строго с запада, а с северо - запада. Он отдаёт приказ 4- й танковой группе перегруппироваться для удара с целью выхода на старое Волоколамское шоссе и двигаться по нему. 10- й танковой дивизии немецко - фашистских войск удалось захватить Рузу. Но в тот же день по приказу Г. К. Жукова 5- я армия нанесла контрудар и блокировала дорожную развязку у села Дорохово и удерживала ее 10 суток, сорвав замыслы противника. А части 16- й армии вели тяжёлые бои у деревень Спасс и Рюховское. 29 октября на северо - западе нацисты перешли к обороне. Операция " Тайфун " провалилась.


Оборона Сталинграда Битва является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция « Уран »), в результате которого 6- я армия вермахта и другие силы союзников фашистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен


Курская дуга Курская битва (5 июля августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно - политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла « Операцией Цитадель ». Битва продолжалась 49 дней с 5 июля по 23 августа После завершения битвы стратегическая инициатива в войне перешла на сторону Красной Армии, которая до окончания войны проводила в основном наступательные операции, тогда как вермахт оборонялся.




Освобождение Советского Союза Сражаясь против немецко - фашистских захватчиков, советский народ и его Вооруженные Силы отстаивали не только свою социалистическую Родину, но и мировую цивилизацию, право всех народов на самостоятельное государственное существование, свободный выбор путей своего социального развития. На советско - германском фронте, с первых дней войны перемалывались одна фашистская дивизия за другой, что непрерывно и весьма чувствительно ослабляло германскую военную машину, создавало для всех антифашистских сил порабощенных стран Европы более благоприятные условия для развертывания их освободительной борьбы за свою национальную независимость и социальный прогресс.


Взятие Берлина 29 апреля начались бои за рейхстаг, который обороняло около тысячи человек. После нескольких атак подразделениям 171- й (полковник А. И. Негода) и 150- й (генерал - майор В. М. Шатилов) стрелковых дивизий удалось занять здание уже ночью. Рано утром 1 мая лейтенант Алексей Берест и сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над рейхстагом Знамя Победы.