Российская газета с марией городовой. Корабль спасения. «Если сын – вор»

Андрей Геннадьевич Карлов – талантливый российский дипломат, внесший большой вклад в реализацию внешней политики России.

Андрей Карлов родился в Москве 4 февраля 1954 года. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это был яркий представитель настоящей дипломатической династии. Дед Андрея начинал свою карьеру в российском министерстве иностранных дел в далеком 1922 году. К моменту рождения младшего Карлова там же работал и его отец. Поэтому поступление будущего посла в МГИМО на факультет экономических международных отношений выглядело вполне логично и являлось продолжением семейной традиции.

Kremlin

Будучи студентом, Карлов огромное количество времени уделял изучению Кореи. Язык этой страны стал для него вторым иностранным языком после английского. На этом фоне вполне логичным выглядело назначение Андрея Геннадьевича референтом Советского Посольства в КНДР сразу после окончания института в 1976 году. Там и началась его блестящая карьера.

Карьера

Во время службы в МИДе Андрей Геннадьевич Карлов работал на стратегически важных должностях Центрального аппарата:

  • с 1976 по 1981 и с 1984 по 1990 являлся сотрудником посольства в КНДР;
  • с 1992 по 1997 жил и трудился в Республике Корея на должности советника посольства;
  • с 2001 по 2007 год занимал пост чрезвычайного посла РФ в КНДР;
  • с 2009 по 2013 был директором Консульского департамента, попутно исполняя обязанности члена коллегии МИД России;
  • в 2013-ом указом президента был направлен в Турецкую республику в качестве главы дипломатического представительства.

Известия

К сожалению, Турция стала последним местом работы – 19 декабря 2016 года российский дипломат .

Личная жизнь

Личная жизнь складывалась не менее удачно. Со своей женой Марией Михайловной Карлов создал крепкую семью, вырастил сына, которого назвал Геннадием в честь отца. Сегодня Геннадий Андреевич является бывшим выпускником МГИМО и трудится секретарем консульского отдела посольства РФ в КНДР.


РИА Новости

Коллеги и друзья вспоминают Карлова как преданного друга и отзывчивого человека. Особенно доверительные и близкие отношения сложились у него с семьей Александра Мацегора – советника российского посольства в КДНР. Последний даже выступил свидетелем венчания супружеской пары в Троицком храме Пхеньяна в 2016 году.

Гибель

Убийство Андрея Карлова стало одним из самых резонансных - посол был застрелен на глазах у множества людей, под объективами нескольких десятков камер. Еще до начала расследования видео с жестоким преступлением быстро разошлось по интернету, средствам массовой информации.

Трагедия произошла на торжественном мероприятии, посвященном открытию Центра искусства в турецкой столице. Убийца – Мевлют Мерт Алтынташ, ранее служивший в турецкой полиции, неожиданно выхватил пистолет и выстрелил в спину выступающего дипломата.


The Insider

По свидетельствам охраны, тот, кто убил Карлова, проник на торжество по полицейскому удостоверению. Поэтому не вызвал у проверяющих никаких подозрений. Перед выстрелом убийца выкрикнул несколько предложений на чистом турецком и пару слов на ломаном арабском. Суть высказываний сводилась к тому, что этот поступок – месть России за Алеппо.

После роковых выстрелов преступник еще несколько раз стрелял в зал, успев ранить троих посетителей открывающейся выставки. Еще через некоторое время бойцам спецподразделения удалось застрелить нападавшего. Ответственность за преступление взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ.


Kremlin

Для Андрея Карлова выстрелы, сделанные пособником террористов, стали смертельными. Тот же вечер он скончался в центральной больнице Анкары. Похороны состоялись на Химкинском кладбище Москвы.

Главные достижения и награды

Среди многочисленных наград Андрея Карлова – Орден Серафима Саровского, полученный им 13 августа 2006 года, и звание Героя РФ, которым его посмертно наделил президент .


Hayinfo

Однако коллеги по дипломатическому корпусу считают главными достижениями не награды, а результаты его многолетней работы:

  • активизацию процесса правового урегулирования ядерной проблемы Кореи;
  • усовершенствование функционирования консульской службы МИДа;
  • нивелирование дипломатических проблем в отношениях Российской Федерации и Турции.

В память о нем будет названа улица в Анкаре, где традиционно располагается здание российской дипмиссии. Имя Андрея Карлова будет носить главный зал Центра Искусств турецкой столицы, а также премия Ученого совета МГИМО для студентов, ориентированных на решение проблем восточно-азиатского региона.

Друзья рассказали, насколько просто они жили

Тысячи людей по всему миру скорбят в связи с гибелью российского посла в Турции Андрея Карлова. Его убили подло, стреляя в спину, перед камерами, на глазах журналистов, посетителей выставки, и его жены, Марины Михайловны.

Стало известно, что в честь Андрея Карлова назовут улицу в Анкаре, где находится посольство России.

О том, каким он был уникальным специалистом, как оставался предан своему делу и насколько трогательно относился к жене, «МК» рассказали его друзья и сослуживцы.

Марина Михайловна и Андрей Геннадьевич Карловы венчались в православном храме Святой Живоначальной Троицы в Пхеньяне.

В 2001 году мой муж, отец Дионисий, служил в Пекине Рождественскую службу, - рассказывает матушка Кира Поздняева. - И нас попросили провести праздничную службу и в российском посольстве в Северной Корее, в Пхеньяне. Это мероприятие организовала жена посла, Марина Михайловна. Это было непросто, Северная Корея - режимная страна, и само посольство - режимная территория. Но она смогла преодолеть все преграды. Помню, дипломаты на службе стояли со слезами на глазах, для них это было настоящим чудом.

Все четыре дня пребывания в стране мы тесно общались с Мариной Михайловной и Андреем Геннадьевичем. Это была удивительная семья, оба - очень светлые и чистые люди, очень интеллигентные, мягкие, приятные в общении. Я была буквально потрясена, очень редко попадаются столь праведные люди.

Их сын Гена тогда был еще подростком. Запомнили его очень спокойным и рассудительным молодым человеком.

Северная Корея - очень специфическая страна, мне кажется, что у нас даже в послевоенные годы не было такой тягостной атмосферы. И, конечно, полный контраст представляла атмосфера в российском посольстве, где нас окружали очень радушные соотечественники.

Еще подумала - те, кто отправлял Карловых работать в эту страну, наверняка, учитывали свойства их характеров. Здесь смогли бы плодотворно работать только очень доброжелательные, чуткие и терпеливые люди.

Марина Михайловна и Андрей Геннадьевич находили в том мире свои прелести, всем сердцем полюбили страну, где работали.

Через два года они венчались в Троицкой церкви, в Пхеньяне, которую только что освятил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Святейший Патриарх Кирилл. Андрей Геннадьевич много сделал для того, чтобы этот храм появился. Он потом и в Анкаре заботился о духовных нуждах наших верующих соотечественников в Турции.


Марина Михайловна и Андрей Геннадьевич Карловы венчались в православном Храме Святой Живоначальной Троицы, в Пхеньяне.

Когда мы уезжали, Марина Михайловна подарила нам в числе прочих сувениров корейскую вышивку. Ей очень нравился этот местный промысел, она восхищалась, как умело девушки вышивают сложные картины. Для нас она заказала «Тайную Вечерю».

Мы очень часто потом вспоминали Андрея Геннадьевича и Марину Михайловну. Эти люди запали нам в душу, стали для нас некими маяками. Все эти годы мы оставались с ними на связи.

«В Андрее Геннадьевиче не было и намека на высокомерие»

Я долгие годы работал вместе с Мариной Михайловной Карловой, рассказывает декан факультета Международной журналистики МГИМО Ярослав Львович Скворцов. - Андрея Геннадьевича считали одним из крупнейших специалистов по Корее. Он - классический пример карьерного дипломата, который закончил факультет Международных отношений, его Восточное отделение, и всю жизнь посвятил этому направлению.


Студент МГИМО Андрей Карлов.

У них была очень дружная семья. Это было всегда так трогательно, когда Андрей Геннадьевич, уходя с работы из МИДа, звонил Марине Михайловне, они встречались в метро и вместе ехали домой. Так же вместе они ехали утром на работу. Несмотря на то, что Андрей Геннадьевич занимал очень высокий пост, он пользовался общественным транспортом, был абсолютно доступен, в нем не было и намека на высокомерие.

Мне со вчерашнего вечера звонят студенты и выпускники и все просят, по возможности, передать слова поддержки Марине Михайловне. Она была начальником младших курсов, первого и второго, студенты говорили про нее - «наша мама». Не в каждом вузе найдется такой чуткий, небезразличный и заботливый специалист. Она вела дела студентов, принимала справки у тех, кто заболел, определяла их в группы, решала вопросы с расселением в общежитии, следила за успеваемостью. Про каждого из своих подопечных знала все.

Мы не раз говорили, насколько Андрею Геннадьевичу повезло с женой. Марина Михайловна - фантастическая хозяйка. Помню, как однажды устроила мастер-класс, на котором обучала всех желающих готовить суши. Это было время, когда в Москве суши-бары были еще не на каждом углу. Она потрясающе рассказывала о Корее, досконально знала историю и искусство страны. А о корейской кухне могла говорить часами...

Три года назад мы с супругой были в круизе, и наш корабль 9 мая зашел в Стамбул. Марина Михайловна прислала нам потрясающего гида, который показал нам город. Сама она приехать не смогла. 9 мая, в день Победы, она готовила в посольстве праздничный стол. Не каждая жена посла возьмет на себя все хлопоты по кухне.

Всю душу Марина Михайловна и Андрей Геннадьевич вкладывали в своего сына Гену. Он тоже закончил МГИМО, пошел по стопам отца. Сначала учился на факультете Международных отношений, окончил там бакалавриат, потом поступил на магистратуру уже ко мне, на международную журналистику. Гена был очень домашним, старательным и примерным студентом.

Ярослав Львович признается, что у него перед глазами стоит искаженное от боли лицо Андрея Карлова, когда на выставке его расстрелял террорист. Эти кадры все каналы.

Мне больно думать, что довелось пережить Марине Михайловне, - говорит Ярослав Скворцов. - Не удивительно, что на этой выставке они оказались вместе. Их невозможно было представить порознь.

Я часто вспоминаю, как Марина Михайловна звала нас к себе в гости на дачу, говорила: «Мы вырыли на участке искусственный пруд, часто сидим, смотрим с мужем на уточек, которые поселились у нас». Вот в этих словах и было то, что называется семейным счастьем.

«Андрея больше нет, и половины меня тоже больше нет»

На страничке посольства России в Корейской Народно-Демократической Республике в Фейсбуке Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНДР Александр Иванович Мацегора оставил пост: «Прощай, Андрей... Я впервые пишу на странице Посольства от своего имени. Потому что сегодняшний пост - это моя личная тема. Я пишу и не могу сдержать слез.

Сегодня погиб мой товарищ Андрей Карлов. Он был подло убит в спину. Убит под камеры, и я потом видел кадры с его перекошенным от боли лицом в момент выстрела. По телевизору еще говорили, что он ранен и в больнице, мы с моей Таней отправили СМС-ку его жене Марине, которая тоже была на открытии этой проклятой выставки, чтобы держалась, что мы с ней. А она ответила: «Андрей убит на моих глазах, он лежит на полу, и этот человек не дает к нему подойти».

Этим летом в Москве, после совещания послов, когда мы все уже были в отпусках, Карловы приезжали к нам в гости. Пили чай, он много рассказывал про Турцию, которую успел полюбить, приглашал к себе, обещал показать какие-то необыкновенные красоты, названий которых я, конечно, не запомнил.


На встрече Святейшего Патриарха с российскими соотечественниками в Турции.

Потом вспоминали, как совсем молодыми начинали работу в Северной Корее, как подшучивали друг над другом, как вместе росли наши дети, как потом через много лет он стал в Пхеньяне послом, а я у него – советником-посланником. Договаривались, что на пенсии, которая все равно когда-то случится, будем по очереди приезжать друг к другу на дачу.

Мы не будем приезжать друг к другу на дачу. Потому что его больше нет, и половины меня тоже уже больше нет.

Прощай, Андрей. Обещаю, в день, когда тебя положат в землю, над Пхеньяном будут звучать колокола православного Храма Святой Живоначальной Троицы, который ты здесь строил, и где Святейший венчал вас с Мариной. А я держал над твоей головой венец с ликом Спасителя. Прощай, мой лучший друг, мой брат, мой дорогой товарищ».

"Здравствуйте, Мария! Мария, человек я неверующий, но с любопытством захожу на сайт "Российской газеты" и читаю там в том числе и ваши статьи. И знаете, давно мне хочется задать вам такой вопрос. Вот вы постоянно рассуждаете о Боге, но где же он, ваш Бог, когда вокруг столько несправедливости? Поясню примером. Далеко ходить не буду: у нас в подъезде, в нашей хрущевке, живет женщина - хорошая, добрая, приветливая. А у нее несколько лет назад заболела дочка - да так заболела, что теперь она инвалид. Муж от них ушел, и видно, что соседка прямо из сил выбивается со своей неходячей девочкой - одна старенькая мать ей только и помогает. Когда я задумываюсь над этим, меня так и подмывает спросить: "Как же понять зло, которое произошло с этими людьми?" Итак, Мария, что вы на это ответите?"

Геннадий Иванович

Здравствуйте, Геннадий Иванович! Вопрос, который вы мне задаете, мучает человечество уже не одну тысячу лет. Немецкий поэт Генрих Гейне сформулировал его так:

"Почему под ношей крестной

Весь в крови влачится правый?

Почему везде бесчестный

Встречен почестью и славой?"

Действительно, глядя на больного ребенка или неутешное горе вдовы, трудно не спросить: почему, если Бог - благо, Он допускает страдания? Почему страдают не те, кто, по нашему мнению, заслужил это своими грехами, а невинные? И если возможна такая несправедливость, то, получается, Он и не благо? И если Он способен равнодушно взирать на слезы невинных, может, Его и вовсе нет?

Страшные вести

Все эти вопросы с крайней остротой ставятся в библейской "Книге Иова". В книге, которая приоткрывает людям тайну страдания. В книге, которая притягивает к себе не только богословов, философов и писателей, но и миллионы обычных людей. Потому что каждый из нас в определенный момент своей жизни "немного Иов", и в минуту боли, страдания и потерь, из нашего сердца вырывается крик: "За что?"

"Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" - так начинается "Книга Иова". Иов, живший на Востоке не менее двух с половиной тысячелетий назад, был не просто праведным: Божье благоволение видимым образом простиралось над ним. У Иова было три дочери и семеро сыновей, его дом и дома его детей славились изобилием, в Библии подробно перечисляется скот, которым он владел. Все это делало Иова в глазах соплеменников человеком не просто уважаемым, но и "знаменитее всех сынов Востока".

"И был день, - продолжает свой рассказ Библия, - когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана". Так действие "Книги Иова" переносится из восточной земли Уц, где жил праведник, в другой план бытия - на небо, туда, где и решаются судьбы людей. И тут, на небе, сатана, оправдывая свое имя - а в переводе с древнееврейского оно означает "противник, враг", затевает с Господом спор. Сатана спрашивает Господа: "Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" Клеветник по своей природе, сатана намекает на то, что в отношениях Иова к Богу есть "договорной момент": Иов праведен только потому, что Господь благоволит к нему - как будто милость Божью можно купить! И в ответ на эту, по сути очень дерзкую клевету не столько на Иова, сколько на Самого Бога, Господь отвечает сатане так: "Вот все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей". Господь как бы снимает с Иова Свой покров, позволяя врагу рода человеческого действовать, но указывает сатане границы: "Только его самого не трогай!" В этом диалоге очень важно уяснить следующий момент - ничто не случается без воли Господа, без Его попущения.

То, что происходит дальше, страшно. Один за другим к Иову приходят гонцы с пугающими новостями. Не успевает первый возвестить, что на его стада напали кочевники, похитили животных, а пастухов "поразили острием меча", как в дверях уже следующий - с рассказом про молнию, которая погубила оставшийся скот... "Еще этот только говорил", как входит новый - с вестью о том, что, когда сыновья и дочери ели и пили вино в доме брата своего, большой ветер из пустыни налетел на дом, и "дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе".

Бог дал - Бог взял

И встал Иов. И "разодрал верхнюю одежду свою", и "остриг голову свою и пал на землю". И произнес слова, до которых в минуту горя может возвыситься только действительно верующий человек: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!"

Так заканчивается первая глава "Книги Иова". Казалось бы, сатана посрамлен, теперь он оставит праведника в покое - но не тут-то было. Вторая глава начинается диалогом Господа с противником рода человеческого. "И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него" - на Востоке того времени была принята меновая торговля, и слова "кожу за кожу" означают "равное за равное". Сатана намекает на то, что Иов боится потерять жизнь, и только поэтому смиряется перед Богом, только поэтому не ропщет. И сатана снова подстрекает Господа: "Простри руку Твою и коснись кости Иова и плоти его, - благословит ли он Тебя?". "И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги". Это ограничение, которое Господь ставит сатане: "только душу его сбереги" - принципиально важно. Смотрите, Бог считает возможным попустить врагу коснуться имущества Иова, даже жизней его близких, потом Господь как бы отнимает свой покров и со здоровья праведника, но вот его душа - это то, куда допускать врага рода человеческого нельзя ни в коем случае! Подумайте, как часто мы сами, добровольно, именно душу опрометчиво отдаем в руки дьявола.

В этот раз прикосновение сатаны обернулось для Иова страшной болезнью - проказою, Иов начинает заживо гнить - "от подошвы ноги его по самое темя".

Склониться перед крестом

Жестоко страдающий, Иов по обычаю того времени уходит прочь из селения - презираемый всеми. "И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри". Скорее всего, жена, видя невыносимые страдания Иова, посчитала, что смерть, которая ждет каждого, кто "похулит" Бога, лучше, чем продолжающиеся мучения. Но что отвечает Иов? " Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?"

Тяжесть физических страданий бедного Иова, как это часто бывает, усугубляется страданиями нравственными. К праведнику приходят друзья: сначала они молчат, потрясенные увиденным, а потом начинают вслух высказывать свои версии причин произошедшего. "Возможно, Иов не так уж и праведен, раз Господь покарал его.

Наверняка он грешил - причем грешил скрытно, так, что даже мы, друзья, об этом не знали, но Господь все видит, и вот результат..." Эти рассуждения достаточно логичны, если считать, что страдания - это наказание за грехи. И как в каждом из нас живет Иов, точно так же мы часто в своих раздумьях о причинах зла уподобляемся уже друзьям Иова.

Но Иов непоколебим: он твердо знает, что ни в чем не виноват перед Господом. Именно это ощущение несправедливости происходящего, больше, чем его собственные страдания, гнетет его. Он скорбит, видя торжество зла в этом мире: "Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои..." - упрекает он Господа. Иову горько сознавать, что Господь далек, что Он чужд ему, что небеса молчат, когда смертные взывают к ним: "О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!.. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня... Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его", - вырываются из сердца Иова горькие слова. И тогда Господь Сам является Иову - отчаявшемуся и взыскующему Бога...

Странное дело: в "Книге Иова" нет логического, рационального объяснения смысла страданий, но Иову, узревшему Господа воочию, оно уже и не нужно. Страдающий и призывающий в своем страдании Бога, он встречает Его и познает главное - то, что он не одинок в этом холодном мире. Это самые высокие моменты в жизни человека - моменты осознания близости к Нему. Тайна страдания в том, что, взыскуя Господа, мы обретаем Его. Потому что Господь не чужд человеку, потому что Сын Божий также страдал - распятый за всех нас.

Геннадий Иванович, зло не стоит обдумывать, зло не надо понимать. "С ним надо бороться, - писал отец Георгий Чистяков. - Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду". И к этим словам священника, многие годы посвятившего служению детям, больным онкологией, мне, Геннадий Иванович, добавить нечего.

27 апреля 2011 года 4 мая 2011 года
  • Если сын – вор 10 мая 2011 года
  • Ветер Нежность 18 мая 2011 года
  • Рабыня 25 мая 2011 года
  • 31 мая 2011 года
  • 6 июня 2011 года
  • Надежда 13 июня 2011 года
  • Взыскание погибших 20 июня 2011 года
  • Чужое кино 27 июня 2011 года
  • 1 июля 2011 года
  • Фанатка 7 июля 2011 года
  • 11 июля 2011 года
  • «Живый в помощи Вышняго…» 1 августа 2011 года
  • Ловцы в капкане 8 августа 2011 года
  • Красота взаймы 15 августа 2011 года
  • 22 августа 2011 года
  • Сумасшедшая любовь 29 августа 2011 года
  • Офис: крысы или люди? 5 сентября 2011 года
  • Кого убивает зависть? 12 сентября 2011 года
  • Спасенный за «пятихатку» 19 сентября 2011 года
  • Черешенка 3 октября 2011 года
  • 3 октября 2011 года
  • Как научиться любить? 14 октября 2011 года
  • Наказание зла 23 июля 2012 года
  • Чарующий морок обмана 27 февраля 2014 года
  • 19 ноября 2015 года
  • Без попсы 19 декабря 2015 года
  • Червь сомнения 22 ноября 2018 года
  • Статьи

    • Червь сомнения 22 ноября 2018 года
    • Без попсы 19 декабря 2015 года
    • «Действия элит бездумно вели Россию к Февральскому перевороту» 19 ноября 2015 года
    • Чарующий морок обмана 27 февраля 2014 года
    • Наказание зла 23 июля 2012 года
    • Как научиться любить? 14 октября 2011 года
    • «По небу полуночи ангел летел…» 3 октября 2011 года
    • Черешенка 3 октября 2011 года
    • Спасенный за «пятихатку» 19 сентября 2011 года
    • Кого убивает зависть? 12 сентября 2011 года
    • Офис: крысы или люди? 5 сентября 2011 года
    • Сумасшедшая любовь 29 августа 2011 года
    • Предатель, или В поисках силы духа 22 августа 2011 года
    • Красота взаймы 15 августа 2011 года
    • Ловцы в капкане 8 августа 2011 года
    • «Живый в помощи Вышняго…» 1 августа 2011 года
    • Любовь всепобеждающая, или Перед тем как расстаться 11 июля 2011 года
    • Фанатка 7 июля 2011 года
    • Снежинки, или Девочки ведут дневники 1 июля 2011 года
    • Чужое кино 27 июня 2011 года
    • Взыскание погибших 20 июня 2011 года
    • Надежда 13 июня 2011 года
    • Дар случайный? Три урока Пушкина 6 июня 2011 года
    • Преступление и покаяние, или Как разорвать цепь греха 31 мая 2011 года
    • Рабыня 25 мая 2011 года
    • Ветер Нежность 18 мая 2011 года
    • Если сын – вор 10 мая 2011 года
    • Повесть о преданной любви, или Как простить? 4 мая 2011 года
    • Жизнь после счастья 27 апреля 2011 года
    • Корабль спасения 18 апреля 2011 года
    • Мария Городова: «Люди хотят читать христианскую литературу» 22 марта 2011 года
    • Красота взаймы.
      Идол продаж требует в жертву живые души 15 июня 2010 года

    Статьи

    • Без попсы 19 декабря 2015 года
    • Ветер Нежность 18 мая 2011 года
    • Взыскание погибших 20 июня 2011 года
    • Дар случайный? Три урока Пушкина 6 июня 2011 года
    • «Действия элит бездумно вели Россию к Февральскому перевороту» 19 ноября 2015 года
    • Если сын – вор 10 мая 2011 года
    • «Живый в помощи Вышняго…» 1 августа 2011 года
    • Жизнь после счастья 27 апреля 2011 года
    • Как научиться любить? 14 октября 2011 года
    • Кого убивает зависть? 12 сентября 2011 года
    • Корабль спасения 18 апреля 2011 года
    • "Здравствуйте, Мария! Мария, человек я неверующий, но с любопытством захожу на сайт "Российской газеты" и читаю там в том числе и ваши статьи. И знаете, давно мне хочется задать вам такой вопрос. Вот вы постоянно рассуждаете о Боге, но где же он, ваш Бог, когда вокруг столько несправедливости? Поясню примером. Далеко ходить не буду: у нас в подъезде, в нашей хрущевке, живет женщина - хорошая, добрая, приветливая. А у нее несколько лет назад заболела дочка - да так заболела, что теперь она инвалид. Муж от них ушел, и видно, что соседка прямо из сил выбивается со своей неходячей девочкой - одна старенькая мать ей только и помогает. Когда я задумываюсь над этим, меня так и подмывает спросить: "Как же понять зло, которое произошло с этими людьми?" Итак, Мария, что вы на это ответите?"

      Геннадий Иванович

      Здравствуйте, Геннадий Иванович! Вопрос, который вы мне задаете, мучает человечество уже не одну тысячу лет. Немецкий поэт Генрих Гейне сформулировал его так:

      "Почему под ношей крестной

      Весь в крови влачится правый?

      Почему везде бесчестный

      Встречен почестью и славой?"

      Действительно, глядя на больного ребенка или неутешное горе вдовы, трудно не спросить: почему, если Бог - благо, Он допускает страдания? Почему страдают не те, кто, по нашему мнению, заслужил это своими грехами, а невинные? И если возможна такая несправедливость, то, получается, Он и не благо? И если Он способен равнодушно взирать на слезы невинных, может, Его и вовсе нет?

      Страшные вести

      Все эти вопросы с крайней остротой ставятся в библейской "Книге Иова". В книге, которая приоткрывает людям тайну страдания. В книге, которая притягивает к себе не только богословов, философов и писателей, но и миллионы обычных людей. Потому что каждый из нас в определенный момент своей жизни "немного Иов", и в минуту боли, страдания и потерь, из нашего сердца вырывается крик: "За что?"

      "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" - так начинается "Книга Иова". Иов, живший на Востоке не менее двух с половиной тысячелетий назад, был не просто праведным: Божье благоволение видимым образом простиралось над ним. У Иова было три дочери и семеро сыновей, его дом и дома его детей славились изобилием, в Библии подробно перечисляется скот, которым он владел. Все это делало Иова в глазах соплеменников человеком не просто уважаемым, но и "знаменитее всех сынов Востока".

      "И был день, - продолжает свой рассказ Библия, - когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана". Так действие "Книги Иова" переносится из восточной земли Уц, где жил праведник, в другой план бытия - на небо, туда, где и решаются судьбы людей. И тут, на небе, сатана, оправдывая свое имя - а в переводе с древнееврейского оно означает "противник, враг", затевает с Господом спор. Сатана спрашивает Господа: "Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" Клеветник по своей природе, сатана намекает на то, что в отношениях Иова к Богу есть "договорной момент": Иов праведен только потому, что Господь благоволит к нему - как будто милость Божью можно купить! И в ответ на эту, по сути очень дерзкую клевету не столько на Иова, сколько на Самого Бога, Господь отвечает сатане так: "Вот все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей". Господь как бы снимает с Иова Свой покров, позволяя врагу рода человеческого действовать, но указывает сатане границы: "Только его самого не трогай!" В этом диалоге очень важно уяснить следующий момент - ничто не случается без воли Господа, без Его попущения.

      То, что происходит дальше, страшно. Один за другим к Иову приходят гонцы с пугающими новостями. Не успевает первый возвестить, что на его стада напали кочевники, похитили животных, а пастухов "поразили острием меча", как в дверях уже следующий - с рассказом про молнию, которая погубила оставшийся скот... "Еще этот только говорил", как входит новый - с вестью о том, что, когда сыновья и дочери ели и пили вино в доме брата своего, большой ветер из пустыни налетел на дом, и "дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе".

      Бог дал - Бог взял

      И встал Иов. И "разодрал верхнюю одежду свою", и "остриг голову свою и пал на землю". И произнес слова, до которых в минуту горя может возвыситься только действительно верующий человек: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!"

      Так заканчивается первая глава "Книги Иова". Казалось бы, сатана посрамлен, теперь он оставит праведника в покое - но не тут-то было. Вторая глава начинается диалогом Господа с противником рода человеческого. "И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него" - на Востоке того времени была принята меновая торговля, и слова "кожу за кожу" означают "равное за равное". Сатана намекает на то, что Иов боится потерять жизнь, и только поэтому смиряется перед Богом, только поэтому не ропщет. И сатана снова подстрекает Господа: "Простри руку Твою и коснись кости Иова и плоти его, - благословит ли он Тебя?". "И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги". Это ограничение, которое Господь ставит сатане: "только душу его сбереги" - принципиально важно. Смотрите, Бог считает возможным попустить врагу коснуться имущества Иова, даже жизней его близких, потом Господь как бы отнимает свой покров и со здоровья праведника, но вот его душа - это то, куда допускать врага рода человеческого нельзя ни в коем случае! Подумайте, как часто мы сами, добровольно, именно душу опрометчиво отдаем в руки дьявола.

      В этот раз прикосновение сатаны обернулось для Иова страшной болезнью - проказою, Иов начинает заживо гнить - "от подошвы ноги его по самое темя".

      Склониться перед крестом

      Жестоко страдающий, Иов по обычаю того времени уходит прочь из селения - презираемый всеми. "И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри". Скорее всего, жена, видя невыносимые страдания Иова, посчитала, что смерть, которая ждет каждого, кто "похулит" Бога, лучше, чем продолжающиеся мучения. Но что отвечает Иов? " Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?"

      Тяжесть физических страданий бедного Иова, как это часто бывает, усугубляется страданиями нравственными. К праведнику приходят друзья: сначала они молчат, потрясенные увиденным, а потом начинают вслух высказывать свои версии причин произошедшего. "Возможно, Иов не так уж и праведен, раз Господь покарал его.

      Наверняка он грешил - причем грешил скрытно, так, что даже мы, друзья, об этом не знали, но Господь все видит, и вот результат..." Эти рассуждения достаточно логичны, если считать, что страдания - это наказание за грехи. И как в каждом из нас живет Иов, точно так же мы часто в своих раздумьях о причинах зла уподобляемся уже друзьям Иова.

      Но Иов непоколебим: он твердо знает, что ни в чем не виноват перед Господом. Именно это ощущение несправедливости происходящего, больше, чем его собственные страдания, гнетет его. Он скорбит, видя торжество зла в этом мире: "Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои..." - упрекает он Господа. Иову горько сознавать, что Господь далек, что Он чужд ему, что небеса молчат, когда смертные взывают к ним: "О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!.. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня... Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его", - вырываются из сердца Иова горькие слова. И тогда Господь Сам является Иову - отчаявшемуся и взыскующему Бога...

      Странное дело: в "Книге Иова" нет логического, рационального объяснения смысла страданий, но Иову, узревшему Господа воочию, оно уже и не нужно. Страдающий и призывающий в своем страдании Бога, он встречает Его и познает главное - то, что он не одинок в этом холодном мире. Это самые высокие моменты в жизни человека - моменты осознания близости к Нему. Тайна страдания в том, что, взыскуя Господа, мы обретаем Его. Потому что Господь не чужд человеку, потому что Сын Божий также страдал - распятый за всех нас.

      Геннадий Иванович, зло не стоит обдумывать, зло не надо понимать. "С ним надо бороться, - писал отец Георгий Чистяков. - Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду". И к этим словам священника, многие годы посвятившего служению детям, больным онкологией, мне, Геннадий Иванович, добавить нечего.