Скрипка издергалась упрашивая. Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского


Владимир МАЯКОВСКИЙ

Скрипка и немножко нервно

Скрипка издёргалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

так по-детски,

что барабан не выдержал:

«Хорошо, хорошо, хорошо!»

А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушёл.

Оркестр чужо смотрел, как

выплакивалась скрипка

без слов,

без такта,

и только где-то

глупая тарелка

вылязгивала:

«Что это?»

«Как это?»

А когда геликон –

меднорожий,

вытри!» –

шатаясь полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

Бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

а доказать ничего не умею!»

Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

А мне – наплевать!

Я – хороший.

«Знаете что, скрипка?

Давайте –

будем жить вместе!

В8. Черты какого поэтического направления начала XX века можно найти в этом стихотворении?

B9. В основе стихотворения – контраст между одинокой плачущей скрипкой и смеющимся, грубым оркестром. Как называется контрастное соотнесение образов в литературном произведении?

B10. Укажите название используемого Маяковским приёма, в основе которого лежит придание черт живых существ неодушевлённым предметам и явлениям (инструменты «превращаются» в людей).

B12. Как называются образные определения предметов и явлений (горящий Кузнецкий, меднорожий, потный геликон )?

C3. Как можно объяснить «странное» название этого стихотворения?

C4. Какие ещё стихотворения русских поэтов об одиночестве вам известны и как они перекликаются со стихотворением Маяковского?

Ответы и комментарии

B8 футуризм

B9 антитеза

B10 олицетворение

B12 эпитеты; эпитет

Задание С3. Для начала стоит коротко отметить странность названия: в нём союзом «и» соединены вовсе не однородные элементы речи – существительное («скрипка») и два наречия («немножко нервно»). Сразу же рождается ощущение несуразности, которое царит и в стихотворении. Одинокая скрипка чувствует себя неуютно в этом мире, её детский плач вызывает реакцию отторжения или

насмешки. Попытка героя спасти скрипку тоже нелепа (музыканты смеются над ним; герой «зачем-то крикнул: “Боже!”»; ощущение нелепости поддерживается рифмой слова «скрипка» с предельно просторечным «влип как»; с интонацией неуверенности звучит финальное «а?»; заметим, что и ответ скрипки на слова героя отсутствует). Сравним это стихотворение со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям» – и это ощущение странности, несуразности, заданное названием, станет ещё ярче.

Задание С4. Тема одиночества – одна из характерных тем поэзии романтического плана; выбор здесь богат. Конечно, в первую очередь стоит вспомнить о Лермонтове («Утёс», «На севере диком»), любовной лирике Некрасова, Бунине («Одиночество»), Цветаевой («Роландов Рог»), Ахматовой («Когда лежит луна...») и др. Можно привлечь для сопоставления и другие стихотворения самого Маяковского.

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» было экспериментально создано Маяковским. Не разобравшись в смысле, можно сразу сказать, что логика и этот стих не имеют ничего общего. Далеко не нужно ходить, а просто взглянуть на название строения, которое представляет собой бессмысленный набор слов. Читателю стаёт не по себе, прочитав такое заглавье, и он надеется, что этого всего лишь шутка писателя, как когда-то была написана Чеховым: «Шел дождь и два студента: один в калошах, другой – в университет».

Маяковский часто был в заведениях, где собиралось много людей, толи это были рестораны, толи увеселительные заведения. Будучи в ресторанах или на отдыхе, или читая стихи, поэт, ожидая заказ, наблюдал за музыкантами, вслушиваясь в игру скрипки, которая ему так нравилась, и он придумывает строки к стиху: «Скрипка, упрашивая, издергалась, и друг по-детски разревелась». Дальше, пользуясь аллегорией, создаётся подобие оркестра со звучанием в нём различные инструментов: «шмыгнул» барабан, «издергалась, разревелась» скрипка. «меднорожий крикнул геликон». С этих строк приходит понимание того, что автор нам показывает обычные образы человека, каждый из которых наделён своим характером: скрипка, представлена в женском облике, была скорее всего не понимаема её друзьями и коллегами, которые были старше за неё. Будучи наивной, как дитё, она «без такта, без слёз выплакивается», вызывая сочувствие и требующая помощи, ведь в коллективе её не понимают. Когда «геликон потный» накричал на скрипку: «Дура!», он ассоциируется как неприятный, грубый, плотный и больше всего он пришел после пьянки, будучи с похмельем, а «вялязгивала глупая тарелка» отображается человеком, который не понимает ничего. И только герои ранних произведений автора, как и наш герой, способны понять нашу скрипку. Он пытается пробиться «через ноты», бросаясь «на деревянную её шею», но опасаясь насмешки общественности, которые этого не смогу понять.

Наш герой понял, что он и скрипка «похожи ужасно», и приходит к компромиссу: «Давайте будем жить вместе!».

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского

С самых первых произведений Маяковского за ним прочно утвердилась слава бунтаря, сокрушающего привычные стандарты стихосложения. Стихотворения поэта больно резали слух обывателя, вызывая в нем недоумение. Лишь узкий круг любителей поэзии смог оценить творчество Маяковского и понять, что за сложными смысловыми конструкциями и обилием неологизмов скрывается чуткая и ранимая душа поэта. Ярким примером является стихотворение «Скрипка и немножко нервно» (1914 г.). Оно было написано Маяковским в связи с посещением одного из московских кабачков, где выступали музыканты.

Поэт прислушивается к выступающему на сцене кабака оркестру. Среди множества звуков он выделяет скрипку, которая «вдруг разревелась». В воображении лирического героя все инструменты обрели человеческие черты. С этого момента происходящее переносится в другое измерение. Скрипка становится беззащитной девушкой, плач которой выбивается из общего звучания оркестра. Не выдерживая этих жалобных причитаний, уходит барабан. «Глупая тарелка» не может понять, что происходит, и продолжает «вылязгивать». Решающим моментом становится выкрик «потного геликона»: «Дура, плакса, вытри!». Лирический герой не выдерживает и спешит на помощь скрипке. Он чувствует свое кровное родство с этим инструментом, потому что тоже надрывается от крика, но никто его не понимает. Его внезапный порыв подвергается насмешкам всего оркестра: «Пришел к деревянной невесте! Голова!». Но автора не задевает этот смех. Найдя родственную душу, он предлагает бедной скрипке: «Давайте — будем жить вместе!».

Используя гротеск, Маяковский удачно описывает собственное состояние. Скандальный поэт не мог найти настоящего признания. Его произведения шокировали публику, но не более того. Маяковскому казалось, что его творчество — глас вопиющего в пустыне. Разочаровавшись в людях, он обращается к неодушевленным предметам. Душераздирающие звуки скрипки дают ему надежду на искреннее понимание. В желании жить вместе с ней воплощается волшебная мечта поэта о достижении счастья. Маяковский иронизирует, но в этой безумной мечте заложен его очередной плевок в сторону равнодушного общества. Если окружающие не способны понять ранимую душу поэта, то он с легкостью променяет грубое человечество на «деревянную невесту».

Читать стих «Скрипка и немножко нервно» Маяковского Владимира Владимировича довольно непросто. Уже само название стихотворения, несуразное и противоречивое, говорит о том, что строчки его лишены смысла и логики в привычном понимании этих слов. Это произведение было создано поэтом в 1914 году во время посещения одного из неприглядных московских ресторанов. Наблюдая за ресторанным оркестром, поэт обратил внимание на скрипку, звуки которой выделялись из общего нестройного хора. Именно эти звуки, похожие на жалобный детский плач и трансформировались в первые строчки стихотворения.

В.В. Маяковский превращает обычные музыкальные инструменты в живых существ. Скрипка, повинуясь перу поэта, становится хрупкой беззащитной девушкой. Она изо всех сил пытается донести окружающим свои мысли и чувства, но ее никто не слышит. И барабан, и геликон, и тарелка заняты самими собой, и нет никакого дела до страданий несчастной скрипки. В образах этих музыкальных инструментов легко угадываются человеческие фигуры с присущими им недостатками и пороками. Впечатление поэта было таким ярким, что он устами своего героя называет скрипку «деревянной невестой», придавая ей этим максимальное сходство с изящной девушкой. Он предлагает скрипке жить вместе, тем самым обнаруживая в ней родственную душу. Поэт одинок среди непонимающих его людей, как и девушка-скрипка одинока в оркестре чуждых ей инструментов. Это стихотворение удивительно тонко передает всю горечь и обиду поэта на окружающий мир, который не мог его понять.

Учить это произведение можно на уроке литературы в классе или задать его ученикам в качестве домашнего задания. Прочитать текст стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно» онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
“Хорошо, хорошо, хорошо!”
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
“Что это?”
“Как это?”
А когда геликон –
меднорожий,
потный,
крикнул:
“Дура,
плакса,
вытри!” –
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
“Боже!”,
бросился на деревянную шею:
“Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею!”
Музыканты смеются:
“Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!”
А мне – наплевать!
Я – хороший.
“Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А?”

Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.

Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.

Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.

Жанр лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.

Метафора “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “оркестр чужо смотрел”.

Эпитеты “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .

История создания

Написанное в 1914 году, оно основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов – в подобные места Маяковский ходил часто, иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажду игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал этот стих.

Тема

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.

Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” происходящее, несмотря на то, что над ним смеются. Мысль о человеке, который все поймет и услышит очень характерна для ранних стихов Маяковского.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором автор выражает свои чувства и переживания через вещи, которым он придает характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский создает новую форму – ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “ оркестр чужо смотрел “.
  • Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .

Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.