А годы шли да шли. Задания для самостоятельной работы. Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных членах

Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Ответ:_____

Задание № 2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.

3) На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.

4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

5) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Ответ:_____

Задание № 3 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспоминался зимний день в горах Ала-тау.

2) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

3) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

4) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

5) Сверкнула молния и послышался удар грома.

Ответ:_____

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

2) Туман редел и становилось темнее.

3) За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.



4) Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!

5) Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Ответ:_____

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

3) Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.

4) Ученица не отвечала и пауза затянулась.

5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Ответ:_____

Задание 6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.

Ответ:_____

Задание 7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.

2) Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.

5) К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Ответ:_____

Задание 8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Художники конца XX века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.

2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Ответ:_____

Задание 9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Земляникой да черникой полны наши леса!

2) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.

3) С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.

4) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.

5) По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Ответ:_____

Задание № 10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.

4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Ответ:_____

ЗАДАНИЕ 15

№ задания Ответ

Главной героиней романа И. С. Тургенева «Накануне» является Елена Стахова.

Эта девушка с раннего детства общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни «на этой божьей воле», представляла себя с посохом в руках. Она «жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, почти с волнением». Все животные и насекомые, нуждавшиеся в помощи, «находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими». Елена выделялась в семье, потому что общалась с народом, а жалость к тем, что слабее ее, она пронесла через всю свою жизнь, всегда помогала им тем, чем могла.

«А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Ее постоянно что-то томило, порой она сама себя не понимала», иногда не могла осознать своих желаний и намерений. «Как она ни старалась не видать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее «странностей». Елена была эмоциональной девушкой, в ней было нечто, что отталкивало некоторых. Она - максималистка, от людей требовала слишком многого, не делала снисхождения к человеческим слабостям.

По словам ее отца, «она какая-то восторженная республиканка, Бог знает в кого!». «Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь». Елена жила в семье собственной жизнью, но жизнью одинокой. Отца и мать она давно «переросла на голову». Елена была сильным по натуре человеком, но только не могла найти применения своим способностям и возможностям в окружающем ее мире.

Однажды Берсенев рассказал ей о своем друге Инсарове и его судьбе. По словам Берсенева, Елена представляла Дмитрия необычным человеком, но при встрече «он произвел на нее не то впечатление, которого ожидала она». Но все-таки она поняла, что он не похож на других, которые окружали ее до этого момента. Инсаров поразил воображение Елены своими поступками.

Она долго не могла найти объяснение тому, что испытывает к Дмитрию, но вскоре поняла, что полюбила его всей душой. Елена не предполагала, что ждет ее впереди, но готова была идти за своим возлюбленным всюду.

Инсаров помогает ей найти то, что она не имела все эти годы, а именно - цель в жизни. Его цель в жизни становится ее целью. Судьба распоряжается так, что Дмитрий умирает. Елена остается в Болгарии после этого горя. Такой поступок главной героини подтверждает, что она действительно нашла свою цель в жизни и уже не изменит ей. Она - самоотверженная женщина.

Благодаря Инсарову она обретает больше, чем любовь, - она обретает веру в себя, веру в то, что сможет совершать полезные дела даже без Дмитрия.

Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Проводить каждый вечер около четверти часа у окна своей комнаты вошло у ней в привычку. Она беседовала сама с собою в это время, отдавала себе отчет в протекшем дне. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие: она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. Гувернантка, которой Анна Васильевна поручила докончить воспитание своей дочери, — воспитание, заметим в скобках, даже не начатое скучавшей барыней, — была из русских, дочь разорившегося взяточника, институтка, очень чувствительное, доброе и лживое существо; она то и дело влюблялась и кончила тем, что в пятидесятом году (когда Елене минуло семнадцать лет) вышла замуж за какого-то офицера, который тут же ее и бросил. Гувернантка эта очень любила литературу и сама пописывала стишки; она приохотила Елену к чтению, но чтение одно ее не удовлетворяло: она с детства жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала об них всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, с невольною важностью, почти с волнением. Все притесненные животные, худые дворовые собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи и даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими. Мать не мешала ей; зато отец очень негодовал на свою дочь за ее, как он выражался, пошлое нежничанье и уверял, что от собак да кошек в доме ступить негде. «Леночка, — кричал он ей бывало, — иди скорей, паук муху сосет, освобождай несчастную!» И Леночка, вся встревоженная, прибегала, освобождала муху, расклеивала ей лапки. «Ну, теперь дай себя покусать, коли ты такая добрая», — иронически замечал отец; но она его не слушала. На десятом году Елена познакомилась с нищею девочкой Катей и тайком ходила к ней на свидание в сад, приносила ей лакомства, дарила ей платки, гривеннички — игрушек Катя не брала. Она садилась с ней рядом на сухую землю, в глуши, за кустом крапивы; с чувством радостного смирения ела ее черствый хлеб, слушала ее рассказы. У Кати была тетка, злая старуха, которая ее часто била; Катя ее ненавидела и всё говорила о том, как она убежит от тетки, как будет жить на всей божьей воле; с тайным уважением и страхом внимала Елена этим неведомым, новым словам, пристально смотрела на Катю, и всё в ней тогда — ее черные, быстрые, почти звериные глаза, ее загорелые руки, глухой голосок, даже ее изорванное платье — казалось Елене чем-то особенным, чуть не священным. Елена возвращалась домой и долго потом думала о нищих, о божьей воле; думала о том, как она вырежет себе ореховую палку, и сумку наденет, и убежит с Катей, как она будет скитаться по дорогам в венке из васильков: она однажды видела Катю в таком венке. Входил ли в это время кто-нибудь из родных в комнату, она дичилась и глядела букой. Однажды она в дождь бегала на свиданье с Катей и запачкала себе платье; отец увидал ее и назвал замарашкой, крестьянкой. Она вспыхнула вся — и страшно и чудно стало ей на сердце. Катя часто напевала какую-то полудикую солдатскую песенку; Елена выучилась у ней этой песенке... Анна Васильевна подслушала ее и пришла в негодование. — Откуда ты набралась этой мерзости? — спросила она свою дочь. Елена только посмотрела на мать и ни слова не сказала: она почувствовала, что скорее позволит растерзать себя на части, чем выдаст свою тайну, и опять стало ей и страшно и сладко на сердце. Впрочем, знакомство ее с Катей продолжалось недолго: бедная девочка занемогла горячкой и через несколько дней умерла. Елена очень тосковала и долго по ночам заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. Последние слова нищей девочки беспрестанно звучали у ней в ушах, и ей самой казалось, что ее зовут... А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у ней не было: изо всех девиц, посещавших дом Стаховых, она не сошлась ни с одной. Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто ее не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда сама себя не понимала, даже боялась самой себя. Всё, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. «Как шить без любви? а любить некого!» — думала она, и страшно становилось ей от этих дум, от этих ощущений. Восемнадцати лет она чуть не умерла от злокачественной лихорадки; потрясенный до основания, весь ее организм, от природы здоровый и крепкий, долго не мог справиться: последние следы болезни исчезли наконец, но отец Елены Николаевны всё еще не без озлобления толковал об ее нервах. Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России. Потом она утихала, даже смеялась над собой, беспечно проводила день за днем, но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладеть не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, не взлетевшие крылья; но эти порывы не обходились ей даром. Как она ни старалась не выдать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее «странностей». В день, с которого начался наш рассказ, Елена дольше обыкновенного не отходила от окна. Она много думала о Берсеневе, о своем разговоре с ним. Он ей нравился; она верила теплоте его чувств, чистоте его намерений. Он никогда еще так не говорил с ней, как в тот вечер. Она вспомнила выражение его несмелых глаз, его улыбки — и сама улыбнулась и задумалась, но уже не о нем. Она принялась глядеть «в ночь» через открытое окно. Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки; потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами.

ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

ЭПИТЕТ - это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА - перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костер заката (И.А. Бу­нин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)

МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

В) название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека.

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)

Я три тарелки съел (И,А. Крылов)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).

Я прочи­тал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот

А) единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видо­вого;

Г) видовое понятие вместо родо­вого.

И слышно было до рассвета, как ли­ ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире Мекси­ канского залива (В.В. Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И.Крылова).

ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)

Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи ):

АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с по­мощью антонимов.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выраже­ний в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием зна­чимости.

Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.

Все грани чувств, все грани прав­ды

Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.

А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов)

Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.

АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, ко­гда снега метут,

Жди, когда жа­ра,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.

Я не знаю, где граница

Между Се­вером и Югом,

Я не знаю, где гра­ница

Меж товарищем и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)

ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.

Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)

Синтаксические средства выразительности:

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.

Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"

ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.

Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.

Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.

Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)

или в предложении "Что вьёшья, ласточка , к окну, что, вольная , поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.

Например, "Дуэль!"

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.

Например, "А как же Пушкин? "

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.

Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.

Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)

РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.

Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.

Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой... " (Е. Носов)

Фонетические средства выразительности.

Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Не красов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Лексические средства выразительности:

СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.

Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопостав­лены по значению только вданном тексте.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле.

За тридевять земель, работать спустя рукава.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - би­рюком.

В оврагах водились козюли . (= змеи) (По И.С. Тургеневу)

ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.

Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин) ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.

Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём , что ли!" (С. Львов)

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…

Юлия позвонила Ладо. Не застала. Отложила.
Где она пропадала все эти дни?

Ладо лежала на кровати, болтая с Юлией. Наконец. Что-то не клеилось. Дело в настроении.
– Ладно, – Ладо решила прекратить. – Давай прощаться. Только я сначала на твой вопрос отвечу.

А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною жизнью, но жизнью одинокою. Её душа и разгоралась, и погасала одинаково, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял её, никто её не удерживал, а она рвалась и томилась. Всё, что окружало её, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чём никто не мыслит в целой России. Потом она утихала… беспечно проводила день за днём, но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладать не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, не взлетевшие крылья, но эти порывы не обходились ей даром (И.С. Тургенев).

– Где теперь ты будешь?
– Не знаю. Пока. Позвоню.
– Да, пока.

Рука, поддерживающая голову. Она ни о чём не думала. Нет, думала. О том, что ни о чём.
– Мечтаешь? – его мягкое предположение.
На её лице похожее выражение.
Вздрогнула. От неожиданности. Он пугал своими внезапными появлениями и заявлениями. Её осечки и ошибки – из-за нелепой боязни. Иногда хотелось наблюдать за ним издалека. Как прежде.
– Ой, извини, – Она встала и поправила покрывало. – Я не люблю мечтать. Я люблю цели.
– Я только возьму диски. Делай, что хочешь.
– Нет, я не хочу больше валяться без дела. Мне пора идти.
– Поздно и темно. Как ты собираешься возвращаться?
– Как обычно.
– Я не в курсе, как обычно ты возвращаешься. Куда тебя отвезти?
– Не надо! Я сама! – Она заволновалась, а Он не упустил из виду.
Не всё же в мире имеет летальный исход.
– Сомневаюсь. Так куда едем?
– Туда, где я живу.
– Поехали.

Закрывая за Дианой дверь. Знакомое.
Созерцатель дотронулся пальцами до виска. Отражение в зеркале.
Имитация? Случай? Непроизвольность?

Ладо потянулась за романом Тургенева «Накануне». Одно из двух его произведений, которые ей нравились. Ещё «Отцы и дети» – за главного героя. А «Накануне» за… Тургенев знал толк в настоящем чувстве. Надо думать, благодаря Полине Виардо?
Ладо открыла то место и прочла Юлии:
– Я всё ещё робею с господином Инсаровым. Не знаю, отчего; я, кажется, не молоденькая, а он такой простой и добрый. Иногда у него очень серьёзное лицо. Ему, должно быть, не до нас. Я это чувствую, и мне как будто совестно отнимать у него время. Андрей Петрович – другое дело. Я с ним готова болтать хоть целый день. Но и он всё говорит об Инсарове. И какие страшные подробности! Я его видела сегодня ночью с кинжалом в руке. И будто он мне говорит: «Я тебя убью и себя убью». Какие глупости!
– Всё? – спросила Юлия.
Ладо не ответила. Значит – конец.
– Не тяни резину, – заявила Юлия, – раз. Что это там у тебя за Андреи – два? А то, что вы друг друга перебьёте, – это, очевидно, три.
– Давай прощаться, – повторила Ладо.
– Где теперь ты будешь?
– Не знаю. Пока. Позвоню.
– Да, пока.

Диана читала роман Тургенева «Накануне».

Я сегодня подала грош одной нищей, а она мне говорит: отчего ты такая печальная? А я и не подозревала, что у меня печальный вид. Я думаю, что это от того происходит, что я одна, всё одна, со всем моим добром, со всем моим злом. Некому протянуть руку. Кто подходит ко мне, того не надобно; а кого бы хотела… тот идёт мимо. К чему молодость, к чему я живу, зачем у меня душа, зачем всё это? А ведь странно, однако, что я до сих пор никого не любила! Мне кажется, что у Д. (буду называть его Д.: Димитрий)… Кто отдался весь своему делу… тому горя мало, тот уж ни за что не отвечает. Не я хочу, то хочет. Мне с ним хорошо, как дома. Лучше, чем дома. Мне всё по-прежнему легко и только изредка, изредка немножко грустно. Я счастлива. Счастлива ли я? К чему писать? Он сегодня ушёл так скоро, а мне хотелось поговорить с ним… Он как будто избегает меня. Да, он меня избегает. Слово найдено, свет озарил меня! Боже! Сжалься надо мною… Я влюблена!

Вероятно, когда-то недавно. Они посещали тренировочный зеркальный зал. Один на двоих.

– Ведь мы друзья с вами, не правда ли?
– Нет, – сказал Инсаров.
– Как?..
Щёки её покрылись лёгким румянцем.
Если б в это мгновение Инсаров поднял глаза на Елену, он бы заметил, что лицо её всё больше светлело, чем больше он сам хмурился и темнел; но он упорно глядел в пол.
– Ну, прощайте, – начала она. – Но по крайней мере, так как мы уже встретились, дайте мне теперь вашу руку.
Инсаров протянул было руку.
– Нет, и этого я не могу.
– Не можете?
– Не могу. Прощайте.
И он направился к выходу часовни.
– Погодите ещё немножко. Вы как будто боитесь меня. А я храбрее вас, – прибавила она с внезапной лёгкой дрожью во всём теле. – Я могу вам сказать… хотите?.. Знаете ли, куда я шла? Я шла к вам.
– Ко мне?
– Вы хотели заставить меня сказать, что я…

Суеверный. Знаки. Символы.

Жди – всё ещё впереди.

Диана дождалась на Ленинском проспекте сто четырнадцатый автобус. И прямо до Елизарова.
Смятение. Оно сопровождало Диану.
Дома. Освободившись от зимнего одеяния. Она зябко поёжилась. Потёрла ладонь о ладонь.
– Холодно.
Дрогнувший плаксивый голос.
Хорошо ещё, что ветра нет.
Откуда она? С холода. От Славы.
«Ну вот, – Диана думала немного раздражённо, – сиди тут. А уже была бы там».
Да где там?
Она нетерпелива. Вечная мука ожидания. Одна болезнь. Был ещё Бутусов.
Смотрела телевизор. Вадим и Глеб Самойловы. Она выслушала недлинное интервью. Улыбнулась. Будет о чём написать Виталию.
Диана могла часами быть с музыками.
Когда в одно ухо влетает, в другое вылетает. Очень не нравилось. Ей требовались для общения люди высокоразвитых цивилизаций. Или построений.
Иногда с ней делились: «А вот в наше время была другая музыка. Мелодичная, красивая. Без всякого бестолкового современного «бум-бум-бум». Она желчно усмехалась: «Раньше мы слушали красивое пение, теперь же я испытываю папино терпение».
Правда, она любила разное. Отовсюду.
«И я пел десять лет и, наконец, стал известным лицом… в кругу друзей, – прибежало на ум. – Как сказал Гребенщиков».
За окном. Он собирался зайти за ней. Но она опередила.

«Да, женщина, – бросил он себе с горечью, но и с самодовольством опытного человека, глубоко изучившего жизнь. – Чему удивляться? Ведь это их миссия становиться поперёк дороги. Сейчас я её сплавлю».
Гелли растерянно смотрела на его неприязненное лицо (А. Грин).

– Заедем к моим друзьям, – сказал Лад. – Ты не против?
– Нет. Но уже поздно по гостям ходить.
Полуулыбнулся. Ладо даже преобразилась в ручную и покладистую.
– К тому же со мной… – Ладо кивнула на Карину.
– А это ничего, – Лад успокоил её.
– У вас так принято, да?
– Да. После десяти, часов до трёх.
– Ого! Ну и режим. Я в это время спать предпочитаю, – Ладо высказалась принципиально.
– Однажды я, – захотела рассказать Карина, – ночью проснулась, а там папа…
– Да-а, – протянула Ладо испуганно, она знала об истоках порока её отца, видела их про себя.
Бросила смущённо-насмешливый взгляд на Лада. Его лёгкое любопытство и неудовольствие. Недоразумение неловкого положения.

– Лад, – Ладо сказала с незаурядным спокойствием, – ты не злись. Ладно?
Её непроизвольная рука у него на колене.

– Я же понимаю, – ласково добавила Дивия. – С кем не бывает?
Не в оправдание сказала. Часто было.
– А что, со мной тоже будет? – Карина генетически уклонилась.
– Нет, – вмешался он, – с девушками такого не бывает.
– Бывает. И девушек это не обходит стороной. Пьяная женщина – это то же, что мужчина- дурак в трезвой реальности, – Дивия не удержалась.

– Диана, – сказала Тоня, прочитав данный отрывок, – пообещай не презирать меня.
В тоне Тони было что-то жалкое.
Диана сказала:
– Ну, ладно. Я постараюсь.
То есть сделаю вид.
Она не могла упомнить всё, что когда-то где-то написала.

– Ну, в общем, Ладо правильно говорит, – Лад согласился – надо же. – Но чего-то она больно жестока.
– Особенно к себе, – с гордостью отозвалась она.
– Не знаю, – сомнение Лада выразилось в том, что он остановился на красный. – Предстоит узнать. А тебе на будущее: у нас тут особый менталитет. Но, понимаешь, и в питейном деле существуют нормы. Нужно знать меру.
– Кто бы говорил, – проворчала Ладо.
– Совсем, совсем нельзя? – Карина удивилась.
– Ну, по праздникам, – пошутил Лад, – можно.
– Ага, – пробурчала Ладо, – а праздники чуть ли не каждый день – менталитет же особый.
– Я не так выразился, – Лад исправился.
– Ну и хватит, – Ладо прервала его. – Она ещё маленькая. Ей далеко ещё, ей после расскажут.
– Хорошо, – Карина согласилась с Ладами.
– Она тебе на примере покажет, как действует спиртное на организм человека. Точнее, на женский.
– И совсем не смешно, – Ладо обиделась.
– Тем более, что мы приехали, – закончил Лад. – Пойдём со мной.
– Вот и не пойду, – Ладо завредничала.
– Почему?
– Потому что. Неудобно, – и засмеялась. – Если ненадолго, а то у меня менталитет обособленный.

– Хорошо, – сказал Нок. – Вы можете ехать со мной. Но, предупреждаю, я человек мрачный и не кавалер. Со мной едва ли вам будет весело (А. Грин).

Вероятно, собирались ужинать. Ладо как раз проголодалась.
– Вы специально, что ли, к столу? – Друг в шутку.
Он выглядел по-настоящему гостеприимным. Ладо не ожидала. Он прямо-таки сиял.
– Вы в порядке? – отчего-то он обратился к Ладо.
– Я – в полном, – она смутилась самую малость.
– Да, – продолжил Лад, – только поужинаем и уйдём.
Друг проводил народ в комнату. Оттуда неслись навстречу детские голоса.
«И одинокая мигрень – подруга дней моих, меня любила целый день за двоих», – Ладо потёрла висок.
Болело слева. Как чаще всего. Окружающее – какое-то расплывчатое. Несколько нереальное. Однако пришлось очнуться. Когда вошла женщина. Со светлыми волосами. Очень красивая.
«Ничего себе, – Ладо чуть ли не присвистнула. – А что она могла найти в этом Друге?»
– А это… – он представил, не объяснив, кто она.
Потому что не имел понятия, как это сделать.
– Сегодня я – Ладо.
У неё нет ослепительной красоты. Внешней оболочки.
– Привет, – Ладо тайно улыбнулась. Больше глазами.
Светловолосая тоже. Но свободнее.
Ладо признала за ней родственное.
Несмотря на возражения, она отправилась помочь ей. У мужчин был разговор друг к другу.

Они разговорились. Ладо умела и увлечь, и увлечься.
– Ты очаровательна, – поделилась Светловолосая.
Ладо улыбнулась. И опровергла:
– Я вредная.
– Не думаю, что это твоя единственная характеристика.
– А вот твой друг с тобой не согласился бы. Он меня терпеть не может.
– Наоборот. Простая ревность. Чистая психология.
– Ты психолог?
– Почти.
– А, ну тогда скажи, кто я по темпераменту.
– Меланхолик.
Ладо засмеялась.
– Я так и знала. Даже Лад сперва запутался.
– Значит, холерик.
– Но меланхоличный. У меня своя точка зрения по вопросу о темпераментах. Как-нибудь расскажу потом.
– А почему не сейчас? Каковы основные принципы? Концепция?
– Неужели ты серьёзно отнеслась к моим словам? – Ладо всех и вся подозревала – в лицемерии.
– К холерикам нельзя несерьёзно относиться.
– Да какие концепции? Я вообще против наук разных, – Ладо забыла о подозрениях. – Я бы хотела поучаствовать в эксперименте. В каком-нибудь исследовании о болезни ХХ века – фанатизме. А то я не могу написать свой «Взгляд с экрана».
– Это… про…
– Я отнесу тарелки, – предложила Ладо.

«Романтично! – съязвил про себя Нок, отталкивая веслом лодку. – Моему мёртвому сердцу безопасны были бы даже полчища Клеопатр, и вообще о сердце следовало бы забыть всем» (А. Грин).

Лад посчитал, что пора идти домой. Ладо предпочла бы остаться. Теперь. Но своё желание она ничем не высказала.
Лад встал перед ней. Она приподнималась на носки. Выглядывала из-за его плеча. И радостно улыбалась.

Непонятное предчувствие – о себе любимом и о ней.
Как буду в Питере в следующий раз.
Зацелую.
Приступ смеха.
Поэтами рождаются и становятся. Такие дела.

– Иногда лучше молчать, чем говорить, – Светловолосая предупредила Друга небольным ущипновением.
– Иногда лучше жевать «Stimorol», чем говорить, – Ладо предложила телевизионную версию.
И Лады вышли.

С присутствием женщины Нока примиряло его господствующее положение.
Её деятельной душе требовалось, хотя бы мысленно, делать что-то.
– Час ночи, – сказал он, подставив к спичке часы. – Вы, если хотите, спите.
– Но как же руль?
– Я умею управлять вёслами, – настоятельно заговорил Нок, – а от вашего сонного управления часа через два мы сядем на мель. Вообще я хотел бы, – с раздражением прибавил он, – чтобы вы меня слушались. Я гораздо старше и опытнее вас и знаю, что делать. Можете спать.
– Вы… очень добры. Если нужно будет, пожалуйста, разбудите меня.
«Неужели думаете, что не разбужу? Ясно, что разбужу. Здесь не гостиная, здесь… Как они умеют опутывать паутиной! Это всё инстинкт пола, – решил Нок, – бессознательное к мужчине» (А. Грин).

– Тебе что-нибудь привезти? – Лад неожиданно для себя поинтересовался.
Ладо – вся обратилась к нему. Мужское внимание обязывает.
«Если скажу, чтобы он привёз мне то, пятое, десятое? Я же максималистка. И он подумает? – задалась она вопросом. – Если аленький цветочек – у него получится шутка».
– Мне – ничего. Не нужно. Сам приезжай поскорее, – Ладо говорила второпях, чтобы не перемениться.
Ладо говорила второпях. Не очень правильно. У неё – проблемы с земными языками.
Лад не поверил. Поправлять тоже не стал.
– Девушки особенно любят получать подарки.
– Угу, подношения, – она кивнула.
– Им всегда что-то нужно. Всегда чего-то хочется.
– Это другие жаждут, а не я, – Ладо уже отвлеклась на девушку нетяжёлого поведения. – Взять бы у неё интервью.
– Ну, разумеется, – Лада не задело её мимолётное исчезновение.

– Вы спите? – спросил Нок.
Ответом ему было нечто среднее между вздохом и сонным шёпотом.
– Ну и довольно о ней, – сказал Нок, бросая спичку. – Когда женщина спит, она не вредит.
Он вновь задумался о печальном прошлом. Ему хотелось зажить, если он уцелеет, так, чтоб не было места самообманам, увлечениям и раскаяниям. Не так ли увенчанный славой и сединами доктор обходит палату безнадёжно больных, сдержанно улыбаясь всем взирающим на него со страхом и ропотом?.. Думать о приговорённых, так сказать, бесполезно. Они ему не компания.
«Ну, что же, – враждебно подумал он, – не воображаешь ли ты, что я попался на эту нехитрую удочку? Что я раскисну под твоим взглядом? Девчонка, не мудри! Ничего не выйдет из этого» (А. Грин).

Дверь открыли. Свет не зажгли. Кота чёрного пропустили. Он спрятал глаза. Юркнул внутрь. Замирая, направился в комнату Карины. Шмыгнул под кровать. Притаился до того момента, пока всё не успокоится.
Карину оставили в Карине. Убедились, что все правила соблюдены. И отправились дальше.
Кот выбрался из-под кровати. Мягкой поступью по коврам – полновластный хозяин. Он вернулся после долгого отсутствия. Всё по-прежнему. Миску свою не нашёл. На кухне не нашёл.
Зато – дух незнакомки. На месте прежней женщины. Которую он, кстати, недолюбливал.
Кот сидел у кровати, где спала Карина. Несколько минут назад он, как собака, обнюхивал комнату. Не осмелился прыгнуть на кровать. Она испугается и переполошит всех остальных. Догадывается ли она о своих поучительных путешествиях?
Если рядом с Ладо – кот спокоен. Как было бы уверенно тому, кто приютил его ещё котёнком.
Чёрный кот верил в возможность совершенства.