Краткий пересказ 6 главы мертвые души. Пересказ поэмы "Мертвые души" Гоголя Н.В. Краткий пересказ поэмы «Мёртвые души»

Cвет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи...

Как уберечься от того, чтобы он не нанес вам непоправимое зло? Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики...

Где только не используются зеркала: в гаданиях, обрядах белой и черной магии, в целительстве. Эзотерические учения утверждают, что есть зеркала-убийцы, зеркала, в которых заключены души людей, а иные могут нежданно-негаданно возбудить в вас страсть... И все потому, что только половина ауры зеркала (а ее имеют не только живые существа, но и все предметы) принадлежит нашему миру, вторая же - миру потустороннему. Именно поэтому "волшебное стекло" обладает необычными свойствами, которые оно очень неохотно открывает нам. За долгие века, что человек использует зеркала в своем обиходе, удалось раскрыть лишь некоторые из них. О наиболее важных и пойдет речь. Но прежде чем рассказать о них, нужно сделать важное замечание. Мистики и экстрасенсы считают, что в зеркале мы видим не свое отражение, как принято считать, а зеркального двойника - нашу копию, обитающую в потустороннем мире. Обращаясь к нему, воздействуя на него, можно с помощью этого загадочного существа влиять на свой (и чужой) внешний облик, на события нашей жизни.

Какие же основные правила следует соблюдать при общении с "волшебным стеклом", дабы не нажить беду? Установить и сохранить хорошие отношения с зеркальным двойником позволит простое правило - никогда не отзывайтесь плохо о своем отражении. Глядя на себя в зеркало, приучите всегда думать и говорить о нем только хорошее. Иначе все плохое ("я - старый", "я - уродливый", "я выгляжу совершенно больным" и т.п.) может отразиться на вас в реальной жизни, а не только в мыслях. Особенно это касается женщин, проводящих перед зеркалом куда больше времени, чем мужчины. Если вы будете постоянно ахать и причитать перед зеркалом: “Ах, как я плохо выгляжу!”, то тем самым зададите ему программу на соответствующую отрицательную корректировку вашей внешности и здоровья. Каждый раз, когда, уходя из дому, станете глядеться в зеркало, вслух или мысленно попросите своего зеркального двойника оберегать жилище во время вашего отсутствия. Это необходимо для того, чтобы, пока вас нет, в него не проникли воздействия, явления и сущности потустороннего мира. Попросту говоря, таким простым приемом вы как бы закрываете зеркало на замок.

Если же вы по какой-то причине вернулись, а потом снова ушли по делам, нужно снова заглянуть в зеркало и попросить двойника восстановить защиту. Ведь своим появлением вы нарушили ее. Зеркальный двойник не только охраняет вашу квартиру от нежеланных невидимых пришельцев, он еще и аккумулирует силу вашего дома. Посмотрите в зеркало перед уходом на какое-то важное, ответственное мероприятие, пожелайте себе удачи, и он выдаст вам порцию энергии, необходимую для успешного завершения ваших дел. В зеркале отражаемся не только мы сами, но и наши гости - званые и незваные, настроенные доброжелательно и недобро. Все эти люди могут оставить в вашем зеркале своего двойника с какой-то заданной программой. При этом они просто могут, приводя себя в порядок перед ним, безо всякого умысла подумать или сказать шепотом что-то, прежде чем приступить к разговору с вами или, уходя раздосадованными, бросить напоследок какие-нибудь гневные слова. А могут, и намеренно, зарядить зеркало, если знают о его необыкновенных свойствах. Хорошо, если эта программа будет позитивной по отношению к вам, если вы уверены в том госте, который оставит вам такое "наследство". Пожелание добра вам и вашему дому не может повредить, скорее, принесет значительную пользу. Но иногда и совершенно обычные слова вроде: "Что-то вы плохо выглядите сегодня", или: "Бедняжка, наверное, несчастлива со своим мужем!", способны причинить вам вред. И еще больший урон нанесут заведомо злые тирады или мысленные монологи, оставленные вами перед уходом.

Чтобы не дать негативной программе начать воздействовать на вас, все зеркала в доме следует протирать водой, а несколько раз в год - святой водой. Кроме того, можно провести и обряд выжигания. Возьмите свечу, зажгите ее и обнесите зеркало сначала по краю, как бы очерчивая его огненным прямоугольником. Затем, словно пламенной кистью, водите свечой перед ним от края до края, постепенно спускаясь вниз. Если свеча начнет трещать, повторяйте эту процедуру до тех пор, пока треск не прекратится. Как уже говорилось, гораздо хуже, если ваш недоброжелатель сознательно оставит вам в зеркале программу негативного воздействия. Она может оказаться настоящей бомбой замедленного действия, так как запро-граммировать через своего зеркального двойника можно практически все что угодно: от убийства до безумия, от измены до случайного пожара. Одно утешение - это не так просто проделать перед чужим зеркалом, ведь злодею нужно время... чтобы сконцентрироваться и произнести необходимые слова. Но зависть и злоба изобретательны: он может подарить вам зеркало с уже записанной в нем программой. Особенно, если это не маленькое зеркальце в пудренице, а большое, в котором вы будете отражаться в полный рост.

Но, как установлено за столетия, от такой программы достаточно легко избавиться, если знаешь, что подобное вообще можно проделывать с зеркалами. Подарок нужно вымыть родниковой или святой водой. Это если и не уничтожит негативную программу, то, во всяком случае, нейтрализует ее влияние на вас и ваш дом. Всем известен обычай закрывать зеркала тканью, когда в доме кто-то умирает. Об истории и смысле этой традиции можно услышать разное, но правильно только одно объяснение. Зеркало, принадлежа сразу двум мирам, является необычной дверью, соединяющей их. Только что покинувшая тело душа может спутать дороги, направившись через зеркало, заблудиться в зеркальном лабиринте и навсегда остаться в нем. Даже невольное пленение чужой души может сильно ухудшить вашу карму и навлечь на вас беды как в этой, так и в последующей жизни. Очень осторожными следует быть при покупке антикварного зеркала. Старинные зеркала чем-то похожи на старинные замки - они тоже могут таить в своей глубине призраков и воспоминания о давно умерших людях, которые отражались в них в прежние времена. Самое страшное, с чем вы можете столкнуться, это покупка зеркала с заключенной в нем душой умершего человека. Как правило, такое зеркало навлекает не просто беды, а проклятия, причем не на одного только незадачливого покупателя, но на весь его род. В подобном случае не помогут ни вода, ни огонь, ни какие-либо магические обряды. Такое зеркало нужно как можно скорее разбить, чтобы освободить плененную душу.

Распознать зеркало-душегуба нетрудно. И лучше сделать это еще до покупки, хотя продавец и может подумать, будто вы слегка тронулись, когда начнете делать то, что мы предлагаем вам. Но принести такое зеркало в квартиру гораздо хуже, чем минуту выстоять под чьим-то недоуменным взглядом. Сделать необходимо вот что: зажгите свечу, и если пламя горит нормально, значит, все в порядке. Если же оно быстро гаснет, и так каждый раз, как вы зажигаете его снова, почти со 100-процентной уверенностью можно сказать, в приглянувшемся вам зеркале томится чья-то душа. А чтобы убедиться, так оно или нет наверняка, приложите к зеркалу ладонь - зеркала-душегубы обычно бывают пронзительно холодными на ощупь. Не все пленники старинных зеркал бывают столь ужасны. Многие из них способны оказывать и положительное воздействие. Ведь в жизни смотревшихся в них людей бывали и хорошие минуты. И все же не нужно, чтобы это воздействие было слишком продолжительным. Где, спросите вы, граница, мера? Определить ее не так уж сложно: как только в ваших снах начнут разворачиваться картины давних событий из чужих жизней, значит, вы попались на эту удочку. Поначалу кажется, что в таком "кино" нет ничего плохого - оно привлекает к себе, это окно в ушедший мир. Но остерегайтесь: со временем сознание ваше словно раздвоится, может сильно измениться характер. И не пытайтесь играть с огнем, думая, что теперь знаете о сюрпризах старых зеркал и сможете, когда надо, остановиться. Обычно понимают, что пора прекратить опасную игру тогда, когда уже поздно, и вы уже не можете жить без нее, как наркоман без дозы.

Так, зеркала, которые в прошлом были свидетелями сексуальных забав, могут хранить в себе сильнодействующие эротические образы, и они станут оказывать незаметное влияние на ваше поведение. В результате вас может потянуть на такие приключения, что потом сами не обрадуетесь. Но есть вероятность, что купленное зеркало подарит вам необыкновенный сексуальный опыт, о котором вы и не мечтали. Безоговорочную опасность представляют зеркала, запечатлевшие сцены насилия и убийств. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей, становясь причиной кошмаров и навязчивых страхов, искажая психику, программируя ее на жестокость. Поэтому трижды подумайте, прежде чем покупать старинное зеркало. А если уж не можете прожить без него, постарайтесь узнать об этом “волшебном стекле” все, что возможно. Коли никакой информации нет, проверьте его с помощью свечи, очистите огнем и святой водой. Но и после этого не успокаивайтесь сразу, последите некоторое время, не изменится ли внезапно и необъяснимо поведение членов вашей семьи.

Зодиак 45,2004

С миру по нитке:
Запрещается смотреть женщине в зеркало в период месячных, беременности или после родов, так как в это время перед ней "открыта могила". Поясняю: нельзя вертеться перед зеркалом, пристально рассматривая себя. тем более нельзя голой вертеться. В эти дни слаба энергетика, а зеркало ее еще больше ослабляет, открывая путь болезням, несчастьям и бедности.

Если вы подозреваете, что против вас кто-то затевает зло, постарайтесь подвести этого человека к зеркалу. Взгляните на ваше совместное отражение. Если ваши подозрения обоснованы, на лице вашего недруга на мгновение проступят его истинные чувства.

Можно каждое утро подходить к зеркалу (лучше к тому, что в прихожей, гостиной) и проводя над ним рукой (расстояние между рукой и зеркалом должно быть 0,5 см - не больше) просить: "Зеркало, отрази всё плохое, что в этот дом придёт. Обереги всю нашу семью (перечисляете имена)."

В связи со всем вышеизложенным, зеркала в доме надо держать чистыми. Протирать их надо каждую неделю, а при необходимости - чаще.

В спальне на ночь закрывают или занавешивают зеркала. А над брачной постелью вообще нельзя держать зеркало. Многие любят на потолке над кроватью вешать зеркало - к добру это не приведёт. В изголовье зеркало так же недопустимо - будете совершать много ошибок в жизни. Возможны измены.

Последнее. Зеркала должны быть в оправах-окладах, чтобы не травмировать Ваше энергетическое и физическое здоровье. Висеть зеркала должны не ниже макушки головы самого высокого члена семьи.

Думаю, что у каждой женщины есть зеркало. Любое, большое или маленькое, главное, что есть. Так вот возьмите это зеркало и положите его перед сном под кровать. Так положите, чтобы оно оказалось как раз под тем местом, где находится подушка и поверхностью вниз, к полу, к земле. И смело ложитесь спать. Как правило, буквально в первый же день такого лежания с зеркалом под кроватью ваш сон начинает налаживаться. Вы не успеваете подумать о том, что вот, мол, ещё один ненужный эксперимент я ставлю, как сон уже похищает вас.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в ноле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С. ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисеи.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне. всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? - сказала ей царица,-
Где красавица-девица?»
- «Там, в лесу, стоит одна,-
Отвечает ей она,-
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть».

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,-
Им царевна говорит,-
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас,-
Старший молвил поклонись,-
Коли так, не заикнуся
Уж о том».- «Я не сержуся,-
Тихо молвила она,-
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».- Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо,-
Ей царевна говорит,-
На ж, лови!» - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую,- сказала.-
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. «Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед»,-
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! -
Братья молвили,- печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному».

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».- «Свет ты мой,-
Красно солнце отвечало,-
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».- «Братец мой,-
Отвечает месяц ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».- «Как обидно!» -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».- «Постой,-
Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ной глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль-всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Пушкин утверждал, что сюжет «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» основан на народном сказании, записанным им в 1824 г. со слов няни. Поэт дополнил свое произведение деталями из других русских («Морозко») и зарубежных («Снегурочка») сказок. В результате в 1833 г. появилось оригинальное авторское произведение, имеющее свой сюжет и поучительный смысл.

В сказке присутствует четкое разделение персонажей на добрых и злых. К положительным относится большинство главных героев. К отрицательным – злая царица и Чернавка. Но последняя встает на сторону зла не по своей воли, а из страха перед наказанием. В душе она любит бедную царевну и старается помочь ей насколько возможно. Чернавка не связывает царевну, а просто отпускает ее на все четыре стороны. Этот эпизод показывает, что несмотря на видимое могущество зла, положительным персонажам всегда приходят на помощь человеческая доброта и сострадание.

Ярко Пушкин описывает образ злой мачехи. В ее характеристике сразу чувствуется неизбежность какой-то трагедии. Молодая царица блистает красотой, но отличается чрезмерной гордостью и ревностью. Она совершенно равнодушна к окружающим и озабочена только собственным превосходством. У царицы нет друзей и просто близких людей. Ее неизменный спутник – зеркальце, которое волшебным образом разговаривает. Но все разговоры любимой игрушки посвящены одной теме — красоте ее хозяйки. Даже от зеркальца царица не потерпит слов правды. Она приходит в ярость, узнав о красоте падчерицы. В первый раз она забрасывает зеркальце в угол, во второй – разбивает его в бессильном гневе.

Молодая царевна олицетворяет собой идеал женской красоты, доброты и верности. Она одинаково хорошо относится ко всем, не подозревает обмана от «нищей черницы». Даже потеряв всякую надежду на возвращение домой, она хранит верность своему нареченному мужу.

Королевич Елисей символизирует крепость мужской любви и преданности. В поисках невесты он готов объехать весь свет. Трехкратное обращение к природным силам (солнцу, месяцу и ветру) имеет древние национальные корни. Оно означает невероятно долгий и сложный поиск истины.

Счастливый конец сказки символизирует победу добра над злом. Причем эта победа досталась главным героям исключительно за положительные качества. В сказке нет традиционной решительной битвы или картины наказания злодеев. Царица умирает сама от «тоски». Свадьба царевны и Елисея – торжество счастья и справедливости.

Полное название:

Сказка о мертвой царевне Иллюстрации к Сказке о мертвой царевне

И о семи богатырях

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

Сват приехал, царь дал слово,

А приданое готово:

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Яв ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?» Зеркальце в ответ:

«А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее».

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

А сама пришла домой.

«Что? - сказала ей царица, -

Где красавица-девица?»

- «Там, в лесу, стоит одна, -

Отвечает ей она, -

Крепко связаны ей локти;

Попадется зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть».

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая,

Прибежал и смолк, играя;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо:

Дверь тихонько отворилась.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно.

Никого меж тем не видно.

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил:

«Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали;

Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила,

Да кусочек прикусила,

И с дороги отдыхать

Отпросилась на кровать.

Отвели они девицу

Вверх во светлую светлицу

И оставили одну,

Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса,

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберет и приготовит,

Им она не прекословит,

Не перечат ей они.

Так идут за днями дни.

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, -

Им царевна говорит, -

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей».

Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

«Спрос не грех. Прости ты нас, -

Старший молвил поклонясь, -

Коли так, не заикнуся

Уж о том». - «Я не сержуся, -

Тихо молвила она, -

И отказ мой не вина».

Женихи ей поклонились,

Потихоньку удалились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нем хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев,

Красоваться снова стала

И с улыбкою сказала:

«Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет;

Но живет без всякой славы,

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что всё ж тебя милей».

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне». - Царевна хочет

Выйти к ней и хлеб взяла,

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги - и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?

Видно, выспался он худо,-

Ей царевна говорит, -

На ж, лови!» - и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит...

Пес как прыгнет, завизжит...

Но царевна в обе руки

Хвать - поймала. «Ради скуки,

Кушай яблочко, мой свет

Благодарствуй за обед», -

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала...

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! - Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...

Братья в ту пору домой

Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя.

Им навстречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет. «Не к добру! -

Братья молвили, - печали

Не минуем». Прискакали,

Входят, ахнули. Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох. Напоено

Было ядом, знать, оно.

Перед мертвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой

И с молитвою святой

С лавки подняли, одели,

Хоронить ее хотели

И раздумали. Она,

Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна.

Сотворив обряд печальный,

Вот они во гроб хрустальный

Труп царевны молодой

Положили - и толпой

Понесли в пустую гору,

И в полуночную пору

Гроб ее к шести столбам

На цепях чугунных там

Осторожно привинтили,

И решеткой оградили;

И, пред мертвою сестрой

Сотворив поклон земной,

Старший молвил: «Спи во гробе.

Вдруг погасла, жертвой злобе,

На земле твоя краса;

Дух твой примут небеса.

Нами ты была любима

И для милого хранима -

Не досталась никому,

Только гробу одному».

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». - «Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало,-

Яцаревны не видало.

Знать, ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». - «Братец мой, -

Отвечает месяц ясный, -

Не видал я девы красной.

На сторо´же я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна видно

Пробежала - «Как обидно!» -

Королевич отвечал.

Ясный месяц продолжал:

«Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее». - «Постой, -

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба...

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним,

Говоря: «Я ль всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Свет мой зеркальце!
Молчи!
Ничего не говори!
Я сейчас напудрю носик
И задам тебе вопросик.
Вот сейчас поговорим...

Свет мой зеркальце!
Молчи!
Ничего не говори!
Дай ресницы я накрашу
И тогда я стану краше.
Вот сейчас поговорим...

Свет мой зеркальце!
Молчи!
Ничего не говори!
Губы блеском подведу,
Вечером гулять пойду.
Вот сейчас поговорим...

Свет мой...
- Помолчи сама!
А то я сойду с ума!
Надушись, надень серёжки,
Кольца, брошки и сапожки,
Кофту, брюки , и халатик,
Только бантик лучше сзади,
Юбку, туфли и колготки,
Шевелись же! Идиотка!
Ну-ка ближе подойди...
Хороша!

Я прекрасна! Спору нет!
Ну, а сколько бабе лет –
Это всем ведь не известно….
Я почти еще невеста!

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да народ-то не смеши,
Говори все прямо, честно.
Ну, скажи, кому известно,
Что мне – 40? Никому!
Только мужу одному,
Но ему ведь ни к чему
Всем разбалтывать об этом…
Я цвету зимой и летом.

А мне зеркало в ответ:
- Ты прекрасна! Спору нет.
Только жаль, что постарела...
Нет у старости предела -
Скоро сморщишься совсем.
Это видно будет всем.
- Ах,ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Врать я быстро отучу –
Стукну и расколочу!
Ишь, какую моду взяло –
Говорить мне, что попало.
Ты должно в глаза мне льстить,
Чтобы молодость продлить:
"У тебя морщин, мол, нет.
Выглядишь на 20 лет"
Я зачем тебя купила?
Что б ты правду говорило?

Молвит зеркальце в ответ:
- Ты права, тут спору нет!
Я слегка погорячилось…
Не пойму, как получилось!
Наплело такие враки.
Бог с тобой! Давай до драки
Этот спор не доводить -
Хочется еще пожить…

Улыбнулось мне премило,
А под нос себе бубнило:
- Что возьмешь с такой, как ты?
Далеко ли до беды...

Тут уж я не утерпела!
Кровь бурлила и кипела,
Искры сыпались из глаз -
Разобью его сейчас!

Но тут зеркало вскричало:
- Погоди! Не все пропало.
Перестань сейчас же злиться.
Знаю я как помириться.
Знаю я, кто виноват.
Эта лампа сколько ватт?
Сколько?! Ты с ума сошла!
Где же ты ее нашла?
Нужно срочно поменять
И на зеркало пенять
Будет вовсе ни к чему.

Улыбнулась я ему:
- Ты разумно, спору нет –
Знаешь, как убавить лет.
Лампа, значит, виновата?
Свету, значит, многовато?
В этом, стало быть, все дело?
Ну, виси уж, где висело…
Лампу сбоку прилеплю
И тебя я полюблю.

Дело мастера боится,
А не тех, кто просто злится.

Незадолго перед сном –
А темно уж за окном
И давно пора бы спать,
Но – "Сова", к чему скрывать –
Улетая за мечтами,
Обратилась со словами:
"Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Молвит зеркало в ответ:
"Ты прекрасна, спору нет.
Как волною мягкой челка,
Волосы струятся шелком,
Легкой смуглостью загар,
Бархат кожи – Божий дар,
Блеск в глазах, и смех, и радость.
Чуть подкраситься осталось
И, не упуская шанс,
Можно на веселый вальс.
Может, счастье улыбнется,
И ланит твоих коснется
Поцелуем всех нежней
Тот, кто всех тебе милей."

Сердце будто в пляс пустилось.
Вот слова, на вид простые,
Но желанным волшебством
Наполняют жизнь огнем.
И "Сова", собой довольна,
Танцевала птицей вольной.
И – уж за полночь – устав,
В сны ушла, польстив свой нрав.

Небо медленно светлело,
Птички в щебете запели,
Лучик первый засиял,
Небо золотом обнял.
Люди "выгнали" машины,
На работу заспешили.
Покатился чин чином
День привычным чередом.

Пополудни, потянулась
Наша "Совушка", проснулась,
Кошку гладит не спеша,
И поет ее душа
За вчерашний яркий праздник:
Так была она прекрасна!
И жеманно веселясь,
Снова делает "заказ":
"Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Что же зеркало в ответ?
"Да тебе на вид сто лет!
Ты помята как собака,
Что живет в помойном баке.
Пакля взбита в волосах
И опухшие глаза,
А вокруг них – непонятно –
Туши смазанные пятна?
Да такую красоту
Все обходят за версту.
Если б у меня был нос,
Я б и тут тебя понес
Про духи твои чуднЫе,
Что разят табачным дымом."

"Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Накануне – дифирамбы,
А теперь страшенной бабой
Выставляешь напоказ.
Видно, не открыло глаз
И спросонья чушь городишь,
И сердить меня изволишь!"

Зеркало же ей в ответ:
"Ты страшила, спору нет.
Мне не веришь – прочь с дивана,
Поглядись хоть в то, что в ванной."

Делать нечего, она
Раздражения полна,
Зеркало забросив в угол,
В ванну поползла… Напуган
Разум был такой игрой.
Что сказать на ход такой:
Чтоб красой своей сиять,
По ночам полезно спать.

Отработка кармы по Пушкину

Несколько лет назад у нас, как и во всем мире, была очень популярна книга «Код да Винчи».

Мы увлеченно читали ее, совсем не задумываясь о том, что существует явление совсем другого масштаба и порядка - код Пушкина. Какие тайные знания были открыты великому поэту?

ПУШКИН: ЭЗОТЕРИК ИЛИ ПРОВОКАТОР?

С самого своего детства я была увлечена сказками Пушкина и могла перечитывать их по нескольку раз, восхищаясь сначала сюжетом и легкостью слога, а позже - скрытым смыслом, бесчисленностью тайной информации... Что говорить - гений!

Кто же он такой? Кто и как передал ему эзотерические знания о законах мироздания и природе человеческих взаимоотношений? Что знал Пушкин о могуществе - и порой коварстве - зеркал? Зачем он так часто повторяет в одной из сказок эту легко запоминающуюся и в то же время такую порочную фразу - «Свет мой, зеркальце! Скажи...»?

...Я ЛЬ НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?

Для меня «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - одна из самых эзотерических и самых глубоких: в ней говорится об эго, о магической силе зеркала, о росте и развитии, о раскрытии женщиной ее истинной природы, ее пробуждении, о мужчине и закалке его характера, о мужчине и женщине - их взаимоотношениях, а также о многом другом - том, о чем вам нужно узнать, стоит только присмотреться...

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Что это была за женщина? Какие нужны воля и смирение, чтобы девять месяцев провести вот так вот... Или, наоборот, какая должна быть внутри нее пустота, если ее ничего не интересовало - она не рисовала, не читала, не танцевала, не готовила, на худой конец, не стала без мужа управлять государством, чтобы сохранить его власть... Ее уход из жизни - неизбежен. Смысл ее жизни - муж, даже дочь не стала для нее причиной жить дальше... Уже можно представить, какую карму должен был отработать ее муж, какой, как следствие, должна быть его следующая жена - по закону кармы.

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно...

А ведь у каждого из нас есть свое зеркало, полученное в наследство, в приданое, то есть доставшееся нам по родовому дереву. И не важно, мужчина вы или женщина, ведь в каждом из нас есть женское начало (точно так же, как и мужское). И Пушкин об этом наверняка знал. Но вернемся к царице и ее магическому «стеклу».

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

Такой период восхищения собой и ощущения, что вот я на коне или что мне любая задача по плечу, был почти у каждого из нас. Это продолжается до тех пор, пока мы не «засыпаем» в своем развитии, и вот тогда-то в нашем пространстве появляется кто-то, кто не дает нам покоя.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела...

И вот наше зеркало в зависимости от личной кармы и рода преобразуется в самое оптимальное для нашего развития... По Пушкину, такое «судьбоносное» для молодой царевны зеркальце принадлежало и вовсе другому человеку - мачехе.

И ей зеркальце в ответ:

«А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее».

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам...

Сложно сказать, что было бы с молодой царевной, если бы не это зеркало и не своенравный характер мачехи... Ведь именно благодаря им развернулся нужный для молодой царевны сценарий. За это время она смогла в своего рода тренинге личностного роста принять себя, то есть прийти в состояние гармонии со своей природой. Вспомните дом семерых богатырей - ведь это не случайное число. Царевна смогла раскрыть все семь энергетических центров (чакр) и на вход, и на выход, об этом однозначно пишет Пушкин.

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою».

Но ее путь иной, она не может служить лишь какому-то одному из центров - материальному или духовному:

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Представьте себе, какой внутренней душевной мудростью и силой слова должна была обладать царевна, чтобы, услышав отказ,

Женихи ей поклонились,

Потихоньку удалились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать...

Вопрос, на что тратила свои силы и энергию ее мачеха? Почему именно внешняя сторона жизни интересовала ее больше всего на свете, да так, что она не остановилась и перед убийством?! Пушкин не рассказал нам историю жизни мачехи, мы не знаем, от кого досталось ей столь коварное зеркало и почему оно не было подобным, например, зеркалу Македонского, в котором легендарный полководец видел, что было, что есть и что будет, а вот такое, где будущего не видно, а сплошная провокация на преступление...

Тема мужчины и женщины в этой сказке раскрыта особым образом. Что это был за царь, который почти не появляется в сказке? От беременной жены уехал, вернулся к рождению дочери, тут же похоронил жену, вскоре нашел новую, но и при ней в сюжете почти не появлялся, разве что просватал дочь, а потом потужил, что она пропала... Что это за жених, о чем он передумал, что пережил, где черпал силу, пока искал свою сбежавшую практически из-под венца невесту? Зачем же он так упорно искал ее?

А пока попробуем и мы разобраться со своими зеркалами, чтобы отработать свою карму по примеру героев Пушкина.

...Я ЛЬ НА СВЕТЕ ВСЕХ УСПЕШНЕЙ?

У каждого из нас свои зеркала, и одно среди них - зеркало успеха. У каждого - свое. Какими они бывают? Как это выглядит в обычной жизни, не в сказке?

Зеркало-Тренер (Полководец). Так получилось, что с детства он занимался спортом, а там второго и третьего места нет - есть только первое! Ты кто-то и что-то, только если ты №1. Видели, как на олимпиаде спортсмен поднимается на пьедестал и плачет, но не от счастья, а от разочарования, что не первый?

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи...

И оно докладывает: «Что говорить, не первый ты. Можешь гораздо лучше. Недостаточно работаешь! Другие вон какие результаты показывают, а ты - лентяй, бездарность! Вставай. Работай. Должен быть первым! Тебе всегда должно быть мало того, что у тебя есть!».

Куда такое зеркало заведет? На какие подвиги подтолкнет? Да, результаты и достижения будут. Будут, но вот качество жизни может пострадать из-за постоянного напряжения и ощущения недостаточности!

Что ответить такому зеркалу? «Для меня быть первым, вторым и третьим - это тоже результат! Я свои 100% делаю! Стремиться к лучшему - это мой свободный выбор, и теперь я прошу тебя показывать мне меня вчерашнего и сравнивать мои сегодняшние результаты лишь с моими же - вчерашними».

Зеркало - Неопределенный мечтатель. Глядеть в такое зеркало может как мужчина, так и женщина. С детства она постоянно мечтала... О чем? Да обо всем: о принце, потом - как будет телеведущей, потом - как родит семерых детей... Потом - как у нее будет дом, как выйдет замуж за иностранца... Нет, лучше о том, как у нее будет свой бизнес и т.п.

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи...

А зеркальце в ответ: «Не напрягайся, у тебя все будет - мечтай, визуализируй, фильм «Секрет» посмотри... А если чего не будет, так это еще не хуже, чем у людей. Хочешь убедиться - новости посмотри»...

Так она и живет - мечтает, надеется, что когда-нибудь и как-нибудь положение улучшится. А годы идут... Прежние мечты сменяются новыми: она участвует в шоу «Танцюють всі» или в «Україна має талант»... Мечты... Мечты...

Что ответить такому зеркалу? «Хватит отрывать меня от земли! Показывай меня в моих реальных действиях, а не демонстрируй мечты-фильмы!»

Философ-гуру. За последние пять лет он посетил более двух десятков семинаров, мастер-классов и тренингов. Он даже забыл о своем зеркале, зная, что зеркала - это люди. По ним он и ориентировался в своем развитии и росте. Но вот однажды на работе он вспомнил о своем зеркале:

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи...

А оно ему и отвечает: «Ты так много лет искал что-то в этой суете... Смыла-то в жизни все равно нет! Ты же уже об этом и сам знаешь. Суета сует... Расслабляйся, наслаждайся, медитируй»...

Услышав это, он продал свой бизнес и уехал медитировать на Тибет, там со своим зеркалом и общается, открыв все чакры и все, что только возможно... Только рядом с нами, в материальном, социальном мире этого человека нет...

Что ответить такому зеркалу? «Зеркало, может, мир и суета сует, может, я до этого и жил как-то не так, но это - моя жизнь и мои результаты. Поэтому показывай мне меня вчерашнего и то, как я вырос или же как деградировал, - и тогда побуждай снова и снова расти!»

Я не знаю ответ на этот вопрос. Таких социологических исследований у нас не проводилось. Но по личному опыту тренера и опыту работы с людьми я определила, что наши зеркала - люди, а основной двигатель нашей мотивации - что скажут эти люди. Нас не заставят меняться ни наш плохой внешний вид, ни деньги или их отсутствие, ни власть, ни слава, потому что они нам не нужны...

Я заметила, что в нашей «среде обитания» - в компании, на работе, на тренинге - нет ярко выраженных лидеров, которые могли бы проявить инициативу, взять на себя ответственность и повести за собой. Я спрашивала, почему, и ответ был гениально прост: «Мы могли бы начать такую работу, но мы почти уверены, что вызовем негативную реакцию окружающих на такие свои действия». Поэтому они и не решаются выйти в лидеры, а порой и вообще нарабатывают безразличие, чтобы не страдать. Можно ли на них опереться? Нет. Оставшиеся их просто задавят или объявят им негласную войну. Кто выиграет, и так понятно. Ну почему наши зеркала такие - нас не принимающие?!

Когда писала статью, проходя мимо витрины, задержалась, чтобы посмотреть на себя, выровняла спину, улыбнулась, осталась собой довольна. Присела на скамейку напротив. Мимо проходили две женщины и, не заметив меня, комментировали свои отражения: «Какая я жирная в зеркале - не то, что ты!», «Да ты что! Ты глянь на мои морщины - я же на пять лет тебя старше»...

Я ужаснулась: что за зеркало такое перед ними? Кривое, что ли? Как по мне, это были две вполне привлекательные женщины, со своей уникальной личной историей!

С помощью внешнего вида люди утверждаются в жизни и оценивают себя как бы со стороны, но своими глазами и по своим критериям. Желаю всем заменить свое зеркало успеха на доброжелательного и доверительного друга-критика, и тогда жизнь уж точно изменится, и причем в лучшую сторону.

И НАКОНЕЦ - СЕМЬ ЗЕРКАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ

1. Мир - зеркало. Он лишь отражает ваше отношение к нему.

2. Отражение формируется через вас - в единстве души и разума.

3. Зеркальный мир реагирует с задержкой.

4. Зеркало лишь констатирует содержание отношения, игнорируя его направление.

6. Отпустите свою хватку, не держитесь за отражение и позвольте миру двигаться по течению вариантов. Мир динамичен, не статичен. Отражение завтра может отличаться от отражения сегодня.

7. Любое отражение воспринимайте, как позитивное.

Виктория Лысенко