Развитие творческих способностей: советы для каждого. Творческий совет фонда

10 ТВОРЧЕСКИХ СОВЕТА ОТ ОСТИНА КЛЕОНА

10 правил эффективного творчества Остина Клеона

Остин Клеон - это художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems. В марте 2011 года в своем блоге он сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. T&P перевели этот манифест о жизни, работе, интернете, общении и творчестве.

1. Кради как художник

Каждому художнику приходится отвечать на вопрос, откуда он берет свои идеи. Честный художник ответит: «Я ворую их». Вот и все, что можно об этом сказать. Это понимает каждый художник.

Есть 3 слова, которые вселяют в меня надежду всякий раз, когда я их читаю.


Нет ничего оригинального. Об этом было сказано еще в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экк 1:9). В любом новом проекте смешаны элементы старых идей или просто изменяется одна из них.


В художественных школах всегда показывают один трюк. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные линии:


Сколько линий на рисунке? Видна первая линия, вторая, но есть ещё и темная линия между ними. Видите?

1 + 1 = 3.


Есть еще один хороший пример того, о чем я говорю - в генетике. Вы наследуете гены своих отца и матери, но при этом не являетесь только набором родительских черт. Вы - нечто большее, новая версия и родителей и всех своих многочисленных предков.


Вы не можете выбирать родителей, но можете выбирать учителей, друзей, музыку, книги и фильмы.


Об этом говорит Jay-Z в своей книге «Decoded»:

«Мы росли без отцов, поэтому находили их на улицах, в истории, и в какой-то степени это было подарком для нас. Нам приходилось выбирать себе предков, которые бы наполнили мир, который мы собирались построить для себя... Обычно наши отцы уходили, потому что были отвергнуты, но мы брали их старые записи и использовали их, чтобы создать что-то новое».

На самом деле, ты - это то, что ты впускаешь в свою жизнь. Ты - сумма того, что на тебя влияет. Как говорил Гете, «нас создает и формирует то, что мы любим».


Художник - это коллекционер. Не скупердяй, который собирает все без разбора, а именно коллекционер - который целенаправленно собирает только те вещи, которые действительно любит.

Есть одна экономическая теория - если сложить доход своих пяти ближайших друзей и найти среднее арифметическое, результат окажется очень близким с собственному доходу.

Думаю, то же самое относится и к идейному доходу. Мы настолько же круты, насколько круто наше окружение.


Моя мама любила повторять мне: «Мусор на входе - мусор на выходе». Это сводило меня с ума. Но теперь я понимаю, что она имела в виду. Ваша задача - собирать идеи. Лучший способ для этого - читать. Читать, читать, читать, читать, читать. Газеты, погоду, дорожные знаки, лица незнакомцев. Чем больше вы читаете, тем шире выбор того, что повлияет на вас.


Выберите писателя, который вам действительно нравится. Найдите все его произведения. Узнайте, что он сам читал. И прочитайте все это. Взбирайтесь по своему генеалогическому дереву писателей.

Крадите идеи и сохраняйте их на будущее. Носите всюду записную книжку. Пишите в книгах. Вырывайте страницы из журналов и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Крадите, как художник.


2. Чтобы начать действовать, не нужно ждать

В прошлом году по интернету ходило видео с Рэйном Уилсоном, который играл Дуайта в телесериале «Офис». Рассуждая о творчестве, он сказал именно то, что позволяет стольким людям откладывать свои проекты: «Если вы не знаете, кто вы и для чего живете или во что верите, практически невозможно заниматься творчеством».

Если бы я ждал, когда пойму «кто я» и «для чего живу» до того, как стал «заниматься творчеством», я до сих пор сидел бы без дела, пытаясь найти себя, вместо того, чтобы просто начать что-то делать. По собственному опыту знаю - именно в процессе работы мы понимаем кто мы.


Вы уже готовы. Начинайте делать. Возможно, вы напуганы. Это естественно. Есть одна особенность, которая свойственна прежде всего образованным людям. Она называется «синдромом самозванца». Согласно медицинскому описанию, это «психологический феномен, при котором человек не способен адекватно принимать собственные успехи». Он чувствует себя обманщиком, который все делает наугад, а на самом деле даже не понимает, чем занимается.

И знаете что? Никто не понимает. Когда я начал вычеркивать слова из газетных колонок, я не имел ни малейшего понятия о том, что делаю. Я знал только, что это здорово. Это казалось не работой, а игрой. Спросите любого хорошего художника, и он скажет правду - он не знает, откуда берутся шедевры. Он просто делает свое дело. Каждый день.


Притворяйтесь, пока не начнет получаться. Мне нравится эта фраза. Ее можно понимать двояко: притворяйся, пока не достигнешь успеха, пока все не увидят тебя таким, каким ты хочешь. Или - притворяйся, пока действительно не научишься что-то делать. Мне очень нравится эта мысль.


Еще мне нравится книга Патти Смит Just Kids. - история о том, как два друга приехали в Нью-Йорк, чтобы научиться быть художниками. Знаете, как они это делали? Они вели себя как художники. Мой любимый, ключевой, сюжет книги - Патти Смит и ее друг Роберт Мэплторп, одевшись как бродяги, отправились в Вашингтон-Сквер, где всегда много народа. Одна старушка уставилась на них и сказала мужу: «Сфотографируй их. Думаю, они художники». «Нет, - он покачал головой, - они просто дети».

Весь мир - это сцена. Для творчества вам тоже нужна сцена, костюм и сценарий. Сцена - это ваше рабочее пространство. Это может быть студия, письменный стол или альбом для набросков. Костюм - это ваша рабочая одежда - специальные штаны, в которых вы рисуете, домашние тапочки, в которых пишете, или та забавная шляпа, что вдохновляет вас. А сценарий - это время. Час здесь, час там. Сценарий в пьесе - это только время, отведенное на разные эпизоды.

Притворяйтесь, пока не начнет получаться.


3. Напишите книгу, которую сами хотели бы прочитать

Расскажу короткую историю. «Парк Юрского периода» вышел в прокат, когда мне было 10 лет. Я бредил этим фильмом - как и всякий 10-летний ребенок. В тот момент, когда я выходил из кинотеатра своего провинциального городка, я уже ждал продолжения.

На следующий день я сел за свой старый компьютер с зеленым монитором и сам написал продолжение. В нем сын лесника, съеденный в первом фильме велоцирапторами, возвращается на остров вместе с внучкой создателя парка. Он хочет разрушить парк окончательно, она - сохранить его. С ними случаются разные приключения, и в результате они, конечно, влюбляются друг в друга.

Тогда я не знал, что написал то, что сейчас называется фан-фикшн - выдуманными историями с уже существующими персонажами. Я сохранил тогда свою историю на компьютере. А через несколько лет вышел «Парк Юрского периода-2». И его сюжет был высосан из пальца. Сиквел фильма никогда не может сравниться с продолжением, которое мы уже создали в своей голове.


Начинающий писатель всегда задается вопросом, о чем ему стоит писать. Обычно ему говорят: «Пиши о том, что хорошо знаешь». В результате часто получаются ужасные истории, в которых не происходит ничего интересного. Поэтому лучший совет - не писать о чем знаешь, а писать о чем хочешь. Напишите такую историю, которая нравится вам самим. Мы занимаемся творчеством, поскольку нам это по душе. Вся художественная литература - это, по сути, фан-фикшн. Лучший способ решить, чем заняться - это подумать о том, чего бы вам хотелось достичь, но ещё не сделано, и потом сделайте это. Создавайте картины, на которые вы сами хотели бы смотреть, музыку, которую хотели бы слушать, пишите книги, которые хотели бы прочитать.


4. Пользуйтесь руками

Мой любимый мультипликатор Линда Барри однажды сказала: «Ваши руки - это самый первый цифровой девайс». Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.

Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word - это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.

Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.

Меня часто спрашивают, почему я не создам приложения Newspaper Blackout для iPhone или iPad. Я отвечаю, что, есть некое волшебство в том, чтобы держать в руке печатный лист. В творческий процесс вовлекаются многие из чувств - даже запахи могут подарить совершенно особенный опыт.


Искусство, которое идет только от головы, ничем хорошим быть не может. Посмотрите на любого талантливого музыканта, и вы поймете, о чем я. Когда я составляю стихи, я не чувствую, что это работа. Это как игра. Мой совет: найдите способ вовлечь свое тело в работу. Рисуйте на стенах. Стойте во время работы. Раскладывайте вещи на столе. Пользуйтесь руками.


5. Сторонние проекты и хобби - важная вещь

Главная вещь, которую я понял в то недолгое время, что я был художником: именно сторонние проекты «выстреливают». Под ними я подразумеваю те вещи, которые сначала казались незначительными. Просто игрой. Однако как раз эти вещи действительно стоящие - именно в них заключается волшебство. Мои «зачеркнутые» стихи (The blackout poems) были таким сторонним проектом. Если бы я занимался только написанием коротких рассказов, если бы не давал себе свободно экспериментировать, я бы никогда не стал тем, кто я сейчас.


Не менее важно иметь хобби. Что-то исключительно для себя. Мое хобби - это музыка. Мое творчество адресовано всем, а музыка - только мне и друзьям. Мы собираемся каждое воскресенье и устраиваем шумиху на час-два. И это прекрасно. Итак, совет таков: выделите себе время на безделье. Найдите хобби. Это пойдет на пользу, и вы никогда не знаете, куда приведет вас ваше увлечение.


6. Секрет: делайте что-то хорошее и размещайте там, где люди увидят это

Я получаю много писем от молодых художников, которые спрашивают, как им найти своего зрителя. «Как сделать так, чтобы меня кто-то открыл»? Я очень хорошо их понимаю. После окончания колледжа у меня тоже был в некоторой растерянности. Учебный класс - это прекрасное, хотя и искусственно созданное для творчества место - профессору платят за то, что он занимается твоими идеями, а твои сокурсники платят за то, чтобы интересоваться ими.

Никогда в жизни у вас больше не будет таких внимательных зрителей. Однако вскоре вы узнаете, что миру в целом нет дела до ваших идей. Это звучит жестко, но это так. Как сказал Стивен Прессфилд, «это не значит, что люди необразованы или жестоки, они просто заняты». Если бы существовала какая-то секретная формула завоевывания аудитории, я бы рассказал вам ее. Но я знаю только одну не такую уж оригинальную формулу: «Сделайте хороший проект, и поместите туда, где люди смогут его увидеть».

Шаг 2: «Сделайте так, чтобы проект увидели» - был сложным только 10 лет назад. Теперь же все очень просто - «поместите проект в интернет».


Вы должны удивляться вещам, которым никто кроме вас не удивляется. Если кто-то находит удивительными яблоки, удивляйтесь апельсинам. Одна из тех вещей, которым я научился будучи художником, - чем более открыто ты делишься своими чувствами, тем больше людям нравится твое искусство. Художники - не фокусники. За раскрытие своих секретов не последует никакого наказания.


Верите или нет, но меня очень вдохновляют люди вроде Боба Росса и Марты Стюарт. Боб учит людей рисовать, а Марта рассказывает, как преобразить свой дом и всю жизнь. Они оба делятся своими секретами.

Людям нравится, когда ты раскрываешь секреты, и иногда, если у тебя это хорошо получается, они покупают то, что ты продаешь.

Когда ты открываешься и вовлекаешь людей в творческий процесс, ты сам учишься. Я очень многому научился у ребят, которые присылали свои сочинения на сайт Newspaper Blackout. Я много заимствую у них. Мы взаимно обогащаем друг друга.

Поэтому мой совет: осваивайте интернет-программы. Узнайте, как делать вебсайт, как работать в блогах, «Твиттере» и прочих подобных сервисах. Найдите в интернете людей, которые любят те же вещи, что и вы, и общайтесь с ними. Делитесь с ними идеями.

Делать фотографии умеют все. Но как делать такие снимки, от которых мурашки по коже, долгие воспоминания и всемирная (ого!) слава? Вспомните, какие снимки действительно впечатлили вас, поразили, как молния?

Эта книга именно об этом - о творческом процессе, о развитии ростков-идей и создании фотошедевров. Автор книги Клэр Розен знает, что великие произведения не всегда требуют съемки в экзотических местах, большого бюджета и большой команды. Прочитав книгу «Имаджинариум» , вы научитесь создавать нечто выдающееся здесь и сейчас.

Книгу написала всемирно известный фотограф Клэр Розен. Но она не только про фотографию. А про тревогу и радость, которые неизменно сопровождают любой творческий процесс: как ловить вдохновение, проживать разочарование, учитывать детали и наслаждаться успехами.

Эта книга посвящена не столько фотографии, сколько тому, как с ее помощью выразить свое видение и открыть для себя мир.

Наша пррррелесть! Компактная, с безукоризненной версткой, яркими иллюстрациями и содержательным контентом - в книге прекрасно все.

Напутствие от автора: «Вместо рассказа о том, как сделать такие же фотографии, как у меня, делясь на скорую руку приемами и уловками, я описываю другой принцип мышления. Он заключается в целостном взгляде на собственные работы с целью ввести творчество в повседневную жизнь, а также в готовности экспериментировать».

Базовый навык

Творческое мышление и воображение складываются в комплексный базовый навык, который полезен где угодно. Это умение помогает, к примеру, решать новые задачи.

Творческие усилия не ограничены областью искусства, они нужны в любой сфере, требующей осознанных действий.

Советы Клэр Розен будут полезны вне зависимости от того, работаете ли вы в художественной съемке, коммерческой. Или просто любите делать хорошие фотографии на смартфон. Вы узнаете, как развить замысел, подготовиться к нестандартной съемке - и много еще чего интересного.

Как создавать сильные кадры

Прежде чем браться за камеру, задумайтесь, какие снимки вам запомнились больше всего? Что оставило послевкусие? Что очаровало? Какие фотографии вы чаще всего лайкаете и сохраняете для вдохновения или коллажей? Вероятнее всего, это не просто красивые или технически грамотные фотографии.


Фотография - это отражение вашего мировоззрения и опыта. Это кусочек вас самих, который вы оставите после себя. Какой именно опыт должен получить зритель, глядя на ваши работы?

Составьте список того, что вас действительно привлекает в художественных произведениях. Обращайтесь к нему, когда будете анализировать или редактировать собственные работы.

Жизнь - это искусство

Все в жизни является искусством. То, что вы делаете. Как одеваетесь. То, как любите кого-то и как разговариваете. Ваша улыбка и ваш характер. То, во что вы верите и о чем мечтаете. То, как пьете чай. Как украшаете свой дом. Ваш список покупок. Блюда, которые вы готовите. Ваш почерк. И то, как вы чувствуете.

Ответив на эти вопросы, вы сделаете свою художественную практику более сознательной: Чем, какого рода опытом вы хотели бы наполнить свою жизнь? О чем вы хотели бы рассказать? Что должно произойти после того, как ваши снимки будут опубликованы?

Творческие мышцы

Творческие способности - как мышца, которую нужно постоянно тренировать. Если вы ими не пользуетесь, они атрофируются. Если часто задействуете - становятся сильнее. Как это сделать? Вот вам рецепт из «Имаджинариума»: три благодарности в день + медитация + зарядка + вдохновение.

И еще. Куда бы вы ни шли, воображайте себя собирателем историй, идей и средств, которые пригодятся вам для фотографий.


Важно подпитывать свое творческое начало с помощью осязаемых, видимых, слышимых источников вдохновения.

Будьте смелыми в своих мыслях, мечтах, в своем воображении и стремлении к внутренним переменам; проживайте свою жизнь так, словно каждый чувственный и интеллектуальный опыт - это источник сюжетов.

Еще в книге

Эта книга о том, как вести интересную жизнь, полную открытий, постоянно стремясь узнавать новое. Клэр Розен нашла себя в фотографии и счастлива. В книге очень много полезных советов, упражнений и примеров реализации фотопроектов:

  • Путь художника: истоки, интересы, видение
  • Как перестроить мозг на творческую волну
  • Берем интуицию и бессознательное в компаньоны
  • Управление временем для творческого человека
  • Как выбрать тот самый кадр
  • Чек-листы по замыслу, команде и съемке

Быть художником значит в том числе и вплетать творчество в повседневную жизнь. Пробуйте и ошибайтесь, делайте и переделывайте, анализируйте и совершенствуйте.

Для фотографов «Имаджинариум» как Зазеркалье для Алисы. Прочитайте его - и с каждой съемкой ваши работы будут становиться сильнее и интереснее.

P.S.: Эта статья - сделана по материалам рассылки. Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки, первыми узнавать о скидках и участвовать в творческих челенджах.

Сегодня всем известно, что творчество это навык, который вы можете приобрести и усовершенствовать с помощью разнообразных методов развития творчества, техник, упражнений, и т.д.

«Творчество» включает в себя не только способность создавать произведения искусства, но и способность находить новые решения для старых проблем и создать из ничего что-то, что может служить для улучшения качества вашей жизни.

В этой статье советы о том, как развить творчество и стать творческим человеком.

1. Практикуйтесь

Итак, если вы хотите быть более творческими, лучший совет, который можно дать это – практика .

Вы должны рассматривать творчество как и любой другой навык или способность, которая требует подготовки и времени, чтобы развиваться. Другими словами, для того, чтобы стать творческим, вы должны постоянно «сгибать свои творческие мышцы» . Возьмите карандаши и нарисуйте что-то, или сходите на импровизированный класс танца, или переделайте старую вещь во что-то новое. Чем больше вы будете исследовать свои творческие способности, тем с большей вероятностью, вы сможете использовать их, когда будете нуждаться в этом.

2. Создайте условия для творчества

Места, которые нас окружают, влияют на наше проявление творчества.

Позаботьтесь о среде, в которой вы работаете, чтобы она способствовала творчеству и рождению новых идей. Убедитесь, что живете и работаете в хорошо проветриваемом помещении с естественным светом, чистым пространством, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Цвета, которые вас окружают тоже оказывают значительное влияние на нас. Серая, мрачная комната однозначно даст трещину в вашем творчестве. Так что выбирайте яркие, теплые и светлые цвета, это, несомненно, улучшит ваше настроение и увеличит вашу творческую энергию.

3. Подкармливайте ум новой информацией

Наполните свою жизнь новыми вещами, даже маленькими, такими как: посетить музей, выставку, посмотреть жанр фильма, который вы обычно не смотрите, изменить привычную дорогу, когда вы идете на работу, поменять расположение предметов, к которому вы привыкли (например, мусорное ведро возле рабочего стола, мыльницу, хлебницу…) и т.д.

4. Измените угол зрения

Подумайте, с точки зрения другого человека. Например: «если бы я был ребенком, как бы я это видел?» или «если бы я был творческим, как Уолт Дисней или Сальвадор Дали?» . Попробуйте идентифицировать себя с различными персонажами, это поможет посмотреть на задачу с другого угла обзора, что, возможно, откроет для вас новых пути и раскроет ваш творческий потенциал.

5. Созерцайте природу

Всякий раз, когда это возможно, погружайтесь в природу: читайте, пишите, рисуйте, медитируйте на природе…

Доказано, что быть в контакте с природой и видеть ее красоту, дает естественный прирост творческим способностям . Простые растения, красивый пейзаж, восход солнца, пикник на природе может регенерировать поистине блестящие идеи. Всмотритесь в красоту окружающего мира, отвлеките ум и расслабьте тело, откройте свое сознание для новых идей.

6. Слушайте классическую музыку

Классическая музыка может улучшить пространственное восприятие и способность выражения.

Гордон Шоу и Фрэнсис Рауше, двое исследователей в 1993 году доказали теорию, которую подтверждают много исследований, согласно которой при прослушивании Моцарта (в частности, Сонаты ре мажор для двух фортепиано KV448 ), наши нейроны начинают танцевать под звуки музыки и вуаля…- всплеск творчества и продуктивности. Это замечательный эффект был назван «Эффект Моцарта» .

7. Творчество = игра

Способность к творчеству очень сильно связана с возможностью попасть в определенное настроение. Состояние, которое может быть описано как состояние игры, которые мы имели, когда были детьми. В этом состоянии люди способны исследовать и открывать, и быть творческими. Оставайтесь открытыми и не бойтесь совершить ошибку. Начинайте что-то только для удовольствия, без всякой задней цели, как в детстве, и остальное приложится.

8. Расслабьте ум

Дайте вашему подсознанию возможность спокойно работать, «выключайте» ваши сознательные мысли, время от времени. Не зацикливайтесь только и всегда на работе или на решении проблем, которые вас окружают.

Научитесь расслабляться. С этой целью прекрасно справляются методы таких дисциплин, как йога, медитация, правильное дыхание. Помните, усталый ум, никогда не может генерировать новые идеи.

9. Смех

Смех это лучшее лекарство? Конечно! В настоящее время более ста (если не тысячи) исследований доказывают это.

Хорошее настроение не только позволяет лечить, предупредить появление болезни, сохранить здоровье вашего сердца, сжигать жиры и быть более активным по отношению к жизни, но, по данным исследований, смех способствует развитию творчества.

10. Страсть

Творчество не бросается в объятия каждого человека, она требует бесконечной страсти!

Если у вас нет энтузиазма и страсти, вы не сможете иметь полноценный творческий опыт. С энтузиазмом и страстью даже к простым вещам, вы можете обнаружить удивительный мир, красивые, великолепные, глубокие эмоции и интенсивные творческие проявления. Старайтесь всегда поддерживать страсть и постоянное внимание к вашему делу.

11. Любознательность

Один из лучших источников вдохновения и идей — это общество вокруг нас.

Наши друзья и семья, коллеги и знакомые, незнакомые люди в кафе и библиотекари (помните таких?) Все люди, которые нас окружают, имеют определенные знания, которые могут быть именно тем, что нужно для вдохновения. Если вы хотите стать творческим человеком, не стесняйтесь задавать вопросы людям, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. Спрашивайте у них мнения о ваших идеях и мечтах.

12. Здоровый образ жизни

Забота о своем питании, физической активности и самосовершенствовании являются основой . Это условие, при котором вы будете готовы к любым задачам без страха и неуверенности, а с творческим подходом к делу. Хорошее самочувствие стимулирует наш мозг, и делает нас более творческими и проницательными, в то время, как плохое самочувствие, болезни и убивают нашу творческую энергию.

Эти 12 советов о том, как стать творческим являются основными моментами для развития вашего творчества: это часть вашего путешествия в мир креативности, любопытства, профессионального и личностного роста. Приучите себя быть более творческим человеком, и вы начнете замечать как будет улучшаться ваша жизнь.

Что нужно для того, чтобы поймать вдохновение? С одной стороны, необходим кто-то (или что-то), кто направит нас на путь самовыражения. Это может быть человек, которым вы восхищаетесь или в которого влюблены, захватывающая книга или живописный пейзаж. С другой стороны, вдохновение стимулирует активность и поэтому ценно.

Психологи из Техасского университета коммерции Дэниэл Чадборн и Стивен Рейсен выяснили, что мы получаем заряд вдохновения, знакомясь с опытом успешных людей. При этом мы должны ощущать сходство с этим человеком (в плане возраста, внешности, общих фактов биографии, профессии), но его статус должен намного превосходить наш. К примеру, если мечтаем научиться готовить, домохозяйка, ставшая ведущей кулинарного шоу, вдохновит больше, чем соседка, которая работает поваром в ресторане.

А откуда черпают вдохновение сами знаменитости, ведь многие из них не признают авторитетов? Представители творческих профессий делятся ноу-хау.

1. Выключите телевизор. Шостакович не смог бы писать музыку с включенным «ящиком».

2. Впустите в комнату свет. Невозможно работать в помещении без окон.

3. Старайтесь вставать каждый день в одно и то же время. Когда я писал последнюю оперу, вставал в 5-6 утра. День – худшее время для творчества.

1. Побудьте «сорокой»: охотьтесь за блестящим и необычным. Я стараюсь быть внимательным: наблюдаю за людьми на улицах, их жестами и одеждой, смотрю фильмы, читаю, вспоминаю, что обсуждал с друзьями. Фиксируйте образы и идеи.

2. Смените обстановку. Отличный вариант – уехать из города в деревню и заняться медитацией или, наоборот, после жизни на природе окунуться в ритм мегаполиса.

3. Общайтесь с людьми, далекими от вашей сферы интересов. Например, работая над недавним проектом, я подружился со специалистами по цифровым технологиям.

1. Не бойтесь совершать ошибки. Позвольте себе идти на риск, делайте то, что пугает. Люди могут запомнить цвет вашего платья, но никто не вспомнит, если вы забыли или переврали слова.

2. Не зацикливайтесь на своей миссии. Я всегда считала, что должна посвящать музыке каждую секунду своей жизни. Но на самом деле, когда отвлекаюсь от оперы и стараюсь наслаждаться житейскими радостями, я больше довольна выступлениями.

3. Не думайте, что вдохновение посетит вас в чьем-то присутствии. Обычно оно приходит, когда вы остаетесь одни.

1. Убедитесь, что вопрос, который вас интересует, резонирует с миром и тем, что у вас внутри. Это единственный способ продолжать работу, если вас одолеют сомнения.

2. Ставьте будильник на более раннее время, чем то, в которое вы привыкли просыпаться. Неглубокий сон стал источником моих лучших идей.

3. Проверяйте идеи на уникальность. Если никто не додумался до этого, с вероятностью 99% можно говорить о том, что оно того не стоило. Но ради этого 1% мы занимаемся творчеством.

1. Слушайте музыку, лично мне это помогает.

2. Рисуйте. Я суетлива и лучше работаю, когда руки заняты. Во время репетиций часто набрасываю разные символы, связанные с пьесой, и потом они оживляют в памяти диалоги.

3. Гуляйте. Каждый день я начинаю с прогулки в парке, а иногда заглядываю туда и в середине дня, чтобы поразмыслить над характером или ситуацией. При этом я почти всегда слушаю музыку: пока одна часть мозга занята, другая может посвятить себя творчеству.

Кен Робинсон в своих публикациях и выступлениях на конференциях TED неоднократно указывает на весомый, по его мнению, недостаток образовательной системы – в ней мало внимания уделяется развитию творческих способностей. Существующие формы обучения приобщают решать задачи в рамках установленных шаблонов, что негативно сказывается на умении генерировать новые идеи и нестандартно разрешать стоящие перед нами вопросы. А между тем, это важные навыки, необходимые современному человеку. Как развить их самостоятельно? Вооружайтесь следующими советами и приступайте.

Читайте

Чтение – универсальный и работающий метод развития воображения, так как сам процесс связан с активной визуализацией. Другими словами, воспринимая смысл написанного, мы строим в голове картину происходящего. Это одинаково справедливо как для исторического романа, так и для фантастического рассказа. Таким образом, мы и что-то новое узнаем, и креативность тренируем, расширяя границы мышления. Но при этом чтение не должно становиться единственным способом поиска идей и решений, ведь в таком случае оно способно убить креативность.

Пройдите онлайн-курсы по развитию креативности

Человек, никогда не интересовавшийся тематикой, наверняка будет поражен тем количеством материалов по развитию творческих способностей, которые легко можно найти в Интернете. И начать обучаться, не выходя из дома. Эту возможность ни в коем случае нельзя отвергать. Более того – ее нужно активно использовать для обучения. Например, содержащий теоретические сведения и практические упражнения, тренинг развития творческого мышления от 4brain . Или МООК от Миннесотского университета «Creative Problem Solving ». Но это лишь капля в море – возможностей для всестороннего обучения гораздо больше. Главное, не тяните с выбором. Начинайте.

Упражняйтесь и играйте

Одного обучения и знакомства с теориями креативности и методами стимулирования творческой активности недостаточно. Основное внимание следует уделить практике. Нужно постоянно держать свой мозг в тонусе, оттачивая способности и упражняясь в использовании инструментов (коими являются различные техники и методики). Вот некоторые из них:

Шесть шляп мышления

Техника, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно. По сути, метод 6 шляп – психологическая ролевая игра, позволяющая преодолеть инертность и рациональность мышления. Примеряя ту или иную шляпу, мы включаем разные режимы мышления и получаем возможность взглянуть на проблематику под разными углами. Подробнее о методе можно прочитать .

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к нему свойств других, выбранных случайно, объектов. Традиционно проводится так. Из энциклопедии, газеты, книги случайно выбираются любые объекты (3-5 штук, существительные). Для каждого из них записываются характерные свойства, которые затем присоединяются к исходному объекту и развиваются путем ассоциаций. Полученные таким образом варианты оцениваются с точки зрения интересности и жизнеспособности.

Техника 100

Техника 100 – вариант личного мозгового штурма. Суть заключается в том, что, работая над какой-то темой, необходимо найти 100 идей для ее решения/развития. Почему именно 100? Психологи подсчитали, что в среднем 30 первых идей генерируются в рамках привычного образа мышления. Последующие 40 помогают выйти за рамки стандартного, разорвать шаблон. А оставшиеся 30 создаются, когда возможности логики и существующего опыта уже исчерпаны и являются наиболее ценными.

Также отдельно стоит сказать о развивающих творческие способности играх. Их с легкостью можно найти в Сети (есть даже отдельные тематические ресурсы) и отобрать те, которые больше всего вам понравятся. Для традиционалистов не составит труда найти описания и оффлайн игр и упражнений – те же друдлы можно скачать и распечатать. С детьми можно потренироваться в развитии креативности, выполнив простое упражнение, рекомендованное ТРИЗ-педагогами (оно, кстати, отлично подойдет и взрослым) – «фантастическое животное». Берите лист бумаги, карандаши и приступайте. Задача – придумать и нарисовать животное, которое соединяло бы в себе как можно больше черт и внешних признаков других.

Пишите

Еще один способ развития креативности – писательство. Которое, в то же время, является и вариантом проявления творчества. Но для многих, особенно тех, кто в школе терпеть не мог писать сочинения, эта задача покажется сложной, а то и мучительной. Так ли это на самом деле? Не узнаете, пока не попробуете. А начать можно с фрирайтинга – писать обо всем, что вам интересно или просто приходит на ум, не задумываясь о смысле, структуре или грамотности. Или заведите дневник. Здесь главное преодолеть психологический блок – страх перед писательством.

Заведите творческое хобби

Повторимся – лучше всего развивать творческие способности, занимаясь непосредственно творчеством. Отлично подойдут рисование, игра на музыкальном инструменте, танцы. А в качестве дополнения такое хобби еще и позволит вам по-новому взглянуть на многие вещи и познакомит с интересными людьми.

Сергей Крутько,

Делитесь своим опытом и дополняйте статью в комментариях. Успехов в развитии креативности!