Справедливости и максимальной честности ведь. Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность. Что такое честность

Правда как высшая ценность

Среди высших нравственных ценностей немаловажное значение имеет правда и тесно связанная с ней правди­вость.

Понятие «правда» перекликается с другими родствен­ными ему понятиями - «правый», «правильный» - и имеет по меньшей мере три смысла.

Правда - это некоторый образцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукосни­тельно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В этом ракурсе понятие «прав­да» совпадает с понятием «справедливость», хотя, пожа­луй, в большей степени акцентирует момент идеальнос­ти и онтологической укорененности названного образ­цового порядка. Именно в таком случае говорят: «Надо жить по правде» или «Правда восторжествует». Правда является здесь чем-то вроде высшей инстанции, вынося­щей в конце концов свой приговор.

Правдоискательство, столь характерное для России, на­целено именно на эту высшую правду, которая выразила бы себя в справедливом людском или Божьем суде, при котором злые и жестокие будут наказаны, а хорошие и добрые вознаграждены. Высшая правда как бы возно­сится над многоликой эмпирией жизни, над ее грязью и мелочностью, несправедливостью и бессмысленностью.

Честность и справедливость

Она выше фактичности, является более глубинной и ос­новной силой, чем простой событийный ряд. В этом смысле высшая правда противостоит правде жизни, по­нятой как механическая подборка негативных примеров. Она настолько же фундаментальней суммы негативных фактов, насколько океанская волна значительней, чем пена и щепки на ее поверхности. Тот, кто живет по прав­де, - живет по нравственному закону, по Божьим запо­ведям, по человеческой совести и никогда не скажет: «Все кругом гадкие и скверные, это - правда жизни, зачем же мне быть добрым и щедрым?» Правда не сводится к реестру ужасов из «желтых» газет, она надэмпирична и взывает к человеческому в человеке.

В реальном общении порядок правды выражает себя в открытости между людьми, в том, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда в межличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии, во внимании и отзыв­чивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку, стремление и способность понять другого, а также рас­крыть себя, свои намерения и планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливое исполь­зование другого как инструмента для достижения соб­ственных целей.



Правда - это соответствие наших представлений объективному положению дел. Все знают с детства, что надо говорить правду, т. е. не лгать, не искажать реаль­ной картины событий, не сочинять небылиц. Тот, кто в этом смысле следует правде, не лжет и не обманывает, является правдивым человеком. Правдивость - это осве­щение событий или высказывание своих взглядов без под­мены и камуфляжа. «То, что вчера произошла драка - это правда». В данном случае правдой является факт, о котором спрашивают, имел ли он место. «То, что я люб­лю вас, это правда». Здесь правдивое признание утверж­дает факт внутренней жизни говорящего. Правда вне-

Лекция 4

шних и внутренних фактов позволяет индивидам общать­ся в рамках единого поля понимания, без недоумений, опасений и смыслового тумана. Правдивость делает ин­дивидов доступными друг другу для совместного пережи­вания и действия.

Правдивость, говорил Монтень, лежит в основе вся­кой добродетели. Действительно, только честное, прав­дивое отношение к другим людям является собственно моральным, ибо оно предполагает признание чужого до­стоинства. Мы сами не желаем быть обманутыми, объе-горенными, обведенными вокруг пальца и не должны по­ступать подобным образом по отношению к другим.

Правда как адекватная характеристика ситуации про­тивостоит обману или лжи (в данном случае ложь и об­ман я использую как синонимы, хотя можно установить различия между этими понятиями). Если правда соеди­няет людей, делает их способными к полноценной ком­муникации, то обман означает разрыв, отчуждение, вза­имное недоверие. Обманывающий, как правило, свое­корыстен, он искажает положение вещей для того, что­бы в чем-то ущемить других и утвердить или возвысить себя, чтобы обогатиться или получить власть нечестно, за чужой счет.

Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, не бывает низким лжецом и хит­рым обманщиком, он стремится избежать всякого при­творства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважа­ет их и ценит. Тот же, кто охотно лжет, - не ценит и не уважает других; он ставит их в глупое положение, мешает им правильно сориентироваться, безжалостно сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное дос­тоинство.



Дело в том, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явным. Практически любой обман рано или поздно бывает разоблачен, а человек, единожды солгав-

Честность и справедливость

ший, потом вызывает у окружающих устойчивое недове­рие. Как можно верить и доверять тому, кто не чурается исказить факты, возвести напраслину на других, кто де­зориентирует людей, своими ложными обещаниями заво­дит их в тупик! Лжеца не уважают, его презирают и опа­саются, от общения с ним стараются уклониться. Люби­теля обманывать не порекомендуют на хорошую работу, не пригласят в гости, с ним не желают водиться.

Вот почему обвинение во лжи считается глубоким ос­корблением, посягательством на нашу честь: меня, чест­ного человека, подозревают в обмане! Если я честен, по­добные подозрения оскорбительны и обидны. Впрочем, обидно и досадно бывает и уличенному лжецу. Обманщи­ки часто как бы скрывают от самих себя собственный по­рок, называя его не ложью, а умом, ловкостью, сообрази­тельностью, хитростью. Разоблачение демонстрирует им степень их собственного падения, указывает на резкое рас­хождение с общепринятыми нормами нравственности.

Огражден ли правдивый человек от необоснованных обвинений во лжи? Думается, не всегда. Там, где нет непосредственной.возможности проверить объективную ситуацию, мы можем только доверять или не доверять словам конкретной личности. Однако на стороне прав­дивого его моральная правота, которая дает ему уверен­ность в себе и надежду на торжество той самой высшей правды, которая возносится над несовершенством фак­тов и их эмпирических проверок и в конечном счете пра­вильно расставляет все точки над «и». Высшая правда нередко выступает не как однократно выявленный факт, но как процесс, который может развертываться во вре­мени и давать благие плоды верных оценок. Нередко, к сожалению, уже после того, как без вины виноватый ухо­дит из жизни или из активной деятельности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честность – избегание обмана в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т. е. человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам. Честность - Антоним понятия лживость

С точки зрения традиционной этики, честность обычно считается положительным качеством. Однако в практических делах большинство людей допускают мелкий обман, расценивая абсолютную честность как наивность или даже глупость. Варианты традиционной этики считают допустимой ложь во спасение, то есть ложь для предотвращения большего зла, чем нечестность. Например, значительные отступления от честности допускаются в тех случаях, когда она создает угрозу жизни и здоровью. Кроме того, негласный моральный кодекс ограничивает честность в тех случаях, когда информация может травмировать собеседника. Особенно часто это ограничение связано с искренностью, т. е. выражением своего отношения к собеседнику, если таковое является нелицеприятным. Некоторые врачи считают этически правильным скрывать от пациентов грозные диагнозы. Многие люди скрывают от близких своих неприятности, чтобы избавить их лишнего беспокойства. Согласно бусидо подобное скрытие правды считается лицемерием, при этом с точки зрения того же бусидо неожиданное нападение без какого-либо предупреждения считается вполне честным.

Есть мнение, что честное поведение разграничивает состояние мира от состояния войны, т.к. наиболее эффективным приемом в войне является искажение картины мира противника. Нечестное поведение по отношению к кому-либо очень часто предшествует началу тех или иных недружественных действий.

Справедливость. Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости". Справедливость – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая".

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Урок «Азбуки нравственности»

в 3 «В» классе по теме:

«Что такое честность и справедливость»

Учитель:

Саранск 2012

Цель: показать, что такие человеческие качества, как честность и правдивость – основа нравственного поведения человека.

Задачи:

Сформировать представление о понятии честности и справедливости;

Показать значимость честности в учебной деятельности , как личностного качества необходимого в процессе обучения;

Развивать способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте. Урок “Азбуки нравственности”.

Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите ее в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки.)

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в комнате стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди.

2. Актуализация знаний.

Вывесить на доску изображение Пиноккио.

– Определите, что исчезло с этой картинки. (Мы не можем точно сказать.)

– Почему? (Мы не знаем, что было на картинке.)

– Что вам нужно, чтобы определить? (Нам нужна картинка, которая была.)

– А иначе у вас нет образца.

– Для чего вам необходим образец. (Чтобы сравнить рисунки и найти чего не хватает.)

– Найдите.

Вывесить на доску образец.

– Чего не хватает? (Не хватает пера, ленточки на шляпе и бантика.)

– Посмотрите еще раз на картинку. Кто знает, как зовут этого героя? (Его зовут Пиноккио.)

– Какая у него есть особенность? (У Пиноккио может удлиняться нос.)

Вывесить на доску картинку.

– Когда у него нос становился длиннее? (Когда он обманывал.)

– Это положительное или отрицательное качество? (Отрицательное.)

– Как называют людей, которые обманывают? (Обманщиками.)

– А тех, которые не обманывают? (Их называют честными людьми.)

– Скажите легко или трудно определить обманывает человек или нет?

– Действительно непросто.

– Как вы думаете, а кого может обидеть ложью обманщик? (Учителя, одноклассника, маму…)

– Что вы повторили? (Что такое ложь, кого можно обидеть ложью, проверка по образцу…)

– Ну вот, вы повторили все, что вам понадобится. И сейчас я вам предложу задание, которое вы попробуете выполнить.

Задание для пробного действия.

– Я вам расскажу случай, который произошел на уроке. Сначала вам надо определить честно поступил ученик или нет.

– Как это бывает на уроке, ребята писали самостоятельную работу. Когда время закончилось, учитель раздал всем образец для проверки. Один ученик увидел в своей работе ошибку и решил быстренько ее исправить, будто ошибки вовсе не было.

– Честно поступил ученик или нет?

– Не честно по отношении к кому? Кого он обманул?

– Поднимите руку те, у кого нет ответа.

– А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.

– Ты как считаешь? (…)

– У кого другое мнение? (…)

Выслушать все варианты ответов, почему он так думает. Если правильных ответов нет

– Никто из вас не смог правильно определить, кого обманул ученик.

– Значит, вы, как настоящие ученики, испытали трудность. В чем же ваша трудность, что вы не смогли определить? (Мы не смогли определить, кого обманул учник.) Если правильные ответы есть

– Встаньте те, кто абсолютно уверен в своем предположении.

– А ведь некоторые из вас правильно определили, кого обманул ученик. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что правильно определили, кого обманул ученик.)

Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Вам необходимо выяснить, почему эта трудность возникла.

3. Выявление причины затруднения.

– Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (Нам надо было определить, кого обманул ученик.)

– Почему вы не смогли определить? (Мы не знаем, какой ответ правильный.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Какую цель вы перед собой поставите? (Нам надо было определить, кого обманывает человек, если он поступает нечестно.)

– Тема нашего урока: Что значит быть честным?

– Какому важному качеству человека будет посвящен наш урок? (Честности.)

– Какое самое главное правило ученика? (Ученик должен делать все сам.)

– А почему он должен делать все сам? (Только так он получит новые знания, получит результат.)

– Значит, для кого он учится? (Для себя.)

– Поэтому, скрыв свою ошибку, кого он обманул в первую очередь? (Себя.)

– Как вы думаете, как это ему может навредить дальше? (…)

Кто из вас разобрался, зачем нужна ученику честность? Поднимите руку.

– Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде. Честность и правдивость – слова, которые очень близки к слову “честь”.

– Что такое честность и правдивость?

(Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный.

Честность – это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость – справедливость, честность.

Правдивый – любящий говорить правду, стремящийся к правде.)

– Кого мы называем честным человеком? (Честный человек не обманывает, не лжет. Если что – то случится то он честно все расскажет…)

Давайте, используя наш эталон, разберем еще один случай.

Работать будем в группе.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

– Прочитайте текст и обсудите вопрос: кто из них обманул и кого?

“В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал – вся задача была решена….”

“Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь.

– Что он сделал? (Списал.)

– Как вы думаете почему?

– Как нужно было поступить?

– Если Гена списал у Вити то, что сделал Витя? (Дал списать.)

– В какой роли должен был выступить Витя? (учитель-помощник.)

– Как нужно было поступить Вите?

– Получается, что Витя не помог, а Гена нуждался в помощи.

– Какой можно сделать вывод? (Не важно, списываешь ты или даешь списать, – ты обманываешь.)

Обсудите в группе.

– Как вы считаете, что же могло произойти дальше?

Чтение текста учителем до конца.

Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: “Ты очень порадовал меня, Гена”, – сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную “2”.Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: “ Ольга Николаевна, поставьте мне “2”, пятерка не моя оценка, я работу списал”. Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: “За правду спасибо Гена, это очень хорошо, что ты понял все”.

– Что понял Гена?

– Как вы оцениваете поступок Гены?

– Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

– Почему?

6. Закрепление.

Работа в группах.

– Ребята, а кому проще давать совет себе или другим?

– Обсудите в группе.

– Какой совет вы дали бы мальчикам?

Перед вами лежат карточки с советами. Обсудите и скажите: какие советы вы дадите себе, а какие другим.

Честно относитесь к своим обязанностям. Не трать попусту время на капризы и ненужные дела.

Честный человек не возьмет без разрешения чужую вещь.

Честный человек не перекладывает свою вину на другого.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых.

7. Включение в систему знаний.

Работа в группах.

– Как вы думаете, зачем люди обманывают? (Они хотят, чтобы другие не узнали, хотят, чтобы о них думали лучше.)

– А почему они хотят что-то скрыть от других? (Они боятся сказать правду.)

– Вы хотите сказать, что обманывают люди не смелые? Так, я правильно вас поняла? (Да, обманывают трусы.)

– А кто же говорит правду? (Правду говорят смелые люди.)

– Вы сейчас сделали еще одно открытие!

– Какие качества присущи честному человеку? (Правдивый, смелый, достойный, добросовестный, прямой…)

– А зачем нужна честность и правдивость? (Если воспитывать в себе эти качества, то станешь человеком с сильным и твердым характером.)

– Приведите примеры честного и правдивого поведения. (Если ты идешь в гости, то нельзя опаздывать. Если не можешь прийти вовремя, то должен предупредить об опоздании. Если взял чьи-то книги, то возврати их чистыми и не мятыми.

Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их.

(Без правды люди не живут, а только маются.

За правду стой горой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.)

8. Самостоятельная работа.

Раздать карточки.

– Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить “+”, если ученик поступил честно, и “ – ”, если обманул.

1-я ситуация: Учительница посоветовала ребятам дома потренироваться в чтении стихотворения. Вася заигрался и забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто читал. Вася вместе со всеми поднял руку.

2-я ситуация: На уроке Гриша засмотрелся в окно и не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и прослушал вопрос.

3-я ситуация: Маша стояла у доски и долго вспоминала правило. Даша стала ей подсказывать. Честно ли поступила Даша?

– Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять.

9. Рефлексия

– Давайте подведем итог урока. Какие новые качества вы сегодня открыли? (Честность, правдивость.)

– А вы сами их открыли? (Да.)

– На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

“Нельзя быть справедливым, не будучи человечным” Л. Вовенарг

“Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго

“Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь” А. Дюма (сын)

Возьмите бусинки, сожмите в кулачок, приложите к сердцу, и возьмите с собой в жизнь качества, о которых мы говорили, которые так необходимы нам.

Лекция 4

Чувство справедливости выступает не только как воз­мущение против несправедливости, но и как стремление установить справедливость. Человек, стремящийся уста­новить справедливость, в явной или неявной форме бе­рет на себя роль судьи. Он осуществляет оценку ситуа­ции, квалифицирует по ценностной шкале поведение и качества ее участников, соизмеряет добро и зло в их по­ступках и выносит приговор, претендующий на правиль­ность воздаяния. Такое судейство всœегда присутствует там, где с претензией на справедливость решаются чьи-либо судьбы. Подобным судьей бывают отец или мать в семье, учитель в школе, воспитатель в детском саду, на­чальник любого уровня по отношению к подчинœенным, судья или присяжный в суде. При этом справедливость могут вершить и коллективы: профессиональное собра­ние, принимающее какое-либо решение, ученый совет, просто дружеская компания. Устанавливающие справед­ливость, т. е. награждающие или карающие других люди, берут на себя огромную моральную ответственность, ибо, желая установить справедливость, они способны быть глу­боко несправедливыми и этой несправедливостью сло­мить дух человека, а возможно, сломать его жизнь.

В Библии сказано: ʼʼНе судите, да не судимы будетеʼʼ. Это высказывание подчеркивает, что человеческий суд - зачастую суд неправый. В первую очередь, судящие люди могут просто не знать многого, не иметь достаточной ин­формации для справедливого решения. Οʜᴎ не в состоя­нии взвесить должным образом поступок и его послед­ствия, не бывают уверены, действительно ли человек совершил данный поступок, не в силах выявить реаль­ную долю участия каждого в происшествии, где участ­вовали несколько человек. Вместе с тем, каковы сами судьи? Вправе ли они, обладающие человеческими недо­статками, а то и пороками, судить и осуждать других, определять им меру воздаяния? Не полезней ли им обра­титься к собственным изъянам и увидеть бревно в соб-

ственном глазу вместо того, чтобы искать соринку в глазу сосœеда?

Религия считает, что подлинным высшим и единствен­ным судьей должна быть только Боᴦ.

Но человечество не в силах ждать Божьего суда. Оно вынуждено судить здесь и сейчас, осуществляя хотя бы частичную справедливость. Речь идет в данном случае не столько о сообразности закону (хотя это тоже очень важ­но), но о суде по совести, о стремлении быть справедли­вым не только формально, но и реально, по существу. Что же нужно для того, чтобы быть справедливым?

Человек, желающий судить справедливо, должен прежде всœего стараться быть объективным. Это значит, что он не может позволить себе одностороннего подхода к ситуации, которую судит. Справедливость требует скрупулезного всœе­стороннего рассмотрения событий, когда ни одна сторона не заслоняет другую, и всœе грани происходящего стано­вятся достоянием судящего размышления. Упущение ма­лейшей тонкости, какого-либо, на первый взгляд, незна­чительного нюанса может дать неверное истолкование. По­скольку речь идет не о чисто юридическом, а о нравствен­ном суде справедливости, объективность означает также внимание к мотивам человеческих поступков, к тому, чего индивид желал, чего хотел достигнуть, а не только к внеш­ней поведенческой стороне. В любом случае благие на­мерения оцениваются иначе, чем злокозненные планы.

Быть справедливым - значит также быть бескорыст­ным. Бескорыстие - исключение собственного интере­са, эмоционально-личной ангажированности. В случае если вы желаете извлечь из ситуации некую пользу для себя, бес­корыстие исчезает, тает, и вы не в силах осуществить спра­ведливый суд. Польза необязательно должна быть практи­ческой - финансовой или организационной. Это должна быть психологический выигрыш. К примеру, вам хочется утвердить себя хотя бы перед самим собой как строгого, сурового и сильного человека. В этом случае вы станете

Честность и справедливость - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Честность и справедливость" 2017, 2018.

  • - Честность и справедливость

    Лекция 4 выполнение обещаний и договоров, когда одна сторона, за­ключившая некое соглашение, подводит другую, не де­лая того, что было договорено. Например, тот, кто обе­щал привезти товар, не привозит его, или поставщик сы­рья вместо продукта первого сорта поставляет... .


  • - Честность и справедливость

    вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию. Но тогда вы просто па­рализованы и не можете никак действовать и никак посту­пать. Доверие к миру - основа любого человеческого... .


  • - Честность и справедливость

    В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свой­ственную прошлым периодам истории. Социальная жизнь похожа на венецианский карнавал, на парад масок, где люди нередко не различают, где временно надетая личи­на, а где их... .


  • - Честность и справедливость

    дая с ними, а порой вступая в конфликт. Следует заме­тить, что у власти и у масс представления о справедливо­сти часто не совпадают, нередко являясь прямо противо­положными. Для современного развитого общества эта ситуация не менее типична, чем для средневековья или зари... .


  • - Честность и справедливость

    называет их трансакциями), в результате которых участ­ники получают психологические выигрыши. Однако эти выигрыши (чувство превосходства, эмоциональные «по­глаживания» и т. д.) всегда бывают получены за счет унижения и подавления другого участника бессознатель­ной игры....

  • Среди высших нравственных ценностей немаловажное значение имеет правда и тесно связанное с ней понятие правдивости.

    Слово «правда» перекликается с другими родственными ему словами - «правый», «правильный» и имеет по меньшей мере три смысла.

    Во-первых, оно означает некоторый образцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В этом ракурсе содержание слова «правда» совпадает с понятием справедливости, хотя, пожалуй, в большей степени акцентирует момент идеальности и онтологической укорененности названного образцового порядка. Именно в таком случае говорят «надо жить по правде» или «правда восторжествует». Правда является здесь чем-то вроде высшей инстанции, выносящей в конце концов свой приговор.

    «Правдоискательство», столь характерное для России, занято поисками именно этой «высшей правды», которая выразила бы себя в справедливом людском или божественном суде, при котором злые и жестокие будут наказаны, а хорошие и добрые - вознаграждены. «Высшая правда» как бы возносится над многоликой эмпирией жизни, над ее грязью и мелочностью, несправедливостью и бессмысленностью. Она - выше фактичности, является более глубинной и основной силой, чем простой событийный ряд. В этом смысле «высшая правда» противостоит «правде жизни», понятой как механическая подборка негативных примеров.

    Тот, кто живет «по правде» - живет по нравственному закону, по Божьим заповедям, по человеческой совести и никогда не скажет: «Все кругом гадкие и скверные, это - правда жизни, зачем же мне быть добрым и щедрым?». Правда не сводится к реестру ужасов из «желтых» газет, она надэмпирична и взывает к человеческому в человеке.

    В реальном общении «порядок правды» выражает себя в открытости между людьми, в том, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда в межличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии, во внимании и отзывчивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку, стремление и способность понять другого, а также раскрыть себя - свои намерения и планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливое использование другого как всего лишь инструмента для достижения собственных целей.

    Второй смысл понятия «правда» означает соответствие наших представлений объективному положению дел. Все знают с детства, что надо «говорить правду», то есть не лгать, не искажать реальной картины событий, не сочинять небылиц, которые выдаются за факты. Тот, кто в этом смысле следует правде - не лжет и не обманывает, является правдивым человеком.

    Правдивость, говорил Монтень, лежит в основе всякой добродетели. Действительно, только честное, правдивое отношение к другим людям является собственно моральным, ибо оно предполагает признание чужого достоинства. Мы сами не желаем быть обманутыми, объегоренными, «обведенными вокруг пальца» и не должны поступать подобным образом по отношению к другим.

    Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, не бывает низким лжецом и хитрым обманщиком, он стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит. Тот же, кто охотно лжет, не ценит и не уважает других, ставит их в глупое положение, мешает правильно сориентироваться, безжалостно сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.

    Впрочем, у вопроса о лжи и правде есть и другая сторона. Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли инвалиду громко объявлять, что он - инвалид, а некрасивой женщине, что она - некрасива? Можно ли создать что-нибудь на основе «правды», которая ранит и убивает? Это чисто нравственная проблема, которая может быть сформулирована так: зачем в каждом конкретном случае мы говорим правду и как мы ее говорим?

    О правде в подлинном смысле слова речь может идти только тогда, когда мы сообщаем об обстоятельствах максимально объективно, даем самую широкую панораму возможных следствий из наличной ситуации, поддерживаем уверенность и достоинство другого, какую бы правду мы ему ни сообщали. Глубоко правы философы Востока, которые считают, что правда должна быть всегда подана в достаточно приятной, вежливой форме, в противном же случае она из правды превращается в «кривду», а то и в откровенную ложь.

    Наше несовершенное бытие поистине пронизано ложью и обманом. Люди обманывают друг друга в личном общении, стараясь получить при этом искомые блага и выгоды. Иногда человек даже теряется, запутавшись: где же правда, а где ложь? И, что важно, речь идет не об иллюзиях, которые рождаются сами собой, без нашего на то вмешательства, не об «объективных видимостях», а речь идет о преднамеренном искажении информации. Вот почему проблема «правда - ложь» или «правда - обман» - одна из центральных в этическом знании.

    Честного человека можно оставить рядом с любым богатством, доверить ему самое драгоценное - он все сохранит в целости. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодействия, это совершенно «практическая» добродетель, без которой невозможно простое совместное действие.

    Честность в практическом ключе означает также верность. Честный человек - не предатель, он не проявит коварства, не нарушит данного слова, не обманет надежд и ожиданий, а сделает именно то и именно так, как об этом было условлено. Честность как верность выражается в совместном преодолении трудностей: если двое идут в тяжелый поход, то честный не оставит товарища на середине дороги и приложит все усилия, если его надо спасать или выручать. Честность - это последовательное и упорное выполнение взятого на себя долга. Родители должны честно заботиться о своих детях, даже если дети не отвечают их честолюбивым амбициям и фантазиям. Выросшие дети обязаны честно выполнять долг по отношению к престарелым родителям. Человек, начавший важное дело, честно стремится довести его до конца - в этом смысле честность выступает не только как верность, но и как добросовестность или надежность.

    Наконец, слово «честность» нередко употребляется как синоним «справедливости». В этом случае фраза «И они честно поделили то, что вместе заработали» означает «справедливо поделили». При «честном поведении» каждому, кто участвует в совместном начинании, достанется та доля вознаграждения или наказания, которую он заслужил. Здесь не будет субъективизма, произвола, предпочтения любимчиков, «заспинных» сговоров и «частных лавочек».

    Все перечисленные смыслы честности говорят нам о том, что честный - это человек чести, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

    Особой темой при обсуждении феномена честности выступает вопрос о правдивости нашего самоосознания - и подлинности «Я». Честность - это правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время это отсутствие фальши в нашем самовыражении.

    Третий вид самообмана, ставший темой обсуждения в наши дни, это самообман относительно собственной индивидуальности. Иначе говоря, речь идет о подлинности нашего «Я», о его самостоятельности и уникальности. Эта проблема обсуждается у многих авторов, в том числе у таких крупных философов, как М. Хайдеггер и Э. Фромм. Большинство людей полагают себя самостоятельными личностями, в то время как они таковыми вовсе не являются. М. Хайдеггер говорит о современном мире как о «мире man» - от немецкой безличной формы: «man sagt» - говорят, «man baut» - строят. В этих высказываниях отсутствует субъект - самосознающее ответственное «Я». Люди, погруженные в повседневность, мыслят «как другие» и действуют «по типу других», но не осознают этого, пока не столкнутся с переживанием собственной грядущей смерти. По Хайдеггеру, именно бытийный ужас перед смертью пробуждает индивидов от их длящегося всю жизнь душевного сна и заставляет взглянуть в глаза правде - своей конечности и уникальности, которая побуждает их выйти из слепого самообманного прозябания.

    Э. Фромм подчеркивает, что люди, живущие вполне обезличенно, нередко искренне уверены: их взгляды, мысли, мнения - это их собственное достояние. Однако на самом деле совокупность присущих им представлений почерпнута ими извне: из мнений родителей и родственников, друзей и знакомых, из радио-, телепередач и газет. Люди тешут себя иллюзией самостоятельности, в то время как живут не собственными, а заемными чувствами и мыслями. Чтобы честно разобраться в себе, полагает Фромм, необходимо анализировать свои взгляды, внимательно проверять, откуда к нам пришла та или иная идея - была она взята у других «в готовом виде» или явилась результатом собственной душевной работы, своего опыта мышления и переживания. правда честность ценность нравственный

    «Быть подлинным» - это значит обладать достаточно устойчивым индивидуально-личностным ядром, значит признавать все стороны своего многосложного «Я» и выражать себя вовне свободно и спонтанно - не следуя рабски диктату людей и обстоятельств. «Подлинный» и честный с самим собой человек - это не твердолобый догматик, затвердивший когда-то несколько истин, но это и не хамелеон, постоянно мимикрирующий изменением цвета. Тот, кто честен с собой, во всей полноте осознает свое «Я» и активно развивает лучшие свои способности, склонности и тенденции.

    Последний, но очень важный и распространенный вид самообмана, о котором мне хотелось бы сказать здесь, это самообман по поводу наших достоинств и отношения к нам окружающих людей. В нравственном отношении этот самообман может иметь как положительные, так и отрицательные формы, в зависимости от того, какое мироощущение ему сопутствует и какое поведение из него следует. Негативный вариант составляет резко завышенная самооценка, хорошо выражаемая формулой «она знала себе цену, но только двойную». Человек, знающий себе «двойную цену», имеет искаженный образ себя, он может получать приятные переживания от представления о собственных достоинствах, но неизбежно сталкивается с «недооценкой» со стороны окружающих, что заставляет его вступать в конфликты, проявлять высокомерие и рьяно требовать от других «признания». Честный самоанализ мог бы в этом случае придать реалистичности взгляду на себя и помочь выйти из состояния перманентной претензии ко всем вокруг.

    Скверную службу может сослужить человеку и приукрашенное, идеализированное представление об отношении к нему других людей. Оно заставляет постоянно разочаровываться, испытывать горечь оттого, что другие виделись исключительно милыми, добрыми и ласковыми и вдруг обнаружили гнев, зависть, грубость - несовершенства. Когда вместо ожидаемой любви получаешь тумаки и шишки, «розовые очки» слетают и могут навсегда превратиться в «черные очки», что, в свою очередь, исказит действительность, однозначно приписав ей знак минус.

    Честное видение себя и других - это максимально реалистическое видение.

    Впрочем, некоторый самообман может играть и весьма позитивную роль в человеческой жизни, что было мудро замечено и взято на вооружение современной психотерапией. Дело в том, что человек не просто отражает реальность, подобно гладкому зеркалу, но постоянно творит ее в самых разных формах - и практически, и интеллектуально, и своими эмоциями и переживаниями. В конце концов, смысл всему на свете приписываем мы сами! Поэтому честность - это не только следование чисто эмпирическому положению дел, но и формирование определенных тенденций. Такая постановка вопроса означает, что смотреть на самого себя через «розовые очки» в некотором роде хорошее и полезное дело. Мы являемся тем, что мы о себе думаем, потому что наше действие и поступок в абсолютном большинстве случаев следуют за мыслью или за установкой, сложившейся не без участия мыслей.

    Мы становимся тем, что себе говорим, и обнаруживаем у себя те черты и свойства, которые себе приписываем. Поэтому, если некто твердит себе: «Я трус», то он скорее всего струсит.

    Но если другой постоянно утверждает в глубине души: «Я храбрец», то в подходящей ситуации он окажется способным проявить храбрость. Мы можем «программировать» себя как на дурное, так и на самое лучшее. Поэтому, когда человек относится к себе самому положительно, утверждает в себе доброту, справедливость, великодушие, он непременно обнаружит эти качества, даже если сегодня их еще нет в нем.

    То же касается и других людей. Когда мы относимся к другим людям заведомо позитивно, без подозрительности, страха и тревоги, мы вызываем такое же отношение в ответ. Открытость ведет к открытости, приязнь - к приязни. Положительное, доброжелательное, даже несколько идеализированное восприятие других как бы побуждает их тянуться вверх в ответ на высокую оценку и «дорастать» до своего возвышенного образа. Выпущенное в мир добро возвращается добром, порой многократно умноженным. Конечно, случаются ошибки, но все же желательно думать о людях немножко лучше, чем они есть.

    Справедливость - это понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость - одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.

    Категория справедливости играла важную роль в этике Аристотеля, была основополагающей для таких мыслителей, как Дж. Локк, Д. Юм, Г. Спенсер, П. Кропоткин. Интерес к категории справедливости особенно проявляется в этических исследованиях в Новое время, когда начинается развитие буржуазных демократий, обосновываются идеи правового государства.

    Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому. Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах всех оценка отдельных нравственных действий как справедливых или не справедливых теряет смысл. Аристотель верно обратил внимание на то, что справедливость выражает не одну добродетель, а охватывает их все. Он говорил, что «...правосудность (справедливость - Авт.) есть полная добродетель, взятая, однако, не безотносительно, но в отношении к другому лицу. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем «свету вечерней и утренней звезды».

    Производность представления о справедливости от идеи о том, что нужно обеспечить стабильность некоторого целого, что без этого нельзя сохранить условия собственного бытия, подтверждается примитивными верованиями древнего человека. На сохранение целостности направлены магические действия, предполагающие воскрешение убитого на охоте зверя, символические порезы, наносимые охотником себе после того, как на охоте была пролита кровь добычи. В работе П. Кропоткина «Этика» из идеи сохранения целостности непосредственно выводятся идея равенства воздаяния, а затем и более развитые представления о справедливости. Справедливость связывается со стремлением к восстановлению нарушенной из-за неправильных действий гармонии целого. Первобытные дикари и более цивилизованные народы по сию пору понимают под словами «правда», «справедливость» восстановление нарушенного равновесия.

    Более развитые представления о справедливости требуют, однако, не просто воспроизводить идею сохранения равенства, но также отразить индивидуальный вклад каждого в производство общественного богатства.

    В связи с этим в концепции Аристотеля различается «распределительная» и «уравнительная» (направительная) справедливость. «...Распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство».

    Направительное право фактически означает, что соблюдается эквивалентный обмен моральными качествами, что правила, одинаковые для всех, должны всеми обязательно выполняться. Это составляет содержание направительного права (утверждающего равное отношение к закону) и направительной справедливости, оценивающей такое состояние как позитивное, необходимое. «Ведь безразлично, кто у кого украл - добрый у дурного или дурной у доброго, и кто сотворил блуд - добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными».

    По существу Аристотель в своих рассуждениях о направительной справедливости улавливает одну из самых существенных характеристик права как применения равного масштаба к неравным лицам. Но он рассматривает это не только в качестве специфической черты правовой регуляции, но и в качестве неотъемлемого элемента морального понимания справедливости. В целом здесь нет никакого противоречия. Принцип равного обмена нравственными характеристиками работает в морали. Он только представлен здесь не столь формально, как в праве, и не исчерпывает всего многообразия нравственных отношений. Например, я могу быть милосердным, могу прощать человека, который обошелся со мной дурно, и тем самым не соблюдать эквивалентного обмена нравственными характеристиками. Такой тип поведения, собственно, уже выходит за рамки обычного понимания справедливости, хотя прощение тоже можно считать справедливым, если учитываются все обстоятельства, вынудившие того или иного человека совершить дурной поступок.

    По мере того, как индивидуализация личности осознается в качестве все большей и большей ценности, в идеях справедливости также отражаются условия личного бытия, необходимые для индивидуального самовыражения. В этой связи уже само общество подвергается оценке с точки зрения того, насколько оно защищает индивидуальные права личности и насколько оно дает возможность для самореализации каждого человека.

    Однако возможность самореализации каждого всегда соотносится в понятии справедливости и с интересами всех, с исходной идеей сохранения целостности и приумножения принадлежащего всем богатства. В силу этого категория «справедливость» показывает, до какой степени допустима индивидуализация. Превращение удовлетворения личного интереса в единственный критерий ориентации поведения всегда оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм. Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:

    • - уравнивание, направленное на сохранение целого (одинаковый обмен моральными качествами);
    • - оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого) - общественно санкционированное поощрение;
    • - защита индивидуальности - гарантии основных прав человека;
    • - условия для утверждения индивидуальности - возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образование, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса;
    • - допустимая степень выражения собственного интереса;
    • - интеграция в мировое сообщество (связано с гарантией права на свободу передвижения, выбора места жительства, условиями для развития культурной жизни). Если запросы идеала намного обгоняют действительность, возникает желание построить общество, изолирующее себя от других обществ. Так возникает утопическая и несправедливая по отношению к человеку практика самоизоляции, связанная с ограничением доступа к информации, созданием препятствий для контактов с гражданами других государств, запрещением поездок за рубеж и т.д.