Все тело как будто не мое. Как научиться чувствовать свое тело? Вся наша жизнь, начиная с самого рождения, учит нас напрягаться, как осознанно, так и подсознательно

Розен Э. М. РÓЗЕН (Rosen) Эльза Марианне фон (р. 21.4.1927, Стокгольм), швед. артистка, балетмейстер, педагог. Училась у В. Александровой, А. Козловского, Й. Хассельквист и в школе Королевского датского балета. В 1947 работала в "Балле рюс де Монте-Карло", в 1950 организовала (совм. с дат. критиком А. Фридеричиа) труппу Шведский балет, где исполнила гл. партии в балетах Б. Кульберг "Фрёкен Юлия" Рангстрёма и "Медея" на муз. Бартока. В 1951–59 в Королевском швед. балете танцевала в балетах Кульберг, И. Крамера и в классич. репертуаре. С 1960 выступает в разл. труппах, ведёт балетмейстерскую работу. Руководила (совм. с Фридеричиа) труппой Скандинавский балет (1961–1965). Пост.: "Сильфида" X. Лёвеншелля ( , 1960, и во мн. др. труппах, в т. ч. Ленингр. Малом т-ре, 1975), "Ирен Хольм" на муз. Лумбю ( , 1960), "Женни фон Вестфален" на муз. Бентсона (Скандинавский балет, 1965), "Дон Жуан" на муз. Глюка ( , 1967) и др. В 1970–76 руководитель труппы в Гётеборге.

Е. Я. Суриц.


Э. М. фон Розен - Фрёкен Юлия

Э. М. фон Розен - Фрёкен Юлия

Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Розен Э. М." в других словарях:

    Розен - Розен фамилия. Известные носители: Розен, Александр Владимирович (1779 1832) русский военачальник, генерал майор (1812). Розен, Александр Григорьевич (1812 1874) барон, герой штурма Варшавы в 1831 году. Розен, Алексей… … Википедия

    Розен Г. В. - Розен Г. В. РОЗЕН Г. В., см. Розены. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов… … Лермонтовская энциклопедия

    Розен Д. Г. - Розен Д. Г. РОЗЕН Д. Г., см. Розены. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов… … Лермонтовская энциклопедия

    Розен А.

    Розен А. Е. - А. Е. Розен. Рисунок Н. А. Бестужева, 1832 барон Андрей Евгеньевич Розен (3 (14) ноября 1799, Ментак Эстляндской губернии 18 (30) апреля 1884, Окнино, укр. Вікнине, Изюмского уезда Харьковской губернии) декабрист. Учился в кадетском корпусе,… … Википедия

    Розен Г. В. - Григорий Владимирович Розен 2 й нем. Georg Andreas von Rosen 30 сентября (11 октября) 1782(17821011) 6 (18) августа 1841 Портрет Г.В. Розена 2 го мастерской … Википедия

    Розен Г. - Георг Розен (нем. Georg Rosen, 21 сентября 1821, Детмольд 29 октября 1891, Детмольд) немецкий востоковед. Брат Фридриха Розена. В 1843 44 гг., вместе с Кохом, был командирован на Восток прусским правительством, внимание которого он обратил на… … Википедия

    Розен - I Розен Андрей Евгеньевич , барон, декабрист. Поручик лейб гвардии Финляндского полка. В конце 1825 вступил в Северное общество декабристов … Большая советская энциклопедия

    Розен В.

    Розен В. Р. - Виктор Романович Розен (21 февраля (5 марта) 1849, Ревель 10 (23) января 1908, Петербург) русский востоковед арабист, академик Петербургской АН (1890), вице президент (1900) АН, профессор арабской словесности в Санкт Петербургском университете … Википедия

Книги

  • Работа с телом в розен-методе. Доступ к бессознательному через прикосновение , Розен Мэрион, Бреннер Сью. Эта книга является базовой для понимания работы с телом по системе Мэрион Розен. Она написана основательницей этого метода совместно с одной из ее первых учениц. Опираясь среди прочих на…

Звучная фамилия Розен часто встречается в истории России XIX века. Розены завоевали славу русскому оружию на полях сражений, оставили яркий след в истории русской науки и культуры.

По мнению немецких ученых, выходцев из династии Розенов этот древний род имеет чисто немецкие корни. В 1198 году в Прибалтику пришли немцы во главе с епископом Бремена, Альбертом. Это, в основном, были члены ордена, который на Руси был известен как Тевтонский. Пришли торговцы и воины. Они первыми заняли свободные земли и основали города Ревель и Ригу. Фамилия Розен появилась именно в то время. Представители этой фамилии служили у епископа, который жил в это время в Риге. Первый документ с упоминанием фамилии Розен датируется 1282 годом, и по нему Розены уже имели большие земельные владения в Латвии и Эстонии.

Первым из предков М.Ф.Розена пришел на службу в Россию его прадед - Фридрих Отто Александр Розен, родившийся в Ревеле в 1808 году. В России он был действительным статским советником, служил директором иностранных колоний в Южной России. Жил в г.Одессе. Умер в 1854 году от туберкулеза.

Старший сын статского советника Фридрих Фридрихович был дедом Михаила Федоровича. Он родился в 1834 году в Санкт-Петербурге, воспитывался в Крыму и Одессе. Учился в Дарптском университете. В 1867 году Ф.Ф.Розен получил звание магистра и поступил на службу в Казанский университет. В 1867 году стал доктором наук, а в 1874 году - действительным профессором, деканом физико-математического факультета. В университета Ф.Ф.Розен открыл специальность "минералогия" и создал минералогический музей.

Женился на Юлии Елачич в 1867 году. В семье Ф.Ф.Розена и Ю.Елачич было 9 детей. Первенец этой супружеской четы Фридрих Фридрихович Розен приходился отцом М.Ф.Розену.

Он закончил юридический факультет Казанского университета и работал в должности следователя в Ишиме, а затем членом суда и мировым судьей в гг.Бауске, Риге и Череповце. Женился на Елене Александровне Свешниковой, дочери известного дипломата.

Судьба Фридриха Фридриховича сложилась трагически. После революции он неоднократно арестовывался и ссылался на разные сроки. Последний раз его арестовали в 1936 году и осудили на 8 лет. По документам он был отправлен в Магадан, где следы его затерялись.

В семье юриста Ф.Ф.Розена было трое детей: Елена (1897-1983 гг.), Фридрих (1898-1979 гг.), а 1 (14) ноября 1902 г. родился второй сын Михаил - далекий потомок тевтонских рыцарей и будущий исследователь Алтая.

М.Ф.Розен прожил на Алтае значительную часть своей жизни - 20 лет. Эти годы для него были наполнены большой творческой работой в самых различных сферах деятельности - геологии, истории, топонимики, краеведения. Выбор Алтайского края местом проживания не был добровольным решением ученого. Судьба М.Ф.Розена была типичной для советского человека, в биографии которого имелись "компрометирующие" материалы (дворянское происхождение) и "ненадежная" национальная принадлежность (немец). На долю Михаила Федоровича выпали немалые лишения: эмиграция брата, трагическая судьба отца, вынужденная разлука с сестрой и матерью, постоянный надзор со стороны органов НКВД. Можно лишь предположить, что от тюрем и лагерей его спасли редкая и престижная профессия и ценность его как специалиста.

История семьи Розен обычна для того времени, но от этого не менее трагична. В 1924 году был арестован отец М.Ф.Розена - Федор Федорович. Он был выслан в г.Верхнеудинск. После отбытия срока в 1929 году Федор Федорович был определен на жительство в г. Боровичи Ленинградской области без npава проживания в Ленинграде. События 1935 года (убийство С.М.Кирова) послужили поводом для ареста многих людей, чья "благонадежность" попала под сомнение. М.Ф.Розен вместе с матерью и женой, его сестра Елена вместе с мужем были включены в список ©10 на предмет выселения из Ленинграда по операции "бывших" людей. Вместе с женой, дочерью и матерью Розен был выселен в Куйбышев сроком на 5 лет. Сестра Михаила Федоровича - Елена Федоровна (по мужу Угрюмова) вместе с семьей была вынуждена уехать в Астрахань.

В Куйбышев, вопреки запрету, вскоре приезжает и отец Розена - Федор Федорович. В фондах Бийского краеведческого музея хранятся несколько фотографий того периода, сделанных вероятно, самим Михаилом Федоровичем: средних лет женщина со следами былой красоты, одетая просто, но не без изящества пожилой худощавый мужчина с подчеркнуто молодцеватой выправкой сидят на ступеньках крыльца. Ниже, у их ног, тоже на ступеньках - молодая привлекательная женщина с роскошными волосами и грустноватой улыбкой и очаровательная девчушка, в лице которой легко угадывается сходство с М.Ф.Розеном.

В апреле 1936 года были арестованы мать и отец Михаила Федоровича и он сам.

Вскоре, однако, М.Ф.Розена и его мать освободили, а отца осудили на 8 лет с поражением в правах на 5 лет и выслали в 1937 году на Колыму, где следы его затерялись. Мать Михаила Федоровича, Елена Александровна, вскоре уезжает в Астрахань к дочери, где умирает в 1942 году, так и не увидев больше ни мужа, ни своих сыновей.

В связи с началом Великой Отечественной войны началась, массовая депортация немецкого населения с Поволжья. Розены были выселены из Куйбышева. На Алтай они приехали в особом эшелоне в декабре 1941 года. Местом своего жительстве М.Ф.Розен выбрал Змеиногорск, где требовались опытные геологи для работы на старейшем на Алтае Змеиногорском руднике. Несмотря на то, что специальность Розена была почвоведение, он, изучая в свое время морские побережья, прошел курс геологических наук у профессора Ленинградского университета А.А.Полканова. Кроме того, там же изучил полный курс биологии. Неудивительно, что такой специалист, как он, быстро вошел в курс дела и, по сути, возглавил геологические работы на месторождении. В Змеиногорске Михаилу Федоровичу часто приходилось выезжать на различные поисковые и разведочные работы, на другие месторождения Западного Алтая, где велась добыча золота. Так постепенно происходило знакомство с Алтаем, его рудниками, приисками, с его геологией и природой, появились друзья и единомышленники. В Змеиногорск к Розенам приезжали сестры Лидии Константиновны - жены М.Ф.Розена. В своих воспоминаниях одна из них А.К.Григорь (в девичестве Русинова) с теплотой пишет о тех годах, называя их незабываемыми.

"Самое чудесное время было, - отмечает она, - когда все собирались вечером. Каждый делился своими новостями. Михаил Федорович рассказывал о своих поездках и планах, заражая энергией и оптимизмом остальных. Вот так и жили, - заканчивает она, - радуясь, огорчаясь и помогая друг другу".

Одной из важнейших работ, выполненных М.Ф.Розеном в Змеиногорске, явился подсчет запасов золота Змеиногорского месторождения, утвержденной Всесоюзной комиссией по запасам в 1950 году. В 1951 году по решению Главцветмета при МВД СССР М.Ф.Розену было присвоено звание горного инженера II ранга.

Другой важной работой явилась последующая переоценка Змеиногорского месторождения, выявление промышленных запасов нескольких металлов и новый перерасчет запасов по пяти полезным ископаемым.

В 1952 году М.Ф.Розен был переведен на Катуно-Бийский прииск, который находился
в г.Бийске и вел работы в Горном Алтае. В период 1952-1954 годов он руководил разведкой вновь обнаруженного Синюхинского скарнового месторождения золота. За два года ученому удалось разведать это месторождение и передать его в эксплуатацию. На базе месторождения был создан рудник "Веселый". В связи с огромной работой, проделанной Розеном, он был признан соучастником первооткрывательства этого месторождения. В 1957 году рудник "Веселый" был ликвидирован, а Михаил Федорович выходит на пенсию на льготных условиях, связанных с подземными работами.

Семья Розен жила в Бийске в Заречье по улице Горького в старом деревянном доме на втором этаже. По воспоминаниям Кучина, квартира была довольно большая, мебель - массивная, резная, по всей видимости наследственная, бросалось в глаза большое количество книг. Из животных Розены держали пушистую беспородную кошку и крупную немецкую овчарку по кличке Дик. Об этой доброй и умной собаке вспоминают многие, когда-либо побывавшие в доме Розенов. Дик с первой встречи запоминал гостей и в следующий раз встречал их с большим дружелюбием.

Б.Х.Кадикова, молодого 24-летнего археолога, с Михаилом Федоровичем познакомил Б.Ф.Белышев. Это знакомство было связано с созданием в Бийске в 1954 году Алтайского отдела Географического общества СССР. Создание отдела было поручено М.Ф.Розену Географическим обществом СССР, членом которого он являлся. Вокруг Алтайского отдела удалось объединить много научных работников, учителей, преподавателей пединститута, различных специалистов. С избранием Михаила Федоровича на должность председателя Алтайского отдела работа заметно активизировалась.

Б.Х.Кадиков на первых порах работал в этом отделе в качестве своеобразного, как он сам называет "дипкурьера", часто бывая при этом в доме Розенов. О его приходе хозяева догадывались по поведению Дика. Эта огромная, по виду очень страшная собака, заслышав знакомые шаги на лестнице, радостно взвизгивая, безошибочно выбирала тапочки Бориса Хатмиевича (сшитые, кстати, самой Лидий Константиновной) и с готовностью несла их навстречу гостю.

Атмосфера в этом гостеприимном доме была очень дружеской. Михаил Федорович был
не только эрудированным человеком, специалистом во многих отраслях знаний, но и, прежде всего, человеком высокой культуры, порядочным, вежливым, тактичным и обязательным. Интересными, на мой взгляд являются строки из служебной харастеристики М.Ф.Розена: "Трудолюбив, энергичен, честен в работе. В решении вопросов излишне осторожен. При проведении решений недостаточно решителен. Дисциплинирован. В обращении мягок, но требователен". И еще: в одной из своих биографий Розен пишет в графе "социальное происхождение" -"сын дворянина". Если официальные строчки характеристики рисуют нам портрет типичного интеллигента "старого образца", то краткий ответ в графе автобиографии - ответ мужественного человека. Достоинство, уважительность, порядочность - эти черты характера Михаила Федоровича отмечают все, кто так или иначе были связаны с этим интереснейшим человеком. И еще - Учитель. Несмотря на то, что Розен много времени уделял своим научным изысканиям, он с удовольствием и неподдельным интересом помогал молодым ученым, таким, как А.М.Малолетко, А.П.Кучин, В.М.Остроумов, Э.А.Ирисов и многим другим. Несмотря на занятость, находил время и для "кружковцев" - юных краеведов, которых объединил вокруг себя Б.Х.Кадиков. На занятиях кружка ученый внимательно выслушивал сообщения, отвечал на вопросы, а те, на которые отвечать затруднялся, записывал, и на следующем занятии кружковцы, как правило, получали обстоятельные ответы. Понимание и разговор на равных - таков характер писем Михаила Федоровича к маленькому Андрею Малолетко (сыну А.М.Малолетко, доктора, профессора Томского университета). Темы писем самые разнообразные: о характере Андрюшиной кошки, Василисы Михайловны, о путешествиях Розена во время исследований им берегов Каспийского и Аральского морей, рассказы о старой Москве, о легендарной Лукомории, о смешном и остроумном способе ловли мышей. На одной из открыток, поздравляя Андрея с 70-летием Революции, Розен написал: "... мне тогда было 15 лет. Все бурлило было тревожное время, затем был голод, разруха, не было дров электричества, но учение в школе продолжалось. Там нас даже подкармливали". И в конце немного горькие строчки и напутствие мудрого, много пережившего человека: "...были и тяжелые, и хорошие годы. Желаю, чтобы в твоей жизни были только спокойные и счастливые годы".

Рецензируя научные статьи и работы, которые постоянно приносили и присылали ему не только его ученики, но и маститые ученые, Михаил Федорович страшно мучался, если ему приходилось исправлять ту или иную неточность, либо, если он не соглашался с тем или иным мнением. Тем не менее, он, с присущей ему пунктуальностью и обстоятельностью, тактично и уважительно аргументировал свое несогласие, изо всех сил стараясь не обидеть автора. Сам же был удивительно скромен. В письме к А.М.Малолетко от 24 марта 1989 года М.Ф.Розен так отозвался о книге "Исследователи природы Западной Сибири", в которой был помещен очерк с портретом Михаила Федоровича: "Ее авторы проделали большую работу, собрали обширный материал. Но есть и пропуски. Не нашел в книге об исследованиях Сушкина, Пилипенко, Нехорошева, Лепневой и некоторых других. При их отсутствии я чувствую какое-то неудобство своим присутствием в книге".

Получив книгу "Археология и этнография Алтая" с дарственной надписью "...первому спелеоархеологу Алтая", ученый стеснительно заметил: "Такое признание явилось для меня неожиданным. Мои наблюдения были лишь случайными, пещеры, в которые я ненадолго заглянул, лежали на моем пути, и все мои наблюдения сделаны как бы мимоходом". Судя по многочисленным воспоминаниям его коллег и друзей, скромность эта была ни напускной, ни уничижительной. Это была абсолютно естественная черта воспитанного и духовного человека, каковым, без сомнения, являлся Михаил Федорович. В 1962 году при поддержке Горнопромышленного управления Алтайского совнархоза Алтайский отдел при Географическом обществе СССР слал в Высшую аттестационную комиссию Министерства высшего и среднего образования СССР ходатайство о присвоении М.Ф.Розену ученой степени кандидата Географических наук без защиты диссертации по совокупности работ. Ходатайство было отклонено. Без обиды, с присущим ему достоинством, Михаил Федорович принял эту явную несправедливость.

Удивляет разнообразие интересов М.Ф.Розена как исследователя: древние горные работы, горно-рудное дело на Алтае, историческая картография, история исследования и исследователи Алтая, происхождение географических терминов и, наконец, главная тема его жизни - библиография Алтая. Не оставлял без внимания Михаил Федорович и так называемые "местные проблемы". Появляются многочисленные научные статьи и заметки в прессе о Бийске: "Овраги окрестностей Бийска", "Что можно наблюдать во время прогулок по городу", "Вблизи того места, где рождается Обь", "Геология Бийска и его окрестностей" и другие.

В 1961 году в возрасте 60 лет скоропостижно умирает Лидия Константиновна. Ее похоронили на зареченском кладбище в бору. Без гостеприимной хозяйки дом опустел. Михаил Федорович очень тяжело переживал смерть жены, разделившей все тяготы его нелегкой жизни, бывшей для него не только любимой женщиной, но и другом, и единомышленником. В 1962 году Розену выделяют небольшую однокомнатную благоустроенную квартиру в новом районе Ленинграда. Вместе с дочерью Еленой и постаревшим Диком он навсегда уезжает с Алтая.

Вернувшись в Ленинград, Михаил Федорович получает возможность работать в крупнейших библиотеках и архивах и берется за обработку материалов, собранных за 20 лет пребывания на Алтае. Вся его последующая научная деятельность так или иначе останется связанной с нашим краем. Он много и успешно работает над библиографией Алтая, пишет различные статьи и работы по алтайской тематике, аккуратно и обстоятельно отвечает на многочисленные письма друзей, коллег и учеников.

"Потребность "выговориться", - пишет в своих воспоминаниях А.М.Малолетко, - у него была огромной. Накопленный материал требовал выхода к заинтересованным читателям. Михаил Федорович стремился к этому, но возможности пенсионера были весьма ограниченными. Я всемерно пытался помочь ему в этом". Проблемой №1 стала для ученого публикация материалов Отсюда и теплые слова благодарности в письмах к А.М.Малолетко, использовавшего все возможности для того чтобы труды Михаила Федоровича вышли в печати.

Верным помощником для Михаила Федоровича по-прежнему оставалась дочь Елена. Работая чертежницей в одном из проектных институтов Ленинграда, она находит время для чистового перепечатывания его работ, нежно заботится о здоровье отца.

С неизменным радушием встречали Розены гостей с Алтая. По воспоминаниям Б.Х.Кадикова, Э.А.Ирисова, А.М.Малолетко, особенно теплыми были вечерние посиделки на крохотной кухне за чашечкой крепкого кофе или рюмкой хорошего коньяка. М.Ф.Розен не злоупотреблял ни тем, ни другим, но хорошо разбирался в качестве кофе и крепких напитков. Внимательно выслушивались новости об общих знакомых и друзьях. Михаил Федорович делился своими замыслами и идеями, не оставляя без внимания вопросы, с которыми к нему обращались. В такие редкие вечера он заметно оживлялся, интересно и увлекательно рассказывал о своем детстве, поездках под Казань, где они каждое лето гостили в имении внука поэта Баратынского, своих студенческих годах и первых изысканиях, мягко и корректно шутил, но никогда не касался темы трагической истории своей семьи. Не хотел или не мог, кто теперь это знает?! Старый и больной Дик разделял радость своих хозяев от приезда друзей, взвизгивая и суетясь, как щенок, а, угомонившись, клал свою большую и совсем седую голову на колени гостю, умиротворенно вздыхая и шумно втягивая в себя воздух, как бы пытаясь уловить знакомые запахи такой далекой теперь родины.

В 1974 году судьба подарила Розену встречу со старшим братом Фридрихом Фридриховичем и сестрой Еленой Федоровной. В архиве М.В.Розена в Бийском краеведческом музее хранятся фотографии той встречи: трое старых, много переживших людей с усталыми грустными глазами.

Михаилу Федоровичу суждено было пережить всех самых близких ему людей: сестру и брата, любимую дочь. В феврале 1982 года он пишет А.М.Малолетко: "31 января умерла моя дочь. Очень тяжело. Родственников много, но близкого человека больше рядом нет". И еще одна фраза из следующего письма: "Конечно, мне тяжело, но раз я живу, то чем-то надо заниматься, что-то делать". Уйдя с головой в работу, регулярно переписываясь с коллегами и друзьями, М.Ф.Розен не так остро ощущал свое одиночество. Видимо возможность именно творческой работы, сознание своей нужности делало его крепким духом, способным преодолевать тяжелые потери и надвигающуюся старость и немощь.

В 1989 году Михаила Федоровича не стало. Но остались его работы, благодарные воспоминания его друзей и учеников, для которых общение, постоянная отеческая забота и внимание талантливого ученого оказали определенное влияние на формирование и развитие нравственных качеств, становление личности исследователя. Михаил Федорович похоронен на южном кладбище в Санкт-Петербурге вместе с дочерью Еленой. Памятник на могиле с надписью: "Михаил Федорович. Елена Михайловна Розен" и даты их жизни. Но, наверное, все те, кто знал М.Ф.Розена, согласились бы, что на этом скромном памятнике не хватает несколько главных слов: Учитель. Исследователь. Человек.

Мужчина из Франции стал частью нового научного исследования, которое связывает проблемы внутреннего уха с «внетелесным» опытом. Когда француз совершал ускорение во время езды на своем автомобиле, у него внезапно появилось странное ощущение: как будто бы он покинул свое тело и наблюдал за своими действиями со стороны.

В указанном исследовании были проанализированы истории 210 пациентов, которые посещали своих врачей с жалобами на вестибулярные расстройства. Вестибулярная система человека состоит из нескольких крошечных структур во внутреннем ухе и обеспечивает людей чувством равновесия и пространственной ориентации. Если по каким-то причинам в этой системе происходит сбой, пациент часто испытывает головокружение и может ощущать себя вне тела (наблюдать за своими действиями со стороны). Иногда подобное явление описывается как парение над собственной телесной оболочкой.

Симптомы нарушений вестибулярной системы

Майя Ельзиер, врач-отоларинголог из Европейского госпиталя в Марселе является соавтором исследования. К ней на прием приходили пациенты с различными жалобами. Все они пережили ряд серьезных проблем, включающих в себя приступы головокружения, шумы в ушах и инфекции. После проведенного анализа симптомов стало ясно, что 14 процентов пациентов, обратившихся в клинику, испытывали внетелесный опыт. Для сравнения: только 5 процентов здоровых людей без нарушений вестибулярного аппарата рассказывают о парении.

Внетелесные переживания учащаются из-за нарушений во внутреннем ухе

Ведущий автор исследования, нейробиолог из университета Экс-Марсель, Кристоф Лопез поясняет, что внетелесные переживания у пациентов с вестибулярными расстройствами наблюдаются примерно в три раза чаще, чем у здоровых людей. Специалист подробно акцентировал внимание на примере мужчины, чей опыт парения произошел прямо во время езды за рулем. Доктор Лопез подчеркнул, что это очень опасная ситуация, которая дезориентирует головной мозг и заставляет людей принимать неверные решения.

Слишком много противоречивой информации

Поскольку вестибулярная система отвечает за ориентир водителя и дает ему ощущения продвижения вперед, любой сбой в этом механизме способен пресечь «правильные» сигналы, поступающие в мозг. Это создает путаницу, а в голове наблюдателя скапливается множество противоречивой информации. Ученый полагает, что подобные сигналы создают центральную несогласованность. Это искажает представление о нахождении тела наблюдателя в окружающей среде.

Внетелесные ощущения провоцируются головокружением

Исследовательская группа подробно беседовала с каждым из 29 пациентов, сообщивших о внетелесных переживаниях. Люди рассказывали о том, как видели свою физическую оболочку сверху, а затем вернулись обратно (словно лист бумаги, который запечатывают в конверт). Некоторые указывали на то, что видели себя сверху в уменьшенном виде. Примечательно то, что большинство пациентов запомнили, что внетелесный опыт произошел сразу после того, как они впервые испытали интенсивное головокружение. Эти наблюдения навели исследовательскую группу на мысль о том, что именно проблемы с вестибулярным аппаратом были решающим фактором в создании странного ощущения парения.

Этот опыт известен науке давно

Случаи о внетелесном опыте были известны научному сообществу с конца 19-го века. Наиболее ярким примером можно считать историю из жизни пациента, пришедшего на прием к французскому доктору Пьеру Бонье в 1905 году. Мужчина рассказывал о странном чувстве, словно он «делится на два человека, один из которых не изменяет позы, а другой смотрит на первого со стороны».Чувство раздвоения было вызвано головокружением, но когда «два соматических тела приблизились друг к другу и слились, недомогание сразу же исчезло».

Врачи ставили ошибочный диагноз

Разумеется, в начале 20-го века в связи со скудостью научных данных о внетелесном опыте доктора ставили ошибочный диагноз. Они не связывали ощущение парения с психозом. Так продолжалось на протяжении долгих десятилетий, пока ученые не стали заниматься этой проблемой вплотную. В итоге ученые начали выявлять истинные причины подобных ощущений. На сегодняшний день, помимо французского исследования, науке известен целый ряд новейших экспериментов, которые связывают внетелесный опыт с проблемами внутреннего уха пациентов, а также с рядом других проблем.

На основе опыта швейцарских коллег

Доктор Лопез отметил, что был вдохновлен работой своих швейцарских коллег, невролога из Лозанны Олафа Бланке и психолога из университета Цюриха Питера Бруггера. В 2002 году ученые исследовали вестибулярные ощущения, которые были помечены в медицинских картах диагнозом "психоз". Во всех случаях люди рассказывали об опыте, который можно охарактеризовать так: вижу своего двойника перед собой. Швейцарские ученые решили провести клинические испытания на пациентах, которые сообщили о своем внетелесном опыте. Перед исследователями стояла задача найти доказательства тому, что подобный опыт никак не связан с психозом.

Мнение эксперта

Если подобные переживания связаны со сбоем в вестибулярной системе, это можно увидеть с помощью искусственной стимуляции зон головного мозга, которые отвечают за зрительные переживания и за ощущения положения тела в пространстве. Однако найденная швейцарскими и французскими учеными взаимосвязь может быть не единственной. Вот что говорит Теренс Хайнс, профессор психологии в университете Пейс в Нью-Йорке: «Я не думаю, что проблемы с вестибулярным аппаратом - это единственное объяснение внетелесного опыта. Мы знаем, что внутреннее ухо играет важную роль в ощущении ориентации в пространстве. Поэтому если вы можете наблюдать за собой со стороны, резонно предположить, что ваша вестибулярная система дала сбой». Оказывается, существуют и другие факторы, которые могут вызывать ощущение парения.

Мигрень, беспокойство и депрессия

Согласно еще одному недавнему научному исследованию, сильные мигрени, беспокойство и депрессивное расстройство тоже могут провоцировать странные ощущения. В некоторых случаях люди намеренно стремятся к отделению собственного сознания от физической оболочки путем медитации.

В заключение

Доктор Лопез не спешит делать однозначных выводов: «С точки зрения нейрофизиологии, пока не ясно, почему люди переживают нечто подобное. Однако неисправная вестибулярная система не является единственной причиной подобного опыта». Эксперт, наблюдавший за пациентами, исключил влияние алкоголя или наркотических средств. Пока ясно только одно: подобные переживания совсем не означают, что человек сошел с ума.

Юля,Тоже самое произошло со мной сегодня,за рулем,давно токого не было,тело перестал чувствовать,стал будто проваливаться вниз,сквозь сидение,началась ПА,сердце выпрыгивало,еле еле нашел место для парковки,так как ехал в плотном потоке,это было в обеденное время,5минут и все прошло,пришлось капать себе Пумпан,выписали совсем недавно вроде отпустило,но хочу отметить что уже пол года у меня состояние как будто я пьяный,голова тяжелая не возможно сконцентрироваться,такое ощущение что картинка плывет,и все это обостряется именно за рулем в движении,когда требуется определенная внимательность,появляется чувство тревоги,не понимаешь куда едешь и что вообще происходит,еле еле беру себя в руки,не могу работать,собираюсь уходить в долгосрочный отпуск,так как невозможно уже терпеть это,ужаснейшее состояние,чувство как будто сейчас сойдешь с ума,и что это будет всю жизнь с тобой,лежал в больнице как только это все началось, уже пол года.невролог поставил ОХС,шейного отдела,сказала что это все из за него,хотя у меня никогда не болела шея и позвоночник,единственное что меня беспокоит уже 6 лет это дикий звон в ушах,и чувство проваливания,перестаю чувствовать свое тело,и начинается ПА,но именно чувство проваливания бывает редко, звон уже одалел,особенно перед сном в полной тишине иногда просто не возможно уснуть,приходится засыпать с TV,так вот меня лечили от этого ОХС,(боралгин,кавинтон,мексидол,и витамины),после выписки лучше не стало,становилось хуже с каждым днем,пришлось обращаться повторно,только уже к другому неврологу,и опять безрезультатно,были выписаны следущие таблетки(бетасерк,беллатаминал,мексидол и кавинтон форте.)и еще магне Б6.Пропил курс этих таблеток,результата ноль,на работе все хуже и хуже.решил обратиться в платную клинику к платному неврологу(но теперь уже нейрохирургу) рассказал все симптомы:шум в ушах,состояние как будто пьяный,потемнение в глазах,сдавливаете головы(иногда),чувство проваливания(иногда),страх сойти с ума. На что мне,наконец то назначили полное обследование: Мрт головы,шеи.УЗДГ шеи,эхо щетовидки,эхо сердца.И общий анализ крови,гармоны и т д. Все показатели крови в пределах нормы.По результатам МРТ головы патологий не выявлено. По результатам шеи небольшое искривление позвоночника со смещением влево.Заключение: Дегенеративно-дистрофические изменения шейного отдела позвоночника.Артерии шеи мальформаций,аневризматических расширений и стенозов не выявлено.По результатам УЗДГ:высокое вхождение правой позвоночной артерии в костный канал,возможно за счет остеохондроза шейного отдела,снижена скорость крови по правой позвоночной артерии до 9см/с. Эхо сердце в норме. Щитовидка тоже в норме.Теперь следующая картина,врач не увидела ни каких причин для постановки какого либо диагноза,и приняла решение что я со стороны неврологии полностью здоров,и что это не может так повлиять на человека,этого мало,для подобных состояний.сказала что мозг питается из другого бассеина,и что если я прожил уже до 22 года,то эти состояния могут быть только на фоне психических расстройств, депрессии,сильных стрессов,или сильной интоксикации.выписали следущие лечение(таблетки, сирдалуд,бетагистин,немисил,глицин.внутремышечно Мильгамма,алфлутоп. Внутривенно,цитофлавин,актовегин)Что же мне делать?? никто не может разобраться,что со мной происходит,и что же это на самом деле,неужели ВСД так проявляется!? Буду надеяться на то,что это последний врач который выписал правильное лечение,и сказал что все это ерунда,просто нужно взять себя в руки и поменьше загоняться(ответ любого врача)как бы я не пытался у меня не получается внушить себе это и избавиться от этого раз и на всегда,перепробовал все что только можно,(массажы,мануалку,2-3 раза в неделю бассеин,) отказался от спиртного,не курю и почти ни когда толком не курил,было только боловство в детстве.бег, спортзалы, ничего не помогает,все остается на своих местах,буду надеяться,что это лечение хоть чуть чуть облегчит мое состояние.желаю всем терпения!и скорейшего выздоровления!

Десоматизация , или телесная анестезия, проявляется утратой способности распознавать ощущения своего тела. Десоматизация может быть частичной, если она касается каких-то частей тела, и тотальной. В последнем случае выпадает восприятие ощущений всего тела. Нередко десоматизация сочетается с нарушением восприятия ощущений о размерах, пропорциях тела и его частей, с выпадением осознавания других телесных ощущений.

Пациенты сообщают об этом следующим образом: «На три месяца отнимались ноги, три месяца я лежала. Не было ощущения ног, я не чувствовала их, и они не слушались. Не чувствовала тогда боли, исчезли сны. Однажды проснулась и почувствовала ноги, заново училась ходить... Голова как не моя, я ее не чувствую. Не ощущаю, как расчесываюсь, а вот зуд в голове чувствую... Плохо ощущаю свое тело, лучше чувствую зубы... При засыпании чувствую легкость тела, не чувствую его, не ощущаю себя. Кажется, и не дышу уже, пульс не стучит... Не ощущаю, где центр тяжести тела. Не знаю как сесть, встать - боюсь упасть. Когда болит голова, я чувствую, как центр тяжести тела смещается к голове. В это время мне кажется, что голова увеличивается, а тело становится как не мое, оно как бы тает, растворяется, исчезает... Я вышла из своего тела, а оно замерло и перестало что-либо ощущать... Потеряла свой вес, не чувствую веса, не ощущаю своих движений, тело легкое, его как бы и нет совсем... Тела как будто нет совсем, остались одни глаза... Просыпаюсь с ощущением, что нет кистей рук, в страхе ищу их... После пробуждения минут 10 не чувствую своих рук, их будто нет совсем... Тела нет, я совсем не чувствую его, только сердце колотится... У меня бывает ощущение человека, который схватил свою отрубленную голову и бежит по улице... Голова разговаривает, а тела нет... Такое чувство, что идет одна голова, а тела как нет совсем... Тела нет, остались только мысли... Голова отделилась от тела, и она его не чувствовала... При засыпании появляется ощущение, будто я оказываюсь в какой-то бездне, полной пустоте. В это же время я не ощущаю себя, не чувствую своего тела... Снилось, что я умираю, потом умерла совсем. Ничего не вижу, не слышу, не ощущаю тела, при этом нет никакого страха. Затем я оживаю. Когда просыпаюсь, долго не могу понять, что со мной было, мне это интересно... Вижу духовные сны, в них тела у меня нет... Летаю во сне, как дух, без тела... Снится, будто я иду в каком-то непонятном состоянии, как пьяная, спотыкаюсь, падаю, чувствую боль в колене. И тут я умираю. Вижу все это со стороны. Вижу сознанием, тела своего не ощущаю». Иногда меняется восприятие внутренней речи: «Я иначе воспринимаю свою внутреннюю речь, она стала какая-то темная и в полосочку».

Иногда обычное ощущение тела не просто теряется, оно подменяется другим, притом весьма необычным. Тело воспринимается как «комочек материи, сгусток энергии, пятнышко, облачко, точка, спираль, водяной знак на бумаге, отрезок линии, шарик, буква». Один пациент описал ощущения своего тела так: «Я видел во сне и чувствовал свое тело как желтый шарик, сгусток энергии. Шарик разлетелся потом на желтые линии, уходящие в разные стороны. У меня было при этом ощущение полета, и я находился в разных местах одновременно, там, где были линии.

Тела своего я в это время не ощущал». Реальный образ тела, как видно, замещается совсем другим, неким геометрическим, графическим символом, знаком, абстрактным представлением. Формально тут можно говорить о символических галлюцинациях собственного тела, но существо дела состоит, видимо, в другом. Упомянутые знаки и отвлеченные представления в повседневной вербальной практике обычно используются людьми для описания внешних впечатлений. У пациентов же, как показывают приведенные иллюстрации, эти символы представляют какие-то болезненные телесные образы.

Иными словами, то, что в норме относится к внешнему миру, в условиях патологии воспринимается за некие внутренние события. Далее мы попытаемся показать, что такая подмена внешнего внутренним связана с другой формой нарушения самовосприятия, а именно с апперсонализацией.

Утрата ясности восприятия своего сознания проявляется ощущением притупления собственного сознания, иногда переживается утрата осознавания своего сознания. «Человеку, - указывает К.Ясперс, - свойственно осознавать свое сознание». Реальные нарушения сознания, такие как делирий, онейроид, сумеречное помрачение, обычно не находят отражения в самовосприятии и не фиксируются в памяти таким образом, чтобы пациент мог их распознать при повторном появлении.

В какой-то степени могут запоминаться лишь состояния, предшествующие угасанию сознания, например обмороку, погружению в сон, оглушению во время наркоза, неполному пробуждению, утрате сознания при черепно-мозговой травме, опьянении. Многие пациенты имеют хотя бы однократный личный опыт утраты сознания, особенно часто это бывают обмороки, другие знают об этом понаслышке, из прочитанного, от знакомых людей.

Именно с упомянутыми состояниями пациенты и сравнивают изменение актов самовосприятия, касающиеся ясности своего сознания: «Ощущение такое, будто я не могу проснуться... Кажется, будто я вижу себя во сне и безуспешно пробую очнуться, разбудить себя... Мое сознание находится как в тени, я тормошу, щипаю себя, чтобы оно восстановилось... Чувствую себя каким-то оглушенным, угорелым, как прибитым, в голове туман, она как ватой забита... Я все время какой-то полусонный, пребываю в какой-то дреме, чувствую себя так, будто не уснул совсем, но и не проснулся окончательно... Кажется, я вот-вот потеряю сознание, еще совсем немного, и оно выключится... Постоянно нахожусь в каком-то полуобморочном состоянии... Иногда я впадаю в обморок, но все при этом слышу и понимаю... При засыпании мне кажется, что я теряю сознание, впадаю в обморок. А когда просыпаюсь, долго не могу понять, где я нахожусь... Сознание туманит, я будто в облаках нахожусь и все вокруг какое-то другое. Такое бывает со мной весной и осенью, а когда проходит, я 2–3 дня бываю веселой и активной».

Утрата осознавания общего чувства проявляется выпадением актов восприятия висцеральных ощущений: «Внутри меня пустота, будто я полый... Я вроде трубы, внутри ничего нет, ничего там не ощущаю... В груди ничего нет, там все затихло, замерло... Голова пустая, она как надутый шар, в ней нет ничего, одни только мысли... Осталась только оболочка тела, а под ней ничего нет... Внутри как в камере холодильника, только холод и пустота, а на стенках ее иней... В животе пусто, органов нет, пища проваливается прямо в таз и там гниет... Не слышу, как бьется мое сердце».

Утрата осознавания когнитивной активности выражается жалобами пациентов на потерю способности представлять, воспринимать, думать, вспоминать, а также на утрату познавательной потребности: «Прошлое представляется мне в тусклом виде и помнится как бы без образов, почти словесно. Фильм на другой день вспоминаю только в общем виде, зрительных образов почти не помню. Журнал посмотрю, закрою и не могу припомнить, какие рисунки в нем я только что видел. Не помню музыку. Все воспринимаю как-то тускло, неотчетливо... Совершенно пустая голова, я только говорю, совсем не думая. Сначала скажу, и только потом до меня доходит, что я сказала... Боюсь сказать что-нибудь не то, так уже было много раз. Слова свои слышу, а мыслей таких нет, я про это и не думаю... Голова пустая, она не думает и кажется мне деревянным шаром с двумя отверстиями по бокам, окаймленными ушными раковинами... Ложусь спать, тело засыпает, а голова нет, она не спит, она совершенно пустая, никаких нет мыслей, я даже не могу сосредоточиться на мысли о том, что надо спать... Мысли у меня какие-то расплывчатые, нечеткие, неоформленные, мне кажется, что я говорю бессмысленные фразы... Мыслей нет, я совсем не думаю, только слышу и говорю... Нет памяти, я не чувствую, как я думаю, я вообще ничего не соображаю, голова пустая, без мыслей... Говорю, не думая, только двигаю языком, голова в этом не участвует... Вопросы слышу, но я их не понимаю, отвечаю на них механически, не обдумывая... Нет ни мыслей, ни воспоминаний, ни воображения, голова отключена... Нет ощущения, что я что-то понимаю или что-то обдумываю, я не знаю заранее, что я скажу... Разговариваю сейчас с Вами как бы по привычке, автоматически, информация входит и выходит, а ум бездействует, у меня его как бы и нет... Не понимаю, как это получается, что я о чем-то говорю, на что-то отвечаю, моего Я в этом нет, его голоса я не слышу... Иногда могу сказать ерунду, получается это как-то само собой, я и не думаю такое сказать. Кто не знает меня, удивляется, переспрашивает, а мне приходится отшучиваться. Дочь говорит мне, что если бы она не знала меня, то приняла бы за сумасшедшую... Вчера было какое-то помрачение, я только видела и слышала, но ничего не понимала, и был страх, что я схожу с ума... Я не существую, а присутствую в жизни. Как будто у меня осталось два глаза, я смотрю, наблюдаю и даже не обдумываю, что вижу... Не хочу ни читать, ни смотреть телевизор, вообще пропал интерес ко всему... Раньше не мог без новостей, всегда хотелось узнать что-то новое. А теперь новости меня совершенно не трогают, не волнуют, вообще я стал каким-то равнодушным... Ночью просыпаюсь, хожу по комнате, вроде что-то ищу. Все узнаю, а что мне нужно, не знаю, я ни о чем в это время не думаю».

Вероятно, с данным нарушением бывают связаны своеобразные провалы памяти: «Иногда не помню, что я делала. Помню, например, как выхожу на улицу погулять. Где бываю в это время, что делаю, из головы вылетает. Помню только, как подхожу с прогулки к общежитию. Из-за этого я два раза попадала под машину. Иду, задумаюсь, о чем думаю, я не помню. И не замечаю, что нахожусь на проезжей части дороги, иду на красный свет. То в туалет пойду и забываю, зачем пришла. Возьму там что-нибудь ненужное и возвращаюсь обратно. Было и так: утром выхожу из общежития на занятия в институт. Что было в институте, ничего не помню». Это нарушение может, по-видимому, проявляться и изменением характера сновидений. Сновидные образы при этом теряют яркость, четкость, окраску, становятся пустыми, блеклыми, размытыми. Аналогичные изменения происходят и с другими компонентами сновидения: эмоциями, ощущениями тела и др.

Нередко встречаются состояния задумчивости, когда пациент на некоторое время (минуты, десятки минут) фиксирует взгляд в одной точке и почти не обращает внимания на происходящее вокруг. Наблюдатель может решить, что он о чем-то глубоко задумался. Если, однако, заговорить с ним, пациент тотчас возвращается в реальность. Обычно выясняется, что в эти минуты он вообще ни о чем не думал, но при этом находился в ясном сознании. С.С.Мнухин (1969) называет такие состояния «задумками». Нечто подобное описывает Ф.М.Достоевский у Смердякова, слуги отца Карамазова (по-видимому, его сына от страдавшей идиотизмом девушки): «...он (Смердяков) иногда...останавливался, задумывался и стоял так по десятку даже минут.

Физиономист, вглядевшись в него, сказал бы, что тут ни думы, ни мысли нет, а так, какое-то созерцание. У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге... стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший сюда мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то созерцает. Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться, спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе.

Созерцателей в народе довольно». Эти созерцания - явно не обрыв мысли, не шперрунг и не абсанс, тем более не эпизод кататонического ступора. Тут происходит не совсем понятно что; действительно, такое нередко встречается и у как бы вполне здоровых индивидов. В специальной литературе об этом явлении почти не упоминается. Судя по описанию Ф.М.Достоевского, можно, пожалуй, предположить, что речь идет об относительно коротких эпизодах нарушения самовосприятия в виде утраты осознавания собственной когнитивной активности.

Деиндивидуация, или утрата осознавания индивидуальности Я , переживается пациентами как ощущение потери своей самобытности, как неспособность воспринимать свою уникальность, свои отличия от других людей: «Я стал безликим, безымянным, чем-то вроде номера на униформе... Потерял свое лицо, растворился в массе, ничем не выделяюсь среди людей... Живу привычками, рефлексами, я уже забыл, как надо по-моему... У меня не стало ничего своего, я как копия с чего-то, а не оригинал. Меня будто запрограммировали, сделали одинаковым со всеми... Я превратился в какое-то серое, бесцветное, обезличенное существо, все мое будто облетело с меня, как листва с дерева... Ощущаю себя словно в толпе, когда ведешь себя как другие, а не по своему усмотрению... Ничего не стало моего, такого, чего нет у других. Мне кажется, все, что во мне есть, я скопировал, взял от других, сам я ничего своего не придумал и не сделал». Иногда утрата чувства своей оригинальности сочетается с другим или подменяется другим, когда окружающие люди кажутся совершенно одинаковыми, лишенными индивидуальности («куклы... матрешки... однотипные изделия из папье-маше... копии... близнецы... механизмы, в которые вдохнули жизнь...»).

Деиндивидуация переживается также в связи с утратой осознавания чувства новизны собственных переживаний. При этом пациентам кажется, что их мысли, чувства, действия остаются такими же, что и в прошлом, в них нет ничего нового, свежего, они лишь повторяются как по привычке или по памяти. Одновременно притупляется восприятие настоящего и будущего времени, жизнь кажется оставшейся где-то позади, размываются перспективы и впереди пациентов ничего будто не ждет, там все та же томительная монотонность, когда не происходит ничего неожиданного, незнакомого или интересного.