Как бедной мне не горевать. Классификация пунктуационных ошибок. VI. Запятые при определительных оборотах

Классификация пунктуационных ошибок
Различают грубые и негрубые пунктуационные ошибки. Однотипных пунктуационных ошибок не бывает, поскольку в каждом конкретном случае проблема постановки и выбора знака препинания решается пишущим с учётом структуры и смысла записываемого. Среди пунктуационных ошибок могут быть повторяющиеся, если предположить, что одна и та же конструкция, с одним и тем же лексическим наполнением повторяется в записываемом тексте несколько раз.
Грубые пунктуационные ошибки нарушают структурно-смысловое членение письменной речи, так как являются следствием несоблюдения основных позитивных (регламентирующих постановку знаков препинания) правил.
Грубые пунктуационные ошибки:
- пропуск знака препинания в конце предложения (Каковы молнии);
- постановка запятой между подлежащим и сказуемым (Лунной ночью это дерево, казалось сказочным. Каток, как зеркало.);
- пропуск тире на месте нулевой связки (Гипербола_это преувеличение.);
- пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями) (Почтальон вовремя доставляет письма _газеты_журналы.);
- постановка лишней запятой между однородными членами (К тишине ожидания примешивался,_не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда.);
- пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени (Вы проснётесь позже часов в десять, когда в поля и луга нахлынет зной. Далеко впереди справа от дороги я заметил человеческую фигуру.);
- пропуск двоеточия или тире при обобщающих словах (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях словом, все её достоинства точно родились с ней.);

Ошибки, связанные с выделением знаками препинания обособленных членов предложения: обстоятельств, дополнений, определений, приложений (кроме оборотов с как) (Науки_чуждые музыке_были постылы мне. Как бедной мне не горевать. Нас_русских_двое только было. Он быстро шёл выставляя вперёд бороду.);
- пропуск знака для выделения обращения (Поздравляю друзья с благополучным завершением работы. Дорогие одноклассники Приходите на встречу выпускников школы);
- пропуск знака для выделения наиболее употребительных вводных слов, вводных и вставных предложений (Он_видимо_был не доволен случившимся. Как выражаются моряки_ветер крепчал.);
- пропуск запятой для разделения частей сложносочинённого предложения (Все ребята хотели тебя здесь дожидаться_да я отговорил.);
- пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчинённом предложении (Всюду куда ни бросишь взгляд ущелье, обрывы.);
- постановка запятой перед союзом, соединяющим однородные придаточные части в сложноподчинённом предложении (Я бываю в лесу, когда солнце светит,_и когда небо покрыто хмурыми облаками.);
- ошибки, связанные с пропуском знака для разделения частей бессоюзного сложного предложения (Статные осины высоко лепечут над вами_длинные висячие ветки берез едва шевелятся. Погода была ужасная_ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово скажет__все смеются);
- пропуск знаков препинания для выделения прямой речи (Согласятся, -сказал я, - когда узнают Марью Ивановну.), для отделения её от слов автора («Ты здоров?» спросил он.), а также знаков препинания в конце прямой речи (при этом пропуск одного из сочетающихся знаков или нескольких считается за одну ошибку) («Чему усмехаешься_спросил он меня.);
- ошибочный выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения (Сомнений не было – кто-то осторожно приближался к нам через заросли. Любишь кататься: люби и саночки возить.).
Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных, чаще негативных (отменяющих действие основных) правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания.
Негрубые пунктуационные ошибки:
-неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, как весело сверкает всё кругом. Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную команду?);
- постановка точки в заглавии текста (Зима.);
- постановка тире на месте нулевой связки, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в Им. п. или если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. п., стоит частица (Мы весёлые ребята. Бедность _ не порок.);
- пропуск знаков препинания для выделения сравнительных оборотов (Луг как бархат_зеленеет.), обособленных приложений, присоединяемых словом как (Мне как лицу высокопоставленному_не подобает ездить на конке.); постановка запятой перед словом как, имеющим значение "в качестве" (Моё молчание было истолковано,_как молчание дипломатическое.);
- употребление запятой между неоднородными определениями (Громкий хохот оглашал снежные,_окрестные поля.);
- неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчёркивается лексически (""Надя,_Побойди!" -крикнула мама.);
- постановка запятой после частицы о при обращении (О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад.);
- пропуск запятых для выделения поясняющих слов к обращению при их расчленении (Дедушка, поздравляю тебя с днём рождения_дорогой!);
- неправильный выбор знаков препинания для выделения вводных и вставных единиц (Алексей,_читатель уже знает его, пристально глядел на молодую крестьянку.);
- обособление адвербиализованных (перешедших в наречия) деепричастий (Он шел, не торопясь.);
- отсутствие знаков препинания для выделения обособленных обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в силу и др. (Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштаики незаметно.);
- ошибочный выбор знака препинания при прямой речи (Дети закричали: «Гроза начинается!»,_и побежали прятаться от дождя. Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты».-«Постараюсь», - ответила я.);
- постановка лишней запятой в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом или общим вводным словом (Сквозь дождь лучилось солнце,_и раскидывалась радуга от края и до края. Одним словом, мы опоздали,_и поездка наша сорвалась.).

На вопрос каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений заданный автором Вровень лучший ответ это Постановка запятых в предложениях с обособленными определениями.
Определения обособляются (то есть выделяются на письме) в следующих основных случаях:
1. Независимо от того, чем выражено определение и какое место оно занимает по отношению к определяемому слову, если оно относится к личному местоимению (я, ты, вы, мы, он, она, они, оно) .
Например: Как, бедной, мне не горевать (И. А. Крылов)
А он, мятежный, ищет бури. (М. Ю. Лермонтов)
Волнуемый воспоминаниями, я забылся. (М. Ю. Лермонтов)
2. Распространенное определение, выраженное причастным оборотом, если оно стоит после определяемого слова.
3. Причастный оборот будет обособляться, если он стоит перед определяемым словом, в том случае, если имеет дополнительное значение причины или уступки.
Например: Обессиленный мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье (В. Катаев) . В этом предложении причастный оборот обессиленный мыслью о парусе имеет значение причины, то есть – дедушка впадал в забытье ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Так как был обессилен мыслью о парусе.
4. Прилагательное с зависимыми словами обособляется, если оно стоит после определяемого слова.
Например: Внешний вид рощи, влажной от дождя, постоянно менялся под лучами выглянувшего солнца.
5. Два или более однородных согласованных нераспространенных прилагательных, если они стоят после определяемого слова.
Например: Мне нравится его речь, простая и эмоциональная. Например: Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам.
6. Обособляются определения, которые выражены существительным в косвенном падеже с предлогом или без него, если стоят после определяемого слова.
Например: Тот самый матрос, с парусом на руке, сидел на ступеньках трапа (В. Катаев) .
7. Будет обособляться любое определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
Например: Несколько раз, одинокий и таинственный, появлялся мятежный броненосец на горизонте (В. Катаев) .
Приложение - это особый вид определения
1. Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательными существительными с зависимыми словами.
Например: Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье (А. Пушкин) .
2. Обособляются одиночные приложения, относящиеся к нарицательному существительному, особенно если последнее имеет при себе зависимые слова.
Например: Наша хозяйка, старушка, была всегда оживлена.
3. Обособляется приложение, если оно относится к собственному существительному и стоит после него.
Например: Волга, великая русская река, не может не поражать своей красотой и величием.
4. Обособляются приложения, если они выражены именами существительными собственными.
Например: Четвертый, Костя, мальчик лет десяти возбудил мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.

Пользовательского поиска

VI. Запятые при определительных оборотах

§ 151.

Запятыми выделяются:

  1. Причастия и прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, кроме таких, которые тесно примыкают по смыслу к глаголу, например:

    Несколько смежных горных вершин , покрытых снегом, пламенели в лучах восходящего солнца (Салтыков-Щедрин). Недвижны стояли леса , полные мрака (Гоголь).

    Дети возвращались с катка разрумянившиеся от холода и веселья.

  2. Причастия и прилагательные, поставленные после определяемого существительного с целью придать им более самостоятельное значение и не имеющие при себе пояснительных слов, особенно в тех случаях, когда перед существительным уже есть определяющее слово, например:

    Маша , бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу (Пушкин).

    Завтра увижу Серёжу и Алексея Александровича, и пойдёт моя жизнь , хорошая и привычная, по-старому (Л. Толстой)

    Сосед мой, молодой казак , стройный и красивый, налил мне стакан простого вина (Пушкин).

    Талия её , очень тонкая, казалась ещё тоньше (Л. Толстой).

    Ванька и Васька , полуголые, прыгали в воду и «маячили», т.е. измеряли глубину, подавая, в особенности ночью, результаты своего промера так: «Василь Иваныч, — кричит, например, Васька, — здеся по колено!» (академик А.Н. Крылов)

  3. Причастия и прилагательные, как с пояснительными словами, так и без них, поставленные перед определяемым существительным, если они имеют, кроме значения определения, также обстоятельственный оттенок, например:

    Истощённый усилиями и лишениями, старик слёг в постель (Герцен)

    После первого же залпа , сбитый с ног пулей, Григорий, охнув, упал (Шолохов).

    Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос (Чехов).

  4. Причастия и прилагательные, как с пояснительными словами, так и без них, относящиеся к существительному (преимущественно к подлежащему) и поставленные перед ним, но отделённые от него другими членами предложения, например:
  5. Причастия и прилагательные, как с пояснительными словами, так и без них, относящиеся к личным местоимениям, например:

    Как , бедной, мне не горевать! (Крылов).

    В мае после экзаменов она , здоровая, весёлая, поехала домой и на пути остановилась в Москве, чтобы повидаться с Сашей (Чехов).

    С меня лил градом пот, но , возбуждённый криком Маслова, я махал вилами во всю мочь (М. Горький).

  6. Существительные в косвенных падежах с предлогами и, реже, без предлогов, если им придаётся бόльшая самостоятельность, чем обычно, например:

    Холоп , в блестящем убранстве, с откидными назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное (Гоголь).

    Вообразите узкую скалу , длиною в десять или пятнадцать сажен (Жуковский).

§ 152.

Запятыми выделяются:

  1. Приложения, относящиеся к личным местоимениям, например:

    Мне , человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его , франта, на разговор (М. Горький).

  2. Приложения, относящиеся к существительным и не образующие с ними тесного смыслового единства (о тире при приложениях см. § 168, ср. употребление дефиса при образовании тесного сочетания, § 79), в том числе и присоединяемые посредством союза как (с дополнительным оттенком причинности), например:

    Девочка , любимица отца, вбежала смело, обняла его и, смеясь, повисла у него на шее (Л. Толстой).

    Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

    Примечание 1. Не являются приложениями, а потому не отделяются запятой обороты, начинающиеся с как, употребляемые в значении «в качестве», например:

    Он нам известен как энергичный человек.

    Я твоё заявление рассматриваю как протест.

    Примечание 2. Запятыми выделяются и такие приложения, которые относятся к отсутствующему в данном предложении, но подразумеваемому существительному или личному местоимению, например:

    А вот из нашей братии, чиновников, есть такие свиньи: решительно не пойдёт , мужик, в театр (Гоголь).

    (Приложение мужик относится к подразумеваемому он, т.е. чиновник ).

  3. Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними можно без изменения смысла словосочетания вставить то есть, а именно, например:

    Один только казак , Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук… (Гоголь)

    Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов).

Не нашли нужного правила?

Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!

Так их то крали,

То сами куры пропадали.

Чтоб этому помочь убытку и печали,

Построить вздумал Лев большой курятный двор,

И так его ухитить и уладить,

Чтобы воров совсем отвадить,

А курам было б в нём довольство и простор.

Вот Льву доносят, что Лисица

Большая строить мастерица -

И дело ей поручено,

С успехом начато и кончено оно:

Лисой к нему приложено

Всё, и старанье и уменье.

Смотрели, видели: строенье - загляденье!

А сверх того всё есть, чего ни спросишь тут:

Корм под носом, везде натыкано насесток,

От холоду и жару есть приют,

И укромонные местечки для наседок.

Вся слава Лисаньке и честь!

Богатое дано ей награжденье,

И тотчас повеленье:

На новоселье кур не медля перевестъ.

Но есть ли польза в перемене?

Нет: кажется, и крепок двор,

И плотен и высок забор -

А кур час-от-часу всё мене.

Отколь беда, придумать не могли.

Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли?

Тое ж Лису-злодейку.

Хоть правда, что она свела строенье так,

Чтобы не ворвался в него никто, никак,

Да только для себя оставила лазейку.

Волк и Кот

Волк из лесу в деревню забежал,

Не в гости, но живот спасая;

За шкуру он свою дрожал:

Охотники за ним гнались и гончих стая.

Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,

Да то лишь горе,

Что все ворота на запоре.

Вот видит Волк мой на заборе

И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,

Кто здесь из мужичков добрее,

Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?

Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!

Всё это ведь за мной». - «Проси скорей Степана;

Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.

«То так; да у него я ободрал барана». -

«Ну, попытайся ж у Демьяна». -

«Боюсь, что на меня и он сердит:

Я у него унёс козлёнка». -

«Беги ж, вон там живет Трофим». -

«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:

Он на меня с весны грозится за ягнёнка!» -

«Ну, плохо ж! - Но авось тебя укроет Клим!» -

«Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» -

«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,

Сказал тут Васька Волку:

«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?

Нет, в наших мужиках не столько мало толку,

Чтоб на свою беду тебя спасли они.

И правы, - сам себя вини:

Что ты посеял - то и жни».

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший двор

И видя, сквозь забор,

Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,

Спокойно Пастухи барашка потрошат,

А псы смирнёхонько лежат,

Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:

«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,

Когда бы это сделал я!»

Кукушка и Горлинка

Кукушка на суку печально куковала.

«Что, кумушка, ты так грустна?»

Ей с ветки ласково Голубка ворковала:

«Или о том, что миновала

У нас весна

И с ней любовь, спустилось солнце ниже,

И что к зиме мы стали ближе?» -

«Как, бедной, мне не горевать?»

Кукушка говорит: «Будь ты сама судьёю:

Любила счастливо я нынешней весною,

И, наконец, я стала мать;

Но дети не хотят совсем меня и знать:

Такой ли чаяла от них я платы!

И не завидно ли, когда я погляжу,

Как увиваются вкруг матери утяты,

Как сыплют к курице дождём по зву цыпляты:

А я, как сирота, одним-одна сижу,

И что есть детская приветливость - не знаю». -

«Бедняжка! о тебе сердечно я страдаю;

Меня бы нелюбовь детей могла убить,

Хотя пример такой не редок;

Скажи ж - так-стало, ты уж вывела и деток?

Когда же ты гнездо успела свить?

Я этого и не видала:

Ты всё порхала, да летала». -

«Вот вздор, чтоб столько красных дней

В гнезде я, сидя, растеряла:

Уж это было бы всего глупей!

Я яйца всегда в чужие гнёзды клала». -

«Какой же хочешь ты и ласки от детей?»

Ей Горлинка на то сказала.

Отцы и матери! вам басни сей урок.

Я рассказал её не детям в извиненье:

К родителям в них непочтенье

И нелюбовь - всегда порок;

Но если выросли они в разлуке с вами,

И вы их вверили наёмничьим рукам:

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?

Гребень

Дитяти маменька расчёсывать головку

Купила частый Гребешок.

Не выпускает вон дитя из рук обновку:

Играет иль твердит из азбуки урок;

Свои всё кудри золотые,

Волнистые, барашком завитые

И мягкие, как тонкий лён,

Любуясь, Гребешком расчёсывает он.

И что за Гребешок? Не только не теребит,

Нигде он даже не зацепит:

Так плавен, гладок в волосах.

Нет Гребню и цены у мальчика в глазах.

Случись, однако же, что Гребень затерялся.

Зарезвился мой мальчик, заигрался,

Всклокотил волосы копной.

Лишь няня к волосам, дитя подымет вой:

«Где Гребень мой?»

И Гребень отыскался,

Да только в голове ни взад он, ни вперёд:

Лишь волосы до слёз дерёт.

«Какой ты злой, Гребнишка!»

Кричит мальчишка.

А Гребень говорит: «Мой друг, всё тот же я;

Да голова всклокочена твоя».

Однако ж мальчик мой, от злости и досады,

Закинул Гребень свой в реку:

Теперь им чешутся Наяды.

Видал я на своём веку,

Что так же с правдой поступают.

Поколе совесть в нас чиста,

То правда нам мила и правда нам свята,

Её и слушают, и принимают:

Но только стал кривить душей,

То правду дале от ушей.

И всякий, как дитя, чесать волос не хочет,

Когда их склочет.

Скупой и Курица

Скупой теряет всё, желая всё достать.

Чтоб долго мне примеров не искать,

Хоть есть и много их, я в том уверен;

Да рыться лень: так я намерен

Вам басню старую сказать.

Вот что в ребячестве читал я про Скупого.

Был человек, который никакого