По настоящему понравился ей только телегин. Медведи(подл. выражено существительным) очень (обстоятельмсто меры и степени) любят(сказуемое выражено глаголом) мёд (дополнение выраженное существительным). Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

329. Прочитайте, укажите наречия и определите их синтаксическую роль. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных наречий.

1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокойно . Грохотало где-то за горизонтом, но равнина была безлюдна. 2) Справа , шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик. 3) Жёлтая немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами. 4) В этот день обедали поздно. 5) Кузьма Кузьмич часто-часто закивал красным, весёлым лицом. 6) Всё началось заново . 7) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью. (А. Н. Толстой)

§ 56. Правописание наречий

Буквы н и нн

В наречиях на и пишется одно н , если они образованы от прилагательных с одним н , и пишется нн , если наречия образованы от прилагательных с нн (в том числе и от прилагательных, возникших из страдательных причастий), например: путано отвечать (путаный ответ); искренне сожалеть (искреннее сожаление); говорить обдуманно (обдуманная речь).

Буква ь после шипящих на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь : вскачь, наотмашь, настежь. Исключения: уж, невтерпёж, замуж.

Буквы а, о, у на конце наречий

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а , например: изредка, досуха, слева. Эти наречия образуются от основ прилагательных (редкий, сухой, левый) приставочно-суффиксальным способом.

Примечания: 1. Такие наречия следует отличать от наречий, имеющих эти приставки, но образованных суффиксальным способом, например: изустно (ср.: изустный), дословно (ср.: дословный), исправно (ср.: исправный).

2. В некоторых наречиях с приставкой с- (например, смолоду, сослепу, сроду) на конце произносится звук [у] и пишется буква у .

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце слова в суффиксе пишется буква о , например: влево, направо, заново. Такие наречия образуются от прилагательных (левый, правый, новый) приставочно-суффиксальным способом.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях являются приставками и пишутся слитно, причём под ударением пишется не , без ударения - ни : негде, нигде, нёкуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочём, незачем (бесцельно), также нимало, ничуть.

Примечание. Надо отличать указанные местоименные наречия от местоимений: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно (ни у кого, не у кого, ни на какой, ни в чьей), отвечают эти местоимения на падежные вопросы или на вопросы какой? чей?

330. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

I. 1) Море взволновало. 2) Охотник взволновало рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испуга..о неожиданным выстрелом. 4) Ребёнок испуга..о вскрикнул. 5) Всё в этом деле взвеше..о и обдума..о. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. 7) Выступление было организовало драматическим кружком школы. 8) Выступление прошло очень организовало, по строгому плану. 9) Мой товарищ - всесторо..е развитой человек. 10) Я очень ветре..о, быть может, поступила . (Гр.)

II. 1) Лошади шарахнулись и рванулись вскач(?). (Пауст.) 2) Филофей несколько раз провёл рукой наотмаш(?). (Т.) 3) Было далеко за полноч(?). (Г.) 4) Она [Наташа] распахнула настеж(?) окно. (А. Г.) 5) Чёрные тучи, сплош(?) покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь. (Нов.-Пр.) 6) Пётр упал навзнич(?). (Нов.-Пр.) 7) Анна Сергеевна недавно вышла замуж(?). (Т.) 8) Уж(?) небо осенью дышало. (П.) 9) И стало спорить ей [Неве] невмоч.. . (П.)

331. Спишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в которых были пропущены буквы.

1) Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. (Н.) 2) Смотри, гроза поднимается слев.. . (Маяк.) 3) Русское население издавн.. живёт на Белом море. (Т. С.) 4) Снов., тучи надо мною собралися в вышине. (П.) 5) Обстоятельства разлучили их надолг.. . (П.) 6) Береги честь смолод.. . (Поел.) 7) Кирила Петрович заезжал запрост.. в домишко своего старого товарища. (П.) 8) Стало сызнов.. смеркаться; средний брат пошёл сбираться. (Ерш.) 9) Гостиная и зала понемног.. наполнялись гостями. (JI. Т.) 10) У Кати для раздумья времени было досыт.. . (А. Н. Т.) 11) Нева точно спала; изредк.., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит. (Гонч.) 12) Представители враждебной стороны вели себя на конференции вызывающ.. . 13) Он поглядел на меня и угрожающ., поднял руку. 14) Публика горяч., аплодировала певцу.

332. Прочитайте словосочетания. Укажите, в каких примерах используются отрицательные местоименные наречия, в каких - отрицательные местоимения. Спишите. Отрицательные местоимения и наречия подчеркните. Расставьте в местоимениях и наречиях ударение.

(Ни)кому не говорить, (ни)(к)кому не обращаться, (ни)куда не ездить; (ни)кого не спрашивать, (ни)(от)кого не зависеть, (ни)(от)куда не получать писем; (не)кем заменить, (не)(с)кем переслать, (не)где разместить; (не)(о)чем говорить, (ни)(о)чём не спорить, (не)(за)чем понапрасну беспокоиться; (не)кого позвать, (не)(от)кого ждать телеграммы; (не)(от)куда позвонить по телефону, (ни)мало не беспокоиться, (ни)сколько не волноваться, (ни)чуть не тревожиться, приобрести (не)сколько книг, (ни)когда не унывать, (ни)(от)чего не падать духом, (ни)чего не скрывать.

333. Спишите. Расставьте в словах с пропущенными буквами ударение.

1) Настала ночь. (Н..)кто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2) Обломовцы (н..)(от)куда не получали новейших известий, да и (н..)откуда их было получать. (Гонч.) 3) Сочувствий он [Лучков] (н..)(в)ком возбуждать не мог. (Т.) 4) (Н..)сколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его [оврага] бокам. Невесёлый вид, (н..)чего сказать. (Т.) 5) (Н..)(в)какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. (Т.) 6) Он [Моргач] (н..)когда был кучером. (Т.) 7) Я остался (н..)(с)чем, (н..)(при)чём. (Даль) 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему (н..)(по)чём. (Л.) 9) Дожди иногда лились потоками, но (н..)сколько не прохлаждали атмосферы. (Гонч.)

334. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений. Какие выразительные средства языка используются в этом тексте?

Анна Сергеевна была довольно странное существо. (Н..)имея (н..)каких предра..удков (н..)имея даже (н..)ка-ких сильных верований она (н..)перед чем (н..)отступала и (н..)куда (н..)шла. Она многое ясно видела многое её занимало и (н..)что (не)удовлетворяло её вполне да она едва ли и желала полного удовлетворения. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время; её сомнения (не)утихали (ни, не)когда до забывч..вости и (ни, не)когда (не)дор..стали до тревоги. (Не)будь она богата и независима она быть может бросилась бы в битву узнала бы страсть.

Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продолжала провожать день за днём (не)спеша и лиш(?) изредк.. волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами но она отдыхала когда они уг..сали и (не)жалела о них. Воображение её уносилось даже за пр..делы того что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь её (по)прежнему тихо катилась в её об..ятельно стройном и спокойном теле. (И. Тургенев)

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Дефис пишется:

1. В наречиях с суффиксами -и, -ому (-ему) и приставкой по- : по-товарищески, по-немецки, по-волчьи, по-прежнему, по-пустому.

Примечание. Приставка по- пишется слитно:

а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку , например: попросту, попусту, поровну, помаленьку, потихоньку;

б) с формами сравнительной степени наречий, например: повыше, покрасивее, поглубже;

в) в наречиях потому, почему, поэтому .

2. В словах на -ых, -ьих с приставкой во-(в-) , образованных от порядковых числительных, например: во-первых, во-вторых, в-третьих (они употребляются в речи лишь как вводные слова, указывающие на последовательность мыслей).

3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, либо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, когда-нибудь, кое-где .

4. В наречиях, образованных:

а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, давным-давно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-неволей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь ;

б) сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

Примечания: 1. Словосочетания, имеющие значения обстоятельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу на глаз. Сочетания точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные.

2. Пишется через дефис наречие на-гора (технический термин).

Слитно пишутся:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями, например: доныне, извне, навсегда, напротив, насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.

Примечание . От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному).

3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, наверное, впервые, вничью.

Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, например: в открытую, в общем.

4. Как правило, наречия, образованные соединением предлога и существительного, например: наверх, вниз, вначале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ и др. В отличие от существительных с предлогами такие наречия по большей части не могут иметь при себе определений, например: В дали голубой виднелись горы (в дали - существительное, имеющее определение - прилагательное голубой), но: Вдали мелькнул парус (вдали - наречие, имеет значение «далеко»). Ср.: Во время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и вовремя возвратился домой.

Примечание. Следует иметь в виду, что в современном русском языке есть много таких сочетаний существительных с предлогами, которые по значению похожи на наречия. К этим наречным выражениям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени приближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, например: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочетания с предлогами без и до, например: без устали, без толку, до упаду, до зарезу; в) сочетания существительных с другими предлогами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу (уехал), за границей (жил) (также под мышками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного, метафорического характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку, (попасть) в тупик.

Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.

5. Наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями, например: почему, отчего, потому, поэтому, оттого, зачем, затем.

Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с местоимением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом можно заменить прилагательным или существительным. Ср.:

1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, потому (поэтому) и не пришёл. - По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по этому (по новому) учебнику. По тому (по старому) учебнику заниматься не надо.

2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (потому), что хочет получить консультацию.

3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем, что ты мне обещал. Я пришёл за словарём.

4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта деталь от того (от прежнего) магнитофона.

335. Спишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.

1) Фёдор Фёдорович что(то) сказал солдату (по)немецки. (Ф.) 2) (По)настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 3) Мало (по)малу стемнело. (Пришв.) 4) Ямщики засвистели (по)степному, сытые тройки рванули (в)скачь. (А. Н. Т.) 5) Печорин (чуть)чуть побледнел и отвернулся. (Л.) 6) (По)прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 7) Боцман (всё)таки поступил (по)своему. (Нов.-Пр.) 8) Герман (волею)неволею согласился быть моим помощником. (Акс.) 9) В чертах у Ольги жизни нет, точь(в)точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 10) Где(то), когда(то), (давно)давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. (Т.) 11) Он [Андрей Болконский] предполагал, (во)первых, сосредоточить всю артиллерию в центре, (во)вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. (Л. Т.) 12) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле)еле освещала дорогу. (Ч.)

336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, говорить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопотать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)ли-бо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)шагом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (получше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.

337. Спишите. Подчеркните наречия.

(На)всегда запомнить, перенести на (после)завтра, отложить (до)завтра, жить (на)против, видеть (на)сквозь, свести (на)нет, сохранить (до)ныне, сложить (в)двое, разделить (на)двое, идти (по)одному, думать (по)своему, плыть (по)двое, увеличивать (по)немногу, сказать (с)горяча, биться (в)рукопашную, окончить (в)ничью, действовать (в)открытую, решить (в)общем, говорить (во)обще.

338. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при помощи соединения их с предлогами с, в и на по три наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

Образец. Смотреть вверх .

339. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

340. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Для справок используйте орфографический словарь.

Запомнить (на)век, (на)веки, записаться (на)кануне, прийти (тот)час, побежать (в)догонку, разбить (в)дребезги, сгореть (до)тла, обращаться (за)панибрата, подготовить (ис)подволь, смотреть (ис)подлобья, ударить (ис)подтишка, схватить (в)охапку, глядеть (в)упор, рассчитывать (наверняка, считать (под)ряд, соскочить (на)ходу, стрелять (на)лету, спрашивать (по)одиночке, собираться (спозаранку, измучиться (в)конец, сделать (в)отместку, покупать (на)расхват, нужно (до)зарезу, работать (без)устали, танцевать (до)упаду, заполнить (до)отказа.

341. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте по орфографическому словарю.

Прикинуть (на)глаз, (на)глазок; разбить (в)пух и прах; поднять (на)смех; подняться (на)дыбы; наскочить (с)размаху; добавить (в)заключение; сказать (в)насмешку; попробовать (на)вкус; выучить (на)память; поработать (на)славу.

342. Спишите, раскрывая скобки.

I. 1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), ввосьмеро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дроби. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.) 4) Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.) 5) Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К.С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ивановна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)

II. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.

443. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно) написание наречий.

1) Маленькие домики спят (бе..)пробудно. (Вер.) 2) Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё (б..)толку. (П.) 3) Мы доехали до дому не более как в полчаса, но (всё)время толкуя о пережитых нами страхах. (Леек.) 4) (Без)умолку шумит вода. (Жук.) 5) Третий день уже сеет ветер осиной, а земля (без)устали требует всё больше и больше семян. (Пришв.) 6) Ромашов угрюмо смотрел (в)бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не заставит его перевести глаза. (Купр.) 7) Следующую речку Павел решился переехать (в)брод. (Писем.) 8) Онегин (ни)когда со мною не хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый человек, не переписывался (в)век ни (с)кем. (П.) 9) Жёлтые, (на)половину завядшие ивы, наклонённые ровно (на)право и (на)лево с обеих сторон дороги, уходили (в)даль, пересекали холмы. (А. Н. Т.) 10) Быть сильным хорошо, быть умным лучше (в)двое. (Кр.)

344.

1) Варя исходила полдеревни без всякого результата и, расстроившись (в)конец, повернула обратно. (Ф.) 2) Стали гости расходиться, но мало побрело (во)свояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе. (Г.) 3) Хозяйки глаз (по)всюду нужен: он (в)миг заметит что-нибудь. (П.) 4) Александр задумался и говорил (в)полголоса, как будто с собою. (Гонч.) 5) Дерево росло почти (в)плотную около скалы. (Арс.) 6) Матросы двигались (по)морскому - чуть (в)развалку, с особой, только им присущей лихостью. (Степ.) 7) Птицы щебетали как(то) (в)разлад. (Г.) 8) У одного из юношей (по)верх зелёного кафтана - шубка (внакидку. (Марш.) 9) Дядя Мизгирь лежал (в)растяжку и дремал. (Григ.) 10) (На)отрез старик отказал вчера. (Кольц.) 11) Низко летали, вились колесом совы, шарахаясь (о)земь крылом. (Н.)

345. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в написании справляйтесь в орфографическом словаре.

1) Они как(то) более (за)панибрата стали с ним обходиться. (Дост.) 2) У нас уж (ис, из)стари ведётся, что по отцу и сыну честь. (Гр.) 3) Морозно (по)утру в степи. (Фурм.) 4) Все (на)перерыв хвалили его храбрость, ум, великодушие. (Л. Т.) 5) (На)утро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды... (Л. Т.) 6) (От)роду не слыхивал свиста пуль. (П.) 7) Приказано было продвинуться (в)перёд и (на)лево. Солдаты стали перебегать (по)двое и (по)одиночке до следующей канавы, протянувшейся к овсяному полю. (А. Н. Т.) 8) Я (с)боку смотрел на его овальное бледное лицо. (М. Г.) 9) Море (по)прежнему было спокойно. (Степ.) 10) Страшно, страшно (по)неволе средь неведомых равнин. (П.) 11) Это лекарство надо принимать (на)тощак. 12) Он выкрикивал (на)распев свои четырёхстопные ямбы. (Т.) 13) По улицам Слона водили, как видно, (на) показ. (Кр.) 14) (С)переди находился палисадник, (с)зади сад. (Т.) 15) Не ныряй (в)глубь - утонешь. (Даль) 16) Серая полоса дороги уходила от реки (в)глубь степи.

346. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно), почему вы выбрали слитное или раздельное написание.

1) Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, (по)чему иные деревья, особенно дубки, не принялись. (Т.) 2) Горели фруктовые деревья около построек, (от)чего дым был особенно густ и чёрен. (С.-Ц.) 3) (От)чего ушёл, к тому и пришёл. (Поел.) 4) Он был мрачен не только (по)тому, что сам был вынужден остаться, а и (по)тому, что из-за него оставались мать и сестра. (Ф.) 5) И сердце вновь горит и любит (от)того, что (не)любить оно (не)может. (П.) 6) (От)того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 7) «А (по)чему ехать мне вправо?» - спросил ямщик с неудовольствием. (П.) 8) Кругом были люди, (по)этому прощались они сдержанно. (Н. О.) 9) (По)этому берегу легче идти, чем (по)тому. 10) (За)чем же вас стеснять? Я устроюсь (где)нибудь. (Перв.) 11) Разумный видит, что (за)чем следует. (Поел.) 12) Живописец и его спутник с жадностью напились холодного квасу и (за)тем продолжали разговор. (Усп.) 13) Азамат, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить всякий день, бывало, то (за)тем, то (за)другим. (Л.)

347. Образуйте от данных прилагательных наречия, запишите их. Подчеркните в наречиях безударные гласные, не проверяемые ударением. Устно с каждым наречием составьте словосочетание.

Популярный - популярно , примитивный, принципиальный, радикальный, рациональный, революционный, регулярный, резонный, ритмичный, сентиментальный, солидарный, стихийный, субъективный, трагичный, традиционный, энергичный, эффективный.

348. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений.

(Сего)дня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя з..ря перел..валась особе..о яркими красками. (С)начал.. она была бледная (по)том стала (изумрудно)зелёной и (по)этому зелёному фону как расходящиеся столбы поднялись из-за горизонта два (светло)жёлтых круга. Через (н..)сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по)том красным. Самое последнее явление заключалось (в)том что (багрово)красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одно-време..о с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце тем выше поднимался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса сл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь...

Вечером мы долго с..дели у огня. Утром мы встали рано. (За)день ут..мились и (по)этому как только поужинали (тот)час легли спать. Предра..ветный наш сон был ка-кой(то) тяжёлый. Во всём тел.. чествовалась истома и слабость движения были вялы... (Не)хотя мы поели и (не)хотя поплыли дальше. (В. Арсеньев)

развесил, развешенный; развешать – развесил, развешанные; купить

- купил, купленный; бросить - бросил, брошенный; увенчать - увенчал, увенчанный; обещать - обещал, обещанный; поразить - поразил, пораженный; обстрелять - обстрелял, обстрелянный; подстрелить - подстрелил, подстреленный; затеять - затеял, затеянный; раскроить - раскроил, раскроенный по швам; высмеять

- высмеял, высмеянный; посеять - посеял, посеянный в прошлом месяце; склеить - склеил, склеенный намертво; обвешать - обвешал, обвешанный; обвесить - обвесил, обвешенный; утешить - утешил, утешенный.

№ 268. 1) Тесто хорошо замешено (замесить). Он был замешан (замешать) в неприятную историю. 2) Стены комнаты были оклеены (оклеить) светлыми обоями. 3) Потерянная (потерять) книга нашлась. 4) Замеченные (заметить) вовремя ошибки удалось быстро исправить. 5) На засеянных (засеять) ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была окончена (окончить) своевременно. 7) Белье было быстро высушено (высушить) ветром. 8) Лекция прослушана (прослушать) с глубоким вниманием.

№ 269. 1) Школьный драматический кружок, руководимый (страд.) артистом городского театра, готовит новую постановку. - Артист, руководящий (действ.) школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля. 2) Юннаты, проделавшие (действ.) работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. - Большая работа, проделанная (страд.) юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете. 3) Девушка, прочитавшая (действ.) новую книгу, рассказывала

StudyPort подругам о своем впечатлении от нее. - Новая книга,. прочитаннаяru (страд.) девушкой, была написана ярко и увлекательно 4) Новый

прибор, изобретенный (страд.) инженером, имеет большую ценность.

Инженер, изобретший (действ.) новый прибор, получил премию. 5) Ветер, гонящий (действ.) облака, не утихал ни на минуту - Облака, гонимые (страд.) ветром, быстро неслись по небу.

№ 270. 1) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые (колебать) ветром. 2) Зарево на дальних высотахтрепещущим (трепетать) румянцем отразилось. 3) На мысли,дышащие (дышать) силой, как бисер, нижутся слова. 4) Люблю дымок спаленной жнивы, в степиночующий (ночевать) обоз и на холме средь желтой нивы четубелеющих (белеть) берез. 5) Русалка плыла по реке голубой,озаряема (озарять) полной луной. 6) И вдруг перед витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет поддремлющие (дремать) своды. 7) После черного подземелья необычайно ярким кажетсяотраженный снегами,режущий (резать) глаза свет. 8) Добываемый (добывать)

уголь льется непрерывным потоком, грохочущим (грохотать) водопадом валится в трюмыприставшего к пристани корабля. 9)Пышущее (пыхать) здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. 10) Время от времени впереди на полотне появлялсямашущий (махать) флажком связист. 11) Внезапно раздался топотскачущей (скакать) лошади.

№ 271. Мы выходим налед ,покрытый ужеисслеженным снегом , ступаем на снег. Скользя поосыпающимся камням , поднимаемся на высокуюнасыпь ,протянувшуюся вдоль открытого, голого берега. Поправив за спиной ружье, застегнув плотно куртку, борясь с тугим,дующим в лицоветром , я иду берегом. Я смотрю накамни , грудоюсвалившиеся с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край черной,нависшей тучи . Я поднимаю бинокль, вглядываюсь взыблющуюся глубину мертвой пустыни. В белом,сверкающем поле движется желтоватое пятно. Чуждыйокружающему миру , маячит в снеговой дымке «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблем бегает шлюпка ,нагруженная для устойчивости ящиками с винтовочными патронами. Хозяевастроящейся станции по очереди сменяются на руле.

Покрытый - причастие.

1. От глагола - покрыть.

2. Н.ф. - покрытый.

3. Пост. признаки: страдательное, прош. вр., сов. вид.

4. Непост. признаки: полное, вин. пад., ед. ч., муж. р.

5. Лед (како й ?) покрытый .

Исслеженным - причастие.

1. От глагола - исследить. StudyPort 2. Н.ф. - исслеженный..ru

3. Пост. признаки: страдательное, прош. вр., сов. вид. 4. Непост. признаки: полное, тв. пад, ед. ч., муж. р. 5. Снегом (каким?) исслеженным .

Осыпающимся - причастие. 1. От глагола - осыпаться. 2. Н.ф. - осыпающийся.

3. Пост. признаки: действительное, наст. вр., несов. вид. 4. Непост. признаки: дат. пад., мн. ч.

5. Камням (каким ?) осыпающимся . Дующим - причастие.

1. От глагола - дуть.

2. Н.ф. - дующий.

3. Пост. признаки: действительное, наст. вр., несов. вид.

4. Непост. признаки: тв. пад., ед. ч., муж. р.

5. Ветром (каким?) дующим .

Протянувшуюся - причастие.

1. От глагола - протянуться.

2. Н.ф. - протянувшийся.

3. Пост. признаки: действительное, прош. время., сов. вид.

4. Непост. признаки: вин. пад., ед. ч., жен. р.

5. Насыпь (каку ю ?) протянувшуюся .

№ 272. 1) Основа´ть - осно´ванн ый - осно´ван - осно´ван а - осно´ ван о - осно´ван ы; прикова´ть - прико´ванн ый - прико´ван - прико´ ван а - прико´ван о - прико´ван ы; изжева´ть - изже´ванн ый - изже´ ван - изже´ван а - изже´ван о - изже´ван ы.

2) Водвори´ть - водворе´ нн ый - водворе´н - водворен а´ - водворен о´ - водворен ы´ ; внедри´ть - внедре´нн ый - внедре´н - внедрен а´ - внедрен о´ - внедрен ы´ ; заключи´ть - заключе´нн ый - заключе´н - заключен а´ - заключен о´ - заключен ы´ ; испе´чь - испече´нн ый - испече´н - испечен а´ - испечен о´ - испечен ы´ ; перевезти´

Перевезе´ нн ый - перевезе´н - перевезен а´ - перевезен о´ - перевезен ы´ ; просвети´ть - просвеще´нн ый - просвеще´н - просвещен а´

Просвеще н о´ - просвещен ы´ ; посвяти´ть - посвяще´нн ый - посвяще´н - посвящен а´ - посвящен о´ - посвящен ы´ ; реши´ть - реше´нн ый - реше´н - решен а´ - решен о´ - решен ы´ .

3) Восстанови´ть - восстано´вле нн ый - восстано´влен - восстано´ влен а - восстано´влен о - восстано´влен ы; доба´вить - доба´вленн ый

Доба´вле н - доба´влен а - доба´влен о - доба´влен ы; допили´ть - допи´ленн ый - допи´лен - допи´лен а - допи´лен о - допи´лен ы; заучи´ ть - зау´ченн ый - зау´чен - зау´чен а - зау´чен о - зау´чен ы; обстри´ чь - обстри´женн ый - обстри´жен - обстри´жен а - обстри´жен о -

обстри´жен ы; предусмотре´ть - предусмо´тренн ый - предусмо´трен -StudyPort предусмо´трен а - предусмо´трен о - предусмо´трен ы..ru № 273. В «Онегине» все части органическисочленены , в избранной

рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нем ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романарасположены сообразно с внутреннею необходимостью; но как они суть только отдельные случаи из жизни хотя одного и того же человека, томогли б быть заменены другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэлой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же герое. Но тем не менее основная мысль автора дает им единство, и общность их впечатления поразительна.

№ 274. I. Раненый боец - израненный солдат; сеяная мука - посеянное зерно; кипяченая вода - вскипяченное молоко; крашеный пол - покрашенный забор; кошеный или некошеный клевер -

скошенная трава; стреляный воробей - подстреленная птица; пуганая ворона - испуганная лошадь; гашеная или негашеная известь

- погашенный костер; тканая скатерть - вытканный ковер; жженый кофе - сожженное письмо; копченая колбаса - закопченные стены; балованный ребенок - избалованное дитя - девочка избалована родителями; кованый меч - некованое железо - скованные движения; стриженый мальчик - стриженные под польку волосы

- остриженная голова; дистиллированная вода; линованная тетрадь; асфальтированная улица.

II. Воспитанный - воспитанн ица; вареный - варен ик; масленый - маслен ица; посланный - посланн ик.

№ 275. I. 1) День был серый и ветреный. Кругом пустынные жнивья и пашни. 2) В небольшом, оклеенном белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем, крашеном полу у стены стояли две китайские вазы. 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные бревна, определенные на вековое стояние... Все было пригнано плотно и как следует. 4) С отчаянным криком Никита кинулся на пол. 5) Смышленый мальчишка понравился матросу. 6) В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспитанника. 7) Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса. 8) Зала и гостиная были темны.

II. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в мазаной хате. 2) Алексей развернул тряпочку, вынул вороненые часы. 3) Его нечесаные волосы ниспадали на глаза целой волной. 4) В доме были высокие комнаты с выбеленными стенами и некрашеными полами.

5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких со- StudyPort сен по песку, смешанному с хвоей. 6) Свеча была. погашенаru .

7) Степь была пустынна, ужасающе тиха.

№ 276. Иногда я заставал его [Карла Ивановича] и в такие минуты, когда он не читал; очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем. На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Ивановича. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна - изрезанная, наша, другая - новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования, с другой - черная доска.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, из-

резанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой - стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден и луг. (Повествование с элементами описания. )

№ 277. I. Свирепеть - свирепея; кричать - крича; бежать – нельзя; грохотать - грохоча; проповедовать - проповедуя; заведовать - заведуя; тормозить - тормозя; беречь – нельзя; заглядывать - заглядывая; бить – нельзя; быть – будучи; признавать - признавая; визжать - визжа; метить - метя; метать - метая; роптать - ропща; стрекотать - стрекоча; мерзнуть – нельзя; волноваться - волнуясь.

II. Вынести - вынеся; развеять - развеяв; развить - развив; обессилеть - обессилев; обессилить - обессилив; сберечь – сберегши; прикоснуться - прикоснувшись; запрячь – запрягши; запереть - заперев, заперши; отречься - отрекшись; встретить - встретивши; увести - уведя; выгрести - выгребши, выгребя; запыхаться - запыхавшись; присесть - присев; сбежать - сбежав; оставаться - оставшись, сплести - сплетя.

№ 278. 1) Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь. 2) Выбрав где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. 3) Большими спиральными кругами на-

чал спускаться он [орлан] из-под облаков и, сев спокойно на землю,

StudyPort тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись. самru доедать остаток рыбы. 4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не

смея подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. 5) Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 6) Ночью горящие палы представляют великолепную картину. Извиваясь змеей, бежит огненная струя и вдруг, встречая массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой. 7) Поднявшись с восходом солнца и указав направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперед.

Унял - глагол.

1. Н.ф. - унять.

2. Пост. признаки: сов. вид, 1 спр., переход., невозв.

3. Непост. признаки: изъявит. накл., ед. ч., прош. вр., муж. р.

4. Он (что сделал?) унял .

Принявшись - деепричастие.

1. От глагола приняться.

2. Сов. вид.

3. Неизменяемость.

4. Унял (как?) принявшис ь ...

№ 279. 1) Дойдя до реки, мы устроили привал. 2) Плывя в лодке, путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз бросилось врассыпную. 4) Собираясь в поход, ребята тщательно продумали все детали путешествия. 5) Подъезжая к станции, пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи. 6) Набирая скорость, поезд быстро приближался к горному перевалу.

№ 280. 1)| Оставшись одн а| , она [Ниловна] подошла к окну и встала перед ним,| гляд я на улицу| . 2) В сенях зашаркали чьи-то шаги, мать вздрогнула и,| напряженно подняв брови | , встала. 3)| Улыбаясь| , она прислушивалась к разговору в комнате. 4) Он [Челкаш] пошел,| пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки | , а| правой дерга я свой бурый ус | . 5) Он шел,| не торопяс ь, твердо ударяя ног а- ми в землю | . 6) Маленький Федя,| слуша я чтение | , беззвучно двигал губами,| точн о повторяя слов а книги| , а его товарищ согнулся,| постави в локт и на колена | , и| подпирая скулы ладонями | , задумчиво улыбался. 7) Мать,| стараяс ь не шуметь посудой | , наливала чай и вслушивалась в плавную речь девушки. 8) Толпа солдат вздрогнула

и растворилась, как две половины деревянных ворот; | танцуя и фыркая| , между ними проехали лошади, раздался крик офицера.

№ 281. 1) Я не раз безудержно смеялся, глядя комедию «Ревизор».

StudyPort 2) Читая пьесу, я живо представлял себе ее персонажей. 3)ru После просмотра такой постановки сразу напрашивается вывод о жизни за

стенами костылевской ночлежки. 4) Приехав из города, Давыдов столкнулся с рядом трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишившими тем самым население крова. 6) На входе в кочегарку нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Петя повеселел.

1. Непоэтическое изложение стихотворения Некрасова «Несжатая полоса».

2. Восприятие Некрасова.

3. Доказательство силы слова, творческого процесса.

I. Творческий процесс - вещь неизмеримо более сложная, нежели умение стандартно пользоваться так называемыми правилами стихосложения…

Здесь я хотел бы привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «Несжатая полоса». Как вы помните, содержание его таково: наступила поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоса. Не сжата она потому, что ее хозяин надорвался на работе и тяжко заболел.

Я изложил это событие довольно точно, но в моей передаче оно все же не производит ровно никакого впечатления.

В данном случае я этосделал нарочно:сделал для того, чтобыпоказать , какмного зависит от поэта, от того духовного поэтического «вклада», которыйон вносит в жизненный материал, положенный в основу произведения.

: , (чтобы…), (как…), (который…).

II. Теперь посмотрим, как это же событие воспринял и передал читателю Некрасов...

С первых же строк вас берет за сердце какая-то щемящая боль, хотя вы вначале, может быть, даже и не знаете, для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой одинокой крестьянской полоске, которую «и буря, и заяц топчет, и птицы разоряют».

И чем дальше вы читаете, тем все ощутимей, все ярче встает перед вами образ русского мужика, задавленного нуждой и непосильной работой, и не только образ данного конкретного мужика, о котором говорится в стихотворении, но и образ всех подобных ему, образ тогдашней деревни, подневольной, нищей, разоренной, темной...

Дело все в том, что Некрасов за, казалось бы, рядовым, незначительным фактом увидел гораздо больше того, что можно увидеть при поверхностном рассмотрении. Светом своего поэтического та-

StudyPort ланта он проник в него и осветил те его стороны, которые. наru первый взгляд были незаметны. Он нашел в своем сердце такие взволно-

ванные, такие проникновенные поэтические слова, которым нельзя не поверить. Это были слова глубоко прочувствованные, выношенные, слова, если хотите, выстраданные. Это были те единственные, незаменимые слова, при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то, что хотел ска-

зать Некрасов. (Рассуждение, художественный стиль.)

№ 283. Дистиллированный, компоновать, комбинировать, следующий, будущность страны, сведущий, аннулировать результаты, апеллировать, мультипликационный, стипендия, коллоквиум, сенсация, сенсационный репортаж, селекция, селекционный.

№ 284.

Спокойно - наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Прошла (как?) спокойн о .

Справа - наречие.

1. Наречие места.

2. Послышался (гд е ?) справ а. Невысоко - наречие.

1. Наречие места.

2. Стояла (ка к ?) невысоко. Заново - наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Началось (как?) занов о . По-осеннему - наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Багрового (как?) по-осеннему .

Спокойно, справа, невысоко, заново, по-осеннему.

№ 285. 1) Море взволнованно. 2) Охотник взволнованно рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испугано неожиданным выстрелом. 4) Ребенок испуганно вскрикнул. 5) Все в этом деле взвешенно и обдуманно. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдуманно. 7) Выступление было организовано драматическим кружком школы. 8) Выступление прошло очень организованно, по строгому плану. 9) Мой товарищ - всесторонне развитой человек. 10) На запасных путях, у разбросанных вагонов, где временно жили железнодорожники, копаются в песке дети. 11) Я очень ветрено, быть может, поступила.

№ 286. 1) Лошади шарахнулись и рванулись вскачь. 2) Филофей не-

сколько раз провел рукой наотмашь. 3) Было далеко за полночь. StudyPort 4) Она [Наташа] распахнула настежь окно. 5) Черные тучи. ,ru сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь. 6) Петр упал навзничь.

7) Мимо прошел последний вагон и покатился прочь. 8) Анна Сергеевна недавно вышла замуж. 9) Уж небо осенью дышало. 10) И стало спорить ей [Неве] невмочь.

№ 287. 1) Налево был угрюмый лес, направо Енисей. 2) Смотри, гроза поднимается слева. 3) Русское население издавна живет на Белом море. 4) Снова тучи надо мною собралися в вышине. 5) Обстоятельства разлучили их надолго. 6) Береги честь смолоду. 7) Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища. 8) Стало сызнова смеркаться; средний брат пошел сбираться. 9) Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями. 10) У Кати для раздумья времени было досыта. 11) Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснет легонько волной о берег и замолчит. 12) Представители враждебной стороны вели себя на конференции

вызывающе. 13) Он поглядел на меня и угрожающе поднял руку. 14) Публика горячо аплодировала певцу.

№ 288. Никому ´(мест) не говорить,ни к кому ´ (мест) не обращаться,никуда ´ (мест нар)не ездить;никого ´ (мест) не спрашивать,ни от кого ´ (мест) не зависеть, ниотку´да (мест нар) не получать писем; не´кем (мест) заменить, не´ с кем (мест) переслать, не´где (мест нар) разместить; не´ о чем (мест) говорить,ни о че ´м (мест) не спорить, не´зачем (мест нар) понапрасну беспокоиться; не´кого (мест) позвать, не´ откого (мест) ждать телеграммы; не´откуда (мест нар) позвонить по телефону, нима´ло (мест нар) не беспокоиться, ниско´лько (мест нар) не волноваться, ничу´ть (мест нар) не тревожиться, приобрести не´ сколько (мест нар) книг,никогда ´ (мест нар) не унывать,ни от чего ´ (мест) не падать духом,ничего ´ (мест) не скрывать.

№ 289. 1) Настала ночь. Никто´ во граде очей бессонных не смыкал. 2) Обломовцы ниотку´да не получали новейших известий, да и не´откуда их было получать. 3) Сочувствий он [Лучков] ни в ко´м возбуждать не мог. 4) Не´сколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его [оврага] бокам. Невеселый вид, не´чего сказать. 5) Ни в како´е время Колотовка не представляет отрадного зрелища. 6) Он [Моргач] не´когда был кучером. 7) Я остался ни с че´м, ни при че´м. 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему ни по че´м. 9) Дожди иногда лились потоками, но ниско´лько не прохлаждали атмосферы.

№ 290. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне, да

она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и StudyPort равнодушен в одно и то же время; ее сомнения не утихали. никогдаru до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она

богата и независима, она, быть может, бросилась в битву, узнала бы страсть.

Но ей жилось легко, хотяона искучала подчас, иона продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь.

(, (хотя…), и .) Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, ноона отдыхала , когдаони угасали, ине жалела о них.

(, но [ ,(когда…) ].) Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле.

настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. 4) Небо повесеннему безоблачно, и ослепительно блестит степь. 5) Малопомалу стемнело. 6) Говорил Гречкин многозначительно, поволжски окая. 7) Ямщики засвистели по-степному, сытые тройки рванули вскачь. 8) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся. 9) По-прежнему качается пароход. 10) Боцман все-таки поступил по-своему. 11) Герман волею-неволею согласился быть моим помощником. 12) В чертах у Ольги жизни нет, точь-в-точь в Вандиковой Мадонне. 13) Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. 14) Он [Андрей Болконский] предполагал, вопервых, сосредоточить всю артиллерию в центре, во-вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. 15) Покрытая багровым облаком всходила луна и еле-еле освещала дорогу.

№ 292. Жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, говорить с глазу на глаз, исполнить точка в точку, хлопотать по-пустому, тратить время попусту, пойти куда-либо, знать мало-мальски, приделать ши- ворот-навыворот, приехать нежданно-негаданно, продвигаться шаг за шагом, прибыть вовремя, выдать уголь на-гора, согласиться в конце концов, распределить поровну, сделать получше и покрасивее, ворочаться с боку на бок, сегодня, по-видимому, будет дождь.

№ 293. Навсегда запомнить, перенести напослезавтра , отложить дозавтра , житьнапротив , видетьнасквозь , свестина нет , сохранитьдоныне , сложитьвдвое , разделитьнадвое , идтипо одному , думать по-своему , плытьпо двое , увеличиватьсяпонемногу , сказатьсгоряча , битьсяврукопашную , окончитьвничью , действоватьв открытую , решитьв общем , говоритьвообще .

StudyPort Слышится сверху, прыгнуть вверх, посмотреть наверх.ru Подойти снизу, спуститься вниз, виднелось внизу.

Обогнать спереди, идти впереди, знать наперед. Ударить сбоку, подвинуться вбок, повернуться набок

№ 295. Мчаться ввысь, нырнуть вглубь, посмотреть вдаль, расти

вширь, встать вокруг, вовек не попасть, не понять вначале, вновь удариться.

№ 296. Запомнить навек, навеки, записаться накануне, прийти тотчас, побежать вдогонку, разбить вдребезги, сгореть дотла, обращаться запанибрата, подготовить исподволь, смотреть исподлобья, ударить исподтишка, схватить в охапку, глядеть в упор, рассчитывать наверняка, считать подряд, соскочить на ходу, стрелять на лету, спрашивать поодиночке, собираться спозаранку, измучиться вконец, сделать в отместку, покупать нарасхват, нужно до зарезу, работать без устали, танцевать до упаду, заполнить до отказа.

ВЫПОЛНИТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ: КАК ТОЛЬКО НАСТАНЕТ МАРТ МЕСЯЦ, МОЖНО БУДЕТ ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ КАТАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ. ЛАНДЫШ БЫЛ НАСТОЛЬКО ПАХУЧ, ЧТО ЕГО ЗАПАХ МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНИЛСЯ ПО ВСЕЙ КОМНАТЕ. ПОКРЫТАЯ БАГРОВЫМ ОБЛАКОМ, ВСХОДИЛА ЛУНА И ЕЛЕ-ЕЛЕ ОСВЕЩАЛА ДОРОГУ. МЕДВЕДИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ МЕД.

Ответы:

медведи(подл. выражено существительным) очень (обстоятельмсто меры и степени) любят(сказуемое выражено глаголом) мёд (дополнение выраженное существительным)

2. ландыш-подлежащее, был - сказуемое, пахуч - сказуемое, его - дополнение, запах - подлежащее, мгновенно - обстоятельство, распростронился - сказуемое, по всей - определение, комнате - дополнение. 3. луна - подлежащее, всходила - сказуемое, покрытая - определение, багровым - определение,облаком - дополнение, еле - еле - обстоятельство, освещала - сказуемое, дорогу - дополнение. 4. медведи - подлежащее, любят - сказуемое, мёд - дополнение, очень - обстоятельство. прости но как разобрать 1 предложение не знаю......наверно правильно написала

Похожие вопросы

  • 5)С лодки находившейся в состоянии покоя спрыгнул мальчик.Скорость движения мальчика составила 4 м/с Какова масса мальчика если лодка массой 180 кг приобрела скорость движения 1м/с?
  • Изменится ли синтаксический состав предложения Глухой, дремучий лес при изменении порядка слов? Объясните свой ответ
  • Это из тетрадки по ЕГЭ В5 Т7 sin 2пx=-1 кто разбирается в тригонометрии?
  • Пассажир едет на поезде, который идёт со скоростью 60км/ч, и видит, что мимо окна проходит встречный поезд в течение 4 с. Ккова скорость встречного поезда, если его длинна равна 120 метров
  • Решите вот эту таблицу. Последних два столбика это прибавить и отнять. Допустим прибавить к полученному BIN + 11101. Ну а второй отнять 11011. На напишите, что нужно делать, чтобы прийти к этому числу. Ну и ответы все скажите
  • Сформулируйте свои суждения, чем различаются понятия, "свобода" "воля" "вседозволенность" ?
  • железный утюг массой 5 кг нагрели от 20 до 300 t*c. какое кол-во теплоты необходимо для его нагревания?(удельная теплоёмкость железаравна 460дж/(кг x *с)?
На дворе было тихо; деревня по ту сторону пруда уже спала, не было видно ни одного огонька, и только на пруде едва светились бледные отражения звезд. У ворот со львами стояла Женя неподвижно, поджидая меня, чтобы проводить. — В деревне все спят, — сказал я ей, стараясь разглядеть в темноте ее лицо, и увидел устремленные на меня темные, печальные глаза. — И кабатчик и конокрады покойно спят, а мы, порядочные люди, раздражаем друг друга и спорим. Была грустная августовская ночь, — грустная, потому, что уже пахло осенью; покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам ее темные озимые поля. Часто падали звезды. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали ее. — Мне кажется, вы правы, — сказала она, дрожа от ночной сырости. — Если бы люди, все сообща, могли отдаться духовной деятельности, то они скоро узнали бы всё. — Конечно. Мы высшие существа, и если бы в самом деле мы сознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги. Но этого никогда не будет — человечество выродится и от гения не останется и следа. Когда не стало видно ворот, Женя остановилась и торопливо пожала мне руку. Спокойной ночи, — проговорила она, дрожа; плечи ее были покрыты только одною рубашечкой, и она сжалась от холода. — Приходите завтра. Мне стало жутко от мысли, что я останусь один, раздраженный, недовольный собой и людьми; и я сам уже старался не глядеть на падающие звезды. — Побудьте со мной еще минуту, — сказал я. — Прошу вас. Я любил Женю. Должно быть, я любил ее за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением. Как трогательно прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, ее слабость, праздность, ее книги. А ум? Я подозревал у нее недюжинный ум, меня восхищала широта ее воззрений, быть может, потому что она мыслила иначе, чем строгая, красивая Лида, которая не любила меня. Я нравился Жене как художник, я победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным. — Останьтесь еще минуту, — попросил я. — Умоляю вас. Я снял с себя пальто и прикрыл ее озябшие плечи; она, боясь показаться в мужском пальто смешной и некрасивой, засмеялась и сбросила его, и в это время я обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки. — До завтра! — прошептала она и осторожно, точно боясь нарушить ночную тишину, обняла меня. — Мы не имеем тайн друг от друга, я должна сейчас рассказать всё маме и сестре... Это так страшно! Мама ничего, мама любит вас, но Лида! Она побежала к воротам. — Прощайте! — крикнула она. И потом минуты две я слышал, как она бежала. Мне не хотелось домой, да и незачем было идти туда. Я постоял немного в раздумье и тихо поплелся назад, чтобы еще взглянуть на дом, в котором она жила, милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё. Я прошел мимо террасы, сел на скамье около площадки для lawn-tennis, в темноте под старым вязом, и отсюда смотрел на дом. В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый — это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени... Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить, и в то же время я чувствовал неудобство от мысли, что в это же самое время, в нескольких шагах от меня, в одной из комнат этого дома живет Лида, которая не любит, быть может, ненавидит меня. Я сидел и всё ждал, не выйдет ли Женя, прислушивался, и мне казалось, будто в мезонине говорят. Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада, подобрал на дороге свое пальто и не спеша побрел домой. Когда на другой день после обеда я пришел к Волчаниновым, стеклянная дверь в сад была открыта настежь. Я посидел на террасе, поджидая, что вот-вот за цветником на площадке или на одной из аллей покажется Женя или донесется ее голос из комнат; потом я прошел в гостиную, в столовую. Не было ни души. Из столовой я прошел длинным коридором в переднюю, потом назад. Тут в коридоре было несколько дверей, и за одной из них раздавался голос Лиды. — Вороне где-то... бог... — говорила она громко и протяжно, вероятно, диктуя. — Бог послал кусочек сыру... Вороне... где-то... Кто там? — окликнула она вдруг, услышав мои шаги. — Это я. — А! Простите, я не могу сейчас выйти к вам, я занимаюсь с Дашей. — Екатерина Павловна в саду? — Нет, она с сестрой уехала сегодня утром к тете, в Пензенскую губернию. А зимой, вероятно, они поедут за границу... — добавила она, помолчав. — Вороне где-то... бо-ог послал ку-усочек сыру... Написала? Я вышел в переднюю и, ни о чем не думая, стоял и смотрел оттуда на пруд и на деревню, а до меня доносилось: — Кусочек сыру... Вороне где-то бог послал кусочек сыру... И я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз, только в обратном порядке: сначала со двора в сад, мимо дома, потом по липовой аллее... Тут догнал меня мальчишка и подал записку. «Я рассказала всё сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами, — прочел я. — Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Потом темная еловая аллея, обвалившаяся изгородь... На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили коровы и спутанные лошади. Кое-где на холмах ярко зеленела озимь. Трезвое, будничное настроение овладело мной, и мне стало стыдно всего, что я говорил у Волчаниновых, и по-прежнему стало скучно жить. Придя домой, я уложился и вечером уехал в Петербург. Больше я уже не видел Волчаниновых. Как-то недавно, едучи в Крым, я встретил в вагоне Белокурова. Он по-прежнему был в поддевке и в вышитой сорочке и, когда я спросил его о здоровье, ответил: «Вашими молитвами». Мы разговорились. Имение свое он продал и купил другое, поменьше, на имя Любови Ивановны. Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где. Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того, ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.