Как разбирается фонетический разбор слова. Что такое фонетический разбор слова, что это значит? Что такое редуцированные гласные

Сказуемое - главный член предложения, кото­рый обычно связан с подлежащим и отвечает на во­просы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что предметтакое?», «ктоон такой?», «что происходит?».

По структуре различаются простое глагольное, со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуе­мое, в котором и лексическое, и грамматическое зна­чения выражаются одной глагольной формой.

Простое глагольное сказуемое может быть выра­жено:

1) глаголом в любой спрягаемой форме и в форме инфинитива: Была темная ночь.

2) фразеологизмом или сочетанием слов с единым значением: Петя понял, что попал впросак;

3) сочетаниями слов, характерными преимущест­венно для разговорного и художественного стилей ре­чи, например:

Инфинитива с личной формой того же глагола и частицей «не» между ними: Делать она ничего не де­лала, ни за что не бралась;

Двух однокоренных глаголов с частицей «не» ме­жду ними: Ждем, не дождемся твоего возвращения;

4) глаголами междометного характера: Только я на лестницу, а он нырь мне навстречу.

Составное сказуемое состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение на­клонения, времени, числа и т. д., а другая несет основное лексическое значение.

В зависимости от того, какая часть речи является носителем лексического значения, выделяются со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного компонента и инфини­тива: Писатели не могут ни на минуту сдаться пе­ред невзгодами.

В роли вспомогательного компонента могут вы­ступать:

1) глаголы, обозначающие начало, продолжение, окончание действия (фазисные глаголы): начать, пре­кратить, продолжать, стать, приняться, кончить и др.

2) глаголы, обозначающие желательность, воз­можность, невозможность, необходимость действия (модальные глаголы): мочь, хотеть, уметь, желать и др.

3) глаголы, обозначающие процессы мысли, эмо­циональную оценку действия (модальные глаголы): думать, надеяться, любить, ненавидеть.

4) краткие прилагательные рад, должен, готов, склонен, способен и др. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

5) синтаксически неделимые сочетания типа го­реть желанием (желать), быть в состоянии (мочь), иметь возможность (мочь) и т.

Д.: К сожа­лению, я не имею возможности помочь тебе;

6) предикативные наречия нужно, нельзя, можно, надо, необходимо и т. п. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

7) сущ. типа мастер, любитель и т.п.

Составное именное сказуемое состоит

из глагола-связки и именной части: Семья была дружная.

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах наклонения и времени.

Данная связка называется отвлеченной и выполняет только грамматическую роль: выражает связь с подлежащим и обозначает категории време­ни, наклонения, числа и т.д.

В настоящем времени данная связка может быть нулевой т. е. формально не выраженной: Все тихо, спокойно.

2) глаголы с ослабленным лексическим значением, используемые для выражения и грамматического значения, и частично лексического: стать, стано­виться, казаться, называться, считаться, делать­ся и др. Такая связка называется полуотвлечен­ной: Все предметы стали отчетливыми.

3) глаголы с полным лексическим значением, обо­значающие движение, состояние предмета: стоять, жить, ходить, сидеть, родиться и т. д. Такая связка называется знаменательной:. Мы вышли до­вольные.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным

2) именем прилагательным

3) наречием

4) именем числительным или сочетанием числительного и существительного

5) местоимением

6) причастием

7)синтаксически неделимым сочетанием

Осложненное сказуемое

Осложнение составных глагольного и именного сказуемых обычно осуществляется за счет употреб­ления в их составе дополнительного фазисного или модального глагола. Осложненное сказуемое (его так­же называют сложным сказуемым) включает в себя три (и более) слова и может состоять:

а) из нескольких глаголов и представлять со­бой осложненное составное глагольное сказуемое: Я решил начать заниматься спортом;

б) из глаголов и имен и представлять собой ослож­ненное составное именное сказуемое: Да, признаюсь, господа» я очень хочу быть генералом.

Еще по теме ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ:

  1. 17.Типы сказуемого и способы его выражения в двусоставном предложении. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Составное именное сказуемое (8 класс) , наряду с подлежащим, является одним из главных членов предложения. Как известно, выделяются три типа сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Простое глагольное выражается одним полнозначным словом или связанным словосочетанием. Составное глагольное сказуемое включает две части: инфинитив и глагол. Что такое составное именное сказуемое? Для начала отметим, что изучается оно в 8 классе, состоит из двух частей: связки и именной части.

Составное именное сказуемое (8-й класс)

Связка в составном именном сказуемом

Связка выражает модальность и категорию времени . В качестве связки могут выступать чаще всего следующие глаголы:

  • Глагол быть во всех категориях времени. Не забываем о том, что этот глагол в форме настоящего времени превращается в нулевую связку;
  • глаголы стать, оказаться, становиться и др.;
  • глаголы с категориальным значением действия либо процесса: приехать, вернуться, стоять, уйти, доехать, доплыть, улететь, прийти и др.;
  • Катерина возбуждена и взвинчена из-за непредвиденных обстоятельств, возникших на её пути домой. Я буду первой только ради того, чтобы быть лучше тебя. Станешь хорошим мальчиком, я, может, возьму тебя с собой в цирк.
  • На улице становилось прохладно, поэтому мы вернулись в дом. Ты оказалась двуличным человеком, так как хотела всех поссорить. Становится весело от тех воспоминаний давнопрошедших дней.
  • Уйти бы здоровым от этого доктора. Супруг прилетит завтра самолётом через Москву прямым рейсом.

Виды связок

У составного именного сказуемого есть несколько видов связок , заметно отличающихся друг от друга:

В формах прошлого и будущего времени глагол быть выражается отчётливо . Тот же контекст: она была врачом с большим опытом, но маленькими амбициями и она будет врачом с большим опытом, но маленькими амбициями. В предложениях выделены составные именные сказуемые с отвлечённой связкой быть.

Несколько слов и о форме сослагательного наклонения, при её использовании к отвлечённой связке быть добавляется частица бы. Предложение: она была бы врачом с большим опытом, но маленькими амбициями.

  • Связка полуотвлечённая , представлена глаголами являться, казаться, оказаться, явиться, становиться и др. Особенность полузнаменательных связок в том, что они несут в себе не только грамматическую составляющую, но и помогают в выражении значения именной части сказуемого. Предложение: она оказалась врачом с большим опытом, но маленькими амбициями.
  • Связка знаменательная , выраженная словами действия, движения, какого-либо процесса. Например, к ним отнесём такие глаголы, как сидеть, лежать, слышать, думать, читать, ходить, дышать, бежать, купаться, умываться, раздеваться, говорить и др. Эти связки выражают конкретные лексические и грамматические значения. Предложения: Гуси во дворе ходили важные, будто хозяева всего подворья. Он служил прапорщиком на границе уже много лет.

Именная часть составного именного сказуемого

В роли именной части выступают:

  • Летние дни становятся короче. Сегодня ты выглядишь лучше, чем вчера. Я буду позже, можете не ждать меня к ужину. (имя прилагательное в сравнительной степени).
  • Она является украшением этого вечера (имя существительное в форме творительного падежа).
  • Тётя Маша показалась мне очень грустной. Лето в этом году выдалось необычайно холодное. Цветы, подаренные тобой на праздник, были очень красивые. (имя прилагательное в положительной степени).
  • Этот ребёнок порою бывает совершенно не выносим. Мужчина, живущий этажом выше, необычайно богат. Мёд, собранный со своей пасеки, так сладок. (имя прилагательное в краткой форме).
  • Все ошибки, допущенные при написании диктанта, были моими (притяжательное местоимение).
  • Мне вдруг стало страшно. Это было довольно странно (наречие).

Предложения с составным именным сказуемым

Таким образом, изучается составное именное сказуемое в 8 классе, наряду с другими типами сказуемого: простым глагольным и составным глагольным. Его особенность – наличие двух частей : связки и именной части. Проблема современного школьного образования заключается в том, что иногда учащиеся не успевают в классе до конца понять суть типов сказуемых, как следствие невозможность найти и определить один из главных членов предложения. Бороться с этой проблемой можно по-разному, например, поработать с репетитором или посмотреть доступные и простые видеоуроки на просторах интернета.

В состав которой входят подлежащее и (или) сказуемое. Их правильное выделение является залогом успешного синтаксического разбора. При этом чаще всего возникают сложности с нахождением сказуемого. Оно может иметь различную структуру и способы выражения. В зависимости от этого различают следующие виды сказуемых: простое и составное.

Что такое сказуемое?

В предложении подлежащее обычно называет предмет (или имеет значение предметности). Сказуемое обозначает действие, состояние, качество предмета, названного подлежащим. К нему можно задать один из вопросов: что делает? что это такое? каков он?

Этот член предложения может выражаться словами разных частей речи и заключает в себе лексическое и грамматическое (отношение высказывания к действительности) значение. Они могут совмещаться в одном компоненте или требуют для выражения два и более составляющих. Соответственно, состав сказуемого может быть разным: одно или несколько взаимосвязанных слов. Знание этих тонкостей помогает правильно найти грамматическую основу в предложении.

Виды сказуемых: таблица

Изучением данной темы занимается синтаксис. В русском языке выделяют следующие типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое

Именно этот тип главного члена обычно приходит на ум, когда звучит вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете. Считается, что найти его довольно легко, но на деле все может оказаться сложнее. Действительно, обычно такое сказуемое выражается только одним словом - глаголом в одной из форм наклонения: изъявительного (Я вам спою песню ), сослагательного или условного (Он прочитал бы стихотворение, но горло болит ), повелительного (Расскажите, пожалуйста, мою любимую сказку ). В этом случае и лексическое и грамматическое значения заключаются в одном слове.

Однако работая с таким видом сказуемого, нужно помнить о нескольких важных моментах. Прежде всего, о том, что глагол в форме будущего сложного времени является простым глагольным сказуемым (Друг будет встречать на вокзале ), хотя и состоит из двух слов. Незнание этого факта является наиболее частой причиной ошибочного определения грамматической основы и ее вида. Характеризуя разные виды сказуемых в русском языке, нужно принимать во внимание и следующие малоизвестные (или часто забываемые) способы его выражения.

Трудности в определении простого глагольного сказуемого

Вот примеры предложений, при нахождении и характеристике главных членов которых можно допустить ошибку.

  1. Два глагола, употребленные в одной форме, обозначают, по сути, одно действие: Пойду съем чего-нибудь .
  2. В состав сказуемого наряду с основным входит глагол ВЗЯТЬ в личной форме: Она взяла и отказалась .
  3. Один и тот же глагол употреблен дважды - в неопределенной и личной форме с отрицательной частицей между ними: Сама читать не читает…
  4. Личный глагол повторяется для усиления сказанного (Все иду, иду вперед… ), иногда с частицей ТАК (Да, спел, так спел).
  5. В предложении присутствует сочетание глагола со словом БЫЛО или ЗНАЙ (ЗНАЙ СЕБЕ), имеющими значение частицы: Он сначала было задумался…
  6. Сказуемое - это фразеологизм: Наконец, он взялся за ум .

Таким образом, определяя вид сказуемого в предложении, нужно руководствоваться грамматическими признаками глагола как части речи и указанными выше условиями.

Составные сказуемые

Очень часто, определяя грамматическую основу предложения, выделяют смысловые конструкции, состоящие из двух и более слов. Это подлежащие, выраженные неделимым словосочетанием, или составные сказуемые, в которых присутствуют две части: основная (заключает в себе лексическое значение) и вспомогательная (помимо указания на грамматические признаки, может иногда вносить дополнительные смысловые оттенки). Последние делятся на глагольные и именные. Для правильного нахождения и характеристики необходимо знать их структуру.

Составное глагольное сказуемое

Лексическое значение всегда выражается инфинитивом, а грамматическое - вспомогательным глаголом (хотеть, желать, мочь, начать, завершать, желать, любить и др.) в личной форме или кратким прилагательным (рад, обязан, готов, должен, способен, намерен). Вот эти виды сказуемых с примерами:

  • Вскоре солнце начало садиться.
  • Друг обязан был предупредить о своем отъезде.

При определении составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетание сказуемого и дополнения, выраженного инфинитивом: Гости попросили хозяйку - о чем? - спеть . В подобном случае можно руководствоваться подсказкой: если действия, обозначаемые глаголом в личной и неопределенной форме, совершаются одним лицом (подлежащим), то это составное глагольное сказуемое, если разными - это простое глагольное сказуемое и дополнение.

Инфинитив также может иметь обстоятельственное значение и будет в таком предложении являться второстепенным членом. Пример: Он присел - зачем? - отдохнуть .

Таким образом, наличие в предложении инфинитива не всегда является показателем того, что в нем употреблено составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое

Это тип, вызывающий наибольшие сложности в определении. В нем именная часть заключает в себе основное лексическое значение, а связка - грамматическое.

Именная часть может выражаться:

  1. Существительным в именительном или творительном падеже.
  2. Прилагательным в одной из форм (полной, краткой, степени сравнения).
  3. Числительным в именительном или творительном падеже.
  4. Причастием.
  5. Местоимением (употребленным самостоятельно или в составе сочетания).
  6. Наречием (точнее, словом категории состояния).
  7. Цельным словосочетанием.

Именная часть может быть представлена одним словом или их сочетанием. Причем краткие прилагательные и причастия, а также простая сравнительная степень, могут быть в предложении только частью именного сказуемого.

  • Жизнь человека - постоянная борьба.
  • Все вокруг казалось волшебным.
  • Шесть да пять - одиннадцать.
  • Шапка была сдвинута на лоб.
  • Книга теперь твоя.
  • К вечеру стало душно.
  • Лицо его казалось темнее тучи.

В качестве связки часто используется глагол БЫТЬ в личной форме, а также слова КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ и под., которые дополняют лексическое значение (Она вот уже второй год была медсестрой ). Иногда такие виды сказуемых включают в качестве связки глаголы, обозначающие деятельность, состояние, движение и выражающие в других предложениях самостоятельное смысловое значение: СТОЯТЬ, РАБОТАТЬ, БЕЖАТЬ, ИДТИ и др. (Девочка вот уже минут десять стояла истуканом ).

Использование этих знаний поможет правильно выполнить синтаксический анализ любого предложения, а вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете, больше не вызовет сложностей.

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.

Выполнить разбор

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: .
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти - [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить - [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный - [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье - [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный - [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие - безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора.