Лабораторная работа 1 ускорение тела. План-конспект урока по физике (10 класс) на тему: Лабораторная работа "Измерение ускорения тела при равноускоренном движении". Этап самостоятельной работы учащихся

Cтраница 1


Остальные позиции на рис. 2.5. а являются отражением главного конфликта между контролем и независимостью и не требуют дальнейших пояснений. Будем надеяться, что норвежские экспортеры будут обращать внимание на эти позиции, открыто обсуждать их со своими будущими агентами и включат их в письменное соглашение.  

Остальные позиции (8, 10, 12, 15) седьмой главы применяются без изменения для расчета обмотки якоря универсальных электродвигателей; в них значения отдельных величин берутся: В & из позиции 3, Dant0 - из позиции 4 и Ь0 - из позиции 6 тринадцатой главы.  

Остальные позиции (34 - 46) седьмой главы для расчета магнитной системы этого двигателя применяются без изменения; в них значения отдельных величин берутся: / а - из позиции 2, Be - И3: позиции 3, Da и / 0 - из позиции 4 и Ь0 - из позиции 6 тринадцатой, главы.  

Остальные позиции на сквозном пути оборудуют высокими стационарными платформами с локтевыми балками для подвески гайковертов, консольными кран-балками грузоподъемностью 0 5 т, шкафами для инструмента и приспособлений, воздухопроводом, сварочной и низковольтными линиями.  

Остальные позиции не требуют пояснений.  

Остальные позиции описываются согласно стандартным должностным инструкциям.  

Остальные позиции конвейера являются позициями выдержки изделий под давлением.  

Остальные позиции меню Bands позволяют установить опции печати специально для текущей группы. Выбор позиции Group intro on each page дает возможность выводить заголовок группы на каждой странице, пока продолжается данная группа. Эта позиция используется, например, для вывода заголовка длинных таблиц, печатаемых на нескольких страницах.  

Все остальные позиции общего регистра 8 считаются не принимающими участия в операции и загружаются нулями.  

Заготовки с линии первой высадки переносятся на остальные позиции механизмом переноса.  


Передача заготовок к первому станку и на остальные позиции линии производится с помощью транспортера 3, который получает возвратно-поступательное перемещение от пневмоцилиндра 4 через систему рычагов. При ходе влево транспортер нажимает на рычажок отсекателя 2 и крайняя заготовка соскальзывает с рольганга в первое гнездо № 1 транспортера. Так как на первом станке раньше уже была установлена другая деталь, то она должна быть предварительно перенесена на второй станок. Ходом транспортера вправо заготовка переносится к первому станку, а деталь, обработанная на первой позиции, - ко второму. Понятно, что одновременно деталь, обработанная на втором станке, переносится гнездом № 3 транспортера к третьему станку.  

Передача заготовок к первому станку и на остальные позиции линии производится с помощью транспортера 10, который получает возвратно-поступательное перемещение от пневмоцилиндра И через систему рычагов. При ходе влево транспортер нажимает на рычажок отсе-кателя 9 и крайняя заготовка соскальзывает с рольганга в первое гнездо № 1 транспортера.  

Если в первой позиции строки указана буква С, то данная строка (все остальные позиции со 2 - й по 80 - ю) воспринимается как комментарий. Для записи комментариев могут быть использованы все символы ДКОИ. Комментарии могут располагаться в любом месте программы. При записи комментария рекомендуется ограничиваться позициями со 2 - й по 72 - ю, чтобы одинаковым образом записывать операторы и комментарии.  

Направляющие IS закрепляются в стойках 23, приваренных к плите 17, с помощью которой прибор крепится на станке (остальные позиции фиг.  

Остальные позиции на рис. 2.5. а являются отражением главного конфликта между контролем и независимостью и не требуют дальнейших пояснений. Будем надеяться, что норвежские экспортеры будут обращать внимание на эти позиции, открыто обсуждать их со своими будущими агентами и включат их в письменное соглашение.
Остальные позиции (8, 10, 12, 15) седьмой главы применяются без изменения для расчета обмотки якоря универсальных электродвигателей; в них значения отдельных величин берутся: В & из позиции 3, Dant0 - из позиции 4 и Ь0 - из позиции 6 тринадцатой главы.
Остальные позиции (34 - 46) седьмой главы для расчета магнитной системы этого двигателя применяются без изменения; в них значения отдельных величин берутся: / а - из позиции 2, Be - И3: позиции 3, Da и / 0 - из позиции 4 и Ь0 - из позиции 6 тринадцатой, главы.
Остальные позиции на сквозном пути оборудуют высокими стационарными платформами с локтевыми балками для подвески гайковертов, консольными кран-балками грузоподъемностью 0 5 т, шкафами для инструмента и приспособлений, воздухопроводом, сварочной и низковольтными линиями.
Остальные позиции не требуют пояснений.
Остальные позиции описываются согласно стандартным должностным инструкциям.
Остальные позиции конвейера являются позициями выдержки изделий под давлением.
Остальные позиции меню Bands позволяют установить опции печати специально для текущей группы. Выбор позиции Group intro on each page дает возможность выводить заголовок группы на каждой странице, пока продолжается данная группа. Эта позиция используется, например, для вывода заголовка длинных таблиц, печатаемых на нескольких страницах.
Все остальные позиции общего регистра 8 считаются не принимающими участия в операции и загружаются нулями.
Заготовки с линии первой высадки переносятся на остальные позиции механизмом переноса.
Эскиз детали, обрабатываемой на автоматической линии (10. Передача заготовок к первому станку и на остальные позиции линии производится с помощью транспортера 3, который получает возвратно-поступательное перемещение от пневмоцилиндра 4 через систему рычагов. При ходе влево транспортер нажимает на рычажок отсекателя 2 и крайняя заготовка соскальзывает с рольганга в первое гнездо № 1 транспортера. Так как на первом станке раньше уже была установлена другая деталь, то она должна быть предварительно перенесена на второй станок. Ходом транспортера вправо заготовка переносится к первому станку, а деталь, обработанная на первой позиции, - ко второму. Понятно, что одновременно деталь, обработанная на втором станке, переносится гнездом № 3 транспортера к третьему станку.
Передача заготовок к первому станку и на остальные позиции линии производится с помощью транспортера 10, который получает возвратно-поступательное перемещение от пневмоцилиндра И через систему рычагов. При ходе влево транспортер нажимает на рычажок отсе-кателя 9 и крайняя заготовка соскальзывает с рольганга в первое гнездо № 1 транспортера.
Если в первой позиции строки указана буква С, то данная строка (все остальные позиции со 2 - й по 80 - ю) воспринимается как комментарий. Для записи комментариев могут быть использованы все символы ДКОИ. Комментарии могут располагаться в любом месте программы. При записи комментария рекомендуется ограничиваться позициями со 2 - й по 72 - ю, чтобы одинаковым образом записывать операторы и комментарии.
Направляющие IS закрепляются в стойках 23, приваренных к плите 17, с помощью которой прибор крепится на станке (остальные позиции фиг.

Пусть требуется в первые три позиции седьмой записи набора данных прямого доступа с номером 5 поместить символы (звездочка), а остальные позиции заполнить пробелами.
Позиция е0 машинного слова отводится для изображения знака числа (знак принято изображать цифрой 0, а знак - цифрой 1), а остальные позиции служат для представления абсолютной величины числа в двоичной системе счисления.
ИЗ) - это словарное слово языка APT, которое указывает, что данная точка является исходной, и от нее будут отсчитываться все остальные позиции.
Например, если рассмотреть Г как граф, представляющий игру, с вершинами, соответствующими позициям, и ребрами - ходами, то доминирующим множеством D будет такое множество позиций, что во все остальные позиции можно попасть из D за один ход.
В уравнении (4.315) / - я строка матрицы Н включает элементы n - id строки матрицы - A - 1iD, расположенные в позициях столбцов, соответствующих распределению элементов вектора г - в векторе г. Остальные позиции у - й строки матрицы Н содержат нули.
Остальные позиции в этой графе могут занимать замечания, отделяемые от адресов одним пробелом. Все символические адреса обязательно должны присутствовать в графе Этикетка. Для обозначения индекс-адреса используют знак:, который помещают перед соответствующим индексом.
Им соответствуют символы 0 - - 4 в ячейке МОЗУ. Остальные позиции воспринимаются как замечания.
Позиция р6 неограниченная, поскольку элемент ц6 в маркировках, соответствующих некоторым вершинам дерева, имеет значение со. Остальные позиции ограниченные и, более того, безопасные.
При сходе рукава с заполненного бункера груз опускается и датчик наличия материала подает команду на закрытие шибером течки. Остальные позиции на рисунке: О - схема исполнения команды отключения конвейера; Н, В - схема исполнения команд вперед, назад, ЛБ - логический блок определения направления движения тележки.
Основные размеры установок в мм.| Основные размеры вставки в мм. Горизонтально-замкнутый конвейер имеет 20 позиций. Остальные позиции конвейера являются позициями выдержки изделий под давлением.
Обычно мы будем обозначать матрицы (не обязательно квадратные) строчными греческими буквами. А, а остальные позиции заполнены нулями.
Необходимо заметить, что при включенной опции Allow Drag в эти операции можно выполнять как в программе; запущенной на si полнение, так и после ее останова. Если опция Allow Drag была BI ключена, то после запуска программы все остальные позиции мен (установки связи с кривой графика) будут затушеваны, и воспольз ваться ими будет нельзя.
Любой элемент подобного списка легко развернуть в самостоятельный список. Для этого в соответствующей позиции данные заменяют адресом, который является наименованием нового списка, остальные позиции остаются неизменными. Новый список может иметь произвольную длину, а любая его позиция также может быть развернута в самостоятельный список.
Счет наличности в разделе активов или векселя к оплате банкам в разделе пассивов баланса должны представлять собой вставные (балансирующие) величины (plug figures), используемые при составлении прогнозного баланса. Иными словами, одну из названных статей можно использовать для балансировки отчета после того, как рассчитаны все остальные позиции. После составления прогнозного баланса, если активы превосходят пассивы (обязательства плюс собственный капитала), разность можно показать в виде увеличения счета векселей к оплате банкам.

Такая установка с выносными прессформами будет представлять собой пресс, через который по конвейеру с определенным темпом проходят прессформы. Одна из позиций конвейера, в которой установлен пресс, является оперативной, в ней выполняются все необходимые операции по раскрытию, разгрузке, загрузке и запиранию прессформы, остальные позиции являются позициями выдержки.
Общий подход к моделированию связи между сетью Петри и внешним миром.| Альтернативный подход представления связи между сетью Петри и внешним миром, где вместо позиций используются переходы. Представим каждое состояние автомата позицией в сети Петри. Текущее состояние отмечается фишкой; все остальные позиции пусты.
Контроллер автопогрузчика имеет пять позиций, соответствующих пяти скоростям передвижения. Третья и пятая позиции контроллера автопогрузчика являются рабочими. На этих скоростях разрешается продолжительная работа; остальные позиции - промежуточные, нерабочие.
Позиция До 7 лет предусмотрена для непроизводственных электротравм. Иногда в работах, связанных с применением электромеханизмов, участвуют школьники. Поэтому позиция 7 - 15 лет, а также остальные позиции предназначены для травм обеих групп. В отношении лиц 16 - 18-летнего возраста законодательством о труде предусматривают ограничения, например недопустимость использования их в сверхурочное время.
При выводе число представляется в виде десятичного целого со знаком, предшествующим первой значащей цифре. При этом знак - Н1 интерпретируется как пробел. Если число занимает не все поле, то оно располагается в правой его части, а остальные позиции поля заполняются пробелами.
Возможные инвестиции. По мере продвижения программы по дереву ей не нужно постоянно проверять, является ли частное рассматриваемое решение лучше, чем наилучшее найденное до сих пор. Этот узел представляет собой ту же самую комбинацию позиций, что и частное решение, поскольку все остальные позиции в данном случае исключены. Следовательно, программе необходимо искать лучшее решение только тогда, когда она достигает листа.
Тогда любые два различных блока имеют точно K t - 1 общих элементов. Первая строка состоит целиком из единиц. В t - ю строку мы помещаем единицу в 0 - й столбец и в те столбцы, номера которых являются элементами блока В - ь и нули - на остальные позиции.
Например, передача 1950 сообщений осуществляется на 39 КП, но 50 сообщений на каждый КП. Однако, если использовать ступенчатый распределитель, то на первом КП (1КП) можно применить распределитель трехрядный на 60 позиций из 12 элементов (5, 4, 3), так как остальные позиции будут на этом КП не использованы. Такой метод построения системы дает возможность сэкономить от 10 до 20 % элементов.
Информация располагается поколонно, в каждой колонке - только один символ, состоящий из одной или нескольких пробивок. Нулевая позиция перфокарты используется для контроля количества перфораций в колонке на нечет. Для кодовых позиций отводятся следующие позиции перфокарты: первому разряду соответствует 12-я позиция, второму - lil - я; третьему-нулевая, четвертому - 1-я, пятому - 2-я, шестому - 3-я, седьмому - 4-я. Остальные позиции служат для контроля.
Разработка прикладной программы выполняется с помощью меню генератора, включающего следующие позиции: Designe, Application, Generate, Preset, Exit. При разработке меню, списка или модуля Batch вместо позиции Application, служащей для разработки главной процедуры, высвечиваются соответственно позиции Menu, List или Batch и добавляется общая для всех позиция Item. Собственно разработка компонентов прикладной программы выполняется с помощью позиций (меню) Designe, Application, Menu, List, Batch и Item. Остальные позиции выполняют служебные функции: Generate - генерацию прикладной программы, Preset - предварительную установку параметров dBASE IV, Exit - выход из генератора прикладных программ.
Часто соперники будут попадать в один и тот же квадрат. В этом случае черепаха будет кусать зайца, а ваша программа должна выводить сообщение OUCH... Все остальные позиции, кроме тех, где выведено Т, Н или OUCH...
Каждая из них, за исключением позиции 6, выводит пользователя к меню следующего уровня. Последовательно выбирайте остальные позиции и вводите для соответствующих меню требуемые данные.
Пусть G - ориентированный или неориентированный граф с множеством вершин V. Подмножество D множества V называется доминирующим множеством для G, если каждая не принадлежащая D вершина является конечной вершиной некоторого ребра от вершины, принадлежащей D. Очевидно, само V является доминирующим множеством. Например, если рассматривать G как граф, представляющий игру, с вершинами, соответствующими позициям, и ребрами - ходам, то доминирующим множеством D будет такое множество позиций, что во все остальные позиции можно попасть из D за один ход.

Пусть G - ориентированный или неориентированный граф с множеством вершин V. Подмножество D множества V называется доминирующим множеством для G, если каждая не принадлежащая D вершина является конечной вершиной некоторого ребра от вершины, принадлежащей D. Очевидно, само V является доминирующим множеством. Например, если рассматривать G как граф, представляющий игру, с вершинами, соответствующими позициям, н ребрами - ходам, то доминирующим множеством D будет такое множество позиций, что во все остальные позиции можно попасть из D за один ход.
В посылаемом сообщении одновременно с содержимым введенных полей формируются адреса, по которым в программе можно установить положение поля. В примере форматированного экрана, приведенном на рис. 4.2, сообщение состоит из шести полей. Поля слева содержат пояснения (ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОДУКТ и ПОКАЗАТЕЛЬ), а поля справа предназначены для ввода и поэтому незащищены. Курсор установлен в начале первого поля, в которое предполагается вводить данные. Поскольку остальные позиции экрана защищены, то, как только оператор введет данные в одно поле, курсор перемещается в первую позицию следующего незащищенного поля, и так далее. После заполнения всех (или только необходимых) полей оператор нажимает клавишу ВВОД В ПР. Дисплей формирует и пересылает сообщение, составленное из содержимого незащищенных полей, модифицированных оператором. Каждому полю в сообщении предшествует адрес, по которому программа определяет назначение поля.
Дескриптор символьной строки AW задает ширину поля ввода-вывода символьной строки в w позиций. Это значение может быть пропущено, тогда ширина поля равна количеству символов в символьной строке. Если размер поля ввода w оказался большим или равным длине вводимой строки, из него считывается необходимое количество символов, расположенных в правых позициях. При выводе поле дополняется старшими пробелами. Если w меньше длины строки, w символов выравниваются влево, а остальные позиции дополняются пробелами. Поле вывода в этом случае состоит из расположенных слева w символов выводимой строки. Обрамляющими символами являются апострофы или кавычки. Символы-ограничители при указании ширины поля не учитываются. Внутри поля два соседних символа-ограничителя считаются одним символом, и он утрачивает роль ограничителя.
Особую группу автоматических сборочных линий составляют роторные автоматические линии. Их применяют в основном для сборки небольших и несложных изделий. Сборка происходит непрерывно без периодических остановок одного или нескольких связанных в одну цепочку многопозиционных роторов, на которых закреплены установочные приспособления. В роторных линиях могут быть встроены автоматические устройства, предотвращающие брак по некомплектности собираемых изделий и по другим отклонениям сборочного процесса. При малой вероятности получения брака импульс от контрольно-измерительного устройства используется для остановки линии. При большой вероятности брака по указанному импульсу дефектное изделие удаляется из потока или пропускается через все остальные позиции линии вхолостую и сбрасывается в тару недособранных изделий для последующего их доукомплектования. В последнем случае в линии используются запоминающие устройства, обеспечивающие холостой пропуск изделия через последующие позиции сборки. Роторные автоматические линии высокопроизводительны в результате значительной дифференциации технологического процесса и совместного выполнения рабочих и транспортных движений. Однако эти линии имеют ограниченные технологические возможности.
Однако при регламентации твердости следует учитывать еще те соображения, что при неосторожном соприкосновении поверхности К-с твердой поверхностью изделия рабочая поверхность К. В настоящее время однако нижний предел твердости 50 Re признается излишне заниженным, и в новой редакции ОСТ 8104 намечено установление твердости в пределах 56 - 64 Re для рабочих К. Одновременно обсуждается вопрос об установлении для контрольных К. Re), так как наблюдаются частые случаи повреждения мерительных по-верхгюстей контрольных К. Это особенно относится к резьбовым контркалибрам У - ПР, по к-рым регулируются и к к-рым припассо-вываются резьбовые кольца и скобы. Разумеется, наиболее рациональными методами по-гышения изкосоупорности К. Остальные позиции стандартов по техническим условиям на приемку калибров (допустимые отклонения от геометрических форм, методы проверки калибров, правила маркировки и др.) очевидны из самих стандартов и специальных разъяснений не требуют.

План-конспект урока физики в 9 классе

Тема : Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».

Учитель физики КГУ «Средняя школа №13»: Гановичева М. А.

Образовательные научиться измерять ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; экспериментально установить отношение путей, проходимых телом при равноускоренном прямолинейном движении за последовательные равные промежутки тела.

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общеучебных умений: планировать действия, готовить рабочее место, оформлять результаты работы; содействовать овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности.

Тип урока: Урок закрепления теоретических знаний.

Форма проведения: Исследовательская работа.

План занятия:

I.Организационный этап.

2.Этап актуализации опорных знаний.

3.Этап самостоятельной работы учащихся.

4.Рефлексия.

5.Заключительный этап.

Материальное обеспечение для каждой группы: бланк отчета; инструкция, разрезанная на фразы;

желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, метроном, линейка.

Ход урока:

    Оргомомент.

Приветствие. Установление рабочей дисциплины. Отметка отсутствующих. Сообщение целей и плана урока. Деление класса на группы методом случайного выбора.

    Т.к. сегодня вы работаете в группах, каждый должен постараться выполнить свою часть работы максимально хорошо. Проверим д/з. Каждый участник группы отвечает на вопросы после параграфа 5 своим товарищам.

Поговорим про ТБ. Для предотвращения несчастных случаев приборы на демонстрационном столе следует размещать таким образом, чтобы во время опытов исключить всякую возможность попадания отлетевших деталей в учащихся

Перед тем как приступить к выполнению работы, уясните ход ее выполнения, слушая учителя.

Для возникновения диалога учащимся предлагаю разрезанную на фразы инструкцию по выполнению лабораторной работы Приложение 2. Это требовало от учащихся не просто воспроизведения ранее усвоенных знаний, а раскрытия логики научного исследования.

Ученикам предлагалось обсуждать практическое задание, намечать пути его решения, реализовать их на практике и, наконец, представлять найденный совместно результат.

Что предполагало развитие способности ясно излагать свои мысли (строить полные и четкие высказывания) и понимать партнера (слушать его, улавливать не только непосредственное значение его фраз, но и их смысл).

Склейте инструкцию, заполните пустые строки и графы.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, на столе не должно быть никаких посторонних предметов. С металлическим шариком обращайтесь аккуратно! Муфты штатива сильно не затягивать!

При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых вами приборов поставьте в известность учителя

Учащиеся выполняют лабораторную работу, делают выводы по ней, заполняют отчетный бланк Приложение 1. Если ученики владеют логикой научного исследования, то они склеют инструкцию в представленном ниже порядке.

ХОД РАБОТЫ:

Соберите установку по рисунку

Отпустите шарик с верхнего конца желоба

Измерьте расстояние h — высоту верхнего конца желоба и расстояние S, пройденное шариком.

Вычислите время t движения шарика, по числу ударов метронома.

Вычислите ускорение движения шарика

Измените наклон желоба, повторите опыт еще два раза.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

опыта

Расстояние,

S, м

Число ударов метронома,

Время движения

t = 0,5 n,

Ускорение,

a = 2 S / t2,

м / с 2

Рассчитайте среднее ускорение.

Запишите вывод: что вы измеряли и какой получен результат.

Учитель проводит консультационную индивидуальную работу и принимает отчет и ответы на контрольные вопросы у первой по времени выполнившей группы. Затем эти учащиеся выступают в роли учителя и принимают отчеты у следующих групп.

4.Рефлексия.

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

5.Заключительный этап.

А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Называются группы и оценки. Каждый из вас во время урока находился в группе и оценка полученная сегодня, ставится одинаковая каждому участнику группы. Определим группы на следующий урок. Вам предстоит выполнять эксперимент, многократно проделанный Галилеем по определению ускорения падающих предметов. Группы получают опережающее задание: найти информацию о Галилее, распределить роли и спланировать работу группы.

Приложение 1

Отчет о лабораторной работе №1

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Группы 9 «__» ___________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: измерить ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу.

О борудование: метроном, ________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

ХОД РАБОТЫ:

Собрали установку по рисунку

Отпустили шарик с верхнего конца желоба

Измерили расстояние S, пройденное шариком.

Вычислили время t движения шарика, по числу ударов метронома.

Вычислили ускорение движения шарика

Увеличили угол наклон желоба, повторили опыт еще раз.

Результаты измерений и вычислений занесли в таблицу.

опыта

Расстояние,

S, м

Высота верхнего конца желоба, м

Число ударов метронома,

Время движения

t = 0,5 n,

Ускорение,

a = 2 S / t2,

м / с 2

Рассчитали среднее ускорение.

Вывод:

Тема. Лабораторная работа № 1 «Определение ускорения тела в случае рівноприскореного движения»

Цель урока: измерить ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу

Тип урока: контроля и оценивания знаний

Оборудование: металлический желоб, штатив с муфтой и зажимом, стальной цилиндр, измерительная лента, секундомер или часы с секундной стрелкой

ХОД РАБОТЫ

1. Соберите установку, изображенную на рисунке (верхний конец желоба должен располагаться на несколько сантиметров выше нижней). Положите в желоб, на его нижний конец, металлический цилиндр. Когда шарик, скатившись, ударится о цилиндр, звук удара поможет точнее определить время движения шарика.

2. Отметьте на желобе начальное положение шарика, а также ее конечное положение - верхний торец металлического цилиндра.

3. Измерьте расстояние между верхней и нижней оценками на желобе (путь, пройденный шариком) и результат измерения запишите в таблицу.

4. Зафиксировав момент, когда секундная стрелка находится на делении, кратном 10, отпустите шарик без толчка у верхней отметки и измерьте время t до удара шарика о цилиндр.

Повторите опыт три раза, записывая в таблицу результаты измерений. Во время проведения каждого опыта пускайте шарик из одного и того же начального положения, а также следите за тем, чтобы верхний торец цилиндра находился на соответствующем делении.

l , м

t, с

t сэр, c

5. Вычислите и запишите в таблицу результат.

6. Вычислите ускорение, с которым скатывался шарик: Результат вычислений запишите в таблицу.

7. Для вычисления погрешности воспользуйтесь методом оценки погрешности косвенных измерений и найдите пределы аmax иmin , в которых находится истинное значение ускорения:

8. Вычислите среднее значение a сэр и абсолютную погрешность измерений Да по формулам:

9. Вычислите относительную погрешность измерений:

10. Результаты вычислений запишите в таблицу:

smax

smin

tmin

tmax

amax

amin

acep

11. Запишите в тетради для лабораторных работ результат в форме а= аср ± ∆ а, подставляя в формулу числовые значения рассчитанных величин.

12. Запишите в тетради для лабораторных работ вывод: что вы измеряли и какой получили результат.


Лабораторная работа №1

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ


  • Изучение равноускоренного движения тела по наклонной плоскости.

  • Определение ускорения шарика, движущегося по наклонному желобу.

2. ТЕОРИЯ

Движение, при котором скорость тела изменяется за равные промежутки времени, называется равноускоренным. Основной характеристикой равноускоренного движения является ускорение: , которое показывает быстроту изменения скорости. Ускорение движения некоторых тел можно определить опытным путем, например, ускорение движущегося шарика по желобу. Для этого используется уравнение равноускоренного движения:
. Если
, то
. При измерениях величин допускаются некоторые погрешности, поэтому нужно проводить несколько опытов и вычислений и найти среднее значение .

3. ОБОРУДОВАНИЕ


  • желоб;

  • шарик;

  • штатив с муфтами и лапкой;

  • металлический цилиндр;

  • линейка;

  • секундомер.

^ 4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

4.1 Собрать установку.

4.2 Пустить шарик с верхнего конца желоба, определить время движения шарика до столкновения с цилиндром, находящимся на другом конце желоба.

4.3 Измерить длину перемещения шарика.

4.4 Подставив значения и , определите ускорение , подставив в уравнение
.

4.5 Не меняя угол наклона желоба повторить опыт еще 4 раза, определить для каждого опыта значение .

4.6 Определить среднее значение ускорения:
.

4.7 Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

4.8 Оформить работу, сделать вывод, ответить на контрольные вопросы, решить задачу.

^ 5. ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


№ опыта

Длина пути

S n , м


Время движения t n , с

Ускорение



Среднее значение ускорения

Погрешности

6. РАСЧЕТЫ

В данном разделе необходимо записать расчеты для каждого опыта и записать значение

7. ВЫВОД

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

8.1 Что такое мгновенная скорость? Средняя скорость? Как определяются?

8.2 Написать уравнение равноускоренного движения и свободного падения тел.

8.3 Решить задачу:

Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с. Через сколько секунд оно будет на высоте 25 метров? (Смысл ответа пояснить).