Правописание согласных в корне слова примеры слов. Правописание согласных: проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных. Проверяемые и главное различие

В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все пишутся одинаково. Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения. Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.

Проверяемые и главное различие

Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных - перед гласным. Если подбор такого слова возможен - это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:

  • столб - столбы;
  • ложка - ложечка;
  • косьба - косить.

Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия "непроверяемые безударные согласные в корне слова". Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.

Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.

Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:

  • вокзал;
  • футбол;
  • рюкзак.

Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке - проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.

Слова для запоминания на букву «А»

Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.

  • Апелляция - документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
  • Аппарат - оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
  • Аппендицит - воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
  • Аппетит - желание принять пищу.
  • Аппликация - изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
  • Артиллерия - орудия, стреляющие снарядами.
  • Асессор - пребывающий на должности человек.
  • Асимметрия - нарушение симметрии.
  • Ассамблея - собрание.
  • Ассигновать - выделить деньги на целевые расходы.
  • Ассимилироваться - уподобиться кому-то или чему-то.
  • Ассистент - помощник специалиста.
  • Ассорти - подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
  • Ассортимент - наличие товаров, услуг.
  • Ассоциация - отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
  • Астронавт - в США космонавт.
  • Асфальт - чёрная смола.
  • Атташе - работник-консультант при дипломатическом представительстве
  • Аттестат - свидетельство.
  • Аффект - душевное волнение.

В каждом из этих слов присутствует орфограмма «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры, данные в этой статье и в последующих, входят в список, обязательный для запоминания выпускниками школы. Но не это главное. Обязательно необходимо развивать навык употребления этих слов в собственной речи, то есть учиться составлять с ними предложения. Например:

  • Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
  • Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
  • Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.

Правописание непроверяемых согласных в корне. Слова на букву «Б»

  • Баллада - литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
  • Барокко - художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
  • Баррель - в США жидкости.
  • Баррикада - укрытие во время уличных столкновений
  • Баскетбол - спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
  • Бейдж - карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
  • Бейсбол - вид спорта, напоминающий лапту.
  • Беллетрист - писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
  • Блокгауз - сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
  • Боцман - должность на корабле, начальник палубной команды.
  • Брандспойт - переносной насос.
  • Буддизм - одна из мировых религий.
  • Бюллетень - краткое сообщение о чём-либо, листок для голосования. Больничный лист.

Приступим к отработке навыка правописания орфограммы «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры использования этих слов:

  • Большинство населения Монголии - буддисты.
  • Во время каникул я позволяю себе почитать кое-что из беллетристики.
  • В сочинении учитель порекомендовал использовать балладу Жуковского «Светлана».

Словарные слова на буквы «В», «Г», «Д», «Ж»

  • Вилла - богатый комфортабельный дом с парком.
  • Вице-президент - заместитель президента.
  • Галлюцинация - восприятие несуществующих объектов.
  • Гамма - нотное изображения восходящих звуков в пределах октавы, ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков.
  • Гангстер - участник преступной организации.
  • Гандбол - вид спорта, игра, в которой руками забрасывают мяч в ворота.
  • Группа - несколько предметов.
  • Дартс - игра с дротиками.
  • Дисгармония - отсутствие созвучности, нарушение гармонии.
  • Диссертация - научное рассуждение.
  • Диссонанс - нарушение гармонии.
  • Диффузия - растекание.
  • Дифференциальный - неодинаковый.
  • Диффузия - взаимопроникновение веществ.
  • Дрессировать - приучать к повиновению.
  • Жаккард - крупноузорчатая ткань.
  • Жужжать - производить монотонный дребезжащий звук.

В этих присутствует непроверяемая согласная в корне слова, примеры их использования:

  • Татьяна уже с самого начала знакомства с Онегиным чувствовала внутреннюю дисгармонию.
  • В твёрдых веществах процесс диффузии тоже происходит.
  • Где-то в глубине комнат надоедливо жужжала муха.

Запомните слова на букву «И»

  • Идиллия - безмятежность.
  • Иллюзия - обманчивое представление, заблуждение.
  • Иллюминатор - круглое окно.
  • Иллюминация - праздничное освещение.
  • Иллюстрация - наглядное пояснение.
  • Иммигрант - иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное место жительства.
  • Имидж - образ, сложившийся в общественных кругах.
  • Иммунитет - невоприимчивость организма к каким-то болезням.
  • Импрессионизм - художественное направление, возникшее в конце 19-начале 20 века, характеризующееся воспроизведением тончайших внутренних переживаний художника.
  • Интеллект - способность мыслить.
  • Интеллигенция - общественная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом.
  • Искусство - художественное воспроизведение действительности в образах.

Помогут запомнить, как пишется непроверяемая согласная в корне слова, примеры:

  • Александр Блок написал статью-размышление «Интеллигенция и революция».
  • Искусство помогает нам во многом осознать самые сложные процессы жизни.
  • В иллюминаторе удалялась родная земля, может быть, навсегда.

Слова на букву «К»

  • Киловатт - единица мощности, применяемая в измерении электрического напряжения.
  • Килограмм - единица измерения массы.
  • Кикбоксинг - вид спорта, сочетающий бокс и восточные единоборства.
  • Киллер - наёмный убийца.
  • Кингстон - клапан в подводной части судна для забора и сброса воды.
  • Коллаген - вещество, входящее в состав волокон соединительной ткани.
  • Коллаж - наклеенные на основу кусочки чего-либо, составляющие цельную картину.
  • Коллапс - внезапное и резкое ухудшение состояния чего-либо.
  • Коллегия - группа людей, объединённых профессией.
  • Колледж - среднее учебное заведение.
  • Коллектор - собиратель.
  • Колли - порода длинношерстных крупных собак.
  • Коллизия - столкновение противоположных взглядов.
  • Коллоквиум - беседа преподавателя со студентами с целью выявления и повышения уровня их знаний
  • Колонна - группа предметов, расположенных друг за другом по прямой линии.
  • Колоннада - ряд колонн.
  • Колосс - выдающийся по своим габаритам объект.
  • Колоссально - выражение высшей степени восхищения.
  • Комиссар - лицо, наделённое правительством особыми полномочиями.
  • Комиссия - группа лиц со специальными полномочиями.
  • Коммандос - в США специальные военные подразделения, предназначенные для диверсионных операций.

Несмотря на то что сомнительные согласные изучаются еще в начальной школе, ошибки на это правило встречаются и в работах старшеклассников. Поэтому правописание сомнительных согласных нужно периодически повторять, постепенно усложняя материал.

Учащиеся должны прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных.

1) Изменить число существительного: ногти — ноготь, локти — локоть.

2) Изменить падеж существительного: луг — на лугу, лук в луке.

3) Заменить существительные глаголом: молотьба — молотить, без оглядки — оглядываться.

4) Использовать уменьшительные суффиксы: справка-справочка, гладкий — гладенький.

5) Образовать краткие формы прилагательных: вязкий — вязок, чуткий — чуток.

Особое внимание следует обратить на правописание слов с сомнительной согласной ж. Некоторые из них можно проверить, как обычно: умножьте — умножайте, выдержка — выдержать. Однако в большинстве слов учащиеся при подобной проверке смешивают согласные ш и ж, поэтому правописание таких слов лучше проверять чередованием: бедняжка — бедняга, дужка-дуга.

Часто учащиеся допускают ошибки в словах визжит, брюзжит, брызжет, мозжечок, дребезжит, где они по аналогии со словами сожжет, подожжет пишут два ж. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно разобрать эти слова по составу и сопоставить, тогда учащимся будет ясно, откуда в корнях появляется второе ж.

Согласный ж также может чередоваться с д. Слов с этим чередованием значительно меньше, но и на них следует остановиться: сыроежка — еда, позже — опоздать — поздний, приезжать— приезд.

Сомнительную согласную Ш в ряде слов можно проверить гласной: кормушка — кормушек, старушка — старушек, воришка — воришек, ватрушка — ватрушек. Однако если возникает опасность смешения согласных Ж и Ш учащиеся должны твердо помнить, что Ж чередуется с Г и Д, а Ш — С Х: стрижка — стригу, слежка — следы, краюшка — кpaюxa, подушка-ухо.

Приводим материал для словарных диктантов.

Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморозь, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, легкая шлюпка, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, редкий помощник, жидкость в кружке.

Слова на сомнительные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря учащихся.

1.К данным: словам подобрать СИНОНИМЫ: в которых была бы сомнительная согласная.

Липкий (вязкий), страшный (жуткий), неуклюжий (неловкий), невиданный (редкий), грубый (резкий), отвратительный (гадкий), надоедливый (навязчивый),промедление (задержка).

2.К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать антонимы.

Легкое наказание (тяжкое), частый гость (редкий), далекий друг (близкий), жесткий диван (мягкий), неуклюжий мальчик (ловкий),густой чай (жидкий),смелый, малыш (робкий).

Слова, сходные по звучанию, правописание которых учащиеся часто смешивают, можно представить в виде таблицы.

Полезно записать в словарь слова, в которых сомнительные согласные не проверяются и которые нужно запомнить: костяшка, тельняшка, копчушка, деревяшка, будто, ведь, вокзал, футбол, автомат, карабкаться.

Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

Как правильно разбирать слова по их составу?

Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

В самом конце разбора находится корень.

Справочная информация:

Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

Корень главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

Правило : правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

Примеры : визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

Таких слов много в русском языке.

Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

Примеры : солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина - счастье.

Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.