Восстановление власти орды над русью. Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью?Что в её осуществление было,на ваш взгляд,необычным? Начало эпохи Золотой Орды

Монгольская империя . Монгольское государство получило официальное оформление на состоявшемся в 1206 г. собрании монгольской племенной знати – курултае. Его возглавил хан Темучин, провозглашенный Чингисханом. Чингисхан был наделен неограниченной властью восточного правителя. За относительно короткий срок ему удалось создать мощную империю, обладавшую многочисленным войском. Благодаря этому он смог завоевать северный Китай, Персию, Хорезмскую империю, Северный Кавказ.

Сражение на реке Калке. Первое сражение с русскими войсками состоялось на реке Калке в 1237 г. монголо-татарские полчища во главе с родственником Чингисхана, ханом Батыем, переправились через Волгу и начали свой разрушительный поход против удельных русских княжеств. Первой из русских земель удару подверглась Рязань. Владимирский и Чернигоский князья отказались совместно с рязанскими воинами защищать русскую землю. Вследствие этого Рязань пала на шестой день осады. Княжеская семья и оставшиеся в живых горожане были перебиты.

Сражение под Коломной. После взятия Рязани захватчики двинулись глубь русской земли по льду р.Оки. Крупное сражение с владимиро-суздальской ратью произошло вблизи г.Коломны, где проходила граница между двумя княжествами. Разбив русское войско, иноземские захватчики направились к Москве. После пятидневной осады Москва была взята и сожжена. Ее жителей постигла та же участь, что и побежденных жителей Рязани. Недолго оборонялись и жители Владимира. Всех их монголо-татары разбили по одиночке.

Сражение на р.Сити. 4 марта 1238 г. за Волгой на р.Сити, произошло сражение между войском Батыя и основными силами северо-восточной Руси, которые удалось собрать владимировскому князю ЮриюВсеволодовичу. Русское войско, уступавшее по численности захватчикам, было разгромлено. Монголо-татары двинулись на Новгород. Взяв штурмом Торжок, иноземцы двинулись на северо-западную часть Руси. Но весенняя распутица изменила их планы. Не дойдя до Великого Новгорода сто верст, они повернули обратно в половецкие степи. По дороге наткнулись на маленнький, но неприступный город Козельск на р. Жиздре. Семь недель жители противостояли монголо-татарарским захватчикам. После взятия Козельска рассерженный Батый приказал сжечь «злой город», а его уцелевших жителей поголовно истребить.

Осада Киева. Весной 1239 г. хан Батый устремился со своим войском на юг Руси. В этот раз его взоры устремились на Киевскую землю. Сначала Батый разгромил Черниговское княжество. Затем в 1240 г., форсировав Днепр, взял в осаду Киев. После многочисленных приступов нападавшим удалось открыть ворота в город. Столица Киевской Руси была безжалостно сожжена и разграблена победителями.

В 1241 г. разгрому подверглось Галицко-Волынское княжество. И везде захватчики, пользуясь раздробленностью, отсутствием сплоченности русских князей, добивалось победы. Поэтому в течение четырех лет (1237-1241) русские войска были поодиночке разбиты, а русские княжества были захвачены войсками Монгольской империи. Так феодальная раздробленность способствовала установлению на Руси монголо-татарского ига.

Последствия ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле». Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном счете задерживало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

После разгрома русских княжеств войсками хана Батыя руководители удельных княжеств попали в положение данников Монгольского государства.

Историки утверждают, что ордынское иго насчитывало до 13 видов разных налогов. За единицу налогообложения захватчики признавали дом, семью. Купцы платили налог с капитала или с оборота. От налогов была избавлена русская православная церковь и монастыри. Об этом свидетельствуют особые золотоордынские ярлыки, выданные митрополитам. Исправность уплаты дани контролировали ханские чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженные карательные отряды. Чтобы избежать уклонения других категорий населения от дани, баскаки трижды проводили его перепись. Тех, кто был не в состоянии платить, уводили в рабство.

Помимо дани население Руси привлекалось к целому ряду натуральных повинностей. Видное место среди них занимал «ям» - обязанность организовывать постоялые дворы с лошадьми на пути следования ханских гонцов, послов и других чиновников. Таким образом, Русь была включена в общую систему путей сообщения Монгольской империи. Постоялый двор с готовыми лошадьми на проезжих путях назывался «ямом», а его служители – ямщиками (от монгольского «ямчи»).

Действенным средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги – карательные мероприятия против непокорных князей и народных бунтов. Однако постепенно надзор за порядком на захваченных русских землях монголо-татары передали местным князьям-данникам. При возникновении распрей среди русских князей хан мог призвать их к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими». 

Ярлык на княжение . Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали так называемые ярлыки на княжение. Они представляли собой подобие русских жалованных грамот и выдавались вначале самим великим ханом в столице Монгольского государства, а затем ханом Золотой Орды. Хан обладал высшей властью на всей территории русских земель. Он не только вершил суд над русскими князьями, но и облагал их данью и налогами, обязывал выставлять воинов в его войско. Огромные богатства князей уходили на подарки хану, его родичам и послам, на подкуп ордынских чиновников-баскаков, собиравших дань с русских земель.

Русские князья были существенно ограничены в правах властью монгольского хана. Поначалу они могли иметь лишь собственную вооруженную свиту и судить своих подданных. Затем их права были несколько расширены. Хан Золотой Орды по своему усмотрению выдавал ярлык на великое княжение одному из влиятельных русских князей. Этот ярлык давал право собирать дань не только в своих владениях, но и в других княжествах. Так был частично восстановлен институт великокняжеской системы управления русскими землями.

Одним из первых ярлык на великое княжение в Киеве получил от хана новгородский князь Александр Невский . Однако своей столицей русский князь сделал не разрушенный Киев, а сначала Новгород, а позднее – Владимир, столицу Владимиро-Суздальского княжества. Оправдывая этот ярлык, национальный герой, разгромивший шведов на Чудском озере, помогал ханским баскакам обкладывать данью русское население, организовывал перепись налогоплательщиков и даже подавлял восстания соотечественников против иностранных завоевателей. 

Принцип «разделяй и властвуй» проявился в создании на территории покоренной Руси сразу четырёх великих княжеств, каждое из которых напрямую подчинялось хану, а их князья, получившие ярлыки на великое княжение, самостоятельно собирали дань для Золотой Орды. Такими княжествами, кроме Владимиро-Суздальского, были Тверское, Рязанское и Нижегородское. 

Кроме того, захватчики разделили Русь по десятичной системе на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы» - 10 тысяч наподобие военной организации Орды. Ими было строжайше установлено, чтобы по приказу хана русские земли направляли в монгольскую армию по одному рекруту от десяти мужчин, проживавших на данной территории. За уклонение населения от воинской повинности полагалось жестокое наказание. В соответствии с Великой Ясой, сводом монгольских законов и обычаев, непокорных ждала смертная казнь через повешение, разрывание лошадьми или переламывание позвоночника.

Уголовное право Золотой Орды вообще отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась не только за отказ идти в войско, но и за измену, неповиновение хану, другим феодалам и должностным лицам. Смерть настигала человека за самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание и помощь пленнику пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других, в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел. Варвары казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. 

В условиях монголо-татарского ига многие русские князья строили отношения между своими княжествами на договорной основе. Так, договорами, заключенными Владимирским, Тверским и Рязанским князьями устанавливались границы владений, порядок разрешения территориальных споров, размер торговых пошлин и т.д. Важным моментом этих договоров была попытка выработки единой политики по отношению к Золотой Орде.

Однако большинство русских князей в тот период не помышляли об избавлении от захватчиков. Видя могущество Золотой орды, они стремились избежать открытых столкновений, уберечь своих подданных от гибели или рабства. Это непротивление злу насилием привело к тому, что русские князья стали превращаться в послушных «служебников» монгольских ханов, для которых воля хана – закон.

Влияние Золотой Орды. Золотая Орда была основана ханом Батыем на Нижней Волге, недалеко от Астрахани. Она представляла собой типичное феодальное государство. Вся земля являлась собственностью хана, который мог за службу пожаловать отдельные угодья своим подданным. Раздача поместий укрепляла вассальную зависимость. Власть Верховного правителя была абсолютной, то есть никем и ничем не ограниченной. Характер государственного управления Золотой Орды не мог не повлиять на характер управления и в самих русских княжествах. Русские князья-вассалы, вынужденные беспрекословно подчиняться воле и приказам хана, уже не хотели мириться с прежней относительной вольницей старшей дружины, своих бояр и дворян. Характер их взаимоотношений постепенно претерпевал изменения и во многом стал походить на золотоордынский порядок. Бояре при обращении к своим князьям-начальникам всё чаще называли себя холопами, всячески выказывали свою покорность. Таким образом, монголо-татарское иго прервало естественный процесс развития вассалитета на Руси, когда бояре и дворяне имели определенную свободу и гарантии своих прав и привилегий.

Подобным же образом ордынское иго повлияло на урезание прав и гражданских свобод русских городов. Вечевой, демократический способ правления в городах уступал место авторитарному правлению. В условиях порабощения монголо-татарами более естественной выглядела консолидация князей и горожан, чем их конфронтация или противоборство. По мнению историков, «роль и значение князя в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей».  Затем при ускоренной централизации Русского государства государственное управление приобрело черты самодержавия и деспотизма, при которых у общества были изъяты основные гражданские права и свободы.

Влияние монголо-татарского нашествия на характер государственной власти и государственного управления России отмечали многие ученые-историки. Азиатский способ властвования и рабскую покорность российского народа они объясняли почти двухсотпятидесятилетним игом ещё с карамзинских времён. В доказательство они ссылались на монгольскую систему управления, их организацию и порядок налогообложения, перепись населения в интересах налогового администрирования, а также сходство в организации войска, ямской службы, казначейства и т.д. Причем приводились вполне убедительные свидетельства того, что русскими князьями довольно широко использовался жесткий порядок администрирования, налогообложения и военной мобилизации, установленный монголами на Руси.

Эту тему развивали и борцы с царским самодержавием. Например, В.И.Ленин не раз отмечал «бесконечные формы татарщины в русской жизни»  и призывал по капле выдавливать из себя раба.

Золотая Орда на два с половиной века изолировала Русь от стран Западной Европы, где возникали и развивались демократические традиции в государственном управлении. Пережитки вотчинной психологии, укрепившиеся в этот период в сознании великих князей под влиянием ига, сформировали стойкую привычку относиться к государству как к своей собственности, как к вотчине. А это привело к полной бесконтрольности и безответственности высшей государственной власти точно так же, как это было в Монгольской империи и в Золотой Орде. Проблема бесконтрольности и независимости власти со временем стала ключевой в России. Это касается не только абсолютной монархии, российского самодержавия, но и более позднего периода нашей истории. Проблема ельцинского окружения, так называемой «Семьи», которая, по мнению некоторых политологов, «приватизировала государственные институты», - явление того же порядка.  Оно указывает на сохранившиеся традиции всевластия в государственном управлении, отсутствии контроля со стороны гражданского общества.

3 февраля передовые отряды завоевателей подошли к Владимиру, а 7 февраля город пал. В те же дни был уничтожен и Суздаль. После взятия Владимира Батый начал громить беззащитные города. 4 марта 1238 года войска Батыя на реке Сить разгромили ополчение Юрия. Батый устремился к Новгороду. Торжок, стоящий у Батыя на пути, продержался 2 недели, и был взят только 23 марта. Оттуда Батый двинулся селигер­ским путем дальше, но не дойдя до Новгорода ста верст, повернул на юг и пошел на Козельск.

Поворот от Новгорода принято объяснять весенними паводками. Но существуют и другие объяснения: во-первых, поход не укладывался в сроки, во-вторых, Батый не смог разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в одном-двух сражениях, используя численное и тактическое превосходство.

Козельск штурмовали 7 недель. Смоленск обошли. Батый ни дошел, ни до Воло­гды, ни до Белоозера, ни до Великого Устюга, а за ним оставалась нетронутой вся Чудь Заволоцкая, новгородские владения.

Осенью 1239 года после разгрома половцев, подготавливался поход на Южную Русь и Европу, татары Менту-хана осадили Чернигов (18 октября 1239 года), вошли в мордовскую землю. После разгрома Чернигова Менту-хан подошел к Киеву, но штур­мовать не решился.

Нашествие на Южную Русь и Восточную Европу Батый начал осенью 1240 года, опять собрав под свое начало всех преданных себе людей.

Батый подошел к Киеву в ноябре 1240 года. С помощью мощных стенобитных орудий и порогов очень сильно укрепленный Киев все же 6 декабря 1240 года пал. По­сле этого путь во все города, во все центры Южной Руси и Восточной Европы был от­крыт. Наступила очередь Европы.

Так как оккупация Северо-Восточной Руси фактически была не под силу Орде, несмотря на ее великолепную военную машину, то эти земли были нужны Орде как по­стоянный и надежный источник доходов в виде дани. И, видя, что на это претендуют другие страны-соседи Руси, прежде всего шведы, на русском престоле посадили силь­ного и политически гибкого Александра Ярославича, тем не менее в противовес кото­рому католики выставили Даниила Галицкого, опять же играя на внутренних распрях русских князей. Даниил занял позицию противника Орды, но не имея достаточно сил, вынужден был сложить оружие. Александр же, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед Ордой, пошел на поклон ханам, давая Северо-Восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений.

Даниил, фактически хозяин Южной Руси, как уже говорилось, решился вступить в борьбу с Ордой. В 1257 году он выгнал из галицких и волынских городов ордынцев, чем навлек на себя в 1259 году Бурундуеву рать, сопротивляться которой у Даниила сил не было.

В Северо-Восточной Руси борьба тоже складывалась на два фронта: началось вторжение с Запада. Немцы, шведы и вступившие в процесс централизации литовские княжества видели возможность расширить свои владения за счет русских земель. Ли­товские земли собрал под своей рукой Миндовг. Успехи Литвы в присоединении рус­ских земель привели к ее войне с Орденом. В 1259 году он потерпел от Миндовга со­крушительное поражение, в 1260 году уже сам Миндовг вторгся во владения Ордена: литовское княжество заявило о себе значительной силой, присоединив польские земли, ослабленные нашествием Батыя.

Александр Невский видел для Руси один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-Восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Орды. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордын­ским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-Восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность, заключив в 1262 году договор с Миндовгом против Ордена, что напугало ордынскую дипломатию. Не без ее участия в 1263 году в княжеской междоусобице был убит Миндовг, а Алек­сандр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на вели­кокняжеский престол после его смерти.

В это время на Северо-Восточную Русь стали являться одна за другой ордын­ские рати:

1273 год - разорение городов Северо-Восточной Руси «царевыми татарами».

1275 год - татарская рать погромила на пути из Литвы южные русские города.

1281 год - на Северо-Восточную Русь пришли Кавгадай и Алче-гей.

1282 год - ордынская рать Турантемира и Алыни опустошила земли вокруг Вла­димира и Переяславля.

1288 год - рать в Рязанской, Муромской и Мордовской землях.

1293 год - «Дедюнева рать» опустошила все крупные города, вплоть до Волока-Ламского.

1297 год - еще одна рать.

На самом деле такая массовая агрессия была вызвана не столько попыткой неко­торых русских князей противостоять Орде, сколько политическими процессами в самой Орде, начавшей переживать период распада. Отражением его и было превращение Се­веро-Восточной Руси в своеобразный полигон столкновений внутри ордынских сил. Улусы бывшей империи после переезда в Пекин правителей Каракорума приобрели самостоятельность, что привело за собой усиление их соперничества между собой. Яр­ким примером этих процессов стал Ногай, бывший тёмник, фактически завладевший устьем Дуная и Галицко-Волынским княжеством. Долгое соперничество Ногая и хана Менту-Темира закончилось только в 1300 году, но еще до этого многим стало ясно, что Орда распадается. Преемник умершего в 1280 году Менту-Темира хан Тахта сделал внешнеполитический курс еще более последовательным в отношении Руси.


В истории Руссой земли наступил новый этап, ознаменованный не только длин­ным противоборством Московского и Тверского княжеств, но и выходом их противо­борства на общерусскую политическую арену. В это время в политической тактике Волжской Орды появился новый прием, заключавшийся в использовании противобор­ства между крупными государствами, в нашем случае между Владимирским и Литов­ско-Русским княжествами. Политическое влияние Орды стало проявляться в постоян­ной смене и натравливании князей друг на друга, постоянном усилении слабых и ос­лаблении сильных. Экономика Северной Руси, разрушенная еще при Батые, пережи­вала процесс длительного становления, утяжеленного к тому же постоянными побо­рами в виде дани и просто разбойничьих набегов. Но, тем не менее набиравшая в 60-70-х годах политические и военные силы Русь готовилась к схватке с Ордой, всё еще со­хранившей свой политический и военный потенциал.

После падения Ногая правители Волжской Орды искали пути преодоления сло­жившейся разобщенности русских городов, для этого был нужен общерусский центр, располагавшийся на Волжском пути, что поднимало бы еще и его экономическое зна­чение. На роль этого центра претендовали Тверь и Москва, Рязань и Нижний Новгород. Отношения к враждебным соседям ложится всею тяжестью на пограничные области Великороссии, вызывая их на самостоятельную организацию местных сил и политиче­скую деятельность. Тверь берет на себя, ради местных своих интересов, борьбу с Лит­вой, защиту Новгорода, поддержку западных торговых и культурных сношений. Рязань обороняет свои пределы от беспокойного степного соседства, отстаивая для русских поселений южные границы лесной полосы в бассейне верхнего Дона. Нижний Новго­род стянул к себе обломки прежнего суздальского княжества, ради борьбы с немир­ными иногородцами и поволжскими татарами за торговые и колонизационные пути.

Тверской князь Михаил ищет союз с переехавшей в 1300 году во Владимир цер­ковью, и под ее эгидой захватить Великий Новгород и Нижний, Владимир и Переяс­лавль. Попытка эта была устранена сопротивлением Москвы и Новгорода Великого. В это время Рязань теряет Коломну и другие волости, отнятые Москвой.

В 14 веке в пределах северной Руси, в этнографически великорусской области сложились условия, необходимые для твёрдой реализации политического единства. На­селение этой области сплотилось под постоянным давлением на западе шведов, ливон­ских немцев и Литовско-Русского государства; на востоке - татар.

В начале 14 века продолжались набеги татар.

1318 год - сбор дани Копчей в Костроме и в Ростове.

1320 год - Найдета за данью пришел во Владимир.

1321 год - Таянгар пограбил Кашин.

1322 год - Ахмыл ограбил Ярославль и другие низовые города.

В 1327 году случилось единственное восстание русских людей против ордын­ского ига, над Русью нависла угроза появления новой карательной рати. Настал час Ивана Калиты. Не имея выбора, ему пришлось вести татарскую рать на оппозиционную тогда Москве Тверь, во избежание крупных набегов со стороны татар. За эту службу в 1332 году Иван стал великим князем. Уже со времени Ивана от дани стали собирать из­лишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать.

«Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Поку­пая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белозерск, Галич, Углич…»

Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княже­ство, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происхо­дили тогда важные изменения.

Золотой Ордой назвали задним числом в XVI веке государство потомков Чингисхана – Улус Джучи – которое с 1240 по 1480 год осуществляло верховный сюзеренитет над значительной частью русских земель. Этот порядок управления вассальными территориями был назван историками «монголо-татарским игом» только в XIX веке.

Иго – искажённое латинское iugum (ярмо). У древних римлян и их соседей существовал обычай проводить побеждённое племя под символическим ярмом из двух воткнутых в землю копий с перекладиной из третьего. Этот обряд означал сдачу на волю победителя, который милостиво даровал жизнь побеждённым. Применительно к отношениям между Русью и Ордой слово iugum впервые использовали, тоже задним числом, поляки в конце XVI века, во время войны с Россией. Русским это понятие было неизвестно.

Установление «ига»

После походов Батыя (Бату-хана) на Русь в 1237-1240 гг. русские князья были приведены к покорности многоязычной империи потомков Чингисхана. В 1243 году Батый велел владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу идти к нему в Сарай на Нижней Волге признать господство хана, грозя за ослушание новым жестоким разорением русской земли. Ярослав не посмел противиться, и хан пожаловал его ярлыком на великое княжение – главенство над всеми русскими землями. Однако это решение требовало тогда утверждения в столице всей империи Чингисидов – Каракоруме в Монголии. В 1245 году князь Ярослав отправился в далёкий путь, из которого уже не вернулся – умер по дороге домой.

Ярлык на великое княжение после долгой борьбы с братом Андреем получил в 1252 году Александр Ярославович (прозванием Невский). По русским свидетельствам, хан Батый милостиво принял покорного Александра и, угощая его кумысом, приговаривал: «Ты уже совсем наш, татарин, пей наше питьё».

Хан Улуса Джучи выдавал ярлыки русским князьям ещё тогда, когда он оставался формально зависимым от верховного хана в Каракоруме. Впрочем, это время было недолгим. Невозможно было контролировать огромную империю из одного удалённого центра, от которого до окраин надо было ехать не один год. Уже в 1269 году хан Менгу-Тимур окончательно сделал Золотую Орду независимой, и русские князья перестали ездить на поклон дальше низовий Волги.

Хана Золотой Орды на Руси называли царём, и впоследствии этот титул перешёл на московских царей. Эпитет iugum к зависимости русских князей от ордынских ханов возник, возможно, в связи с обрядом поклонения, которому подвергали всех царских вассалов прежде, чем допустить пред царские очи. Вассальные князья обязаны были, при входе в царский шатёр, пройти между двух «очищающих» костров и поклониться духам царских предков. По преданию, за отказ исполнить такой обряд, в 1246 году был подвергнут в Орде мучительной казни черниговский князь Михаил Всеволодович. Судя по тому, что такой обряд применялся ко всем князьям, приезжавшим в Орду, проблем с верой не возникало больше ни у кого из них – все они считали нормальным уважать обычаи сюзерена.

Ярлык

Ханский ярлык считался важнейшим источником княжеских прав на Руси. В своих спорах за старшинство князья сами прибегали к арбитражу царя Орды. Чаще всего они жаловались ему на соперника, что он-де хулит царя и собирается восстать против него, приводили с собой ордынскую рать и разоряли землю соперника. Так поступили, например, Александр Невский в 1252 году, Иван Калита в 1327 году и многие другие. Иногда дело решалось мирным судом.

Так, в 1431 году между московским князем Василием II Васильевичем и его дядей Юрием Дмитриевичем вспыхнула распря за великое княжение. Оба поехали в Орду, и хан Улу-Мухаммед присудил ярлык Василию. При этом, по свидетельству летописи, некий московский боярин вовремя сообразил сказать хану: «Юрий ищет великого княжения по древним правам русским, а государь наш – по твоей милости, ведая, что оно есть твой улус: отдашь его, кому хочешь». Хану понравилась раболепная речь, и он утвердил великокняжеский стол за московским претендентом.

Для торжественного поставления на престол, которое совершалось во Владимире, великий князь приезжал туда с ханским вельможею. Последний передавал ему там, в Успенском соборе, в присутствии митрополита, ярлык – аналог западноевропейской инвеституры, предварительно зачитав его по-русски и по-татарски. Эту процедуру проходили все русские великие князья ордынского периода, включая последнего – Ивана III, основавшего, после распада Орды, независимую Россию.

Русские князья обязаны были предоставлять ханам свои дружины для военных походов. Так, в 1277 году по приказу хана Менгу-Тимура дружины великого князя Дмитрия Александровича и вассальных ему князей участвовали в кампании Орды против ясов-осетин на Кавказе. В дальнейшем упоминания о столь далёких походах русских войск в составе ордынских ратей отсутствуют – видимо, ханы невысоко ценили их боевые качества.

Баскаки

Первоначально ордынские ханы, не вполне доверяя своим ставленникам в лице великих князей, правили в Руси через своих наместников – баскаков. Баскаки назначались в каждый княжеский центр и были своего рода надзирателями над князьями, а при великом князе неотлучно находился великий баскак владимирский. Без его совета и одобрения великий князь не имел права начинать войну и заключать мир с соседними русскими князьями и западными государствами. Так, в 1269 году великий баскак Амраган, приехавший вместе с великим князем Ярославом Ярославовичем в Новгород, одобрил его намерение идти войной на Тевтонский орден.

Баскаки и подчинённый им штат писцов вели учёт населения подвластных земель и раз в пятнадцать лет производили раскладку подушной дани. В 1257 году Александр Невский привёл с собой баскаков в ранее свободный Новгород, где против них вспыхнуло восстание, жестоко подавленное княжеской дружиной без участия татар. Основное недовольство горожан вызвало то, что дань обязаны были платить все поровну, независимо от доходов. Баскаки отдавали сбор дани на откуп богатым купцам из Хорезма, против которых тоже время от времени вспыхивали восстания. Где-то с конца XIII века упоминания о баскаках и восточных откупщиках сходят на нет – ханы передоверяют сбор и доставку дани князьям.

Заинтересованность верхушки в «иге»

Не одни князья извлекали выгоду из включения Руси в многонациональную империю. Века ордынского ига – время нового подъёма экономики Руси. Об этом свидетельствует возобновившееся в XIV веке монетное обращение, исчезнувшее в Руси ещё в XII веке, в период раздробленности. Ходили ордынские денги с именами ханов и двуглавым орлом (который был символом Тюркского каганата ещё в VI веке), на которые с конца XIV века московские князья начали ставить свой чекан.

Церковь пользовалась в Орде большими привилегиями даже после принятия правящей верхушкой Орды ислама в начале XIV века. Сказание об убиении в Орде рязанского князя Романа Ольговича в 1270 году за отказ перейти в ислам очевидно недостоверно, так как ни о каких других попытках ордынцев обращать русских в свою веру неизвестно.

В конце 1237 г. феодальная Русь подверглась нашествию татаро-монгол . Монгольские племена до конца Х в. селились на территории современной Монголии. Это не была единая народность. Среди монгольских племен выделялось своей численностью и обычаями племя татар.

К XIII в. монголо-татарские племена в силу известных причин переходят к феодальному строю. Постоянные войны между племенами закончились образованием татаро-монгольского государства. Вождь одного из монгольских племен Темучин покорил все другие племена. На собрании родоплеменной знати (курултая) в 1206 году он избирается ханом всех монголов и нарекли его Чингисханом.

Монголы за предшествующие их приходу на Русь двадцать шесть лет покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа - континент, на огромных просторах которого было немало сильных государств. Сами монголы были сравнительно небольшим народом, но, как замечает известный советский ученый В.В. Кожинов , весь его материальный и духовный потенциал был целиком и полностью претворен в военную силу. Все мужское население с юных лет было воинством или обслуживало армию. Монголы к своей выгоде использовали покоренные ими народы, вовлекая значительную их часть в свое войско, заимствуя у них военную технику. В армии монголов была установлена железная дисциплина и применялась хитроумная тактика. Этому войску не было равных.

Русь к началу монгольской агрессии была не более “раздробленной”, чем какое-либо государство Западной Европы. Более того, определенное единство страны, несмотря на все междоусобицы, сохранялось и при Андрее Боголюбском , который перенес центр Руси во Владимир, и при его младшем брате Всеволоде Большое Гнездо, и при сыне последнего -Юрии. Окончательный распад Руси произошел во времена монгольской власти.

Золотая Орда окончательно покорила Русь в 1240 г . Одна за другой полегли на полях сражений храбрые княжеские дружины, погибли тысячи русских людей, до последнего отстаивавших свою землю. После разгрома и гибели великого князя Юрия Всеволодовича в битве с татаро-монголами в 1238 г. на реке Сити его брат Ярослав Всеволодович Владимирский (отец Александра Невского) “начал платить дань царю Батыю в Золотую Орду. И после него наши русские князья, сыновья и внуки его многие годы выходы и оброки платили царям в Золотую Орду, повинуясь им, и все принимали от них власть...”, - читали мы в написанной почти через столетие после обретения Русью независимости в “Казанской истории”.*1*


Монгольская национальная культура не была высокоразвитой, однако монголы обладали способностью считаться с культурными ценностями покоренных ими народов, чего не скажешь о создателях западных империй. Восемнадцать саксонских кампаний Карла Великого привели к уничтожению своих предков. Оттон (правил империей в Х в.) уничтожил вендов (балтийских славян). Перемещаясь на восток, всех неистребленных обращали в свою религию. Города Ганзы и походы тевтонских рыцарей обеспечили продвижение границы католицизма от Одера до Двины. К концу XIV в. целые европейские народы, противостоявшие “развитым” цивилизациям, исчезли с лица земли как “нецивилизованные”.

Многие историки отмечают присущую монголам “веротерпимость” и их стремление править каждой областью сообразно обычаям населения. С этой целью в канцелярии при дворе великого хана служили писцы всех национальностей и всех религий, дабы писать указы и законы на языках всех покоренных народов.

Здесь следует обратить внимание на характерный двойной счет западной науки и идеологии в отношении западноевропейских империй и, с другой стороны - азиатской. Первые представляются как силы, “благотворно влиявшие на экономическое и культурное развитие”, а то, что они стирали с лица земли иные цивилизации и целые народы, то это не столь важно.

Запад, несмотря ни на что , до сих пор убежден в том, что только его цивилизация и созданные им империи представляют настоящую ценность. Что же касается других (азиатских) империй, то западные источники их иначе и не представляют как явление искусственное, которое к тому же выразилось только в “жертвах”, “разрушениях” и “вечной жестокости”.

Справедливости ради отметим , что Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло , побывав в империи монголов, с восторгом писал, как великолепно была организована дорожная служба, как за день можно было преодолеть 500 км пути благодаря хорошо организованной почте - “янб” (по-русски “ям”). Через каждые 40 км находилась станция (большой прекрасный дом), где можно было поменять лошадей и мчать далее.

Английский историк Джон Феннел в своей книге, изданной в Москве в 1989 г. массовым тиражом, заявлял, что “находиться в вассальной зависимости от Золотой Орды для Руси было позорно и бессмысленно”, и “осудил” Александра Невского за его сотрудничество с монгольскими ханами. Однако ни данному автору, ни другим историкам и юристам Запада не приходило на ум назвать позорной и бессмысленной вассальную зависимость многих европейских народов от империи Карла Великого, его преемников или, скажем, от империи Наполеона и фашистской Германии.

Долгий период бытия Руси в составе азиатской империи XIII-XV вв. не самая лучшая страница в истории русского народа. Освободиться от вассальной зависимости у Руси еще не было сил. Еще могущественна была Золотая Орда с ее деспотической властью.

Военная структура , административное деление империи хорошо отлажены. Все источники отмечают тот факт, что “хан имеет изумительную власть над всеми”. Курултай - совещательный орган при хане созывался для решения вопросов государственной важности. В работе курултая принимали участие и женщины из знатных родов.

Весьма своеобразно было и право Золотой Орды . Многочисленны его источники: Великая Яса (собрание монгольских обычаев и законов), грамоты, ярлыки, пайцзы, исходившие от ханов; обычное право монгольских племен и, наконец, шариат. Правовые нормы не абстрагировались от норм нравственных и религиозных.

Уголовные законы отличались жестокостью . Малейшее нарушение установленного порядка преследовалось суровыми карами. Так, запрещалось под страхом смерти опускать руку в текущую воду, стирать одежду, возвращаться по той дороге, по которой отправлялся в путь.

Военное государство - Золотая Орда было построено по десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы (10 тысяч). Хорошая организация, железная дисциплина, огромная конница, разветвленная разведка, огромный боевой опыт, всеобщая мобилизация населения давали возможность золотоордынцам держать в повиновении народы Азии и значительную часть Европы. Никто не мог действительно противостоять этой машине до окончательного распада Золотой Орды. Так что долгий период бытия Руси в составе такой империи не “бессмыслица” и “позор”, а историческая судьба русского народа, сохранившего в неволе и свою православную веру, и культуру, а его патриотизм и мужество нанесли серьезные удары по Золотой Орде, приблизив ее распад в XV веке.

1. Общественный строй Руси эпохи господства Золотой Орды

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Монголы собирали дань с населения , живущего на завоеванных землях, а для этого татарские численники - писцы переписали в 1259 г. население земель Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской. С этого времени древние акты именуют таких людей “численными”, т.е. переписанными. Все крестьяне, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

Все люди, платившие дань (черные люди, численные люди, городские люди, гости, суконники), и земли этих людей как собственность завоевателя были изъяты из гражданского оборота, т.е. не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Во времена Золотой Орды сельская община сохранялась. Она состояла из людей центрального поселения и людей, “тянувших к нему данью, управлением и судом селений, деревень и дворов”. Каждая община знала свои границы и в ней существовала круговая порука по уплате податей и отбыванию повинностей, лежащих на общине. Общину могло составлять одно многочисленное селение, но обыкновенно ее составляли от четырех до десяти селений, между которыми одно из них служило центром.

Размер земельного участка каждого общинника (“выть” или “жеребий”) зависел от его состояния. В связи с этим черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. Владелец земельного участка мог передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия всей общины и с условием, что “наемщик, наследник и покупщик” принимает на себя тягло, лежавшее на приобретаемом участке черной земли.

Община имела право принимать на свободные участки тяглой земли новых поселенцев из вольных людей - “не тяглых и не письменных”. Новый поселенец освобождался на время от всех податей и повинностей, лежащих на общине, с тем чтобы новый член общины “мог встать на ноги”. Новые поселенцы по истечении льготного срока делались полноправными их членами и теряли право самовольного выхода из ее среды.

“Безвытные” люди черных общин , т.е. не владевшие наследственными земельными наделами, назывались подсуседями, захребетниками, батраками, казаками, молодшими людьми. Они жили во дворах вытных людей, помогали обрабатывать им свои “жеребья” (наделы) как вольнонаемные работники и домашние слуги.

Черные люди обязаны были содержать княжеских чиновников, приезжавших по служебным обязанностям, давать им корм и подводы (“ям”). Сверх дани, корма и яма черные люди должны были платить разного рода пошлины на содержание в исправности городов-крепостей, за совершение юридических сделок.

Самовольный выход из черной общины запрещался . Междукняжеские договоры дают право перехода только вольным людям, по формуле: “боярам, детям боярским, слугам и христианам меж нас вольным воля”.

С XVI в . после разгрома татарских царств на Волге и перехода к Московскому великому князю верховной власти хана над Русью происходила передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Черные люди и земли признаются собственностью Московского великого князя.

В эпоху монгольского владычества увеличилось количество вольных людей, т.е. людей, лишенных средств к существованию. Отпуская на свободу своих дворовых без земли, князья и бояре расширяли класс безземельных вольных людей, из которых счастлив был тот, кто просил и получал холопство или выпрашивал где-нибудь себе “подмогу”, обзаводился хозяйством на чужой земле, становясь закупом, исполовником своего господина-кредитора.

Правовое положение горожан , признавших над собою власть завоевателя, определялось их обязанностями по отношению к последнему, по которым они должны: 1 ) платить дань; 2 ) строить и поддерживать городские укрепления; 3 ) содержать княжескую дружину; 4 ) содержать служилых людей князя, назначаемых последним в подвластные города для администрации и суда; 5 ) платить в казну князя пошлины за совершение юридических сделок и актов.

По закону Чингисхана его потомки обязаны были соблюдать полную веротерпимость в подвластных им владениях и оказывать уважение и покровительство всем религиям и духовным лицам, состоящим под властью хана. Русская православная церковь получила ханский ярлык, предоставивший следующие права: непрекословность веры, богослужения, законов Русской церкви, неподсудность лиц духовного звания суду светскому, за исключением разбоя и убийства; освобождение от податей, повинностей и пошлины в пользу ханов всего русского духовенства, ближайших родственников духовных лиц, всех церковных людей и всех церковных имуществ. За нарушение ярлыков татарским князьям, вельможам, баскакам, послам, всем людям татарского царства ханы угрожали “гневом божьим на небе и казнью на земле”.

Духовенство на Руси сохранило свою организацию. Во главе Русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. В духовном состоянии различались высшее духовенство и низшее, белое и черное. К высшему принадлежали иерархи, стоявшие во главе церкви, начальники церковных округов (епархий) и монастырей.

К низшему духовенству принадлежали священно- и церковнослужители приходов и низшее черное духовенство, состоявшее из монахов и монахинь. Русская митрополия делилась на епархии, управление которыми находилось в руках епископов или архиепископов. Во времена татар было 12 епархий. Низшую единицу церковного деления составлял приход со священником, дьяконом, дьячком и пономарем и т.д., составлявшими церковный причт.

Митрополиту, как и всем епархиям , принадлежала десятина - десятая часть от всех княжеских даней и пошлин, доходы с приходских церквей, доходы с церковного суда. Приходское духовенство “кормилось” добровольными приношениями прихожан за исполнение церковных треб.

2. Государственный строй Руси периода Золотой Орды

С берегов Волги Батый призвал русских князей в Орду под угрозой потери своей отчизны и самой жизни за неявку. С тех пор монгольский хан стал верховной властью на Русской земле. Удельным русским князьям были вручены ханскими ярлыками их же вотчины на правах владений. Прежде самостоятельные князья превращены в подданных, посадников - слуг своего завоевателя.

На территории Руси завоевателями была создана особая структура - баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. В распоряжении баскаков находились военные отряды, часто формируемые из местного населения. Баскаки жили по княжествам и подчинялись главному баскаку, находившемуся во Владимире.

Лишив удельные русские государств а политической самостоятельности и господствуя над ними издали, завоеватель оставил нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, а в числе других правовых институтов- и родовой порядок преемства княжеской власти. Но в эпоху монгольского владычества русский князь, побежденный в борьбе за спорный родовой удел, имел возможность позвать своего соперника на суд хана и привести против него татарское войско, если ему удавалось расположить Орду в свою пользу. Так, Александр Невский , отстаивая свое право на Владимирский стол, отправился в Орду и упросил хана дать ему “старшинство” над всеми своими братьями на Суздальской земле.

Хан не всегда руководствовался русскими обычаями в решении спорных вопросов. Он часто выбирал между претендентами того, кто успел расположить его к себе подарками, лестью, родственными связями. В 1304 г. Орда решила спор о великом княжении между тверским князем Михаилом и московским князем Юрием в пользу первого.

После длительной борьбы между этими князьями , используя все средства воздействия на хана Узбека, московский князь Юрий Данилович возвратился из Орды великим князем. В этой связи нельзя не отметить и гибкую дипломатию, проводимую великими князьями. Так, хан Узбек (правил в 1313- 1342 гг.) выдал свою сестру Кончаку за московского князя Юрия Даниловича, продемонстрировав свое уважение к вассалу, а следующий хан Джанибек (1342 - 1357 гг.) находился в тесной дружбе с одним из выдающихся деятелей Руси того времени митрополитом всея Руси Алексием, который в 1431 г. был причислен к лику святых.

После смерти Юрия московское княжение наследовал его брат - Иван Калита (1325 г.). Со времени Калиты право и обязанность взимания и доставки дани в Орду предоставлялось только московским великим князьям, что послужило основанием возвышения Москвы над удельными княжествами. Исполняя обязанности посадника и пользуясь правами бывших откупщиков татарской дани, московские великие князья богатели и получали возможность приобретать в свою собственность села в разных уездах. Появились две формы волостей, отличающихся по своему устройству и органам управления: 1) черные волости, описанные татарскими чиновниками, обложенные татарской данью, пользующиеся административной и судебной автономией под условием исправного платежа ордынской дани и княжеского корма и пошлин; 2) дворцовые волости - собственность князей, здесь князья являлись наследственными владельцами на правах вотчинников. Управление дворцовыми волостями осуществлялось вне какой-либо зависимости от Орды.

Здесь можно было встретить дворецких, конюших, окольничьих. Этим высшим чинам были подчинены волостные и сельские судьи и многочисленные управители: тиуны, дьяки, ключники, стольники, мясники, рыбники, ловчие, сокольники, бортники, садовники, приказчики и др.

Великое московское княжество делилось на уезды, состоявшие под властью князей. Уезды подразделялись на станы или черные волости, где правили княжеские становщики или волостели. Станы подразделялись на “вари”, которые управлялись выборными старостами или сотниками.

В татарскую эпоху при князьях и волостелях состояли слуги разных названий, соответствовавших специальным должностям: писцы, даньщики, таможенники, перевозчики и явщики -сборщики пошлин с разного рода торговых сделок; тиуны, вирники - помощники князей и волостелей в делах суда и по сбору судебных штрафов и пошлин.

3. Куликовская битва

Середина XIV века. Золотая Орда оказалась в состоянии длительного кризиса. Он начался убийством хана Джанибека. За двадцать лет на престоле сменилось более двадцати ханов, пока к власти не пришел Тохтамыш. Важной персоной в Золотой Орде становится талантливый военачальник и политик Мамай. Он был крымским темником, т.е. командовал золотоордынским войском, расположенным в Крыму и прилегающей к нему степной полосе.

Предприимчивый Мамай неоднократно пытался захватить власть в Золотой Орде. Бесплодные попытки завладеть троном заставили Мамая свой взор обратить на Москву. По собственной инициативе он посылает Дмитрию Ивановичу “ярлык на великое княжение”, что нарушило традицию (полагалось, чтобы русские князья сами испрашивали у хана этот ярлык). Но с 1374 г. “теплые” отношения между Москвой и Мамаем сменяются открытой враждебностью. Следует заметить, что Мамай не был ханом Золотой Орды и его власть распространялась на указанную выше территорию.

Юный, смелый и талантливый в военном деле московский князь Дмитрий проявил неповиновение ордынцам. Послы Мамая просили дань, как при хане Узбеке. Дмитрий ответил им отказом. Послы, “глаголяху гордо”, угрожали войной, сообщив, что “Мамай уже стоит за Доном со многою силою”. Летом 1380 г. 100-тысячной армии Мамая были противопоставлены объединенные силы русского народа. На священную войну поднялся весь народ, но в поход взяли далеко не всех, отбирая лишь наиболее подготовленных и обученных военному делу, поскольку делали ставку не на число, а на умение.

Получив благословение от игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского и игнорируя “советы” верхушки духовенства “не рисковать и смириться перед ханом”, князь Дмитрий с общерусским войском, собранным почти со всей Северо-Восточной Руси, выступил из Москвы навстречу Мамаю. По дороге к Дону к войску присоединились отряды и других русских земель. Всего под знамена Дмитрия Ивановича встало 60 тысяч воинов.

Победа на Куликовом поле далась нелегко: погибло 8 тысяч русских воинов, а вместе с ранеными потери русских достигли 25 тысяч, т.е. почти половина армии. Татары оставили на поле брани более 60 тысяч. За столь сокрушительный разгром врага благодарный народ тут же окрестил Дмитрия “Донским”.

Эта великая победа положила начало освобождению Руси от вассальной зависимости. Куликовская битва являет собой национально-историческое, судьбоносное событие, имевшее всемирное значение. Мамай, в отличие от создателя Золотой Орды Батыя и его преемников, выражал намерение не только подчинить себе Русь, а поселиться в ее благоустроенных городах и обратить в рабство русский и другие народы. И дело не столько в дани, которую Москва отказалась платить, а в стремлении ордынцев полностью оккупировать Русь, используя ее потенциал для дальнейших агрессий. Последние исследования дают неоспоримые исторические факты, свидетельствующие о значительной роли римского престола в походе Мамая на Москву. Влияние католиков на окружение Мамая было огромным. Наряду с ведущей их ролью по-своему неменее существенен союз Мамая с великим князем литовским Ягайло. Как известно, Ягайло не успел привести свои войска на Куликово поле, но он шел туда, воодушевленный римским папою Урбаном VI. Подстрекаемый папой римским, Мамай шел на наше Отечество еще с одной целью - сокрушить Православие. Вот почему Русь почти полтора столетия не выступала единым фронтом в противоборстве с Золотой Ордой, а против Мамая пошла решительно. Мамай, наблюдая с высокого кургана ход битвы и увидя общее бегство своих полчищ, побежал сам и воскликнул в гневе: “велик Бог христианский”. Русские гнали татар до реки Мечи. Мамай бежал в Крым и там был умерщвлен генуэзцами.

Кажется странным , а для многих и нелепым свершившееся в те далекие годы объединение Запада с азиатской Мамаевой Ордой в походе на Русь. Странного здесь мало, ибо история дает нам не один пример такого объединения (Запад и Турция в Крымской войне против России в 1853-1856 гг.; ось Берлин-Рим-Токио против СССР в 1937 г.).

Куликовская битва позволила выйти Московской Руси на мировую арену.

После кровавой Куликовской битвы в 1380 г. и бескровного отвержения Иваном III зависимости Руси от хана Ахмата в 1480 г., говоря словами Карла Маркса, “изумленная Европа... была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи...”.