Психология дошкольника а в запорожец. Предисловие. Взгляд А.В. Запорожца на проблемы развития психики

На подходе – . А пока – небольшой текст, который из той статьи вырезал, чтобы акцентироваться на теме отдельно. Поговорим о том, почему же так сложно признавать собственную неправоту. На практике большинству из нас кажется, что все дело в «праведной» защите истины и справедливости, от которой отступаться «нельзя». Но глубинная подоплека выглядит не так благочестиво и оправдывает она не столько истину, сколько личную выгоду.

Если не усложнять, неправота – обычное заблуждение – с каждым случается. Но этот нейтральный факт как символ своей позорной негодности – и ей отчаянно сопротивляется..

В такой ситуации сталкиваешься с выбором – либо укрепиться в уютном самообмане и застрять в личном развитии, либо принять правду и душевно вырасти.

Признавать свою неправоту страшно, когда она угрожает понижением рейтинга в локальной иерархии. Чувствовал человек себя умным и сильным, оказался неправ – самооценка упала. В таких ситуациях большинство из нас склонны изо всех сил увиливать и выворачиваться, прибегая ко всем возможным аргументам, чтобы, если уж стороннему наблюдателю все ясно, одурачить лживыми оправданиями, хотя бы себя.

Даже если все вокруг с тобой не согласны, можно горделиво сравнить себя с каким-нибудь Галилеем: он один доказывал, что земля круглая, пока остальные верили, будто она – плоский диск.

Иногда в сознании отдельного человека иррациональным критерием большого ума может быть вечная непробиваемая правота. При таком раскладе даже единичное признание своей неправоты равносильно унизительному осознанию собственной тупости. А если при этом человек самооценку строит на своем большом уме, ситуация для него становится катастрофической.

Еще одна популярная причина, по которой так сложно признавать свою неправоту – это когда человек верит, что прав буквально всегда, во всех спорах, и веры этой, не смотря на всю ее иррациональную наивность, лишаться ни за что не хочет. Как же? Ведь, если свою неправоту признать хотя бы раз, это же будет значить, что и во всех предыдущих и возможных будущих перепалках наша персона может оказаться неправой! Не правда ли драматично?

Зеркальная причина трудности признания своей неправоты связана с колким опасением, что оппонент, оказавшийся «правым», насядет на наш мозг с такой претензией, что теперь, он дескать, прав во всем, и к нему надо бы прислушиваться, как к более важному и более ценному старшему товарищу.

Другая причина великой сложности признания своей неправоты всплывает там, где таковое признание подразумевает перемены в поведении – какие-то уступки и повинности. Например, признав себя бездельником, уже не получится закрывать глаза на тот факт, что надо бы делать, куда больше полезных дел по дому. С этой проблемой сталкиваются почти все родители, дрессирующие своих чад для личной выгоды.

Страшно признавать свою неправоту, когда это признание подразумевает, что нашу персону можно и впредь упрекать и обвинять. Например, когда один член семьи пилит другого, признание правомерности его действий предполагает, что пилил он вроде как не напрасно, в своей раздражительности был «прав», и теперь имеет законную привилегию и впредь «праведно» гневаться и сверлить мозг окружающим.

То есть, даже если разгневанный сожитель прав по смыслу сказанного, соглашаться с его правотой, признавая свою неправоту, не захочется, просто, чтобы не потворствовать его гневу. В семейных конфликтах люди редко разбирают происходящее по полочкам, отделяя форму от содержания, а чаще, свалив все в кучу, отторгают нелицеприятную картину в целом.

В целом жажда правоты – это что-то вроде «инстинкта» эго, пытающегося в хаосе жизни удерживаться на шатких опорах своих убеждений, этот хаос упорядочивающих (на сайт этой теме посвящена отдельная о строении психики). Поэтому каждый заслуживает душевной скидки за свой самообман: мы вцепляемся в него не из какой-то гнусной подлости, а скорей из страха потерять себя в сложном мире.

Быть правым – не заслуга. Быть не правым – не грех. Все ошибаются. Собственную неправоту признавать совсем несложно и она перестает быть пугающей, когда правда становится милее инфантильного самоутверждения. Это основа душевной зрелости и уверенности в себе.

Не признавать

Не признавать

отвергать, не принимать, знать не хотеть, отрицать, отрекаться. Ant. признавать, подтверждать


Словарь русских синонимов .


Смотреть что такое "не признавать" в других словарях:

    См. ценить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. признавать опознавать, узнавать, распознавать; допускать, соглашаться; ценить. Ant. отрицать … Словарь синонимов

    ПРИЗНАВАТЬ, признать что, брать за истину, утверждать, принимать мнением, убеждением, сознавать; почитать чем за что. Я не признаю начал атомной школы, отвергаю их или признаю их ложными. Мы признаем в человеке: тело, душу и дух. Не признаю за… … Толковый словарь Даля

    Дорожить, ценить по достоинству, ценить, воздавать должное, признавать достоинства, отдавать справедливость, придавать большое значение, быть высокого мнения, отдавать должное, придавать значение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    См. забраковать... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. признавать негодным браковать, забраковать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ПРИЗНАВАТЬ, признаю, признаёшь, повел. признавай; признавая, несовер. 1. несовер. к признать. «В минуту невольной откровенности вы сами признавали, что вы человек злой.» Чернышевский. 2. чаще с отриц., кого что. Относиться к кому чему нибудь с… … Толковый словарь Ушакова

    ПРИЗНАТЬ, аю, аешь; признанный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Осуждать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Обелить, обелять, оправдывать, выносить оправдательный приговор Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    признавать - существование реализация, согласие признать власть реализация, согласие признать недействительным договор реализация, согласие признать необходимость реализация, согласие признать поражение реализация, согласие признать право … … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    признавать - ПРИЗНАВАТЬ1, несов. (сов. признать), кого что в ком. Разг. Определять (определить) кого, что л. по каким л. признакам, данным; узнать, распознать . Признавать в этом человеке… … Большой толковый словарь русских глаголов

    признавать - ▲ соглашаться с, несомненность признание (сделать #). признать согласиться с фактом существования чего л. (признавать авторитет чей л. # свои ошибки. я вынужден # вашу правоту). отдать [воздать] должное кому. отдать справедливость кому. дань… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Русские древности. Почему не хотят признавать русские древности? , Солнцев Н., Чудимов В.. Данная книга состоит из двух монографий. Она открывается работой Николая Владимировича Солнцева «Русские древности». Монография Н. В. Солнцева является исследованием некоторых неизвестных…
  • Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня , Стивен Пинкер. На протяжении нескольких столетий многие интеллектуалы пытались установить принципы справедливости, основываясь на убеждении, что человек рождается «чистым листом», на котором родители…

Уровень сложности: Сложно

1 шаг

Во-первых, следите за своей реакцией. Не нужно начинать оправдываться, если вас обвиняют или выговаривают вам за что-либо. Не нужно закипать или вспыхивать возмущением, сердитость или истерика только еще больше убедят вашего всезнающего оппонента в том, что он выбрал правильный ход, так что это не выход. Сдержитесь и останьтесь спокойным. Лучше будет оценить факты, особенно, если вы четко осознаете, что правы, и подготовить доводы.

2 шаг

Во-вторых, не пытайтесь привлекать себе помощников, чтобы справиться с ситуацией. В глазах “всеправого” это будет выглядеть, как капитуляция в отношении ваших способностей, да и привлеченный тоже может подлить масла в огонь, вместо помощи. Такие споры нужно решать один на один. Лучше представить оппонента в виде ребенка, который капризничает, и для него доводы не убедительны. Тогда можно оставить для себя роль взрослого, который спокойно и разумно добьется своего.

3 шаг

Соберитесь с мыслями. Спокойно выслушайте обвинения или претензии. Не оправдывайтесь, не позволяйте загнать себя в угол. Не кричите. Не спорьте. Подождите пока собеседник исчерпает свои высказывания. Будьте расчетливы и не торопите события. Вступайте в конфронтацию только в том случае, если наносят оскорбление или применяют наглую ложь. В этом случае жестко, но не грубо пресекайте такие действия.

4 шаг

Когда оппонент замолчит, спокойно и доходчиво изложите свои факты, аргументируйте, приводите неоспоримые доводы и примеры из его жизненных ситуаций, которые противоречат его же сегодняшним высказываниям. Держите марку! Не поддавайтесь на убеждения вас в вашей виновности. Спокойное, аргументированное и уверенное противостояние даст положительный результат. Если уж ваш оппонент совершенно непробиваемый или поступает так намеренно, то вы хотя бы сохраните собственное лицо, самоуважение и мнение о себе у всех свидетелей разборок.

  • Пока эта инструкция находилась у меня в стадии написания, я подумала о том, что сейчас есть поразительная аналогия для наблюдения за этой психологической игрой на сцене мировой политики:)

Данный сборник включает в себя статьи по вопросам психологии ребенка-дошкольника, ставшим уже классическими. Первое издание книги давно является библиографической редкостью. Авторы статей известнейшие отечественные психологи: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович и другие. Сборник предназначен для дошкольных работников, психологов, родителей, всех, кто интересуется психологией.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Имена авторов статей, вошедших в данный сборник, -А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.РЛурия, Д.Б.Эльконин -предполагают обращение к наиболее значимым проблемам психологической науки, анализ наиболее острых вопросов. Маленький по объему, сборник поражает объемностью заложенных в нем идей. В статьях, посвященных вопросам психологии ребенка дошкольного возраста, раскрываются.основания одного из наиболее значимого в отечественной психологии подхода к развитию - подхода, разработанного в научной школе Л.С.Выготского. Эти основания и сейчас вызывают живейший интерес и острейшие дискуссии, как при обсуждении сугубо теоретических проблем, так и при построении образовательных практик.

Авторы сборника пишут, что их работы посвящены "...развитию конструктивной и игровой деятельности ребенка-дошкольника, ... вопросам развития мышления, памяти, речи в дошкольном возрасте..." Самое же существенное то, что все представленные исследования направлены на построение единой концепции развития ребенка, на анализ специфики развития на этапе дошкольного детства. В основе данной концепции лежат основные положения теории Л.С.Выготского, учениками которого были большинство авторов данного сборника.

Не случайно сборник посвящен анализу особенностей развития ребенка-дошкольника. Именно этот возраст наиболее выразительно и явно проявляет основные проблемы, развития психики, здесь начинают закладываться многие существенные для всех последующих периодов новообразования.

Одна из основных проблем, к рассмотрению которых обращаются авторы сборника, - это проблема развития. Развитие понимается как последовательность переходов от одной качественной ступени к другой. Содержание подобных переходов проявляется в основных новообразованиях (Л.С.Выготский) каждой возрастной ступени. Подобные новообразования носят целостный характер, они перестраивают психику ребенка в целом и только проявляются в отдельных функциях и отдельных поведенческих актах. Таким образом, вслед за Л.С.Выготским, авторы реализуют подход к анализупсихики ребенка, . который можно назвать целостно-генетическим. Этот подход рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения. В таком случае психика рассматривается как некоторое целостное, системное (по Л.С.Выготскому) образование, развитие которого перестраивает все структурные компоненты.

Советский психолог, ученик Л.С. Выготского, доцент, профессор кафедры психологии МГУ, основатель Института дошкольного воспитания АПН СССР, академик АПН СССР.

Публикации в журналах

Другие публикации автора

  1. Запорожец А.В., Луков Г.Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  2. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  3. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений, М., 1960
  4. Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 1963. №5
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
  6. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников М.: Педагогика, 1974.
  7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
  8. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995, с. 112-122

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930).

В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. - доцент, с 1938 г. - зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та.

В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. - доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания.

В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства - величайшее завоевание человеческой цивилизации.