Самая лучшая школа в париже. Высшая нормальная школа в париже. Наука и образование

Гусеницы - ползающие, похожие на червяков личинки насекомых. Они бывают абсолютно разных размеров и цветов, могут быть голыми или покрытыми пушистыми волосками. Объединяет их одно - все они когда-нибудь превращаются в прекрасных бабочек. Впрочем, внешний облик гусениц тоже способен удивить и впечатлить. Описание и название видов гусениц вы найдёте в этой статье.

Кто они такие?

В отличие от червяков, с которыми их постоянно сравнивают, гусеницы не являются самостоятельной группой животных. Это личинки насекомых - одна из форм развития чешуекрылых, или же бабочек. Такая стадия наступает после стадии «яйцо» и может длиться от пары недель до нескольких лет. Затем она становится куколкой и только потом взрослой особью.

Тело всех видов гусениц состоит из головы, 3 грудных и 10 брюшных сегментов. Глаза находятся на голове по бокам. Конечностей у них много. В области грудных сегментов находится три пары ног, на брюхе их около пяти.

Гусеницы редко бывают полностью голыми. Их тело покрывают одиночные или очень густые волоски, расположенные пучками. У многих видов гусениц присутствуют рельефные выросты кутикулы, которые образуют зубчики, гранулы и шипы.

С момента вылупления из яйца гусеница начинает меняться. Часто особи личинок одного и того же вида, но разного возраста, отличаются внешне. По мере роста они линяют от двух (гусеница-минера) до сорока (платяная моль) раз.

У личинок бабочек особая слюна. На воздухе она затвердевает, образуя шёлк. Люди не оставили такую способность без внимания и уже не один век разводят гусениц для получения ценных волокон. Хищные виды также используются в борьбе с вредителями на огородах, а вот растительноядные могут нанести хозяйству урон.

Виды гусениц и бабочек

Чешуекрылые насекомые распространены по всей планете, но только в тех местах, где есть цветковая растительность. Их редко можно встретить в холодных полярных областях, безжизненных пустынях и лысых высокогорьях. Не слишком много их и в умеренных широтах, а вот наибольшим разнообразием видов обладают тропики.

Но как определить вид гусениц? В первую очередь внимание нужно обращать на цвет, размер, количество ног, длину волосков и другие специфические для каждого вида черты. Гусеницы вырастают длиной от нескольких миллиметров до 12 сантиметров. Их окраска зачастую не похожа на окраску бабочки, в которую они превращаются, поэтому, чтобы их распознать, нужен опыт и соответствующие знания. Например, личинка большой гарпии светло-зелёная, а взрослая особь серовато-коричневая, у жёлтой лимонницы личинки ярко-зелёные.

Понять, какой вид гусеницы перед вами, поможет наблюдение за её питанием. Многие из них (капустница, медведица, махаон, поликсена) являются фитофагами и едят цветки, листья и плоды растений. Древоточцы, кастнии, стеклянницы питаются исключительно древесиной и корнями трав. Настоящие моли и некоторые виды мешочниц употребляют грибы и лишайники. Часть гусениц предпочитает шерсть, волосы, роговые вещества, воск (ковровая и платяная моли, огнёвки), редко встречаются и хищники, например совки, голубянки, пяденицы.

Гусеницы в России

Наши края не настолько богаты насекомыми, как жаркие тропические пояса. Но и в России наберётся несколько сотен видов гусениц. Здесь распространены толстоголовки, голубянки, нимфалиды, белянки, парусники, риодиниды и другие отряды.

Типичный представитель белянок - капустница. Она обитает по всей Восточной Европе, восточной Японии и Северной Африке. Бабочки этого вида белые, с черными крыльями на кончиках и двумя черными точками. Их гусеницы желто-зелёные с черными бородавками по всему телу. Это известные вредители, которые питаются кочанами и листьями капусты, хреном, брюквой.

Парусник алкиной обитает в основном в Японии, Корее и Китае. В России гусеницы вида встречаются только в Приморском крае, и то в его южной части. Они живут рядом с реками и озёрами, где растёт аристолохия. Бабочки откладывают на этом растении яйца, а гусеницы затем питаются их листьями. Гусеницы алкиноя коричневые с белыми сегментами посредине, тело покрыто зубчиками. И взрослая, и личиночная форма насекомых ядовита, поэтому охотиться на них никто не спешит.

Бражник - один из наиболее известных видов. Слепые бражники являются редким видом. Их бабочки тёмно-коричневой расцветки, а личинки светло-зелёные с красными дыхальцами и белыми полосками по бокам. Гусеницы появляются в июле, сзади на теле у них есть рог черный на конце. Они питаются листьями ив, тополей и берёз и уже в августе окукливаются.

Ядовитые виды

Гусеницы часто служат пищей для других животных. Чтобы не стать чьим-нибудь кормом, у них есть множество приспособлений. Одни виды используют покровительственную или отпугивающую окраску, другие выделяют секрет с неприятным запахом. Часть из них взяла на вооружение яд.

Чешуйки, волоски и иголки, спрятанные под кожей некоторых гусениц, способны вызывать лепидоптеризм или гусеничный дерматит. Он проявляется воспалением, отеками, зудом и покраснениями мест контакта и может иметь серьёзные последствия. Ядовитыми являются личинки дубового, непарного и походного шелкопряда, мегалопиги операкулуса, медведицы гикори, сатурнии ио, крестовниковой медведицы и т. д.

Одной из самых опасных считается гусеница лономия. Она встречается лишь в Южной Америке. Отравление ее секретом даже имеет своё название - лономиаз. Контакт с видом lonomia obliqua и lonomia achelous может закончиться сильным внутренним кровотечением и летальным исходом. Гусеницы живут на фруктовых деревьях, а их «жертвами» часто становятся работники на плантациях.

Павлиноглазка атлас

Эти бабочки считаются одними из самых крупных в мире. Размах их крыльев достигает около 25 сантиметров. Они распространены в Индии, Китае, странах и островах Юго-Восточной Азии. Их гусеницы толстые и вырастают до двенадцати сантиметров в длину. Голубовато-зелёные на ранних стадиях, они становятся белоснежными со временем. Тело покрывают толстые мохнатые иголочки, от мелких волосков на них создается впечатление, что гусеницы покрыты пылью или снегом. Они выделяют прочный фагаровый шёлк, а их разорванные коконы иногда используют как кошельки или футляры.

Бражник сиреневый

Большое количество видов гусениц - зелёные. Они питаются растениями, и такой окрас помогает маскироваться под окружающую среду. Гусеницы бирючинного или же сиреневого бражника окрашены в салатовый цвет. По бокам у них расположены короткие диагональные полоски белого и черного цветов, а рядом с ними находится по одной красной точке.

Личинки бражников толстые и достигают в длину 9-10 сантиметров. В задней части спины гусениц торчит бело-черный вырост, напоминающий рог. Они обитают в Западной Европе, Китае, Японии, европейской части России и на юге Дальнего Востока, на Кавказе, юге Сибири и d Казахстане. Питаются жасмином, барбарисом, бузиной, калиной, смородиной. Гусеницами они становятся с июля по сентябрь, а затем дважды зимуют в виде куколок.

Аполлон парнасский

Черные виды гусениц в природе встречаются не очень часто. Таким цветом может похвастаться павлиний глаз, травяной коконопряд, аполлон парнасский. Последний вид назван в честь греческого бога искусств, Аполлона. Эти бабочки обитают в Европе и Азии, встречаются в Южной Сибири, Чувашии, Мордовии, Московской области. Любят сухие и солнечные долины, расположенные на высоте 2000-3000 тысячи метров.

Взрослые гусеницы аполлона парнасского окрашены в насыщенный черный цвет с ярко-красными точками и синими бородавками по бокам. За головой личинки находится осметрий - железа в виде небольших рожек. Обычно он спрятан под кожей и выпячивается в момент опасности, выделяя вещество с неприятным запахом. Гусеницы питаются очитком и молодилом и появляются только в хорошую солнечную погоду.

Платяная или комнатная моль

Этот вид гусениц доставляет немало хлопот в доме. Они поедают крупы, муку, шелковые и шерстяные ткани, обивку мебели. Взрослые особи - бабочки - вредны лишь тем, что могут отложить яйца. Весь основной ущерб вещам наносят именно гусеницы, пожирающие всё, что найдут.

Их тела почти прозрачны и покрыты тонкой бежево-коричневой кожей. Среди гусениц они считаются самыми маленькими, размеры личинок варьируются от миллиметра до одного сантиметра. В стадии личинки они пребывают от месяца до двух с половиной лет, за это время они успевают полинять до 40 раз. Обитают моли в США, Австралии, Европе, Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии, Зимбабве и многих других регионах.

Акрага коа, или "мармеладная" гусеница

Удивительные гусеницы этого вида похожи на нечто внеземное. Их прозрачно-серебристое тело будто сделано из желе. Благодаря чему их называют «мармеладными» или «кристальными». Их тело покрывают отростки конусной формы, на кончиках которых находятся оранжевые точки. Гусеницы достигают всего трех сантиметров в длину. На ощупь они липкие, а вещества, которые выделяют их железы, насыщены ядом.

Обитает насекомое в Неотропике - регионе, охватывающем Южную и часть Центральной Америки. Встретить его можно в Мексике, Панаме, Коста-Рике и т. д. Гусеница питается листьями манговых деревьев, кофе и других растений.

Махаон

Махаон - ещё одно насекомое, названное в честь героя мифологии. На сей раз это древнегреческий врач. Известно около 40 подвидов махаонов. Все они очень красочные как на стадии имаго, так и в период развития личинок. Они распространены по всему Северному полушарию. Встречаются в Северной Африке, Северной Америке, по всей Европе, кроме Ирландии. В горных районах могут подниматься на высоты от 2 до 4,5 километров.

Гусеницы махаона появляются на свет два раза за сезон: в мае и в августе, но в состоянии личинки они находятся всего месяц. По мере взросления их внешний облик очень изменяется. Сначала они черные с красными точечками и белым пятном на спине. Со временем расцветка становится светло-зеленой, а на каждом сегменте размещаются черные полосы и красные точки, белый цвет присутствует только на конечностях. У них также присутствует скрытый осметрий ярко-оранжевого цвета.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Жизнью насекомых я заинтересовался очень давно. В прошлом году я работал над исследовательской работой по теме: «Чудесное превращение гусеницы в бабочку» Я хотел проследить путь превращения бабочки от гусеницы до прекрасного…

« Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел».

Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом красивых бабочек становится меньше, а некоторые совсем пропадают. Так, в Подмосковье исчез аполлон, нежно-кремовый. Теперь этот вид отнесен к исчезающим. Становятся редкостью лимонно-желтый с синими и красными пятнами махаон, такие красавицы, как бархатно-черная траурница, яркий адмирал, павлиний глаз с круглыми фиолетово-голубыми «глазами» на крыльях. Даже не часто можно встретить самую обычную, но тоже очень красивую бабочку-крапивницу.

Это происходит из-за того что людьми вырубаются леса, прокладываются дороги, застраиваются домами и выжигаются огнем (брошенный окурок в лесу или зажженный костер) участки, где росли растения которыми питаются гусеницы - вследствие этого пропадают бабочки, т.к. гусеницам нечем питаться и она высыхает в стадии кокона. Очень грустно, что наш мир с каждый годом становится все беднее, вымирание видов продолжается. Когда начинаешь искать информацию о конкретных видах, оказывается, что многие бабочки уже давно занесены в Красную книгу и их количество продолжает сокращаться.

Животный мир полон красивых и загадочных процессов, один из них - превращение гусеницы в бабочку.

Гипотеза : бабочку можно вырастить в домашних условиях.

Многие из этих гусениц почти столь же впечатляющи, как и бабочки, в которых они потом превращаются. Их яркие отметины и шипы часто служат в качестве защиты, демонстрируя свой ядовитый характер или давая хищникам ложные цели для атаки.

В Индии верят, что если прошептать бабочке свое желание и отпустить, то оно непременно сбудется.

В Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений Русское название «бабочка»- уменьшительно-ласкательное от слова «баба»

В Японии бабочку считают символом радости, пара насекомых- супружеское счастье.

Предмет исследования : гусеницы двух видов бабочек дуболистного коконопряда и среднего винного бражника.

Цель исследования: стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе. Очень хочется представить себя на месте учёных, которые долгие годы, путём удачных и неудачных экспериментов собирали сведения об ответе на этот вопрос.

Метод исследования : эксперимент, наблюдение.

Задачи:

    Изучить литературу по данной теме, материалы в сети Интернет, узнать у взрослых, изучить статьи по теме в журналах, газетах;

    Отобрать материал для проведения опыта, необходимо создать благоприятные условия для эксперимента в домашних условиях.

    Провести исследовательскую работу по выращиванию бабочки, зафиксировать результаты и сделать выводы;

Ожидаемые результаты:

1. Получение начальных знаний энтомолога;

2. Овладение практическими навыками превращения гусеницы в бабочку, создавая благоприятные условия для проведения эксперимента.

3. Выведение бабочки.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира и зоологии в старших классах. Поможет понять насколько хрупок и необычен окружающий нас мир.

Глава 1. Из истории изучения бабочек

Человеческий разум долгое время не мог понять хода развития насекомых - от яйца к личинке, а затем через куколку, к взрослому насекомому. Ученые долгое время полагали, что гусеница и бабочка - это разные группы насекомых. Дело в том, что раньше насекомых делили на две группы: крылатых и бескрылых. И только в 17 в. голландский энтомолог Ян Сваммердам научно доказал, что гусеница - это стадия развития бабочки. Он изучал внутреннее строение куколки с помощью сильной лупы и понял, что в ней есть зачатки органов бабочки. А то, что гусеницы превращаются в куколок, было уже известно.

Глава 2 . От яйца к гусенице

Всякое насекомое начинает свою жизнь с яйца. Внешняя оболочка их довольно прочная и они способны выдержать различные неблагоприятные условия. Их можно, например, заморозить, но после оттаивания, они дадут живых насекомых. Яйцам некоторых видов не страшно даже воздействие сильных кислот. Форма и окраска яиц может быть различной.

Затем из яиц появляются гусеницы. Они имеют вытянутое, членистое тело. Ротовой аппарат грызущего типа. На груди имеются три пары членистых ножек, но они пользуются ими только для захвата пищи и опоры. Для передвижения гусеницы применяют нечленистые мясистые брюшные ложноножки, на подошвах которых имеются мелкие крючочки. Гусеница усиленно питается, растёт. В процессе роста она несколько раз линяет.

Глава 3. Что происходит внутри куколки?

Стадию куколки часто называют неподвижной, но это не верно. Хотя, почти все куколки кажутся безжизненными, под их покровом постоянно происходят перемены. В этот период рождается форма взрослого насекомого.

Мы и сами были удивлены и, даже, немного напуганы, когда взяли в руки куколку, а она, вдруг, зашевелилась. Итак, внутри куколки идёт перестройка всех тканей. Так у куколки бабочки исчезают ноги, которые были на брюшке у гусеницы, а вместо них появляются длинные и тонкие. Жующие ротовые части заменяются сосущими, развиваются крылья. На некоторых этапах большая часть содержимого куколки становится жидким.

Эти превращения уже давно привлекали исследователей, до сих пор этот процесс понятен не полностью. Ученые выяснили, что в формирующейся гусенице заложено два плана роста: один, по которому она продолжает расти, чтобы стать гусеницей, и другой, который вступит в силу лишь тогда, когда гусенице придёт время превращаться в бабочку.

Когда гусеница вступает в стадию куколки, их личиночные клетки начинают отмирать, а вместо них активно размножаются клетки взрослого насекомого.

3.1 Эксперименты учёных

Очень интересные эксперименты ставил в 1942 году молодой биолог из США Кэролл Уильямс. Он работал с павлиноглазкой и понял, что центр управления всеми превращениями находится в передней части насекомого. Если перерезать куколку посередине, то передняя часть будет развиваться и превратится в половину бабочки, а задняя останется куколкой.

Дальнейшие его исследования показали, что повышение температуры воздуха в первые теплые дни весны способствует выработке гормона, который даёт сигнал к началу превращения спящего насекомого. Ученых интересовал и другой вопрос. Что препятствует преждевременному превращению крошечной гусеницы в карликового насекомого? Они обнаружили за мозгом насекомого пару желёз. Эти железы обнаружены у всех насекомых с полным превращением. После удаления этих желёз личиночная жизнь гусениц заканчивается. На какой бы стадии развития ни застала их эта операция, при очередной линьке гусеницы ткут карликовые коконы, из которых выходят миниатюрные взрослые насекомые.

Таким образом, удаление желёз прерываетмолодость насекомого. И наоборот, пересадка желёз зрелой личинке, готовой к окукливанию, омолаживает её. Гусеница до поры до времени задерживает превращение и продолжает расти, пока не превратится в гигантское взрослое насекомое. Считают, что именно такой процесс происходил естественным путем много миллионов лет назад, когда существовали насекомые с размахом крыльев до 75 см.

Глава 4. Наша первая находка

К нам в руки попали две очень интересные гусеницы. Одна мохнатая, крупная, серо-коричневая с ярко-синими «глазами» - полосками, раскрывающимися при движении (фото 1). Нам не удалось отнести её к какому-либо семейству бабочек. Так, как она ползла по дороге, мы предположили, что гусеница могла просто случайно упасть с дерева или, что вероятнее, она искала место для окукливания. От предложенной нами еды она упорно отказывалась, поэтому, придя домой, мы посадили её в банку с землёй и веточками. Наша гостья долго ползала по веткам и, наконец, нашла подходящее место для дальнейшего превращения.

4.1 Сооружение кокона

Работа по сооружению кокона началась. Теперь нам стало понятно, что пойманная гусеница принадлежит к коконопрядам, так как своё временное убежище она плела из паутины (клейкой нити), которую выделяют железы, находящиеся на голове гусеницы. Коконопряды питаются листьями широколиственных или плодовых деревьев. Также стало понятно, что это ночная бабочка, потому, что именно они перед окукливанием, как правило, сплетают кокон. К утру работа была закончена. Кокон стал плотным и непрозрачным (фото 2).Период превращения куколки в бабочку может занимать от 5-10 дней до нескольких месяцев. Обычно он длится 12-15 дней. Так, как кокон из паутины и всё это происходило в начале лета, мы предположили, что насекомое вряд ли будет зимовать в стадии куколки. Следовательно, недели через две, мы сможем увидеть нашу бабочку.

Глава 5. Наша вторая находка

Вторая гусеница попала к нам уже в конце лета. Мы сразу определили, что она принадлежит к семейству бражников.

5.1 Внешний вид

Она была буро-коричневого цвета, очень крупная, с рисунком, напоминающим змеиную кожу (фото 3). Первые три отдела туловища очень маленькие, а на четвертом находились два пятна. Мы заметили, что если гусеница чем-то напугана, она втягивает голову внутрь. При этом отдел с пятнами сильно раздувается, и гусеница становится похожа на змею. Сходство усиливает характерный рисунок её кожи (фото 4).

Ещё одним отличительным признаком гусениц бражников является плотный вырост в виде рога на заднем конце туловища.

5.2 Создание условий для окукливания

Гусеницы бражников живут как на травянистой, так и на древесной растительности. Очень часто русское название соответствует названию кормового растения. Так сосновый бражник питается на сосне, молочайный - на молочае.

Так вот, мы посадили гусеницу в банку с землёй и ветками, как и первую. Но этой гусенице ветки не понравились, нам их пришлось вытащить. Она долго ползала по земле, даже пыталась в неё зарываться. Пришлось помочь, мы вырыли небольшое углубление. Эта ямка пришлась гусенице по душе. Она её заняла и начала плести паутину.

Но и тут гусеницу ждало разочарование! Паутина никак не хотела прикрепляться к комочкам земли, а если и прикреплялась, то они через какое-то время падали в ямку. Пришлось опять помочь. Вокруг углубления мы положили небольшие кусочки кирпича, чтобы гусенице было проще прикреплять к ним свой домик, и они не будут падать вниз.

5.3 Окукливание

Наконец-то всё получилось. Гусеница принялась за дело. Через несколько часов работа была прекращена, но навес получился очень редким, через него даже было видно гусеницу (фото 5). Она сидела неподвижно (во всяком случае, нам так показалось). И лишь через несколько дней мы обнаружили, что под навесом лежит куколка. Мы решили, что эта умная гусеница соорудила себе временный домик на период окукливания. Зимовать она будет в стадии куколки. Придётся содержать её в условиях, близких к природным, иначе бабочка появится слишком рано и погибнет, т.к. не найдёт подходящей еды. Куколки бражников отличаются тем, что на заднем конце у них имеется возвышение в виде рога, но некоторые виды его лишены (фото 6). Мы предположили, что, возможно, нам попалась гусеница среднего винного бражника.

Глава 6. У нас появились бабочки

Когда столь серьёзные преобразования внутри куколки завершаются, и изменённое насекомое готово выйти на свет, происходит последняя линька - сбрасывание кукольной оболочки. Окукливающиеся в коконе ночные бабочки выделяют жидкость, которая размягчает конец кокона.

6.1 Появление первой бабочки

Так произошло и с нашим коконопрядом. Через две недели на конце кокона появилось небольшое отверстие, которое со временем расширилось. Мы с нетерпением ждали выхода бабочки. Какая она будет? К сожалению, само появление бабочки мы проследили, увидели её уже сидящей на ветке. Эксперимент не совсем удался.

Но у нас имеется ещё одна куколка, которая, при благоприятных условиях, появится только весной. Появившаяся бабочка, мало напоминает привычных нам красавиц. Её крылья сморщенные и мокрые. Чтобы бабочка смогла их быстро высушить, она должна появиться на свет в сухую погоду. В противном случае, она легко может стать добычей хищников. К счастью, это происходит довольно редко, ведь, чтобы бабочка начала появляться, куколка должна нагреться до определённой температуры.

Итак, кто же она, наша таинственная гостья? Это - дуболистный коконопряд. Рассмотрим её поближе. Она очень необычная. Сразу можно сказать, что это ночная бабочка. У неё крупное опушённое тело, не такое яркое, как у дневных бабочек. Внешний край крыльев волнистый, хоботок не развит. Когда бабочка сидит, сложив крылья, она очень напоминает сухой лист. Это сходство подчеркивает рисунок на крыльях, который напоминает прожилка листа (фото 7). Самки этого вида крупнее самцов. Так, как хоботок у бабочки не развит, то питаться они не могут и живут недолго, ровно столько, чтобы успеть дать жизнь новому поколению. Своего коконопряда мы отпустили на свободу, как только установилась хорошая погода. Сначала он посидел на дереве, затем быстро-быстро захлопал крыльями, словно пробуя свои силы, и улетел.

6.2 Появление второй бабочки

Если мы не ошиблись, то вторая бабочка - это средний винный бражник. Это будет нарядная бабочка: края крыльев розовые, передние крылья в основании оливковые, задние черные (фото 8). Летают бражники в сумерках. Кстати сказать, бражники лучшие летуны среди насекомых. При сосании нектара, они не садятся на цветок, а повисают в воздухе, удерживаясь на одном месте. При этом их крылья работают как пропеллеры самолёта. Этих бабочек часто сравнивают с колибри.

Заключение

В результате изучения дополнительной информации мы узнали много нового о бабочках, гусеницах. Наш эксперимент находится в процессе завершения, т.к. бабочка среднего винного бражника зимует в стадии куколки. Что касается дуболистного коконопряда, то он зимует в стадии куколки, то мы с успехом справились с поставленной задачей. Нам удалось в домашних условиях увидеть превращение гусеницы в куколку, а затем в бабочку.

Наши наблюдения научили нас быть внимательными к окружающему микромиру и бережно относиться к природе.

Этапы исследования .

действия

результаты

Наша первая находка

Гусеница бражника

Гусеница превратилась в змею

Временный дом бражника

Куколка бражника

Бабочка дуболистного коконопряда

Середина мая

Бабочка бражника

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Алексеев В. Н. Бабенко В. Г. Бабочки средней полосы России: Дневные и ночные. - М: «Фитон» 2013. - 144 с.

    Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. - М: «Мысль», 1990. - 460 с.

    Зенкевич Л. А. Жизнь животных: Беспозвоночные. Том 3. - М: «Просвещение» 1969. - 576 с.

    Козлов М. А. Олигер И. М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М: «Просвещение» 1991. - 209 с.

    Лавров С. Д. Наши гусеницы. Определитель. - М: «Государственное учебно-педагогическое издательство» 1938. - 260 с.

    Фарб П. Насекомые. - М: «Мир» 1976. - 195 с.

    Бражники -Википедия (электронный ресурс).

http://ru.wikipedia.org/Бражники.

Высшая нормальная школа (фр. cole normale suprieure другие названия: «ENS Ulm», «ENS de Paris», «Normale Sup» или просто «Ulm») французское государственное учреждение в сфере высшего образования во Франции в подчинении министерства народного образования Франции. Нынешний директор Моника Канто-Спербэ (Monique Canto-Sperber).

Главный кампус расположен на рю д"Ульм (Ульмская улица, улица Ульм, rue d" Ulm), 45 в V округе Парижа (отсюда название: Высшая Нормальная школа (Ульм)).
История, статус и задачи
ВНШ в Париже является частью Высшей нормальной школы вместе с Высшей нормальной школой в Кашане и Высшей нормальной школой в Лионе. Тем не менее, только парижская ВНШ, в силу солидного срока существования и престижа в законодательных или нормативных текстах называется просто «Высшей нормальной школой» без дополнительных помет.

Нынешняя ВНШ была создана в результате слияния в 1985 году Парижской Высшей нормальной школы, и Севрской женской Высшей нормальной школы. (До слияния женщины имели право держать конкурс в парижской ВНШ. Два замечательных примера - Симона Вайль, поступившая из женской ВНШ в парижскую 1928 году, и академик Жаклин де Ромилли - в 1933).

Парижская высшая нормальная школа была основана 9 брюмера III года Республики (30 ноября 1794) Национальным конвентом, который выразил желание, чтобы в Париже была учреждена «нормальная Школа, где были бы призваны из всех частей Республики уже образованные в полезных науках граждане, чтобы под руководством наиболее учёных во всех областях профессоров обучаться искусству преподавания».

Сейчас, в соответствии с декретом от 26 августа 1987, «Высшая нормальная школа при высоком уровне культурного и научного образования готовит учащихся к работе в области фундаментальных или прикладных научных исследований, к преподаванию в университетах и на подготовительных курсах высшей школы, а также в среднем образовании и, более общим образом, к службе в государственной администрации и административно-территориальных образованиях, их публичных учреждениях и на предприятиях».
Наука и образование
Парижская ВНШ отличается от других высших школ Франции тем, что здесь в сопоставимых объёмах занимаются и словеснотью, и науками. Ввиду этого ВНШ состоит из отделения словесности (в широком смысле) и отделения наук. В каждом отделении свой заместитель директора (directeur adjoint) и директор по учёбе. Отделение наук Кафедра биологии
Кафедра химии
Кафедра информатики
Кафедра математики и её приложений
Кафедра физики
Кафедра «Земля-атмосфера-океан» (геология и т. д.)

Отделение словесности Кафедра литературы и языков
Кафедра философии
Кафедра наук о древности
Кафедра социальных наук
Кафедра географии
Кафедра истории
Кафедра когнитивных исследований
Коллектив «История и философия науки» (Collectif Histoire et Philosophie des Sciences, CHPS)
Платформа «Окружающая среда» (Plateforme environnement)
Переход искусств (La Passerelle des Arts)
Пространство иностранных культур и языков (Espace des Cultures et Langues d’Ailleurs, ECLA)

Интересные факты
В Высшей нормальной школе распространён особый жаргон (jargon normalien).
Литература
Collectif, Le livre du centenaire , Hachette, 1895
Collectif, Les Normaliens peints par eux-mmes , Chamerot et Renouard, 1895
Paul Dimoff, La Rue d’Ulm la Belle poque (1899-1903) , imp. G. Thomas, 1970
Franois Dufay et Pierre-Bertrand Dufort, Les normaliens. De Charles Pguy Bernard-Henri Lvy, un sicle d’histoire , J.C. Latts, 1993 (ASIN 2709613077) ;
Edouard Herriot, Normale , Socit nouvelle d’dition, 1932
Michle Ferrand, Franoise Imbert et Catherine Marry, L’Excellence scolaire: une affaire de famille. Le cas des normaliennes et normaliens scientifiques , L’Harmattan, coll. " Bibliothque de l"ducation ", 1999 (Высшая школа экономических и коммерческих наук

Википедия

Высшая нормальная школа (Париж)
(ENS )
Оригинальное название

École normale supérieure
rue d"Ulm - Paris

Международное название

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прежние названия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Девиз

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год основания
Год закрытия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реорганизован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год реорганизации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Тип

Высшая нормальная школа

Целевой капитал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Президент

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Директор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Студенты
Иностранные студенты
Бакалавриат

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Специалитет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Магистратура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Аспирантура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Докторантура
Доктора

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессора

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Преподаватели
Цвета

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение
Метро

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кампус

Ульм, Журдан, Монруж

Юридический адрес

ул. Ульм, 45

Сайт
Логотип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Координаты : К:Учебные заведения, основанные в 1794 году

Высшая нормальная (педагогическая) школа (фр. École normale supérieure другие названия: «ENS Ulm», «ENS de Paris», «Normale Sup» или просто «Ulm») - французское государственное учреждение в сфере высшего образования во Франции в подчинении министерства высшего образования и научных исследований Франции . Нынешний директор - Марк Мезар (фр. Marc Mézard ).

Высшая нормальная школа - одно из самых престижных высших учебных заведений Франции, для поступления в которое необходимо по окончании лицея проучиться несколько лет в специальных подготовительных классах ("les classes préparatoires"), чтобы затем пройти строгий конкурсный отбор.

Главный кампус расположен на рю д’Ульм (улица Ульм, rue d" Ulm), 45 в V округе Парижа (отсюда название: Высшая Нормальная школа (Ульм)).

По состоянию на 2014 год признаётся лучшим высшим учебным заведением Франции и занимает 35 место в мировом академическом списке .

История, статус и задачи

ВНШ в Париже является частью Высшей нормальной школы вместе с Высшей нормальной школой в Кашане и Высшей нормальной школой в Лионе . Тем не менее, только парижская ВНШ, в силу солидного срока существования и престижа, в законодательных или нормативных текстах называется просто «Высшей нормальной школой» без дополнительных уточнений.

Нынешняя ВНШ была создана в результате слияния в 1985 году Парижской Высшей нормальной школы и Севрской женской Высшей нормальной школы. (До слияния женщины имели право держать конкурс в парижской ВНШ. Два замечательных примера - Симона Вейль , поступившая из женской ВНШ в парижскую 1928 году , и академик Жаклин де Ромийи - в ).

Парижская высшая нормальная школа была основана 9 брюмера III года Республики (30 октября ) Национальным конвентом , который выразил желание, чтобы в Париже была учреждена «нормальная Школа, где были бы призваны из всех частей Республики уже образованные в полезных науках граждане, чтобы под руководством наиболее учёных во всех областях профессоров обучаться искусству преподавания».

Сейчас, в соответствии с декретом от 26 августа 1987 года , «Высшая нормальная школа при высоком уровне культурного и научного образования готовит учащихся к работе в области фундаментальных или прикладных научных исследований , к преподаванию в университетах и на подготовительных курсах высшей школы, а также в среднем образовании и, более общим образом, к службе в государственной администрации и административно-территориальных образованиях, их публичных учреждениях и на предприятиях».

Наука и образование

В ВНШ Парижа (а с 2010 года также и Лиона) занимаются не только естественными, но и в равной мере гуманитарными науками и науками об обществе.

  • Естественные науки
    • Кафедра биологии
    • Кафедра химии
    • Кафедра информатики
    • Кафедра математики и её приложений
    • Кафедра физики
    • Кафедра «Земля-атмосфера-океан» (геология и т. д.)
  • Гуманитарные науки и науки об обществе
    • Кафедра литературы и языков (Département Lila, то есть Li la)
    • Кафедра философии
    • Кафедра наук о древности
    • Кафедра социальных наук
    • Кафедра географии
    • Кафедра истории
    • Кафедра когнитивных исследований
    • Группа «История и философия науки» (Collectif Histoire et Philosophie des Sciences, CHPS)
    • Платформа «Окружающая среда» (Plateforme environnement)
    • Кафедра истории и теории искусств (Département d’Histoire et de Théorie des Arts, DHTA)
    • Кафедра иностранных языков (Espace des Cultures et Langues d’Ailleurs, ECLA)

В Высшей нормальной школе распространён особый жаргон (jargon normalien).

Директора школы

  • Жером Каркопино (1940-41, 1942-44)

Известные выпускники

  • Астрономы: Андуайе , Шалонж и Ковалевский
  • Математики: Дарбу , Борель , Пикар , Эли и Анри Картаны, Адамар , Вейль , Бэр , Фреше , Дьедонне и Шевалле
  • Минералоги: Франсуа Сюльпис Бёдан
  • Историки: Шарль Сеньобос , Люсьен Февр , Марк Блок , Жак Ле Гофф , Жак Ревель
  • Химик и биолог: Луи Пастер
  • Физики, нобелевские лауреаты Липпман и де Жен
  • Социологи и философы: Мишель Фуко , Жорж Дюмезиль , Эмиль Дюркгейм , Рене Вормс , Жан-Поль Сартр , Ален Бадью , Квентин Мейясу , Морис Мерло-Понти , Пьер Бурдье и Жак Деррида
  • Писатели: Мюриэль Барбери , Жан-Поль Сартр , Жак Деррида , Ромен Роллан
  • Лингвисты: Клод Ажеж

Напишите отзыв о статье "Высшая нормальная школа (Париж)"

Литература

  • Collectif, Le livre du centenaire , Hachette, 1895
  • Collectif, Les Normaliens peints par eux-mêmes , Chamerot et Renouard, 1895
  • Paul Dimoff, La Rue d’Ulm à la Belle époque (1899-1903) , imp. G. Thomas, 1970
  • François Dufay et Pierre-Bertrand Dufort, Les normaliens. De Charles Péguy à Bernard-Henri Lévy, un siècle d’histoire , J.C. Lattès, 1993 (ASIN 2709613077) ;
  • Edouard Herriot, Normale , Société nouvelle d’édition, 1932
  • Michèle Ferrand, Françoise Imbert et Catherine Marry, L’Excellence scolaire: une affaire de famille. Le cas des normaliennes et normaliens scientifiques , L’Harmattan, coll. " Bibliothèque de l"éducation ", 1999 (ISBN 2-7384-8221-X) ;
  • Pascale Hummel, Humanités normaliennes. L’enseignement classique et l"érudition philologique dans l"École normale supérieure au s-XIXe , Belles Lettres, coll. " Études anciennes ", n° 298, 1995 (ISBN 2-251-32645-6) ;
  • Pascale Hummel, Regards sur les études classiques au XIXe siècle. Catalogue du fonds Morante , Paris, Presses de l’École normale supérieure, 1990.
  • Pascale Hummel, Pour une histoire de l’École normale supérieure: sources d’archives (1794-1993) , en collaboration avec A. Lejeune et D. Peyceré, Paris, Archives nationales - Presses de l’École normale supérieure, 1995.
  • Nicole Masson, L"École normale supérieure: les chemins de la liberté , Gallimard, coll. " Découvertes ", 1994 (ASIN 2070532844) ;
  • Alain Peyrefitte, Rue d’Ulm. Chroniques de la vie normalienne , Fayard, 1994 (réed.) ;
  • Robert Flacelière, Normale en péril , Presses universitaires de France, 1971
  • Romain Rolland, Le cloître de la rue d’Ulm , Albin Michel, 1952 ;
  • Jean-François Sirinelli, École normale supérieure: le livre du bicentenaire , PUF, 1994.

См. также

Примечания

Ссылки


Отрывок, характеризующий Высшая нормальная школа (Париж)

Светлана в 10 лет

– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?
Мама видимо мысленно её строго одёрнула, потому что девочка вдруг очень расстроилась. На тёплые коричневые глазки навернулись слёзы и было видно, что ещё чуть-чуть – и они польются рекой.
– Только не надо плакать! – быстро попросила Стелла. – Хочешь, я тебе сделаю такого же?
У девочки мгновенно засветилась мордашка. Она схватила мать за руку и счастливо заверещала:
– Ты слышишь, мамочка, я ничего плохого не сделала и они на меня совсем не сердятся! А можно мне иметь такого тоже?.. Я, правда, буду очень хорошей! Я тебе очень-очень обещаю!
Мама смотрела на неё грустными глазами, стараясь решить, как бы правильнее ответить. А девочка неожиданно спросила:
– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.
– Мы уже искали, мы здесь давно. Но их нет. – Очень спокойно ответила женщина.
– А мы по-другому поищем, – улыбнулась Стелла. – Просто подумайте о них, чтобы мы смогли их увидеть, и мы их найдём.
Девочка смешно зажмурилась, видимо, очень стараясь мысленно создать картинку своего папы. Прошло несколько секунд...
– Мамочка, а как же так – я его не помню?.. – удивилась малышка.
Такое я слышала впервые и по удивлению в больших Стеллиных глазах поняла, что для неё это тоже что-то совершенно новенькое...
– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.

В 1985 года школа слилась с Северской Женской школой и получила свой теперешний статус и название. Сейчас, основной задачей университета является подготовка учащихся к работе в области фундаментальных и прикладных научных исследований. Многие выпускники школы - нобелевские лауреаты. Выс-шая нор-маль-ная шко-ла- са-мое при-виле-гиро-ван-ное выс-шее учеб-ное за-веде-ние Фран-ции, за-нима-ющее пер-вые строч-ки в ми-ровых рей-тин-гах уни-вер-си-тетов. За 221 год сво-его су-щест-во-вания этот уни-вер-си-тет стал элит-ной шко-лой с ши-роким вы-бором фа-куль-те-тов, и нас-то-ящей плат-формой, на ко-торой ода-рён-ные мо-лодые лю-ди мо-гут ре-али-зовать свои ам-би-ции.

Вид университета

Государственный

Расположение и транспорт

Университет располагается на юге Парижа. Главный учебный корпус школы находится на улице Ульм 45, что в 5-ом округе столицы Франции. Также школа имеет кампуса на бульваре Журдан (Jourdan) и в пригороде Монруж (Montrouge), плюс биологическое отделение в сельской местности в Фолюиф (Foljuif). До кампуса можно удобно добраться на метро (стоимость проезда 1.40 евро) или наземном общественном транспорте (стоимость проезда 1.80 евро).

Университет широко-известен в мире и занимает 59-ю позицию в списке 500 лучших ВУЗов мира по версии THE 2012-2013 (Times Higher Education World Rankings). По состоянию на 2014 год признаётся лучшим высшим учебным заведением Франции и занимает 35 место в мировом академическом списке.

Колличество студентов

Всего студентов: 1 350 Иностранцы:450

Условия проживания

Университет не предоставляет общежитий на кампусе, однако несложно найти достойную альтернативу. The Cité - международный Университет Парижа снимает комнаты по доступной цене начиная от 400 евро в месяц. Есть возможность снять квартиру или частные общежития поблизости университета. Цены на приватные квартиры в Париже варьируют от 500 до 800 евро в месяц.

Список наград и достижений

École Normale Supérieure является самым престижнымвысшим учебным заведением всей Франции. Среди ее выпускников представлены многочисленные ученые, философы, писатели, государственные и церковные деятели самого высокого звена - Жан-Поль Сартр, Луи Пастер, Жак Деррида, Жорж Помиду, Мишель Фуко, Пьер Бурдьё и другие. В приложении к британской газете «Таймс», посвященномвысшему образованию, Высшая нормальная школа Парижа была признана лучшим вузом континентальной Европы по результатам 2006 и 2007 учебных годов.

Факультеты

Естественные науки: Кафедра биологии, химии, информатики, физики, геологии.

Гуманитарные науки и науки об обществе: Кафедра литературы и языков, философии, наук о древности, социальных наук, географии, истории,иностранных языков.

Цены и требования при поступлении

Бакалавриат

  • Школьный аттест
  • Подтверждение знания французского языка DALF/DELF, TCF уровень B2 или TEF уровень B2-C1 и/или английского языка TOEFL iBT 80+, IELTS 6.0+

Зачисление производится на конкурсной основе в соответствии с количеством свободных мест.

Стоимость обучения Бакалавриат: от € 600/ год

Магистратура

  • Диплом специалиста по смежной специальности либо диплом бакалавра
  • Средний балл диплома 4.1.- 5.0
  • Активная академическая / научная деятельность
  • Рекомендации преподавателей и / или работодателей
  • Подтверждение знания французского языка DALF/DELF, TCF уровень С1-С2 или TEF уровень от C1
  • Английский язык TOEFL ibt 80+ или IELTS 6.0+
  • Возраст кандидата не должен превышать 24 лет на момент подачи документов
  • Не допускаются кандидаты, которые ранее уже подавали заявку
  • Кандидат не должен проживать во Франции более 5 месяцев на момент подачи заявки или ранее
  • Кандидат должен предоставить диплом об окончании уровня бакалавр

Стоимость обучения Магистратура: от € 750/ год

Для иностранных студентов каждый год разыгрываются гранты (20-25 каждый год) .

Ежемесячная стипендия составляет 1000 евро.