Где родился саша черный. Саша чёрный. Поэт Саша Черный. Краткая биография

Курочка Ряба и десять утят

Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?
Если ты её знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.
Жили-были другие дед и баба,
И была у них другая курочка ряба.

Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное -
Сырое.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула -
Яичко упало
И разбилось.

Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине - яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.

Высиживай, ряба, утяток!
А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело -
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролёт.
Редко-редко поест и попьёт.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки -
Целый десяток
Жёлтых утяток.

Запищали один за другим:
- Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
На цыплят они не похожи:
На ногах - перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.

Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зёрна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят -
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зелёной спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде - и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
- Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студёную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
- Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавают курочки рябы!

Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца - и нырнул.
А наседка кричит: - Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утёнок десятый,
Да ушли остальные утята -
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу - усатая кошка.

Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да её заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землёю стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка -
Вдогонку
За ней -
Через ямы, бугры и ухабы…
Ну и храбрая курочка ряба!

Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?

Если ты ее знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.

Жили-были другие дед и баба,
И была них другая курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное -
Сырое.

Мышка бежала,
Хвостиком махнула -
Яичко упало
И разбилось.

Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине - яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.
- Высиживай, ряба, утяток!

А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело -
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролет.
Редко-редко поест и попьет.

Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки -
Целый десяток
Желтых утяток.
Запищали один за другим:
- Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!

На цыплят они не похожи:
На ногах - перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.

Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят -
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде - и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга...
А наседка кричит с перепугу:
- Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
- Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает курочка ряба!

Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца - и нырнул.
А наседка кричит: - Караул!
Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята -
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу - усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка - вдогонку
За ней -
Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая курочка ряба!

Прожив чуть более полувека, этот писатель, поэт, журналист успел оставить яркий след в русской литературе. Детям Саша Черный знаком как «родитель» самого популярного в мире фокстерьера по кличке Микки, автор множества стихов и рассказов. А взрослые ценят его не только за произведения, возвращающие в детство, но и за едкую сатиру, которой проникнуты большинство творений писателя.

Детство и юность

В конце XIX века в Одессе на улице Ришельевской жила обычная еврейская семья: провизор Мендель Гликберг, его жена Марьям, болезненная и страдающая истерией, и пятеро детей. Мальчик, рожденный в этой семье 1 (13) октября 1880 года, получил имя Александр. Детство Саши было безрадостным. Отец, агент фармацевтической компании, постоянно был в разъездах. Мать ввиду состояния здоровья детьми практически не занималась, зато жаловалась на них мужу. А тот был скор на наказания, так что его приездов домой дети не любили и боялись.

В 1887 году в России приняли норму, по которой евреи не могли составлять более 10 процентов учеников гимназии. Провизор Гликберг нашел выход – крестил семью. Так в возрасте девяти лет Александр поступил в гимназию. Учебе, которая давалась мальчику достаточно легко, мешала тяжелая атмосфера в семье, и в 15 лет Саша сбежал из дома.

Родная тетя, сестра отца, перевезла племянника в Санкт-Петербург, в гимназию, на полный пансион. В петербургской гимназии Александру пришлось сложнее – он не смог справиться с программой по алгебре и вылетел из учебного заведения.


Саша Черный в юности

Родители не горели желанием оказывать финансовую поддержку блудному сыну. Парню пришлось попрошайничать, но нищее существование продлилось недолго. Судьба в лице начинающего журналиста Александра Яблоновского улыбнулась будущему поэту. Тот опубликовал статью о бедном юноше в газете «Сын отечества», и трагическую повесть прочел Константин Роше, житомирский чиновник, поэт, благотворитель.

Роше забрал Александра Гликберга в Житомир, определил в гимназию, в которой, впрочем, парень тоже не доучился из-за ссоры с директором. Мало того, после отчисления будущий поэт получил «волчий билет» – навсегда лишился права поступления.


Саша Черный в армии

На тот момент Александру уже исполнилось 20 лет. Парень заменил гимназию армией, где два года служил вольноопределяющимся. Еще год он работал на таможне в Новоселицах, на границе с Австро-Венгрией. В 1904 году газета «Волынский вестник» напечатала «Дневник резонера» – первое произведение писателя. А вскоре Александр Гликберг вошел в штат редакции газеты как фельетонист. Увы, через пару месяцев газета прекратила свое существование, и будущий Саша Черный переехал в Петербург

Литература

Русская литература богата на «говорящие» псевдонимы вроде , Демьяна Бедного, Эмиля Кроткого. Псевдоним Саша Черный имеет другое происхождение. У Александра Гликберга были разные псевдонимы – Сам по себе, Гейне из Житомира и т.д. А имя, под которым читатели теперь знают поэта и писателя, родом из детства: так маленького брюнета Сашу называла родня, чтобы отличать от другого Саши Гликберга – блондина.


Первое стихотворение, подписанное Сашей Черным, вышло в 1905 году и «взорвало» читающую публику. Под названием «Чепуха» скрывалась хлесткая сатира на самую верхушку тогдашней власти: депутатов Госдумы, министров и даже царя. Журнал «Зритель» после такого тут же закрыли. А Саша Черный взлетел на волне популярности, его стихи печатались в сатирических журналах «Молот», «Альманах», «Маски».

В 1906 году вышел первый сборник стихов Саши Черного, но из-за произведений политической направленности тираж арестовали. Автор избежал ареста, уехав в Германию, где вольнослушателем посещал лекции в Гейдельбергском университете.


В Санкт-Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Три года систематически печатал произведения молодого автора в журнале «Сатирикон», под эгидой которого творили лучшие юмористы того времени. За эти годы талант яркого поэта Серебряного века расцвел, книги Саши Черного активно издавались, стихи печатались в «Современнике», «Солнце России», «Одесских новостях» и прочих, от критиков слышалась только похвала. Но, добившись успеха, Саша остался все тем же замкнутым еврейским мальчиком.

В 1912 году, уехав на Капри, Саша Черный подружился с Максимом Горьким, попробовал писать прозу. Началась Первая мировая война, и Александра направили санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, но затем перекинули в полевой лазарет. Во время войны Саша-поэт творить не мог, ему даже пришлось лечить тяжелую депрессию. Зато активно работал Саша-прозаик, писавший и издававший книги для детей.


Саша Черный с легкостью открывает перед детьми целый мир. В этом особенность его творчества – трогательная любовь к малышам и в то же время умение встать на одну ступень с ребенком и вести с тем на удивление взрослую беседу. Дети для него – и читатели, и герои произведений, например, рассказов «Кавказский пленник» или «Домик в саду».

Еще одна особенность – сочетание во взрослых стихах беспощадной сатиры, потрясающей искренности, душевной боли и вечных ноток пессимизма. И при том у стихов самая разная направленность. Например, «Галчата» легки и воздушны, «Апельсин» дышит лиризмом, пусть и с налетом иронии. А «Гиена» кажется миниатюрой для детей, но вывод, который делает автор, явно взывает ко взрослому разуму.


В 1918 году Саша Черный, не принявший большевистскую власть, предпочел жизнь в эмиграции. В биографии эмигранта – Литва, Германия, Италия, Франция. Писатель печатался в газетах и журналах, вел литературные вечера, выступал со стихами. Тогда появились «Несерьезные рассказы», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка». Уже после смерти автора предстали перед читателем «Белка-мореплавательница» и «Солдатские сказки».

Перу Саши Черного принадлежат более 40 книг и сборников, около 100 цитат, ставших афоризмами, множество стихов, а также переводы Кнута Гамсуна, Рихарда Демеля и других. На стихи Саши Черного композитор создал ряд музыкальных произведений.

Личная жизнь

Саша Черный женился однажды и навсегда. Избранницей стала Мария Васильева – его начальница в те времена, когда поэт работал в Службе сборов Варшавской железной дороги. Женщина была старше на несколько лет, но ни это, ни разница в образовании и положении не помешали Саше и Марине завести дружбу, переросшую затем в брак.


В 1905 году Александр, женившись, обрел надежный тыл. Мария Ивановна окружила мужа заботой, избавила от бытовых проблем. В мире и согласии они прожили всю жизнь, детей у пары не было.

В конце 1920-х годов Саша Черный построил домик на юге Франции, в русской колонии Ла-Фавьер. Там, в Провансе, он и жил до смерти.

Смерть

Скончался поэт и писатель 5 августа 1932 года. Александр помогал тушить пожар у соседей, переволновался, устал. Вернувшись домой, он лег на кровать и больше не встал – его жизнь прервал сердечный приступ.


Похоронили Сашу Черного на кладбище Ле-Лаванду, но где именно, сейчас никто не скажет – в 1961 году умерла Мария Ивановна, и за могилу стало некому платить. Даже фото места последнего упокоения Александра Гликберга не сохранилось. В 1978-м на кладбище установили доску в память о поэте.

В начале 1960-х стараниями произведения Саши Черного вошли в Большую и Малую серии Библиотеки поэта.

Библиография

  • 1906 – «Разные мотивы»
  • 1910 – «Сатиры»
  • 1914 – «Живая азбука»
  • 1914 – «Ной»
  • 1915 – «Тук-тук»
  • 1918 – цикл «Война»
  • 1921 – «Детский остров»
  • 1922 – «Возвращение Робинзона»
  • 1923 – «Жажда»
  • 1924 – «Сон профессора Патрашкина»
  • 1927 – «Дневника фокса Микки»
  • 1928 – «Кошачья санатория»
  • 1928 – «Несерьезные рассказы»
  • 1929 – «Серебряная елка: Сказки для детей»
  • 1929 – «Чудесное лето»
  • 1930 – «Румяная книжка»
  • 1933 – «Белка-мореплавательница» (посмертно)
  • 1933 – «Солдатские сказки» (посмертно)

Цитаты

«Как молью, изъеден я сплином...

Посыпьте меня нафталином».

«Вы любите чердаки? Я - очень. Люди складывают на чердаках самые интересные вещи, а по комнатам расставляют скучные столы и дурацкие комоды».

«Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду».

«Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто, но в котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах».

«Жить на вершине голой,

Писать простые сонеты...

И брать от людей из дола

Хлеб, вино и котлеты».

«Весенний ветер за дверьми…

В кого б влюбиться, черт возьми!»

(настоящее имя - Гликберг Александр Михайлович)

(1880-1932) российский прозаик и поэт

Детство Саши Черного прошло в украинском местечке Белая Церковь. Отец мальчика работал провизором в аптеке, а затем стал агентом по продаже химических реактивов. Некоторое время Саша обучался в хедере, но не смог освоить еврейский язык, и тогда отец решил дать ему классическое образование.

Семья Гликбергов перебралась в Житомир, там Александр крестился. С десяти лет он начал обучаться в городской гимназии. Впоследствии он вспоминал об этом времени как о самом тяжелом периоде детства. Он был старше других учеников в классе, но отставал из-за плохой памяти и неумения сосредоточиться. Вдобавок он был практически лишен материнской ласки. В шестом классе Александра исключили из гимназии с «волчьим билетом», т. е. без права поступления в аналогичное учебное заведение.

Отчаявшись, он убегает из дома и добирается до Петербурга, где, поселившись у родственников, все-таки поступает в гимназию. Однако чтобы получить аттестат зрелости, Александру пришлось вернуться в Житомир. Неожиданно умирает его отец, мать выходит замуж и практически отказывается от сына. Воспитателем Александра становится знакомый семьи К. Роше, занимавший крупный пост в губернском крестьянском присутствии. Он поручился за юношу, и того вновь принимают в гимназию.

Роше оказал на Александра благотворное влияние, познакомил его с поэзией, которой страстно увлекался сам.

Получив аттестат зрелости, Александр устраивается на работу в качестве конторского служащего в местной таможне. Но фактически работает секретарем Роше, ставшего его опекуном. Тогда же он начинает печататься в только что открывшейся городской газете «Волынский вестник»: пишет рецензии, хронику местной светской жизни, а в 1904 году публикует цикл очерков под общим названием «Дневник резонера».

В начале 1905 года жизнь Александра неожиданно меняется, так как его опекун становится начальником Варшавской железной дороги и переезжает в Петербург. Роше устраивает Александра старшим канцеляристом в управление дороги. Руководившая канцелярией Н. Васильева влюбляется в юношу и вскоре становится его женой.

Васильева вводит начинающего писателя в круг петербургских ученых и философов. Сама она была племянницей известного философа профессора Петербургского университета А. Введенского и дальней родственницей предпринимателя Г. Елисеева.

После переезда в Петербург Гликберг начинает печататься в одном из ведущих журналов того времени «Зритель». 27 ноября 1905 года он опубликовал антиправительственный памфлет «Чепуха», под которым впервые поставил псевдоним Саша Черный.

Публикация, в которой усмотрели намеки на Николая II, вызвала резкую реакцию властей: на некоторое время журнал закрывают. Но скандал сделал имя Черного известным, его произведения стали печатать различные сатирические журналы.

Цензура четко отслеживала публикации Саши Черного, ведь его произведения сразу же становились известными, заучивались наизусть. Когда он подготовил к печати сборник стихов и сатирических очерков «Разные мотивы» (1905), тираж почти полностью был конфискован.

Чтобы избежать возможного ареста, знакомые и издатели посоветовали Саше Черному покинуть Россию. Летом 1906 года Гликберги уехали в Германию и провели за границей больше года. Александр много и напряженно работал, слушал лекции в университете, написал цикл лирических сатир, множество очерков. С 1906 года он выступает как прозаик.

Вернувшись в Россию в начале 1908 года, Саша Черный становится сотрудником еженедельного сатирического журнала «Сатирикон». Вскоре издание приобретает всероссийскую популярность и становится ведущим сатирическим органом, а поэт - всероссийской знаменитостью. Современники даже называли его российским Гейне, королем поэтов «Сатирикона». Приведем мнение издателя М. Корнфельда: «Саша Черный - сатирик Божьей милостью». Свои произведения Саша Черный объединяет в два сборника - «Сатиры» (1910) и «Сатира и лирика» (1913). Первый из них выдержал к 1917 году пять изданий.

Ему удалось создать свой тип героя, худосочного, жиденького и гадкого, иногда склонного к саморазоблачению.

Поэт создает сатиры политического характера, обращается к социально-бытовой тематике, пишет лирические стихи. Эти произведения интересны образными характеристиками, меткими эпитетами («сплошной карнавал мелюзги», «двуногие кроты, не стоящие дня земного срока») яркими деталями («бросает в пот склонившуюся плешь», «на блюдце киснет одинокий рыжик»).

На протяжении всей своей жизни Саша Черный пытался отойти от амплуа сатирика, но тем не менее его воспринимают именно как автора подобных произведений.

Осознавая несовершенство отношений в «Сатириконе», он активно сотрудничает с разными журналами, пишет сатиры, лирические стихотворения, пейзажные и бытовые зарисовки, выступает как прозаик и автор стихов для детей, пробует свои силы как переводчик.

В 1911 году Саша Черный написал первое стихотворение для детей - «Костер», за ним последовали другие: «Трубочист», «Летом», «Бобкина лошадка», «Поезд». Горький привлекает его к работе над сборником «Голубая книжка», в котором появляется первая сказка Черного - «Красный камешек». В 1912 году начинается его сотрудничество с Чуковским в журнале «Жар-птица».

Стихи Саши Черного, написанные простым, ясным языком, часто напоминают детские стишки, считалки. В них виден характер ребенка-почемучки, образно воспринимающего мир. В 1913 году выходит «Детская азбука», по которой обучается грамоте не одно поколение детей.

В годы Первой мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт, работает в госпитале, занимается общественной деятельностью. Военные впечатления отразились в ряде его произведений. После революции был опубликован цикл стихов «Война», а в эмиграции Черный опубликует «Солдатские сказки»(1933), созданные на основе услышанных в армии рассказов. Его герой создан в стилистике бытовой сказки об умелом и бывалом солдате. Черный выступает как блестящий имитатор сказа, исследователи отмечали искусство стилизации, невозможность различия собственно народных пословиц и приговорок от авторских: «Казакам для форсу начес полагается», «Звание у тебя полуофицерское, а в голове у тебя тараканы портянку сосут», «Один я, как клоп на одеяле, остался».

Октябрьскую революцию Саша Черный не принял и уехал в Литву. Там, на тихом хуторе, он пытается осмыслить происходящее и приходит к выводу, что стал беженцем, эмигрантом. Поэт с горечью констатирует, что он значительно вырос и из Саши превратился в Александра, так он теперь и подписывает свои произведения - Александр Черный.

Постепенно ему удается подготовить к изданию свои прежние стихотворные сборники и выпустить новый сборник, уже третий по счету, - «Жажда» (1923). Но основные интересы Саши Черного сосредотачиваются вокруг написания произведений для детских журналов. Мир ребенка был хорошо знаком писателю: его жена давала уроки в частных школах и гимназиях.

Жизнь в эмиграции налаживалась постепенно, вначале Гликберги жили в Берлине, но из-за издательского кризиса им пришлось уехать в Рим. В 1925 году они поселяются в Париже, на гонорар от «Дневника фокса Микки» (1927) даже смогли построить в русской колонии на юге Франции на берегу Средиземного моря небольшой дачный домик.

Саша Черный активно сотрудничает в разных эмигрантских изданиях, издает одну за другой книги для детей: «Библейские сказки» (1922), «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Белка-мореплавательница» (1926), «Румяная книжка» (1931), «Серебряная елка» (1929), «Кошачья санатория» (1928), «Чудесное лето» (1930).

Взрослые произведения Саши Черного выходят в 1928 году - он объединяет в книге «Несерьезные рассказы» произведения, опубликованные ранее в журналах.

Трагическая случайность обрывает жизнь писателя. После произошедшего у соседа пожара он почувствовал недомогание и, вернувшись домой, вскоре умер.