Конспект занятия по развитию речи «Юные сказочники. Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик. Сообщение темы занятия

Екатерина Неустроева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»

Цель : учить , совместно с воспитателем.

Программное содержание :

1. Обучающие задачи :

Связная речь :

Учить составлять рассказ по картине , совместно с воспитателем, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя (К) .

Грамматический строй речи . Обогащение словаря :

Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить подбирать прилагательное к существительному. Активизировать словарь детей по теме "Зима" (К) .

2. Развивающие задачи :

Развивать речь , память, внимание, мелкую моторику рук; укреплять мышцы дыхательной системы, посредством дыхательной гимнастики (П, К, З) .

3. Воспитывающие задачи :

Воспитывать культуру речи , отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы детей (С) .

Материалы :

колокольчик, магнитофон с записью песни "Чунга-Чанга", воздушный шар, ведерко, бусы, картина "Саша и снеговик ".

Ход НОД:

1. Организационный момент :

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и произносит слова :

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Колокольчик наш звенит,

Нам ленится, не велит.

На занятие торопит нас –

Развитие речи сейчас .

2. Сюрпризный момент :

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Звучит песня "Чунга-Чанга". Воспитатель спрашивает детей :

Кто же это к нам спешит на занятие? (ответы детей) .

Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар, прикрепленный к окну.

Это житель с острова Чунга-Чанга, его зовут Али-Баба. Он путешествовал на своем воздушном шаре по всему миру, а сегодня прилетел к нам в город Можгу. Я сейчас приглашу нашего гостя в группу , а вы, ребята, близко к окну не подходите, потому что я открою окно, а воздух на улице холодный, морозный.

Педагог вносит воздушный шар с гостем в группу .

3. Беседа о зиме :

Али-Баба сообщает детям о том, что он замерз.

Почему у вас так холодно?

Какое время года на улице?

Воспитатель говорит детям о том, что на острове Чунга-Чанга не бывает зимы, а круглый год - лето, поэтому Али-Баба не знает, какая зима.

Дидактическая игра : "Скажи, какая?"

Зима какая? (снежная, белая, холодная, морозная)

Снег какой ? Ветер какой? Солнце какое?

Али-Баба спрашивает детей, что они делают на улице зимой, в такой мороз. Дети передают бусы гостя и называют зимние забавы.

4. Дидактическое упражнение : "Зимние забавы"

Зимой можно кататься с горок на санках, лыжах, на катке на коньках, играть в снежки, лепить снежную крепость, снеговика .

Педагог предлагает детям показать Али-Бабе, как лепить снеговика и какой снег для этого необходим .

5. Пальчиковая игра "Снеговик " (стоя)

Раз рука, два рука

Лепили мы снеговика (показывают, как лепят) .

Мы слепили снежный ком

Вот такой. (показывают большой ком,

А потом поменьше ком

Вот такой. (показывают ком поменьше)

А на верх поставили маленький комочек (показывают маленький комок,

Вот и вышел снеговик , снеговичок .

Снег , ведерко, да морковка (загибают пальчики на руке,

Да уменье и сноровка

И готов снеговичок , очень милый толстячок.

6. Рассматривание картины "Саша и снеговик " и беседа по ней.

- Наш гость загрустил : как лепить снеговика мы ему показали , а как выглядит снеговик - Али-Баба не знает . Я приготовила для вас картину , которая называется "Саша и снеговик ". Рассмотрите картину вместе с Али-Бабой .

Какое время года на картине ?

Кто изображен на картине ?

Как зовут мальчика? Тепло ли одет Саша ? Что одел Саша ? Что у Саши в руках? Какой Саша ? Можно ли сказать про Сашу, что он "краснощёкий?". Как понимаете слово "краснощёкий?". Почему у него красные щёки? (воздух на улице холодный, морозный) .

Что слепил Саша из снега ? Какой у него получился снеговик ? Что есть у снеговика ?

Понравилась ли вам картина ?

7. Физкультминутка " Выпал беленький снежок"

Выпал беленький снежок (по кругу) .

Соберемся все в кружок (останавливаются) .

Мы на саночки садимся (приседают) .

И с горы на санках мчимся.

Снег , снег , снег , белый снег (встают, взмахивают руками) .

Кружит, падает на всех.

Дети все на лыжи встали (имитация ходьбы на лыжах) .

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили («рисуют» руками большой круг)

Снеговика мы смастерили («рисуют снеговика из трех комков ).

Поиграли, полепили,

И к делам мы приступили (проходят на свои места) .

8. Образец рассказа воспитателя .

Воспитатель предлагает Али-Бабе вместе с детьми послушать рассказ по картине , который получился.

Зимой выпало много снега . Мальчик Саша оделся потеплее , взял с собой совок и санки. Снег был липким и Саша слепил снеговика . На голове у снеговика ведро , глазки - угольки, нос - морковкой. Красивый получился снеговик у Саши !

9. Дыхательная гимнастика.

Али-Баба показывает детям дыхательную гимнастику, для подготовки к рассказыванию .

9. Рассказы детей по картине .

Педагог просит повторить образец рассказа нескольких детей (2-3) .

10. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям, вместе с гостем, оценить рассказы детей .

Али-Бабе понравились все рассказы . Чей рассказ вам понравился больше всех? Почему?

11. Итог занятия :

Скажите, с какой картиной мы сегодня познакомились? Чем вам понравилась эта картина ? Какое новое слово узнали? (краснощёкий) .

Али-Баба торопится домой, ведь он прилетел на воздушном шаре. Воздух из шарика выйдет и он может лопнуть. Как же тогда наш гость отправится домой? Али-Баба прощается с детьми, воспитатель провожает гостя до двери.

Публикации по теме:

Тема: Составление рассказа по картине «Слоны». Интеграция занятий «Развитие речи», «Лепка» и «Ознакомление с окружающим миром». Образовательные.

Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине…» КОУ «Специальная (коррекционная) адаптивная школа – детский сад №301» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине Задачи. Образовательные. 1. Учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста «Составление рассказа по картине «Собака с щенятами» Образовательные области: Познавательная, Коммуникативная, Социализация, Здоровье, Художествнно-эстетическая. Авторы: воспитатели Анищенко.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Зайцы» Составление рассказа по картине «Зайцы»Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в.

Хисматуллина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Тема: "Саша и снеговик"
Дата публикации: 21.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию речи

/для детей средней группы/

Воспитатель: Хисматуллина Т.А.

МАДОУ "Мальвина"

ЯНАО, г.Ноябрьск

Тема: «Саша и снеговик»

Цель . Составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи.

Образовательные.

понимать

изображенное

отвечать

воспитателя.

Закрепить

правильное

произношение

«одежда».

Формировать

интонационную выразительность, поощрять попытки детей самостоятельно составлять

рассказ по картине, используя образец воспитателя.

Развивающие.

Развивать

мышление

со ставлении

картинок,

о б р а зуя

последовательность сюжета.

Воспитательные.

Воспитывать

отвечать

грамотно

поставленный

Словарь:

у чить

правильно

называть

предметы

использовать

средства

выразительности.

Материал. Д емонстрационный материал: картинка «Саша и снеговик», дидактическая

игра «Речевое лото», дидактическая игра «Развиваем речь» - сюжетные картинки на тему

«Зима», снежинки для проведения физминутки, грамзапись, волшебная палочка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске висит картина, закрытая снежными пятнами.

Ребята, у меня в руках волшебная палочка!

Давайте с помощью волшебной палочки попробуем оживить эту картинку?

Воспитатель

волшебной

палочкой

открывается

постепенно рисунок.

Какое время года изображено на картине? (зима).

Этого мальчика зовут Саша.

Саша пошел на улицу погулять. Что надел Саша? Что Саша взял с собой?

(воспитатель составляет рассказ последовательно).

Саша вышел на улицу погулять, огляделся кругом и увидел… Снеговика!

Кто мог слепить снеговика?

Посмотрите внимательно, какой получился снеговик?

(веселый, грустный, задумчивый…).

Как вы думаете, что собирается делать Саша?

(строить горку, лепить снежную бабу…).

2. Основная часть

Послушайте какой рассказ я составила

(рассказ воспитателя)

Саша собрался на прогулку. Надел зимнюю куртку зеленого цвета с мехом. Как

следует завязал шапку, чтобы не простудить уши. Надел валенки и рукавицы, чтобы рукам

и ногам было тепло. Саша взял с собой на прогулку санки. Вышел Саша на улицу,

огляделся

Кругом белый снег, снежинки падают, стоит уже снеговик, и решил он

построить горку.

А сейчас Саша хочет услышать ваши рассказы о картине.

(воспитатель помогает детям, поощряет их).

3. Физминутка «Бабу снежную лепили»

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

(физ.минутка с элементами пальчиковой гимнастики).

А сейчас поиграем в игру: «Речевое лото».

Послушайте стишки:

Хороши штанишки у нашего малышки.

Вяжет Мише бабушка теплые варежки.

Тёплую шубку наденем на Мишутку.

У шапки-ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

Какой звук часто вы слышали? (звук «Ш»).

А сейчас ещё раз слушаем (воспитатель читает ещё раз).

Давайте произнесём эти стишки все вместе, звук «Ш» стараемся произнести четко.

После каждого прочтения стишка, будем класть маленькую карточку с картинкой на

большое лото, о чём был стишок.

(Воспитатель поочередно вызывает детей, спрашивает, что положили).

Одним словом, что это у нас? (одежда).

Итог.

Молодцы! О ком мы составляли рассказ на картинке? Какой звук закрепили?

А сейчас мы с вами для Саши составим последовательно картинки и подарим ему, а

Саша на следующем занятии расскажет рассказ, а мы послушаем.

(Дети последовательно составляют картинки в один сюжет).

Данные об авторе

Евтушенко А.А.

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Воспитатель

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме

«Составление рассказа по сюжетной картине «Саша и снеговик»

Образовательные цели.

  • Закрепление представлений о зиме и ее приметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»
  • Побуждать детей отгадывать загадки.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
  • Учить составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по сюжетной картинке.

Развивающие цели.

· Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением.

Воспитательные цели .

· Формирование навыков сотрудничества, инициативности.

Оборудование. Сюжетная картинка по теме «Саша и снеговик », картинки о зиме, снежинки с загадками, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей, кассета с записью пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Предварительная работа . Наблюдения зимних явлений, беседы о зиме, зимних забавах.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона, развитие мышления.

Воспитатель. Ребята, по дороге в детский сад я нашла снежинки. Снежинки эти необычные. На них загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать.

Воспитатель загадывает загадки:

Снег на полях, Вьюга гуляет.

Лед на реках, Когда это бывает? (Зимой)

Наступили холода. Перестал медведь реветь:

Обернулась в лед вода. В спячку впал в бору медведь.

Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает,

Обернулся зайкой белым. Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме, ее приметах.

2.Д/и «Подбери слово» Активизировать в речи детей прилагательные.

- Зима какая? (Холодная, снежная, морозная…). Снег зимой какой?. (Холодный, белый, пушистый…) Снежинки какие? (Маленькие, холодные, белые…). Небо зимой какое? (Серое, хмурое…).Сугробы какие? (Большие, белые, снежные…). Ветер какой? (Холодный, ледяной…).

Воспитатель. Ребята, хотите устроить снегопад в бутылочках?

3.Упражнение «Вьюга » Формирование направленной воздушной струи.

Воспитатель раздает детям маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.

4.Рассматривание картины «Саша и снеговик» Закрепление навыка составление описательного рассказа по сюжетной картинке.

Воспитатель обращает внимание детей на картину. Дети с помощью воспитателя составляют небольшой рассказ по картине.

Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что слепил мальчик? Как зовут мальчика? Мальчика зовут Саша. Из чего слепил Саша снеговик? Рассмотрите снеговик и расскажите, какой снеговик.(Снеговик большой, снежный, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка…) Затем воспитатель обобщает: -Зимой выпало много снега. Мальчик Саша слепил из снега снеговик. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки- угольки, вместо носа морковка, ручки-веточки. Воспитатель предлагает детям повторить рассказ(задание выполняют 3-4 ребенка).

5.Физкультминутка. Развитие координации речи с движением.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Дети приглашаются на ковер для разминки.

Звучит музыка из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Выпал беленький снежок (по кругу).

Соберемся все в кружок (останавливаются).

Мы на саночки садимся (приседают).

И с горы на санках мчимся.

Снег, снег, снег, белый снег (встают, взмахивают руками).

Кружит, падает на всех.

Дети все на лыжи встали (имитация ходьбы на лыжах).

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили («рисуют» руками большой круг)

Снеговика мы смастерили («рисуют снеговика из трех комков).

Поиграли, полепили,

И к делам мы приступили (проходят на свои места)

Воспитатель. Послушайте загадку:

6.Игра «Оживи картинку». Учить детей отвечать на вопросы.

Воспитатель. Ребята, предлагаю поиграть в игру «Оживи картинку»

На столе лежат картинки. Ребенок выходит к доске, берет картинку рассказывает, что он на ней видит.

7.Итог занятия .

Воспитатель оценивает работу детей. Дети, молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине.

Все красиво говорите!

Что ж, подарки получите!

На столе корзина с сюрпризом.