На что направлено психологическое консультирование. Виды психологического консультирования. Что такое психологическое консультирование
Вопрос № 75 . Психологическое консультирование. Виды и методы психологического консультирования.
«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». «Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Психоаналитическое направление - цели консультирования: Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.
Адлерианское направление - Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.
Терапия поведения - Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.
Рационально-эмоциональная терапия ( A . Ellis ) - Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
Ориентированная на клиента терапия ( C . Rogers ) - Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.
Экзистенциальная терапия - Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.
Структура процесса консультирования
1. Исследование проблемы. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблемы. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблема определяется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда указывает и способы разрешения.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Виды консультирования:
1. По объекту помощи: индивидуальное, групповое, семейное
2. По возрасту: консультирование с детьми, консультирование со взрослыми.
3. По пространственной организации: очное, дистанционное (телефонное, письменное)
4. По характеру проблемы: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
5. По продолжительности: экстренное, краткосрочное (от 2 до 5 сеансов), долгосрочное.
6. По моменту оказания помощи: кризисное, развивающее.
ПК включает в себя следующие направления деятельности:
1. Профориентационное консультирование , целью которого является помощь людям в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное консультирование проводится как с подростками, так и со взрослыми людьми, изменяющими сферу профессиональной активности.
2. Оргконсультирование , предметом которого является помощь в решении проблем, связанных с деятельностью организаций, формирование оптимальной системы взаимоотношений в коллективе, определение наиболее эффективных методов управления работой персонала и т. д.
3. Семейное консультирование , предметом которого являются взаимоотношения между членами семьи и работа может осуществляться как целиком с семьей, так и с отдельными ее членами.
4. Собственно психологическое консультирование , предметом которого является помощь человеку в решении его личных психологических проблем разного содержания.
ПК представляет собой специальный вид деятельности и потому должно осуществляться с соблюдением соответствующих норм.
Рамки ПК могут быть гораздо менее жесткими, чем рамки терапии и во многих случаях консультации по каким-то очень конкретным и узким вопросам могут быть вполне уместны и эффективны вне специально организованной деятельности, однако подобное касается лишь незначительного круга вопросов. В целом желательно сохранение обычных профессиональных ограничений.
ПК – это вид деятельности, которым могут заниматься психологи и социальные работники, имеющие специальную подготовку.
Клиентами консультирования могут быть люди, начиная с 14 – 15 лет при сохранении здоровых личностных структур.
Консультант может эффективно работать только в пределах достаточно устойчивой нормы психического здоровья, что позволяет человеку опираться на зрелые личностные образования и решать проблему в основном на рациональном уровне.
Принципы психологического консультирования:
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
Ориентация на нормы и ценности клиента.
Запрет давать советы.
Анонимность.
Разграничение личные и профессиональных отношений.
Включенность клиента в процесс консультирования.
Непосредственно процесс консультирования состоит из 4 этапов:
Знакомство с клиентом. Установление контакта.
Расспрос клиента
Коррекционное воздействие
Завершение беседы
Свойства личности консультанта
Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: Georg, Cristiani, 1990):
Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. }