В чем он совсем не годен. Басня скворец - крылов иван андреевич. Мораль басни Скворец

Роман "Игрок" Достоевского впервые был опубликован в 1866 году. Написание этого произведения стало важным событием и в творческой биографии, и в личной жизни писателя. До издания "Игрока" Достоевского преследовали неудачи, но после в его жизни наконец-то появилась стабильность.

Краткое содержание романа "Игрок" Достоевского

Главный герой - 25-летний учитель. С родственниками генерала Загорянского он уезжает на немецкий курорт Рулетенбург. Почтенное семейство с нетерпением ждет смерти богатой родственницы. Зовут ее Антонина Васильевна, но персонажи называются ее просто, по-домашнему - бабушкой.

Алексей Иванович - главный герой книги «Игрок» Достоевского - влюблен в падчерицу генерала Полину. Между ним и девушкой сложились довольно сложные отношения. Алексей Иванович принадлежит дворянскому роду, но у него нет средств. Зависимое положение угнетает молодого человека. Полина обходится с ним высокомерно, бесцеремонно. Главный герой уверен, что деньги обладают невероятной силой, и стоит ему разбогатеть, как генеральская падчерица посмотрит на него другими глазами.

Внезапно появляется бабушка. Вопреки упованиям родственников чувствует она себя прекрасно. Более того, спустя несколько дней по прибытии в Рулетенбург Антонина Васильевна на глазах у алчного семейства отправляется в злачное место и проигрывает большую часть своего состояния.

Алексей Иванович уверен, что Полина неравнодушна к Де-Грие. Однако француз теряет к девушке интерес после того, как бабушка проигрывает состояние, ведь теперь она почти бесприданница. Но Де-Грие вернул генералу закладные на 50 тысяч франков - деньги Полины. Девушку это оскорбило и она, уверенная в преданности Алексея Ивановича, требует от него найти эту сумму только лишь для того, чтобы бросить деньги в лицо меркантильном французу.

Учитель, конечно же, выполняет ее требования, но как только он оказывается у рулетки, любовь отходит на второй план. Алексей Иванович выигрывает деньги и приносит их Полине. Но с тех пор он заболел рулеткой... Более года Алексей Иванович "скитается" по игорным заведениям Германии. И только позже узнает, что Полина всегда любила только его. Таково краткое содержание "Игрока" Достоевского.

Полина Суслова

Эта женщина - прототип главной героини романа "Игрок" Федора Достоевского. Литературоведы, изучающие творчество писателя, полагают, что образ Настасьи Филипповны тоже создан под впечатлением от непростых отношений с Полиной Сусловой. Отец девушки, которую любил Достоевский, изначально был крепостным крестьянином графа Шереметьева, а затем выбился в фабриканты. Дочерям Прокофий Суслов дал неплохое образование: сестра Полины стала первой женщиной-врачом в России.

О Достоевском девушка впервые услышала в 1861 году. К тому времени он уже был маститым писателем, а его лекции имели огромный успех у молодежи. Достоевскому было сорок, когда они познакомились, Полине - двадцать один. Вскоре у Достоевского завязался Роман с Сусловой. Первая жена писателя тогда уже сильно болела. Полина требовала развестись с "чахоточной". Их отношения можно было охарактеризовать как "любовь-ненависть". Овдовев, Достоевский сделал Сусловой предложение, которое она отвергла.

Игромания

После того как Достоевскому удалось чудом избежать казни, он вернулся в Петербург. В начале шестидесятых он активно печатался в журнале, который принадлежал старшему брату. Дела шли хорошо. Достоевский отправился в путешествие по Европе. Писатель всегда был азартен, но, увидев рулетку в одном из немецких городов, потерял голову. Он заразился нелепой идеей, которая посещает каждого игромана: создать идеальную систему, позволяющую всегда выигрывать. Однако подобных схем не существует. Достоевский понял это слишком поздно.

Из истории создания романа

Однажды, проигравшись в пух и прах, писатель оказался на грани нищеты. Дабы поправить материальное положение, Достоевский заключил неудачный договор с новым издателем. За короткий срок ему предстояло написать роман. Это ему удалось, но исключительно благодаря девушке-стенографистке, которая впоследствии стала его женой.

Анна Сниткина

В 1866 году Достоевский открыл для себя способ, который в несколько раз ускорил творческий процесс. Один из друзей писателя посоветовал ему воспользоваться услугами стенографистки. Тот согласился не сразу - такой метод работы для него был тогда еще непривычен. Все же он пригласил 20-летнюю Анну Сниткину, выпускницу стенографических курсов. И не пожалел. Роман "Идиот" Достоевский написал в кратчайшие сроки. Последующие произведения он создавал таким же образом: произносил монологи и диалоги героев, а Анна стенографировала. Используя этот метод, он написал романы "Преступление и наказание", "Бесы", "Идиот", "Подросток".

Достоевский женился на Анне Сниткиной. Спустя несколько лет они отправились за границу, где писатель снова заболел игровой горячкой. В тот раз он потерял все деньги. Более того, проиграл дорогой костюм и несколько платьев жены. После этого случая он пообещал Анне завязать с рулеткой. Свое обещание писатель сдержал.

Анна Сниткина не только стенографировала. Она взяла на себя решение всех вопросов с издателями. Благодаря второй жене писатель избавился от долгов, в его жизни появились стабильность и благополучие.

Роман «Игрок» появился довольно необычно. Денежные проблемы вынудили Достоевского пойти с издательством на кабальное соглашение, в котором был установлен очень короткий срок написания нового романа – ноябрь 1866 года. Чтобы успеть, Федор Михайлович пригласил к сотрудничеству стенографистку Анну Сниткину, а также взял за основу произведения хорошо известную ему тему – казино.

Таким образом, роман «Игрок» отчасти автобиографичный. Правда, Достоевский смог преодолеть пагубную страсть к игре, а вот главный герой произведения Алексей Иванович, похоже, не выбрался из этого дна.

Жанр произведения сложно определить однозначно. Это синтез комической линии (бабуленька Антонида Васильевна), любовной (Полина – Де-Грие, Алексей, Астлей; Бланш – генерал), а также авантюрной (Де-Грие, Бланш, поляки в казино). Немало страниц посвящено философским размышлениям автора. И все венчает рулетка – символ жизни, судьбы.

Умный и энергичный Алексей Иванович всю страсть отдает игре. Его друг Астлей считает, что учитель мог бы приносить пользу обществу, а не растрачивать силы впустую. Но для главного героя игра заслоняет все, даже любовь к Полине. «Как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь отступила как бы на второй план» . А ведь до этого Алексей был готов ради возлюбленной на любые безумства, вплоть до самоубийства.

Игра в романе – не только рулетка. В широком смысле это взаимоотношения между героями. Полина играет Алексеем Ивановичем, вынуждая его исполнять капризы. Ловко и умело ведет свою партию Бланш: сначала с генералом, затем с Алексеем, чтобы в итоге обобрать обоих. Играет Де-Грие. Недаром его поведение кажется учителю неестественным, а улыбки – фальшивыми. Играет и сам Алексей Иванович. Чего стоит его «школьничество» в истории с немецким бароном.

Композиционно роман можно разделить на три части. Первая, самая большая, показывает зарождение преступной страсти и причины, которые привели главного героя за игорный стол. Вторая – большой выигрыш и последовавшее за ним нравственное падение. И третья часть – полная деградация личности Алексея. Астлей так характеризует состояние игрока: «вы одеревенели» . Учитель не читает больше газет, не знает, что происходит в мире. Гордый в начале романа, он опускается затем до лакея. Только игра занимает мысли Алексея, вытесняет все его чувства.

Характерно, что игрок практически равнодушен к деньгам. Выиграв 200 тысяч, он легко и быстро их растратил. Сделал это хладнокровно, сознательно и без удовольствия, по сути, идя на поводу у мадемуазель Бланш. В рулетке его интересует не столько выигрыш, сколько сам процесс.

Повествование намеренно ведется от первого лица. Достоевский, таким образом, смог показать тонкости душевных переживаний, оттенки чувств героя, открыл для читателя внутренний мир игрока, показал ступени, ведущие его в бездну.

Любовная линия между Алексеем и Полиной – основной «нерв» произведения, самая интригующая его часть. Читатель стремится разгадать тайну Полины, мотивы ее поступков. Падчерица генерала – один из самых ярких женских образов в творчестве Достоевского.

Полина очаровывает, манит, интригует, заставляет подчиняться. Ей нравится ощущать свою власть над Алексеем. Герой сам характеризует их отношения как «раб» и «мучитель» . Достоевский не детализирует внешность героини. Сообщает лишь отдельные черты, которые еще больше концентрируют интерес: «глаза – настоящие кошачьи» .

Сначала Полина предстает холодной, жестокой, высокомерной, расчетливой, эгоистичной. И лишь когда открывается ее тайна, становятся понятны все страдания тонкой души героини. Она боится, что любимый человек узнает о ее ошибке с Де-Грие и потому держит Алексея на расстоянии. Но не может обходиться без учителя, хочет тайно упиваться его признаниями. Полина не надеется обрести счастье с Алексеем, но и отпустить его не в силах.

Отчаяние и нравственный тупик приводят ее в комнату игрока. И вдруг тот, кто еще недавно клялся в неземной любви, забыл о ней. Герои сразу не понимают, что их чувства проиграны в рулетку.

Мучительная любовь Алексея – одна из основных линий сюжета. Исполняя каприз Полины, он наносит оскорбление баронской чете и лишается места работы. Ради девушки он идет играть и губит себя.

В противовес Алексею в романе есть игрок, которому удалось разорвать путы азарта. Это «бабуленька» Антонида Васильевна Тарасевичева – интересный и во многом комичный персонаж. Проницательная женщина сразу понимает, что собой представляют Бланш, Де-Грие, но благоволит Полине, Алексею и Астлею. Своего племянника генерала она жалеет, но денег ему не дает. Не из жадности. Антонида Васильевна прекрасно понимает: все немедленно уйдет к авантюристам.

После первого же проигрыша бабушка намеревается уехать, но не может устоять перед соблазном и снова идет играть. Только потратив все, что привезла собой, она находит в себе силы остановиться. Ее отъезд в Москву символичен. Достоевский считал, что только возврат к «исконно русскому» может спасти заблудившегося в европейских традициях игрока.

Еще один противовес образу Алексея – англичанин Астлей . Это единственный положительный персонаж в романе, человек рассудительный, умный и благородный. Он оплачивает долги генерала, одалживает деньги бабушке, увозит к себе Полину и детей. Парадоксально, но именно спокойствие и надежность отталкивают от Астлея решительную и независимую Полину. Она предпочитает уютной и тихой семейной гавани кипение страстей.

Полный антипод Астлея – мошенник Де-Грие . Такие дерзкие и обаятельные мужчины неотразимы в глазах многих женщин. Не устояла перед фальшивым маркизом и Полина. Но истинная цель этого человека – деньги. Де-Грие соблазняет Полину, чтобы прибрать к рукам приданое богатой наследницы. Но как только становится ясно, что бабушка умирать не собирается, Де-Грие теряет к Полине всякий интерес. Почти так же поступает французская интриганка Бланш.

Мастерство Достоевского привлекает внимание читателей к роману уже два с половиной столетия. Азартный игрок XIX века отличается от игромана века XXI только одеждой, манерами и мобильным телефоном. Суть его пристрастий осталась той же, а слабая воля и нравственная пустота приводят к зависимости и духовной деградации.

Роман «Игрок» Федор Достоевский написал, используя свой опыт игромана, за шесть недель, чтобы отдать карточные долги. Он посвятил его этой разрушительной страсти – случай редкий в мировой литературе такого уровня.

Героем произведения по праву считают Алексея Ивановича – обедневшего дворянина, живущего в отеле с семьей русского генерала в немецком городе с «говорящим» названием Рулетенбург. Генерал мечтает выдать замуж свою падчерицу Полину и ожидает для осуществления этой мечты «богатого наследства от больной московской бабушки». Алексей Иванович влюблен в Полину, но та не отвечает взаимностью в предвкушении богатого приданого и стремится выйти замуж за маркиза Де-Грие.

Опасный рубеж азарта

Неожиданно приехавшая в Рулетенбург «больная бабушка», вспомнив молодость, проигрывает в рулетку большую часть своего богатства, оставляя без наследства генерала и Полину.

Неожиданная для читателей страсть, которая вдруг охватывает богатую и самоуверенную старушку при виде возможности выиграть «за пять минут» целое состояние, описана в романе ярко. Состоятельная российская помещица «затряслась в исступлении»; «Бабушка просто дрожала, следя за колесом»; «Она, если можно так выразиться, дрожала изнутри». Как часто и бывает, старушка неожиданно выиграла много денег. Потом, что тоже естественно, их проиграла.

В этот момент она перешла тот рубеж, который отделяет начинающего игрока от патологического геймера.

«– Жива не хочу быть – отыграюсь… – проговорила она в каком-то спокойствии бешенства… Я пятнадцать тысяч целковых профершпилила!»

Алексей Иванович удивляется тому, как больная бабушка (ее возили в каталке) смогла просидеть у игрового стола восемь часов.

«Впрочем, игроки знают, как можно человеку просидеть чуть ли не сутки на одном месте за картами…»

В конце концов оставшаяся без денег бабуля на следующий же день возвращается в Россию.

Проигрыш неизбежен

Разумеется, маркиз не желает жениться на бесприданнице, которая к тому же умудрилась уже занять у него пятьдесят тысяч. Гордая Полина просит Алексея Ивановича выиграть эту сумму, чтобы она могла бросить в «подлое лицо» маркиза Де-Грие «эти пятьдесят тысяч и плюнула бы…!». Удача приносит Алексею Ивановичу счастливый выигрыш огромной суммы и радость помочь любимой девушке.

Он слышит со всех сторон тихие советы присутствующих: «…уезжайте завтра утром непременно, как можно раньше, не то вы все-все проиграете…»

Страсть к девушке или к игре?

Алексей Иванович заметил одну странную вещь: «…как я вчера дотронулся до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь как бы отступила на второй план… Еще подходя к игорной зале, за две комнаты, только что я заслышу дзеньканье пересыпающихся денег, – со мой почти делаются судороги… Да, в эдакие-то мгновения забываешь и все прежние неудачи!»

Игровая зависимость у бывшего домашнего учителя быстро развилась до выраженной клинической степени.

Одна страсть – любовь к девушке превращается в другую страсть – к азартной игре.

Он полтора года скитается по «игорным городам» Германии, опускаясь все ниже по социальной лестнице. Вот он уже служит лакеем и даже попадает в тюрьму за неуплаченный долг. Алексей Иванович понимает при этом, «что собственно расчет довольно мало значит и вовсе не имеет той важности, которую ему придают многие игроки». Но он «вывел одно заключение», которое оказалось для него фатальным: «в течение случайных шансов бывает хоть и не система, но как будто какой-то порядок, что, конечно, странно».

Прибавляется к этой «рациональной мысли» и чисто психологический мотив: «родилось какое-то странное ощущение, какой-то вызов судьбе, какое-то желание дать ей щелчок, выставить ей язык».

А как поступал сам автор?

Василий Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872

В 1866 году Достоевский был завзятым геймером.

Но как писатель он вынужден сделать нравоучительный вывод, который вложил в уста другого персонажа этого романа – англичанина Астлея:

«Вы одеревенели, вы не только отказались от жизни, от интересов своих и общественных, от долга гражданина и человека, от друзей своих (а они все-таки у вас были), вы не только отказались от какой бы то ни было цели, кроме выигрыша, вы даже отказались от воспоминаний своих».

Именно таким образом и происходят изменения личности (эмоциональные и интеллектуальные) вследствие прогрессирования зависимости от азартных игр.

Заметим, что, написав такие слова, то есть продемонстрировав формальную критичность, Достоевский до 1871 года продолжал играть, и весьма неудачно.

Известный писатель отдал казино девять лет жизни.

Однажды он написал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою… Вот в чем дело: обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас 100 (сто) талеров».

Колесо фортуны не повернуть

В мае 1867 года вторая жена Достоевского Анна Григорьевна была беременна.

Писатель «принялся доказывать, что проигрыш в Гамбурге был вызван, главным образом, его одиночеством и волнением.

Он за нее беспокоился, вообще, путал из-за спешки и взятой на себя ответственности. А вот если бы удалось вместе пожить там, где есть рулетка, играть, не торопясь, не зарываясь, по системе… и в июне они отправились в Баден-Баден. В Бадене они пробыли пять недель, и она назвала их кошмарными.

Федор Достоевский горячо верил, что обладает системой, по которой можно выиграть и “повернуть колесо фортуны”.

Через неделю после приезда все наличные деньги были проиграны и начался заклад вещей. Каждый день он бегал к ростовщикам, носил им часы, брошку с рубинами и бриллиантами – свадебный его подарок Анне Григорьевне, – серьги жены. Потом пошли носильные вещи, пальто, костюм, шаль.

Однажды он выиграл четыре тысячи талеров, целое состояние, решил быть благоразумным, дал их жене, но каждый час являлся за новым “пополнением кассы” и убегал в казино.

К вечеру от всего выигрыша ничего не осталось. Они переехали из гостиницы в жалкую комнату над кузницей и жили там под аккомпанемент молота и свист горна» (Енко К., Енко Т., 2011).

Источники:

  1. Достоевский Ф. М. Игрок // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 5. Л. : Наука, 1973. С. 208–318.
  2. Енко К., Енко Т. Тайная страсть Достоевского: наваждения и пороки гения. М. : Эксмо, 2011.

Речь у нас пойдёт вовсе не об известном романе Фёдора Михайловича Достоевского "Игрок", а о самом великом писателе, который был подвержен чувству азарта ничуть не меньше, чем главный герой его бессмертного произведения Алексей Иванович.

Что такое азарт? Это сильное нервное возбуждение, причиной которого является страстное увлечение чем-либо. Азарт присущ практически всем видам человеческой деятельности. Даже дворник может впасть в состояние неконтролируемого задора, махая метлой. Но чтобы такое случилось, он должен любить свою профессию. А вот русский писатель Эдуард Севрус назвал азарт "похотью успеха". Очень верно по существу, так как человек довольно часто становится его рабом.

Скажем, если кто-то увлекается рыбалкой, охотой или альпинизмом, то азарт в этом случае выглядит вполне безобидно. Ну а если предметом страсти выступает игра в рулетку? Тут уже стоит задуматься. А чтобы понять всю пагубность подобного влечения, необходимо иметь перед глазами живой пример. Вот как раз игрок Достоевский и является таким примером. Он тем более нагляден, что данная личность в глазах людей имеет огромное психологическое и воспитательное значение. Ведь Федор Михайлович - это великий русский писатель, которого знают и любят не только в России, но и во всём мире.

Но если такая "глыба" не выдержала всей тяжести человеческих страстей, то что уж говорить про других смертных, которым Бог не дал великого дара писать бессмертные произведения. Однако перейдём к делу и рассмотрим неприглядные стороны жизни знаменитого прозаика. Может быть, кому-то они послужат уроком и заставят задуматься.

С миром азарта и игры Фёдор Михайлович познакомился заочно, отбывая ссылку в Семипалатинске. В начале 1859 года ему попалась на глаза статья "Из записок игрока". В ней рассказывалось о тех нравах, которые царили в игорных домах Женевы, Гамбурга и Бадена. Там за минуты люди становились миллионерами, а проигравшиеся миллионеры кончали жизнь самоубийством.

Этот клубок человеческих страстей чрезвычайно заинтересовал писателя. Он стал знакомиться с любой информацией, касающейся игры в рулетку. Поэтому, когда в 1862 году он оказался заграницей, то, приехав в Баден, тут же пошёл в игорный зал. Писатель уже перешагнул 40-летний рубеж (род. 1821), но азарту все возрасты покорны. К тому же он очень коварен, так как даёт новичкам "зелёную улицу".

В первую же игру Достоевский выиграл 10 тысяч франков. Усилием воли он сохранил хладнокровие и покинул игорное заведение. Но когда пришёл в отель, коварный Дьявол начал опутывать нашего героя грешными мыслями. Нечисть устроилась возле писателя и зашептала ему в ухо: "Фортуна благосклонна к тебе. Не упусти свой шанс, иначе будешь жалеть всю оставшуюся жизнь".

Федор Михайлович не выдержал искушения и вернулся в игорный зал, где всего за несколько минут оставил половину выигрыша. Но тут, к счастью, наступило просветление, и писатель второй раз бежал прочь от зелёного стола. Треть из всех денег от отправил в Петербург, а с оставшейся суммой опять пошёл к рулетке. Результат нетрудно предсказать.

Игрок Достоевский через несколько дней телеграфировал брату Михаилу в Санкт-Петербург, прося выслать ему 100 рублей, так как денег не осталось совсем. Он вернулся в Россию потрёпанным, уставшим, но в глубинах подсознания уже засела мечта об огромном выигрыше. Она не оставляла писателя долгие годы.

Федор Михайлович был непрактичным человеком и совсем не умел обращаться с деньгами. Этим прекрасно пользовались разного рода проходимцы и нечистоплотные люди, которые всегда крутятся возле талантливых людей. Финансовую ситуацию усугубила смерть старшего брата Михаила. Он был издателем журнала "Время", затем "Эпоха", но умер в 1864 году. После этого у нашего героя наступила в жизни чёрная полоса.

Свой знаменитый роман "Преступление и наказание" писатель творил, находясь в полном безденежье. От нищеты спасал лишь журнал "Русский вестник", печатавший главы романа по мере их написания. Тут подвернулся хваткий, деловой и циничный издатель Фёдор Стелловский. Сделка с ним принесла Достоевскому 3 тысячи рублей. Но он обязался написать в сжатые сроки новый роман, в противном же случае терял право на издание своих произведений на 9 лет.

Стелловский ничуть не сомневался в успехе, так как сроки были жёсткими и составляли всего 3 недели. Ни один прозаик не смог бы написать серьёзное художественное произведение за такое короткое время. Наш герой тоже не смог бы, но жизнь очень гармонична, а худо никогда не бывает без добра.

Федор Михайлович взял себе стенографистку Анну Сниткину. Именно с её помощью он и осилил серьёзный психологический роман "Игрок". Написан он был за 21 день. И, таким образом, нечистоплотный издатель остался с носом. Очень кстати оказались и деньги за последние главы "Преступления и наказания".

С Анной Сниткиной наш герой сочетался законным браком. Это было самое умное и удачное решение в жизни Достоевского. Он приобрёл не только верную любящую жену, но и практичного расчётливого друга, умеющего считать каждую копейку.

В 1867 году супружеская чета уехала заграницу. Вначале всё шло хорошо, пока молодожёны не оказались в Бадене. В этом городе великий писатель "пропал", а его место занял игрок Достоевский. За несколько дней все добытые тяжким трудом деньги были проиграны в рулетку. Правда, вначале нашему герою везло, и он даже выиграл 4 тысячи франков, но затем спустил всё до копейки. Были заложены драгоценности жены, а полученные деньги опять же проиграны.

В этот раз помогала мать Сниткиной. Она высылала переводы, на которые супружеская пара и существовала. Но часть этих денег опять же уходила на игру. Иногда молодожёнам не на что было оплатить гостиницу и обед. Они существовали в долг, понимая, что в любую минуту их могут выгнать на улицу. Даже беременность жены не вытравила из души великого прозаика пагубную страсть.

В 1868 году родилась девочка, но в возрасте 3-х месяцев умерла. Затем в 1869 году родилась вторая девочка. Она прожила вплоть до 1926 года. Дети поубавили азартный пыл классика. А в 1871 году, когда семейство вернулось в Россию, писатель навсегда завязал с рулеткой.

В дальнейшем, благодаря стараниям жены, наш герой уже никогда не испытывал унизительного состояния нищеты. Игрок Достоевский умер, остался только писатель. Он много и плодотворно работал вплоть до своей кончины в 1881 году.

Валерий Крапивин

Роман увидел свет в 1866 году, в период, оказавшийся для Достоевского чрезвычайно сложным. отдыхал в Висбадене, где в течение нескольких дней полностью спустил имеющиеся у него средства. С целью выпутаться из долгов он заключил контрактное обязательство на создание в кратчайшие сроки романа. Именно впечатления от игры в Бад-Хомбурге где он бывал трижды и неизменно проигрывал, легли в основу написания романа.

Сюжетная линия романа построена на описании человеческого азарта, Азарта, ставшего для героя единственно возможной экзистенциальной сущностью бытия. В центре повествования – Алексей Иванович молодой учитель, 25 лет от роду. Он живет в доме генерала Загорянского в немецком курортном городе Рулетенбург. Алексей Иванович безнадежно влюблен в падчерицу Загорянского – Полину, обращающуюся с ним надменно и очень высокомерно.

Вся интрига романа закручена вокруг денег. Генерал, заложивший свое имение французскому маркизу Де-Грие, ждет вестей из Москвы о смерти своей тетушки Антонины Васильевны. Мадемуазель Бланш постоянно крутиться вокруг генеральского семейства, с нетерпением ожидая больших денег, Полина тоже нуждается в денежных средствах.

Здесь же появляется тетушка генерала, движимая страстью к игре, она проигрывает практически все свое состояние и уезжает домой на занятые у еще одного персонажа – Астлея, деньги. Лишь Астлей и Алексей Иванович живут бескорыстно одной любовью к Полине. После того как бабушка, промотав деньги, уехала, надежда Полины на наследство рассеивается. Она приходит к Алексею с просьбой достать ей 50000 франков, с тем чтобы швырнуть их в лицо Де-Грие с которым у нее была связь.

Герой кидается выполнять каприз своей любимой и выигрывает в рулетку 200000 франков. Он богат. Но Полина разочаровывается, видя, что страсть к выигрышу преобладает в нем над его чувствами к ней. Они расстаются. Главного героя тут же без особого старания соблазняет Бланш и увозит с собой. Проиграв все средства, Алексей снова играет, проигрывает, служит в лакеях, сидит в долговой яме.

Алексей встречается в Гамбурге с Астлеем, приютившем Полину, и рассказывает ему, о ее неугасшей к нему Алексею, любви. Главный герой жаждет воссоединения, но как выдержать характер и не дать опутать себя этой пагубной страсти.

В чем заключается суть романа

Достоевский в период работы над произведением познакомился со своей стенографисткой Анной Сниткиной, ставшей его женой, именно ей он пообещал никогда больше в своей жизни не играть, и свое слово сдержал. Федор Михайлович был непросто игроком, он был психологом-экспериментатором, на собственном примере и личном опыте, изучавшем себя и окружающих. Роман полностью раскрывает психологию игрока, страсти, мятущиеся в его душе.

Чтобы понять его надо полностью прочитать произведение, и только тогда можно понять все многообразие и богатство языка, которым владел Достоевский. Невозможно передать всю полноту чувств ознакомившись с романом «Игрок» в кратком содержании, чтобы познать полностью созданный автором особый мир, окунаясь в который начинаешь понимать и сочувствовать герою произведения, необходимо полностью прочитать книгу.