Борис николаевич бугаев. Интересные факты из жизни андрея белого. Андрей Белый. Биография. Что её определило

Александр Петрович Извольский - личность довольно причечательная в русской истории, поистине удивительный человек. Я успел это понять только взглянув на даты и места начала и конца его жизненного пути, вдумайтесь: 1856 год, Владимирская губерния - 1919 год, Париж. "Чтобы жил ты в эпоху перемен...", - желали когда-то кому-либо зла консервативные китайцы. А ведь между прочем жизнь интересна только если в ней есть частые перемены. Александр Петрович жил в эпоху Великих перемен. И я, как человек эпохи перемен конца 20 века, легко смог понять насколько жизнь этого блестящего дипломата, политика была насыщена, интересна. Но не только времени обязан Александр Петрович своей судьбой, но и своим именитым предкам. Большинство его предков верно служили государству на протяжении многих лет. Покойный батюшка Александра Петровича был сенатором на протяжении нескольких лет, служил в чине губернского прокурора, и вообще долгое время занимался юриспруденцией, и именно он в делах политики был поначалу наставником своим сыновьям Александру и Петру. Он дал обоим сыновьям прекрасное по тем временам образование, благодаря которому в 1875 году Александр Петрович закончил Александровский лицей с золотой медалью. Его имя было занесено на мраморную доску почета. Экзаменаторы отмечали недюжий талант юноши в юриспруденции и особенно в иностранных языках.

К концу своей жизни Александр Петрович Извольский знал довольно много языков, так как ему по роду своей деятельности приходилось бывать во многих странах мира.

Но началась трудовая жизнь еще неопытного молодого человека с родной канцелярии Министерства Иностранных Дел Российской империи в 1877 году.

Для того, чтобы добиться признания как специалиста ему пришлось долгое время работать секретарем в различных учреждениях Министерства Иностранных Дел, в подчинении у знаменитых в политической истории людей второй половины 19 века.

Трудолюбие Извольского и хорошие отзывы о нем от Лобанова-Ростовского, изложенные в рекомендациях, открыли дорогу молодому, подающему большие надежды дипломату дорогу к грандиозной карьере. В течение всего шести лет Извольский успел побывать в самых различных уголках нашей планеты, - он работал секретарем дипломатической миссии в Бухаресте (с 1882 года), служил уже в чине первого секретаря дипломатической миссии в Вашингтоне (с 1885 года). Был произведен в действительные тайные советники, что отвечало общепризнанным представлениям об успешной карьере.

Был также посланником в Ватикане, Белграде, Мюнхене, и наконец карьера привела уже опытного дипломата в столицу Японии, - Токио. По личному распоряжению императора Николая II Александра Петровича Извольского перевели в Токио, так как императору был необходим человек, способных к конструктивному решению проблем Российской Империи на Дальнем Востоке дипломатическим путем. Результаты не заставили себя ждать, - Александр Петрович предложил отказаться от сфер влияния в Корее в замен на сохранения влияния в Маньчжурии. Тут же он встретил одобрительные отзывы о своей работе от Сергея Юльевича Витте, Владимира Николаевича Ламздорфа, однако линия Александра Петровича встретила сопротивление со стороны так называемой "безобразовской клики" - группы, главным образом крупных помещиков, в России 1898-1905 годов, имевшей целью создание акционерного общества для эксплуатации естественных богатств Кореи и Маньчжурии. Они оказывали влияние на производство, проводили авантюристический внешнеполитический курс. Убедив императора во вредоносности курса Извольского, этой группе удалось снять Александра Петровича с поста руководителя дипломатической миссии в Японии осенью 1902 года. Для дипломата, бывшего в двух шагах до назначения на пост министра иностранных дел это по сути дела было провалом, но благодаря обширным связям при дворе, в дипломатических кругах (Александр Петрович Извольский был женат на дочери бывшего посла в Копенгагене К.К. Толя) Извольский получает назначение на считавшуюся тогда престижной должность посла в Копенгагене. О Токио при дворе быстро забыли, когда во время русско-японской войны 1904-1905 годов Александр Петрович договорился о беспрепятственном прохождении через датские проливы Зунда и Бельта эскадры адмирала З.П. Рождественского. Благодаря давней дружбе с Витте, хорошими отношениями с матерью императора Марией Федоровной Александр Петрович вновь оказался при дворе, и вопрос о назначении Извольского министром иностранных дел был практически решен. Мать императора Николая II, - Мария Федоровна написала письмо Николаю Александровичу с рекомендацией Извольского на пост министра иностранных дел, а также с предложением "дать стране конституционную хартию". Извольский вел давнее знакомство с Марией Федоровной и имел на нее большое влияние. Именно он предложил написать Николаю II о конституции, так как считал, что России просто необходимо в свете перехода к рыночным отношениям и индустриализации иметь соответствующее государственное устройство, и естественно всячески помогать становлению предпринимательства в России. Также Александр Петрович считал, что для успешного внутриполитического развития России просто необходимо ввести в состав правительства представителей оппозиционных власти партий либерального характера.

В дальнейшем Александр Петрович Извольский пользовался личным доверием императора Николая II. По просьбе своей жены, Александр Петрович взял отпуск для поездки по европейским странам, и для ознакомления и согласования с российскими заграничными представителями будущего внешнеполитического курса.

Среди родственников Александр Петрович пользовался большим уважением. Павел Петрович Извольский восхищался поразительным талантом своего брата к дипломатии. Он всегда поддерживал своего брата в его политических шагах, в его продвижении по служебной лестнице. Александр Петрович Извольский играл заметную роль на российской и международной политической арене. В нем сочетались кругозор и менталитет европейского государственного деятеля XX века с характерными чертами российских бюрократов прошлого столетия - дворянским снобизмом, отрицательными качествами царедворца, карьеризмом.

В дальнейшем Александр Петрович Извольский видел свою дальнейшую задачу в обеспечении мирного развития для установления внутриполитического спокойствия проведения реформ и восстановления боеспособности армии и флота. Отвергал идею войны-реванша с Японией, считая что Россия просто нуждается в пяти - десяти годах мирной жизни.

В соответствии с изменившейся международной обстановкой внешнеполитическая программа, представляемая Александром Петровичем Извольским, претерпела большие изменения. От выработки начатых еще при Ламздорфе мер по скорейшему выводу страны из кризиса и обеспечения ее национальной безопасности Александр Петрович Извольский перешел к формулированию большой национальной программы, рассчитанной на постепенное возвращение к активной внешней политике, направленной на достижение Россией доминирующего положения на мировой политической арене.

Но на практике реализация программы Александра Петровича заключалась в политике неприсоединения к противоборствующим блокам держав в Европе и стабилизации отношений с ними с помощью заключения соглашений по спорным вопросам. В этом проявились результаты упорного труда и дипломатической игры нескольких лет. Извольский уже знал о тех силах, какими располагали Германия, Англия, Франция. Он также знал, что России не суждено быть в победителях. Он был очень хорошо осведомлен о состоянии флота и сухопутной армии.

Извольский знал о том, что в сближении с Францией при дворе не все заинтересованы. В том числе и император Николай II был не склонен к союзу, так как был женат на Гессенской принцессе. Но тем не менее, он пытался провести линию на сближение, особенно когда война казалась неизбежной.

Александр Петрович впервые после многих лет обратил первым внимание на необходимости переустройства структуры Министерства Иностранных Дел, сокращения числа представителей, увеличения уровня профессиональной подготовки посланников. Но планам преобразования не суждено было выйти в жизнь. Извольский в своих планах был открыт для предложений от думцев, так как получил от Николая II разрешение в случае необходимости выступать с изложением внешнеполитических планов в Государственной Думе, стремясь к установлению взаимопонимания с руководством думских фракций на почве "общенациональных интересов". Александр Петрович был активным сторонником столыпинских реформ.

ВВЕДЕНИЕ

1. ВОСПИТАНИЕ АЛЕКСАНДРА I.

2. ХАРАКТЕР АЛЕКСАНДРА I.

3. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПЕРВЫХ ЛЕТ

4. СПЕРАНСКИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАНОВ ЦАРЯ

5. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

При обращении к предложенной нам темы, в первую очередь, встает вопрос, что понимать под политическим портретом. В результате исследования выяснилось, что понятие это столь же часто употребляемое, сколь и неопределенное.

Единственное упоминание о типологии и сущности политического портрета мы нашли у Рысковой Т.М., которое дает нам основание сделать вывод о наличии, по крайней мере, нескольких основных типов политических портретов:

    политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет;

    политико-психологический портрет;

    исторический портрет;

    политическая биография 1 .

При использовании первого варианта речь обычно идет об удовлетворении потребности пользователя в сгруппированной и верифицированной информации с акцентом на событиях и фактах политической деятельности лидера. В этом случае комментарий должен быть лапидарным, необходимо акцентировать внимание пользователя на соответствии тех или иных действий и высказываний лидера определенным моделям политико-идеологического поведения, принятым в данном обществе.

Если же используется второй вариант составления портрета, то тогда пользователь должен иметь возможность найти в нем более развернутую аналитическую трактовку идейных, политических, художественно-эстетических взглядов лидера, включая его увлечения.

В то же время исторический портрет лидера весьма интересен, если мы имеем дело с ретроспективным политическим исследованием. Первостепенное значение в нем будет уделяться хронологической последовательности тех или иных событий в политической, служебной или деловой карьере лидера, его контактов с другими людьми, оказавшими влияние на ключевые моменты его жизненного пути.

Составление политической биографии как метод портретной диагностики весьма распространен на Западе.

В отношении Александра I будет прибегнуть к третьему типу исследования. Но! Не имея возможности оценить человека непосредственно, а также обработать огромный объем существующих свидетельств современников, мы пойдем по более простому пути: прибегнем к опыту и оценке личности, проведенного авторитетными исследователями. Прежде всего, это известный историк Ключевский.

Актуальность выбранной темы определяется тем значение личности Александра I, которое опосредованно определила направление развития Российского государства на столетие вперед.

Цель работы: уяснить его политические действия в контексте конкретной исторической эпохи.

1. Воспитание александра I.

При восхождении на трон император Александр I поставил на очередь, и смело приступил к разрешению широкого круга задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личных опытов и наблюдений. Те и другие - и политические идеи и личные взгляды - были тесно связаны с воспитанием, какое получил этот император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра I, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни. Личность Александра I имела не одно местное значение: он был показателем общего момента, пережитого всей Европой. 2

Император Александр I сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся. Но он был человек более восприимчивый, чем деятельный, и потому воспринимал впечатления времени с наименьшим преломлением. Притом это было лицо историческое, действительное, не художественный образ.

Наблюдая Александра I, можно наблюдать целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое историческое лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных культурных влияний тогдашней Европы.

Александр родился 12 декабря 1777 г., от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать его в правилах тогдашней философской педагогии. Когда великий князь и следовавший за ним брат Константин стали подрастать, бабушка составила философский план их воспитания и подобрала штат воспитателей. Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец.

Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, весьма образованный человек и очень недурной писатель в либерально-политическом и сантиментально-дидактическом направлении. Наконец, общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, не блестящему, но типичному вельможе екатерининской школы. Когда великий князь и следовавший за ним брат Константин стали подрастать, бабушка составила философский план их воспитания и подобрала штат воспитателей. Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Лагарп, по его собственному признанию, принялся за свою задачу очень серьезно как педагог, сознающий свои обязанности по отношению к великому народу, которому готовил властителя; он начал читать и в духе своих республиканских убеждений объяснять великим князьям латинских и греческих классиков - Демосфена, Плутарха и Тацита, английских и французских историков и философов - Локка, Гиббона, Мабли, Руссо. Добрый и умный Муравьев подливал масла в огонь, читая детям как образцы слога свои собственные идиллии о любви к человечеству, о законе, о свободе мысли и заставлял их переводить на русский язык тех же Руссо, Гиббона, Мабли и т. д. Все это говорилось и читалось будущему русскому самодержцу в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно. 3 Высокие идеи воспринимались 12-летним политиком и моралистом как политические и моральные сказки, наполнявшие детское воображение не детскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами.

Его учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать; не задавали ни научных, ни житейских вопросов, которые бы он разрешал сам, ошибаясь и поправляясь: ему на все давали готовые ответы - политические и нравственные догматы, которые не было нужды проверять и придумывать, а только оставалось затвердить и прочувствовать. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, не воспитывали, а, как сухую губку, пропитывали дистиллированной политической и общечеловеческой моралью, насыщали лакомствами европейской мысли. Его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение. 4

Благодаря такому обильному приему политической и моральной идиллии великий князь рано стал мечтать о сельском уединении, не мог без восторга пройти мимо полевого цветка или крестьянской избы, волновался при виде молодой бабы в нарядном платье, рано привык скользить по житейским явлениям тем легким взглядом, для которого жизнь есть приятное препровождение времени, а мир есть обширный кабинет для эстетических опытов и упражнений.

С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил Александр в действительную жизнь; он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это были не только два лица, а даже два особых мира.

Принужденный говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам. Скрытность из необходимости превратилась в потребность. С воцарением отца эти затруднения сменились постоянными ежедневными тревогами: великий князь назначен был генерал-губернатором Петербурга и командиром гвардейского корпуса. Ни в чем не виноватый, он рано поселил к себе недоверие со стороны отца, должен был вместе с другими дрожать перед вспыльчивым государем.