Кто покрасил кремль в красный цвет. Цвет стен московского Кремля: исторические факты. Что такое Кремль

Свежий обзор

Лесная сказка был достаточно старый курорт и достаточно убогий в плане горнолыжных развлечений. Но в этом году все изменилось. Построили новые кресельные подъемники в количестве трех штук и еще пару бугелей и кучу трасс. Пусть они довольно просты, а те что посложнее — довольно короткие, но их очень много и они разнообразные, что дает новому курорту право на конкуренцию с и , как с лучшими и самыми большими горнолыжными курортами Казахстана.

Начну с того, что Лесная сказка — это теперь как минимум три курорта: Ой-Карагай, Апорт и сама Лесная сказка. Пока катаешься — не совсем понятно, как они переплетаются и где-что, но, думаю, если этот вопрос тщательно исследовать, то разобраться можно. Но в принципе это не важно.

Случайные записи

Продолжаю публиковать фотографии из альбома немецкого туриста в Алматы, которые были сделаны в декабре 2013-го года. На этот раз подборка с поездки на дачи и по окрестностям города. И опять это совсем не та красота, которую все мы привыкли видеть в туристских рекламах, а то, что зарубежному туристу показалось интересным или удивительным.

В общем все так, как есть. Без прикрас.

Реймс — самый крупный город региона Шампань, является 12-м по численности населения (185 тыс.человек на 2009 г.) во Франции и первым в регионе Шампань-Арденны, хотя и не является столицей провинции. Кроме Реймсского собора, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, есть еще несколько исторических достопримечательностей, но самой известной является все-таки шампанское. Самое смешное, что по пути в Реймс мы так и не увидели виноградников, возможно проскочили ночью. Когда рассвело, за окном проплывали пасторальные сельские пейзажи.

Уже как бы складывается традиция, из Штутгарта мы путешествуем во Францию. В прошлый раз в 2012 году это был Париж, а теперь автобусная экскурсия, организуемая "Russia Travels", называлась "Атлантическое побережье Франции — Шампань, Нормандия, Бретань". Выезд (тоже по традиции) ночью из Штутгартского аэропорта, но народу собралось побольше. Автобус опаздал, как и в прошлый раз, но за ним еще пришлось побегать. Почему-то им не разрешили останавливаться у главного здания, пришлось быстрым шагом идти через весь аэропорт к автобусной стоянке.

Еще один день пребывания в Штутгарте мы посвятили экскурсии в городок Эслинген-на-Неккаре, вернее, теперь это самостоятельный район, относящийся к административному округу Штутгарт. Добираться туда очень просто — на метро, или как его тут принято называть — U-bahn, номер маршрута, правда, уже не помню. Прибыли мы на эту привокзальную площадь. К моему удивлению, в Эслингене существуют троллейбусы. Это первый город в Германии, где я видела такой общественный транспорт, который довольно распространен у нас.

Болгария была первым направлением, куда мы поехали с двумя детьми. И это обстоятельство очень сильно повлияло на качество отдыха. Скажу, что это довольно тяжело. Дети любят — каждый день на море с утра и до вечера. Одних их там не оставишь, они постоянно в песке, к тому же их постоянно мажешь кремом от загара и песок к ним прилипает еще лучше. Номер тоже весь в песке, детей надо постоянно купать в то в море, то в душе и все равно все в песке. В обед они оба засыпают в кафе и потом не едят, что заказывают. Ночью они хотят есть, а в гостинице особо нечего. В каких-то поездках культурно-развлекательного плана они то спят, то устали, то им скучно. В общем, все это с одной стороны весело и смешно, с другой стороны — устаешь.

Ну и прогулки по городу всегда либо заканчивались на детских площадках, либо происходили с долгими остановками там. Об этом и расскажу — детские развлечения, в которых мы поучаствовали — не очень уж интересные и подобные наверное теперь есть везде, включая Алма-Ату, но вдруг кому-то интересно станет. Фото будет довольно много и некоторые довольно однообразные.

Вторая часть альбома про Куйбшев будет посвящена пролетариату.

О городах, как и о людях, судят по их делам. У нашего города давняя и прочная репутация труженника, мастера на все руки. Город делает станки и подшипники, башенные краны и часы, шаровые мельницы и карбюраторы, буровое оборудование и кабели связи. Посмотришь на вещи, сработанные на совесть, — не иначе живет в этом городе тульский Левша, да не один, а тысячи. На многих изделиях, поставляемых нашей страной в другие страны мира, над горделивыми словами "Сделано в СССР" красуются марки куйбышевских предприятий.

В городе представлены почти все отрасли отечественной индустрии — машиностроение, станкостроение, металлургия, энергетика, переработка нефти и газа, строительная техника и материалы, оборудование и средства связи, деревообрабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Заметим, кстати, что в старой Самаре не было ни одной.За годы Советской власти объем промышленного производства увеличился более чем в 350 раз.

В прошлый наш приезд в , музей в Старом замке не работал по случаю праздника. В этот раз дождь, можно сказать, загнал нас в Старый замок. Но, что ни делается — все к лучшему. C 21 мая 2016 года на только что отремонтированных этажах открылась экспозиция "Wahre Schätze" (Истинные сокровища) в рубрике "Античность-Кельты-Искусство". О самом замке я писать не буду, т.к. уже есть статья за 2012 год и ссылка на нее дана выше. Здесь познакомимся с музейной экспозицией. Вход в музей из внутреннего двора. Правда, в декабре дворик был поприютнее, украшен вифлиемскими звездами, лампочками и зелеными елками.

Амбер форт
Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями. Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века. Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека.

При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы. Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку, изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешёченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились но достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвящённому Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и- кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индийской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангалдар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.
На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

ДВОРЕЦ ВЕТРОВ

Дворец Ветров (Хава-и-Махал) — архитектурная жемчужина Джайпура, столицы индийского штата Раджастхан. Розовый город — так называют Джайпур за необыкновенный цвет зданий в старой, княжеской части. Розовый - цвет местного строительного камня-песчаника, из которого сооружён и Хава-и-Махал. Построил его махараджа Пратап Сингх в 1799 г. для своего гарема и женщин двора, чтобы они могли, не показываясь на публике, любоваться уличными процессиями и праздниками. Пятиэтажный фасад Воздушного дворца, глубиной всего в одну комнату, выходит на одну из главных улиц Джайпура. Трапециевидная форма фасада и оригинальные приёмы отделки создают впечатление лёгкости и устремлённости ввысь.

Во дворце небывалое количество окон и окон- фонариков, покрытых резными каменными решётками, - 953! Окна причудливо изогнуты в верхней части, а фонарики венчаются маленькими куполами. Всё это, а также множество переходов, балконов и лесенок наводит на сравнение дворца Ветров с кружевами.
Хава-и-Махал является составной частью дворцового княжеского комплекса Чандра Махал - здании и сооружений из красного песчаника в центре Джайпура. Дворец Ветров имеет и ещё одну уникальную особенность: даже в самые жаркие дни прохладный ветер продувает все его помещения. Этому способствуют необычное расположение зарешеченных окон (решётки усиливают вентиляцию) и толщина фасадной стены всего в 0,2 м. Говорят, именно это и подсказало название - дворец Ветров знаменитому на весь мир сооружению.
Воздушный дворец настолько своеобразен, что в последние годы распространилось мнение, будто на самом деле сооружение было декоративным, не предназначенным для жилья. Как бы то ни было, дворец Ветров и по сей день продолжает дарить людям возможность насладиться своей уникальной красотой.

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерное 250 мот берега.
Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения. Такой приём позволял достигнуть двух целей: во-первых, водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества; во-вторых, вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца — Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…».
В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Город Джайпур - это настоящая архитектурная жемчужина, которая пленяет сердца путешественников с первого знакомства. Если вам посчастливилось посетить этот замечательный город, то ваша экскурсия не обойдётся без осмотра одной из главных его достопримечательностей - величественного Амберского Форта (Amber`s Fort). Собственно, Амбер - это не только форт, а целый древний город, который располагается в 11 км к северу от Джайпура.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ До основания Джайпура Джай Сингхом город Амбер около семи веков (1037-1728 г.г.) служил столицей семейного клана раджпутов Качвахов. Город Амбер был возведён посреди уникальной ландшафтной местности - на высоких и неприступных скалистых грядах, и его оборонительные стены являются как бы продолжением природного окружения. Строительство крепости Амбер было начато в 1592 году военачальником императора Акбара Великого - Ман Сингхом I, и окончено лишь его преемником Джай Сингхом I.

ОПИСАНИЕ
Форт Амбер представляет собой неприступное и величественное сооружение, выстроенное из белого и красного песчаника на вершине скалы. Защитное сооружение состоит из четырёх уровней планировки, на каждом из которых расположен внутренний двор. Массивные и высокие стены форта скрывают за собой целый комплекс утончённых архитектурных сооружений, отличающихся невероятно пышной отделкой в могольском стиле. Во время экскурсии вы сможете побывать в оборудованном тысячами зеркал дворце Шиш Махал («Зеркальный дворец»), осветить который можно при помощи только лишь одной свечки. Дворцовый комплекс также включает в себя: посвящённый богине Кали храм Сила Деви, древние храмы Кала Бхайрава и Рам Харихар, украшенный двойным рядом колон зал Диван-и-Ам («Зал общественных приёмов»), Диван-и-Хас («Зал для частных аудиенций»), дворец Ман Сингха, Сух Нивас - удивительно красивое здание, в котором ветры, дующие с расположенного в дворике водного каскада, создают в помещении искусственную прохладу. Путешественники смогут осмотреть богатейшую экспозицию старинных карт, документов и оружия в музее форта, а также ознакомиться с множеством других сооружений, включающих в себя царские покои, помещения для охраны, жён и наложниц раджи. Туристы смогут полюбоваться разноцветными мозаичными панно, мраморными скульптурами, великолепной отделкой из сандалового и красного дерева, инкрустированными позолотой и слоновой костью деталями интерьера, ну а со стен форта перед ними откроется завораживающий вид на расположенное внизу озеро Маота, стройные ряды городских построек, крутые холмы и уходящие в облака горные вершины.

КАК ДОБРАТЬСЯ И ЦЕНЫ
Ежедневно от дворца Ветров в Джайпуре отходят рейсовые автобусы в Амбер, которые довозят пассажиров до подножия горного склона, на котором возвышается крепость Амбер. Время в пути - около 15-20 минут, стоимость проезда - до 10 рупий. До самого форта необходимо будет преодолеть достаточно долгий отрезок пути по крутому склону. Туристам предлагается три варианта, чтобы подняться к форту: доехать на джипе (около 600-750 рупий), прокатиться верхом на слоне (1100 Рупий), как это делали великие раджи, или же пройти этот путь пешком (около 30-40 минут).

Стоимость экскурсии составляет 400 рупий, за съёмку на фотоаппарат дополнительно снимают плату в размере 50 рупий, за видеосъёмку – 100 рупий.

Музей-крепость открыт для посещения ежедневно с 8.00 до 18.00.

Текст статьи обновлён: 29.05.2018

Готовый план путешествия по Индии вызвал у меня только одно нарекание: в большинство мест мы пребывали затемно, а значит, будет труднее торговаться с рикшами. Да и в темноте искать жилье сложно — пришлось гостиницы бронировать заранее. В Дели администратор спросонья не мог найти мою бронь в «Vivek Hotel». Заселение в Джайпуре тоже прошло не совсем гладко.


Но, обо всем по порядку. Поезд №14659 «Delhi Jaisalmer Express» прибыл на станцию Джайпур почти без опоздания: приблизительно в 12 часов ночи. Вышли на улицу и сразу были окружены кольцом галдящих моторикш, желающих, за каких-то жалких 300 рупий увезти двух белых туристов, куда им заблагорассудится. А заблагорассудилось нам попасть в чудесный недорогой отель «Rawla Mrignayani Palace», что расположен всего в полукилометре от таких раскрученных достопримечательностей Джайпура, как Городской дворец (City Palace), Дворец ветров (Hawa Mahal, Хава-Махал) и обсерватория Джантар-Мантар (Jantar Mantar). Платить 300 рупий в наши планы не входило и торговаться желания от усталости не было. Поэтому договорились с Катей, что выйдем с привокзальной площади в «город», и там уж рикши должны быть сговорчивее.

На улице цена проезда начиналась с 200 рупий, договорились же за 60 индийских рублей. Грузим поклажу и мчим по ночному городу. Однако, признаться, червь сомнения меня грызет: моторикша, как мне показалось, не совсем уверено читал адрес гостиницы (напротив отеля «Silver Art Palace» рядом с Subhash Chowk).

И точно! Отъехал километра два от вокзала, притормаживает и расспрашивает дорогу у прохожего, потом оборачивается к нам:

— У-у-у, Сэр! Отель, как оказалось, необычайно далеко! Могу завезти за 160 рупий.

— Нет, брат, мы договорились за 60…

— Ну, я же не знал. В такую даль не повезу.

— Тогда высаживай!

— Да и пожалуйста!

Моторикша, недовольно торохтя, скрывается в темноте, а мы с чемоданом и фоторюкзаком, набитым дорогущей фототехникой, остаемся у какой-то эстакады, под которой местные бомжи, закутавшиеся в тряпье, жгут костры, чтобы согреться холодной февральской ночью.

М-м-да… Говорил же мне хороший знакомый: «Кроилово ведет к попадалову!». Делать нечего, проезжающие со стороны железнодорожного вокзала рикши едут занятыми, поэтому переходим дорогу и ждем с другой стороны эстакады, в надежде вернуться к начальной точке путешествия по Джайпуру. Тут из темноты железным зелено-желтым лебедем выплывает наш спаситель-моторикша:

— Куда желаете, Сэр?

— Отель «Rawla Mrignayani Palace», 150 рупий.

— Поехали! – соглашаемся мы охотно, поскольку хочется быстрее уже лечь спать.

Вот беда! Приехали в одно место – гостиницы там нет, в другое – тоже. Рикша несколько раз останавливался и спрашивал у редких ночных прохожих – не может найти.

Как назло, ваучер бронирования я не распечатал, и даже не скачал на нетбук, а сим-карту индийскую мы не купили, навигатора на телефоне у водителя нет, приложение Maps.me, почему-то, не подключается к спутникам.

В общем, заехали в какие-то трущобы, остановились и… такое чувство, что рикша сейчас скажет: «Да пропади пропадом ваши 150 рупий, я уже на 300 накатал. Освободите транспортное средство, господа белокожие туристы!»

Нет, он не сдался. А я открыл карту в Maps.me и, без соединения со спутниками, показал крупным планом, как добраться к «Rawla Mrignayani Palace». Вот так, во втором часу ночи мы все же нашли свою гостиницу.

Экскурсия в Форт Амбер (Amber Fort, Amer Fort)

Отель «Rawla Mrignayani Palace» действительно похож на дворец. И стены розовые, как везде в Джайпуре, и архитектура – арки, как и в многих индийских старинных городах.

Спалось хорошо. Утром обратил внимание, как плотно закрыты все ставни, открыл дверь и понял причину: прямо под окнами — стая макак. Не закроешься, утащат еще документы! Время завтрака мы проспали, администратор предложил выбрать из меню. Ай, не хотим! Найдем покушать на улице…

Как бы не так! Вдоль дороги — одни лишь мастерские да неприглядные магазинчики. Прошли, наверное, километр, пока нашли квартал с ужасного вида ресторанами… Ну, время тикает, на осмотр Джайпура у нас лишь полдня, поэтому капризничать нечего, и завтракать пришлось в таком антисанитарном месте, что до сих под содрогаемся. И удивляет, что у нас не было проблем с животом.

По отзывам туристов, доехать к этой крепости на автобусе совсем не оставляет труда: рядом с площадью у Дворца ветров (Хава-Махал) находится автобусная остановка обычных ПАЗиков. Проезд стоит 20 рупий, но нам уже некогда искать остановку, едем в Амер на моторикше (150 рупий — минут 10-15 в пути, переплатили явно).

Честно признаюсь, форт Амбер был тем спусковым крючком, из-за которого я вообще решился ехать в Индию еще в первый раз, осенью 2015 года. Откройте отчет Миши Шмакова (ссылка внизу): янтарные стены, изумрудные холмы с извивающейся «Китайской стеной», черно-синее грозовое небо и стая птиц над башнями цитадели… Вот что растопило мое сердце и заставило купить билеты в Дели…

Дорога к форту Амбер пролегает через живописные холмы. По пути справа виден Дворец на воде (Джал-Махал, Jal Mahal), на берегу озера – бесчисленная стая пеликанов, высоченные верблюды катают туристов. Ребята, в Джайпуре мне нравится в 2 раза больше, чем в Дели. Очень красиво!

Не доезжая с полкилометра до входа, рикша сделал остановку, чтобы я запечатлел знаменитый вид крепости Амбер.

Прямо подо мною обрыв. Если хотите снять восхитительное фото Амбера, приезжайте сюда в режимное время, от входа вернитесь вот к этому месту, но на берег озера, и сфотографируйте кадр с отражением крепости в воде. Вот тогда будет «ах, красота»!

Над Амбером возвышается форт Джайгарх (или Джейгар, Jaigarh Fort), в него мы тоже обязательно попадем, поднявшись по крепостной стене.

В моих записях, собранных, при подготовке поездки в Индию, отмечено: вход 50 рупий для иностранных туристов, фотосъемка — 70 рупий. Время работы форта Амбер: с 9:30 до 16:30. Странно, но касс на входе не оказалось, прошли свободно.

Скажу так: несмотря на обилие туристов, атмосфера здесь царит какая-то особенная, и находиться у подножья этих холмов и древних стен очень приятно. Жаль только, что приехали в Джайпур на один день, не успели подняться вон на ту гору с крепостной стеной и сторожевыми башнями. Вид, должно быть, оттуда неординарный.

Аттракцион для туристов – въезд в форт Амер верхом на слонах. Когда мы поднимались, по-видимому, было уже слишком жарко – сверху лишь возвращались «пустые» погонщики.

Крепость Амбер изначально была столицей государства, до того, как ею стал Джайпур. Возведение началось при радже Ман Сингхе I (на берегу озера Maotha Lake в 1592 году). Позже сооружение было перестроено и расширено при Махарадже Савай Джай Сингх II.

Э-хе-хе, к сожалению, во второй половине дня, мы запланировали экскурсию во Дворец ветров, поэтому не успели подняться на вершину того холма сзади. А очень хотелось! Привез бы из Джайпура фотки с необыкновенным ракурсом на обе цитадели.

Не совсем мы разобрались в хитросплетениях архитектуры форта: где-то шла реконструкция, где-то ресторан, где-то у «зеркальных ворот» сидел охранник и чуть не отлупил меня палкой, когда я попробовал их сфотографировать.

В 2013 году архитектурный комплекс крепости был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО, о чем свидетельствует табличка.

В общем, побродили, поглазели на замечательную архитектуру и на туристов, приехавших сюда, наверное, со всей Индии.

Пора подниматься ко второй достопримечательности в нашем списке, для этого спускаемся к озеру Маотха и, по крепостной стене, которая на гугл-картах называется, почему-то Сагор-Роуд (Sagawr Rd), начинаем восхождение под палящими лучами раджастханского солнца.

Как мы карабкались к форту Джайгарх

Если сравнивать по степени увлекательности экскурсии в Дели и в форт Амбер в Джайпуре, то во втором было в 2 раза интереснее, чем в столице. А восхождение по крепостной стене к форту Джайгарх – это вообще один восторг.

Как только вы отходите от основной лестницы к озеру Маотха (Maotha Lake) и к садам Кесар Кьяри (Kesar Kyari Garden), гул туристов стихает, остаются лишь природные звуки: птицы, кузнечики в траве, теплый ветерок. Поднимаемся на крепостную стену и потихоньку движемся вверх, непрестанно ахая, озирая живописные окрестности.

Где-то посередине пути встречаем восседающую на зубцах обезьяну. Во время экскурсии в национальный парк в Таиланде, мы чуть не подрались со стаей грозных приматов, поэтому относимся к ним с опаской. Пришлось спуститься в буш поискать палку для самозащиты.

Лангур сидел и смотрел по сторонам, полностью игнорируя наше присутствие. И глазом не повел, даже когда мы по краю стены осторожно шли мимо. И только презрительно посмотрел вслед, когда мы его миновали.

Ну, друзья мои, подниматься, не смотря на жару, стоило! Где еще вы увидите такую красотищу?

Снимок 15. Вид на форт Амбер. Позади — «Великая Китайская стена Индии». Отчеты о самостоятельных экскурсиях. 1/800, -0.67, 8.0, 100, 70.

Вход на территории форта Джайгарх платный: цена билета — 200 рупий с иностранного туриста. Время работы: с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Ах, как там приятно ходить! Людей почти нет, вид на окрестности умопомрачительный. Мысленно переносишься в Средневековье…

Форт Джайгарх построен махараджей Савай Джай Сингхом II в 1726 году. Он расположен на горе, называемой Chell ka Tella (Холм Орлов), хорошо виден всем, кто въезжает в Джайпур.

Во времена Великих моголов, расположенный в 240 км от столицы, он стал основным литейным заводом по изготовлению пушек и хранению военной амуниции. Жаль, что перед путешествием в Индию мне не попалась на глаза статья о том, что сейчас в этой крепости установлена индийская Царь-пушка Джайвана (Jaivana cannon).

В путеводителях пишут, что она — крупнейшая в мире из выполненных на колесах. Размеры ствола — 6.5х2.2 метра, что больше орудия в Кремле (5.34X1.2 метра). И стреляла она, в отличие от нашей, один раз в своей истории, правда то был пробный выстрел.

На территории комплекса имеется несколько дворцов: (Laxmi Vilas, Lalit Mandir, Vilas Mandir и Aram Mandir).

Любителям старины особое удовольствие составит бродить по узким коридорам и лестницам, похожим на древнюю тюрьму.

Честно говоря, в форт Джейгар мы полезли в первую очередь за каноническим, открыточным видом на озеро Хануман Сагар (Hanuman Sagar Lake).

Похоже, что красоты Раджастхана нравятся не только людям, но и более древним обитателям здешних земель.

Только сверху можно понять, что в форте Амер мы посетили лишь небольшую часть территории, остальное осталось «за кадром».

Внизу лежит одноименный город Амер, мне он напомнил голубой город Джодхпур – тоже в Раджастхане, и хочется побывать там в будущем.

Во всех путеводителях по Джайпуру пишут, что на территории крепости Джейгар есть подземное водохранилище и, по слухам, там хранились несметные богатства династии Каччава, правившей этим регионом многие столетия. Так вот, слухи были настолько убедительны, что в 1977 году по указу тогдашнего премьера-министра Индиры Ганди, в форт направилась делегация для поиска клада, но владелица крепости Махарани Гаятри-Деви (последняя королева Джайпура) этому воспротивилась. И тогда в Джайгарх направили войска.

Поиски продолжались 3 месяца, но, как было объявлено, не увенчались успехом. Когда армейские части отступали, дорога от Джайпура до Дели была закрыта в течение трех суток, и злые языки говорили, что видели, как по ней курсировали грузовики, направляющиеся в резиденцию премьер-министра. Ответ на вопрос, были ли в форте Джайгарх сокровища, так и будоражит до сих пор индийские головы.

Находившись вдоволь по территории крепости, сняли на память высоченного дромадера и устремились вниз, не забывая по пути фотоохотиться на местную живность.

В 17:10 отправлялась наша электричка из Джайпура в Бхаратпур, где находится птичий заповедник Кеоладео Гхана (Keoladeo Ghana National Park). До этого времени мы еще успели глянуть на Дворец на воде (Джал-Махал) и Дворец ветров (Хава-Махал), но об этом я расскажу в следующей части отзыва.

Что ж, друзья, сегодня вы узнали, как добраться к крепостям Амбер и Джайгарх в Джайпуре, сколько стоят билеты и в какое время открыты эти достопримечательности, увидели их фотографии. Теперь вы готовы к самостоятельной экскурсии по «Золотому треугольнику Индии». Если будете путешествовать по нашим стопам, то пишите, пожалуйста, в комментариях свежие «вести с полей» — другим туристам пригодится, и себе карму почистите. До встречи на страницах сайта!

Сегодня расскажем о форте Амбер . Форт Амбер расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастанского форта, стоит на плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (крепость Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру.

Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

История и архитектура форта Амбер

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джай Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады.

Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Достопримечательности форта Амбер

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джай Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями, предназначенными, скорее, для всадников на конях, чем для пешеходов.

За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. После Ворот Солнца следуют Чандра Пол (Ворота Луны), которые ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к храму Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника.

Примечательно, что капители колонн сделаны в форме голов слонов, их воздетые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота - Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу).

На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир - его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом.

Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джай Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джай Нивасе расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), а также диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками.

При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастане во время правления раджпутов - княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

На самом верху Джай Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джай Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.