То академик то герой. «То академик, то герой То мореплаватель, то плотник. Смотреть что такое "И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник" в других словарях


В галерее героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль играют женские образы. Они являются катализаторами выявления характеров и чувств главных персонажей. Одним из центральных героев романа является Анна Сергеевна Одинцова, она смогла вдохнуть любовь в душу Евгения Базарова. Образ и характеристика Анны Одинцовой с цитатами в романе Отцы и дети приведенные далее, помогут разобраться в особенностях характера и мотивах поступков этой женщины.

Детство

Оставшись сиротой с младшей сестрой, Анна Сергеевна пригласила к себе пожить пожилую и ворчливую тетушку. Безрадостное существование в деревне угнетало ее, порой казалось, что вся жизнь пройдет в глуши. Однажды ее случайно увидел Одинцов, их богатый сосед. Он увлекся Анной и предложил стать его женой. Нежных чувств Анна Сергеевна к мужу не испытывала, была лишь благодарность. После смерти мужа Одинцова получила в наследство большое состояние, свободу и независимость.

Одинцова и Базаров

Внешность Анны Сергеевны была примечательной, она выгодно отличалась на фоне остальных женщин на балу у губернатора:

«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Базаров при встрече с ней сразу отметил, что она очень интересный «экземпляр». У Анны Сергеевны возник несомненный интерес к личности Евгения Базарова, ей было интересно общаться с ним, спорить и кокетничать. Безумный напор страсти Евгения напугал женщину, она поняла, что рискует лишиться покоя и стабильности, к которым привыкла. Это стало решающим фактором гневного отказа молодому человеку. Одинцова не могла испытывать серьезных и глубоких чувств ни к кому и ни к чему. Базаров характеризует ее неспособность к чувствам:

«Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».

Узнав, что Евгений находится на пороге смерти и желает видеть ее, Анна приехала к нему вместе с доктором. Но в себе она не нашла чувств к Базарову. Ничего, что могло принести успокоение умирающему

«Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила - мгновенно сверкнула у ней в голове».

Заключение

В финале романа Одинцова вновь становится супругой нелюбимого человека, к выбору мужа она подошла практически. Суженым стал перспективный мужчина, который гарантировал воплощение ее честолюбивых замыслов.

Предварительный просмотр:

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

А) Н.Г.Чернышевскому

Б) Н.А.Некрасову

В) Н.А.Добролюбову

Г) В.Г.Белинскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

В) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

б) последовательная

в) параллельная

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

В) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

« Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг»

а) В. Г. Белинскому б) Н. Г. Чернышевскому

в) М. А. Антоновичу г) Д. И. Писареву

12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А. С. Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм б) сентиментализм

в) романтизм г) реализм

15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха

б) Ясная поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Мураново

16. По происхождению И. С. Тургенев был:

а) дворянином

б) мещанином

в) разночинцем

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

а) январь 1840 г.

б) март 1849 г.

в) май 1859 г.

г) сентябрь 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?

а) Аркадий Кирсанов

б) Павел Петрович Кирсанов

в) Анна Сергеевна Одинцова

г) Николай Петрович Кирсанов

20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

а) Е. В. Базарова

б) П. П. Кирсанова

в) Аркадия Кирсанова

г) Н. П. Кирсанова

21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова

б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди

г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?

а) прогресс

б) либерализм

в) романтизм

г) «принсипы»

23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою

24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.

а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение

в) цинизм г) прагматизм

25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?

а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова

а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны

б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время

в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда

г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

27. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

а) герой вызывает презрение

б) герой вызывает сочувствие

в) герой обрисован иронически

29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?

Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона... Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...

а) эстетическую

б) социальную

в) философскую

г) психологическую

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. а- б б- в в-г г- а

10 выбрали

Она поразила его белизной свой кожи и золотом волос…
Он считал ее воплощением жизнерадостной греческой нимфой…
Их брак был сделкой, но они привнесли в жизнь друг друга искусство: он – возможность получать самые выгодные заказы и, что намного важнее, - вдохновение, а она – искренне любящего, боготворящего ее мужа

Она

Она выросла в семье адвоката, ученого и "по совместительству" бургомистра нидерландского города Леувардена Ромбертуса ван Эйленбурга. Саския была младшей дочерью бургомистра.

К сожалению, когда Саскии исполнилось 12 лет, ее мать скончалась, и воспитанием девочки занялись ее старшие братья и сестры, благо их было предостаточно: в семье было восемь детей.

Девушка ни в чем себе не отказывала – семья не бедствовала и могла обеспечить Саскию всем, что только душа пожелает.

Недаром девушка считалась завидной невестой – приданое, которое давал за ней Ромбертус, заставляло женихов выстраиваться в очередь. Но повезло только ему…

Он

Его назвали в честь… бабушки . Обладавшая хорошим воображением мама художника, легко вышла из положения, "преобразовав" женское имя Ремеджия в мужское Рембрандт, оставив первые три буквы имени бабушки и добавив к ним окончание мужского рода "брандт". У него тоже было семеро братьев и сестер.

Он любил родной дом и в последующие годы с огромным удовольствием вспоминал время, проведенное в нем.

После окончания Латинской школы Рембрандт с легкостью поступил в Лейденский университет, где занялся изучением права и теологии. А уже к 18 годам у него и его друга Ливенса уже была собственная мастерская.

А еще через семь лет Рембрандт – уже модный молодой портретист, на чьем счету не только портреты, но и исторические полотна. Он переезжает в Амстердам, где и встречает ее…

Они

Они познакомились в гостях у кузины Саскии и ее мужа – друга Рембранта – Хендрика ван Эйленбурга.

Саския буквально сразила известного художника . Золото ее рыжих волос и матовая, светящаяся изнутри кожа – девушка непременно должна стать жемчужиной его полотен, в темных, приглушенных тонах.

В том же 1633 году художник сватается и получает родительское благословение Саскии. Свадьба состоялась 22 июля следующего года.

Они вместе обустраивают свое родовое гнездо, наполняя дом антикварными вещами, полотнами Рафаэля, гравюрами Микеланджело. И параллельно дурачась, словно пара влюбленных подростков. Саския оказалась легкой на подъем, готовой разделять все занятия мужа. Ведь она была любима…

Рембрандт буквально обожал жену: осыпал драгоценностями, наряжал в бархат и парчу. Саския любила позировать и под влюбленным взглядом мужа буквально расцвела. И все бы хорошо, но…

Из четырех детей четы Ван Рейнов переживет мать, но не отца, только сын Титус .

После смерти Саскии в 1642 году, Рембрандт почти 12 лет хранил ей верность.

Мысли вслух . Как-то принято считать, что судьба настоящего великого художника/поэта/музыканта должна быть непременно трагической. Однако… Семья Ван Рейнов тому обратное доказательство. Безусловно, баланс был соблюден – с наследниками было трудно. Но в целом, и Рембрандт, и Саския до последнего дня друг в друге души не чаяли. Не это ли истинное вдохновение?

Честно признаться, я осторожно отношусь к самодостаточным парам. Особенно творческим – стараюсь держать дистанцию. Как вы думаете, почему иногда хочется радоваться за их явное, неподдельное счастье на расстоянии?

«Тургенев биография» - Современники 2 (3 ума). Роман «Отцы и дети» 3 (5 умов). Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. Некоторые фразы Базарова стали крылатыми. Роман «Отцы и дети» 2 (3 ума). Кто из героев романа «Отцы и дети» изображен ниже? Кого же называл своим учителем Тургенев? Что же послужило поводом для ареста писателя?

«Краткая биография И.С.Тургенева» - Жизнь за границей. Могила И.С.Тургенева. Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Тургенев. И.С.Тургенев в Петербурге. И.С.Тургенев в Германии. Творчество Тургенева в произведениях художников. Записки охотника. Творчество. Жизнь в России. И.С.Тургенев в Москве. Стихотворение в прозе. Тургенев во Франции. Отцы и дети.

«Биография И.С.Тургенева» - Биография писателя. Московский университет. Отцы и дети. Русский писатель. Дата рождения. Записки охотника. Материалы биографии. Сближение Тургенева с Полиной Виардо. Серия Тургеневских романов. Петербургский университет. Иван Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника». Исторические события. И.С. Тургенев.

«Биография и творчество Тургенева» - Родовое имение. Старинный замок на берегу Рейна. «Стихотворения в прозе». История Аси. Романы Тургенева. Мотив любви. «Записки охотника». Влияние М.Ю.Лермонтова. Какая тайна окружает Асю. Биография И.С.Тургенева. Годы учёбы. Начало творческой деятельности. Петербургский университет. История взаимоотношений Аси и рассказчика.

«Полина Виардо и Тургенев» - По некоторым данным, таких писем существует около 500. Когда Вы здесь, моя радость спокойна…». Н.А.Тучкова-Огарёва. После смерти писателя Виардо много сделала для сохранения памяти о нем. Виардо исполняла роль Розины в опере «Севильский цирюльник». Дом тургенева в буживале. И тургенев, и полина виардо были неплохими рисовальщиками.

«Годы жизни Тургенева» - Станкевич! Светлые воспоминания. Философские раздумья над основными вопросами бытия. XIX - Поиски. Естественна. И.А.Гончаров – И.С.Тургеневу. 10 февраля 1868 г. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. XXI Утро после свидания. Осознает двойственность своего положения.

Всего в теме 28 презентаций

Несколько дней спустя состоялся бал у губернатора. Матвей Ильич был настоящим «героем праздника», губернский предводитель объявлял всем и каждому, что он приехал, собственно, из уважения к нему, а губернатор даже и на бале, даже оставаясь неподвижным, продолжал «распоряжаться». Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. Он ласкал всех — одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался «en vrai chevalier français» перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одиноким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его «племянничком», удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что «я...» да «ссьма»; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: «Enchanté». Народу было пропасть, и в кавалерах не было недостатка; штатские более теснились вдоль стен, но военные танцевали усердно, особенно один из них, который прожил недель шесть в Париже, где он выучился разным залихватским восклицаньям вроде: «Zut», «Ah fichtrrre», «Pst, pst, mon bibi» и т.п. Он произносил их в совершенстве, с настоящим парижским шиком , и в то же время говорил «si j"aurais» вместо «si j"avais», «absolument» в смысле: «непременно», словом, выражался на том великорусско-французском наречии, над которым так смеются французы, когда они не имеют нужды уверять нашу братью, что мы говорим на их языке, как ангелы, «comme des anges». Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал: они оба поместились в уголке; к ним присоединился Ситников. Изобразив на лице своем презрительную насмешку и отпуская ядовитые замечания, он дерзко поглядывал кругом и, казалось, чувствовал истинное наслаждение. Вдруг лицо его изменилось и, обернувшись к Аркадию, он, как бы с смущением, проговорил: «Одинцова приехала». Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. — Вы с ней знакомы? — спросил Аркадий Ситникова. — Коротко. Хотите, я вас представлю? — Пожалуй... после этой кадрили. Базаров также обратил внимание на Одинцову. — Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа. Дождавшись конца кадрили, Ситников подвел Аркадия к Одинцовой; но едва ли он был коротко с ней знаком: и сам он запутался в речах своих, и она глядела на него с некоторым изумлением. Однако лицо ее приняло радушное выражение, когда она услышала фамилию Аркадия. Она спросила его, не сын ли он Николая Петровича? — Точно так. — Я видела вашего батюшку два раза и много слышала о нем, — продолжала она, — я очень рада с вами познакомиться. В это мгновение подлетел к ней какой-то адъютант и пригласил ее на кадриль. Она согласилась. — Вы разве танцуете? — почтительно спросил Аркадий. — Танцую. А вы почему думаете, что я не танцую? Или я вам кажусь слишком стара? — Помилуйте, как можно... Но в таком случае позвольте мне пригласить вас на мазурку. Одинцова снисходительно усмехнулась. — Извольте, — сказал она и посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев. Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Матвей Ильич приблизился к ней с величественным видом и подобострастными речами. Аркадий отошел в сторону, но продолжал наблюдать за нею: он не спускал с нее глаз и во время кадрили. Она так же непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей; самые складки ее платья, казалось, ложились у ней иначе, чем у других, стройнее и шире, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда, при первых звуках мазурки, он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова. Но он робел и волновался недолго; спокойствие Одинцовой сообщилось и ему: четверти часа не прошло, как уж он свободно рассказывал о своем отце, дяде, о жизни в Петербурге и в деревне. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер; болтовня его прерывалась, когда ее выбирали кавалеры; Ситников, между прочим, пригласил ее два раза. Она возвращалась, садилась снова, брала веер, и даже грудь ее не дышала быстрее, а Аркадий опять принимался болтать, весь проникнутый счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое... — С кем вы это стояли, — спросила она его, — когда господин Ситников подвел вас ко мне? — А вы его заметили? — спросил, в свою очередь, Аркадий. — Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель. Аркадий принялся говорить о «своем приятеле». Он говорил о нем так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно на него посмотрела. Между тем мазурка приближалась к концу. Аркадию стало жалко расстаться с своей дамой: он так хорошо провел с ней около часа! Правда, он в течение всего этого времени постоянно чувствовал, как будто она к нему снисходила, как будто ему следовало быть ей благодарным... но молодые сердца не тяготятся этим чувством. Музыка умолкла. — Merci, — промолвила Одинцова, вставая. — Вы обещали мне посетить меня, привезите же с собой и вашего приятеля. Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить. Губернатор подошел к Одинцовой, объявил, что ужин готов, и с озабоченным лицом подал ей руку. Уходя, она обернулась, чтобы в последний раз улыбнуться и кивнуть Аркадию. Он низко поклонился, посмотрел ей вслед (как строен показался ему ее стан, облитый сероватым блеском черного шелка!) и, подумав: «В это мгновенье она уже забыла о моем существовании», — почувствовал на душе какое-то изящное смирение... — Ну что? — спросил Базаров Аркадия, как только тот вернулся к нему в уголок, — получил удовольствие? Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа — ой-ой-ой; да барин-то, кажется, дурак. Ну, а по-твоему, что она, точно — ой-ой-ой? — Я этого определенья не совсем понимаю, — отвечал Аркадий. — Вот еще! Какой невинный! — В таком случае я не понимаю твоего барина. Одинцова очень мила — бесспорно, но она так холодно и строго себя держит, что... — В тихом омуте... ты знаешь! — подхватил Базаров. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое? — Может быть, — пробормотал Аркадий, — я об этом судить не могу. Она желает с тобой познакомиться и просила меня, чтоб я привез тебя к ней. — Воображаю, как ты меня расписывал! Впрочем, ты поступил хорошо. Вези меня. Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у ней такие плечи, каких я не видывал давно. Аркадия покоробило от цинизма Базарова, но — как это часто случается — он упрекнул своего приятеля не за то именно, что ему в нем не понравилось... — Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса. — Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. Разговор на этом прекратился. Оба молодых человека уехали тотчас после ужина. Кукшина нервически злобно, но не без робости, засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратил на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер. Этим поучительным зрелищем и завершился губернаторский праздник.